- Игрушка-свистулька – чудо из глины

Конспект урока «Игрушка-свистулька – чудо из глины» в начальной школе для 2 класса


Интеллектуалы 21 века






Тема: «Игрушка-свистулька – чудо из глины»


Секция: «Культурология»

















Выполнил:

Сизиков Дмитрий

2 «г» класс МАОУ СОШ №147

Научный руководитель:

Сизикова Наталья Алексеевна

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №147










Челябинск

Оглавление

Введение. 4

Образ глиняной свистульки в народном творчестве. 7

7

10

Изучение символики, цвета, элементов росписи и формы глиняной свистульки. 11

Технология изготовления глиняной свистульки. 12

Перед началом исследования мы провели анкетирование. В опросе участвовали ученики 1,2 ,3 ,4 классов в количестве 380 человек. Мы задали вопрос «Кто знает, как сделать глиняную игрушку-свистульку?» Из всех опрошенных только 49 человек (Диаграмма 1) дали примерно такой ответ: 12

1.Нужно взять глину 12

2.Слепить игрушку 12

3.Запечь в печке. 12

Ни один не смог сказать, что надо сделать, чтобы игрушка засвистела. Исходя из этого, мы решили изучить технологию и выделить этапы изготовления глиняной свистульки 12

Выделение этапов изготовления глиняной свистульки. 12

Заключение. 13

Во – первых, сведений о глиняной игрушке, сделанной в Челябинской области, очень немного. Небольшая заметка есть в сети Интернет на сайте http://42pr.ru «Бажовский фестиваль народного творчества» 13

Список источников и литературы. 15

Диаграмма 16

«Кто знает, как сделать глиняную игрушку-свистульку?» 16

17



Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится:
Не поет и не летает, 
Вся горит и полыхает. 
Далеко по белу свету 
Знают все пичугу эту, 
Эта птица не простая, 
Расписная, золотая. 
Просто диво – безделушка, 
Зовут ее народная игрушка… [1]

Введение.

«Ни то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго» - эту старинную пословицу рассказывают в г.Торжке и именно она раскрывает суть людей, творивших с испокон веков самобытное искусство.

Земля наша всегда славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы, и многие другие. В творчестве своем они отражали свой быт, чаяния и мечты крестьянина, видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала, родную русскую природу. Именно поэтому их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет.

Эти изделия формируют эстетические потребности и вкусы людей. А начиналось все в глубокой древности с обыкновенных народных ремесел.

Глиняные изделия делали повсюду, где находились залежи гончарных глин, а сама их обработка, приготовление глиняной массы, создание с помощью быстрого вращения гончарного круга из бесформенного комка объемного предмета, украшение его простейшими способами - весь этот процесс рождения гончарного изделия, повторяемый многими поколениями мастеров, привел к своеобразной универсальности этого искусства. Все существующие и поныне виды гончарной техники, как и многие современные формы сосудов, человечество знало еще в глубокой древности. Как и повсюду, изготовление посуды в гончарных промыслах сопровождалось лепкой глиняных игрушек. В них мастера давали волю своей фантазии, превращая комочки глины в фигурки людей, зверей, птиц - всегда сказочных и реальных одновременно. Меткость характеров всегда сочеталась с предельной обобщенностью образа, лаконичной пластической формой. Нередко игрушки были свистульками. И дети, и взрослые играли на них как на музыкальных инструментах, дополняя скульптурный образ звуковыми аналогиями. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы, козла, барана, а также сказочного существа – полкана. Из декоративных настольных игрушек выделяются красочностью и мягким юмором изображения женских фигурок, всевозможных «кормилец» («кормилок»), «водоносок», «птичниц». Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.

В этом году, гуляя с родителями по парку Гагарина, мне на глаза попались глиняные птички-свистульки. Сначала моё внимание привлек очень необычный мелодичный звук – в руках у мастера пела птичка. Да как пела!

Все кто проходил мимо невольно замедляли шаг, останавливались или подходили к лотку, что бы взять в руки и попробовать посвистеть самим.

И больше уже с игрушкой не расстаться. Мы приобрели две птички – свистульки совершенно разные по виду и звуку. Мастер, он же продавец, объяснил, что сделаны они по разным технологиям. Мне настолько понравились игрушки, что я решил узнать историю создания глиняной игрушки-свистульки.

Мы выяснили, что заслуженной славой пользуются игрушки, сработанные в деревне Дымково (Вятской области), Филимоново (Тульской области), Хлуднево (Калужской области), Абашево (Пензенской области) и другие. Но что самое удивительное – у нас в Челябинской области были и есть свои удивительные мастера глиняной игрушки, только вот знают о них не многие. Сразу же возникло множество вопросов: почему мастера лепили такие фигурки? Почему наряду с фигурками появились свистульки? Почему их так ярко расписывали и какой смысл они несли в себе? Чем отличаются игрушки-свистульки различных областей России? В чём особенность Челябинской игрушки, изготовленной в нашей Челябинской области?

Эти вопросы высветили и проблему появления глиняной игрушки-свистульки, её символического значения и отличия её в разных регионах нашей страны, малоизвестность игрушки, выполненной челябинскими мастерами.

Внимательно изучив литературу и иллюстрации по глиняной игрушке, я заметил, что свистульки в виде фигурок одних и тех же животных, но изготовленные в разных областях (Дымковская, Абашевская, Филимоновская, Мглинская и другие), несколько отличаются друг от друга. Их различие может быть заметно не сразу, но оно есть!

Приступая к своему исследованию, рискну выдвинуть следующую гипотезу: глиняные игрушки-свистульки делаются для детей, чтобы они играли и веселились.

Цель исследования:

Проведя сравнительный анализ, узнать как можно больше о игрушке-свистульке.

Задачи исследования:

  1. Выяснить значение глиняной игрушки-свистульки в культуре, быте народов России, её символику.

  2. Изучить технологию изготовления (лепки) глиняной свистульки.

Методы исследования:

  1. Сравнение данных различных информационных источников (подбор и изучение литературы).

  2. Анкетирование детского коллектива.

  3. Сравнение результатов наблюдения (сравнительный анализ).

  4. Краеведческий поиск:

- работа в Челябинском государственном краеведческом музее;

-посещение краеведческого отдела Челябинской областной детской библиотеки им. В. Маяковского

- визуальная фиксация памятников: фотографирование

Объект исследования:

Глиняная игрушка-свистулька

Предмет исследования:

  1. История развития глиняной свистульки

  2. Символика, цвет, элементы росписи и формы глиняной свистульки.

  3. Технология изготовления глиняной свистульки.

Выделение этапов изготовления глиняной свистульки.

  1. Исследование отличительных особенностей глиняных свистулек различных областей России.




















Образ глиняной свистульки в народном творчестве.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, «бабий» промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки-свистульки. Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.[3]

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.[2]

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.[4]

Повелись свистульки на русской земле с незапамятных языческих времен, существовали они у нас повсюду, а сохранились больше всего на Севере, потому что жизнь здесь текла спокойнее и исконные устои разрушались медленнее. Сюда не доходили чужестранцы, местных жителей мало касались вражеские нашествия, а нравы, поверья, обычаи передавались из рода в род. Когда-то свистом наши предки пытались отогнать «нечистую силу». Потом свистульки стали служить забавой ребятишкам. Но в форме свистулек в неприкосновенности сохранились отголоски древних языческих верований. Наряду с «утушками» часто лепят свистульки в виде вещей птицы счастья Сирин, которую в рукописных книгах или же в росписях бытовых предметов всегда изображали с женской головой. Эти маленькие фигурки окрашены в самые яркие цвета - малиновый или зеленый. На туловище – три выступа, обозначающие лапы и хвост. Голова человеческая, с рельефным носом. Глаза проделаны тычком. На голове крестьянский кокошник. Раскрашена эта маленькая игрушка ярко: синяя полоса на кокошнике, синий круг на месте крыльев и зеленые и желтые пятнышки.[6]

Этот образ имеет глубокие корни и много столетий назад был одним из основных мотивов древнерусских женских украшений – колтов, где Сирины размещались по обе стороны «древа», выражаю идею роста жизненных сил, идею жизни. Подобных Сиринов можно увидеть и в вышивках на подолах каргопольских женских рубах.

Так родовые и племенные каргопольские орнаментальные знаки, древние языческие верования о магической охраняющей силе свиста, символический образ птицы счастья слились воедино в творчестве народной мастерицы, которая ничего не знает ни о племенных знаках, ни о птице Сирин, ни о том, что когда-то означал свист.

С птицей в руках часто можно увидеть и «медведко». Отголосок связи медведя с культом огня и солнца можно проследить в орнаментике игрушки, украшенный крестом, статуэтка медведя представляется нам огненным божком. Образ медведя и в русском фольклоре и в изобразительном народном искусстве – один из наиболее любимых. Мастер - крестьянин или охотник очеловечивает лесного жителя и в соответствии с этим дает ему свои, крестьянские занятия.

В каргопольской коллекции Московского музея народного искусства можно увидеть разных медведей: играющего на рожке, на гармошке, держащего чашу. Медведь у большинства мастеров – добрый «хозяин леса». Медведь - это своеобразный «тотем», прародитель, предок - поэтому он очеловечен, он всегда стоит на двух ногах, и держит в руках дары природы. Часто медведь изображается на коне, в этой трактовке, скорее всего, в образе медведя изображается ряженный мужик, едущий встречать «масленицу». У славянских народов «медведко» считался подателем плодородия земли, оттого на масленицу завсегда можно было увидеть ряженного медведем в санях рядом с куклой «масленицы». Часты так же сцены борьбы медведя с мужиком, защищающим от бесчинства сильного животного кормилиц коров и крестьянские посевы.[4]

Мужские фигурки тоже очень разные. Это бородатый старик, сидящий в кресле, играет на гармошке; парень, обедающий и парень, курящий трубку. Лепкой рук, лица, головы они схожи с женскими изображениями. По пластическому решению и орнаментации «мужички» близки к скульптуркам медведя. У них широко расставлены конические столбики ног, часто фигурка опирается на третьий сторбик – шлейф кафтана. Чаще всего мужская фигура появляется «Санях» с гармошками. Санные возки лепили почти все мастера, в то время как колесные повозки в местной игрушке единичны, несмотря на их широкое производство в уезде уже в начале XX века.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений.

В народных преданиях говорится, что игрушка переманивает на себя болезни. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька.

В обычное время они стояли напротив окна, «не пропуская» болезнь и зло к ребенку. Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник «Свистунья» или «Свистопляска». Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились. [5]

Большинство из них носило и носит чисто развлекательный характер. Речь идет только о традиционных магических инструментах, чаще всего имеющих зооморфный вид, а также некоторых других игрушках, например, Городецких конях и всадниках, цель которых было воспитание в мальчиках определенного уровня агрессивности, так как символика всадника соотносилась с воином, позже с Георгием Победоносцем. Сам уровень и характеристики звука подбирались для инициирования именно этих качеств. Происходил подбор звука в свистульках не сразу, а постепенно, в течение долгих лет. Через наблюдения и обобщения находили определенные звуковые сочетания, так или иначе действующие на психику человека. При этом считалось, что в иных случаях такие сочетания звука могли привести и к смерти. Вспомним известную былину об Илье Муромце и Соловье разбойнике, где от свиста, крика, и шипения, иными словами определенного звукового воздействия, умирали путники.[6]









Изучение символики, цвета, элементов росписи и формы глиняной свистульки.

Изучая описание традиций изготовления глиняной свистульки по различным источникам, я выяснил, что орнамент в росписи глиняной свистульки и её цветовое решение тоже было символично. Через цвет и орнамент мастер пытался выразить свое отношение к миру, уважение и почитание сил природы.

Символика цвета:

Красный – жизнь, кровное родство

Желтый – солнце, свет

Синий – вода, небеса

Белый – чистота, свет исходящий изнутри

Зеленый – молодость

Черный – земля

Голубой – благость, спокойствие

Золотой – цвет солнца

Символика элементов росписи:

Зеленые и жёлтые пятна – идея жизни, рост жизненных сил

Большие жёлтые и красные круги – символ зари, солнце

Круг – символ солнца

Кольцо – вечность и цикличность жизни и природы

Зерно, колос – символ жизни, рождения нового

Фрагменты растений, веточки - символ единства человека и природы

Каждая фигурка человека и животного так же имеет свое символическое значение:

Баран – богатство, жизненный успех

Козел – знак плодородия, хлебный дух поля

Олень – знак неба и солнца, обильной жизни, удачного брака

Птица – оберег. Знак весны, тепла, пробуждения природы, предвестник хорошего урожая. [3]

Вывод: свистульки мастеров различных областей России – это образы животных, схожие в своей символичности. Символика цвета и орнамента то же похожи, что объясняется общими традициями русского народа.












Технология изготовления глиняной свистульки.

Перед началом исследования мы провели анкетирование. В опросе участвовали ученики 1,2 ,3 ,4 классов в количестве 380 человек. Мы задали вопрос «Кто знает, как сделать глиняную игрушку-свистульку?» Из всех опрошенных только 49 человек (Диаграмма 1) дали примерно такой ответ:

  1. Нужно взять глину

  2. Слепить игрушку

  3. Запечь в печке.

Ни один не смог сказать, что надо сделать, чтобы игрушка засвистела. Исходя из этого, мы решили изучить технологию и выделить этапы изготовления глиняной свистульки

Выделение этапов изготовления глиняной свистульки.

Познакомившись с технологией изготовления глиняной свистульки по технологическому описанию, видео-урокам и мастер-классам, я могу выделить основные этапы изготовления глиняной игрушки-свистульки:

  1. Подготовка глины

Глинку разминают, как тесто, пока она не станет мягкой

  1. Лепка туловища.

  2. Формирование отверстия «свистульки»

С помощью деревянной спицы и ножа из обычной фигурки делают свистульку. По бокам делают отверстия для того, чтобы свистулька издавала разные звуки и можно было играть мелодии.

  1. Оформление деталей.

  2. Сушка.

  3. Обжиг.

  4. Роспись

  5. Глазурование.

Вывод: технология изготовления глиняной свистульки любого мастера не имеет принципиальных отличий, любая свистулька проходит все перечисленные мною технологические этапы.










Заключение.

«Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры, свои корни, в надежде обрести будущее, сохранив при этом свое национальное достоинство. Духовное возрождение народного искусства поможет нам на этом нелегком пути». Народный мастер Н.Фролова[7]

Подведем итоги.

Во – первых, сведений о глиняной игрушке, сделанной в Челябинской области, очень немного. Небольшая заметка есть в сети Интернет на сайте http://42pr.ru «Бажовский фестиваль народного творчества»

В субботу 2 июня 2012 года в деревне Верхние Таволги Невьянского района Свердловской области впервые прошел фестиваль детской глиняной игрушки "Таволжская свистулька". http://nashural.ru Гости и участники фестиваля смогли принять участие в лепке глиняных игрушек, раскраске глиняных изделий, работе на гончарном круге (5 станков), игра в городки, лошадь запряженная в телегу катала желающих, во дворе народ развлекали ряженые, все действия происходили под музыкальное оформление. Мы посетили, показали свою игрушку и многому научились у настоящих мастеров.

Во – вторых: мной не было найдено ни одно «профессиональное» описание челябинской игрушки. Это позволяет сделать вывод о том, что специализированных исследований именно по челябинской игрушке не проводилось. Нет описания технологии изготовления, особенностей росписи, символики, происхождения – всего того, что есть, например по филимоновской и каргопольской игрушкам.

В – третьих: свистульки мастеров различных областей России – это образы животных, схожие в своей символичности. Символика цвета и орнамента тоже похожи, что объясняется общими традициями русского народа.

В – четвертых: во всех свистульках всех областей присутствует красный цвет. Наиболее часто используются желтый, зеленый и белый цвета. Большое разнообразие цветов наблюдается в Дымковской свистульке, самое устойчивое, характерное сочетание цветов у Филимоновской игрушки.

Для росписи свистулек использовались естественные тона, натуральные природные оттенки. Отсутствовало смешение цветов.

Внимательно изучив литературу и иллюстрации по глиняной игрушке, я заметил, что игрушки-свистульки имеют свои характерные особенности формы и росписи в каждом регионе.

Приступая к своему исследованию, мы выдвинули следующую гипотезу: глиняные игрушки-свистульки делаются для детей, чтобы они играли и веселились.

В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась частично глиняные игрушки-свистульки действительно делаются для детей, чтобы они играли и веселились, а так же на них играют взрослые, создают прекрасные мелодии, а еще глиняные игрушки-свистульки несут свое символическое значение

Цель моего будущего исследования: изучить особенности формы и росписи глиняных свистулек различных регионов России, их символическое значение и технологию изготовления.

Список источников и литературы.

1. Блинов Г. Чудо кони, чудо птицы. М.,1977. С.40.

2. Н. А. Горяева, О. В. Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2003.

3. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981, с.36.

4. Кошельков Н. А. Филимоновская расписная игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1976.

5. Славянский мир. Составители Р.В.Андреева, В.В. Буданов., Л.Ф.Попова. Центр духовного возрождения Черноземного края. 2011 г. С. 108.

6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

Интернет.

4. http://mega.km.ru/

5. http://www.artprojekt.ru/

6. http://lepnj.narod.ru/

7.http://www.samoffar.ru/dimkovskaya-igrushka.shtml

8. http://nashural.ru/Kalendar/tavol-svistulka.htm

9. http://42pr.ru

Диаграмма

«Кто знает, как сделать глиняную игрушку-свистульку?»





Здесь представлен конспект к уроку на тему «Игрушка-свистулька – чудо из глины», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Начальная школа (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Движение – это жизнь

Движение – это жизнь

Интегрированное занятие по хореографии и окружающему миру. 3 класс. «Движение – это жизнь». Тип занятия:. постановочная работа. Цель:. развитие ...
Движение – это жизнь

Движение – это жизнь

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа». Конспект. . урока. ...
Алкоголизм – опасное заболевание

Алкоголизм – опасное заболевание

ФИО. Айзатуллина Эльвира Валиевна. Место работы. МАОУ - «СОШ №17» г. Альметьевск Республики Татарстан. Должность. Учитель начальных классов. . ...
Моя жизнь – мое личное дело

Моя жизнь – мое личное дело

Министерство здравоохранения Амурской области. Амурский медицинский колледж. Моя жизнь – мое личное дело. Подиум -дискуссия. ...
Муха – Цокотуха в школе

Муха – Цокотуха в школе

12. . Конспект урока для 2 класса «Муха – Цокотуха в школе». Дорогие гости наши. Мы сегодня без прикрас. Вам расскажем и покажем,. Чего ...
На прогулку – с удовольствием!

На прогулку – с удовольствием!

На прогулку – с удовольствием! В детском саду рекомендуется гулять с детьми несколько часов в день, а наши дети готовы находиться на участке с утра ...
Маша – растеряша

Маша – растеряша

Конспект игры-занятия «Маша – растеряша». для детей младшего дошкольного возраста. Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», ...
Моя семья – самая-самая

Моя семья – самая-самая

Тема:. Моя семья – самая-самая…. Задачи:. развивать эмоционально-чувственную сферу и ценностно-смысловое ядро личности. Формировать у детей представление ...
Полхов – Майданская игрушка

Полхов – Майданская игрушка

Внеклассное занятие для учащихся 2 – 3 классов. «Полхов – Майданская игрушка». Цели:. Образовательные:. - познакомить детей с Полхов – Майданской ...
1 апреля – День смеха

1 апреля – День смеха

Конспект урока на тему: 1 апреля – День смеха. . . Цель урока:. доставить детям радость, создать бодрое и веселое настроение. Деятельность учителя. ...
Обитатели воды – рыбы

Обитатели воды – рыбы

. Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. . Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира. . Тема: ...
Открытый урок “Мой дом – моя крепость”

Открытый урок “Мой дом – моя крепость”

МАОУ СОШ № 4. . с углубленным изучением отдельных предметов. Открытый урок. “Мой дом – моя крепость”. Тема “Родной очаг”. . . ...
А НУ-КА, ДЕВУШКИ! – 2010г

А НУ-КА, ДЕВУШКИ! – 2010г

Поверенова Наталия Владимировна,. Заместитель директора по ВР МБОУ «Новоайбесинская СОШ». . Алатырский район Чувашия. А НУ-КА, ДЕВУШКИ! – ...
Народное декоративно – прикладное искусство. Батик

Народное декоративно – прикладное искусство. Батик

План урока изобразительного искусства в 4 классе. Составила учитель начальных классов Шаповаленко Раиса Павловна. Тема:. народное декоративно ...
9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ

9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ

9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ. (Литературно – музыкальная композиция). 9 Мая вся страна отмечает великий праздник – День Победы. Это юбилейная, 70-я годовщина ...
8 Марта – праздник мам

8 Марта – праздник мам

8 Марта – праздник мам! 1 класс. Ведущий:. . Добрый вечер, дорогие гости! Он потому добрый, что посвящен вам,. наши милые, дорогие и единственные ...
8 марта – праздник бабушек и мам

8 марта – праздник бабушек и мам

-. Учитель. . начальных. . классов. МБОУ. «. СОШ. . №. 1». Кислякова. . Елена. . Петровна. г. . . Сафоново. ...
1 сентября – день знаний

1 сентября – день знаний

Тема:. 1 сентября – день знаний. (3 класс). Цели:. . Развивать творческие, интеллектуальные и познавательные способности учащихся посредством ...
1 сентября – День Знаний

1 сентября – День Знаний

Каменева Татьяна Анатольевна. МОУ «СОШ № 1» г .Валуйки. Белгородской области. Тема:. 1 сентября – День Знаний. Цели:. раскрыть смысл всенародного ...
Наш край – Ямал

Наш край – Ямал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. «Харпская начальная общеобразовательная школа». Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:17 июня 2019
Категория:Начальная школа
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект