Конспект урока «Художественные особенности лирики А.Т.Твардовского» по литературе для 11 класса
Урок литературы в 11 классе
«Художественные особенности лирики А.Т.Твардовского».
Цели урока:
1. Формирование умения использовать полученные знания в нестандартных ситуациях: высказывать собственные суждения, делать выводы.
2.Совершенствовать умение анализировать текст.
3. Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы.
4. Воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся.
Подготовка к уроку.
Раздаются исследовательские задания, оформляются поисковые листы, проводятся индивидуальные консультации, анализируется список литературы для исследования.
Учащиеся класса распределяются на 4 группы . Подготовлена таблица выводов. Предложены различные варианты алгоритмов анализа стихотворного текста.
Ход урока.
Слово учителя.
Ребята, уроки литературы «должен быть часами воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения». Они призваны воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров.
Быть читателем поэзии - дело достаточно тонкое и эстетически деликатное: прямой смысл поэтического высказывания не лежит на поверхности, он складывается чаще всего из совокупности составляющих его художественных элементов: слова, образных ассоциаций, музыкальных звучаний. В стихах А. Т. Твардовского отражено то , что определяет содержание его духовной жизни, «меру личности», как сказал сам поэт. Его лирика требует сосредоточенности, раздумий, эмоционального отклика на поэтические чувства, выраженные в стихотворении.
Опираясь на опыт анализа поэтического текста, работы с критической литературой, мемуарами, который у вас уже есть, вам были предложены следующие темы для исследовательских работ:
«Тема «малой родины» в поэзии А.Т.Твардовского»
«Тема поэта и поэзии в лирике А.Т.Твардовского»
«Тема Памяти в лирике А.Т.Твардовского»
«Пейзажная лирика А.Т.Твардовского».
Поисковый лист №1.
Тема исследования:
«Тема «малой родины» в поэзии Александра Трифоновича Твардовского».
Направление исследования:
Охарактеризовать поэтическую манеру поэта, прояснить понятие классического стиля на примерах поэтических текстов.
Тексты для исследования:
«Братья», «За тысячу верст…», «О Родине», «Мне памятно, как умирал мой дед…»,»Жестокая память», «За распахнутым окном…», «Станция Починок».
Эпиграф «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память – все это мне было дано от рождения само собой». ( А.Т.Твардовский).
Вопросы.
1. Попробуйте обозначить на основе предложенных текстов генеральную думу поэта.
2.Как сочетаются в стихотворениях конкретное и обобщенное, изобразительное и выразительное?
3.Можно ли назвать эти стихотворения сугубо лирическими? Что этому препятствует?
4.Как переданы в указанных стихотворениях центральные для Твардовского мотивы дома и дороги?
5. Охарактеризуйте манеру поэта, проясните понятие классического стиля на примерах из текстов.
6. Внимательно присмотритесь к синтаксису ритму. Как с их помощью поэт утаивает и как обнаруживает чувства ?
Результаты исследования №1
1.Опираясь на исследования Г.Меркина, С. Страшнова, Г.Митина, воспоминания самого А. Твардовского, предлагаются следующие результаты .
Эпиграфом стали слова из воспоминаний самого А.Т.Твардовского: «Загорье, смоленская деревня, ее природа, цвета ее и запахи, ее незаменимая для художника память – все это мне было дано от рождения – само собой».
В монографии А. Македонова и статье С. Страшнова говорится о том, что творчество А.Твардовского строится на двух опорных определениях – просветительстве и классическом стиле.
Просветительство – это утопическое учение, в основе которого – стремление реформировать существующие социальные отношения путем воспитания и вразумения людей. Идеализируя патриархальные отношения и вместе с тем пропагандируя последние научные достижения, развивая идеи братства, добра, справедливости. Просветители одновременно обращались и к демократическим слоям общества, и к представителям государственной власти с проповедью либерально – политических и моральных ценностей. В подобном виде просветительская программа сложилась еще в 18 столетии и активно использовалась в творчестве выдающихся писателей: Вольтера и Шиллера, Фонвизина и Радищева, Гоголя и Некрасова, Л.Толстого и Горького, Маяковского и Твардовского.
