» » » Любовь к братьям меньшим в лирике Сергея Есенина

Презентация на тему Любовь к братьям меньшим в лирике Сергея Есенина


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Любовь к братьям меньшим в лирике Сергея Есенина. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Любовь к «братьям меньшим» Любовь к «братьям меньшим» в лирике Сергея Есенина в лирике Сергея Есенина Авторы: Галустян Надежда, Авторы: Галустян Надежда, Галустян Наталия, Галустян Наталия, Сальникова Мария, Сальникова Мария, ученицы 11 класса «Б» ученицы 11 класса «Б» МОУ - Гимназия г. Переславля-Залесского, 2005 МОУ - Гимназия г. Переславля-Залесского, 2005
Слайд 2
Цель работы Цель работы • Узнать, образы каких животных Узнать, образы каких животных присутствуют в лирике С. Есенина и почему; присутствуют в лирике С. Есенина и почему; • Определить, как образы «братьев меньших» Определить, как образы «братьев меньших» воздействуют на характер лирического героя; воздействуют на характер лирического героя; • Выявить, является ли С. Есенин анималистом. Выявить, является ли С. Есенин анималистом.
Слайд 3
Мотив " Мотив " б б ратства человека ратства человека и животного" и животного" в лирике Есенина в лирике Есенина Счастлив тем, что целовал я Счастлив тем, что целовал я женщин, женщин, Мял цветы, валялся на траве Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев И зверье, как братьев наших меньших наших меньших Никогда не бил по голове. Никогда не бил по голове. С. Есенин С. Есенин
Слайд 4
Статистические данные Статистические данные Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются: Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются: • Конь – 13 раз; Конь – 13 раз; • Корова – 8 раз; Корова – 8 раз; • Ворон, пёс, соловей – 6 Ворон, пёс, соловей – 6 раз; раз; • Телята, кошка, голубь, Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз; журавль – 5 раз; • Овца, кобыла, собака – 4 Овца, кобыла, собака – 4 раза; раза; • Жеребёнок, лебедь, петух, Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза; сова – 3 раза; • Воробей, волк, глухарь, Воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза; лиса, мышь, синица – 2 раза; • Аист, баран, бабочка, грач, Аист, баран, бабочка, грач, гусь, змея, иволга, кулик, гусь, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, куры, коростель, осел, сороки, сом, свинья, чибис, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз. шмель, ягненок – 1 раз.
Слайд 5
Образ коня Образ коня • Конь - помощник при Конь - помощник при работе в поле, в ратном работе в поле, в ратном бою. бою. Образ коня у Есенина Образ коня у Есенина меняется: меняется: • "Табун" (1915 г.); "Табун" (1915 г.); • "Прощай, родная пуща…" "Прощай, родная пуща…" (1916 г.); (1916 г.); • "Этой грусти теперь не "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). рассыпать…" (1924 г.).
Слайд 6
Розовый конь - молодость Розовый конь - молодость • Символ быстро ушедшей, Символ быстро ушедшей, безвозвратной юности; безвозвратной юности; восхода, весны, радости жизни; восхода, весны, радости жизни; благословения всего живого. благословения всего живого. Я теперь скупее стал в желаньях, Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Проскакал на розовом коне. ( «Не жалею, не зову, не плачу…», 1921) ( «Не жалею, не зову, не плачу…», 1921)
Слайд 7
Красный конь – революция Красный конь – революция • Символ неоправданной надежды Символ неоправданной надежды на революцию. на революцию. А за ним А за ним По большой траве, По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок? Скачет красногривый жеребенок? Милый, милый, смешной дуралей, Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Победила стальная конница? («Сорокоуст», 1920) («Сорокоуст», 1920)
Слайд 8
Чёрный конь – смерть Чёрный конь – смерть • Предвестник смерти. Предвестник смерти. На коне - чёрной тучице в санках - На коне - чёрной тучице в санках - Билось пламя-шлея… синь и дрожь. Билось пламя-шлея… синь и дрожь. И кричали парнишки в еланках: И кричали парнишки в еланках: «Дождик, дождик, полей нашу рожь!» «Дождик, дождик, полей нашу рожь!» («Заглушила засуха засевки…», 1914) («Заглушила засуха засевки…», 1914)
Слайд 9
Образ коровы Образ коровы • Прием антропоморфизма: Прием антропоморфизма: животное с человеческими животное с человеческими мыслями и чувствами; мыслями и чувствами; • Отождествление старого Отождествление старого человека и старого человека и старого животного. животного. Дряхлая, выпали зубы, Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый Бил ее выгонщик грубый На перегонный полях. На перегонный полях. («Корова», 1915) («Корова», 1915)
Слайд 10
Образ собаки Образ собаки • Давняя дружба собаки Давняя дружба собаки и человека, родство душ, и человека, родство душ, чувство к равным. чувство к равным. Дай, Джим, на счастье лапу мне, Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне. Дай, Джим, на счастье лапу мне. («Собаке Качалова», 1925) («Собаке Качалова», 1925) • «Песнь о собаке» (1915); «Песнь о собаке» (1915); • «Сукин сын» (1924). «Сукин сын» (1924).
Слайд 11
Образ кошки Образ кошки • Атрибут крестьянской Атрибут крестьянской избы; избы; • Воплощение домашнего Воплощение домашнего уюта, теплого очага; уюта, теплого очага; Старый кот к махотке крадется Старый кот к махотке крадется На парное молоко. На парное молоко. ( «В хате» , 1914 ) ( «В хате» , 1914 )
Слайд 12
Образ воронов Образ воронов • Народный символ несчастья; Народный символ несчастья; • Вестники предстоящей беды, Вестники предстоящей беды, а именно войны 1914 года; а именно войны 1914 года; • Отрицательное отношение поэта Отрицательное отношение поэта к происходящему в России. к происходящему в России. Понакаркали черные вороны: Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Грозным бедам широкий простор. ( «Русь» , 1914) ( «Русь» , 1914)
Слайд 13
Применение метафор Применение метафор • По цветовому сходству: По цветовому сходству: По пруду лебедем красным По пруду лебедем красным Плавает тихий закат. Плавает тихий закат. ( «Вот оно глупое счастье...», 1918) ( «Вот оно глупое счастье...», 1918) ; ; • По близости и сходству По близости и сходству функций: функций: Как птицы, свищут версты Как птицы, свищут версты Из – под копыт коня… Из – под копыт коня… ( «О пашни, пашни, пашни...», ( «О пашни, пашни, пашни...», 1917-1918) 1917-1918) ; ; • Во какому-либо Во какому-либо ассоциативному признаку: ассоциативному признаку: Я был, как лошадь загнанная в мыле, Я был, как лошадь загнанная в мыле, Пришпоренная смелым седоком. Пришпоренная смелым седоком. ( «Письмо к женщине», 1924) ( «Письмо к женщине», 1924) ; ; • Как развернутый образ: Как развернутый образ: Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. Осень – рыжая кобыла – чешет гриву. ( «Осень», 1914 – 1916) ( «Осень», 1914 – 1916) ; ;
Слайд 14
Анималист ли С. Есенин? Анималист ли С. Есенин? Нет, так как: Нет, так как: • не ставит цель воссоздать образ того не ставит цель воссоздать образ того или иного животного; или иного животного; • образы животных – источник и средство образы животных – источник и средство художественного и философского осмысления художественного и философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека; содержание духовной жизни человека; • важно отношение к животным, важно отношение к животным, а не их изображение. а не их изображение.
Слайд 15
Вывод Вывод • Образы «братьев меньших» отражают Образы «братьев меньших» отражают мировосприятие лирического героя С. Есенина; мировосприятие лирического героя С. Есенина; • Есенин не анималист, т.к. образы животных Есенин не анималист, т.к. образы животных выступают в роли раскрытия содержания выступают в роли раскрытия содержания духовной жизни человека; духовной жизни человека; • Образы формируются на основе Образы формируются на основе народной символики, традиций и поверий; народной символики, традиций и поверий; • Есенин – самый русский из поэтов Есенин – самый русский из поэтов Серебряного века. Серебряного века.
Слайд 16
Источники Источники • «Русская литература «Русская литература XIX-XX XIX-XX вв.» Литературоведческий вв.» Литературоведческий словарь, изд. МГУ, М., 2004; словарь, изд. МГУ, М., 2004; • Сергей Есенин. «Стихотворения и поэмы», изд. «Советская Сергей Есенин. «Стихотворения и поэмы», изд. «Советская Россия», М., 1985; Россия», М., 1985; • http://esenin.niv.ru/ http://esenin.niv.ru/ (13.12.05.); (13.12.05.); • http://www.5ka.ru http://www.5ka.ru (13.12.05.); (13.12.05.); • http://www.postershop.ru/ http://www.postershop.ru/ (13.12.05.); (13.12.05.); • http://www.gelos.ru/ http://www.gelos.ru/ (13.12.05.); (13.12.05.); • http://horizons.shm.ru/ http://horizons.shm.ru/ (13.12.05.); (13.12.05.); • http://logobook.ru/ http://logobook.ru/ (13.12.05.); (13.12.05.); • http://www.miras.ru/ http://www.miras.ru/ (13.12.05.) (13.12.05.)

Другие презентации по литературе



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru