Слайд 2Костанайский строительный колледж
Костанай, 2008г.
Казахская литература
Хасенов Данияр БаЙболович
Слайд 3Содержание
Введение Первая поэма человечества Книга отца нашего Коркута Махмут кашгари Абу Наср аль-фараби Ахмет Яссави Асан Каигы Мухамед Хайдар Дулати Кадыргали Жалаири Бухар Жырау Толе Алибекулы Казыбек Би Аитике Би Знаменитые деятели среднего жуза Земля казахов
Слайд 4Введение
Казахская литература формировалась в течение длительного времени. Ее традиции восходят к далекому историческому прошлому – общему для развития многих литератур мира, в частности, к прототюркской и тюркской литературам. Очагами цивилизации в древнем мире были долины крупнейших рек: Нила, Инда, Тигра и Ефрата. Здесь, последовательно сменяя друг друга, возникали и развивались древние государства Шумер, Аккад, Персия и др. Не менее важным по вкладу в мировую культуру и литературу очагом цивилизации была так называемая Великая степь кочевых народов. В Великой степи тоже одни народы сменяли другие: уходили с исторической арены скифы (саки), появлялись сарматы, савроматы, затем гунны. Долины рек Орхона и Енисея, Иртыша и Урала, Днепра и Дуная становились центрами архаических государственно-племенных объединений. В древнюю эпоху жизнь этих кочевых народов и государств отражалась в первую очередь в письменных памятниках соседних народов Междуречья, Древней Греции, Древнего Китая. Литературными памятниками этих древних государств и народов являются эпос шумеров «Сказание о Гильгамеше», созданный, как предполагают ученые, в XYI веке до н. э., священная книга древних иранцев «Авеста» (1 тыс. до н. э.), труды греческого историка Геродота, донесшего до нас сведения о философе из Скифии Анахарсисе, о массагетской царице Томирис и т. д. VIII-I века до н.э. и первые пять веков н. э. Принято считать прототюркским периодом казахской литературы. Собственно тюркская литература возникла в VI-VIII веках н.э. Дошедшие до нас литературные памятники этой и более поздней эпох отражают жизнь , быт, обычаи, традиции, культуру, миропонимание, религию, фольклор предков современных казахов и других тюркских народов. С этого времени и вплоть до XIV века литературные памятники, созданные народами, населявшими громадные пространства Великой степи, носят общетюркский характер, их просто невозможно отнести к тому или иному тюркскому народу. Написанные на арабском, латинском, согдийском, древнетюркском, китайском, фарси и других языках, они являются памятниками тюркской и одной из наследниц – казахской литературы по географическому, этническому, культурному, историческому признакам. Со временем стали формироваться отдельные тюркские этносы, в том числе и казахский. В XIV веке образовалась Казахская орда – первое казахское государство. С этого времени начинается собственно казахская литература, у истоков которой стояли Асан Кайгы и Казтуган жырау.
Слайд 5Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше»
Одним из первых художественных письменных произведений является «Поэма о Гильгамеше». Это эпос шумеров, созданный в XXVI веке до н.э. Шумерский эпос о Гильгамеше был унаследован аккадскими государствами Вавилоном и Ассирией. В поэме два героя: Гильгамеш - царь города Урука и Энкиду – степняк, богатырь, сотворенный богами для соперничества с Гильгамешем. В эпических текстах Гильгамеш – сын урукского правителя Люгальбанды и богини Нинсун. Энкиду – (тюрк. «энкейды»-поклоняющийся) первый в истории мировой культуры образ-персонаж прототюрка, жителя Великой степи. До нас дошли пять шумерских поэм об урукском правителе: «Гильгамеш и Агга» - о борьбе Гильгамеша с Аггой, правителем шумерских городов. «Гильгамеш и гора бессмертия» - о походе молодых воинов во главе с Гильгамешем за кедрами, чтобы добыть себе славное имя, о борьбе героя и его войска с хранителем кедров
чудовищем Хувавой (Хумбабой). «Гильгамеш и небесный бык» - о победе над чудовищным небесным быком. «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» о том, как Гильгамеш убивает исполинскую птицу Анзуду и змею, поселившихся на волшебном дереве хулуппу в саду богини плодородия, покровительницы Урука Инанны. Из корней этого дерева Гильгамеш делает «пукку» и «микку» (по предположению ученых, барабан и барабанные палочки),которые чуть позже провалились в подземный мир. Энкиду – в шумерских сказаниях является слугой Гильгамеша- берется вызволить пропавшие вещи из подземного мира. «Гильгамеш в подземном мире». Существует три версии аккадской поэмы о Гильгамеше. Наиболее полной из них является поэма «Сказание о Гильгамеше», автором которой считают урукского заклинателя Синликеуннинни. Она изложена в двенадцати песнях на глиняных «таблицах». Последняя песня представляет собой дословный перевод шумерской поэмы «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир»
Слайд 6Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут)
«Книга отца нашего Коркута» — литературный, эпический памятник тюркских народов, отразивший его историю, быт, обычаи, образ мыслей и характеры. Сказания Коркута складывались в VII—VIII веках в среде огуз-кыпчакских племен, живших на берегу Сырдарьи. Передаваясь от поколения к поколению в течение столетий, они и по сей день не потеряли своего литературного, исторического, этнографического значения.
Коныр – музыка Коркута
Прежде всего интересна сама личность Коркута. Сведения, основанные на исторических фактах и «преданиях старины глубокой», гласят, что Коркут, живший в VIII веке около Сырдарьи, был легендарной личностью. Он был полководцем, известным сказителем, талантливым музыкантом и мудрым наставником. Благодаря своему происхождению (мать — из племени кыпчаков, отец — огуз), Коркут принадлежит как кыпчакам, так и огузам. Исторические материалы также свидетельствуют о том, что долгое время мудрый старец был государственным деятелем, советником при трех правителях. О том, что он был непревзойденным музыкантом, свидетельствуют сохранившиеся в народной памяти музыкальные произведения Коркута «Кюй Коркута», «Мелодия Коркута» и другие. Известные казахские акыны, певцы считали Коркута своим учителем. Согласно народным преданиям, Коркут искал для своего народа землю обетованную, жил долго и, хотя пришел к печальному заключению о том, что все имеет свой конец и обрел он бессмертие в музыке, мелодиях кобыза. И мечты его сбылись. Бессмертие обрели его творения: кюй, слова-назидания, сказания, пережившие I тысячелетие и снискавшие всемирную славу. До нашего времени дошли только два варианта рукописи «Книга отца нашего Коркута». Один из них хранится в Дрезденской городской библиотеке, надпись на ее титуле гласит: «Книга отца нашего Коркута» на языке племени огузов». Дрезденская рукопись включает 12 сказаний — огуз-наме.
Слайд 7МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — великий филолог, автор «Диван лугат ат-турк» — первого толкового словаря на тюркском языке, известный путешественник. «Диван лугат ат-турк» является не только толковым словарем, но и подлинной энциклопедией народной жизни тюрков того периода. В качестве иллюстраций для пояснения значения слов автор умело использовал стихи, и песни, сказки и легенды, пословицы и поговорки.
О Махмуде Кашгари сохранилось мало достоверных сведений. Известно, что родился он в одном из культурных центров средневековья, в городе Баласагун. Он принадлежал к высшим кругам караханидской знати.Отец Махмуда был эмиром, правителем города, ко вре мени рождения сына переселился в Кашгар, отсюда происхождение фамилии ученого. Будущий ученый основы знаний получил в Баласагуне и Кашгаре, затем продолжил обучение в Самарканде, Бухаре, Нишапуре, Мерве и Багдаде. В годы учебы он особенно интересовался арабской философией, арабской и персидским языками, восточной поэзией. В течение длительного периода Махмуд Кашгари изучал язык, фольклор, этнографию тюркских племен, их историю и обычаи. С этой целью он путешествовал, объездил огромную территорию от Кашгара, Семиречья, Хорезма, Мавераннахра, Древнего Рима, где проживали тюркские племена и собрал ценнейший материал, который обобщил в своем главном труде. Вот что об этом пишет сам Кашгари: «Хотя я происхожу из тюрок, которые говорят на самом чистом языке, ...которые по происхождению и роду своему занимают самое первое место..., я пядь за пядью исходил все степи тюрок. Я полностью запечатлел в уме всю живую рифмованную речь тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов... И вот эту книгу — после столь долгого изучения и поисков — я написал самым изящным образом, самым ясным языком...» «Словарь тюркских наречий» — общее духовное наследие всех тюркоязычных народов. В этом словаре из всего многообразия лексики отобраны 6000 слов, понятные для всех тюрков. Вошедшие в словарь слова, пословицы, стихи дают полное представление об образовании новых слов, о правилах синтаксической сочетаемости.
Слайд 8Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг.) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан ибн Узлач аль-Фараби ат-Турки – величайший ученый, философ, математик, астроном, музыкант и врач, широко известный на мусульманском Востоке как «Второй Учитель» (после Аристотеля). Будущий Великий ученый родился в городе Фараб на Сырдарье, в семье одного из тюркских племен, которое впоследствии вошло в этнический состав казахского народа. Он происходил из
семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина «тархан», употребляемого в этом значении в памятнике Кюльтегину. Известно, что город Фараб позже стал называться Отраром, развалины которого сейчас находятся в Южно-Казахстанской области. «В Отраре имелась библиотека, легенда о которой говорит, что она по числу книг была второй после знаменитой Александрийской библиотеки». Отрар X—XII вв. был крупнейшим экономическим и культурным центром на юге Казахстана. Не случайно, что из этого города вышли знаменитые ученые, поэты, музыканты, носившие также имя аль-Фараби. А именно: Абу Ибрагим Искан аль-Фараби, Исмаил аль-Жаупари аль-Фараби, Бурхан ад-Дип Ахмад аль-Фараби, Абу-л-Касым аль-Фараби, Махмуд аль-Фараби, Кауам ад-Дин аль-Фараби, Маула Мухаммад аль-Фараби, Бадр ад-Дин аль-Фараби, Исмаил аль-Хусайни аль-Фараби. Имя Абу Насра аль-Фараби прочно вошло в историю мировой науки и культуры. Он оставил после себя богатое научное наследие, охватывающее самые различные отрасли знаний. Ученый написал около 160 трактатов по философии, этике, эстетике, логике, лингвистике, литературоведению, музыке, математике, физике, астрономии и другим наукам. Имя аль-Фараби прославили такие труды, как «Слово о классификации наук», «Ответы на вопросы философов», «Книга букв», «О том, что должно предшествовать изучению философии», «О значении слова интеллект», «Отношение философии к религии» и многие другие.
Слайд 9Аль-Фараби уже в средние века выступил страстным защитником человеческого разума. Причем его убеждения основывались на солидарном фундаменте осмысления проблем экономики, политики, государственного устройства, семьи и воспитания детей. Он высказал в свое время смелые суждения об условиях разумного управления обществом. Среди наследия аль-Фараби большое место занимают его труды по этике. Этику он определил как науку, позволяющую отличать Добро от 3ла. Важное место в эпической концепции аль-Фараби занимает категория добра: «Добро является атрибутом сущности, и оно заключено в самой материи, в отличие от добра зло связано с небытием» Особый интерес для нас представляют его трактаты «Об искусстве поэзии», «Трактат о канонах.в искусстве поэзии». В этих трудах аль-Фараби высказывает ценные научные мысли по теории и истории литературы, объясняет сущность античного стихосложения, размышляет о размере, ритме, жанре, средствах художественного изображения стихов. Кроме того в этих трактатах дается определение таких понятий, как трагедия, дифирамб, комедия, ямб, драма, айнос, диаграмма, эпос и риторика, сатира, поэма, амфигенезис, акустика и др. естественные и божественные науки (физика, метафизика), гражданская наука и ее подразделы, юриспруденция и догматическое богословие. Этот труд аль-Фараби еще в X—XII вв. был переведен на древнегреческий и латинский языки, снискал широкую популярность среди европейских ученых. «Слово о классификации наук» справедливо считали энциклопедией средневековой науки. Большой интерес для современного читателя представляет книга «Рассуждение Второго Учителя аль-Фараби о значениях слова интеллект». Ряд работ аль-Фараби посвящен творческому осмыслению трудов греческих философов: «Об общности взглядов двух философов — божественного Платона и Аристотеля», «О целях книги Аристотеля «Метафизика», «О трактате Великого Зенона по (высшей) науке» и др.
Слайд 10Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, выходец из тюркоязычной среды, известный мыслитель исламского мира, один из основоположников софистической литературы. Ахмед Яссави родился в городе Испиджаб (Сайрам). Год рождения поэта не известен, а умер он в 1166 г. Позже он поменял место жительства, переехав в город Яссы (Туркестан). Ахмед Яссави учился у широко известных в мусульманском мире шейхов: Арыстан Баба и Юсуфа Хамадани, получил образование в Бухаре. Затем поэт возвратился в Яссы. В мусульманских странах до сих пор ходят легенды, что основатель ислама , Мухаммед, незадолго до своей кончины передал своей дочери Фатиме хурму со словами, что плод этот должен быть отдан святому по имени Ахмед, который обязательно на Востоке. В 632 году, умирая, пророк обратился к народу с призывом найти преемника, способного принять у него символ ислама – аманат. Говорят, откликнулся Арстан-баба из рода шейхов, ведущий свою родословную от Хазрета Али, зятя и сподвижника самого Мухаммеда.
Слайд 11Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465
Имя Асана Кайгы широко известно в казахской степи. Рассказы об Асане широко бытуют в народе, ему приписываются многочисленные афоризмы, крылатые слова и выражения. Имя его приобрело ореол легендарности, он даже стал героем некоторых народных эпических поэм. Древние легенды покрыли туманом исторический образ Асана. Мало достоверного знаем мы о его жизни. Как утверждают казахские шежире, отца Асана звали Саятшы Сабит (Сабит-Сокольничий). Казахский историк Курмангали Халит-улы, автор замечательной книги «Тауарих хамса» (Казань, 1911), пишет, что Асан Кайгы — прямой потомок в шестом поколении современника Чингиз-хана знаменитого бия Майкы, про
которого сложена казахская поговорка «У всех слов один корень, отец этого корня — бий Майкы». По утверждению Курмангали Халит-улы, некоторые годы своей жизни Асан Кайгы был в числе влиятельных его сановников сначала в Сарае, потом в Казани. По-видимому, накануне образования казахского ханства Асан появляется при дворе хана Джанибека. Неизвестна точная дата и место смерти Асана Кайгы. Согласно одному преданию, он умер в Жидели Байсыне, на территории современного Узбекистана. Другие предания говорят, что он похоронен на вершине горы Улутау. Чокан Валиханов писал, что могила Асана находится в районе Иссык-Куля. Неизвестно, и сколько лёт он прожил. В народных легендах это многое видевший старец. В одной легенде ему 95 лет, а в другой уже 120 лет. Не секрет, что в народных преданиях каждый мудрец изображается аксакалом в глубокой старости, поэтому нельзя считать эти данные точными. Но, видимо, Асан действительно прожил долгую жизнь. Еще до появления на берегах Чу вместе с ханом Джанибеком и Кереем, когда Асан находился в свите Улуг Мухамеда, он был уже почтенным старцем, аксакалом. Отсюда можно считать, что Асан Кайгы жил в пределах XV века.
Слайд 12Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати, ученый стоявший у истоков казахской историографии, выдающийся писатель, поэт, родился в 1499 году в семье, принадлежащей к древнейшему казахскому роду Дулат. Мать будущего ученого и поэта была дочерью моголистанского правителя Юнус-хана и родной сестрой матери знаменитого Бабура. Когда Хайдару Дулати исполнилось девять лет, в результате долгой междоусобной
вражды был убит его отец. Спасенный доверенным человеком отца, мальчик оказался в Кабуле, где правил Бабур. Бабур окружил Хайдара теплом и заботой, дал ему прекрасное образование, которое Дулати продолжил при дворе своего дяди султана Саидхана. Когда в 1514 году султан Саидхан стал правителем Кашгарии, Хайдар практически сразу же занял важные придворные и военные должности. После смерти Саидхана на престол вступил его сын Абдаррашид, который устраивал гонения на членов рода Дулат. Попал в опалу и Хайдар Дулати, поэтому он был вынужден покинуть страну и бежать в Индию. В 1540 году Дулати оказался в Кашмире у одного из сыновей Бабура. Здесь он служил при дворе Великих Моголов, был участником многих походов, войн, а в 1541 году, не без помощи Бабуридов, Дулати завоевал Кашмир и до1551 года оставался его правителем. Он погиб в Кашмире во время восстания местного населения. Это произошло в 1551 году. Муххамед Хайдар Дулати был всесторонне образованным человеком и остался в памяти народа как великий ученый, писатель, поэт, государственный деятель и военачальник. Ценные материалы и важные сведения содержатся в его произведениях «Тарих-и-Рашиди» и «Джан-наме». Сочинения Дулати «История Рашида» - одно из самых значительных исторических и литературных памятников средневековья, содержащих сведения по истории, литературе, культуре народов Центральной Азии.
Слайд 13Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири – казахский бии из рода жалаир (название рода служит и фамилией, указывающей на родовую принадлежность). Он был наставником и советником казахского султана Ураз-Мухаммеда, племянника хана Тевеккеля.
В 1587 году, во время ястребиной охоты на берегу Иртыша, вместе с султаном Ураз-Мухаммедом он был взят в плен русским воеводой Данилой Чулковым и отправлен в Москву. Здесь Кадыргали Жалаири долгое время находился на положении почетного пленника и написал свое историческое сочинение «Джами –ат- Таварих» (Сборник летописей). В сборнике приводятся сведения о родовых, племенных, патриархально-феодальных- отношениях в казахском обществе, дается генеалогия казахских ханов и султанов, описывается их общественная и политическая деятельность, указывается казахских племен, приводятся сведения о знаменитых биях. Есть данные и о Чингизхане и о династии. Кроме того, он писал о русском царе Борисе Годунове и его племяннике – казахском султане Уразе – Мухаммеде. «Обширной земли христианской белый царь Борис Федорович, - писал Кадыргали, - имеет в своем окружении шесть ханов, своим народом правит справедливо, заботится о сиротах, да бедным помогает известный всем славный хан».
Слайд 14Бухар жырау (1668? – 1781) Бухар жырау Калкаманулы родился на территории нынешнего Баян-Аульского района Павлодарской области, у подножья горы Далба. Отец поэта Калкаман-батыр, по
Бiлгенге маржан
всей видимости, не был знатен и прославился исключительно благодаря своей личной храбрости. Конкретных сведений о том, где учился поэт, какую жизненную школу он прошел, почти не имеется. Известно только то, что выдвинулся из своей среды очень рано и уже при хане Тауке (ум. В 1718) стал одним из влиятельных биев из его окружении. Однако ни с кем из последующих ханов и султанов Бухар, так и не смог найти общего языка. Дальнейшая жизнь поэта прошла в лишениях. Судя по его собственным произведениям и сведениям, собранным его первым биографом Машхур-Жусупом Копеевым, Бухар не имел даже самого необходимого для степняка скота. Он прожил уже шестьдесят лет тяжелой и полной лишений жизни, когда среди правителей казахской степи выдвинулся султан Аблай. Энергичный молодой султан приблизил к себе знаменитого поэта. С этого времени Бухар был признан не только как великий жырау, но и стал советником Аблая, главным идеологом Казахского ханства того времени. Время правления хана Аблая – это борьба против жунгарских захватчиков, попытка достичь единства казахских жузов, желание и необходимость найти взаимопонимание с великими соседями: Россией и Китаем, Бухарским и Хивинским ханствами – и в тоже время межродовые распри, угнетение народа и произвол. В своих произведениях Бухар призывал к единству, мирной жизни, проповедовал любовь к родной земле, народу. Большую часть творчества поэт посвящал хану Аблаю. Он воспевает действия правителя в борьбе с врагами, пишет о нем как о прогрессивном общественном деятеле:
Слайд 15Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и государственный деятель Толе Алибекулы был выходцем из Старшего жуза и во времена жунгарского нашествия, прозванного "Годиной великих бедствий", когда над казахским народом нависла смертельная опасность, стал организатором борьбы с жунгарами, сплотившим не только Старший, но и все три жуза. В 1663 г. на берегу реки Чу родился Толе - младший сын Алибека.
Толе рос среди многочисленной аульной детворы, учился у муллы Абушакира, довольно образованного мусульманина из Бухары. В детстве Толе был любознательным, понятливым мальчиком, внимательно слушал наставления опытных ораторов. Источником его образования был фольклор. Рано возмужав, стал участвовать в делах сородичей, давать советы и выносить решения. Старые, опытные бии не сразу уступили ему дорогу, но вскоре его имя стало популярным. Кроме людей из рода Жаныс к нему стали обращаться с жалобами казахи из племен дулат, ботбай, шымыр, сикым. К двадцати годам он уже стал известен всему роду дулат. Толе известен своими мудрыми решениями спорных вопросов и как непревзойденный оратор. По преданию, Толе был наставником многих известных батыров, биев и даже ханов. Знаменитый батыр и оратор Кошкарулы Жанибек, приехав к Толе би за советом, сказал: "Я собрал меткие ружья, быстрокрылых ловчих, хватких борзых, смелых жигитов, резвых скакунов. Стать ли мне воином и совершать подвиги или, поучившись у наставника, быть бием? "Не гони вола на гору - устанешь. Не обращая внимания на невежду - намаешься. Не ври другу - потеряешь к себе доверие, не говори тайну своему врагу - он погубит тебя. Не пускай кобыле жеребца простой породы, любуясь косматой его гривой: не родится конь, на котором ты смог бы пойти в поход. Не хватай за ворот хорошего человека из-за дурного, но близкого тебе, ибо сузится круг твоих друзей. Если нужно оружие - бери ружье, пойдешь пешком - посох, проголодаешься - пищу. Если будешь охотиться с собаками и ловчими, станешь крикуном.
Слайд 16Если соберешься жениться - не зарься на красивую, зарься на умную. Соберешь вокруг себя хвастунов - опозорят. Строптивый конь летом свалит с кручи, зимой - в сугроб. Конец простуды - болезнь в легких, конец тумана -жут, только труд приведет к благоденствию. Народу принесет счастье не бай, а би. Если выпадет снег по пояс, трудно будет атану и нару (верблюду). Если враг нападет на страну, трудно будет батырам и биям. Чем сидеть зря, занимайся полезным трудом. Без дела нет пропитания...". В этом завещании Толе в поэтической форме перечислены правила поведения и даны советы жигитам, а также определены нравственные принципы человека. Некий жадигер Кулназар из Среднего жуза был убит жигитами Старшего жуза, которые не хотели платить за убитого кун (выкуп). По этому поводу из рода жадигер к Толе би приехали четыре человека, но тот не захотел вести с ними переговоры. Выслушав жалобу одного истца, он вытянул правую руку, послушав второго - вытянул левую руку. - О боже, неужели эти двое не сумели сказать как надо?-подумал третий и тоже стал говорить. Тогда Толе би оттопырил верхнюю губу. Когда говорил четвертый, он оттопырил нижнюю губу. Все четверо так и вернулись ни с чем, не получив надлежащего ответа от Толе би. Когда они рассказали об этом, айдаболовец Едиге би сказал: - Толе би своим поведением дал оценку всем четверым. Когда говорили первые двое, он вытянул обе руки, тем самым дав понять, что вы оба дубины и забияки. Он оттопырил губы, когда говорили последние, подчеркнув, что вы оба способны только распространять сплетни. Он не стал с вами беседовать, так как посчитал вас неспособными решать спорные вопросы. Тогда жадигерцы послали к Толе самого Едиге. В сопровождении десяти человек он приехал в аул к Толе би. Тот вышел навстречу. Поздоровавшись, би сказал: - Шея моя готова для твоего клинка, грудь моя готова для твоего объятия,- и, отвернувшись, стал удаляться. - Би, не можешь ли ты подождать?- промолвил Едиге. Но Толе проговорил: - Ваш приказ и мои приготовления.
Слайд 17- Если он действительно Толе би, то разговор исчерпан. Завтра он отдаст нам девушку с приданым,- сказал Едиге своим спутникам. Так и вышло. Толе выплатил своим гостям кун "большой девяткой" (во главе с верблюдом) для аргынов из шести племен и "средней девяткой" (во главе с конем) для тортулов из четырех племен, а также девушку с приданым и юртой. В этих легендах прославляются честность и справедливость Толе, его ораторские способности. В преданиях подчеркиваются наблюдательность Толе и реалистичность взглядов на общественную жизнь. Ему принадлежат слова:, Но если бы не рост, он был бы крепче стригунка. У человека, считающегося умным, Слова не лучше, чем у другого (только он умеет выражать их лучше) Толе также считал, что общество должно не стоять на одном месте, а находиться в постоянном движении и изменении. Толе би скончался на 93 году жизни, в 1756 г., в своей осенней резиденции в урочище Акбуркан. Его останки были погребены в соответствии с завещанием в Ташкенте, рядом с мавзолеем Шайхан Таура.
Слайд 18Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель прошлого, внесший большой вклад в формирование казахского языка, развитие устной словесности. Казыбек – бий Среднего жуза был известен в народе как Каздауысты Казыбек («Казыбек, не превзойденный в слове и слоге», буквально – Казыбек с непревзойденным голосом). Он родился на берегах Сырдарьи в семье известного бия. Каздауысты Казыбек вошел в историю как человек, сумевший добиться мира между
казахским и калмыцким народами, успешно выполнивший сложную миссию посла. Согласно преданию, девятнадцати лет от роду в составе делегации, возглавляемой би Тайкельтиром, он ездил к калмыцкому хану Галдану, отличился смелостью и обнаружил незаурядный дар оратора. В значительной мере благодаря Казыбеку казахские послы вели переговоры как равные и вернулись на родину вместе с освобожденными из калмыцкого плена людьми и скотом. В слове Каздаусты Казыбека, обращенном к калмыцкому хану, прослеживается мысль о необходимости жить в мире с соседями (калмыками). Но посол не выпрашивает мир, а готов с честью отстоять его:
Слайд 19Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его имя бережно хранится в памяти народа. Письменных документов о жизни и ораторском искусстве Айтеке Байбекулы сохранилось мало. Склонность к красноречию проявилась у него с детства.
Слайд 20Канжигалы Богенбаи
Абылай хан
Шакшакулы Жанибек
Кожагулы Кабанбаи
Каздаусты Жанибек
Знаменитые деятели среднего жуза
Слайд 21Земля казахов XVIIIвеке