Конспект урока «Русская природа в поэзии, музыке и живописи» по литературе для 5 класса
Муниципальное образовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
г. Балашова Саратовской области»
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА:
«Русская природа в поэзии, музыке и живописи».
Конспект подготовила: Попова Т.Н.,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Г.Балашов
2012г
Тема урока:
«Русская природа в поэзии, музыке и живописи».
Цель урока:
-
выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи.
Задачи:
-
Образовательные:
-
систематизировать умения учащихся анализировать лирическое стихотворение;
-
познакомить учащихся с сравнительным анализом стихов;
-
повторить изученные средства выразительности, используя опорные схемы;
-
поработать над выразительным чтением лирических стихов;
-
познакомить с произведениями живописи И.И.Шишкина «Корабельная роща» и романсом С.Рахманинова «Весенние воды».
-
Развивающие:
-
развивать творческое воображение учащихся;
-
расширять кругозор учащихся.
-
Воспитательные:
-
воспитывать чувство толерантности;
-
формировать у учащихся умение понимать и видеть красоту в различных ее проявлениях;
-
формировать чувство патриотизма и любви к Родине.
-
Материал к уроку:
-
стихи из учебника 5 кл. В. Я Коровиной (А.Н. Плещеев «Весна», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Весенние воды»,А.Н. Майков «Ласточки»).
-
Оборудование:
-
запись романса С. Рахманинова «Весенние воды»;
-
иллюстрации И.И. Шишкина «Корабельная роща»;
-
напечатанный текст выступления ученика о картине И.И. Шишкина «Корабельная роща»;
-
листы с напечатанными стихами, которых нет в учебнике (Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза, «Чародейкою зимою»), (А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», «Вот север тучи нагоняет»).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
– Добрый день! Я очень рада, что мы собрались сегодня опять вместе, чтобы ещё раз заглянуть в удивительный мир поэзии, А что значит удивиться?
/ радоваться, восхищаться, благоговеть, восторгаться/.
– Какие удивительные слова! Так говорят о свойствах души человека: внимательности, чуткости, доброте. И мы с вами на уроках тоже учимся удивляться.
– А чему вы сегодня удивились?
/ ………………………………………./
– Я, например, удивилась сегодняшнему утру, такому единственному и неповторимому. Я подошла к окну и увидела, как порхают и кружатся снежинки, пушистые, мягкие, голубовато-белые. Нежно касаются они своими краешками друг друга, как будто маленькие танцоры берутся за руки.
Вот несколько белых звёздочек упало на стекло, Одна из них, как волшебный невидимый цветок, поплыла по стеклу вниз, заскользила по гладкому полю окна и вдруг замерла.
И я услышала тонкий серебристый смех. Это снежинка увидела меня, и ей стало весело от моего удивления, потом она, как маленькая птичка, вспорхнула, легко взлетела вверх, последний раз закружилась перед моими глазами и с подругами улетела. Да, снег удивителен.
Учитель читает:
«Первый снег». Екатерина Репина
Пришёл, не спросился, ворвался
В сердце, в глаза и в губы.
Скользнул по лицу… задержался,
Упал на асфальт и умер.
Опешила: что же делать?
Как жизни его возвратить?
Как быть: ведь он всё-таки первый?
Скажите, ну как же быть?
Только никто ничего не сказал:
Люди спешили – такой же век,
А рядом падал и умирал
У всех на глазах первый снег.
– В своём стихотворении поэтесса Екатерина Репина призывает нас, людей, живущих в ХХI веке, быть прежде всего неравнодушными и уметь удивляться. В отличие от нас, древние люди считали, что природа – живое существо, значит, у неё есть пора юности – весна, увядания – осень. Зимой природа замирает. Мир одет белым саваном. Многие поэты в своём творчестве обращались к природе.
Обращаемся к эпиграфу, записанному на доске
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок. Не безумный мех.
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь. В ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев)
За окном зима. Можем воочию увидеть умиротворённый сон природы, но чтобы мы в воображении перенеслись в осень, весну или лето нам нужна тишина.
Чтение стихов учащимися:
«Тишина». Анатолий Беляев
Прислушайтесь. Какая тишина!
Она не вдруг пришла, а – устоялась
Случайного комарика струна
И та в ночном безмолвье затерялась.
Не шелохнёт. Не скрипнет . Не всплеснёт
Ни шороха. Ни шелеста. Ни писка.
И если слышно, как трава растёт,
То это где-то очень-очень близко.
Над лугом, над кустами, над рекой.
Навис туман и замер, не качнётся.
И кажется: задень его рукой –
И всё, что очаровано, очнётся.
* * *
В.Суслов.
Слушал шорох тишину.
В тишине в лесной глуши
Шёпот к шороху спешит,
Топот по лесу шуршит.
– Ты куда?
– К тебе лечу.
– Дай на ушко пошепчу.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши.
Тише, шорох, не шурши,
Тихо, шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
– Слышу…
По болоту
Вышли цапли на охоту,
Цапли ужинать спешат,
Рыщут – ищут лягушат.
Слышишь?
– Слышу…
Две букашки
Спать устроились в ромашки,
Под простынки влезть хотят,
Лепестками шелестят.
Навостри-ка уши,
Тишину послушай!
***
Краткая беседа по прочитанному:
-
С помощью какого приёма автор смог передать состояние тишины?
/ аллитерации, путем повторение звуков [т], [ш], [ч’], [х]/
-
Давайте вернёмся к стихотворению А. Беляева «Тишина». А как в этом стихотворении автор смог передать состояние тишины?
/ много выразительных пауз/
-
Посмотрим на вторую строфу, какие это предложения?
Подчеркните мысленно грамматическую основу?
/односоставные, нераспространенные/
-
Найдите односоставные предложения в первой строфе.
/…………………/
-
Какое предложение в третьей строфе передаёт состояние тишины?
/предложение с однородными членами: навис, замер, не кончается, над лугом, над кустами, над рекой/.
Слово учителя:
Цель сегодняшнего урока не только увидеть с помощью поэзии, живописи, музыки необыкновенное в обыденном, но и выявить особенности поэтического языка на уровне фонетики, синтаксиса, т.к., пока только эти разделы мы изучили.
III. Выразительное чтение стихов и их анализ.
ВЕСНА
– Cлово «весна» образовано от той же основы, что и «весёлый», если мы несколько раз повторим слово, то мы обнаружим, что в нём спрятано слово ото «сна»
/Ответ подготовленного ученика, который работал с этимологическим словарём/
ВЕСНА = «ОТО СНА»
ВЕСЁЛЫЙ
/Стихи с элементами инсценирования читают заранее подготовленные ученики/
А.Н. Плещеев. Стихотворение «Весна»
– Ребята, давайте посмотрим, какие средства выразительности Плещеев использует в своём стихотворении?
/олицетворение «бегут ручьи», «лес оденется»/.
– Послушайте романс С.Рахманинова «Весенние воды» на стихи
Ф.И. Тютчева.
– Романс С.Рахманинова «Весенние воды» насыщен бурным движением. Композитор воспевает пробуждающуюся природу. В музыке слышно восторженное утверждение жизни. Нет силы, которая могла бы остановить приход весны. Радостно, приветственно звучат фанфарные сигналы. Фортепианная партия изображает бурные весенние потоки, которые сметают все препятствия на своём пути и несут торжество жизни.
Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Весенние воды»
– Какие средства выразительности использует Тютчев в стихотворении, чтобы изобразить бурные потоки?
/ олицетворение «воды шумя, бегут, будят, гласят»/.
– Обратим внимание на особенности поэтического языка на синтаксическом уровне. С помощью какого синтаксического явления автор достигает достоверного изображения бурного потока?
/ предложения с однородными членами/.
– Каков звуковой фон стихотворения, какие комбинации звуков использует автор, чтобы мы представили весенний поток?
/ в 1 строфе в третьей строке в словах «блещут и гласят» повторяется [ л ] , создаётся впечатление плеска воды, а от повторения звука [б] в словах:, будят, брег, бегут, блещут создаётся впечатление стремительного весеннего потока/.
– Познакомимся с ещё одним весенним стихотворением Тютчева.
Ф.И. Тютчев. Стихотворение «Весенняя гроза»
(чтение стихотворения учителем)
– Какие картины предстают перед взором лирического героя?
/ герой слышит первые раскаты грома /
– Давайте остановимся на этом подробнее. Какие средства выразительности использует автор, описывая это явление?
/олицетворение «как бы резвясь и играя»/
/эпитеты «раскаты молодые»/
– Почему раскаты Ф.И. Тютчев называет «молодыми»?
Какой приём нам помогает не представить, а услышать грозу?
/ аллитерация звуков [ гр ], [ р ] , [ г]в словах «грозу», «первый», «гром», «резвясь», «играя», «грохочет», «гремят», «раскаты»/
– Какие картины возникают в вашем воображении?
*дождик брызнул;
* пыль летит;
* повисли перлы дождевые.
– А что значит «перлы»? (франц. «жемчуг»),
* солнце нити золотит;
* бежит потоп.
– Подобная смена картин, переданная словом, позволяет увидеть грозу в движении, представить ее одушевлённым явлением природы.
В последнем четверостишии гроза сравнивается с образом молодой веселой Гебы, проливающей «громокипящий кубок», усиливает радостное чувство.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о мифологических божествах, используя иллюстрации)
Геба – богиня юности, дочь Зевса. Изображалась в виде юной девушки в венке из цветов и с золотой чашей (кубок)
Зевс – верховный бог древних греков, царь и отец богов и людей. Зевс управляет всеми небесными явлениями. Прежде всего, громом и молнией. Атрибуты Зевса: эгида – щит, знак покровительства; скипетр – жезл, украшенный драгоценными камнями.
ЛЕТО
–Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»
(чтение стихотворения учителем)
– Почему эти два стихотворения Тютчева можно сопоставить ?
О чём эти стихи Тютчева?
/оба стихотворения посвящены грозе/.
– Если в первом стихотворении гроза весенняя, первая, так как «раскаты молодые» , то в этом стихотворении гроза летняя. Докажите это?
/грохот летних бурь…/
–Охарактеризуйте летнюю грозу.
/ гроза, нахлынувшая тучей…/.
– Могучая стихия нахлынула «опрометчиво-безумно». Земная природа стремится устоять перед бурей. Докажите это словами текста стихотворения.
/«дубрава задрожит», «лесные гнутся исполины», «тревожно ропщут их вершины», «немало слышен птичий свист»/.
А теперь перенесёмся в летний лес, а поможет это сделать картина Шишкина «Корабельная роща»
Устное сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща» (рассказывает заранее подготовленный ученик по иллюстрации, сообщение ученика распечатано на листочках)
На картине «Корабельная роща» (известного русского) художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим (жаркую солнечную) опушку (могучего соснового) бора.
В (безмолвной) тишине гордо застыли (величавые стройные) сосны. Высоко вскинули они в (бездонное синее) небо свои (изумрудные пышные) вершины.
(Прозрачный) ручеёк лениво продолжает (медленное) движение, прячется за деревьями, точно зовёт нас за собой в эту (просторную таинственную лесную) даль.
Картина полна тепла и (радостного) света. (Красноватые) стволы сосен, (медного) оттенка кроны, (чистый) песок на берегах ручья замерли под лучами (ласкового) солнца.
В картине чувствуется (огромная) любовь художника к Родине, (глубокое) понимание красоты её природы.
-– Найдите из прилагательных, которые помещёны в скобках те, которые являются эпитетами.
/«могучего бора», «величавые сосны», «бездонное небо», «пышные вершины», «ласковое солнце»/.
ОСЕНЬ
– Природа выдерживает порывы грозы , слетают первые жёлтые листья. Первый жёлтый лист – это предвестник осени, которая неминуемо настанет, природа увянет, чтобы вновь возродиться.
– Но осень это не только пора грусти, печали…Золотая осень - любимое время А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!»
Чтение стихотворения заранее подготовленным учащимся.
Ф.И. Тютчев. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Чтение стихотворения учителем.
– «Короткая, но дивная пора…». Докажите правильность этой фразы цитатами из стихотворений Тютчева и Пушкина.
/Весь день стоит как бы хрустальный/
/И лучезарны вечера/…
– Какие средства выразительности использует автор?
/эпитет «день хрустальный»/
– Воздух прозрачен, подобно хрусталю, будто что-то хрупкое, что в любую минуту может расколоться.
/Люблю я пышное природы увяданье/
/В багрянец и золото, одетые леса/.
– А.С. Пушкин восхищается красотой осени, передает мельчайшие ее детали, воспевает ее таинственную грусть.
ЗИМА
– Обратимся к толкованию слова «зима»
/ Зима, Первоначальное значение - «время снегов»/.
(Подробный ответ ученика, который работал с этимологическим словарём)
– Древний человек опасался зиму, а потому часто её представлял в образе «седой и злой старухи», он с нетерпением ждал прихода весны, чтобы возродилась природа.
– Обратим внимание на стихотворение Ф.И Тютчева «Зима недаром злится…». Чтение стихотворения учителем.
-С какой буквы написаны слова «Зима» и «Весна»?
/ с большой/.
– Почему?
/ Весна и Зима одушевлены, они живы, они способны чувствовать и переживать…/.
– Докажите это!
/Поэт использует олицетворение/. Учащиеся приводят примеры из текста.
/Зима злится, хлопочет, ворчит на Весну, взбесилась, убегает, Ведьма зла;
Весна – в окно стучится, хохочет, шумит, умылась, стала румяней/.
– Но не у всех поэтов зима ассоциируется с образом злой ведьмы. Обратите внимание, как называет зиму А.С. Пушкин в стихотворении «Вот север тучи нагоняет» и Ф.И. Тютчев в стихотворении «Чародейкою зимою…»
/чародейка, волшебница, проказница;
лес околдован (она окутала лес, но он ослепительно красив);
проказы: брега сравняла пухлой пеленой, легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов/.
– Но есть одна сказочная история, когда зима и весна не борются, а нежно любят друг друга. Наверное, вы догадались, что эта сказка А.Н. Островского «Снегурочка».
(Д 4, явл 2, инсценирование диалога Снегурочки и Весны)
– Перед вами венок, как вы думаете, что это за образ-символ?
/ это символ любви, солнца, годовой круг/.
IV. Подведение итогов урока:
Мы познакомились с замечательными стихами о природе, сделали удивительные открытия. Такое внимание выдающихся поэтов к родной природе является следствием огромной любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей Родине.
V. Домашнее задание:
-
выучить наизусть понравившееся стихотворение о природе.
-
Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Русская природа в поэзии, музыке и живописи», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.