Классический стиль – это форма, выражающая конкретно – чувственное приятие объективного мира как данности во всей его полноте, во всем разнообразии. Подобный стиль характеризуется гармоничностью и соразмерностью, согласованностью отдельных художественных средств, глубиной и прозрачностью. Образцы классического стиля можно наблюдать в лирике Гете, позднем творчестве Пушкина, Пастернака.
Чтобы наглядно представить основные параметры художественного мира , взятого скорее в единстве, чем в эволюции, я опиралась на типологический вариант анализа, т.е.анализировала несколько стихотворений в их единстве. Это «Братья», «Станция Починок», «Две строчки».
Уважаемые слушатели, обращаю ваше внимание, что на долю Твардовского выпало стать поэтическим зеркалом трех трагических периодов, потрясших и мир, и Большую, и Малую родину. Он пережил , перестрадал и 30 – е, и 40 – е, и послевоенные годы. Детские воспоминания и ассоциации, образ Малой родины – с одной стороны, и державы, истории, социального опыта – с другой стороны. Смысл внутренний и синтезирующий, их нераздельное и в то же время конфликтное сочетание. Присмотревшись к синтаксису и ритму, мы видим , как с их помощью поэт утаивает и обнаруживает чувства. Мы замечаем, как часто встречаются повторяющиеся конструкции и умолчания, как часто автор нарушает строфическую регулярность, когда на фоне привычных четверостиший возникают то пяти -, то шести -, семи -, восьми -, то, напротив, трехстишия.
2. Прошу записать в таблице следующие художественные особенности лирики данной тематики:
- многозначительные образы;
- слова – символы;
- метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.
3.Вывод: В лирике А.Т.Твардовского по данной тематике соединяется частное и всеобщее в трагической гармонии.
Поисковый лист №2
Тема исследования «Тема поэта и поэзии в лирике А.Т.Твардовского»
Направление исследования: содержание реалистической лирики А.Т.Твардовского
Тексты для исследования:
«Изведав жар такой работы…», «Стой, говорю: всему помеха…», «Не хожен путь…», «Нет ничего, что раз и навсегда…», «О сущем», «Вся суть в одном – единственном завете…», «Собратьям по перу», «Слово о словах», «Моим критикам», «К обидам горьким собственной персоны»
Эпиграф «Стихи неслыханной искренности и откровенности». (Ф. Абрамов).
Вопросы.
1.В чем суть нравственных и эстетических заветов поэта.
2.Неординарность решения темы «поэта и поэзии » в лирике А.Т.Твардовского.
3.»Мера личности» поэта.
Результаты исследования №2
Определяется понятие реалистической лирики.
Реалистическая лирика отличается полнотой ощущения жизни. В ее центре – конкретная личность, которая не отгораживается от других своей уникальностью, а раскрыта в объективный мир. Сюжет реалистической лирики воспроизводит движение героя к людям, процесс единения с ними.
Тема поэта и поэзии не нова в русской литературе. Но Твардовский представляет собой исключительную цельность. Это Мастер, мысль которого обращена к тем нравственным и эстетическим заветам, которым должен следовать художник слова и которые связаны с его духовными исканиями. Традиционная в русской лирике тема «О поэте и поэзии» получила в лирике Твардовского неординарное решение. Следует прежде всего отметить ее исповедальный характер. В стихах на эту тему чаще всего обозначается ситуация: «поэт наедине с самим собой». Она неоднозначна , что сказывается на интонации, выборе слов, на характере авторской исповеди. В стихотворении «Изведав жар такой работы…»поэт показан в минуты вдохновения ( «жар работы» - сказано автором). Две короткие строфы, убыстренный ритм стиха, слова в один – два слога словно бы «подгоняют» друг друга; поэт в волнении торопится записать их – все это помогает понять состояние лирического героя.
Радость переживаемой минуты поэт приглушает ироническим обращением к самому себе: «От сладких слез, что наготове, по крайней мере удержись».
В стихотворении «Стой, говорю: всему помеха…» поэт показан в ином состоянии. Он резок, категоричен, бескомпромиссен по отношении к себе. Он вершит бесстрашный суд над собой.
Стой, говорю: всему помеха –
То, что, к перу садясь за стол,
Ты страсти мелочной успеха
На этот раз не поборол.
Ты не свободен был. И даже
Стремился славу подкрепить…
Прочь этот прах, расчет порочный…
И здесь сюжет лирического стихотворения приобретает не фабульную, а психологическую остроту. Причем началом стихотворения служит сама кульминация чувств, непосредственно входящая в мир волнующих поэта мыслей: «мелочные страсти», «успех», «слава», «расчет порочный» - все это мнимые ценности, «прах», они делают поэта несвободным. Такая открытость в выражении поэтического чувства не может не найти отклик в душе читателя. Он почувствует эмоциональный контраст, на котором строится это стихотворение. Резкие фразы первой строфы «Стой…», «Прочь…» сменяются плавными строчками второй части стихотворения , в котором высказаны заветные желания:
А только б сладить со строкой.
А только б некий луч словесный
Узреть, не зримый никому,
Извлечь его из тьмы словесной
И удивиться самому.
И вздрогнуть, веря и не веря Боясь находки, как потери,
Внезапной радости своей, Что с каждым разом все больней.
Счастлив бывает поэт в те минуты, когда ему это удается. Такой мотив получил свое развитие в стихотворении «Не хожен путь…», которое завершается словами:
Такая служба твоя, поэт,
И весь ты в ней без остатка.
- А страшно все же ?
- Еще бы – нет!
И страшно порой,
Да – сладко!
Доверительность признаний поэта, разговорная интонация, диалогическая форма поэтического текста, своеобразие синтаксиса с его выразительным тире – все направлено на раскрытие высокой темы: «Поэт и его призвание». И здесь очень сильным оказывается не столько логический смысл, сколько смысл эмоциональный, созданный лирической композицией. Ход лирических размышлений поэта подчинен поискам ответа на вопрос: «Что нужно, чтобы жить с умом?» Именно с него начинается одно из стихотворений 1969 года. Ответ содержится в заветах, которые оставил поэт:
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом
И не терять из виду.
И труд свой пристально любя, -
Он всех основ основа, -
Сурово спрашивать с себя,
С других не столь сурово.
Как видим, и вопрос этот, и поиски ответа на него оказались этически значимыми для самого автора и для его читателей. Они придали восприятию жизни ту особую проникновенность, ту эстетическую новизну, о которой , как о желанном открытии, писал Твардовский в стихотворении «Нет ничего, что раз и навсегда…»:
Все в этом мире – только быть на страже –
Полным – полно своей , не привозной,
Ничьей и невостребованной даже,
Заждавшейся поэта новизной.
Эстетическая программа поэта, его нравственное кредо выражены в стихотворениях «О сущем», «Вся суть в одном - единственном завете…», «Час мой утренний, час контрольный…», «Собратьям по перу», «Слово о словах», «Моим критикам». Эти стихи полны духовного смысла. Они – «мера личности » поэта. В них утверждается высокое, общезначимое:
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
- Мне нужно, дорого до слез
В итоге – твердое сознанье,
Что честно я тянул мой воз.
Верно, горшки обжигают на боги,
Но обжигают их – мастера!
Заметим, что эти и другие подобные признания, которым сообщена сила афоризма, Твардовский ставит в конец стихотворения. Тем самым концовку он делает ударной, лирическое напряжение идет не на спад, а, напротив, к своему усилению. Перед нами предстает личность незаурядная, по – человечески неординарная. Каждое сказанное здесь слово – о высоком назначении человека, о смысле и цели его жизни, долге, совести, ответственности. Твардовский жил и писал в соответствии с дорогими ему нравственными заветами. Незадолго до кончины он подготовил к печати сборник стихотворений и поэм. Он вышел в 1971 году. Раздел лирики завершился стихотворением «К обидам горьким собственной персоны…». Ключевая мысль стихотворения выражена в чеканных формулировках:
С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая – быть самим собой,
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней нашла судьба любая
И чью – то душу отпустила боль.
«Мера личности» поэта обнаружила себя в каждой строке этого стихотворения, наполняя глубоким смыслом девиз: «Быть самим собой!» Какой смысл заложен в эти слова, проясняет дневниковая запись Твардовского, сделанная 4 марта 1959 года: «В литературном деле самая трудная и решающая форма ответственности, как это ни парадоксально на первый взгляд, это форма личной ответственности за себя как литератора, т.е. твоя работа, то, что пишешь ты, беллетрист, очеркист, критик…
Труднее всего писателю отвечать за себя, - а не за литературу в целом – это как раз легко…
Отвечать – это суметь быть самим собою, быть личностью. Талант – это личность…» (Знамя. -1989. - №9. – С.144).
Сергей Залыгин в журнале «Новый мир» заканчивает статью о Твардовском словами: «Поэт, а значит, и артист: он жил не играл, он ею жил. Как мог, как умел и как не умел».
Запишем в итоговую таблицу художественные особенности лирики по данной тематике:
- убыстренный ритм стихотворений;
- открытость чувств;
- эмоциональный контраст;
- разговорная интонация;
- диалогическая форма поэтического текста;
- своеобразие синтаксиса;
- слова - афоризмы
Вывод:
1. Исповедальный характер лирики поэта.
2. Каждое сказанное слово поэта – о высоком назначении человека, о смысле и цели жизни, долге, совести, ответственности. Они – «мера личности».
3.Личная ответственность в литературном деле самая трудная и решающая форма ответственности.
Поисковый лист №3
Тема исследования:
Реализация классического стиля в пейзажной лирике А.Т.Твардовского.
Направление исследования:
Пейзажная лирика А.Т.Твардовского: ее философичность и изобразительная сила.
Тексты для исследования:
«Июнь – макушка лета», «Чуть зацветает Иван – чай…», «Все сроки кратки в этом мире…», «Спасибо за утро такое…», «Листва отпылала, опала, и запахом поздним…», «Полночь в мое городское окно…», «Береза», «Когда обычный праздничный привет…».
Эпиграф «С народного календаря, подчинившего себе все работы и заботы крестьянской семьи, дававшего ощущение Времени, «там» начиналось постижение законов бытия».
Вопросы:
1. Ведущие образы стихотворений.
2. Роль эпитетов в стихотворениях.
3. Каков доминирующий лирический тон стихотворений.
4. Каково движение стихотворной строки в пейзажных этюдах поэта?
Результаты исследования №3
Названные выше стихотворения объединим в лирическую композицию, началом которой может служить признание самого поэта:
Не потому, что особой причуде
Дань отдаю в этом в этом тихом краю,
Просто – мне дорого все, что и людям,
Все, что мне дорого, то и пою.
Когда читаешь стихи, невольно думаешь, как много значили для Твардовского те семнадцать лет, которые он провел на хуторе Загорье. «Оттуда, от земли» все: и взгляд поэта, близкий крестьянскому восприятию жизни, и естественное, гармоничное слияние с миром природы, и усвоенные им народные приметы, которые обозначили движение стихотворной строки в пейзажных этюдах поэта.
Прочитаю стихотворение «Береза» , написанное в 1966 году.
Чтобы показать вам философичность пейзажной лирики, ее изобразительную силу, я исследовала это стихотворение.
Ведущие образы этого стихотворения - береза и Кремль. С одной стороны, мы видим «простецкую», «неприметную» березу; с другой – слышим «державный рокот» Москвы и «мерный бой» кремлевских курантов с «башни мировой». Так осуществляется в тексте соединение – борение имперского и провинциального, официального и сокровенного. Нам не составит труда понять, что куранты и башни Кремля – это метонимии столицы и державы, что береза родственна лесной опушке, околице «забвенной деревушки», сельскому бугру и простым пешеходам. Несколько сложнее будет разобраться в актуальных на момент создания произведения пластах текста : это события середины 60 – х годов, времени начавшейся реабилитации сталинизма, что не могло оставить равнодушным Твардовского – поэта и редактора журнала «Новый мир». Ощутили ли мы в стихотворении просветительский пафос? Для Твардовского есть история писаная и неписаная. Вот и береза ведет в своих годовых кольцах «немой отчет Всему». Она суммирует народный исторический опыт, она беспристрастный свидетель, летописец и судья. Вместе с тем нельзя утверждать, что образы березы и Кремля лишь противопоставляются, - скорее, они находятся в сложных отношениях взаимодополнения. Герои Твардовского жизнестойки. В этом ряду и береза. Но стихотворение кажется незавершенным. В данном случае важно подчеркнуть, что , откликаясь на самые злободневные темы, поэт стремится оценивать жизнь объемно. Он задумывается, размышляет и потому говорит взвешенно, веско и значительно, хотя и впадая при этом подчас в некоторую назидательность. Прочитаю две последние строфы:
Нет, не бесследны в мире наши дни,
Таящие надежду иль угрозу.
Случится быть в Кремле – поди взгляни
На эту неприметную березу.
Какая есть – тебе предстанет вся,
Запас диковин мало твой пополнит,
Но что – то вновь тебе напомнит,
Чего вовеки забывать нельзя…
Художественные особенности:
- народно – песенная основа стихотворений;
- роль метонимии;
- многозначительность синонимических рядов образов;
Вывод:
Классический стиль проявляется в соединении у Твардовского частного и всеобщего в трагической гармонии.
Поисковый лист №4
Тема исследования:
Воплощение в стихотворных текстах генеральной думы поэта, соотношение лирического субъекта и реального мира, жанровые особенности произведений, черты классического стиля в них, преобладающий пафос.
Направление исследования:
Проследить, как раскрывается ключевая тема в творчестве А.Т.Твардовского – тема Памяти.
Тексты для исследования:
«Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война…», «Сыну погибшего воина», «Их памяти», «Жестокая память», «Лежат они, глухие и немые…», «Я знаю, никакой моей вины…».
Эпиграф
«Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а не их в себе, - так приблизительно можно определить эту мысль и чувство». (А.Т.Твардовский).
Вопросы:
1. Как эпиграф обосновывает выбор стихотворений.
2. Как реализовано тематическое и эмоциональное единство в стихотворениях.
3.Художественные особенности лирики.
Результаты исследования №4
Эпиграф к исследованию взят из заметки А.Т.Твардовского к стихотворению «Я убит подо Ржевом…» . Эпиграф прочитать .
Данный подбор стихотворений позволяет проследить за развитием поэтической мысли, самой дорогой поэту. В основу исследования легли как собственные наблюдения, так и воспоминания К. Симонова, К.Ваншенкина, М.Исаковского, С.Маршака, Ф.Абрамова, самого поэта.
Стихи эти имеют особую эстетическую значимость. К. Симонов говорил: «Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться невозможно. А он сумел».
Ф.Абрамов так воспринял лирику Твардовского : «Стихи неслыханной искренности и откровенности». «Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствами, мыслями, природе, быту, политике»-, писал Маршак в своей книге «Воспитание словом». Названные выше стихотворения – это настоящий реквием, простой , величавый и скорбный. Это «проникновенные стихи». Они составили стихотворный цикл, отличающийся тематическим и эмоциональным единством и свойственной художественному мышлению Твардовского повышенной ретроспективностью. Нельзя не отметить, как часто в стихах сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный». Они выносятся в заглавия стихотворений, становятся ключевыми в развитии темы. С них нередко начинаются лирические признания поэта, его размышления:
Нам памятна каждая пядь
И каждая наша примета
Земли, где пришлось отступать
В пыли сорок первого лета.
(«У славной могилы», 1943)
Память трудной годины,
Память боли во мне.
Память горя сурова,
Память славы жива.
( «Москва», 1947)
Обращение к прошлому, к памяти позволяет постичь высшие моменты бытия. Память питает лиризм поэта, восстанавливает то, что было подлинным счастьем и радостью, жизнью, миром. Представление о нем создают те «подвижные картины», с которых начинается стихотворение «Жестокая память». Обращает на себя внимание лиризм воспоминаний, переданный в мягком, неторопливом, певучем звучании стиха. «Жестокая память» - это и стихи, впитавшие в себя напряжение и драму истории, иные подробности и приметы времени: «окопная маскировка», «дым горячих воронок», «угарная пыль похода», «соль солдатской спины», «сражений грохочущий вал». Все это вбирает в себя метафорический образ потрясающей силы:
Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны.
К. Ваншенкин считает, что «у каждого настоящего поэта обязательно есть стихи, выделяющиеся из прочих, возвышающиеся над остальными. Они являются достоянием различных антологий, хрестоматий. »
Прочитаю стихотворении «Я убит подо Ржевом…»
Форма первого лица в этом стихотворении показалась мне наиболее соотнесенной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». Трагизм хода истории был для Твардовского очевиден. И он сумел рассказать об этом по – своему. Названия стихотворений возвращают нас в памятную, тяжелейшую пору, которую переживала страна.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Слова эти написаны с полной достоверностью – и чисто внешней , и психологической. Это ощущение человека, который был сам участником событий, когда «все было на кону», когда «решалась судьба Отечества». «Форма первого лица» и обнажает, и затушевывает авторское присутствие в стихе. Это о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» В другом стихотворении «Лежат они, глухие и немые…» оно проявляется в элегическом звучании стихотворной фразы, щемящее – грустной интонации, в выборе слова :
Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли –
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки – девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней…
Поставленные рядом, два эти стихотворения образуют смысловое и эмоционально – лирическое единство. Это своего рода поэтическая дилогия, в которой постигается судьба фронтового поколения, воссоздается его духовный , нравственный портрет. Поэт словно бы предвосхищает судьбы павших:
…зарыт без могилы…
Там, куда на поминки
Даже мать не придет,
Всем, что было потом,
Смерть меня обделила…
В стихотворении «В тот день, когда окончилась война…» ситуация драматизирована : происходящее не описывается, а развертывается перед нами. Исторические воспоминания о «том дне» пережиты поэтом глубоко лично. Это трагедийное повествование , в котором поэт развивает тему «большой разлуки», «великого прощания». Стихотворение обретает летописную трагедийную торжественность и значительность. По мере развития темы усиливается эмоциональное напряжение стиха. В эпически мерном движении строк мы чувствуем элегическую печаль, которая имеет действенную силу катарсиса :
И только здесь, в особый этот миг,
Исполненный величья и печали,
Мы отделились навсегда от них:
Нас эти залпы с ними разлучали.
Лирика отражает процессы внутренней жизни автора. В стихах Твардовского с годами стала явственнее проступать искренность личных признаний, а в поэтической манере – исповедальность тона. В справедливости сказанного убеждает стихотворение, завершающее реквием, - «Я знаю – никакой моей вины…»:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Об этом стихотворении много писали. И А. Кондратович, и Б Можаев, и Г Бакланов. У Твардовского «невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а не их в себе» выражается с редкой обнаженностью чувств. Стихи обрываются на одной из кульминаций мысли. Поэт остается один на один со своими воспоминаниями, мы имеем дело с чистой рефлексией. А в самой незавершенности мы не можем не видеть драматического начала. Недоговоренность, стихи, остановленные на полуфразе, получают особенную выразительную силу, таят в себе загадку, скрытый смысл, который приковывает читателя.
В третью графу таблицы прошу записать:
- эстетическая значимость лирики;
- уход за пределы узкой композиционной формы;
- тематическое и эмоциональное единство;
- ретроспективность;
- создание «подвижных картин»;
- метафорические образы;
- форма первого лица;
- элегическое звучание;
- сила катарсиса;
- исповедальность лирики.
Вывод:
Исследованные стихотворения – это «настоящий реквием, простой , величавый и скорбный».
В них воплотилась генеральная дума поэта, нашли соотношение лирический субъект и реальный мир.
В ходе выступлений учащихся заполняется таблица
«Художественные особенности лирики А.Т.Твардовского»
Исследованные тексты | Художественные особенности | Выводы | |
Тема поэта и поэзии Пейзажная лирика Тема Памяти Тема «малой родины» | «Изведав жар такой работы…» «Стой, говорю: всему помеха…» «Не хожен путь…» «Нет ничего, что раз и навсегда…» «О сущем» «Вся суть в одном – единственном завете…» «К обидам горьким собственной персоны» «Слово о словах» «Июль – макушка лета» «Чуть зацветает Иван – чай…» «Спасибо за утро такое…» «Береза» «Полночь в мое городское окно…» «Когда обычный праздничный привет…» «Листва отпылала, опала…» «Я убит подо Ржевом…» «В тот день, когда окончилась война…» «Лежат они, глухие и немые…» «Я знаю, никакой моей вины…» «Их памяти» «Жестокая память» «Братья» «За тысячу верст…» «Станция Починок» «За распахнутым окном…» | Убыстренный ритм стихотворений; открытость чувств; эмоциональный контраст; разговорная интонация; диалогическая форма поэтического текста; своеобразие синтаксиса; слова – афоризмы Народно – песенная основа стихотворений; роль метонимии; многозначительность синонимических рядов образов; Эстетическая значимость лирики; уход за пределы узкой композиционной формы; тематическое и эмоциональное единство; ретроспективность; создание подвижных картин; метафорические образы; форма первого лица; элегическое звучание; сила катарсиса; исповедальность лирики Многозначительные образы; слова – символы; метафоры, сравнения, олицетворения | 1. Исповедальный характер лирики. 2.Каждое сказанное слово поэта – о высоком назначении человека, о смысле жизни, долге, совести, ответственности. Они – «мера личности». 3.Личная ответственность в литературном деле самая трудная и решающая форма ответственности. 1.Классический стиль проявляется в соединении у Твардовского частного и всеобщего в трагической гармонии 1. Исследованные стихотворения – это «настоящий реквием, простой, величавый и скорбный». В них воплотилась генеральная дума поэта, нашли соотношение лирический субъект и реальный мир. 1. В лирике поэта по данной тематике соединяется частное и всеобщее в трагической гармонии. |
Слово учителя.
Ребята, вы проделали большую работу и добились результатов в исследовании лирики А.Т.Твардовского. Главное в вашей работе – вы доказали, в чем заключается «мера личности» поэта.
В заключение я предлагаю вам три стихотворения. Опираясь на созданную таблицу, попробуйте определить, какое из них принадлежит А.Т.Твардовскому, и сформулировать тему
стихотворения.
Белый клевер
Белый клевер у подножья обелисков,
Белый клевер на могилах сыновей,
Небо северное пасмурное низко
Над печалью незажившею моей.
Белый клевер под колеса и копыта,
Под метелями и ливнями продрог,
Ни судьбой, ни красотой не знаменитый
Спозаранку запылился вдоль дорог.
Счастье трудное ничем не виновато;
Не терять бы запах детства на бегу…
Лишь бы добрыми губами жеребята
Белый клевер обрывали на лугу. ( Нина Яночкина)
Потомки поймут,
Современников наших читая,
Какая у нас
За плечами дорога крутая.
Как нас опекала
Ревнивая наша эпоха,
Чтоб где – в грядущем
О нас не подумали плохо.
Нас жизнь научила
Не жаловаться и не плакать,
Цветеньем весны
Вдохновляться в осеннюю слякоть.
И этому будут
Дивиться не меньше потомки,
Чем мужеству в битвах,
Где шли мы по огненной кромке.
Как должно потомкам,
Дотошно изучат наш почерк
И все, чего мы не сказали,
Прочтут между строчек.
( Н. Рыленков)
Ты робко его приподымешь:
Живи, начинай, ворошись.
Ты дашь ему лучшее имя
На всю долгую жизнь.
И, может быть, вот погоди – кА,
Услышишь когда – нибудь, мать,
Как с гордостью будет великой
То имя народ называть.
Но ты не взгрустнешь ли порою,
Увидев, что первенец твой
Любим не одною тобою
И нужен тебе не одной?
И жить ему где – то в столице,
Свой подвиг высокий творить.
Нет, будешь ты знать и гордиться
И будешь тогда говорить:
- А я его, мальчика, мыла,
А я иной раз не спала,
А я его грудью кормила,
И я ему имя дала.
( А.Твардовский).
Ответ учащихся.
Третье стихотворение принадлежит А.Т.Твардовскому. Согласно выводам это стихотворение относится к реалистической лирике, которая отличается полнотой ощущения жизни. В ее центре – конкретная личность, которая стремится оценивать жизнь объемно. В этом стихотворении сталкивается настоящее и будущее. О будущем своего ребенка может думать только мать. Это стихотворение о матери. В статье об И.Бунине Твардовский писал : «Самая драгоценная память человеческая – память матери». Следует отметить художественные особенности этого стихотворения: открытость поэтической мысли и одновременно ее философичность, народно – песенная основа текста, и какая – то недоговоренность, диалогичность, единство частного и всеобщего. Поскольку стихотворение автобиографичное, то отмечается глубоко личное и в то же время масштабное повествование. Эпитеты ( высокий подвиг), градация, форма первого лица делают это стихотворение ярким.
Итак, мы можем в нашу таблицу записать еще одну тему лирики поэта – тема матери и отметить особенности.
Итог урока.
Домашнее задание. Написать творческую работу «Монолог об одном стихотворении».
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Художественные особенности лирики А.Т.Твардовского», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (11 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.