» » » Охрана памятников старины как культурологическая проблема

Презентация на тему Охрана памятников старины как культурологическая проблема

Презентацию на тему Охрана памятников старины как культурологическая проблема можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Разные. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 31 слайд.

скачать презентацию

Слайды презентации

Слайд 1: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 1
Тема лекции

Охрана памятников старины как культурологическая проблема

Слайд 2: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 2

1. Русское общество и охрана памятников культуры 2. Международное сотрудничество в деле охраны культурного наследия 3. Охрана памятников культуры в Российской Федерации

План лекции
Слайд 3: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 3

На протяжении веков во всем мире мы сталкиваемся как с уничтожением, так и с защитой остатков прошлого. Порою преобладала одна тенденция, порою – другая. А.А. Формозов

Слайд 4: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 4

1. Русское общество и охрана памятников культуры

Слайд 5: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 5

Охрана и сбережение культурного наследия являются составной частью развития и функционирования культуры в целом

В 457 г. император Майориан издал эдикт, ограждающий римскую архитектуру от попыток использовать тесаный камень в новом строительстве

Причины уничтожения памятников культуры: отсутствие материалов для строительства новых сооружений нехватка места для возведения новых зданий идейные соображения (уничтожение символики ненавистного прошлого)

Историческая справка

Слайд 6: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 6

Первыми мероприятиями по охране памятников культуры Россия обязана Петру I

После Петра I охрана памятников культуры в России получила несколько иное направление

был создан первый музей западноевропейского образца – Кунсткамера (указы 1718 и 1722 гг. предписывали доставлять археологические находки в Кунсткамеру) было положено начало покупке произведений искусства за рубежом (в Россию были доставлены первые античные статуи и полотна голландских и фламандских мастеров)

Наряду с признанием важности и ценности античной культуры, культурой Древней Руси пренебрегали, а зачастую открыто сомневались в каком-либо ее значении

Министр просвещения Александра I (П.В. Завадовский) считал всю раннюю историю России баснями и полагал, что для того чтобы описать историю до эпохи Петра I достаточно одной страницы

Слайд 7: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 7

В 40 - 60 гг. 19 в. внимание к историческим реликвиям и памятникам искусства в России заметно возросло

Начало 19 в. отмечено подъемом национального самосознания (появляются первые монументы – в честь победы над шведами в Полтаве (1809,1817), Минину и Пожарскому (1818)

Начало 19 в. связано с рядом значительных археологических находок (шлем князя Ярослава Всеволодовича)

В 1832 г. в Киеве были раскрыты остатки золотых ворот С 1835 г. в Киеве действовала специальная комиссия изыскания древностей

В 1834 г. во Владимире был реставрирован Дмитровский собор 12 в. В 1836 в Московском Кремле установлен на пьедестале Царь-колокол В 1851 г. в Императорском археологическом обществе было открыто Отделение русской и славянской археологии В1859 г. создана Императорская археологическая комиссия, осуществлявшая надзор за раскопками в России

Слайд 8: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 8

«Русская старина», ежемесячный исторический журнал, выходил в Петербурге в 1870-1918. Основан, издавался и редактировался (1870-1892) М.И. Семевским при участии В.И. Семевского. Последующими редакторами были Н.К.Шильдер , военные историки С.П. Зыков, П.Н. Воронов

В 1870 г. Московское археологическое общество создает комиссию по охране древних памятников В1889 г. издается указ о передаче исключительного права на раскопки Археологической комиссии В 1893г. издается указ о надзоре за древними зданиями и их реставрацией со стороны Академии художеств (однако не существовало официального списка исторических памятников и не было четко сформулировано, какие именно объекты подлежат охране)

Значительный сдвиг в отношении общества к национальным реликвиям происходит во второй половине 19 в.

Слайд 9: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 9

Русская интеллигенция осознала значение культурного наследия во всем его объеме лишь в начале 20 в.

Получает признание творчество мастеров Древней Руси: С 1902 г. И.Э. Грабарь приступил к подготовке и изданию «Истории русского искусства» Отреставрирована «Троица» Андрея Рублева Проводятся реставрационные работы в Новгороде, Пскове, Ярославле, Устюге Великом, Сольвычегодске В 1913 в Москве состоялась первая выставка древнерусского искусства В 1905 г. В Таврическом дворце в Петербурге открылась «Историко-художественная выставка русского портрета», организованная С.П. Дягилевым Усиливается охрана памятников культуры В 1904 г. Правительство создало Комиссию по пересмотру действующих постановлений об охране памятников культуры при министерстве внутренних дел В 1910 г. Было основано «Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» Проблемы охраны произведений искусства обсуждались на Всероссийском съезде художников в 1912 г. и Всероссийском съезде зодчих в 1914 г.

«Троица» (1411 год или 1425-1427), написанная А. Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений

Слайд 10: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 10

Охрана культурного наследия в советский период

Храм Христа Спасителя, заложенный в 1838 г., храм строился 45 лет и был освящен 26 мая 1883 г. В 1931 г. храм взорвали чтобы на его месте построить Дворец Советов. В 2000 г. Храм Христа Спасителя был восстановлен

Культурная политика характеризовалась обратным истоизмом В культурном наследии искусственно выявлялись традиции, выводимые из современности Наследие подгонялось к злободневным политическим задачам

«… не ограничиваться наследием, а развивать его, двигать вперед, преодолевать старое, являющееся тормозом для развития, обновлять доставшееся в наследство от прошлого и преобразовывать его…»

Слайд 11: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 11

2. Международное сотрудничество в деле охраны культурного наследия

Слайд 12: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 12

В ХХ в. проблема охраны культурного наследия была осознана с особой остротой и перестала быть задачей, решаемой отдельными государствами

Причины уничтожения памятников культуры в ХХ в.:

разрушительное воздействие двух мировых войн, локальных конфликтов, холодной войны, идеологическое противоборство военно-политических лагерей

Руины Герники

«Герни́ка» (исп. Guernica) — картина Пáбло Пикáссо, написана в мае 1937 г. по заказу правительства Испанской Республики для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Тема картины, исполненной в манере кубизма и в чёрно-белой гамме, — бомбардировка Герники, произошедшая незадолго до этого

Слайд 13: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 13

Всемирное наследие (англ. World Heritage, фр. Patrimoine Mondial) – выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17 сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года и вступила в силу 17 декабря 1975 года. Россия подписала Конвенцию в 1988 году Основная цель Конвенции – привлечение международных инструментов для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе памятников культуры и природных объектов Для усиления эффективности работы Конвенции в 1976 году были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, а спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия По состоянию на апрель 2009 года, в Списке всемирного наследия 878 объектов (в том числе 679 культурных, 174 природных и 25 смешанных) из 145 стран. Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ратифицировали 186 государств

Слайд 14: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 14

Россия представлена в Списке всемирного наследия следующими объектами

Слайд 15: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 15

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (год включения в Список: 1990) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 16: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 16

Погост Кижи (год включения в Список: 1990) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 17: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 17

Московский Кремль и Красная площадь (год включения в Список: 1990) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 18: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 18

Историко-культурный комплекс Соловецких островов (год включения в Список: 1992) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 19: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 19

Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (год включения в Список: 1992) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 20: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 20

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (год включения в Список: 1992) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 21: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 21

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (год включения в Список: 1993) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 22: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 22

Церковь Вознесения в Коломенском, Москва (год включения в Список: 1994) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 23: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 23

Ансамбль Ферапонтова монастыря (год включения в Список: 2000) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 24: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 24

Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (год включения в Список: 2000) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 25: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 25

Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (год включения в Список: 2003) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 26: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 26

Ансамбль Новодевичьего монастыря, Москва (год включения в Список: 2004) (материал с сайта: http://whc.unesco.org)

Слайд 27: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 27

3. Охрана памятников культуры в Российской Федерации

Слайд 28: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 28

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (приняты 9 октября 1992 г.)

Правовая база

Вопросы охраны культурного наследия конкретизируются в

Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и являются исключительно федеральной собственностью

Указе президента Российской Федерации № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. «Положении об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»

Отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации по представлению государственного экспертного совета

К особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства

Слайд 29: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 29

В нашей стране проблемами охраны историко-культурного наследия занимаются следующие организации:

Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия Российский фонд культуры Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

Слайд 30: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 30

Перспектива охраны культурного наследия в России

В настоящее время сохранение многонациональной культуры России – это часть более общей задачи сохранения мировой культуры как духовной основы человеческой жизни

Россия сталкивается с проблемой утраты национально-культурной идентичности, потерей своеобразия русской культуры в условиях абсолютной открытости западному влиянию

Слайд 31: Презентация Охрана памятников старины как культурологическая проблема
Слайд 31

Современная политическая ситуация ставит общество перед выбором модели культуры и специфики культурного наследия

Первая культурная модель

Вторая культурная модель

основана на идеологии политического консерватизма и представлении о самобытности России приоритетную поддержку получают традиционные формы культурного наследия культурное наследие не только сберегается, но и охраняется от иностранного влияния

предполагает интеграцию России в мировую культуру на положении провинции по отношению к глобальным центрам стабилизация культурной жизни общества происходит на основе коммерческой саморегуляции, роль государства сводится к минимуму ключевыми проблемами становятся сохранение самобытности национальной культуры на основе поддержки национальных помыслов, поощрения классических форм творчества, развития культурного туризма на территории России

Третья культурная модель

предполагает интеграцию России в систему общечеловеческой культуры в качестве ее равноправного участника

  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru