- Федор Михайлович Достоевский

Презентация "Федор Михайлович Достоевский" (11 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17

Презентацию на тему "Федор Михайлович Достоевский" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Федор Михайлович Достоевский. «Роль библейских реминисценций и вставного эпизода в понимании идейно-философских исканий Ивана Карамазова»
Слайд 1

Федор Михайлович Достоевский

«Роль библейских реминисценций и вставного эпизода в понимании идейно-философских исканий Ивана Карамазова»

Проблемы, которые волновали и мучили Достоевского, - это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера, Достоевский ведет читателя к познанию жизни своим особым путем, мучитель
Слайд 2

Проблемы, которые волновали и мучили Достоевского, - это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера, Достоевский ведет читателя к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным.

Создавая образ человека, страдающего от невозможности примирить действительность с христианской идеей добра, Ф.М.Достоевский активно обращается к библейскому тексту, находя в нем образы, символы, сюжеты, позволяющие подчеркнуть извечность поисков всепримиряющей гармонии. В тексте романа множество ци
Слайд 3

Создавая образ человека, страдающего от невозможности примирить действительность с христианской идеей добра, Ф.М.Достоевский активно обращается к библейскому тексту, находя в нем образы, символы, сюжеты, позволяющие подчеркнуть извечность поисков всепримиряющей гармонии. В тексте романа множество цитат из Ветхого и Нового Завета, реминисценций, аллюзий, интерпретаций и пересказа сюжетов Книги Книг. Но особую функцию выполняет вставной эпизод, несущий основную смысловую нагрузку. Это созданная Иваном Карамазовым «Легенда о Великом Инквизиторе»

Цель нашей работы состоит в том, чтобы, анализируя текст романа, выявить место некоторых библейских образов-символов характеризующих Ивана Карамазова и функцию «Легенды о Великом Инквизиторе
Слайд 4

Цель нашей работы состоит в том, чтобы, анализируя текст романа, выявить место некоторых библейских образов-символов характеризующих Ивана Карамазова и функцию «Легенды о Великом Инквизиторе

Мечта сохранить веру в человека, обрести идеал влекла Достоевского к образу Христа, в котором, по мысли писателя, воплощены высшие нравственные критерии. Однако исторический опыт неумолимо опровергал эту веру, свидетельствуя, что христианство не способно создать рай на земле. Иван Карамазов, повторя
Слайд 5

Мечта сохранить веру в человека, обрести идеал влекла Достоевского к образу Христа, в котором, по мысли писателя, воплощены высшие нравственные критерии. Однако исторический опыт неумолимо опровергал эту веру, свидетельствуя, что христианство не способно создать рай на земле. Иван Карамазов, повторяя тезис Вольтера, восклицает: «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу принять»

Иван принадлежит к тем высшим натурам, для которых последние проблемы бытия, так называемые метафизические вопросы: о Боге, о душе, о добре и зле, о мировом порядке, о смысле жизни, представляются не праздными вопросами теории, но имеют самую живую, непосредственную реальность. Такие натуры не могут
Слайд 6

Иван принадлежит к тем высшим натурам, для которых последние проблемы бытия, так называемые метафизические вопросы: о Боге, о душе, о добре и зле, о мировом порядке, о смысле жизни, представляются не праздными вопросами теории, но имеют самую живую, непосредственную реальность. Такие натуры не могут жить, не поставив и не разрешив этих вопросов. Характерной особенностью состояния, в котором находится Карамазов, является недоверие к настоящему и прошлому, осознание переходности между Добром и Злом современной действительности. Такое переходное состояние болезненно воспринимается героем Достоевского.

Трагедия Ивана состоит в том, что с таким выводом, отрицающим нравственность, его сердце, “высшее, способное такой мукой мучиться”, не может смириться. Достаточно вспомнить страдания Ивана, считавшего себя виновным в убийстве отца. Разум приходит здесь в разлад с чувством, то, что отрицает логика, п
Слайд 7

Трагедия Ивана состоит в том, что с таким выводом, отрицающим нравственность, его сердце, “высшее, способное такой мукой мучиться”, не может смириться. Достаточно вспомнить страдания Ивана, считавшего себя виновным в убийстве отца. Разум приходит здесь в разлад с чувством, то, что отрицает логика, принимает сердце. Цитирую: "...Принимаю бога прямо и просто", но "я мира этого божьего не принимаю", - бросает свой вызов молодой мыслитель.

Иван отвергает идею будущей «высшей гармонии», когда «настанет венец познания и все объяснится», когда будут оправданы и объяснены неким высшим смыслом сегодняшние муки, страдания. Он видит трагический парадокс мироустройства в том, что человек, с тем нравственным чувством, которое дано ему свыше, с
Слайд 8

Иван отвергает идею будущей «высшей гармонии», когда «настанет венец познания и все объяснится», когда будут оправданы и объяснены неким высшим смыслом сегодняшние муки, страдания. Он видит трагический парадокс мироустройства в том, что человек, с тем нравственным чувством, которое дано ему свыше, с инстинктом любви и милосердия, должен допустить и оставить без возмездия слезы и кровь невинных и на них построить конечную гармонию, добыть этой страшной ценой истину и благодать.

Такую истину, такую гармонию Иван отрицает со всей неистовостью карамазовской натуры, отрицает из любви к человечеству. Никто не смеет простить мучителям, и, значит, нет гармонии, и следует оставаться с «неутоленным негодованием», а «билет» на вход в грядущее небесное царство Богу почтительнейше возвратить.

Здесь в образе Ивана словно восстает библейский Иов, прямо, без посредников, обращающийся к Богу с требованиями открыть последнюю истину и объяснить, зачем страдает на земле невинный. Но если Иову Бог отвечает великим откровением и являет, хотя и в иррациональной форме, смысл мироустройства и Иов от
Слайд 9

Здесь в образе Ивана словно восстает библейский Иов, прямо, без посредников, обращающийся к Богу с требованиями открыть последнюю истину и объяснить, зачем страдает на земле невинный. Но если Иову Бог отвечает великим откровением и являет, хотя и в иррациональной форме, смысл мироустройства и Иов отступается от своего бунта, то у Достоевского вопрос человека остается без ответа и ему предстоит отыскивать этот ответ, искать истину в страшном мире.

В отношении Ивана к жизни можно увидеть черты библейского Фомы Неверующего. Апостол Фома не хотел верить рассказу о воскресении Христа. Когда Христос воскрес и явился ученикам еще раз, Фома воскликнул (цитирую евангельский текст): «Господь мой и Бог мой!». Христос же сказал: «...ты поверил, потому ч
Слайд 10

В отношении Ивана к жизни можно увидеть черты библейского Фомы Неверующего. Апостол Фома не хотел верить рассказу о воскресении Христа. Когда Христос воскрес и явился ученикам еще раз, Фома воскликнул (цитирую евангельский текст): «Господь мой и Бог мой!». Христос же сказал: «...ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны невидевшие и уверовшие».

Черт, убеждая Ивана, говорит: «А не верь, что за вера насилием? Притом же в вере никакие доказательства не помогут, особенно материальные. Фома поверил не потому, что увидел воскресшего Христа, а потому, что еще прежде желал поверить...». В этой библейской параллели заключен очень важный смысл

Иван, этот “расколотый” человек, живущий “в эпоху цивилизации”, утративший “источник живой жизни” и непосредственность ощущений, хочет говорить с Христом. Он, атеист, ищет свою дорогу к Богу. Он, стоящий перед широко распахнутыми воротами в ад и одновременно остающимися открытыми райскими дверьми, х
Слайд 11

Иван, этот “расколотый” человек, живущий “в эпоху цивилизации”, утративший “источник живой жизни” и непосредственность ощущений, хочет говорить с Христом. Он, атеист, ищет свою дорогу к Богу. Он, стоящий перед широко распахнутыми воротами в ад и одновременно остающимися открытыми райскими дверьми, хочет исцеления,

И хотя в финале романа сознание Ивана по-прежнему расщеплено, он отшатывается от бездны, раскрывшейся перед его глазами. Иван не восклицает как Фома: «Господь Мой и Бог Мой!» - но то, что он идет доносить на себя - символ духовного покаяния. Так Достоевский утверждает, что от “расколотости” спасает только порыв ко Христу. Истина (в контексте символа веры) - это человеческая природа, доступная всем искушениям

жаждет веры, но боится собственного неверия как евангельский Фома.

Помимо прямого воспроизведения в речи героев библейского текста, образов и символов (например, Иван говорит Алеше: «Он тебя испугался, тебя голубя. Ты “чистый херувим”, тебя Дмитрий херувимом зовет. Херувим... громовой вопль восторга серафимов. Что такое серафим?») мы обнаруживаем множество мотивов,
Слайд 12

Помимо прямого воспроизведения в речи героев библейского текста, образов и символов (например, Иван говорит Алеше: «Он тебя испугался, тебя голубя. Ты “чистый херувим”, тебя Дмитрий херувимом зовет. Херувим... громовой вопль восторга серафимов. Что такое серафим?») мы обнаруживаем множество мотивов, образов, ассоциативно отсылающих к Священному Писанию.

Обратимся, например, к словам Ивана, который пришел на суд, чтобы публично покаяться в содеянном только мысленно: «Есть у вас вода или нет, дайте напиться, Христа ради!- схватился он вдруг за голову». В этой реплике кроется символический мотив. В драматический момент герой “раскрывается” перед читателями: в противоположность “хлебу”, материальной силе мира, под “водой” здесь разумеется “живая вода христианской истинны и любви “. Это уже не тот Иван, что разговаривал со Смердяковым, это Иван, жаждущий (в прямом и переносном смысле) веры и спасения.

Повествование переключается в историко-философский план - Иван рассказывает задуманную поэму "Великий инквизитор", весь смысл которой заключен в критике христианства. Образ Христа в «Легенде о Великом инквизиторе» воплощает принципиальную особенность христианского мировоззрения Достоевског
Слайд 13

Повествование переключается в историко-философский план - Иван рассказывает задуманную поэму "Великий инквизитор", весь смысл которой заключен в критике христианства. Образ Христа в «Легенде о Великом инквизиторе» воплощает принципиальную особенность христианского мировоззрения Достоевского, исходящего из того, что Бог по природе Своей непостижим для человеческого разума.

В своей знаменитой «поэме» о Великом Инквизиторе Иван пытается дать ответ на главнейший тезис христианской морали, ответ, исполненный небывалой силы атеистического отрицания. Суть ответа в том, что, признавая истину, заключенную во Христе, Иван отделяет и противопоставляет её истине, заключенной в человеческой природе. Он разрывает метафизическую связь между Христом и человеком, между абсолютным и относительным, между земным и вселенским.

По утверждению М.Гуса, высказанному в монографии «Идеи и образы Достоевского», герой не согласен с Великим Инквизитором в том, что созданные им порядки наиболее подходят для человечества. Но вместе с тем он не может предложить ничего другого, ибо хотя Иван Федорович в своей статье и говорил об «оцер
Слайд 14

По утверждению М.Гуса, высказанному в монографии «Идеи и образы Достоевского», герой не согласен с Великим Инквизитором в том, что созданные им порядки наиболее подходят для человечества. Но вместе с тем он не может предложить ничего другого, ибо хотя Иван Федорович в своей статье и говорил об «оцерковлении» государства, но сам в это не верит, не верит и в возможность счастья для человечества в его земном существовании. И в этих противоречиях он мучается и доходит до сумасшествия, до «общения с чертом». Черт – олицетворение мучительных мыслей Ивана. В споре с Карамазовым он называет зло необходимым элементом мира. Без зла, без отрицания, - говорит он Ивану, была бы только одна осанна, и если бы на земле все было бы благоразумно, то ничего бы не происходило, и не было бы самой жизни. Черт высказывается за свободу человеческого выбора между добром и злом.

в возможность счастья на земле, но и неугасимое, горячее желание, чтобы настала «гармония» в этом, посюстороннем мире. В душе Карамазова кипит борьба между верой и неверием – и не в Бога, а в человека. Как и в душе Достоевского. Таким образом, в бунте Ивана Карамазова против зла на земле, в его «Лег
Слайд 15

в возможность счастья на земле, но и неугасимое, горячее желание, чтобы настала «гармония» в этом, посюстороннем мире. В душе Карамазова кипит борьба между верой и неверием – и не в Бога, а в человека. Как и в душе Достоевского.

Таким образом, в бунте Ивана Карамазова против зла на земле, в его «Легенде», во всех его рассуждениях, в диалоге с чертом звучит не только отчаяние неверие

Чаще всего счастье и смысл жизни, по Достоевскому, достигаются путем страданий. Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти свое место в несправедливо устроенном мире. Этот путь и проходит Иван Карамазов, являясь, по-существу, образом-символом человека ищущего, но не находящего
Слайд 16

Чаще всего счастье и смысл жизни, по Достоевскому, достигаются путем страданий. Но они не самоцель. Это духовный путь человека, пытающегося найти свое место в несправедливо устроенном мире. Этот путь и проходит Иван Карамазов, являясь, по-существу, образом-символом человека ищущего, но не находящего. Истина, которую пытается осознать герой Достоевского, находится где-то в ином пространстве, вне его и действительности. Вот почему он вступает в диалог с чертом, пытается в аллегорической форме «Легенды» высказать свое неверие в добро, которого так жаждет.

Таким образом, чтобы подчеркнуть извечность метаний человечества между Добром и Злом, Достоевский вводит в роман множество цитат, аллюзий, прибегает к откровенным сравнениям и реминисценциям из Евангельского текста, что позволяет увидеть в Иване Карамазове носителя не только авторского замысла, но и
Слайд 17

Таким образом, чтобы подчеркнуть извечность метаний человечества между Добром и Злом, Достоевский вводит в роман множество цитат, аллюзий, прибегает к откровенным сравнениям и реминисценциям из Евангельского текста, что позволяет увидеть в Иване Карамазове носителя не только авторского замысла, но и замысла Божьего, завещавшего человеку вечные страдания и метания в поисках Истины.

Список похожих презентаций

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Происхождение. Отец, Михаил Андреевич, из духовного сословия. В 1828 году получил дворянское звание, Работал лекарем в Мариинской больнице для бедных. ...
Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Юность писателя. Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Он был вторым из 7 детей. Отец, Михаил Андреевич, ...
Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление  и наказание»

Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Двойники Раскольникова. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них ...
Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Международный юбилейный симпозиум «Достоевский в современном мире. 1821-2001». В симпозиуме приняли участие литературоведы и писатели из 20 стран ...
Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи»

Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи»

ЦЕЛЬ: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя. Человек ...
Федор михайлович достоевский

Федор михайлович достоевский

Reja. Kompaniya tarixi Kompaniya Strukturasi Kompaniya maqsadi LG kompaniyasining hozirgi kundagi o’rni. LG kompaniya tarixi. 1947Yilda.Ko inxva (Koo ...
Фёдор Михайлович Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский

В.Г.ПЕТРОВ «ПОРТРЕТ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО». 1871 ГОД. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович , русский писатель, член-корреспондент Петербургской ...
Фёдор Михайлович Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский

Правый флигель Мариинской больницы для бедных, где родился Ф.М.Достоевский. Родители Достоевского. "...это был сериозный, задумчивый мальчик, белокурый, ...
Пушкин и Достоевский

Пушкин и Достоевский

Если наша мысль есть фантазия, то с Пушкиным есть по крайней мере на чем этой фантазии основываться. Достоевский. Пушкин умер в полном развитии своих ...
Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин. Российский историк, писатель, поэт, журналист, почетный член Петербургской Академии Наук (1818). Родился 1 декабря близ ...
Николай Михайлович Языков

Николай Михайлович Языков

Элегия. Язык души красноречивый, Восторга пламенный полет, Стихов и мыслей переливы И силу их,- она поймет; Но велика ль ее награда За вдохновение ...
"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский

"Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский

Законы совести. О чем предупреждает автор в романе «Преступление и наказание»? Знакомы ли вам эти персонажи? Выполните задания теста Обсудите вопросы ...
«Белые ночи» Ф.М. Достоевский

«Белые ночи» Ф.М. Достоевский

«Белые ночи» были созданы писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением ...
Ф.М. Достоевский - Жизнь и творчество

Ф.М. Достоевский - Жизнь и творчество

Федор Михайлович Достоевский. «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских( или сколько их тогда народится) ...
Федор Иванович Тютчев

Федор Иванович Тютчев

5 декабря 1803г. Село Овстуг Орловской губернии. www.evbrook.ru/Ovstug.htm. 1813 – 1818 – домашнее образование под руководством С.Е. Раича «…Года ...
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - иллюстрации

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - иллюстрации

Иллюстрации к роману создавали такие художники, как Д. А. Шмаринов, Ф.Д.Константинов, И. С. Глазунов О. Евсеев. Дементий Алексеевич Шма́ринов (1907—1999). ...
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - история создания

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - история создания

Цели урока: Познакомить учащихся с историей создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Развивать умения обобщать, выделять главное, ...
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Задача Достоевского – показать: -что такое человек; -что будет с человеческим началом в преступнике; - как оно вообще может после преступления «быть». ...
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Символы - детали в романе «Преступление и наказание». Федор Михайлович использует художественные детали, детали настолько мелкие, но очень точно передающие ...
«Идиот» Ф.М. Достоевский

«Идиот» Ф.М. Достоевский

Цель работы. Описать структуру того единого смыслового поля, в которое складываются многие разрозненные работы о романе «Идиот». Проследить, каким ...

Конспекты

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Конспект урока «Федор Михайлович Достоевский». Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. . . . Отец ...
Ф.М. Достоевский и современность

Ф.М. Достоевский и современность

Литературная игра «Ф.М. Достоевский и современность». Курс:. 2. Группы:. ДО-11, ДО-12. Место проведения:.  актовый зал. Оснащение:. компьютер, ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:8 сентября 2019
Категория:Литература
Содержит:17 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации