Конспект урока «Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия» по литературе
«Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия»
Методическая разработка открытого урока по литературе
Учитель: Т.А.Калагина
Димитровград 2010
Ход занятия
Содержание занятия, Методы проведения | Время | Средства обучения | |
начало |
| 2 | |
2. Актуализация |
| 5 | Мультимедийный проектор « Notebook » |
3. Мотивация учебной деятельности | 1. Вступительное слово учителя. 2.Беседа с учащимися | 5 | Мультимедийный проектор « Notebook » |
4. Основной этап |
1) «Поединки в допетровскую эпоху» 2) « Дуэль – западная традиция» 3) «Разрушение дуэльной традиции» 4) «Поединки другого рода» II. Оценка проектов III. Рефлексия после каждого проекта | 55 | Карты проектов; карточки рефлексии; мультимедий-ный проектор; видеофильм; презентации |
5. Закрепление | 1.Слово учителя 2.Синквейны 3.Беседа | 10 | Карты синквейнов |
6.Подведение итогов урока | 1.Заключительное слово учителя 2.Выставление оценок | 3 | |
7.Задание на дом | Письменно ответить на вопрос: «Как проблема чести и милосердия решается в рассказе Чехова?» | | А.П.Чехов рассказ «Дуэль» |
Актуализация
I. Беседа по определению цели занятия:
Друзья: мы очень рады
Войти в приветливый
Ваш класс
И лучшая для нас награда –
Внимание умных ваших глаз.
Готовясь к нашей встрече,
Мы потрудились много, впрок,
Скрестим же шпаги
Наших мнений!
Мы вместе сотворим урок
Определите ключевые слова приветствия. Если вы уже потрудились, с какой целью мы собрались на это занятие (есть проблема, которую мы должны решить вместе).
II. Беседа по определению проблемы урока:
- еще раз прочитайте тему урока
- что такое дуэль? (поединок, защищающий честь)
- что лежит в основе русской культурной традиции? (православие, защищающее добрые начала, милосердие)
- какую проблему может отражать название темы урока?
(честь и милосердие, очень важные для человека нравственные категории, могут войти в противоречие).
III. Мотивация. Беседа с учащимися.
Учитель: В теме урока есть слово «дуэль». Но ведь это феодальный пережиток. Какое нам дело до прошлого века и до «кодекса чести» дворянского сословия? (Проблема дуэли в России – это проблема человеческого достоинства, взаимного уважения и самоуважения. А это – фундамент гражданского общества, которое мы с таким трудом пытаемся создать сегодня).
Наше общество лишено сословных предрассудков. Уместны ли сейчас единоборства чести? А может жизнь освободила нас от этого (Нет. Человеку всегда будет дорого его человеческое достоинство).
Каждая эпоха предлагает свой способ поединков, и в каждой эпохе проблема чести и милосердия решается по-своему. Заглянем в эти эпохи и посмотрим, как они отражены в русской литературе.
Основной этап:
-
Защита 4-х проектов
-
«Поединки в Допетровскую эпоху», 2) «Дуэль – западная традиция»,
3) «Разрушение дуэльной традиции», 4) «Поединки другого рода»
II. Оценка проектов (после защиты каждого проекта)
III. Рефлексия (после защиты каждого проекта)
ПРОЕКТ – 1
Поединки в допетровскую эпоху
1 группа (последняя колонка карточки заполняется заранее учащимися)
Поединки в допетровскую эпоху.
Авторская позиция. 5. Ваше видение проблемы | |
Литература |
|
Оборудование |
|
Форма защиты | Ролевая, интрига: история - литература |
Решение проблемы | Историк: Допетровская эпоха представлена в русской литературе в основном эпохой правления Ивана Грозного. Существовали поединки, судебные и потешные. Потешные поединки, игрища, обычно происходили на Москве-реке, это были состязания бойцов в удали и силе. Судебные же поединки совершались в Китай-городе, возле церкви Живоначальной Троицы в Старых Полях. Само название этого места связано с традицией таких поединков. Победа в таком поединке считалась делом Божьего суда, а не силой и воинского искусства. Литератор: Итак, выходить на «поле» с нечистой совестью было опасно. Такой судебный поединок описан в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». В нем старый боярин Дружина Морозов бьет челом царю на опричника князя Афанасия Вяземского, силой похитившего его жену Елену Дмитриевну. Князь свою вину отрицает. Оба готовы крест целовать: Морозов – истинно, Вяземский – ложно. Решение царя Ивана Грозного привело собрание в сильное изумление. Оно, по сути, равнялось для Морозова смертельному приговору - разве мог он устоять против молодого и сильного Вяземского. Но Морозов поклонился и сказал: «Царь, пусть будет по-твоему. Я стар и хвор, давно не надевал служилой брони, но в Божьем суде не сила берет, а правое дело». Литератор: В поединке, показанном «В песне про царя Ивана Васильевича…» М.Ю.Лермонтова встретились «сын честного отца» с Малютиным отродьем, тем, кто жил по закону Господнему-с тем, кто его попрал; верный семьянин и труженик с развращенным тунеядцем и разбойником; басурманский сын – с христианином. Кирибеевич уже осужден в независимости от исхода поединка. Он и сам это знает – поэтому, увидя, кто вышел с ним на бой, в страхе смолкает. Не перед Калашниковым – перед тем, кто вершит высший суд – Богом. Философ: Выходя из выше сказанного, вера в Бога и честь – главные понятия для русского человека. «Невольники чести» всегда были и есть на Руси и также здесь незыблемо Православие. В Допетровскую эпоху жизнь отдельно взятой личности рассматривалась только в совокупности с жизнью всего государства. Государству и Богу были подконтрольны и вопросы чести. Для христианина, по мнению философа Бердяева, «спасение есть преображение и просветление, а не судебное оправдание». Личная честь была неотделима от чести в глазах Бога, в глазах всех. Защита чести не противоречила православной нравственности. Оба эти понятия стояли на защите не лично своего, а общего, всех братьев в Христе. «Невольники чести» - Морозов и Калашников - бились на поединках не за оскорблённое самолюбие, а за божью правду! Историк: Правила поединков: На Божьем суде, «на поле» убивать и увечить противника запрещалось так же, как и бить упавшего. Если всё же один из бойцов погибал во время поединка, его запрещено было хоронить по христианскому обряду, а его убийцу, вольного или невольного, признавали душегубцем. Литератор: Да, сильный был мужчина этот московский купец Калашников. Взял на себя грех. Загадочная русская душа! Нет для неё сдержек, когда дело касается защиты чести. Лермонтов приводит Калашникова в пример своему поколению 30-х годов 19 века, которому не хватало решимости в борьбе с самодержавием. Поэт, для которого вопрос человеческого достоинства всегда стоял принципиально, любуется силой духа Калашникова. Историк: Значит Лермонтов, делая Калашникова убийцей, отходит от русской культурной традиции Литератор: Нет, как бы ни был честолюбив Лермонтов, он не однозначен в отношении убийства человека. Убитого Кирибеевича он сравнивает с сосенкой: «Повалился он на холодный снег/ На холодный снег, будто сосенка…" На наш взгляд, эта история не столько торжества правды над злом - это прежде всего трагедия, хотя на этом поэт не акцентирует внимание, не делает это творческой задачей. Осуждение греха убийства в |
ПРОЕКТ - 2
Дуэль – западная традиция
2 группа (последняя колонка карточки заполняется заранее учащимися)
Дуэль – западная традиция.
5. Ваше видение проблемы | |
Литература |
|
Оборудование |
|
Форма защиты | Ролевая, интрига: история - литература |
Решение проблемы | Историк: Император Петр I, смело прорубивший окно в Европу, невольно впустил в это окно «сквозняк» с особым мнением об офицерской и дворянской чести. Европейская «зараза» - сатисфакция, или дуэль, проникнув в Россию, распространилась и размножилась. Как обычно, все новое приняло здесь гигантские, гротескные размеры. Дрались под любым предлогом, везде и всюду. Философ: А между тем русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской. И не потому, что европейцы отличались меньшей личной храбростью, чем русские дворяне. И не потому, что ценность человеческой жизни была в России меньше. Но потому лишь, что здесь дуэль всегда была не просто красивым ритуалом, а именно судом, освобождающим от бесчестия. Жизнь, людей XVIII – XIX в.в., не являлась доминирующей ценностью – превыше всего охраненная честь. В России дуэльная традиция, при шедшая с Запада и противоречащая Православию, пробив ала себе дорогу трудно. И все же наступил для православной России такой момент, когда появился сильный стимул для того, чтобы люди стали убивать друг друга. Как и в наши дни, так, по-видимому, и во второй половине ХVIIIВ. свобода после дворцовых переворотов пришла в неподготовленное общество, и именно дуэль стала мощным средством, при помощи которого вырабатывались новые принципы поведения. Литератор: Итак, для дворянина превыше всего была сохраненная честь, а не жизнь. Самым большим шиком почиталась демонстрация равнодушия перед лицом смерти, даже презрение к ней. В повести А.С. Пушкина «Выстрел» герой явился к барьеру с черешнями, которые он ел преспокойно перед дулом пистолета. Дворяне пушкинской поры заложники ложной духовности. Ведь честь велит защищать что-то свое, а нравственность - чужое. Итак, эта красивая, но страшная традиция противоречила основам русской нравственности - Православию. И все же в произведениях Пушкина и Лермонтова дуэль является основным способом решения конфликта. Из-за капитанской дочки дерутся на шпагах Гринев и Швабрин, восемнадцатилетний юноша Ленский, кипит враждой нетерпеливой, а светский щеголь Онегин «ощетинился, как зверь». Почему вчерашние друзья готовы убить друг друга? Ведь причина вражды ничтожна. Почему Онегин стрелял первым, если не очень дорожил жизнью? Причина всему - нежелание рисковать честью. Заложники чести ... А может, заложники ложной духовности, когда дух разрывает свою связь с Богом, когда он сориентирован неверно, не на Бога? Литератор: Пушкин и Лермонтов - национальные русские писатели. Поэтому Онегин пытается предотвратить поединок: опаздывает на место дуэли, стреляет на ходу; Печорин до последнего желает, чтобы Грушницкий признался в клевете и простить ему. Убийство для героев, даже если оно совершено в силу «кодекса чести», все равно убийство. Онегин глубоко переживает и не может оставаться в тех местах, где, окровавленная тень ему являлась каждый день». Философ: Если подвести итог, то ни одна обида не стоит человеческой жизни, даже такой, как жизнь Грушницкого, а Ленского нам искренне жаль. Ни убийство Ленского, ни убийство Грушницкого не принесли их "убийцам" счастья. Стоило ли убивать их? Всему виной гордыня. Заложники «ложной духовности» - не могут не идти на дуэль, но голос Бога в них все же не умер. Уникальность русской литературы в том, что её герой обладает чувствами совести, потому убийство человека не приносит удовлетворения, а заставляет глубоко страдать. |
ПРОЕКТ - 3
« РАЗРУШЕНИЕ
ДУЭЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ»
3группа (последняя колонка карточки заполняется заранее учащимися)
Разрушение традиции. Бретерство.
| |
Литература | 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»; 2. Л.Н. Толстой «Война и мир»; З.И.С. Тургенев «Отцы и дети»: книга для учителя. М: Просвещение, 1991; 4. М. Шепенко «Театр: язычество и христианство // Москва, 2001- №5-стр.198- 221 |
Оборудование | Отрывки из текстов Словарные слова: бретерство |
Форма защиты | Ролевая, интрига: история - литература |
Решение проблемы | Историк: Итак, дуэль отличалась от убийства тем, что проходила по определенным правилам. Внешне все было очень красиво Даже вызов должен был быть изящным. Литератор: Почему же такая красивая традиция разрушилась? Философ: Хочется поэтому поводу привести слова польского ученого - педагога: «Все старания привить человеку "благородные качества и навыки, помимо рождения свыше, подобны украшению рождественской елки яблоками и золотыми орехами. Яблоки украшают елку, но расти они могут только на яблоне. К подобному разукрашиванию человека сводится вся цивилизация, внешняя дрессировка дикаря...» Традиция, какой бы красивой она ни была, извратиться, если она не одухотворена. Дуэли, убийства по правилам, - это и есть цивилизация без почитания Бога Историк: Именно на начало XIX в. приходится развитие такого явления, как бретерство. Бретерство - это и есть «золотые орехи» отступничества человека от своего божественного предназначения. Рыцарская дуэль сменяется дуэлью-расправой. Она переносится в те сферы, где совершенно неуместна, а причины смешно ничтожны. Литератор: Л.Н. Толстой впервые в русской литературе взглянул на дуэль с точки зрения христианской нравственности. Философия бретера изложена героем его произведения «Война и мир» Долоховым: «Вот видишь ли, я в двух словах открою всю тайну дуэли, - говорит он Николаю Ростову - Если ты идешь на дуэль и пишешь завещание да нежные письма, ты - дурак и наверное пропал, а ты иди с твердым намерением его убить как можно скорее, тогда все исправно, как говорил мне наш костромской медвежатник». Для Л.Н. Толстого дуэль - это символ войны, трагедии, безумия. Добрые умные люди, люди мира, втягиваются в дуэль насильно. Пьер становится игрушкой бретера Долохова. Прозрение, наступившее после дуэли, в результате которой чуть не погиб человек, даже если это подлец Долохов, приводит Пьера на грань сумасшествия») Литератор: Повесть «Капитанская дочка» написана Пушкиным в более зрелые для поэта годы, когда здравый смысл берет верх над вспыльчивостью, гордыней и нетерпимостью. Вопрос чести является для поэта по-прежнему принципиальным, но теперь Пушкин подчиняет это понятие Богу: держаться надо за честь в глазах Бога. Поэтому, когда Петруша Гринев приходит к старому поручику Ивану Игнатьевичу звать того в секунданты, тот, выражая позицию автора, говорит: «Помилуйте, Петр Андреевич! Что это вы затеяли? Доброе ли это дело - заколоть своего ближнего, смею спросить...» Да, Пушкин, как и все его поколение, был заражен безбожной идеей просветительской философии. Только в зрелые годы ему удалось полностью ее преодолеть, о чем свидетельствует повесть «Капитанская дочка». Литератор: Как и полагается по «кодексу чести», причиной поединка между Евгения Базарова и Павел Петровичем Кирсановым,, героями романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», стала женщина. Но это только внешняя причина. На самом деле дуэль между разночинцем Базаровым и дворянином Кирсановым - это кульминация идеологического поединка «Отцов и детей». Аристократ Кирсанов исчерпал все возможные доводы и потерпел поражение по всем направлениям идеологического спора. От бессилия он идет на физическое истребление противника. Базарову, как человеку более прогрессивному, такие методы ни к чему: он причисляет дуэль к средневековым пережиткам, к смешному «анохронизму». Действительно, человечество повзрослело и должно понимать, что убивать не только грешно, но и смешно. Но зачем же Базаров, человек прогрессивных взглядов, участвует в этом фарсе. А причина все та же - он боится выглядеть трусом. Видимо, от такого «пережитка», как честолюбие, Базаров не освобожден, как любит русский человек. . |
ПРОЕКТ - 4
« ПОЕДИНКИ ДРУГОГО РОДА»
4 группа (последняя колонка карточки заполняется заранее учащимися)
Поединки другого рода. 1, Почему герои Достоевского и Куприна, оставаясь «заложниками чести», отказываются от дуэли? 2. Какие поединки для них возможны? З.Авторская позиция. 4. Ваше решение проблемы | |
Литература | 1Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы», «Вечный муж»; 2.А.И.Куприн «Поединок»; З.В.Я.Кирпотин «Мир Достоевского» //Москва: Советский писатель, 1983;4.Д.В.Макаров «Преображение человека: от религии к художественной литературе».Ульяновск, 2005 |
Оборудование | 1.Словарь: славянофил, «аристократы духа», ницшианство. 2. Отрывки из романа « Братья Карамазовы». 3.Ф.М.Достоевский рассказ «Вечный муж». 4.А. И. Куприн повесть «Поединок» 5.Презентация. |
Форма защиты | Ролевая, интрига: история - литература |
Решение проблемы | Историк: Люди, ценящие личное достоинство выше жизни, не могут не вызывать восхищение, глубокого уважения. Это сильные, гордые, мужественные личности. Но вместе с тем развитие одной только доблести очень часто идёт в ущерб развития других качеств, очень дорогих русскому человеку: милосердию, терпимости, самопожертвованию. Литератор: Дуэль как традицию, как стереотип поведения, причём навязанный Западом русскому человеку, не принимает Ф.М.Достоевский. Алёша Карамазов, герой его романа «Братья Карамазовы», отзывается о поручике Снегирёве как о человеке слабом, безвольном, но добром...«Общество осудило офицера Снегирёва, который не вызвал Дмитрия Карамазова на дуэль, хотя тот принародно оскорбил и унизил Снегирёва, оттаскав его за бороду. Оба они офицеры - дуэль поэтому была неизбежна, но Снегирёв поступает по другому, более важному для него человеческому закону: « ... вызови я его на дуэль, а ну как он меня тот час же и убьёт, ну что же тогда? С ними- то тогда со всеми что станется?... и кто же их накормит?.... Так вот что для меня значит на дуэль- то его вызывать, глупое это слово, и больше ничего». Для героя целесообразность - высшее понятие личной чести. Не следует ли Снегирёва считать более духовно возмужавшим, чем того, кто пошёл бы к барьеру, зная при этом, что он не имеет морального права умереть или остаться калекой? Честь, достоинство! Без этого нет человека! А есть ли более высокие понятия, определяющие ценность личности? Для Достоевского и его героев- это способность пожертвовать собой , а значит - своей честью во имя другого человека.. ? Философ: В поведении его героев реализована пасхальная славянофильская модель человека - через самоотречение и страдание к возрождению. .Литератор: На долю Куприна выпало изобразить русское общество в худшую эпоху опошления и упадка нравственности. Положительный герой в его произведении, как никто другой, ищет пути прорыва к совершенству и вступает в поединок со страшным миром. Именно такое противостояние положено в основу замысла повести «Поединок». В ней дуэль не столько реальное событие, сколько символ противоборства человека, «Аристократа духа», с бездуховностью, пошлостью. Реальная сцена дуэли Ромашова с Николаевым, героями повести, показана как бессмысленное истребление жизни ради мелких честолюбивых интересов. Неслучайно Куприн опускает саму сцену дуэли. Мы знаем о ней из рапорта сухого отчёта, где подчёркивается время поединка -«1 минута 10 секунд» - столько понадобилось времени для уничтожении человека. Философ: В поединках другого рода, в поединках с самим собой и в психологических поединках обретают себя герои русской классической литературы - в этом её уникальность. Поединок же как убийство ведёт героев к нравственному тупику: это красивая, но жестокая традиция, так как противоречит концепции человека в христианской культурной традиции. Убийство это грех, а грех- это беззаконие.. |
Подведение итогов занятия
1.Слово учителя.
Поединки всегда были и будут в России, а также неистребимо здесь милосердие. воспитанное много вековой православной традицией. Так каким вы видите поединок, каким он должен быть, чтобы и честь отстоять, и не нарушить главный человеческий заповеди «не убей»?
2. СИНКВЕЙН
ЧТО?
ПОЕДИНОК
КАКОЙ?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА?
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО?
3. БЕСЕДА:
Вопросы учителя:
- Как же ответить грубияну? - А все же, если придется выбирать между честью
и милосердием, что выберите вы?
Заключительное слово преподавателя: (последний слайд)
-
Глоссарий по теме.
-
Алгоритм занятия.
-
Из истории поединков.
-
Убийство по правилам – красивая, но жестокая традиция.
-
Отражение дуэльной традиции в русской литературе: преображение или отступничество
Милосердие – сердоболие, сочувствие, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкость.
Культурная традиция – источник нравственных ценностей.
Честь – доблесть, честность, благородство души.
Дуэль – (фр. Oluel, лат. oluellum – война) – поединок между двумя лицами, обставленный определенными условиями и формальностями.
Сатисфакция (лат. Satiefaction) – удовлетворение, даваемое оскорбленному в форме поединка, дуэли. Требовать сатисфакции – вызывать на дуэль.
Картель – письменный вызов на дуэль, поединок.
Философия – (греч.philcon – люблю и jophia мудрость) – наука о всеобщих закономерностях.
Оценка проектов:
- содержание;
- эмоциональность, речь;
- практическая значимость
Рефлексия
Карточка рефлексии
Количество баллов | Оценка | |||
содержание | эмоциональность, речь | практическая значимость | ||
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Итого | | | | |
Всего баллов за проект | | | | |
Список используемой литературы
-
Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М. -1955, т. 1.
2. Марченко Н.А. Литературный быт пушкинской поры// Литература
в школе 997,№3,с. 19-24.
3. Дурасов Д. Оружие чести // Вокруг света - 2005, №12, с. 164-176.
4. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени, Орджоникидзе,
1970, с. 120.
5.Гордин А., Мелехов Я. Русская дуэль была ужасной
необходимостью // Литературная газета, №37, 1997, с. 10.
6.Пушкин А.С. Евгений Онегин.
7. Толстой Л.Н. Война и мир. М., 1981, т.2., гл. 5. с. 19-21.
8. Портнов А. Магия Черной речки//Труд 11.06.1998,с. 10.
9. Пушкин А.С. Капитанская дочка.
10. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы
11. Достоевский Ф.М. Вечный муж
12. Куприн А.И. Поединок
13. Куприн А.И. Поединок.
Алгоритм занятия
Русская литература изобилует сценами дуэли.
Дуэль – от латинского война, бой с применением оружия между двумя лицами по вызову одного из них
Романтический взгляд
С точки зрения нравственности, морали
Защита чести Убийство - грех
Оба понятия корневые для русского человека
Как же защитить честь не нарушая нравственного православного закона «не убий». Что выше: честь или милосердие?
Тема будет рассмотрена в трех аспектах Историческом Философском Нравственном Исторический аспект Послепетровская эпоха (Воспитание хороших манер среди дворян, защита личной чести) Допетровская эпоха (Божий суд) Рыцарская дуэль Бретерство Разрушение традиций (анахронизм, пережиток, глупость)
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
ДОПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА (БОЖИЙ СУД НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ НРАВСТВЕННОСТИ)
ПОСЛЕПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА: «ЗАПАДНАЯ» ЗАРАЗА – ДУЭЛЬ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРАВОСЛАВНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ, ЗАЩИЩАЕТ ЛИЧНУЮ ЧЕСТЬ, А НЕ БОЖЬЮ ПРАВДУ РАСПАД ТРАДИЦИИ БРЕТЕРСТВО
Нравственный аспект «Всё, что начинается злобой, заканчивается позором» Библия Все старания привить человеку благородные качества и навыки... помимо рождения свыше, подобны украшению рождественской елки яблоками и золотыми орехами. Яблоки украшают ёлку, но расти они могут только на яблоне. К подобному разукрашиванию человека сводится все цивилизация, внешняя дрессировка дикаря. Дуэль - убийство по правилам - это и есть цивилизация без почитания Бога.
Красивая, но жестокая традиция.
* Дуэль имела место только между дворянами;
* Причины связаны только с оскорблением чести;
* Оружие смерти было очень дорогим и красивым;
* Дуэльному костюму мог позавидовать любой денди.
* Даже вызов (картель) на дуэль был изящным.
* Разновидности: неподвижная, подвижная, четвертная, пятерная, русская рулетка.
Русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской, потому что здесь поединок был не просто ритуалом, а именно судом, освобождающим от бесчестия. Честь ценилась выше жизни.
Отражение темы дуэли в русской литературе:
преображение или отступничество.
Сторонники более высоких ценностей - высшая справедливость - милосердие, самопожертвование | |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Л.Н. Толстой «Война и мир» И.С. Тургенев «Отцы и дети» | Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Вечный муж» А. И. Куприн «Поединок» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
Дуэль как основное решение конфликта | Словесный поединок, поединок с самим собой, психологический поединок.
|
Выводы:
* Поединок как поиск истины (словесная дуэль, поединок с самим собой), защита чести необходим русскому
человеку - это путь преображения. В таких поединках обретают себя герои русской классической литературы. 4 *Поединок же как убийство - это отступничество, он ведет героев к нравственному тупику, это красивая, но
«жестокая игра», так как противоречит концепции человека в христианской культуре, русская литература осуждает.
* Главный вывод истории человечества состоит в том, что любое силовое решение человеческих проблем
неизбежно трагедийно, а значит нравственно противозаконно
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.