Слайд 1Перспективы новой цивилизации
Сергей Дацюк, Киев
Слайд 2Сильные позиция и форма
Самой сильной позицией работы с будущим есть пророк. Ни проектировщик, ни программировщик, ни стратег не являются столь же сильными позициями. Пророк осваивает будущее вызывающим у окружающих доверие образом (откровение, прогноз, моделирование, интуиция). Пророк безответственен по отношению к современникам и ответственен по отношению к потомкам. Пророк спасает Мир будущего, а не настоящего. Пророк заглядывает в будущее прямо, и предъявляется его современникам, но для потомков. Цивилизация самая сильная форма работы с будущим. Ни государство, ни этнос, ни культура не являются вообще формами работы с будущим. Цивилизацию создает и корректирует Бог через посредство пророков. Цивилизация так сильна, потому что есть формой организации социальной энергии — системы и структуры человеческих мотиваций. Пророчество не бред, а модель. Модель существует не в языке, а в конструктивных единицах выражения.
Слайд 3Что такое цивилизация?
Цивилизация — сложная социальная модель, обеспечивающая историческую связность некоторой человеческой общности посредством соотнесенности его структурно и системно организованных мотиваций, с одной стороны, и смыслов одной или нескольких культур, принадлежащих цивилизации, с другой стороны. Цивилизация это уникальная система мотиваций того или иного общества, способная сохраняться, преобразовываться в процессе кризиса, не разрушаясь взаимодействовать с другими уникальными системами мотиваций.
29
Слайд 4Как выражается цивилизация?
Я создаю цивилизацию как пророк в конструктивном подходе при помощи моделирования. Онтология — содержательное основание, онтологические единицы и схемы сборки. Транзитология — способы достижения пределов и перехода к иному. Онтология и транзитология позволяют строить конструктивные модели. Эти модели создаются как можно более сложными, чтобы выражать максимальное количество ситуаций, решать максимальное количество проблем. Допустимое упрощение для модели не требует детализации. Понятия следуют из конструктивных моделей, а не конструктивные модели следуют из понятий.
Слайд 5Различие цивилизации и культуры
Цивилизация отвечает на вопрос «зачем жить?». Если цивилизация перестает отвечать на этот вопрос или отвечает на него «незачем», она тоже перестает существовать. Культура отвечает на вопрос «как жить?». Если культура престает отвечать на этот вопрос, она исчезает. Именно отличие цивилизации как пространства мотиваций от культуры как пространства осмысленных норм дает нам возможность понимать цивилизационную антропологию в отличие от культурной антропологии.
Слайд 6Как устроена модель цивилизации?
Цивилизация соотнесена с одной или несколькими культурами. Единица культуры — норма, а основание культуры — смысл как норма в контексте других норм. Смысл во временной проекции через деятельности есть мотивация, которая является единицей цивилизации. Сцепка смысла и мотивации есть традиция. В традиции осуществляется единство исторической связи культуры и цивилизации. Онтологическое основание цивилизации определяется системой мотиваций. Системная организация мотиваций предполагает разную аутопоэтическую дифференциацию социальных структур — доминированную и диверсифицированную. Структурная организация цивилизации определяется ее трансцендентно-утилитарными пределами и является транзитологическим содержанием цивилизации.
Слайд 7Онтологическое различие цивилизации, культуры и духовности
Слайд 8Теоретическое различие культуры и цивилизации
Мы чисто теоретически различили культуру и цивилизацию на онтологическом уровне. Хотя в реальности культура и цивилизация всегда существуют в единой взаимосвязи, явления культуры и явления цивилизации подлежат строгому разделению: культура фиксируется в объектах (продуктах или артефактах культуры), а цивилизация фиксируется в процессах, описывающихся в религиях, идеологиях, государственных программах, проектах и т.д.
Слайд 9Онтология и транзитология цивилизации
ОНТОЛОГИЯ ТРАНЗИТОЛОГИЯ
Онтология это внутренние основания (единицы и схемы сборки). Транзитология это горизонты, границы или пределы цивилизации, имеющие трансцендентное качество. Цивилизация ориентируется на свои пределы и в то же время самоорганизует мотивации своих членов относительно этих пределов. Когда пределы интериоризируются, возникает более сложная онтология. Когда пределы интериоризируются, возникает необходимость в новых пределах.
Слайд 10
Слайд 11Онтология и транзитология следующего этапа цивилизации
НОВАЯ ТРАНЗИТОЛОГИЯ
НОВАЯ ОНТОЛОГИЯ
Следующий этап цивилизации имеет новую онтологию и новую транзитологию. Эти новые онтология и транзитология более сложные, нежели предыдущие онтология и транзитология. Возникают столкновения старой и новой онтологии. Возникают столкновения старой и новой транзитологии.
Слайд 12Онтология цивилизации
Мотивации членов цивилизации организуются в систему. Системы бывают доминированные и диверсифицированные. В доминированных системах (их большинство) иерархическое доминирование мотиваций (быстрое развитие и малая длительность). В диверсифицированных системах есть основные и наполняющие группы мотиваций (медленное развитие и большая длительность).
