- Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества

Презентация "Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества" по философии – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28

Презентацию на тему "Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 28 слайд(ов).

Слайды презентации

Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества
Слайд 1

Социокультурные и индивидуальные начала научного творчества

Истоки научного творчества. Природа научного творчества как система, совмещает в себе элементы: божественного (иррационального), человеческого (социокультурного), природного (среда обитания человека).
Слайд 2

Истоки научного творчества

Природа научного творчества как система, совмещает в себе элементы: божественного (иррационального), человеческого (социокультурного), природного (среда обитания человека).

Французский философ А. Койре: «а) научная мысль никогда не была полностью отделена от философской мысли; б) великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций». П.Л. Капица: «История неизменно показывает, что практически любое крупное научное открытие или
Слайд 3

Французский философ А. Койре: «а) научная мысль никогда не была полностью отделена от философской мысли; б) великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций».

П.Л. Капица: «История неизменно показывает, что практически любое крупное научное открытие или теория влияет на развитие цивилизации нашего общества».

Социокультурные истоки научного творчества. О. Тоффлер: «Наука испытывает на себе сильнейшее воздействие со стороны окружающей ее внешней силы, и развитие науки определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям»
Слайд 4

Социокультурные истоки научного творчества

О. Тоффлер: «Наука испытывает на себе сильнейшее воздействие со стороны окружающей ее внешней силы, и развитие науки определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям»

Социокультурные факторы: вовлекаются в саму ткань научного исследования, включаются в процесс формирования научных теорий. Невозможно провести границу между научным знанием и социокультурным окружением. Через философию, мировоззрение, картину мира, идеалы научного знания социокультурное окружение ок
Слайд 5

Социокультурные факторы:

вовлекаются в саму ткань научного исследования, включаются в процесс формирования научных теорий. Невозможно провести границу между научным знанием и социокультурным окружением. Через философию, мировоззрение, картину мира, идеалы научного знания социокультурное окружение оказывает свое влияние на познавательный процесс.

Индивидуальные начала научного творчества. Социокультурные, методологические, экономические, политические и иные детерминанты научного творчества в значительной степени определяют движение ученого к открытию, но не исчерпывают его. В научном и иных видах познания исследователь всякий раз вынужден за
Слайд 6

Индивидуальные начала научного творчества

Социокультурные, методологические, экономические, политические и иные детерминанты научного творчества в значительной степени определяют движение ученого к открытию, но не исчерпывают его. В научном и иных видах познания исследователь всякий раз вынужден заново и конкретно определять свой путь к истине. Потому что нет заданного истинного пути ученого к новому знанию.

Интуиция ученого – вот что играет весьма существенную роль в выдвижении новых идей и создании новых научных представлений. А. Эйнштейн «подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция».
Слайд 7

Интуиция ученого – вот что играет весьма существенную роль в выдвижении новых идей и создании новых научных представлений. А. Эйнштейн «подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция».

Интуиция: дает направления исследованиям, формирует наглядные мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследовании.
Слайд 8

Интуиция:

дает направления исследованиям, формирует наглядные мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследовании.

Характерные черты научной интуиции. Все, что совершается интуитивно, должно быть: внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе логично и основано на предшествующем чувственном опыте.
Слайд 9

Характерные черты научной интуиции

Все, что совершается интуитивно, должно быть: внезапно, неожиданно, непосредственно очевидно, неосознанно быстро, безотчетно легко, вне логики и созерцания и в то же время само по себе логично и основано на предшествующем чувственном опыте.

правое - восприятие образное, память эпизодическая и автобиографическая, обобщение ситуативное, логика непрерывная и многозначная, левое полушарие - восприятие понятийное, память категориальная, классификация признаковая, логика двузначная. Интуиция как результат особого механизма функционирования ч
Слайд 10

правое - восприятие образное, память эпизодическая и автобиографическая, обобщение ситуативное, логика непрерывная и многозначная,

левое полушарие - восприятие понятийное, память категориальная, классификация признаковая, логика двузначная.

Интуиция как результат особого механизма функционирования человеческого мозга. Мозг человека состоит из двух полушарий:

Инсайт как результат интуиции, считается следствием некоторого скачка, разрыва в мышлении. Ощущаемый разрыв - это скачок между разными способами обработки информации. Осмысление результата – труднейшая работа. К. Гаусс писал: «Мои результаты я имею уже давно, я только не знаю, как я к ним приду»
Слайд 11

Инсайт как результат интуиции, считается следствием некоторого скачка, разрыва в мышлении. Ощущаемый разрыв - это скачок между разными способами обработки информации. Осмысление результата – труднейшая работа. К. Гаусс писал: «Мои результаты я имею уже давно, я только не знаю, как я к ним приду»

Интуиция как самодостраивание. С точки зрения синергетики, механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Управлять интуицией значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктурир
Слайд 12

Интуиция как самодостраивание

С точки зрения синергетики, механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Управлять интуицией значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктурирование сенсуального и интеллектуального материала.

Просмотр различных, альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему играют позитивную роль в творческом мышлении. Ф.Ницше выразил эту мысль в поэтической, форме: “Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду”.
Слайд 13

Просмотр различных, альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему играют позитивную роль в творческом мышлении. Ф.Ницше выразил эту мысль в поэтической, форме: “Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду”.

Можно предположить, на первоначальном этапе работы творческой интуиции всегда существует некий излишек разнообразия элементов знания и опыта, излишек версий, готовых к “прокручиванию” решения проблемы. Излишняя на первом этапе расточительность, неэкономия творческого мышления оборачивается в итоге в
Слайд 14

Можно предположить, на первоначальном этапе работы творческой интуиции всегда существует некий излишек разнообразия элементов знания и опыта, излишек версий, готовых к “прокручиванию” решения проблемы. Излишняя на первом этапе расточительность, неэкономия творческого мышления оборачивается в итоге выигрышем – большей плодотворностью и жизнеспособностью его результата.

Интуиция в научном творчестве. А. Бергсон, «у нас имеется лишь два способа выражения: понятие и образ, а потому плоды интуиции должны в конечном счете воплотиться в них, так как ничего лучшего мы не сумеем найти»
Слайд 15

Интуиция в научном творчестве

А. Бергсон, «у нас имеется лишь два способа выражения: понятие и образ, а потому плоды интуиции должны в конечном счете воплотиться в них, так как ничего лучшего мы не сумеем найти»

Перескакивая с плоскости чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного и обратно, наша мысль совершает своеобразный маневр – она выходит в «третье измерение», чтобы преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости.
Слайд 16

Перескакивая с плоскости чувственно-наглядного в плоскость абстрактно-понятийного и обратно, наша мысль совершает своеобразный маневр – она выходит в «третье измерение», чтобы преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости.

Интуиция и воображение. Творческое воображение богаче образного представления; оно не совпадает со способностью вызывать чувственные впечатления и не ограничивается заполнением пробелов в картине, доставляемой ощущениями. Без способности придумывать гипотезы и планы нельзя выполнять ничего, кроме «м
Слайд 17

Интуиция и воображение

Творческое воображение богаче образного представления; оно не совпадает со способностью вызывать чувственные впечатления и не ограничивается заполнением пробелов в картине, доставляемой ощущениями. Без способности придумывать гипотезы и планы нельзя выполнять ничего, кроме «механических» операций.

В науке творческое воображение, лишенное логики, не приводит ни к чему. «Без длительной и терпеливой дедуктивной работы ума не бывает плодотворной интуиции»
Слайд 18

В науке творческое воображение, лишенное логики, не приводит ни к чему. «Без длительной и терпеливой дедуктивной работы ума не бывает плодотворной интуиции»

Научное предчувствие - это объединяющая или вносящая ясность идея, внезапно возникающая в сознании в качестве решения проблемы, в которой мы глубоко заинтересованы. В типичных случаях оно венчает длительные размышления, но доходит до сознания в то время, когда мы над проблемой сознательно не работае
Слайд 19

Научное предчувствие - это объединяющая или вносящая ясность идея, внезапно возникающая в сознании в качестве решения проблемы, в которой мы глубоко заинтересованы. В типичных случаях оно венчает длительные размышления, но доходит до сознания в то время, когда мы над проблемой сознательно не работаем.

Интуиция и неосознанное. Если логическое мышление оперирует открытой наличной информацией, то интуитивное мышление использует информацию, временно неосознаваемую и как бы исключенную из активной работы сознания. Огромную роль при этом играют память и личный опыт.
Слайд 20

Интуиция и неосознанное

Если логическое мышление оперирует открытой наличной информацией, то интуитивное мышление использует информацию, временно неосознаваемую и как бы исключенную из активной работы сознания. Огромную роль при этом играют память и личный опыт.

Интуиция не есть беспочвенное наитие, Интуиция - результат напряженной деятельности сознания. А. Уоллес: «Когда я осознал, что мой ум активно работает над чем-то, у меня возникло смутное чувство, которое очень трудно описать. Оно было подобно неясному впечатлению об умственной активности. Но когда а
Слайд 21

Интуиция не есть беспочвенное наитие, Интуиция - результат напряженной деятельности сознания.

А. Уоллес: «Когда я осознал, что мой ум активно работает над чем-то, у меня возникло смутное чувство, которое очень трудно описать. Оно было подобно неясному впечатлению об умственной активности. Но когда ассоциация всплыла на поверхность, оно развилось в чувство понимания».

Плодотворность интуиции обусловлена целым комплексом факторов, создающих фундамент ее эффективности. совокупность предшествующего знания, культурно-историческая мотивация научного поиска.
Слайд 22

Плодотворность интуиции обусловлена целым комплексом факторов, создающих фундамент ее эффективности. совокупность предшествующего знания, культурно-историческая мотивация научного поиска.

Интуиция и бессознательное. Одна из главных задач научного сообщества: создать необходимые условия для развития и реализации гения, таланта. От их интуитивных озарений во многом зависит дальнейшее развитие научной мысли.
Слайд 23

Интуиция и бессознательное

Одна из главных задач научного сообщества: создать необходимые условия для развития и реализации гения, таланта. От их интуитивных озарений во многом зависит дальнейшее развитие научной мысли.

Значимость творческого таланта. ДАНО: х – число пишущих машинок, за каждой из которых сидит обезьяна, полностью лишенная творческих способностей в области литературы. ВОПРОС: каково должно быть число таких машинок-обезьян, чтобы им посчастливилось написать «Гамлет» - произведение У. Шекспира?
Слайд 24

Значимость творческого таланта

ДАНО: х – число пишущих машинок, за каждой из которых сидит обезьяна, полностью лишенная творческих способностей в области литературы. ВОПРОС: каково должно быть число таких машинок-обезьян, чтобы им посчастливилось написать «Гамлет» - произведение У. Шекспира?

РЕШЕНИЕ: Положим, при использовании всех клавиш и регистров современной машинки, чтобы первая буква была правильна, нужно 100 независимых ударов обезьянами и такое же число машинок. Тогда, чтобы n начальных букв совпали с текстом «Гамлета», число обезьян х = 100n = 102n.
Слайд 25

РЕШЕНИЕ: Положим, при использовании всех клавиш и регистров современной машинки, чтобы первая буква была правильна, нужно 100 независимых ударов обезьянами и такое же число машинок. Тогда, чтобы n начальных букв совпали с текстом «Гамлета», число обезьян х = 100n = 102n.

Что означает этот результат? Например, для того, чтобы совпали только первые 40 букв текста «Гамлета» число обезьян х должно быть порядка 10 в степени 80, а это – число атомов во всей Вселенной, по данным современных астрономов.
Слайд 26

Что означает этот результат? Например, для того, чтобы совпали только первые 40 букв текста «Гамлета» число обезьян х должно быть порядка 10 в степени 80, а это – число атомов во всей Вселенной, по данным современных астрономов.

Представления о науке, как об открытой системе, не позволяют говорить об исключительном детерминирующем воздействии того или иного фактора на развитие научного творчества. Поэтому наука есть скорее калейдоскоп образов, теорий, гипотез, озарений, парадоксов, нелепостей, случайностей, чем как здание,
Слайд 27

Представления о науке, как об открытой системе, не позволяют говорить об исключительном детерминирующем воздействии того или иного фактора на развитие научного творчества. Поэтому наука есть скорее калейдоскоп образов, теорий, гипотез, озарений, парадоксов, нелепостей, случайностей, чем как здание, каждый кирпичик которого имеет свое строго определенное место.

Спасибо за внимание!
Слайд 28

Спасибо за внимание!

Список похожих презентаций

Общие принципы и методы научного познания

Общие принципы и методы научного познания

Основные вопросы. Научное познание – высший вид познавательной деятельности. Особенности научного познания. Как подчеркивал Гегель, не только результат ...
Методология научного познания

Методология научного познания

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной ...
Критический рационализм как источник научного материализма

Критический рационализм как источник научного материализма

Карл Раймунд По́ппер (28.07.1902-17.09.1994) австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия. Поппер ...
Средневековая философия

Средневековая философия

Литература:. Августин Аврелий. Бог и мир. Вечность и время. Библия. Аквинский Фома. Доказательства бытия Бога. Винокуров В.В. Основные этапы развития ...
Русская философия социального и исторического знания

Русская философия социального и исторического знания

Теоретические предпосылки социальной науки Проблема исторической закономерности Классы как субъекты закономерной деятельности Абстрактные и конкретные ...
Социальная философия

Социальная философия

Тема 17. Общество как объект познания. Специфика социального познания Понятийный аппарат социальной философии Исторические этапы познания общества. ...
Русская философия

Русская философия

Чем является русская философия? Михаил Васильевич Нестеров, Философы (о. Павел Флоренский и Сергей Николаевич Булгаков). ? библиография. В.В. Зеньковский, ...
Русская философия 2

Русская философия 2

Новые течения в искусстве, литературе, музыке, балете…: символизм, импрессионизм, модернизм... Рационализация истин веры. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ 1853–1900. ...
философия французкого просвещения

философия французкого просвещения

Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Ее представители разрушали устоявшиеся представления ...
Античная философия

Античная философия

Возникновение, эволюция и своеобразие античной философии. 1 Общая характеристика античной философии 2 Отличительные особенности античной философии ...
Древняя философия

Древняя философия

План. 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство 3. Философия Древней Греции - ...
Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия

Этика Канта. Исходное понятие кантовской этики – автономная добрая воля. Предшествовавшие теории были гетерономны, т.е. выводили мораль из внешних ...
древневосточная философия

древневосточная философия

Гете – немецкий поэт и естествоиспытатель (1749-1832). «Тот, кто духом не проникнет, В толщу трех тысячелетий, К темноте как крот привыкнет, Век живя ...
Древняя Индия и ее философия

Древняя Индия и ее философия

Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться ...
Арабо-мусульманская философия

Арабо-мусульманская философия

Истории арабо-мусульманской философии можно разделить на два периода: 1) IX—XI вв. – первый период. 2) Второй период охватывает XII — XIII вв. Периодизация ...
Античная Философия и ее философия

Античная Философия и ее философия

Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная филосо­фия возникла в греческих ...
Античная философия III-IV периодов

Античная философия III-IV периодов

Античная философия-. -философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической ...
философия древнего китая и индии

философия древнего китая и индии

Философия Конфуцианства. В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом наставнике, ставшем нравственным ...
Прагматизм: практически ориентированная философия

Прагматизм: практически ориентированная философия

Прагматизм Ч.Пирса. Чарльз Пирс (1839 - 1914) - американский философ, физик и математик. Родился и большую часть жизни провел в городе Кембридже, ...
философия истории

философия истории

История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента своего возникновения. Философия истории изучает общие закономерности ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:1 октября 2018
Категория:Философия
Содержит:28 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации