- Художественные особенности в лирике Лермонтова

Презентация "Художественные особенности в лирике Лермонтова" (10 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21

Презентацию на тему "Художественные особенности в лирике Лермонтова" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Художественные особенности в лирике Лермонтова. Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно… М.Ю.Лермонтов
Слайд 1

Художественные особенности в лирике Лермонтова

Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно… М.Ю.Лермонтов

Лермонтов - самый яркий представитель романтизма в русской поэзии. Для лирики Лермонтова свойственна двойственность в восприятие мира. В душе Лермонтова был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. Во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска,
Слайд 2

Лермонтов - самый яркий представитель романтизма в русской поэзии. Для лирики Лермонтова свойственна двойственность в восприятие мира. В душе Лермонтова был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. Во многих стихотворениях Лермонтова явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».

Оглавление. Термины Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта Анализ стихотворения Молитва Я не унижусь пред тобой… К другу В.Ш. (До лучших дней!..)
Слайд 3

Оглавление

Термины Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта Анализ стихотворения Молитва Я не унижусь пред тобой… К другу В.Ш. (До лучших дней!..)

Термины: Психологический роман Петербургская повесть Кольцевая композиция Тема Мотив Различие между темой и мотивом Лирический герой Различие между автором и лирическим героем
Слайд 4

Термины:

Психологический роман Петербургская повесть Кольцевая композиция Тема Мотив Различие между темой и мотивом Лирический герой Различие между автором и лирическим героем

Психологический роман. Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего человека» и «диалектики души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литерат
Слайд 5

Психологический роман

Психологический роман — разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего человека» и «диалектики души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу. Например, такие романы как «Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова

Петербургская повесть. Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных русскими писателями и объединенных общим местом действия — Санкт-Петербургом. Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя («Нос», «Шинель», «Невский проспект») и Пушкина («Медный всадник»).
Слайд 6

Петербургская повесть

Петербургские повести — общее название ряда повестей, написанных русскими писателями и объединенных общим местом действия — Санкт-Петербургом. Петербургские повести составляют особый этап в творчестве Гоголя («Нос», «Шинель», «Невский проспект») и Пушкина («Медный всадник»).

Кольцевая композиция. Кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором последний эпизод обращается к первому или просто повторяет его. Таким образом, текст как бы "закольцовывается". Например, в произведении Гоголя «Мертвые души».
Слайд 7

Кольцевая композиция

Кольцевая композиция - это такое построение текста, при котором последний эпизод обращается к первому или просто повторяет его. Таким образом, текст как бы "закольцовывается". Например, в произведении Гоголя «Мертвые души».

Тема. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) какого-либо произведения, рассуждения или изложения. Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем и спаянных воедино авторским замыслом. Например, тема в романе И.А.Гончарова «Облом
Слайд 8

Тема

Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») — предмет (суть) какого-либо произведения, рассуждения или изложения. Объект художественного изображения, круг жизненных явлений, отображенных писателем и спаянных воедино авторским замыслом. Например, тема в романе И.А.Гончарова «Обломов» - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Мотив. Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета, которая определяет дальнейшее развитие произведения или определенной его части, либо служит статической единицей, чаще всего для описания. В поэме Гоголя «Мертвые души» прослеживаются христианский мотив, мотив путешествия.
Слайд 9

Мотив

Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета, которая определяет дальнейшее развитие произведения или определенной его части, либо служит статической единицей, чаще всего для описания. В поэме Гоголя «Мертвые души» прослеживаются христианский мотив, мотив путешествия.

Различие между темой и мотивом. Мотив, в отличие от темы, имеет непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (изгнанничество — у Лермонто
Слайд 10

Различие между темой и мотивом

Мотив, в отличие от темы, имеет непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (изгнанничество — у Лермонтова)

Лирический герой. Лирический герой — это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста. Другими словами, это лирический образ, сознательно строящийся не как лицо автора, а в соответствии с предназначенной ему «участью». Выражает мысли, чувства автора произведения.
Слайд 11

Лирический герой

Лирический герой — это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста. Другими словами, это лирический образ, сознательно строящийся не как лицо автора, а в соответствии с предназначенной ему «участью». Выражает мысли, чувства автора произведения.

Различие между автором и лирическим героем. Автор — лирический центр повествования в романе, создатель. Лирический герой – действующее лицо. Автор отвечает в целом за чувства всех героев, выражает свое отношение к героем и ситуации, лирический герой выражает только свои чувства, эмоции. При этом мне
Слайд 12

Различие между автором и лирическим героем

Автор — лирический центр повествования в романе, создатель. Лирический герой – действующее лицо. Автор отвечает в целом за чувства всех героев, выражает свое отношение к героем и ситуации, лирический герой выражает только свои чувства, эмоции. При этом мнение автора и лирического героя могут расходиться.

Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта. Лирика Лермонтова отражает душевное состояние и духовную жизнь поэта. В его стихотворениях прослеживается связь реальной жизни с его идеалистическими желаниями. По своей сути он максималист, поэтому его стихотворения наполнены неудовлетворенностью от
Слайд 13

Лирика Лермонтова – дневник духовной жизни поэта

Лирика Лермонтова отражает душевное состояние и духовную жизнь поэта. В его стихотворениях прослеживается связь реальной жизни с его идеалистическими желаниями. По своей сути он максималист, поэтому его стихотворения наполнены неудовлетворенностью от жизни. Жизнь не идеальна. Лермонтову же хочется получить от жизни все в полной мере: всеобъемлющую любовь, непоколебимую дружбу, полноту ощущений.

Молитва. В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь с
Слайд 14

Молитва

В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости: Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения: И верит
Слайд 15

«Сила благодатная», исходящая от молящегося, способна облегчить состояние человека в трудную минуту. Настоящая вера делает человека духовно богаче, морально сильнее. В лермонтовском стихотворении такой синтаксический прием, как повтор союза, и позволяет глубже проникнуть в суть произведения: И верится, и плачется. И так легко, легко… Синонимом слова молитва является сочетание «созвучье слов живых».Стихотворение написано ямбом, что делает поэтическое произведение более стройным, четким. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» является своеобразной исповедью лирического героя.

Я не унижусь пред тобой…. В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд,
Слайд 16

Я не унижусь пред тобой…

В произведении речь идёт о разочаровании, о неразделенной любви, об измене девушки, не оценившей возвышенные чувства лирического героя, то есть самого автора. Оскорблённый в своих чувствах, поэт упрекает любимую в том, что она была не честна с ним, не оправдала его надежд, а лишь кокетничала, отнимая то время, которое он мог потратить на творчество: Как знать, быть может, те мгновенья, Что протекли у ног твоих, Я отнимал у вдохновенья!

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал: Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец! Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству ис
Слайд 17

Теперь герой видит в девушке только лицемерие и притворство, которых он раньше не замечал: Зачем ты не была сначала, Какою стала наконец! Эта ситуация изменила отношение Лермонтова к женщинам. Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствия. Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным: Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил.

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций: Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам. Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное
Слайд 18

Героя отличают такие качества, как свободолюбие и гордость. Поэтому, несмотря на сильное, глубокое чувство, он больше не хочет унижаться и быть рабом своих эмоций: Ты позабыла: я свободы Для заблужденья не отдам. Автор использует яркие выразительные средства, помогающие ему передать сложное душевное состояние: эпитеты («дар чудесный», «коварную измену»), метафоры («пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам», «мгновенья…я отнимал у вдохновенья», «тебе я душу отдавал»), иносказания («ангел», «бессмертие»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с использованием перекрёстной рифмы. В нём нет деления на строфы. Создаётся впечатление, что стихотворение было написано на одном дыхании.

К другу В.Ш. (До лучших дней!..). Стихотворение посвящено теме дружбы. Поэт и его друг Владимир Шеншин давно не виделись. На последней встрече по-видимому каждый из них ждал осуществления планов, счастливых веяний судьбы, лучшей жизни:"До лучших дней!" - перед прощаньем, Пожав мне руку, ты
Слайд 19

К другу В.Ш. (До лучших дней!..)

Стихотворение посвящено теме дружбы. Поэт и его друг Владимир Шеншин давно не виделись. На последней встрече по-видимому каждый из них ждал осуществления планов, счастливых веяний судьбы, лучшей жизни:"До лучших дней!" - перед прощаньем, Пожав мне руку, ты сказал; И долго эти дни я ждал, Но был обманут ожиданьем!.. У каждого из них сложилась своя жизнь. И увы не так как хотелось. Лермонтов жалуется своему другу на свою жизнь: Мой милый! не придут они, В грядущем счастия так мало!.. Я помню радостные дни, Но все, что помню, то пропало.

Лермонтов рассуждает о своем прошлом, где использует сравнения(«Былое бесполезно нам. Таков маяк, порой ночною над бурной бездною морскою»), затрагивается тема одиночества, тоже используется сравнение, отождествление себя самого(«Когда на лодке, одинокий, несется трепетный пловец»), задумывается о п
Слайд 20

Лермонтов рассуждает о своем прошлом, где использует сравнения(«Былое бесполезно нам. Таков маяк, порой ночною над бурной бездною морскою»), затрагивается тема одиночества, тоже используется сравнение, отождествление себя самого(«Когда на лодке, одинокий, несется трепетный пловец»), задумывается о приближении смерти, конца(«И видит - берег недалекий и ближе видит свой конец»). Наверное, именно после прочтения именно этого стихотворения, задумываешься о назначении друга. Это тот человек, которому можно излить душу и знать, что он поймет. Это знает и Лермонтов.

Работу выполняла ученица 10 «Б» класса ГОУ СОШ № 1108 Мосейчук А. Учитель: Знаменская С.Н. Использовались Интернет ресурсы, дополненные создателем работы.
Слайд 21

Работу выполняла ученица 10 «Б» класса ГОУ СОШ № 1108 Мосейчук А. Учитель: Знаменская С.Н. Использовались Интернет ресурсы, дополненные создателем работы.

Список похожих презентаций

Художественные особенности рассказов А.П. Чехова

Художественные особенности рассказов А.П. Чехова

ЦЕЛИ:. Познакомиться с ранними рассказами А. П. Чехова. Выяснить общие художественные особенности рассказов Чехова. Аннотация. Наше исследование посвящено ...
Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Мотив одиночества в лирике Лермонтова

Поэтическая разминка. «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» «Белеет парус одинокий…» «Тучки небесные, вечные странники…» «Мы долго молча отступали…» «Играют ...
«После бала» Л.Н. Толстой - художественные особенности

«После бала» Л.Н. Толстой - художественные особенности

Лев Николаевич Толстой Художественные особенности рассказа «После бала». Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, ...
Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова

Судьба поколения 30-х годов в лирике М.Ю. Лермонтова

Цель урока. Обучение анализу стихотворения Анализ стихотворения «Дума» Рекомендации по подготовке к сочинению. Эпиграф к уроку. Печально я гляжу на ...
Любовь в лирике Лермонтова

Любовь в лирике Лермонтова

Цели:. познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтова; рассказать об адресатах любовной лирики поэта; помочь учащимся понять причину трагизма ...
Образ Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Образ Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение ...
Патриотическая тема в лирике Лермонтова

Патриотическая тема в лирике Лермонтова

Своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю.Лермонтова. К уроку литературы в 9 классе. Можно также использовать на уроках литературы в 10 классе ...
Художественные особенности лирики С. Есенина

Художественные особенности лирики С. Есенина

Цели урока:. 1. Показать народность творчества С.А.Есенина 2. Определить значение цветописи в поэзии С.Есенина 3. Выявить сквозные образы есенинской ...
Одиночество в лирике М.Ю. Лермонтова

Одиночество в лирике М.Ю. Лермонтова

М.Ю.Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем ...
Мотивы одиночества в лирике Лермонтова (на примере стихотворений Утес, Листок)

Мотивы одиночества в лирике Лермонтова (на примере стихотворений Утес, Листок)

Поэтическая разминка. -Прочитайте строчки, - назовите автора - название стихотворения. 1. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом 2. На севере ...
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

«В литературе сосредоточена вся умственная жизнь общества, его нравственные и духовные интересы, и считал, что литература является средством воздействия ...
Былины. Художественные особенности былин

Былины. Художественные особенности былин

Устная народная поэзия возникла много веков назад, когда люди ещё не умели ни читать, ни писать. Богато и разно-образно народное творчество. В сказках, ...
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Литературная разминка. 1. Раскройте литературоведческие понятия: - Послание - Гимн - Инверсия -Антитеза - Троп - Мотив - Баллада - Лирика. 2. Схематически ...
Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова

Одинокий демон русской литературы... . «Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность – к женскому роду, ...
Патриотические и вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина

Патриотические и вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин стал родоначальником той великой русской классической литературы, которая сильна своей духовностью, гуманностью, своей ...
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 ...
Темы и мотивы в лирике

Темы и мотивы в лирике

Основное содержание лирического произведения – передача чувства, настроения, мысли; изображение внутренней жизни людей; жизнь представлена через переживания. ...
Слышим ли мы Гете за переводом Лермонтова?

Слышим ли мы Гете за переводом Лермонтова?

Гипотеза:. Если переводом занимается писатель, равный по силе таланта автору оригинала, то произведение будет самостоятельным, но одновременно близким ...
Родина в творчестве Лермонтова

Родина в творчестве Лермонтова

Родина в творчестве Лермонтова. Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его ...
Биография Лермонтова

Биография Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Родился в ночь со 2 на 3.10. 1814, Москва (в доме генерал-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот) — русский ...

Конспекты

Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урока для 7 класса на тему. «Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина». Цели:. обучающая:. выявить художественные особенности ...
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова

Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова

МОУ «Чульская основная общеобразовательная школа». Урок в 9 классе. Учитель русского языка и литературы: Л.Ю.Клеймёнова. Тема:. Человек и ...
Художественные особенности рассказа Л.Петрушевской

Художественные особенности рассказа Л.Петрушевской

. III. районная научно-исследовательская конференция. . Секция: литература. Урок для 8 класса на тему «Художественные особенности ...
Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень

Художественные особенности рассказа И.А.Бунина «Холодная осень

Автор: учитель русского языка и литературы. МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина. Моздокского р-на РСО-Алания. Горичная Наталья Фёдоровна. ...
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина

Государственное бюджетное образовательное учреждение. . лицей № 150. Методическая разработка урока в 9 классе. по литературе. ...
Художественные особенности лирики А.Т.Твардовского

Художественные особенности лирики А.Т.Твардовского

. Урок литературы в 11 классе. «Художественные особенности лирики А.Т.Твардовского». Цели урока:. 1. Формирование умения ...
Тема зимы в звуках и красках в лирике А.С.Пушкина

Тема зимы в звуках и красках в лирике А.С.Пушкина

Урок русской литературы в 5 классе. Тема урока:. «Тема зимы в звуках и красках в лирике А.С.Пушкина». Цели урока. : Расширить представления учащихся ...
Творчество М.Ю. Лермонтова

Творчество М.Ю. Лермонтова

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Беломестненская средняя общеобразовательная школа. Белгородского района Белгородской области». ...
Сергей Есенин: поэзия и судьба. Природа родного края и образ Руси в лирике поэта

Сергей Есенин: поэзия и судьба. Природа родного края и образ Руси в лирике поэта

Тема:. . Сергей Есенин: поэзия и судьба. Природа родного края и образ Руси в лирике поэта. Цели. : познакомить учащихся с жизнью и творчеством ...
Родная природа в лирике Эвелины Цегельник

Родная природа в лирике Эвелины Цегельник

Урок по теме «Родная природа в лирике Эвелины Цегельник». 6 класс. Цель:. 1) познакомиться с жизнью и творчеством Э.Цегельник;. 2) формировать ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:7 июня 2019
Категория:Литература
Классы:
Содержит:21 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации