- «Горе от ума» - поэтика заглавия

Презентация "«Горе от ума» - поэтика заглавия" (10 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24

Презентацию на тему "«Горе от ума» - поэтика заглавия" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 24 слайд(ов).

Слайды презентации

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика заглавия пьесы
Слайд 1

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика заглавия пьесы

Цели урока: понять поэтику заглавия комедии; проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.
Слайд 2

Цели урока:

понять поэтику заглавия комедии; проанализировать, раскрывает ли заглавие идею или основной конфликт пьесы.

1. Теоретическая разминка (Осмысление данных определений). Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт. Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее т
Слайд 3

1. Теоретическая разминка (Осмысление данных определений)

Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт. Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.

2. Аналитический вопрос: к какому виду относится заглавие комедии «Горе от ума»? (Дополните схему примерами…)
Слайд 4

2. Аналитический вопрос: к какому виду относится заглавие комедии «Горе от ума»? (Дополните схему примерами…)

3. Задание-эксперимент. Назовите русскую пословицу – «перевертыш» заглавию комедии «Горе от ума».
Слайд 5

3. Задание-эксперимент

Назовите русскую пословицу – «перевертыш» заглавию комедии «Горе от ума».

Ключ к заданию-эксперименту: «Дуракам счастье».
Слайд 6

Ключ к заданию-эксперименту:

«Дуракам счастье».

4. Комментированное сопровождение учителя…. Но разве Чацкого окружают одни дураки? Много ли глупцов в пьесе? Разобраться в этом помогают художественные приемы и детали: реплика; монолог; диалог; психологический портрет.
Слайд 7

4. Комментированное сопровождение учителя…

Но разве Чацкого окружают одни дураки? Много ли глупцов в пьесе? Разобраться в этом помогают художественные приемы и детали: реплика; монолог; диалог; психологический портрет.

5.Теоретическая разминка: восстановите пропуски в определениях. Реплика (в переводе с латинского …) – краткий ответ действующего лица в произведении, … фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого …) – речь действующего лица в произведении, обращенная к с
Слайд 8

5.Теоретическая разминка: восстановите пропуски в определениях

Реплика (в переводе с латинского …) – краткий ответ действующего лица в произведении, … фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого …) – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или ….

5.Теоретическая разминка: Восстановите пропуски в определениях (Продолжение). Диалог (в переводе с греческого …) – … между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в … раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события. Психологический портрет («п
Слайд 9

5.Теоретическая разминка: Восстановите пропуски в определениях (Продолжение)

Диалог (в переводе с греческого …) – … между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в … раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого …) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

Ключ к теоретической разминке. Реплика (в переводе с латинского – «возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении, ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого – «один» + «слово») – речь действующего лица в произведении, обращенная к
Слайд 10

Ключ к теоретической разминке

Реплика (в переводе с латинского – «возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении, ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого – «один» + «слово») – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или самому себе. Диалог (в переводе с греческого – «беседа») – разговор между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в диалоге раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого – «изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

6. Литературный коллоквиум. Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: 1) «Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись, переносить горазд, И в карты не садись: продаст!» 2) «Тогда не то, что ныне: При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок
Слайд 11

6. Литературный коллоквиум

Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: 1) «Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись, переносить горазд, И в карты не садись: продаст!» 2) «Тогда не то, что ныне: При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся, тупеем не кивнут. Вельможа в случае, тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе». 3) «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных…»

6. Литературный коллоквиум (Продолжение). Определите, кому принадлежат реплики: «Счастливые часов не наблюдают…»; «Ученостью меня не обморочишь…»; «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
Слайд 12

6. Литературный коллоквиум (Продолжение)

Определите, кому принадлежат реплики: «Счастливые часов не наблюдают…»; «Ученостью меня не обморочишь…»; «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»

Ключ к литературному коллоквиуму. Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: Загорецкий; Максим Петрович; Молчалин. Определите, кому принадлежит реплика: Софье; Скалозубу; Чацкому.
Слайд 13

Ключ к литературному коллоквиуму

Узнайте персонажей пьесы по их психологическому портрету: Загорецкий; Максим Петрович; Молчалин. Определите, кому принадлежит реплика: Софье; Скалозубу; Чацкому.

7. Творческая работа «Литературное рисование». Форма работы: групповая. Задание для 1-ой группы: «нарисовать» психологический портрет Фамусова. Задание для 2-ой группы: «нарисовать» психологический портрет Софьи. Задание для 3-й группы: «нарисовать» психологический портрет Чацкого. Задание для 4-ой
Слайд 14

7. Творческая работа «Литературное рисование»

Форма работы: групповая. Задание для 1-ой группы: «нарисовать» психологический портрет Фамусова. Задание для 2-ой группы: «нарисовать» психологический портрет Софьи. Задание для 3-й группы: «нарисовать» психологический портрет Чацкого. Задание для 4-ой группы: «нарисовать» психологический портрет Молчалина.

«Литературное рисование». Психологический портрет Фамусова Фамусов – целостная натура. Он раскрыт всесторонне – и как помещик, и как чиновник, и как отец. По своим взглядам он «старовер». Фамусов – поклонник дворянской Москвы, ее обычаев. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и н
Слайд 15

«Литературное рисование»

Психологический портрет Фамусова Фамусов – целостная натура. Он раскрыт всесторонне – и как помещик, и как чиновник, и как отец. По своим взглядам он «старовер». Фамусов – поклонник дворянской Москвы, ее обычаев. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих родственников. Он не лишен практического житейского ума, добродушия, но в то же время ворчлив, вспыльчив. Льстив перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается. Особенности его натуры с замечательной полнотой выражаются в репликах, диалогах, где встречаются народные слова («откудава», «бьют баклуши», «в ус никого не дуют» и др.); попадаются иноязычные слова (симфония, карбонарий и др.). Как ласково обращается Фамусов к дочери: «Софьюшка», «мой друг», «дочка». Также не прочь и пофилософствовать. Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа!

Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Психологический портрет Софьи Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что, несмотря на то, что ей 17 лет, – это не застенчивая девушка, а полновластная хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Отсюда ее властный тон
Слайд 16

Психологический портрет Софьи Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что, несмотря на то, что ей 17 лет, – это не застенчивая девушка, а полновластная хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Отсюда ее властный тон, ее самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В ее речи есть что-то и от крепостных, с которыми ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских книг и мадам. Именно Софья в комедии говорит ключевые, определяющие основной конфликт пьесы слова о разных типах ума, об их столкновении (сравнивая Молчалина с Чацким): Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит, Который свет ругает наповал, Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал; Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Психологический портрет Чацкого Чацкий – передовой человек своего времени, с волевым характером, цельный в чувствах, борец за идею. Идеал Чацкого – независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности. Он вступает в борьбу с фамусовским обществом. Критикует все старые, «отжившие» устои жизн
Слайд 17

Психологический портрет Чацкого Чацкий – передовой человек своего времени, с волевым характером, цельный в чувствах, борец за идею. Идеал Чацкого – независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности. Он вступает в борьбу с фамусовским обществом. Критикует все старые, «отжившие» устои жизни. Но общество признает его сумасшедшим. «Безумный по всему», – выносит приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. К Чацкому начинают относиться снисходительно, даже проявляют внимание, как к больному, слабоумному. Почему? Чацкий-сумасшедший обществу не так страшен. Не так страшны и его речи, монологи: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, – Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Психологический портрет Молчалина Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется боязнью высказать свое суждение. В его речи нет иностранных слов и выражений. Молчалин стара
Слайд 18

Психологический портрет Молчалина Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется боязнью высказать свое суждение. В его речи нет иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать слова деликатные, не простонародные, прибавляет почтительно «с»: «с бумагами-с», «нет-с». Он говорит преимущественно короткими фразами; слова и интонации подбирает в строгой зависимости от того, с кем беседует. С Фамусовым, своим начальником, он обращается почтительно, с Хлестовой – льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с Лизой он не стесняется в выражениях.

8. Комментированное сопровождение учителя…. «Литературное рисование» психологических портретов помогло нам увидеть главное: пьеса А.С. Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости (это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для «высокой» комедии), она строится на конфликте различных типо
Слайд 19

8. Комментированное сопровождение учителя…

«Литературное рисование» психологических портретов помогло нам увидеть главное: пьеса А.С. Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости (это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для «высокой» комедии), она строится на конфликте различных типов ума.

Типы ума: ум критический ум «для себя»

9. Игра-задание «Оторвите лепесток». Охарактеризуйте свое отношение к уму героя, персонажа, указанного на лепестке. Чацкий Софья Скалозуб Молча- лин Фамусов
Слайд 20

9. Игра-задание «Оторвите лепесток». Охарактеризуйте свое отношение к уму героя, персонажа, указанного на лепестке

Чацкий Софья Скалозуб Молча- лин Фамусов

10. Творческое задание: письменный ответ на вопрос. Какой «тип ума» вы предпочитаете? Обоснуйте свой ответ. Обсуждение.
Слайд 21

10. Творческое задание: письменный ответ на вопрос

Какой «тип ума» вы предпочитаете? Обоснуйте свой ответ. Обсуждение.

11. Заключительное слово учителя. Столкновение в комедии «Горе от ума» различных типов ума – столкновение Чацкого с фамусовским обществом – показывает их полнейшую несовместимость. Они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, к
Слайд 22

11. Заключительное слово учителя

Столкновение в комедии «Горе от ума» различных типов ума – столкновение Чацкого с фамусовским обществом – показывает их полнейшую несовместимость. Они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь средоточие пороков. Прием комического – «разговор глухих» – помогает нам понять, как попытаться избежать этого конфликта: для начала – научиться слушать и слышать друг друга…

12. Домашнее задание. «Нарисуйте» литературный психологический портрет Вашего любимого героя.
Слайд 23

12. Домашнее задание

«Нарисуйте» литературный психологический портрет Вашего любимого героя.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список похожих презентаций

Высказывания о жанре «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Высказывания о жанре «Горе от ума» А.С. Грибоедова

И.А. Гончаров («Миллион терзаний»). «…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе ...
Говорящие фамилии в пьесе «Горе от ума» А.С.Грибоедова

Говорящие фамилии в пьесе «Горе от ума» А.С.Грибоедова

«Горе от ума». Сцена из спектакля саратовского театра. Говорящие фамилии в пьесе «Горе от ума» А.С.Грибоедова условно можно разделить на три типа: ...
А.С.Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Цель. Повторение по теме «Комедия классицизма» Анализ списка действующих лиц Сюжет и герои первого действия комедии Язык комедии. Проверка домашнего ...
Афоризмы в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Афоризмы в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Подписано, так с плеч долой. Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? Числом поболее, ценою подешевле. Он слова умного не выговорил сроду. ...
«Горе от ума» Грибоедов А.С. - герои

«Горе от ума» Грибоедов А.С. - герои

«Это — тонкая, умная, изящная комедия.  Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и ...
«Горе от ума» А.С. Грибоедов - Чацкий и Молчалин

«Горе от ума» А.С. Грибоедов - Чацкий и Молчалин

А. С. Грибоедов противопоставил «век нынешний» и «век минувший. Но Грибоедов сравнивает не только разные эпохи и поколения, но и людей одного возраста ...
«Горе от ума»  А.С. Грибоедов

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

1795-1829 гг. Традиции и новаторство. Соблюдение правил единства места и времени «говорящие» фамилии Традиционные амплуа(Чацкий-резонёр, глупый отец ...
«Горе от ума» А.С. Грибоедов - анализ

«Горе от ума» А.С. Грибоедов - анализ

«Толпа характеров, обрисованных смело и резко, живая картина московских нравов…» (А. Бестужев). Тексты, внешне даже самые ясные и податливые, говорят ...
«Горе от ума» А.С. Грибоедов - синквейн

«Горе от ума» А.С. Грибоедов - синквейн

Синквейн 1 А.С.Грибоедов 2 Умный, смелый 3 Защищает, отстаивает, очаровывает 4 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» 5 Истинный гражданин ...
«Горе от ума» - викторина

«Горе от ума» - викторина

А.Что ответил Молчалин, когда Фамусов застал его у комнаты Софии? 1. Сейчас с прогулки 2. Сейчас с делами 3. Сейчас пришел 4. Она во сне кричала. ...
«Горе от ума»  А.С. Грибоедов

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов«Горе от ума». Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. Нина Грибоедова (Чавчавадзе). Портрет А.С.Грибоедова. Написан ...
«Горе от ума»  А.С. Грибоедов

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Вспомните! 1824 год – цензура запретила печать пьесы. Распространение в списках. Парадокс: текст пьесы не опубликован, а критические отзывы появились. ...
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (анализ)

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» (анализ)

Отзывы о комедии. "...комедия г. Грибоедова «Горе от ума» - феномен, какого не видали мы от времен «Недоросля». Толпа характеров, обрисованных смело ...
«Горе от ума» А.С. Грибоедова

«Горе от ума» А.С. Грибоедова

1.1. Почему в монологе Чацкого присутствует так много риторических восклицаний? 1.2. Почему Чацкий покидает Москву так стремительно? I. Прочитайте ...
«Тихий дон» - поэтика романа

«Тихий дон» - поэтика романа

Видение мира автора романа «Тихий Дон» содержится, прежде всего, в стиле. Писателя отличает яркость воссоздания характеров. Но герои и способ изображения ...
Преступление и наказание - поэтика сновидений

Преступление и наказание - поэтика сновидений

Притча... Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, ...
"Преступление и наказание" - поэтика сноведений

"Преступление и наказание" - поэтика сноведений

Тема урока:. Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание». Цели урока:. Выявление значения снов в романе «Преступление и наказание» Обучение ...
Грибоедов "Горе от ума"

Грибоедов "Горе от ума"

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» – произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические ...
Грибоедов - "Горе от ума"

Грибоедов - "Горе от ума"

Александр Сергеевич Грибоедов. Его называли вундеркиндом - в 13 лет он окончил Московский университет со степенью кандидата. Перед написанием своего ...
А.С. Грибоедов - Горе от ума

А.С. Грибоедов - Горе от ума

Портрет А.С. Грибоедова работы И. Крамского. Портрет А.С. Грибоедова работы Н. Уткина. Портрет А.С. Грибоедова работы П. Каратыгина. Портрет А.С. ...

Конспекты

Основы и поэтика классической басни

Основы и поэтика классической басни

Урок литературы в 6 классе. «. Основы и поэтика классической басни». Цель. : 1. Создать условия для понимания основ и поэтики классической басни ...
М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Новичкова Ольга Викторовна. учитель русского языка и литературы. МОУ Гимназия №46 п. Малаховка. ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.