Слайд 1ГОУ- основная общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка при Посольстве России в Дании
Методическая разработка урока по литературе на тему «Проблема нравственного выбора человека на войне» Урок в 8 классе (дневная школа) и 10 классе (экстернат) Учитель русского языка и литературы Астахова Л.А.
Слайд 2Не потерять читателя
К сожалению, в современном обществе снижается интерес к чтению высокохудожественной литературы. Объективными причинами подобного читательского спада являются и развитие современных информационных технологий, сети Интернет, и смена направлений в массовой культуре. Поэтому неудивительно, что школьник, берущий в руки программное произведение писателя-классика или поэта, испытывает трудности в понимании высокого стиля художественной литературы, не способен проникнуть в философскую канву этих произведений, недостаточно понимает языковые особенности текста. А отсюда и снижение качества знаний по литературе. Одна из задач учителя-словесника – не потерять в своих учениках читателя. Как научить ребят по-настоящему читать, то есть научить взять из книги все, что она может дать: поэтическое открытие окружающего мира, понимание глубины человеческих чувств, проникновение в тайны мастерства писателя? Как побороть леность мысли и научить детей отличать истинную литературу от низкопробного “чтива»? Среди множества методов преодоления вышеназванных проблем довольно эффективным является проведение интегрированных уроков литературы с другими предметами гуманитарного цикла, творческие предметные олимпиады, внеклассная исследовательская и проектная работа, а также изучение внепрограммного литературного материала. Широко применяется интеграция литературы и истории, работа с художественным словом во взаимодействии русского языка и литературы, литературы и музыки.
Слайд 3Интеграция предметов
Интеграция предметов гуманитарного цикла. Урок на примере повести В.Быкова «Сотников» в 8 классе (дневная школа)и 10 классе (экстернат)
1.Литература. 2.Русский язык. 3.История. 4. Информатика. 5. Музыка. 6.Кино.
Слайд 4Схема урока
Слайд №4.Тема урока, цели урока, оборудование урока. Слайды №5-№29. Ход урока. Слайд №5. Вступительное слово учителя. Слайд №6. Ученики читают стихотворения о войне. Слайд №7. Сообщение ученика о В. Астафьеве. Слайд №8 .Сообщение ученика о К. Воробьеве. Слайд №9. Сообщение ученика о В. Некрасове. Слайд №10. Сообщение ученика о В. Кондратьеве. Слайд №11. Сообщение ученика о Ю. Бондареве. Слайд №12. Сообщение ученика о Б.Васильеве. Слайд №13-27.В. Быков. «Сотников». Слайд №28.Ученики 10 класса (экстернат) исполняют песню. Слайд №29. Домашнее задание.
Слайд 5Тема урока: «Проблема нравственного выбора человека на войне»
Цели урока: 1. Обучающая: дать представление о поведении человека на войне, об обстоятельствах, когда надо делать нравственный выбор, обучение умению составлять сравнительную характеристику литературных героев, работать по тексту, взаимодействовать в группе. 2. Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять жизненные позиции героев, делать выводы. 3. Воспитывающая: формирование принципиальной позиции учащихся по отношению к нравственному выбору главных героев повести; воспитание у учащихся чувства человеческого достоинства, уважения к своей родине и своему народу.
Оборудование урока: стенды о Великой Отечественной войне, повесть «Сотников», х/фильм «Восхождение», компьютер,
(Запись на доске)
Слайд 6Двадцатый век…
Вступительное слово учителя. 20 век – время глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, он уничтожал человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра.
Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумели сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями. Во многих произведениях 20-го века проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы.
8и10 классы. Школа при Посольстве России в Дании. Момент урока.
Слайд 7Так случилось – мужчины ушли, Побросали посевы до срока, Вот их больше не видно из окон, Растворились в дорожной пыли, Так случилось – мужчины ушли…
В этом зареве ветровом Выбор был небольшой, - Но лучше прийти с пустым рукавом, Чем с пустою душой. М.Луконин
Ученики 8 класса читают стихотворения.
Учащиеся 10 класса делают сообщения о том, что тема войны нашла отражение во многих произведениях. Ужасы войны описали в своих книгах:
Слайд 8В. Астафьев «Прокляты и убиты»
Романа назван «Прокляты и убиты». В первой части – солдаты прокляты еще до отправки на фронт, а во второй – убиты на войне.
Сообщение ученика.
Виктор Петрович Астафьев в 1942 году ушел добровольцем на фронт. Пережитое на войне, война, какой видел ее автор на передовой, стали центральной темой творчества писателя. Роман «Прокляты и убиты» он наполнил невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».
Слайд 9К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой»
В декабре 1941 года вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941—1943). Дважды бежал из плена. В 1943—1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время нахождения в подполье в 1943 году написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!»
Слайд 10В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
В 1941—1944 годы Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира сапёрного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945, в звании капитана был демобилизован. Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году, была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время.
Слайд 11В.А.Кондратьев «Сашка»
Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.
Слайд 12Ю.Бондарев"Горячий снег"
События романа "Горячий снег" разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942), младший лейтенант.
Слайд 13Б.Васильев«В списках не значился»
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Герой повести«В списках не значился»– лейтенант Николай Плужников, прибывший в Брестскую крепость накануне войны … 22 июня 1941 года он в списках не значился…
Слайд 14Василь Быков
Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939-1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен, по ошибке был записан как погибший; события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» (2003) вспоминал так:
Слайд 15«Боялся ли?»
«Предчувствую сакраментальный вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук. Но был же и страх, который шел из-за спины — от начальства, всех тех карательных органов, которых в войну было не меньше, чем в мирное время. Даже больше».
Слова ученика.
Слайд 16Лишь часть произведений В.Быкова
Ученик делает обзор произведений В.Быкова о войне.
Слайд 17Экранизация «Сотникова»
«Восхождение»- художественный фильм по повести «Сотников» В ходе урока используются кадры из фильма.
Слова учителя.
Слайд 18Два партизана
Повесть можно условно разделить на две части: до ареста партизан и после. В первой части автор знакомит читателя с героями, их поведением, поступками, и симпатии автора как будто на стороне Рыбака. Во второй части картина полностью меняется. Эта часть полностью посвящена раскрытию внутреннего мира героев. Теперь предметом художественного исследования становятся не действия и поступки, а мысли героев. Погружаясь в их психологию, автор пишет, что у Рыбака сразу возникает малодушный страх за свою жизнь, а Сотников по-прежнему внешне пассивен, но теперь эта пассивность приобретает черты упорства и мужества. Обстоятельства, в которых он оказался, ставят его перед выбором: предать или умереть. Он сознательно выбирает смерть- это его нравственный выбор.
Главными героями повести являются два партизана, Сотников и Рыбак. Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины», ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведку отправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь.
Сообщение ученицы.
Слайд 19Путь к выбору
Учитель. В повести «Сотников» художественная задача подчиняется разрешению философско-нравственной проблемы - проблемы выбора. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака. -Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?
(По мере знакомства с портретами Сотникова и Рыбака заполняется таблица)
Слайд 20Сопоставительная характеристика
Слайд 21Склонность к компромиссам
Сообщение ученика. Рыбак. Готов идти на компромисс с врагом. Он терпимее относится к старосте Петру, служащему немцам. Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.
Учитель. Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?
Сообщение ученика. Сотников. К компромиссам не склонен вообще. Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жестокие условия. Уже знает, что такое предательство: пожалев предателя Петра, партизаны подставляют под удар самих себя.
Слайд 22Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым. Но Сотников – лишь обуза, вызывающая раздражение…
Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями? Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?
Учитель. Ученик.
Слайд 23Идеал поведения
Учитель. Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену? Ученик. Сцена допроса русского полковника прекрасно иллюстрирует авторский идеал нравственного максимализма: невозможны уступки злу во имя добра. Раз вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов с врагом стал его последней победой, которая автору вовсе не кажется бесполезной, ведь случайным свидетелем ее оказался Сотников и его товарищи по концлагерю, да и немец опешил, был побежден силой духа русского человека. Именно здесь прозвучала мысль автора о том, что духовная победа над врагом не менее значительна, чем его физический разгром. . Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.
Слайд 24Два человека - два поведения
Рыбак: В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться и попал в плен к фашистам.
Демчиха: Винит в своей беде палачей-фашистов, пришедших на её землю. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям.
Учитель. Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака.
Ученик. Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.
Слайд 25Перестали быть людьми
Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.
Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»
Слайд 26Хитрость и добро
Учитель. Какой путь к своему спасению выбирает Рыбак? Ученик. Рыбак пытается перехитрить врага, не понимая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет к предательству, потому что уже поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Он медленно уступает врагу, отказавшись сначала думать о спасении Дёмчихи, потом - Сотникова, а потом и собственной души. В юности Рыбак совершил отважный поступок, когда спас девочек и коня от падения в овраг. Но тогда ему не нужно было делать жизненный выбор. Теперь наступил момент истины. Перед лицом неминуемой смерти Рыбак струсил и тем обнаружил границы своего бесстрашия, звериную жизнь предпочтя человеческой смерти.
Учитель. Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя. Ученик. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Личная этика Сотникова очень близка христианской – положить душу «за други своя». Как и Христос, он будет предан товарищем. Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.
Слайд 27«Одна на двоих»
Учитель. Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает«Одна на двоих»?
Ученик. Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.
Накинув петлю на шею другу, он и на собственной затянул ее мертвым узлом.
Слайд 28Но лучше прийти с пустым рукавом…
В этом зареве ветровом Выбор был небольшой, - Но лучше прийти с пустым рукавом, Чем с пустой душой. М.Луконин
Прошло много лет после победы нашего народа в этой ожесточенной войне. Выросло не одно поколение. Меняется жизнь, но память о событиях Великой Отечественной войны вечна. Мы, благодарные потомки, помним о подвигах наших дедов и прадедов. Завершается урок песней В.Высоцкого «Звезда» в исполнении учеников 10 класса (экстернат).
Учитель Как вы понимаете финал повести? Ученик. Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.
Слайд 29Мне этот бой не забыть нипочем,- Смертью пропитан воздух. А с небосклона бесшумным дождем Падали звезды. А с небосклона бесшумным дождем Падали звезды. Вот снова упала, и я загадал - Выйти живым из боя! Так свою жизнь я поспешно связал С глупой звездою. .. Я уж решил - миновала беда, И удалось отвертеться... Но с неба свалилась шальная звезда Прямо под сердце. Нам говорили: "Нужна высота!" И "Не жалеть патроны!" Вон покатилась вторая звезда - Вам на погоны. Звезд этих в небе - как рыбы в прудах, Хватит на всех с лихвою. Если б не насмерть,- ходил бы тогда Тоже героем. Я бы звезду эту сыну отдал, Просто на память... В небе висит, пропадает звезда - Некуда падать. Владимир Высоцкий «Звезды»
В небе висит, пропадает звезда…
Слайд 30Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание: написать сочинение на тему «След войны в моей семье».
Слайд 31На уроке использованы
Литература: Ю.Куренкова «Развитие межпредметных умений учащихся» («Литература в школе», №1,2012г.) В.Быков «Сотников» В. Высоцкий «Звезды» М.Луконин «Приду к тебе» Н.Старшинов «Так случилось – мужчины ушли…» Кино: «Восхождение» (х/фильм по повести «Сотников») Музыка: «Инструментальная…» «Героям России моей» (песня) «Падали, но поднимались» (песня)