Слайд 13Транзитология цивилизации
Транзитология определяется трансцендентными рамками или горизонтами, на которые направлена социальная энергия человечества. Человеческая цивилизация прошла в своем развитии три этапа, задающие горизонты или пределы, которые определяли развитие цивилизации — мифологический, религиозный и рациональный. Сейчас мы находимся в стадии перехода к конструктивному этапу человеческой цивилизации.
Слайд 14Мифологический этап
протоорбис (как устроен мир) протодеус (как существуют боги или Бог).
Слайд 15Религиозный этап
тимос (что за пределами жизни), этос (различение добра и зла), вивос (смысл жизни), генос (причины продолжения рода), трансус (предпочтение трансценденции утилитаризму).
Слайд 16Рациональный этап
интелос (обоснование знания и разума), социс (оптимальная структура общества), футурос (ориентация на будущее), археос (преемственность прошлого)), орбис (как устроен мир и где его пределы).
Слайд 17Переход к религиозному этапу
Ведущие цивилизации мифологического этапа — Древние Шумеры (IV-III тыс. до н.э.), Древний Египет (IV-I тыс. до н.э.), Древняя Индия (III-V тыс. до н.э.), Древний Китай (II-I вв. до н.э.), Древняя Греция (VIII в. до н.э. - I в.), Древний Рим (VIII в. до н.э. - V в.). Наиболее значительные религиозные цивилизации: буддийская (VI в. до н.э.), конфуцианская (VI в. до н.э.), христианская (I в.), исламская (VI в.) Более подробно о христианской цивилизации: Переход к религиозному этапу мифологическими греческой и римской цивилизациями был остановлен гибелью римской культуры от варваров (проблема социальной энергии, культурный коллапс). Поэтому успех новой религии христианства дал незначительный толчок европейской цивилизации в I-V вв. Социальная энергия варваров (готов, гуннов) оказалась в это время сильнее. Темные века (VI-IX вв.) это затухание социальной энергии разных варварских цивилизации, становление христианской европейской цивилизации, восстановление ее социальной энергии. Своего пика социальная энергия европейской христианской цивилизации достигает во время Крестовых походов (1096-1290).
Слайд 18Переход к рациональному этапу
Четыре события, обеспечившие переход к рациональному этапу (XV-XVII вв.): Открытие Америки Христофором Колумбом (1492г.) Коперниканский переворот (1543) — сочинение «Об обращении небесных сфер». Создание альтернативы выбора развития рациональной цивилизации как утилитаризм — трансценденциализм: мотивации силы и пользы Френсиса Бэкона (1620, «Новый Органон») — мотивации мечты и героического энтузиазма (1600, сожжение Джордано Бруно на костре инквизиции за представления о бесконечности Вселенной и множественности миров).
Слайд 19Доминирование государств рациональной цивилизации
Иберийский период (Испания, Португалия) — от открытия Колумбом Америки (1492) до гибели «Непобедимой Армады» (1588). Голландский период — от 1588 до 1713 года (Утрехтского мирного договора). Британский период — от 1713 до 1921 года (Вашингтонское морское соглашение). Американский или американо-советско-немецкий период (от 1921 года). Доминирование европейской христианской цивилизации, которая сама создает себе партнера-конкурента США, упрочивающего доминирование, и внутри себя производит две мировые войны. Выход на арену цивилизационной конкуренции Китая, Индии, Исламской цивилизации к концу ХХ в.
Слайд 20Что обеспечило доминирование на рациональном этапе?
Иберийский период (в значительной степени религиозное миссионерство, преимущественно орбис, частично социс, частично интелос) — освоение новой территории (Латинская Америка, Карибский бассейн). Голландский период (частично религиозная экспансия при слабой рациональной экспансии: орбис, отсутствие социса и интелоса) — слабое освоение Африки, Америки, Азии. Британский период (чисто рациональная, но неполная, экспансия: интелос, социс, археос, орбис) — более полное относительно структуры рациональной трансценденции освоение новых территорий. Американский период (полная рациональная экспансия: интелос, социс, футурос, археос, орбис) — полновесное относительно структуры рациональной трансценденции освоение новых территорий. СССР и Германия в плане футуроса оказались менее эффективны.
Слайд 21Опыт успехов и неудач религиозных цивилизаций
Если цивилизация вовремя не меняет свои трансцендентные горизонты, она разрушается социальной энергией иной цивилизации (Греция и Рим не перешедшие от мифологической транзитологии к религиозной были разрушены варварами). Системно не организованная социальная энергия приводит к гибели цивилизации (кочевники — готы, гунны, монголо-татары). Потеря культуры ведет к деградации цивилизации. Культурное захоронение может позволить ее возродить в будущем. Если бы не культурное захоронение наследия Рима Теодорихом Великим, Возрождение было бы невозможно.
Слайд 22Опыт успехов и неудач рациональных цивилизаций
Орбис проявился как географические и космологические открытия (расширение Ойкумены за счет открытия Америки и коперниканский переворот). Социс в отдельности не является таким важным, как это считал Маркс. В опоре исключительно на социс действовали голландская Республика Соединенных провинций (1581-1795), Советский Союз (1917-1991). Оба цивилизационных образования потерпели фиаско. Социс реализуется в разных социальных системах не как тип государства или власти, а как выбор общества: свобода-равенство, индивидуализм-коллективизм, солидаризм-паразитизм и т.д. Культурная экспансия является важной для цивилизации. Отказ Голландии от языково-культурной экспансии ослабил последствия ее доминирования. Языково-культурная экспансия Испании в иберийский период даже сегодня влияет на весь мир. Одним из важнейших ресурсов рациональной цивилизации является интелос. Именно на это делали ставку Нацистская Германия, Советский Союз и США. Археос в рациональной цивилизации стал помехой для Европы в ХХ веке. США получили преимущество именно за счет меньшей зависимости от археоса. В ХХ веке СССР и США при сравнительном равенстве сил орбиса, социса, интелоса и археоса конкурировали преимущественно за футурос (программно-проектный подход — стратегический подход). Государство не является самым эффективным мотиватором. Более эффективными являются скрытые клубы элиты.
Слайд 23Вывод из опыта цивилизационных успехов и неудач прошлого
Успех цивилизации обеспечивается не государством, не нацией, не культурой, а полнотой освоения трансцендентных горизонтов. Когда обеспечена полнота освоения трансцендентных горизонтов, становится важной системная организация мотиваций. Иначе говоря транзитология цивилизации преобладает над ее онтологией. Однако онтологическая организация является необходимой.
Слайд 24Неизбежность новой цивилизации
Человечество сейчас выходит на межцивилизационный уровень с точки зрения религиозных оснований-пределов и на надцивилизационный уровень с точки зрения рациональных оснований-пределов. Это означает конфликт между влиятельными религиями (наследие прошлых транзитологий) и преодоление пределов рациональности (проблема нынешней транзитологии).
Слайд 25Горизонты конструктивной цивилизации
Виртус: 1) в чем конструктивное содержание виртуальности; 2) как возможно конструктивное соединение виртуальности и актуальности; 3) как конструктивно достижима виртуальность и куда она ведет. Разделение человечества на актуалов и виртуалов. Экстрас: 1) является ли наш Мир единственным (Универсум) или он множественный (Мультиверсум); 2) допустима ли Внемирность и как соотносятся Мир и Внемирность; 3) в чем смысл Внемирности. Разделение человечества на мирников и внемирников. Ксенос: 1) допустимо ли иное и иные; 2) являются ли иные чужими, враждебными или с ними можно сосуществовать; 3) какова перспектива иных по отношению к своим (поглощение (ассимиляция прямая или обратная), расхождение (вытеснение), равновесная интеграция. Разделение человечества на нормалов и модов или модификантов. Космеос: 1) дружествен ли к нам космос; 2) является ли космос обитаем; 3) нужна ли экспансия за пределы планета Земля в космос. Появятся следующие различения: земляне и космиты (земляне, живущие за пределами Земли); земляне и пришельцы.
Слайд 26Создание новой цивилизации
Мы создаем не новую культуру, а новую цивилизацию. Ее создание возможно исключительно из духовной позиции. Необходимы новые источники социальной энергии как направленность на новые трансцендентные горизонты. Необходимы представления о новых горизонтах цивилизации (новая транзитология). Необходимы новые системы мотиваций (новая онтология) и сохранение всех старых мотиваций. Уникальность новой цивилизации — усиление разнообразия через фрагментацию мира. Преимущество будет иметь тот, кто наиболее полно использует новые пределы конструктивной цивилизации и без страха приступит к фрагментации территории своего государства соответственно многообразию систем мотиваций.
Слайд 27Видение новой цивилизации
Видение новой цивилизации всегда происходит внутри концептов старой. Сегодня нас больше всего интересует, как будет организована новая цивилизация с точки зрения интелоса, социса, футуроса, археоса и орбиса. Однако это неадекватные вопросы. С точки зрения сегодняшних представлений мир будущей цивилизации является сложно-фрагментированным — по территории и по идентичности. Новые представления о фрагментированной идентичности — фрагментаризм. С сегодняшних наших представлений мы боимся фрагментации, она разрушает привычный нам мир.
Слайд 28Переход к новой цивилизации
Переход к новой цивилизации не зависит от: культуры мышления масс; политического режима в стране; способа организации государства; высокого экономического уровня. Переход к новой цивилизации зависит от: понимания узким клубным слоем будущей транзитологии цивилизации; ориентации корпораций и небольших общин единомышленников на новые транзитологические пределы; смены системы мотиваций для этих небольших общин, которая соответствовала бы новым пределам.
Слайд 29Новая цивилизация
Новая цивилизация связана с отказом от важности старых представлений (нация, государство, территория). Новая цивилизация связана с преодолением страха перед фрагментацией мира. Переход к новой цивилизации это не здравомыслие, а безумие.
Слайд 30Сергей Дацюк
Автор Интернет-книг «Теория виртуальности» «Онтологизации» «Горизонты конструктивизма» В библиотеке Мошкова http://lit.lib.ru/d/dacjuk_s_a/ E-mail: xxyz@ukr.net Tel: +38-050-310-92-45