Слайд 1МБОУ ООШ 24 Киселёвского городского округа Кемеровской области Урок по курсу ОРКСЭ на тему: «Храм» Составитель: Г.Ф.Трухина учитель начальных классов МБОУ ООШ 24 Киселёвск, 2013
Слайд 2Цель: познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Задачи урока: узнать о назначении и устройстве православного храма; осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме. Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь. Новые слова: апсида, закомара, алтарник, канун, панихидный столик, поминальные записки. .
Слайд 3Храм – это «Небо на земле», место встречи людей с Богом, происходящей в молитвах и церковных таинствах. Всё в его внешнем облике и внутреннее убранство свидетельствует об этой встрече.
Слайд 5Купол (глава): шлемовидный и луковичный
Слайд 6Барабан Барабан — венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. Световой барабан - имеющий оконные проемы
Слайд 7Апсида Апсида (от греч. hapsis— свод), абсида (лат. absis) — архитектурная форма — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный
Слайд 8Формы здания церкви: 1) крест - символ Иисуса Христа; 2) круг - символ вечности; 3) корабль – символ Ноева ковчега; 4) восьмиугольник или четырёхугольник – символ путеводной Вифлеемской звезды
Слайд 9Цвет здания церкви: 1) белый – в честь Триединого Бога и его праздников; 2) голубой в честь Пресвятой Богородицы и её праздников; 3) красный - в честь мучеников и исповедников; 4) зелёный, жёлтый – в честь преподобных и др. святых
Слайд 10Форма креста: 1) крест очевидным образом выступает как символ Христа, тогда как луна в христианской традиции символизирует Богородицу; 2) кресты позолоченные православные шестиконечные с шарообразным утолщением в основании ; 3) четырехконечный крест без полумесяца в основании
Слайд 11Архитектурный проект церкви
Слайд 12Закладка и освящение камня в основание церкви «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» Матфей 16:18
Слайд 13Новостройка: церковь в честь праведных богоотцев Иоакима и Анны
Слайд 15Царские врата Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (стола, находящегося в середине алтаря), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь
Слайд 16Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (стола, находящегося в середине алтаря), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарь
Алтарь - лат. altar (altare, altaria), вероятно, от alta ara — возвышенный жертвенник
Слайд 17
Слайд 19Три окна в алтаре – символ Света Святой Троицы
На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии.
Слайд 20Алтарь от остального храма отделяется иконостасом — перегородкой с помещенными на ней иконами.
Слайд 21Первый ряд иконостаса
Первый ряд иконостаса, самый верхний, — праотеческий ряд, на котором изображены праотцы от Адама до Моисея. Центральной иконой в нем всегда является «Троица Ветхозаветная».
Слайд 22Второй ряд иконостаса
Второй ряд иконостаса — пророческий ряд. Само название указывает на смысл этого ряда: здесь располагаются иконы с изображением пророков, через которых Церковь возвещает о Богородице и о рождении Христа. В центре помещается икона «Знамение».
Слайд 23Третий ряд иконостаса — деисусный ряд — это моление всей Церкви Христу
В центре — икона «Спас в силах». Христос восседает как грозный Судия всего мироздания. Слева и справа — изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи.
Слайд 24
Слайд 25Четвертый ряд иконостаса
В четвертом ряду иконостаса, праздничном ряду, рассказывается о событиях Нового Завета, начиная с рождества Богородицы.
Слайд 26Пятый ряд иконостаса
Самый нижний ряд иконостаса - местный ряд. Икона «Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот»
Слайд 27Внутреннее убранство церкви
Аналой - подставка для возложения богослужебных книг или икон. В центре храма перед алтарём расположена икона праздника.
Слайд 28Распятие Христово
Слайд 29Канун – поминальный столик со свечами и распятием
Слайд 30Кадило - один из символов православного богослужения; металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан для каждения во время службы
Слайд 31Свеча — символ нашей молитвы.
Слайд 32Церковные записки о здравии
Слайд 33
Слайд 34Церковные записки о упокоении
Слайд 35ПАМЯТКА для желающего подать записку о живых и усопших 1.Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. 2.Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва. 3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок. 4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?"). Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, "о здравии" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам "о упокоении" – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д. 5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
6.В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства. 7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец – младенца Иоанна. 8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного". Не пишут в записках – "страждущего", "озлобленного", "нуждающегося", "заблудшего". 9. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего). 10. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно. Сретенский монастырь, "Новая книга" 1997.
Слайд 36
Слайд 37Подведение итогов урока Рефлексия
Слайд 38Задание на дом: 1) подготовить сообщение о храме нашего района; 2) найти пословицы и поговорки про церковь; 3) прочитать выразительно стихотворение, с. 49, учебник
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41