» » » Культура первой половины XX века: расцвет или деградация

Презентация на тему Культура первой половины XX века: расцвет или деградация


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Культура первой половины XX века: расцвет или деградация. Предмет презентации: История. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 92 слайда.

Слайды презентации

Слайд 1
1. Конкурс «Интерактивная мозаика» . 2. Сайт: Pedsovet.su 3. Данилова Людмила Анатольевна. 4. МОУ СОШ №8 о.Муром Владимирской области. 5. Учитель истории и обществознания (5 , 9, 11 классы). 6. Категория: первая
Слайд 2
Тема урока: Культура первой половины XX века: расцвет или деградация.
Слайд 3
Есть мнения: • «Я родился в период духовного упадка человечества» (А.Швейцер)  • В 1918г. О.Шпенглер пишет «Закат Европы» - работу, в которой предрекает гибель европейской цивилизации.  • В первой половине XX века культура умирает под оболочкой внешне благополучной, «сытой», но духовно пустеющей цивилизации. ( В.А.Сапрыкин) • Культура первой половины XX века перерождается, осуществляет новый виток в развитии, переходит на качественно новый уровень.  • Многообразие направлений, жанров в искусстве – явный признак его расцвета.  • «Серебряный век» русской культуры.  • «Это был культурный взрыв колоссальной силы» (Н.Лейдерман)
Слайд 4
Цели урока: Цели урока: • Объективно представить творчество Объективно представить творчество деятелей культуры этого времени. деятелей культуры этого времени. • Определить, являлись ли новые явления Определить, являлись ли новые явления в культуре свидетельством её расцвета в культуре свидетельством её расцвета или упадка. или упадка.
Слайд 5
План урока: 1. Индустриальное общество первой половины XX века. 2. Модернизм. 3. Авангардное искусство. 4. Развитие массовой культуры.
Слайд 6
Индустриальное общество в начале XX века.     Цель : u выявить те события и явления, которые оказали решающее влияние на развитие культуры европейских стран в первой половине XX века.
Слайд 7
 В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран .  В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио. Англия Франция Германия Россия США Италия Япония
Слайд 8
КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗАЛИ РЕШАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ?
Слайд 9
Урбанизация.   1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек.  1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.       Нью-Йорк
Слайд 10
Разница быта.   Человек , веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.
Слайд 11
Маргинализация. Очень скоро оказывается, что надежды на богатую жизнь не оправдываются – из сельской бедности человек переезжает в городскую нищету. В городе у него нет своего дома, нет единого сообщества односельчан, помощи ждать неоткуда. В сознании рушатся идеалы призвания.
Слайд 12
Миграция.  К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей.  Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни.  Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам и создавал угрозу социальных потрясений.
Слайд 13
Социальные потрясения.  Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.  Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.  Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому , что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.
Слайд 14
Научно – технический прогресс. Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.
Слайд 15
Выводы: На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:   Урбанизация.  Миграция.  Разница быта. Расстройство привязанностей.  Социальные потрясения.  Научно – технический прогресс.  Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.
Слайд 16
Направления в искусстве в первой половине XX в.:
Слайд 17
МодернизМ
Слайд 18
Модернизм: n это общее обозначение всех авангардистских направлений в искусстве первой половины XX в.; n претендовал на роль единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего»; n является ранним этапом в развитии авангардного искусства.
Слайд 19
Течения в модернизме: n Символизм. n Импрессионизм. n Постимпрессионизм. n Фовизм. n Экспрессионизм. n Абстрактный экспрессионизм. n Сюрреализм.
Слайд 20
Символизм ( от фр. Symbolisme – знак) – одно из крупнейших направлений в искусстве конца XIX- начала XX вв. n Время возникновения : 1870-1880-е гг. n Место возникновения : Франция. n Особенности: - многозначность образов, - игра метафор и ассоциаций, - таинственность, - мистичность. n Получил развитие в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве.
Слайд 21
Яркие представители: В литературе : Ш.Бодлер (Франция) М.Метерлинк(Бельгия) В.Брюсов (Россия) А.Блок (Россия)  В музыке: А.Скрябин (Россия) В живописи: О. Бердслей (Англия) . М.Чюрлёнис (Литва) М.Врубель (Россия) О.Редон (Франция)  В драматургии: В.Мейерхольд (Россия,СССР)
Слайд 22
Одилон Редон n Французский художник – символист. n Годы жизни: 1840 -1916 . n Особенности творчества: - творчество делится на «чёрный»и «цветной» периоды; - тесное переплетение с импрессионизмом и сюрреализмом; - мистичность и даже жутковатость.
Слайд 23
О. Редон О.Редон «Ворон» «Глаз как шар»
Слайд 24
О.Редон О.Редон «Человек-кактус» «Игрок»
Слайд 25
Михаил Александрович Врубель n Русский художник – символист, график, скульптор, декоратор, иллюстратор. n Годы жизни: 1856-1910. n Особенности творчества: - мистичность; - загадочность; -таинственность.
Слайд 26
М.Врубель «Девочка на фоне персидского ковра». (1886)
Слайд 27
М.Врубель. «Демон сидящий» «Демон поверженный»
Слайд 28
Русская тема в творчестве М.Врубеля. «Царевна-лебедь» «Богатырь»
Слайд 29
Александр Скрябин (1872 – 1915)  Созданный им в 1894-1895 годах цикл из 12-ти этюдов представляет замечательнейшие образцы этой формы в мировой фортепианной литературе. Последний этюд (ре-диез минор), именуемый иногда "патетическим", - одно из самых вдохновенных мужественно- трагедийных произведений раннего Скрябина.
Слайд 30
Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве. l Время возникновения : вторая половина XIX в. l Место возникновения : Франция. l Наиболее развит в живописи. l Особенности : - отражение реального мира в движении; - многоцветие.
Слайд 31
Яркие представители. В живописи: К.Моне (Франция) Э.Мане (Франция) О.Ренуар (Франция) Э.Дега (Франция) В музыке: К.Дебюсси (Франция) М.Равель ( Франция)
Слайд 32
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы».
Слайд 33
Фовизм (от фр. fauve «дикий») – направление во французской живописи ► Время возникновения : конец XIX в. – начало XX в. ► Особенности: - эмоциональность , - высокая художественная выразительность, - интенсивность цвета, - отказ от светотени, - простые очертания.
Слайд 34
Анри Матисс – яркий представитель фовизма. ► Франция.  ► Годы жизни: 1869 – 1954.  ► Художник, скульптор, аниматор.
Слайд 35
Анри Матисс «Красные рыбки» (1911) С помощью каких приемов, присущих фовизму, художник выразил протест против реальности?
Слайд 36
Экспрессионизм (от лат. expressio «выражение») – течение в европейском искусстве. n Время возникновения : 1910-1920-е гг.  n Место возникновения : Германия.  n Особенности: - выражение эмоционального состояния, - броскость и гротескность, - анархия, бунтарство.  n Представители: - Отто Дикс (Германия) - Эрнст Барлах (Германия) - Эмиль Нольде (Германия)
Слайд 37
Эмиль Нольде (1867-1956) Примером бунтарства и броскости служит картина «Танцующие со свечами»
Слайд 38
Антивоенная направленность в творчестве Отто Дикса «Раненный солдат» «Газовая атака»
Слайд 39
Абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах. n Время возникновения: 1910-1920-е гг. n Место возникновения: Европа, США. n Особенности: - негеометричные штрихи большими кистями; - дрипплинг (выдавливание красок на холст, капли красок); - спонтанность; - импровизация.
Слайд 40
Джексон Поллок (США, 1912-1956) – яркий представитель абстрактного экспрессионизма   «Алхимия» Дж.Поллок творит.
Слайд 41
Сюрреализм Сюрреализм (от фр. (от фр. Surrealisme Surrealisme - «сверхреализм») – - «сверхреализм») – течение в искусстве течение в искусстве XX XX века, провозгласившее века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания. источником искусства сферу подсознания. n Время возникновения: Время возникновения: начало 1920-х гг. начало 1920-х гг. n Место возникновения: Место возникновения: Франция. Франция. n Особенности: Особенности: - парадоксальное сочетание форм, - парадоксальное сочетание форм, - самоценность зрелищности явлений, - самоценность зрелищности явлений, - алогизм композиций, - алогизм композиций, - контрастное сочетание обыденного и - контрастное сочетание обыденного и чудесного. чудесного.
Слайд 42
Яркие представители. Яркие представители. В литературе: В литературе: А.Бретон (Франция) А.Бретон (Франция) Б.Поплавский (Россия) Б.Поплавский (Россия)   В кинематографе: В кинематографе: Л.Бунюэль (Франция) Л.Бунюэль (Франция) Ж Кокто (Франция) Ж Кокто (Франция) Ян Шванкмайер (Чехия) Ян Шванкмайер (Чехия) В живописи: В живописи: С.Дали (Испания) С.Дали (Испания) М.Эрнст(Германия) М.Эрнст(Германия) Р.Магритт Р.Магритт (Бельгия) (Бельгия) М.Шагал (Россия) М.Шагал (Россия)  Фотография: Фотография: Ф.Халсман Ф.Халсман (Латвия, (Латвия, Германия) Германия)
Слайд 43
Рене Магритт. Рене Магритт.  n Годы жизни: Годы жизни: 1898 – 1967. 1898 – 1967. n Особенности творчества: Особенности творчества: - невозмутимость стиля, - невозмутимость стиля, - предметы не теряют - предметы не теряют своей предметности, своей предметности, - его творчество – это - его творчество – это борьба с обманчивой борьба с обманчивой самоочевидностью. самоочевидностью.
Слайд 44
Р.Магритт Р.Магритт «Это не трубка»(1930г. Цикл «Вероломство образов»).
Слайд 45
Давайте поиграем!!! Ребус от Рене Магритта.
Слайд 46
Сальвадор Дали Сальвадор Дали – ярчайший представитель сюрреалистического искусства.  n Испания, Франция. Испания, Франция. n Годы жизни: 1904 – Годы жизни: 1904 – 1989. 1989.
Слайд 47
С.Дали «Сон». 1937г. С.Дали «Сон». 1937г.
Слайд 48
Выводы: Выводы: n Модернизм – это попытка уйти от Модернизм – это попытка уйти от реального мира. реального мира. n Апогей отказа от реальности наступит во Апогей отказа от реальности наступит во второй половине второй половине XX XX в. в форме театра в. в форме театра абсурда. абсурда.
Слайд 49
искусство
Слайд 50
u (Avant-garde, «передовой отряд»)- общее название течений в европейском искусстве , возникшее на рубеже XIX – XX веков, выраженное в полемическо- боевой форме. u Его временные рамки : 1870-1938 годы.
Слайд 51
u Кубизм. u Дадаизм. u Примитивизм. u Футуризм. u Супрематизм. u Конструктивизм.
Слайд 52
- о т франц. Cube – « куб » . Время возникновения : н ачало XX века. Особенности : - м ир выражается в виде геометрических знаков, конструкций ; - х арактерен искаженный облик реальных предметов и явлений ; - разложение сложных форм на простые. Более всего проявился в живописи.
Слайд 53
П.Пикассо Ж.Брак (Испания) (Франция) Ф.Леже Х.Грис (Франция) (Испания)
Слайд 54
Пабло Пикассо. u 1881-1973 u Испания. u Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер. u Основатель кубизма.
Слайд 55
П.Пикассо «Герника».1937г. Поводом к созданию картины стало событие апреля 1937 г. , когда немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника.
Слайд 56
Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом.  П.Пикассо «Голубь мира». 1950г.
Слайд 57
от ф ранц. Dada- «бессвязный лепет новорожденного» Время возникновения : 1916 г. (Первая мировая война) Особенности: - иррациональность. - отрицание признанных канонов в искусстве. - цинизм. - бессистемность. - разрушение эстетики. В 20-ые годы слился с сюрреализмом.
Слайд 58
Яркие представители М.Дюшан ( Франция ,США) М.Эр н ст ( Германия,Франция) Т.Тцара ( Румыния,Франция)
Слайд 59
u Румыния, Франция. u Поэт. u Основатель дадаизма.
Слайд 60
Песенка дада. эта песня дадаиста сердцем истого дада стук в моторе не беда ведь мотор и он дада граф тяжёлый автономный ехал в лифте невредим он мизинец свой огромный оторвал и выслал в рим лифт за это вот беда    сердцем больше не дада вода нужна всегда прополощи мозги дада дада отдай долги   Какие признаки, характерные для дадаизма, можно увидеть в этой песенке?
Слайд 61
Примитивизм – наивное искусство Время возникновения. 1) XIX в. 2)Время Первой Мировой войны.  Особенности: Упрощение изображения. П р оявился в живописи.
Слайд 62
u Анри Руссо ( Франция, 1844-1910 ) u Эмили Карр ( Канада, 1871-1945 ) u Н.С. Гончарова ( Россия, 1881-1962 )
Слайд 63
1881-1962гг. Родилась в деревне Нагаево Тульской губернии.
Слайд 64
Н.С.Гончарова «Московская зима». 1910-1911гг.
Слайд 65
u от лат. Supremus- «наивысший», разновидность абстракционизма. u Время возникновения – 1910е годы. u Особенности: -комбинация разноцветных плоскостей из простейших геометрических фигур. - уравновешенная ассиметрия. - доминирование цвета над изобразительным смыслом.
Слайд 66
«Атлеты». «Утро после дождя».
Слайд 68
К. Малевич . «Красный квадрат» «Белый квадрат»
Слайд 69
u русский, советский, авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве. u Время возникновения – 1)1910е годы. 2)1920-1930е годы. u Особенности: -строгость. -геометризм. -лаконичность. -монолитность.
Слайд 70
А.М.Ган (1893-1942) «Блюдо Конструктивизм»
Слайд 71
Конструктивизм в литературе. Осип Максимович Брик (1888 – 1945) – идеолог русского конструктивизма, литературовед, драматург, критик, сценарист. Печатался в журнале «Леф», был редактором, вместе с В.Маяковским, журналов «Леф» и «Новый леф»
Слайд 72
Братья Веснины. Проект дворца труда в Москве. (1923)
Слайд 73
Рауль Хаусман. Коллаж. Густав Клауцис. «Аксонометрическая живопись».
Слайд 74
Выводы: u Авангардное искусство по своей форме становится ещё более абстрактным. u По содержанию ещё более непонятным зрителю. u Искусство становится элитарным.
Слайд 75
Общие выводы: u Искусство не просто отражает реальность, но и создаёт её через воздействие на сознание людей. u Искусство всегда исторично и отражает процессы, происходящие вокруг. u Все виды и формы искусства связаны между собой, как по форме, так и по содержанию. u В течении первой половины XX в. художественное искусство становится элитарным, т.е. не рассчитанным на широкие массы.
Слайд 76
«Массовая культура»
Слайд 77
Что такое массовая культура? l Это такой тип культуры, который адресован самым широким слоям населения.  l Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XX в., но как явление зародилась на рубеже XIX – XX вв.
Слайд 78
Факторы, способствующие возникновению массовой культуры: l Развитие техники. l Всеобщее школьное образование. l Рост доходов населения. l Высокая концентрация людей в городах. l Освобождение времени.
Слайд 79
США – страна, где наиболее развита массовая культура. l Голливуд – символ всевластия массовой культуры l Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер.
Слайд 82
КИНО . l 1895г. – изобретение кинематографа. l 1930-н гг. – появление звукового кино. l 1935 г. – в США снят первый цветной фильм. l 1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы.
Слайд 83
РАДИО. l 1898г. – появился первый магнитофон («телеграфон»). l 1899г. – изобретено радио. l 1920-е гг. – радио вошло в обиход широких слоёв населения. l 1928г. – изобретена техника звукозаписи на ферромагнитную ленту. l 1950г. – начало коммерческого применения магнитной плёнки.
Слайд 84
ЛИТЕРАТУРА. l Комикс (от англ. Comic – «смешной») – серия рисунков с краткими текстами, образующими связное повествование. l Появились в конце XIX в. В газетах США. l К середине XX в. стал одним из самых популярных жанров массовой культуры.
Слайд 85
ПОП – МУЗЫКА. Для неё характерны: l тиражирование средствами массовой информации; l коммерческий характер; l шаблонность музыкально – поэтического языка; l развлекательный характер.
Слайд 86
Выводы: l Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА (новый виток в развитии общества потребления). l Реклама, звёзды кино, эстрады стали навязывать массам определённый образ жизни и стиль поведения. l В массовой культуре отчётливо выразилась тенденция к шаблону и однообразию. Она ориентирована на среднюю норму, поскольку обращена к огромной аудитории.
Слайд 87
Культура первой половины XX века:            РАСЦВЕТ?       ДЕГРАДАЦИЯ?
Слайд 88
Заглянем в словарик: Заглянем в словарик: Урбанизация – это бурный рост городов и городского населения. Маргинализация – резкое понижение социального статуса группы или индивида, выталкивание на общественное дно. Миграция населения – перемещение населения, связанное, как правило, со сменой места жительства. Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники.
Слайд 89
Постимпрессионизм Постимпрессионизм – течение в модернизме, возникшее после импрессионизма, декларировавшее полное неприятие его эстетики. ¡ Период существования: Период существования: 1880-е гг. – 1910-е гг. 1880-е гг. – 1910-е гг. ¡ Место возникновения Место возникновения : Франция : Франция ¡ Особенности: Особенности: - декоративная стилизация, - декоративная стилизация, - постепенный уход от реальности. - постепенный уход от реальности. ¡ Представители: Представители: - Поль Сезанн (Франция), - Поль Сезанн (Франция), - Поль Гоген (Франция), - Поль Гоген (Франция), - Винсент ван Гог (Нидерланды) - Винсент ван Гог (Нидерланды)
Слайд 90
Футуризм (от лат. futurum – «будущее») – авнгардистское направление в европейском искусстве, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировали отрицание традиционной культуры, культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Слайд 91
Источники основного содержания: l Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. 9 класс. 2010. l Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов» ( www.lomonosov.org) . l Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая ( avt.miem.tdu.ru) . l Гомбрих Э. История искусства. М.1998 l Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата».//Вопросы философии.1990.№2. l История мировой культуры. Наследие Запада. М.1998. l Культура индустриального и постиндустриального общества. ( kulturo.ru) l Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства.//Самосознание европейской культуры XX века. М.1991. l Рябцев Ю. Хрестоматия по истории культуры первой половины XX века. 2003. l slovari.yandex.ru
Слайд 92
Список источников иллюстраций: l onlinedisa.ru l edudic.ru l Images.yandex.ru l www.youtube.com / watch l ru.wikipedia.org l www.brainat.ru l www.narod.ru l smalbay.ru l www.centre.smr.ru l www.sdali.ru

Другие презентации по истории



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru