- Культура Византии

Презентация "Культура Византии" (10 класс) по истории – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Слайд 46
Слайд 47
Слайд 48
Слайд 49
Слайд 50
Слайд 51
Слайд 52
Слайд 53
Слайд 54
Слайд 55
Слайд 56
Слайд 57
Слайд 58
Слайд 59
Слайд 60
Слайд 61
Слайд 62
Слайд 63
Слайд 64
Слайд 65
Слайд 66
Слайд 67
Слайд 68
Слайд 69
Слайд 70
Слайд 71
Слайд 72
Слайд 73
Слайд 74
Слайд 75
Слайд 76
Слайд 77
Слайд 78
Слайд 79
Слайд 80
Слайд 81
Слайд 82
Слайд 83
Слайд 84
Слайд 85
Слайд 86
Слайд 87
Слайд 88
Слайд 89
Слайд 90
Слайд 91
Слайд 92
Слайд 93
Слайд 94
Слайд 95
Слайд 96
Слайд 97
Слайд 98
Слайд 99
Слайд 100
Слайд 101
Слайд 102
Слайд 103
Слайд 104
Слайд 105
Слайд 106
Слайд 107
Слайд 108

Презентацию на тему "Культура Византии" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 108 слайд(ов).

Слайды презентации

Культура Византии
Слайд 1

Культура Византии

Образование Византии. Основатель римской империи Август (27 год до н. э. — 14 год н. э.) установил те границы государства, за которыми его преемники уже не делали особенно крупных территориальных приобретений. Оно охватило все Средиземноморье от Германских земель до Северной Африки и Египта, и от Ис
Слайд 2

Образование Византии

Основатель римской империи Август (27 год до н. э. — 14 год н. э.) установил те границы государства, за которыми его преемники уже не делали особенно крупных территориальных приобретений. Оно охватило все Средиземноморье от Германских земель до Северной Африки и Египта, и от Испании до Месопотамии.

Парадный бюст Августа в венке. Рим, Капитолийские музеи.
Слайд 3

Парадный бюст Августа в венке. Рим, Капитолийские музеи.

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Мрамор. Начало 1 в. н.э. Музеи Ватикана. В статуе Августа из Прима Порты сочетаются не только индивидуальные, но и обобщенно-идеализированные черты римского императора. Величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенной к легионерам, панцирь,
Слайд 4

Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Мрамор. Начало 1 в. н.э. Музеи Ватикана. В статуе Августа из Прима Порты сочетаются не только индивидуальные, но и обобщенно-идеализированные черты римского императора. Величественная поза, ораторский жест правой руки, словно обращенной к легионерам, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, плащ, перекинутый через руку с копьем, — все это призвано подчеркнуть значительность образа.

Статуя Августа в образе бога Юпитера. 1 н.э. Искусство эпохи Августа ориентировалось на греческую классику и было направлено на представление Рима величественной и нерушимой империей.
Слайд 5

Статуя Августа в образе бога Юпитера. 1 н.э. Искусство эпохи Августа ориентировалось на греческую классику и было направлено на представление Рима величественной и нерушимой империей.

Третий век был самым тяжелым для Римской империи. За столетие на ее троне сменилось 76 императоров. Армия перестала подчиняться законам, солдаты сами избирали правителей. Остановить гибель государства пытался великий правитель император Диоклетиан. Он восстановил единство Империи и прочность императ
Слайд 6

Третий век был самым тяжелым для Римской империи. За столетие на ее троне сменилось 76 императоров. Армия перестала подчиняться законам, солдаты сами избирали правителей. Остановить гибель государства пытался великий правитель император Диоклетиан. Он восстановил единство Империи и прочность императорской власти. Диоклетиан начал официально называть себя «господином и богом». Он носил пурпурные, затканные золотом, одежды, царскую диадему, ему воздавались божеские почести. Домициан отменил систему принципата, а его система получила название «домината». Теперь уже никто не имел права считать цезаря «первым среди равных».

После Диоклетиана великим правителем был Константин Первый Великий (324-337) . Константин не любил Рим, и перенес свою столицу в маленький греческий город Византий, который переименовал в Город Константина — Константинополь.
Слайд 7

После Диоклетиана великим правителем был Константин Первый Великий (324-337) . Константин не любил Рим, и перенес свою столицу в маленький греческий город Византий, который переименовал в Город Константина — Константинополь.

Константин Великий. Император Константин. Мрамор. Около 315 г.
Слайд 8

Константин Великий

Император Константин. Мрамор. Около 315 г.

История Византии. ВИЗАНТИЯ (Византийская империя), Римская империя в эпоху средневековья со столицей в Константинополе — Новом Риме. Название «Византия» происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в.
Слайд 9

История Византии

ВИЗАНТИЯ (Византийская империя), Римская империя в эпоху средневековья со столицей в Константинополе — Новом Риме. Название «Византия» происходит от древнего наименования ее столицы (Византий находился на месте Константинополя) и прослеживается по западным источникам не ранее 14 в.

Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330), с падением которого 29 мая 1453 империя прекратила свое существование.
Слайд 10

Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330), с падением которого 29 мая 1453 империя прекратила свое существование.

В конце 4 века римский император Феодосий I Великий перед смертью разделил Римскую Империю между своими сыновьями. Западная империя со столицами в Равенне и Риме досталась Гонорию; она погибла под ударами варваров в 476 году. Восточная, с главным городом Константинополем, перешла к Аркадию; ее мы на
Слайд 11

В конце 4 века римский император Феодосий I Великий перед смертью разделил Римскую Империю между своими сыновьями. Западная империя со столицами в Равенне и Риме досталась Гонорию; она погибла под ударами варваров в 476 году. Восточная, с главным городом Константинополем, перешла к Аркадию; ее мы называем с этого момента Византийской (ей суждено было просуществовать еще тысячу лет после этого), сами же ее жители — по-прежнему Римской.

Появление пергаменного кодекса (создание книги). Пергамент – тонко выделанная ослиная или телячья кожа. Диплом – сложенный вдвое лист. Тетрадь – лист, сложенный вчетверо. Кодекс – сшитые между собой дипломы.
Слайд 12

Появление пергаменного кодекса (создание книги)

Пергамент – тонко выделанная ослиная или телячья кожа. Диплом – сложенный вдвое лист. Тетрадь – лист, сложенный вчетверо. Кодекс – сшитые между собой дипломы.

Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, расположенной в Пергамском царстве. Александрийская библиотека в Древнем Египте (при царе Птоломее, который запретил поставлять в Пергам папирус).
Слайд 13

Изготовление пергамента связано с деятельностью одной из самых знаменитых библиотек древнего мира, расположенной в Пергамском царстве. Александрийская библиотека в Древнем Египте (при царе Птоломее, который запретил поставлять в Пергам папирус).

Палимпсест – лист, с которого удален (соскоблен) первоначальный текст, признанный устаревшим или ненужным. Филигрань. Чем писали в средние века (стиль –заостренная металлическая палочка, калам –заостренная камышинка, перо – гусиное, лебединое или павье). Чернила и краски.
Слайд 14

Палимпсест – лист, с которого удален (соскоблен) первоначальный текст, признанный устаревшим или ненужным. Филигрань. Чем писали в средние века (стиль –заостренная металлическая палочка, калам –заостренная камышинка, перо – гусиное, лебединое или павье). Чернила и краски.

ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зерно), 1) вид ювелирной техники, см. Скань. 2) Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков. 3) Накладные металлические украшения переплета книги.
Слайд 15

ФИЛИГРАНЬ (итал. filigrana, от лат. filum — нитка и granum — зерно), 1) вид ювелирной техники, см. Скань. 2) Проволочное изображение, укрепляемое на сетке для отлива бумажных листов с целью получения водяных знаков. 3) Накладные металлические украшения переплета книги.

СКАНЬ (от древнерусского скать — свивать), филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.
Слайд 16

СКАНЬ (от древнерусского скать — свивать), филигрань, вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или свитой в веревочки.

5)Чернила и краски. 6)Украшение рукописной книги. Миниатюра.
Слайд 17

5)Чернила и краски. 6)Украшение рукописной книги. Миниатюра.

МИНИАТЮРА (франц. miniature, от лат. minium — киноварь, сурик), 1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Искусство книжной миниатюры достигло высокой степени совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, средн
Слайд 18

МИНИАТЮРА (франц. miniature, от лат. minium — киноварь, сурик), 1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Искусство книжной миниатюры достигло высокой степени совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название «миниатюра» перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, бумаге, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах — табакерках, часах, перстнях.

Миниатюра. Страница греческой рукописной книги «Евангельские чтения» с миниатюрой «Христос является Мариям». 9 в.
Слайд 19

Миниатюра

Страница греческой рукописной книги «Евангельские чтения» с миниатюрой «Христос является Мариям». 9 в.

Архитектура Византии. Церковь Рождества в Вифлееме (около 333 г.) Храм Гроба Господня в Иерусалиме (около 336 г.) Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (360 г.) Первоначально самым распространённым типом храма в Византии являлась базилика
Слайд 20

Архитектура Византии

Церковь Рождества в Вифлееме (около 333 г.) Храм Гроба Господня в Иерусалиме (около 336 г.) Церковь Санта-Мария Маджоре в Риме (360 г.) Первоначально самым распространённым типом храма в Византии являлась базилика

БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная
Слайд 21

БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики — поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида ), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое.

Схема раннехристианской базилики В восточной стене среднего нефа базилики располагался алтарь храма, в который входили с запада, минуя крытый двор — атриум. Византийские базилики не имели внешнего декора, но изнутри облицовывались мрамором и гранитом, украшались мозаиками и фресками. В Древнем Риме
Слайд 22

Схема раннехристианской базилики В восточной стене среднего нефа базилики располагался алтарь храма, в который входили с запада, минуя крытый двор — атриум. Византийские базилики не имели внешнего декора, но изнутри облицовывались мрамором и гранитом, украшались мозаиками и фресками. В Древнем Риме базилики предназначались для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре.

Схема раннехристианской базилики Св. Петра.
Слайд 23

Схема раннехристианской базилики Св. Петра.

Интерьер византийской базилики — церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне.
Слайд 24

Интерьер византийской базилики — церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне.

Храм Гроба Господня. 4 в. Неоднократно перестраивался. Иерусалим.
Слайд 25

Храм Гроба Господня. 4 в. Неоднократно перестраивался. Иерусалим.

Юстиниан Великий. Самым великим императором Восточной Римской империи был Юстиниан Великий (правил в 527–565 годах). При нем Империя почти достигла прежних границ Римской империи. Юстиниан отправил военные силы, чтобы отвоевать у готов Италию; еще раньше он освободил от вандалов Африку и целиком ист
Слайд 26

Юстиниан Великий

Самым великим императором Восточной Римской империи был Юстиниан Великий (правил в 527–565 годах). При нем Империя почти достигла прежних границ Римской империи. Юстиниан отправил военные силы, чтобы отвоевать у готов Италию; еще раньше он освободил от вандалов Африку и целиком истребил все их племя.

Юстиниан Великий. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне. Середина 6 века.
Слайд 27

Юстиниан Великий. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне. Середина 6 века.

Император Юстиниан (ок. 482-565), по легенде, происходил из славян. Он старался восстановить величие империи во всех отношениях: военном, законодательном, культурном. Его войска во главе с великим полководцем Велисарием вернули из-под власти варваров Рим и значительную часть Италии.
Слайд 28

Император Юстиниан (ок. 482-565), по легенде, происходил из славян. Он старался восстановить величие империи во всех отношениях: военном, законодательном, культурном. Его войска во главе с великим полководцем Велисарием вернули из-под власти варваров Рим и значительную часть Италии.

Юстиниан велел собрать в один «Свод права» законы римского народа, указы римских императоров и ученые толкования знаменитых римских юристов. Главное значение этого Свода заключается в том, что он объяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства.
Слайд 29

Юстиниан велел собрать в один «Свод права» законы римского народа, указы римских императоров и ученые толкования знаменитых римских юристов. Главное значение этого Свода заключается в том, что он объяснил те понятия о праве, на основании которых до сих пор живут государства.

По приказу Юстиниана был построен храм Святой Софии (Премудрости Божией) в Константинополе, с его громадным и в то же время легким куполом.
Слайд 30

По приказу Юстиниана был построен храм Святой Софии (Премудрости Божией) в Константинополе, с его громадным и в то же время легким куполом.

Храм Святой Софии в Константинополе построен в 532-527 годах по приказу императора Юстиниана Великого. Этот замечательный храм сделал больше для обращения язычников в христианство, чем все войны Византии. После турецкого завоевания стал мечетью, в 20 веке превращен в музей.
Слайд 31

Храм Святой Софии в Константинополе построен в 532-527 годах по приказу императора Юстиниана Великого. Этот замечательный храм сделал больше для обращения язычников в христианство, чем все войны Византии. После турецкого завоевания стал мечетью, в 20 веке превращен в музей.

Интерьер собора св. Софии в Константинополе (ныне Стамбул).
Слайд 32

Интерьер собора св. Софии в Константинополе (ныне Стамбул).

Жена императора Юстиниана Великого, императрица Феодора, в молодости была цирковой актрисой. Она славилась красотой и умом. Когда в Константинополе началось восстание, названное по его лозунгу «Ника!», Феодора отказалась бежать из столицы и воодушевила мужа и придворных на решительные действия проти
Слайд 33

Жена императора Юстиниана Великого, императрица Феодора, в молодости была цирковой актрисой. Она славилась красотой и умом. Когда в Константинополе началось восстание, названное по его лозунгу «Ника!», Феодора отказалась бежать из столицы и воодушевила мужа и придворных на решительные действия против восставших. Мозаика в церкви Сан Витале в Равенне. Середина 6 в.

Иконопись. Икона (греч. – образ). Назначение икон в том, чтобы в образной, зримой форме представить представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви. Первые иконы появились в Византии, где они служили обязательным украшением храмов.
Слайд 34

Иконопись

Икона (греч. – образ). Назначение икон в том, чтобы в образной, зримой форме представить представить верующим христианское учение, евангельские события, а также подвиги святых и подвижников церкви. Первые иконы появились в Византии, где они служили обязательным украшением храмов.

ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание.
Слайд 35

ИКОНА (от греч. eikon — изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Икона — это моленный образ, в отличие от монументальных повествовательных циклов, иллюстрирующих Священное Писание.

Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоёв: Основа - деревянная доска с наклеенной на неё тканью – паволокой; Грунт состоит из мела или гипса (левкас) Красочный слой - сама живопись; Защитный слой - олифа, яичный белок, масляный лак и др. Оклад
Слайд 36

Икона пишется на доске (липовой, сосновой, кипарисовой) и состоит из 4-5 слоёв: Основа - деревянная доска с наклеенной на неё тканью – паволокой; Грунт состоит из мела или гипса (левкас) Красочный слой - сама живопись; Защитный слой - олифа, яичный белок, масляный лак и др. Оклад

Благовещение. Мозаика монастыря Дафни близ Афин.
Слайд 37

Благовещение. Мозаика монастыря Дафни близ Афин.

Христос Пантократор. Мозаика собора св. Софии в Константинополе. Искусство мозаики Византия унаследовала от Древнего Рима. Мозаика складывалась из множества кусочков смальты — сплава стекла с минеральными красками. Византийские мастера мозаики пользовались всем спектром красочной палитры.
Слайд 38

Христос Пантократор. Мозаика собора св. Софии в Константинополе. Искусство мозаики Византия унаследовала от Древнего Рима. Мозаика складывалась из множества кусочков смальты — сплава стекла с минеральными красками. Византийские мастера мозаики пользовались всем спектром красочной палитры.

Чудо архангела Михаила в Хонах. Икона. Вторая половина 12 в. Из монастыря святой Екатерины на Синае.
Слайд 39

Чудо архангела Михаила в Хонах. Икона. Вторая половина 12 в. Из монастыря святой Екатерины на Синае.

Византийские фрески в церкви Каранлык (12 век). Гереме (Каппадокия).
Слайд 40

Византийские фрески в церкви Каранлык (12 век). Гереме (Каппадокия).

Владимирская икона Богоматери. Третьяковская галерея.
Слайд 41

Владимирская икона Богоматери. Третьяковская галерея.

Владимирская икона Богоматери. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в.
Слайд 42

Владимирская икона Богоматери

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев.

Иконостас. Фрагмент иконостаса православной церкви
Слайд 43

Иконостас

Фрагмент иконостаса православной церкви

Схема православного иконостаса: 1 — царские врата; 2 — местный ряд; 3 — деисусный чин; 4 — праздничный чин; 5 — пророческий чин; 6 — праотеческий чин.
Слайд 44

Схема православного иконостаса: 1 — царские врата; 2 — местный ряд; 3 — деисусный чин; 4 — праздничный чин; 5 — пророческий чин; 6 — праотеческий чин.

Иконопись Византии. Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах вы
Слайд 45

Иконопись Византии

Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий — божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (начало 12 в.), привезенная на Русь из Константинополя в 1155. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.

Развитие литературы. Основные литературные жанры: Историография (историк Прокопий, составил трактат «О постройках»); Гимнография (Роман Сладкопевец)
Слайд 46

Развитие литературы

Основные литературные жанры: Историография (историк Прокопий, составил трактат «О постройках»); Гимнография (Роман Сладкопевец)

ПРОКОПИЙ Кесарийский (Procopius) (между 490 и 507 — ?), византийский историк. Родился в Кесарии (Цезарее) в Палестине, в 527-31 был советником полководца Велисария в его первом персидском походе. В 533 и 534 он принимал участие в экспедиции против вандалов в Северной Африке, в 536 сопровождал Велиса
Слайд 47

ПРОКОПИЙ Кесарийский (Procopius) (между 490 и 507 — ?), византийский историк. Родился в Кесарии (Цезарее) в Палестине, в 527-31 был советником полководца Велисария в его первом персидском походе. В 533 и 534 он принимал участие в экспедиции против вандалов в Северной Африке, в 536 сопровождал Велисария в кампании против остготов на Сицилию и в 540 — в Италию. Из Италии Прокопий вернулся в Константинополь, где занялся литературным трудом; известно, что в 462 он был префектом Константинополя. Покровительство Прокопию, вероятно, оказывал не только Велисарий, но и сам император Юстиниан с Феодорой. Судя по сочинениям Прокопия, его информированности, он хорошо знал жизнь императорского двора.

Сочинения Прокопия — важнейший источник по политической истории «золотого века» Византийской империи — эпохе Юстиниана Великого. Основные из них: «Полемон» («О войнах») в восьми книгах, «О постройках» в шести книгах и «Тайная история». «Войны» Прокопия включают в себя: «Персидскую войну», которую ве
Слайд 48

Сочинения Прокопия — важнейший источник по политической истории «золотого века» Византийской империи — эпохе Юстиниана Великого. Основные из них: «Полемон» («О войнах») в восьми книгах, «О постройках» в шести книгах и «Тайная история». «Войны» Прокопия включают в себя: «Персидскую войну», которую вели императоры Юстин I и Юстиниан I с персидскими царями Кавадом и Хосровом I (до 549), «Войну с вандалами», в которой описано завоевание королевства вандалов в Африке и последующие события с 532 по 548, «Готскую войну», о борьбе с остготами в Сицилии и Италии в 536-551. Восемь последних книг «Войн» посвящены краткому изложению событий до 553.

Книга «О постройках» представляет собой описание важнейших архитектурных проектов и построек времени правления Юстиниана. В работе над ней историк, очевидно, пользовался официальными документами, что делает этот труд неоценимым источником по реконструкции облика памятников того времени, методов стро
Слайд 49

Книга «О постройках» представляет собой описание важнейших архитектурных проектов и построек времени правления Юстиниана. В работе над ней историк, очевидно, пользовался официальными документами, что делает этот труд неоценимым источником по реконструкции облика памятников того времени, методов строительства, декорации (знаменито, в частности, описание несохранившейся церкви Святых апостолов в Константинополе и строительства храма Софии Константинопольской). «Тайная история», задуманная Прокопием как приложение к «Войнам» (и, вероятно, не законченная), была издана только после смерти автора, так как была, по сути, инвективой против царствующих Юстиниана и Феодоры, полководца Велисария и его жены Антонины, других высших сановников Империи.

Роман Сладкопевец. Создал особые формы богослужебного песнопения: Кондак - рассказ о каком-либо событии Священного писания; Икос - песнопение, прославляющее святого; Акафист - хвалебный гимн в честь Божией Матери; Канон -
Слайд 50

Роман Сладкопевец

Создал особые формы богослужебного песнопения: Кондак - рассказ о каком-либо событии Священного писания; Икос - песнопение, прославляющее святого; Акафист - хвалебный гимн в честь Божией Матери; Канон -

Святой Роман Сладкопевец. Аналойная икона Успенского мужского монастыря в Иваново. Роман Сладкопевец служил в 5 в. при соборе Св. Софии в Константинополе и прославился как автор и исполнитель кондаков — поэм-гимнов на религиозные темы.
Слайд 51

Святой Роман Сладкопевец. Аналойная икона Успенского мужского монастыря в Иваново. Роман Сладкопевец служил в 5 в. при соборе Св. Софии в Константинополе и прославился как автор и исполнитель кондаков — поэм-гимнов на религиозные темы.

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в. — ок. 560), византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками. Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенн
Слайд 52

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в. — ок. 560), византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками. Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно связана с сирийской духовной песенностью. Известны славянские переводы его сочинений (в т. ч. рождественский кондак «Дева днесь»).

Выводы: 1. В период 5-6 в.в. были заложены основы художественного стиля, который вошёл в историю мировой художественной культуры как византийский стиль.
Слайд 53

Выводы:

1. В период 5-6 в.в. были заложены основы художественного стиля, который вошёл в историю мировой художественной культуры как византийский стиль.

2. Был создан новый тип крестово-купольного храма, отвечающего требованиям христианского богослужения, разработана идея многоглавия (купольная базилика)
Слайд 54

2. Был создан новый тип крестово-купольного храма, отвечающего требованиям христианского богослужения, разработана идея многоглавия (купольная базилика)

3. Были найдены декоративные средства оформления, среди которых ведущее место принадлежит мозаике.
Слайд 55

3. Были найдены декоративные средства оформления, среди которых ведущее место принадлежит мозаике.

4. Был разработан принцип оформления книги-кодекса как единого художественного целого, нашедший отражение в современной книге; 5. Были разработаны основные композиционные принципы книжной миниатюры.
Слайд 56

4. Был разработан принцип оформления книги-кодекса как единого художественного целого, нашедший отражение в современной книге; 5. Были разработаны основные композиционные принципы книжной миниатюры.

Эпоха Юстиниана Великого. Правление императора Юстиниана I Великого — период наивысшего политического и военного могущества Византийской империи, расцвета архитектуры, искусства, литературы. Территория Империи фактически охватывала все пространство Римской империи, наследницей которой и была христиа
Слайд 57

Эпоха Юстиниана Великого

Правление императора Юстиниана I Великого — период наивысшего политического и военного могущества Византийской империи, расцвета архитектуры, искусства, литературы. Территория Империи фактически охватывала все пространство Римской империи, наследницей которой и была христианская Византия.

Идеологией «золотого века Юстиниана» была симфония, согласие политической (светской) и духовной (церковной) власти в государстве: богоизбранный император — первый в Империи, его образ воплощает в себе единство государства, его могущество, является залогом верности Церкви.
Слайд 58

Идеологией «золотого века Юстиниана» была симфония, согласие политической (светской) и духовной (церковной) власти в государстве: богоизбранный император — первый в Империи, его образ воплощает в себе единство государства, его могущество, является залогом верности Церкви.

Великим символом юстиниановского времени стала церковь Св. Софии Константинопольской (Премудрости Божьей) с грандиозным куполом, символизировавшим собою величие, немыслимость, идеальность космоса. Эпоха Юстиниана сохранила для нас наиболее представительный ансамбль памятников монументального искусст
Слайд 59

Великим символом юстиниановского времени стала церковь Св. Софии Константинопольской (Премудрости Божьей) с грандиозным куполом, символизировавшим собою величие, немыслимость, идеальность космоса. Эпоха Юстиниана сохранила для нас наиболее представительный ансамбль памятников монументального искусства, созданных, несомненно, по высшему, императорскому заказу. Крупнейшие и самые значительные из них: мозаики монастыря св. Екатерины на Синае, церкви Сан-Витале в Равенне, церкви Санти Косьма э Дамиано в Риме, Евфрасиановой базилики в Паренцо (Порече).

Именно к эпохе Юстиниана, как считается, относятся древнейшие из сохранившихся до нашего времени икон — иконы Христа Пантократора, Богоматери с младенцем и предстоящими свв. Георгием и Феодором и ангелами, св. Петра, св. Иоанна Предтечи из Киева с Синая, и немногочисленный ряд других икон. О великол
Слайд 60

Именно к эпохе Юстиниана, как считается, относятся древнейшие из сохранившихся до нашего времени икон — иконы Христа Пантократора, Богоматери с младенцем и предстоящими свв. Георгием и Феодором и ангелами, св. Петра, св. Иоанна Предтечи из Киева с Синая, и немногочисленный ряд других икон. О великолепии светского искусства, погибшего в периоды завоеваний, сообщают нам исторические источники, эпиграммы (любимый жанр византийской литературы), сохранившиеся описания, руины Большого императорского дворца в Константинополе.

Главные признаки искусства этой эпохи: величественность и масштабность образов, иератическая сосредоточенность ликов, чеканность и филигранность языка, сочный колорит, блистательное великолепие исполнения.
Слайд 61

Главные признаки искусства этой эпохи: величественность и масштабность образов, иератическая сосредоточенность ликов, чеканность и филигранность языка, сочный колорит, блистательное великолепие исполнения.

После смерти Юстиниана Великого смута привела к упадку государства в начале 7 века. Восстановителем государственного порядка стал сын африканского правителя Ираклий (правил в 610–641 годах). При нем Византия вела неудачную войну с персами. Одновременно с ним с севера обложили Константинополь варвары
Слайд 62

После смерти Юстиниана Великого смута привела к упадку государства в начале 7 века. Восстановителем государственного порядка стал сын африканского правителя Ираклий (правил в 610–641 годах). При нем Византия вела неудачную войну с персами. Одновременно с ним с севера обложили Константинополь варвары-авары, вместе с аварами пришли в Византию славяне. Но все враги были повержены.

В 7 веке восточным землям Византии начал угрожать новый враг — арабы, которые на протяжении 7 лет осаждали сам Константинополь. Император Конастантин IV Погонат (Бородатый) отразил их и истребил с помощью «греческого огня». Так назывался горючий состав, приготовление которого было государственной та
Слайд 63

В 7 веке восточным землям Византии начал угрожать новый враг — арабы, которые на протяжении 7 лет осаждали сам Константинополь. Император Конастантин IV Погонат (Бородатый) отразил их и истребил с помощью «греческого огня». Так назывался горючий состав, приготовление которого было государственной тайной Византии. Начало 8 века вновь принесло бедствия Византии. Императору Льву III из Исаврийской династии пришлось отражать новое нападение арабов.

На этой средневековой миниатюре изображено применение византийцами «греческого огня» при отражении нападения славян. Точный рецепт его остался секретом, но основой, видимо, была нефть.
Слайд 64

На этой средневековой миниатюре изображено применение византийцами «греческого огня» при отражении нападения славян. Точный рецепт его остался секретом, но основой, видимо, была нефть.

Византийская монета — золотой солид — была самой надежной в тогдашнем мире. Снимок монеты времен Ираклия (613-614 гг. н. э.).
Слайд 65

Византийская монета — золотой солид — была самой надежной в тогдашнем мире. Снимок монеты времен Ираклия (613-614 гг. н. э.).

На протяжении почти 60 лет происходили частые смены императоров. В жизни Церкви произошло окончательное разделение Западной (Католической) и Восточной (Православной) церквей.
Слайд 66

На протяжении почти 60 лет происходили частые смены императоров. В жизни Церкви произошло окончательное разделение Западной (Католической) и Восточной (Православной) церквей.

Македонское возрождение. В 867 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Василий Первый Македонянин, положивший начало Македонской династии (9 -10 в.в.). Этот период получил название «второго золотого века» и явился классическим периодом в истории византийского искусства, блестящим вр
Слайд 67

Македонское возрождение

В 867 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Василий Первый Македонянин, положивший начало Македонской династии (9 -10 в.в.). Этот период получил название «второго золотого века» и явился классическим периодом в истории византийского искусства, блестящим временем его расцвета.

Деятельность КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ. Славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества — Константин
Слайд 68

Деятельность КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ

Славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ (братья Солунские), славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита. Кирилл (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества — Константин Философ) и Мефодий (ок. 815-885) в 863 были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу для введения богослужения на славянском языке. Перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Святые Православной (память 11/24 мая, Кирилла также 14/27 февраля, Мефодия – 6/19 апреля) и Католической (память 14 февраля и 7 июля) церквей.

Памятник КИРИЛЛУ и МЕФОДИЮ
Слайд 69

Памятник КИРИЛЛУ и МЕФОДИЮ

Святые Кирилл и Мефодий
Слайд 70

Святые Кирилл и Мефодий

Песнопения в честь Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Тропарь, глас 4-й Яко апостолом единонравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
Слайд 71

Песнопения в честь Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

Тропарь, глас 4-й Яко апостолом единонравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словенския утвердити в православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша. Кондак, глас 3-й Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писании преложением источник богопознания нам источивших, из нетоже даже до днесь неоскудно почерпающе ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших. Величание Величаем вас, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся Словенския страны ученьми своими просветившия и ко Христу ириведшия.

Святые равноапостольные первоучители, просветители славян святые Кирилл и Мефодий. Икона 19 в.
Слайд 72

Святые равноапостольные первоучители, просветители славян святые Кирилл и Мефодий. Икона 19 в.

В период Македонской династии получила классическую завершённость крестово-купольная форма храма. Строение храма, сложившееся в 9 -10 в.в., было неслучайным. Любая деталь имела символический смысл.
Слайд 73

В период Македонской династии получила классическую завершённость крестово-купольная форма храма. Строение храма, сложившееся в 9 -10 в.в., было неслучайным. Любая деталь имела символический смысл.

Устройство храма. Алтарь, обозначенный полукруглым выступом – апсидой, помещался на восточной стороне храма. Престол – помещался в центральной части апсиды. Жертвенник – в северной части апсиды (место, где готовили хлеб и вино для причастия). Дьяконник – в южной части апсиды (место хранения церковно
Слайд 74

Устройство храма

Алтарь, обозначенный полукруглым выступом – апсидой, помещался на восточной стороне храма. Престол – помещался в центральной части апсиды. Жертвенник – в северной части апсиды (место, где готовили хлеб и вино для причастия). Дьяконник – в южной части апсиды (место хранения церковной утвари, риз, книг и пр. ценностей).

АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Слайд 75

АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

Апсида
Слайд 76

Апсида

Четыре стены храма, объединённые одной главой (куполом), символизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви. Восток символизирует райскую землю Эдем (по Ветхому завету), а по Новому завету на востоке произошло Вознесение Иисуса Христа. Апсида посвящается Богоматери, а купол –
Слайд 77

Четыре стены храма, объединённые одной главой (куполом), символизировали четыре стороны света под властью единой вселенской церкви. Восток символизирует райскую землю Эдем (по Ветхому завету), а по Новому завету на востоке произошло Вознесение Иисуса Христа. Апсида посвящается Богоматери, а купол – Христу.

Византия. Монастырь Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.
Слайд 78

Византия. Монастырь Осиос Лукас. 11 в. Фокида, Греция.

В период Македонского возрождения высочайшим достижением византийского искусства стали перегородчатые эмали на золоте. Техника эмали пришла с Востока ещё при Юстиниане Великом и прославила византийских мастеров на весь мир. Эмалями украшались кубки, блюда, парадные кресты, короны императоров, иконы
Слайд 79

В период Македонского возрождения высочайшим достижением византийского искусства стали перегородчатые эмали на золоте. Техника эмали пришла с Востока ещё при Юстиниане Великом и прославила византийских мастеров на весь мир. Эмалями украшались кубки, блюда, парадные кресты, короны императоров, иконы и др.

История эмалей. Эмали, по-видимому, изобретены в Древнем Египте (это были перегородчатые эмали, и использовались они для амулетов и украшений). В Византии в 10-12 веках была развита перегородчатая эмаль на золоте. К 12 веку сложились европейские школы эмали, среди которых наибольшую известность прио
Слайд 80

История эмалей

Эмали, по-видимому, изобретены в Древнем Египте (это были перегородчатые эмали, и использовались они для амулетов и украшений). В Византии в 10-12 веках была развита перегородчатая эмаль на золоте. К 12 веку сложились европейские школы эмали, среди которых наибольшую известность приобрела школа лиможской эмали. Европейские эмали применялись на раннем этапе для украшения церковной утвари, окладов икон и в эстетическом отношении дополняли яркие пятна витражей. Перегородчатая эмаль известна в Киевской Руси с 11 века и выполнялась она по византийским образцам.

Комниновская династия (11 – 12 в.в.). В 1081 году на престол Империи вступил основавший Комниновскую династию АЛЕКСЕЙ I. Алексей I Комнин (ок. 1048—1118), византийский император с 1081. Захватил престол, опираясь на военную знать. Он обратился к западным рыцарям с просьбой о помощи против турок. Его
Слайд 81

Комниновская династия (11 – 12 в.в.)

В 1081 году на престол Империи вступил основавший Комниновскую династию АЛЕКСЕЙ I. Алексей I Комнин (ок. 1048—1118), византийский император с 1081. Захватил престол, опираясь на военную знать. Он обратился к западным рыцарям с просьбой о помощи против турок. Его призыв стал одним из поводов для начала Крестовых походов. Отразил натиск норманнов, печенегов и сельджуков. С помощью крестоносцев вернул империи часть М. Азии.

В 11 – 12 в.в., во время правления династии Комнинов, византийское искусство достигло своего апогея. В обществе, заботящемся лишь о спасении души, пустынник и аскет представляли собой идеальный тип человека, который пользовался уважением, к которому прислушивались. С 11 в. началось массовое строител
Слайд 82

В 11 – 12 в.в., во время правления династии Комнинов, византийское искусство достигло своего апогея. В обществе, заботящемся лишь о спасении души, пустынник и аскет представляли собой идеальный тип человека, который пользовался уважением, к которому прислушивались. С 11 в. началось массовое строительство монастырей.

Династия Комнинов. КОМНИНЫ (греч. Komnenoi, лат. Comneni), династия византийских императоров в 1081-1185. Основателем династии принято считать Алексия I Комнина, однако фактически начало династии положил его дядя Исаак Комнин, в результате мятежа малоазийской знати занявший престол в 1057 (до этого
Слайд 83

Династия Комнинов

КОМНИНЫ (греч. Komnenoi, лат. Comneni), династия византийских императоров в 1081-1185. Основателем династии принято считать Алексия I Комнина, однако фактически начало династии положил его дядя Исаак Комнин, в результате мятежа малоазийской знати занявший престол в 1057 (до этого он был полководцем при Михаиле VI),

Династия Комнинов. Искусство и культура. В искусстве комниновского периода доминирует утонченный и изысканный стиль, воплотивший в себе основные принципы византинизма. Центральные памятники комниновского искусства: мозаики церкви Успения монастыря Дафни (близ Афин) (около 1100), Михайловского Златов
Слайд 84

Династия Комнинов. Искусство и культура.

В искусстве комниновского периода доминирует утонченный и изысканный стиль, воплотивший в себе основные принципы византинизма. Центральные памятники комниновского искусства: мозаики церкви Успения монастыря Дафни (близ Афин) (около 1100), Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1114–1115), церкви Успения в Никее, в Софии Константинопольской, фрески монастыря Иоанна Евангелиста на Патмосе (нач. 12 в.) и другие.

На всех памятниках этого периода лежит особая печать утонченной красоты, интеллектуализма, аристократической избранности. Античное чувство формы, пропорций в искусстве комниновского периода безупречны, однако служат требованиям максимального одухотворения формы.
Слайд 85

На всех памятниках этого периода лежит особая печать утонченной красоты, интеллектуализма, аристократической избранности. Античное чувство формы, пропорций в искусстве комниновского периода безупречны, однако служат требованиям максимального одухотворения формы.

Важной особенностью комниновского периода было расширение ареала распространения византийской культуры: византийские мастера работают на Руси, где рядом с чисто греческими памятниками создается искусство, окрашенное специфически русскими чертами (фрески Софии Новгородской, Николо-Дворищенского собор
Слайд 86

Важной особенностью комниновского периода было расширение ареала распространения византийской культуры: византийские мастера работают на Руси, где рядом с чисто греческими памятниками создается искусство, окрашенное специфически русскими чертами (фрески Софии Новгородской, Николо-Дворищенского собора и Антониева монастыря в Новгороде), в Италии: в Венеции, в Торчелло, в Триесте, в Равенне (базилика св. Урсиана), в Палермо на Сицилии (мозаики Палатинской капеллы). Под непосредственным влиянием Византии находятся Болгария (фрески в монастыре Бачково), Сербия, его испытывают европейские страны.

Общий вид Софийской стороны — правый берег Волхова. Новгородский кремль — Детинец с Софийским собором (1045-50).
Слайд 87

Общий вид Софийской стороны — правый берег Волхова. Новгородский кремль — Детинец с Софийским собором (1045-50).

Монастыри. МОНАСТЫРЬ (от греч. monasterion — келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв
Слайд 88

Монастыри

МОНАСТЫРЬ (от греч. monasterion — келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри — крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.

Афонский монастырь.
Слайд 89

Афонский монастырь.

Афонские монастыри. АФОН (Айон-Орос, святая гора), полуостров, восточная оконечность полуострова Халкидики на северо-востоке Греции, центр православного монашества. 20 монастырей, в т. ч. греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон — Протатон), Лавра Св. Афанасия (10 в.), сербский —
Слайд 90

Афонские монастыри.

АФОН (Айон-Орос, святая гора), полуостров, восточная оконечность полуострова Халкидики на северо-востоке Греции, центр православного монашества. 20 монастырей, в т. ч. греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон — Протатон), Лавра Св. Афанасия (10 в.), сербский — Хиландар (12 в.), болгарский — Зограф (11-13 вв.), грузинский — Иверский (10 в.), русский монастырь св. Пантелеймона (1169). Крупнейшее собрание рукописей и памятников церковного искусства. Афон находится под юрисдикцией Константинопольской патриархии с правом самоуправления.

Афон. Монастырский комплекс.
Слайд 91

Афон. Монастырский комплекс.

Ново-Афонский монастырь. В 7 в. при участии византийцев возведена основная линия стен средневековой Анакопии. В 14 в. здесь обосновались генуэзцы. В 1875 у подножия Афонской горы основан монастырь Новый Афон. Он основан русскими монахами из Пантелеймонова монастыря со святой горы Афон в Греции (отсю
Слайд 92

Ново-Афонский монастырь

В 7 в. при участии византийцев возведена основная линия стен средневековой Анакопии. В 14 в. здесь обосновались генуэзцы. В 1875 у подножия Афонской горы основан монастырь Новый Афон. Он основан русскими монахами из Пантелеймонова монастыря со святой горы Афон в Греции (отсюда название города) у древнего храма Симона Кананита.

Вид с Иверской горы на Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита.
Слайд 93

Вид с Иверской горы на Новоафонский монастырь Святого Апостола Симона Кананита.

Новый Афон. Развалины средневековых укреплений.
Слайд 94

Новый Афон. Развалины средневековых укреплений.

Пантелеймоновский собор Новоафонского монастыря. 1888-1900.
Слайд 95

Пантелеймоновский собор Новоафонского монастыря. 1888-1900.

ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псково-Печерский, Успенский), мужской, расположен в г. Печоры Псковской обл. Основан в сер. 15 в. в пещерах. В 16-17 вв. один из центров обороны западной границы Русского государства. Действующий мужской монастырь.
Слайд 96

ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Псково-Печерский, Успенский), мужской, расположен в г. Печоры Псковской обл. Основан в сер. 15 в. в пещерах. В 16-17 вв. один из центров обороны западной границы Русского государства. Действующий мужской монастырь.

Псково-Печёрский монастырь. Святые врата.
Слайд 97

Псково-Печёрский монастырь. Святые врата.

Ново-Девичий монастырь. Москва.
Слайд 98

Ново-Девичий монастырь. Москва.

Католический монастырь
Слайд 99

Католический монастырь

Алексей I обратился к западным рыцарям с просьбой о помощи против турок. Его призыв стал одним из поводов для начала Крестовых походов. Один из этих походов, Четвертый Крестовый поход, в 1204 году привел к завоеванию самого Константинополя. Не вся Византия была завоевана латинянами, на ее землях обр
Слайд 100

Алексей I обратился к западным рыцарям с просьбой о помощи против турок. Его призыв стал одним из поводов для начала Крестовых походов. Один из этих походов, Четвертый Крестовый поход, в 1204 году привел к завоеванию самого Константинополя. Не вся Византия была завоевана латинянами, на ее землях образовались небольшие греческие государства. Императору одного из них — Никейской империи в Малой Азии — Михаилу VIII Палеологу в 1261 году удалось отвоевать Константинополь, восстановить Империю и начать собою последнюю династию Палеологов.

Династия Палеологов (13 – 15 в.в.). ПАЛЕОЛОГИ (греч. Palaiologoi), последняя династия византийских императоров (1261-1453). Основателем династии является Михаил VIII, происходивший из аристократического рода, известного со 2 в. Став в 1259 Никейским императором, Михаил VIII в 1261 захватил Константи
Слайд 101

Династия Палеологов (13 – 15 в.в.)

ПАЛЕОЛОГИ (греч. Palaiologoi), последняя династия византийских императоров (1261-1453). Основателем династии является Михаил VIII, происходивший из аристократического рода, известного со 2 в. Став в 1259 Никейским императором, Михаил VIII в 1261 захватил Константинополь и восстановил Византийскую империю на основе Никейской, правил до 1282.

Палеологи породнились с различными царскими родами из стран Западной и Восточной Европы. Племянница императора Константина XI Зоя (Софья) Палеолог вышла замуж за московского великого князя Ивана III.
Слайд 102

Палеологи породнились с различными царскими родами из стран Западной и Восточной Европы. Племянница императора Константина XI Зоя (Софья) Палеолог вышла замуж за московского великого князя Ивана III.

Правление Палеологов — время политического ослабления Византии, феодального раздробления страны, засилья в области экономики венецианцев и генуэзцев, наступления теснящих Византию турок-сельджуков.
Слайд 103

Правление Палеологов — время политического ослабления Византии, феодального раздробления страны, засилья в области экономики венецианцев и генуэзцев, наступления теснящих Византию турок-сельджуков.

Палеологовский ренессанс. В правлении Палеологов Византия продолжала считать себя наследницей Рима, однако теперь византийцы стали называть себя «эллинами» (до этого в течение долгого времени слово «эллин» было синонимом слова «язычник»). Представители династии покровительствовали искусству и наукам
Слайд 104

Палеологовский ренессанс

В правлении Палеологов Византия продолжала считать себя наследницей Рима, однако теперь византийцы стали называть себя «эллинами» (до этого в течение долгого времени слово «эллин» было синонимом слова «язычник»). Представители династии покровительствовали искусству и наукам, в истории культуры этот период получил название Палеологовский ренессанс. РЕНЕССАНС (франц. Renaissance — Возрождение, от renaitre — возрождаться), эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени.

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Григорий Солунский) (1296-1359), святитель, видный византийский богослов и церковный деятель, архиепископ г. Фессалоники. Наиболее видным византийским богословом эпохи был Григорий Палама, развивавший учение исихазма, под влияние которого были созданы величайшие шедевры византийской
Слайд 105

ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (Григорий Солунский) (1296-1359), святитель, видный византийский богослов и церковный деятель, архиепископ г. Фессалоники. Наиболее видным византийским богословом эпохи был Григорий Палама, развивавший учение исихазма, под влияние которого были созданы величайшие шедевры византийской иконописи. ИСИХАЗМ (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания;

29 мая 1453 года турки-османы захватили Константинополь. Последний император Константин XI погиб в сражении.
Слайд 106

29 мая 1453 года турки-османы захватили Константинополь. Последний император Константин XI погиб в сражении.

В 1453 столица Византии город Константинополь был захвачен турками и переименован в Стамбул. В 1453-1918 столица Османской империи, затем до октября 1923 — Турции. От византийского времени сохранились остатки императорских дворцов, акведук Валента, руины мощных городских стен, подземные цистерны и к
Слайд 107

В 1453 столица Византии город Константинополь был захвачен турками и переименован в Стамбул. В 1453-1918 столица Османской империи, затем до октября 1923 — Турции. От византийского времени сохранились остатки императорских дворцов, акведук Валента, руины мощных городских стен, подземные цистерны и культовые сооружения, большинство которых переделано в мечети: церковь Св. Ирины (6 в., разрушалась в 6 и 8 вв., восстановлена), Софии храм, церковь Св. Федора (Килисе-Джами; 2-я пол. 11 в., 14 в., мозаики 14 в.), церковь монастыря Хора (Кахрие-джами; кон. 13 — нач. 14 вв., мозаики начала 14 в.) и др.

15-е столетие было временем заката византийской культуры. Завершилась почти тысячелетняя история империи, оставшейся не только хранительницей античных традиций, но и создавшей свой оригинальный художественный стиль, оказавший заметное влияние на культуру и искусство других стран. Византийский стиль
Слайд 108

15-е столетие было временем заката византийской культуры. Завершилась почти тысячелетняя история империи, оставшейся не только хранительницей античных традиций, но и создавшей свой оригинальный художественный стиль, оказавший заметное влияние на культуру и искусство других стран. Византийский стиль нашёл продолжение в России, ставшей духовной наследницей Византии начиная с 988 года.

Список похожих презентаций

Культура Византии

Культура Византии

История Византии. Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Именно византийская ...
Культура Византии

Культура Византии

План урока. 1. Архитектура Византии: - Базилика - Софийский собор - Крестово-купольный храм 2. Живопись: мозаика, фреска, икона 3. Культурные связи ...
Культура Византии

Культура Византии

1. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. ЗАДАНИЕ: Используя учебник (§ 9 и 12), составьте сравнительную характеристику уровня знаний о мире и образования в Византии ...
Культура Византии

Культура Византии

Решите тест. Власть императора в Византии была. В состав Византии не входили земли. Войны Юстиниана привели к тому, что страна. Наряду со славянами ...
Культура Византии

Культура Византии

Культура Византии. Развитие образования. школы частные государственные церковные. Начальная школа Чтение, письмо, счет, церковное пение. Высшая школа ...
Культура Византии

Культура Византии

Византия была не только самым богатым, но и наиболее культурным государством раннего средневековья. В Константинополе действовали юридическая, философская ...
Культура строителей плиточных могил

Культура строителей плиточных могил

. . . . . Виды плиточных могил. Обычные сооружения с одной оградкой прямоугольной формы. Могилы «со двором», у которых помимо основной оградки имеется ...
Культура Средневековой Европы

Культура Средневековой Европы

Человека времён Средневековья беспокоили вопросы: взаимосвязи Бога, мира и человека; изучение соотношение веры и разума; степень познаваемости промысла ...
Культура 18 века в России

Культура 18 века в России

Цели урока:. 1. Ознакомить учащихся с достижениями культуры России 18в.    2. Рассмотреть общественно- политическую мысль эпохи 18в. 3.Архитектуру и ...
Культура России первой половины 19 века. Наука и образование

Культура России первой половины 19 века. Наука и образование

Особенности развития: Складывалась под влиянием исторических событий: Отечественная война 1812 гг. Начало промышленного переворота имело особое значение ...
Культура Античности

Культура Античности

Культура Античности (история и культура Древней Греции и Древнего мира) «antiquus» (лат.) – древний ( ХV в.). Периодизация античной культуры. Крито-микенская ...
Культура первой половины XIX века

Культура первой половины XIX века

Химик-органик. Основатель русской научной школы, академик, осуществил синтез анилина. Памятник архитектуры русского классицизма. Построен архитектором ...
Культура Московского царства

Культура Московского царства

Русская живопись XVII века. Парсуна. Русская архитектура XVII века. Летний дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Церковь Покрова в Филях. ...
Культура в России в первой половине XIX века

Культура в России в первой половине XIX века

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего ...
Культура в первой половине XIX века

Культура в первой половине XIX века

План. Архитектура Живопись Театр Музыка. В начале XIX века русское зодчество развивалось в духе классицизма, особенно оно отразилось в архитектурном ...
Культура в годы В.О.В.

Культура в годы В.О.В.

Цель исследования. На основе исследования культурной жизни СССР в период Великой Отечественной войны, определить какую роль она сыграла в победе. ...
Культура Болгарии Средние века

Культура Болгарии Средние века

Охридская книжная школа — один из древнейших культурных центров Болгарии. Основана в 886 году в Охриде Климентом Охридским по указанию Бориса I. С ...
Культура Беларуси во второй половине XVII –первой половине XVIII в

Культура Беларуси во второй половине XVII –первой половине XVIII в

Условия развития культуры Беларусии. "Разрушающий век". Усиление процесса окатоличи- вания. Распростра- нение идей Просвещения. анти- феодальная война ...
Культура  России с XVI по XX вв

Культура России с XVI по XX вв

Правила пользования. выбираете категорию и нажимаете нужную клавишу Чтобы узнать правильно ли вы ответили на вопрос – нажмите на значок Чтобы вернуться ...
Культура Киевской Руси в 10-11вв

Культура Киевской Руси в 10-11вв

Игорь и Ольга Борис и Глеб Владимир Князя Знати Всего населения Хазар Печенегов Половцев 1093-1125 гг. 1113-1132 гг. 1113-1125 гг. Первыми святыми ...

Конспекты

Культура Византии

Культура Византии

Ожигова Екатерина Алексеевна. Учитель истории и обществознания. МОУ ИРМО «Оёкская СОШ». Методическая разработка урока для 6 класса по истории ...
Культура Византии

Культура Византии

Цель. . Восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 г. . . Законодательство. . Создан Свод Юстиниана — собрание законов ...
Культура Японии. Гейши

Культура Японии. Гейши

Тема: « Культура Японии. Гейши ». Гармония жилья с природой Для каждого в Японии важна.В гармонии душа народа,Японцам красота нужна. Умеют любоваться ...
Культура стран Халифата

Культура стран Халифата

. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска Калининградской области. Разработка урока «Культура стран ...
Культура русских земель в XVII – XVIII веках

Культура русских земель в XVII – XVIII веках

В чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды? . Боролось ли население Руси с Ордой? Чего добились? . Какой политики и почему придерживался ...
Культура России в 14-16 вв

Культура России в 14-16 вв

Использованы современные образовательные технологии: игровые формы, проектная деятельность. Цель урока:. . 1. Выявить, как в памятниках культуры ...
Культура Московского царства в XVII веке

Культура Московского царства в XVII веке

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1569 «Созвездие». Учитель. : Матюхина Анастасия ...
Культура и религия

Культура и религия

Государственное бюджетное образовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа 53. Конспект урока для 4 класса. «Культура ...
Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Тема: «Культура Древней Руси». Выполнил Попов Артем Андреевич. Учитель истории и обществознания. МАОУ «Голышмановская СОШ №2». Цели:. . ...
Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

I. вариант. Вече. . Полюдье. . Вотчина. . рабы, лично принадлежавшие какому-либо человеку. . временно зависимые люди, которые в голодные ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.