Конспект урока «Любовь – это жизнь, это главное…» Адресаты любовной лирики В.В.Маяковского» по литературе
Тема: «Любовь – это жизнь, это главное…» Адресаты любовной лирики В.В.Маяковского.
Цель: 1. Образовательная: : познакомить учащихся с основными адресатами любовной лирики В.В.Маяковского.
2.Развивающая: совершенствовать деятельность учащихся, направленную на овладение способами изучения литературы, общение с искусством.
3.Воспитательная: воспитывать культуру чтения, эстетические чувства, совершенствовать ИКТ-компетентность.
Оборудование:
раздаточный материал (стихотворения)
ТСО: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Постановка целей и задач урока.
Презентация (слайд 1,2)
-
Мотивационный этап.
- Многие видят В.Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская. Маяковский – это не громада-ненависть, а горомада-любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В.Маяковского
(Слайд 3)
-
Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.
Слайд № 4
-
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ПОЭТА
* Её звали Мария Денисова ( слайд 5). Познакомились они с В.Маяковским в Одессе. Любовь к красавице, независимой интеллектуалке, буквально преобразила В.Маяковского. Он метался, как полоумный, не находил нигде себе места, читая стихи, превосходил самого себя. В.Маяковский, как это будет с ним всегда, торопился со своими чувствами, делал сразу же страстные признания, требовал полной взаимности. Но Мария Александровна, хотя и прониклась богемной жизнью поэта, от решительного шага отказалась. Как следствие, боль поэта отразилась в стихах. Образ Марии в поэме «Облако в штанах» отталкивал и привлекал одновременно своей недоступностью. Это период в жизни В.Маяковского можно назвать «периодом ожидания любви».
( Слайд 6)
*** Чтение отрывка из поэмы « Облако в штанах»
(Слайд № 7)
Январь 1914г. Эльза Каган привела знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражён этой маленькой женщиной с ярко-рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада-любовь, любовь на всю жизнь, любовь, перенесшая столько радости и столько мучений. ( Слайд 8)
Фраза «Она красивая, её, наверное, воскресят!» - потрясает. Кто ещё из поэтов мечтал о воскресении в будущем любимой женщины?
Но вернёмся к первой встрече. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочёл поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле Брик. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.
Слайд № 9
Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна. Наконец, она непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.
*** Чтение стих….
Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви». Она могла быть с ним нежной, а могла быть отчуждённо холодна. «Почему лошади не кончают с собой? – спрашивала Лиля, когда В.Маяковский, выясняя отношения, угрожал самоубийством. И отвечала: - Потому что они не выясняют отношений…»
Порой она бывала с ним жестока. Как-то гуляя на берегу Невы, он прочёл свою поэму «Дон Жуан». «Опять про любовь, - заметила она. – Как не надоело?» Тогда он вынул из кармана рукопись и, разорвав, пустил клочки по ветру…
Слайд №9
Любовь мою,
Как апостол во время оно,
По тысяче тысяч разнесу дорог,
Тебе в веках уготована корона,
А в короне слова мои –
Радугой судорог.
- Что вы почувствовали? Какая она, любовь поэта?
Любовь великая, любовь-громада, лирический герой готов разнести её и в пространстве (тысячи дорог) и во времени (века). Он коронует возлюбленную. И в то же время мы не можем не почувствовать страдание лирического героя («радуга судорог»).
Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать. Эта женщина – ЛИЛИТ (библейский миф о первой женщине, равной во всём мужчине, а, может быть, превосходящей его в чём-то. По мифу даже Бог испугался совершенства своего творения и оставил Лилит в одиночестве, а для Адама – первого мужчины создал женщину из ребра – Еву-женщину, которая изначально являлась лишь частью мужчины).
Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров и т.д.
Слайд № 10
Во время расставаний Маяковский постоянно писал письма Лиле Брик. У него для неё было множество ласковых, нежных обращений: «дорогой мой, милый, ослепительный лисёныш», Лилёк, Кисик, Лисик и т.д.
Слайд №11
Однажды Лиля Брик решила провести эксперимент – 2-х месячную разлуку. 2 месяца поэт прожил без любимой в добровольной тюрьме – в своей комнате на Лубянке – и писал поэму «Про это», конечно же, про любовь.
У Лили была теория: «Чтобы творить, нужно испытывать мучения, лишения, нужно преодолевать трудности. Благополучие губит художника.»
Слайд №12
Париж в жизни Маяковского. Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую… Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная. Все , видевшие их вместе, отмечали, что они – очень красивая пара. Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке. Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе: 2 стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой. «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».
Слайд №13
Маяковский писал : «Иди ко мне, иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук». Он звал её в Россию. Но Татьяна была из среды белых эмигрантов, она ненавидела советскую Россию. А поэту запретили выезжать за границу. Может быть, испугались любви поэта революции к белой эмигрантке.
Слайд №14
Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем. 12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме.
Слайд №15
Последнее письмо. В нём – строки стихотворения. Эти строки были написаны давно и адресованы они были Лиле Брик:
Как говорят –
инцидент исперчен»,
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень
Взаимных болей,
Бед и обид.
Счастливо
Оставаться
Поэт поменял одно слово. Раньше он писал Лиле Брик: «Я с тобой в расчёте», а теперь «Я с жизнью в расчёте»
И ещё были строки «ЛИЛЯ – ЛЮБИ МЕНЯ». Последний базаровский аккорд. Помните, как просил Базаров Одинцову: «Дуньте на умирающую лампаду..»
Так в последние мгновения своей жизни поэт думал о своей Музе – о
Лиле Брик.
-
Анализ стихотворения «Лиличка!» (Вместо письма).
1.Выразительное чтение стихотворения и
беседа по первичному восприятию текста.
Цель: выяснить, какое впечатление оставило стихотворение у учащихся.
- Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения.
( Из заголовка и дальнейшего текста ясно, что перед нами письмо героя к страстно любимой им женщине, которая, однако, относится к нему далеко не однозначно и видимо, может оставить его в любой момент («…День ещё - // выгонишь, // может быть, изругав»). Это своеобразное заклинание любовью, хотя герой чувствует, что вряд ли это поможет («Завтра забудешь,// что тебя короновал…). Тем сильнее покоряет безоглядность высказанного чувства).
-
Определение темы стихотворения.
Цель: определить тему стихотворения.
(тема любви, тема прощания, расставания).
- Лиличка, данное в форме именительного падежа вместо дательного, создаёт иллюзию непосредственного обращения. Оклик любимой, призыв к диалогу, крик о помощи, обращённый к самому близкому человеку. Одновременно установка на диалог снята ремаркой «вместо письма» (с одной стороны, «я посылаю вам стихи, вместо письма – стихи, послание в стихах», с другой – «это и не письмо вовсе, так как письмо предполагает ответ, рассчитано на ответ». Ремарка подчёркивает исповедальный характер).
- Но, разве герой прощается с любимой? Хочет ли он этого прощания?
(Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, потому, что она не взаимна).
- Во многом стихотворение автобиографично. Поэт Н.Асеев так выразил драматизм отношений В.Маяковского и Л.Брик:
А та, которой
он всё посвятил,
стихов и страстей
лавину,
свой смех и гнев,
гордость и пыл, -
любила его вполовину.
-
Установка литературных параллелей
Цель: провести параллели с другими литературными произведениями
-Кто ещё из писателей и поэтов изображал в своих произведениях прощание с любимыми?
/( А.С.ПУШКИН «Я вас любил..» Прощание-прощение-благословение. «..Я вас любил так искренне. Так нежно,// как дай вам Бог любимой быть другим!»
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Я не унижусь пред тобою..» Прощание-упрёк.
А.КУПРИН «Гранатовый браслет» Прощание – благословение- обожествление «Да святится имя твоё..»)
- Волнует ли лирического героя состояние возлюбленной?
(Главное – выразить то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание).
5. Исследование «Психологическое состояние лирического героя»
Цель: анализ стихотворения «Лиличка!»
- Стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать психологическое состояние героя.
МУ: учащиеся заполняют схему в буклете
Результаты исследования | |||
Интерьер | | ||
| |||
Временной контекст | Время | Он | Она |
Прошлое | | | |
Будущее | | | |
Призыв | | ||
| |||
Просьбы, жалобы, упрёки:
| | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Мысли о самоубийстве | | ||
| |||
Последнее обращение | | ||
| |||
Вывод: |
-
Интерьер
Дым табачный воздух выел.
Комната –
Глава в крученыховском аде..
(напряжённое трагическое настроение. Постоянно курят от волнения. В этих строках происходит сравнение с поэмой А.Кручёных «Игра в аду»)
-
Временной контекст
он | она | |
прошлое | исступлённый | Позволяет гладить руки |
настоящее | | Она – «сердце в железе», может выгнать, изругав |
будущее | У него – «сломанная дрожью рука». «Дикий», «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась» | |
-
Призыв
- «Давай простимся сейчас». «Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб».
(Призыв поневоле вырывается из уст героя. Нет, он не хочет расставания. Но, предчувствуя его, знает через какое испытание ему придется пройти).
-
Просьбы, жалобы, упрёки
Цель: процитировать, обозначить художественные средства.
-
Градация (« И в пролёт не брошусь,/ и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажат»ь.);
-
Эпитеты («тяжкая гиря», «опожаренный песок», «душа цветущая»);
-
Гипербола («руки твои исступлённый гладил», «дикий, обезумлюсь»). Подчёркивается «громада-любовь».
-
Сравнения («Если б так поэта измучила,/ он/ любимую на деньги б и славу выменял,/ а мне/ ни один не радостен звон,/ кроме звона твоего имени.!»)
-
Мысли о самоубийстве
- В композиционном плане какой частью является этот эпизод?
(/Безусловно, кульминация)
- Почему перечислены сразу четыре вида добровольной смерти?
(Градация показывает, что мысль о самоубийстве грозно-соблазнительна для героя).
-
Последнее обращение к любимой
- Найдите и прочитайте строки конкретного обращения к любимой.
Не надо этого,
Дорогая,
Хорошая…
+ последние строки
-
Риторический вопрос
( «Слов моих сухие листья ли/ заставят остановиться,/ жадно дыша?»), сам собою подразумевает ответ: «НЕТ»
8)Последний лирический аккорд:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Вывод: Парадоксальность соединения гиперболизма и щемящей беззащитной нежности обращения к любимой.
6.Итог урока.
- В начале анализа мы проводили литературные параллели. Мы сказали о том, что для Маяковского главное было выразить безумное состояние лирического героя. Мы сравнивали, как звучала тема прощания в произведениях русских поэтов и выделили отношение лирического героя к покинувшей его возлюбленной.
(У Пушкина – благословение, у Лермонтова – упрёк)
- Определите по последнему аккорду отношение лирического героя Маяковского к любимой женщине.
(Нежность и даже поклонение).
7.Домашнее задание.
8. Рефлексия.
«Любовь – это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным», - это слова Маяковского. Для поэта любовь – это чувство, вселяющее активность, делающее человека способным на творчество, на подвиг. Лирический герой Маяковского – это человек, сумевший выразить силу, глубину и благородство человеческой души.
- Какую новую грань любовных взаимоотношений открыл для вас поэт В.Маяковский?
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Любовь – это жизнь, это главное…» Адресаты любовной лирики В.В.Маяковского», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.