Презентация "Русский символизм" по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24

Презентацию на тему "Русский символизм" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайд(ов).

Слайды презентации

Русский символизм
Слайд 1

Русский символизм

Цели: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы; показать значение символизма для развития русской литературы XX века.
Слайд 2

Цели:

познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы; показать значение символизма для развития русской литературы XX века.

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»). А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?». В.Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность». Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»
Слайд 3

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)

А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?»

В.Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность»

Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»

Русский символизм Понятие. Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции. В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века
Слайд 4

Русский символизм Понятие

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции

В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва. Платон Ф. Ницше В. Соловьёв
Слайд 5

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва

Платон Ф. Ницше В. Соловьёв

Истоки символизма. Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики
Слайд 6

Истоки символизма

Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…»

Жан Мореас

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством
Слайд 7

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши — в вянущих ушах.

Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ
Слайд 8

Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования.

В. Соловьёв (1853 – 1900)

Символизм в музыке. Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утончен
Слайд 9

Символизм в музыке

Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904).

А.Н. Скрябин (1871 – 1915)

Символизм в изобразительном искусстве. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины
Слайд 10

Символизм в изобразительном искусстве

Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

М. Врубель «Демон». «Демон поверженный»
Слайд 11

М. Врубель «Демон»

«Демон поверженный»

«Демон и жемчужина». «Царевна-Лебедь»
Слайд 12

«Демон и жемчужина»

«Царевна-Лебедь»

Предпосылки. Философия Ницше, В.Соловьёва. Модернизм в европейском искусстве. Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)
Слайд 13

Предпосылки

Философия Ницше, В.Соловьёва

Модернизм в европейском искусстве

Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Теоретическое самоопределение. 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов
Слайд 14

Теоретическое самоопределение

1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов

Основное свойство. Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. В основе эстетики. символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным
Слайд 15

Основное свойство

Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия

В основе эстетики

символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным

Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые прин
Слайд 16

Особенности русского символизма:

повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века. Петербургское крыло: Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский. Московское крыло: К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб. Символизм как философско-эстетическое течение. Символизм как чисто литературное явление
Слайд 17

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века

Петербургское крыло: Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский

Московское крыло: К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб

Символизм как философско-эстетическое течение

Символизм как чисто литературное явление

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло. Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский
Слайд 18

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский

Старшее поколение символистов. Московское крыло. К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб
Слайд 19

Старшее поколение символистов. Московское крыло

К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков. В.Иванов А. Белый А. Блок И. Анненский. «Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости
Слайд 20

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков

В.Иванов А. Белый А. Блок И. Анненский

«Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости

Младосимволисты В. Иванов И. Анненский А. Белый
Слайд 21

Младосимволисты В. Иванов И. Анненский А. Белый

А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А. Блок считал В. Соловьёва своим учителем. А. Блок
Слайд 22

А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А. Блок считал В. Соловьёва своим учителем.

А. Блок

Значение. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытал
Слайд 23

Значение

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

Источники. Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2008 Русская литература XX века. Учебное пособие для 11
Слайд 24

Источники

Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2008 Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., 1993 http://www.erudition.ru/referat/printref/id.55954_1.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://yandex.ru/clck/redir/ http://www.vlasta-tula.ru/articles/simvolizm_v_jivopisi.htm Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/

Список похожих презентаций

Русский символизм в литературе

Русский символизм в литературе

В 1910-е годы символизм как художественное течение переживает кризис. Попытка символистов возгласить литературное движение и овладеть художественным ...
Русский символизм как литературное течение

Русский символизм как литературное течение

Из истории символизма. Символизм ( от греч.sumbolon – «знак», «символ») – в литературе интернациональное явление, получившее распространение в Европе. ...
А. Блок и русский символизм

А. Блок и русский символизм

Особенности русского символизма. Зарождение – начало 1890-х гг. (Д.С. Мережковский «Символы» (1892)) Предпосылки – кризис позитивного мировоззрения ...
Русский писатель Казаков Юрий Павлович

Русский писатель Казаков Юрий Павлович

Юрий Павлович. Казаков Юрий Павлович (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской ...
Русский писатель К.Г.Паустовский

Русский писатель К.Г.Паустовский

К.Паустовский «Кот-ворюга». Добро всегда добром возвращается. Константин Георгиевич Паустовский. 1892 – 1968 г. «…Моя писательская жизнь началась ...
Русский писатель А.П.Чехов 1860-1904г.г.

Русский писатель А.П.Чехов 1860-1904г.г.

А.С.Пушкин (1799 – 1837). Н.В.Гоголь (1809 – 1852). А.П.Чехов (1860 – 1904). Л.Н.Толстой (1828 – 1910). Антон Павлович Чехов (1860 – 1904). Большой, ...
«Преступление и наказание» - символизм имен

«Преступление и наказание» - символизм имен

Достоевский использует в романе «Преступление и наказание» традицию «говорящих» имен. Раскольников. Фамилия указывает на явление раскола и напоминает ...
Русский фольклор

Русский фольклор

Трудность составления антологии русского фольклора – в необычайном богатстве и разнообразии эпоса, драмы и лирики. И всё-таки существует некий поэтический ...
Русский героический эпос

Русский героический эпос

Былины. Впервые термин былины был введён в 1839 году Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа». Народное же название этих произведений «старина, ...
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Виды вступлений и заключений. Аргументы. Алгоритм написания сочинения

Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Виды вступлений и заключений. Аргументы. Алгоритм написания сочинения

Вступление и заключение к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ по русскому языку. Вступление может начинаться: 1) с цепочки вопросительных предложений. ...
Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов

Басня как жанр. Русский баснописец И.А. Крылов

Б А С Н Я И.А. Крылов Эзоп Жан де Лафонтен Баснописцы Эзопов язык Олицетворение. Аллегория (иносказание). Мораль. Нравоучи-тельный характер. Короткий ...
«Преступление и наказания» - христианский символизм

«Преступление и наказания» - христианский символизм

Христианская символика в романе «Преступление и наказания». Крест. В христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий ...
«Преступление и наказание» Ф.М  Достоевского - символизм

«Преступление и наказание» Ф.М Достоевского - символизм

Цель моего исследования:. Показать на примере романа «Преступление и наказание» великого писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского значение символа. ...
Русский театр

Русский театр

Сегодня в Москве насчитывается около 150 театров всех видов и жанров – от классического Большого театра оперы и балеты, до театров оперетты, музыки, ...
Русский героический эпос

Русский героический эпос

Русский героический эпос. Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной ...
Русский фольклор

Русский фольклор

«Родная речь певцу земля родная, в ней предков неразменный клад лежит» В. Иванов. Древние славяне. Славянские боги. Песня - слава. О светло светлая ...
Русский модернизм. Русская литература второй половины XX в.

Русский модернизм. Русская литература второй половины XX в.

Тенденции русской литературы новейшего времени: а) Введение; б) Модернизм и постмодернизм; в) Российский постмодерн. Цели и устремления; г) Представители ...
Русский характер в произведении А.Н. Толстого

Русский характер в произведении А.Н. Толстого

И от пуль невредим, и жарой не палим, Прохожу я по кромке огня , Видно, мать непомерным страданьем своим Откупила у смерти меня. Испытало нас время ...
«Господин из Сан - Франциско» И.А. Бунин - символизм

«Господин из Сан - Франциско» И.А. Бунин - символизм

История создания рассказа. СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ ЛИЧНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ. Путешествуя по ...

Конспекты

Русский язык. Язык искусства. Аллегория

Русский язык. Язык искусства. Аллегория

Русский язык. Язык искусства. Аллегория. . . Малявина Надежда Леонидовна, ГБОУ СОШ 124 с углубленным изучением английского языка Выборгского ...
Русский лес

Русский лес

Разработка урока чтения в 1 классе. Тема:. Произведения о родной природе. И. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок). Задачи:. - познакомить ...
Русский характер

Русский характер

Урок чтения. в 8 классе ГКОУ школе-интернате станицы Березанской Выселковского района Краснодарского края учителя русского языка и литературы Кривуля ...
Русский космизм

Русский космизм

Конспект урока на тему «Русский космизм». Завершивший второе тысячелетие новой эры XX век останется в истории человечества как век непримиримых ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.