» » » Русская философия

Презентация на тему Русская философия


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Русская философия. Предмет презентации: Разные. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайда.

Слайды презентации

Слайд 1
старший преподаватель кафедры философии ГФ Панькова Наталья Михайловна Лекция № 10 Русская философия
Слайд 2
Русская философия
Слайд 3
русская философия ( XIX – XX вв.)  собирательное название философских концепций русских мыслителей  Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России - высылку большевиками в 1922 г. последних представителей «старорежимной» философской школы.
Слайд 4
Основная проблематика:  Проблема человека;  Космизм;  Проблемы морали и нравственности;  Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом – специфическая проблема русской философии ;  Проблема власти и государства;  Проблема социальной справедливости;  Проблема идеального общества;  Проблема будущего;  Проблема творчества.
Слайд 5
Основные черты русской философии: По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя интуитивизма в философии • Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу; • Софиология - учения о Софии (Премудрости Божьей, Душе мира) – представители: С. Булгаков, В.Соловьев, П. Флоренский • Соборность , Интуитивизм , • Метафизичность , Реалистичность (онтологизм) • Религиозность , Нравственность
Слайд 6
Этапы развития русской философии 1. Славянофильство и западничество 2. Народничество 3. Философия всеединства 4. Религиозная философия – Софиология 5. Космизм
Слайд 7
1. Славянофильство и западничество  Славянофилы:  А.С. Хомяков  И.В. Киреевский  К.С. Аксаков  Ю. Самарин  Западники:  П.Я. Чаадаев  В. Боткин  П. Анненков  Т. Грановский
Слайд 8
Чаадаев П.Я. (1794 - 1856)  «Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические письма»  «Апология сумасшедшего»  Его сторонники оформились в западников , а его критики - в славянофилов.  Влияние Шеллинга, путешествовал по Европе  Основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности .  Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение.  Не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества , которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). «Смысл России - быть уроком всему человечеству».
Слайд 9
Философические письма (1829-1831гг.)  Первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.  Автор выразил сожаление по поводу «отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии».  Дает начало философскому осмыслению проблемы  Отмечает значимость католической церкви, оставаясь православным.  Николай I, после прочтения «Писем»: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного».  Журнал был закрыт, а Чаадаев  объявлен сумасшедшим. Проходил ежедневное! освидетельствование, находясь под домашним арестом. Надзор полицейского лекаря за «больным» был снят в 1837, под условием, чтобы он «не смел ничего писать».
Слайд 10
Славянофилы утверждали  существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия  наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития .  неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общин ы (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности)  отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии  Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков
Слайд 11
Хомяков А.С. (1804 - 1860)  особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия  Основной труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен)  Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи.  В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм
Слайд 12
2. Народничество (1860 - 1910 гг.) Представители:  А.И. Герцен  Н.Г. Чернышевский  А. Григорьев  Н.Н. Страхов  П. Лавров  Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой  Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.  Объективными условия: слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины.  Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Герцен Александр Иванович (1812-1870 гг.) - основатель движения народничества
Слайд 13
3. Философия всеединства Представители:  Владимир Соловьев,  Сергей и Евгений Трубецкие,  Сергей Булгаков,  Павел Флоренский,  Лев Карсавин  Семен Франк  Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле.  Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.
Слайд 14
Проявления всеединства  В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и человека;  В гносеологическом отношении - это «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию.  В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.
Слайд 15
Соловьев Владимир (1853-1900 гг.) Основные труды:  "Оправдание Добра»  «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»
Слайд 16
Павел Флоренский (1882 - 1917)  «Столп и утверждение истины»  снятие противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром Михаил Нестеров. Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков . Масло. 1917
Слайд 17
4. Религиозная философия  Сергей Булгаков  Василий Розанов (религиозно-философское общество)  Дмитрий Мережковский (русский символизм)  Николай Бердяев («Философия свободы», «Смысл творчества») Успенский собор Московского Кремля
Слайд 18
Николай Бердяев (1874-1948)  Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества»  единственный механизм творчества - свобода.  ввел и развил понятия:  царство духа,  царство природы,  объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы,  трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Слайд 19
Сергей Булгаков (1871 - 1944) Труды:  «Философия хозяйства»  «Свет Невечерний»  «Философия имени»  с 1918 г. – священник
Слайд 20
5. Космизм Представители:  Н.Ф. Федоров (1829-1903)  К.Э. Циолковский (1857-1935)  В.И. Вернадский (1863-1945)  А.Л.Чижевский (1897-1964)  Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира»  В Фс понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно- организованном и упорядоченном целом.  В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной
Слайд 21
Николай Федоров  Философия «общего дела»  Воскрешение предков – патрификация  Его осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога.  Миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому ими можно заселить другие планеты.  Замысел освоения космического пространства • Проект «регуляции природы»
Слайд 22
Задание для самостоятельной работы Прокомментируйте высказывание: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - мы - народ исключительный». (П.Я. Чаадаев) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Другие презентации на разные темы



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru