Слайд 1Кант Трансцендентальная диалектика Этика
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии
Слайд 2Иммануил Кант Трансцендентальная диалектика и этика
Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Психологическая идея (душа) Космологическая идея (мир) Теологическая идея (Бог) Диалектические выводы чистого разума Паралогизмы чистого разума Антиномии чистого разума Идеал чистого разума Переход к критике практического разума Критика практического разума (этика) Место этики в системе философских наук Понятие доброй воли Категорический императив Антиномия практического разума Постулаты практического разума
Слайд 3Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума
Идеи (категории, расширенные до безусловного)
Душа Мир Бог
Абсолютное единство мыслящего субъекта
Абсолютное единство ряда условий явлений
Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще
Безусловное категорического синтеза в субъекте
Безусловное гипотетического синтеза в объекте
Безусловное разделительного синтеза в системе
Слайд 4Трансцендентальная диалектика Общая схема
Идеал чистого разума
Антиномии чистого разума
Паралогизмы чистого разума
Диалектические выводы разума
Рациональная теология
Рациональная космология
Рациональная психология
Метафизические науки
Идеи разума Разделительные Гипотетические Категорические
Виды умозаключений
Слайд 5Трансцендентальная диалектика Диалектические выводы чистого разума
Антиномия (греч. αντι, против и νομος, закон) – противоположность между двумя взаимоисключающими суждениями, каждое из которых представляется логически доказанным.
Паралогизм (греч. παραλογισμος, неправильное, ложное рассуждение) – логическая ошибка в умозаключении, происшедшая непреднамеренно вследствие нарушения законов и правил логики.
Слайд 6Трансцендентальная диалектика Паралогизмы чистого разума
находящая в отношении к возможным предметам в пространстве.
Модальность
во времени численно-тождественная,
Количество
по своему качеству простая,
Качество
Душа есть субстанция,
Отношение Паралогизм
Виды суждений и группы категорий
Слайд 7Субъект Предикат Объект
Логическая ошибка: учетверение термина.
Философская ошибка: единство апперцепции есть формальное условие опыта, а не свойство души как вещи в себе за пределами опыта.
Постоянность души при жизни
Постоянность души после смерти
Слайд 8Трансцендентальная диалектика Антиномии чистого разума
Случайность Необходимость Свобода Сложность Простота Бесконечность Конечность Антиномия
Слайд 9Первая антиномия Тезис Антитезис
Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве.
Мир во времени и в пространстве; бесконечен.
Слайд 10Если бы мир был бесконечным во времени (не имея ни «начала», ни «конца»),
то отправившись из бесконечно удалённого прошлого, невозможно было бы добраться до «сегодня»,
точно так же, как отправившись из «сегодня» в будущее, нельзя добраться до «конца времён».
Но «сегодня» наступило; следовательно, прошедшее время не было бесконечным, т.е. мир имел начало во времени.
Доказательство тезиса первой антиномии
Слайд 1122 апреля 2005 года
Доказательство тезиса
В будущее В прошлое Из прошлого
Слайд 12Если мир имел начало во времени,
когда-то должно было существовать время, в котором мира не было, т.е. пустое время.
Но в пустом времени невозможно возникновение какой бы то ни было вещи,
так как ни одна часть такого времени не заключает в себе условия существования, отличного от условия несуществования.
Доказательство антитезиса первой антиномии
Слайд 13ПУСТОЕ ВРЕМЯ
Доказательство антитезиса
В пустом времени невозможно возникновение чего бы то ни было.
Начало мира
Слайд 14Вторая антиномия
Всё в мире состоит из простого.
Нет ничего простого, всё сложно.
Слайд 15Третья антиномия
В мире существуют свободные причины.
Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.
Слайд 16Четвёртая антиномия
В ряду причин мира есть некая необходимая сущность.
В этом ряду нет ничего необходимого, всё в нём случайно.
Слайд 17В первой и второй антиномиях и тезис, и антитезис ложны,
В третьей и четвёртой антиномиях и тезис, и антитезис истинны:
поскольку вопрос о пространственно- временных свойствах вещей в себе не имеет смысла.
тезис – относительно вещей в себе, антитезис – относительно явлений.
Разрешение антиномий
Слайд 18Трансцендентальная диалектика Идеал чистого разума
Онтологическое Разделительное Космологическое Гипотетическое
Физикотеологическое
Категорическое
Доказательства бытия Бога
Слайд 19Физико- теологическое
Космо- логическое Онто- логическое
На основе данного нам в опыте (определённого опыта) разум умозаключает о существовании вне мира высшей причины.
На основании понятия опыта вообще (неопределённого опыта) разум умозаключает к существованию абсолютно необходимой сущности.
Существование высшей сущности априорно выводится из понятия о ней.
Слайд 20есть
Из понятия вещи нельзя вывести существование вещи,
поскольку, с логической точки зрения, существование есть не предикат, а связка,
и поэтому ни в какое понятие входить не может.
Критика онтологического доказательства
S P
Слайд 21Присоединением же понятия существования к понятию вещи
можно получить лишь понятие существующей вещи,
но не саму существующую вещь.
Баба Яга
колдунья старая злая хромая («костяная нога») живущая в избушке на курьих ножках летающая в ступе существующая
Слайд 22Если невозможно онтологическое доказательство, то невозможны и космологическое и физикотеологическое доказательства,
так как сами по себе они доказывают лишь (если вообще доказывают!) существование, соответственно, необходимой сущности как первопричины и разумного зодчего мира,
но ниоткуда не следует, что эти необходимо сущая первопричина и разумный зодчий есть именно Бог.
Критика космологического и физикотеологического доказательств
Слайд 23Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания.
Трансцендентальная диалектика Общий вывод
Мир опыта (явлений)
Метафизика как наука о трансцендентных сущностях невозможна.
Поэтому границы опыта суть границы научного знания.
Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям.
Слайд 24И. Кант. «Критика практического разума».
Общий итог критики чистого разума и переход к критике практического разума
Я не могу... даже допустить существование Бога, свободы и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные знания… Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере...
Слайд 25Критика практического разума Место этики в системе философских наук
Философия Физика Этика
Материальная философия
Формальная философия
Логика
наука о законах мышления
наука о законах природы
наука о законах свободы
Слайд 26Всё в природе действует согласно законам, но только разумные существа способны поступать согласно представлению о законах.
Та воля добра, которая все прочие побуждения, включая побуждения склонности и соображения пользы, подчиняет требованиям долга.
Критика практического разума Понятие доброй воли
Добрая воля, таким образом, имеет своим принципом не ту или иную необходимость, а общую законосообразность поступков.
Лишь добрая воля добра сама по себе; всё прочее, считающееся благом, может быть и вредным, будучи соединено со злой волей.
Поступать из уважения к закону значит подчиняться не необходимости, а долгу.
Слайд 27Критика практического разума Категорический императив
Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон.
Нравственные предписания
Максимы Императивы
Гипотетические императивы
Категорический императив
личные принципы поведения
общезначимые предписания
условные принципы поведения
безусловный принцип поведения
Слайд 28Категорический императив Формальная законосообразность
Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.
Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы.
Первая формулировка категорического императива
Слайд 29Первая формулировка категорического императива налагает запрет на поступки, которые немыслимы или невозможны как совершаемые всеми людьми без исключения.
Слайд 30Категорический императив Человек как цель
Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Вторая формулировка категорического императива
Слайд 31Категорический императив Автономия воли
Поступай только так, чтобы воля благодаря своей максиме могла рассматривать самоё себя также как устанавливающую всеобщие законы.
Третья формулировка категорического императива
Слайд 32Антиномия практического разума
Требования долга
Стремление к счастью
Слайд 33Постулаты практического разума
Свобода воли Бытие Божие Бессмертие души
Психологическая идея
Космологическая идея
Теологическая идея
Слайд 34Критика практического разума Общий итог
Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.