Конспект урока «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» по русскому языку для 9 класса
1001 идея интересного занятия с детьми
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПТА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ «ТРУД».
ЕВСЯКОВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА, МБОУ СОШ №9 Г.КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,
РУССКИЙ ЯЗЫК..
9-10 КЛАССЫ.
КЛАСС.
Тема: Развитие речи. «Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
2 часа
Цель:
-
расширить знания о мире при помощи концептуального анализа слова «труд»:
-
познакомить с содержанием концепта «труд»(установить лексическое
значение слова, его внутреннюю форму на основе этимологического анализа, собрать ключевые признаки концепта, выявить семантические отношения с другими словами родной культуры);
-
проследить, как репрезентируется концепт в фольклоре и произ
ведениях русской литературы;
-
углубить знания по лексике;
-
развивать устную речь, совершенствовать навыки анализа художест-
венного текста, ассоциативно-образное мышление;
-
воспитывать чувства уважения и любви к родному языку и культуре.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок-концепт
Средства обучения: тексты для исследования, словари (толковый, этимологический)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютерная презентация
Методическое назначение средств ИКТ – источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, метод активизации ассоциативных связей, метод учебного концептуального анализа слова.
Ход урока:
-
Создание творческой мотивации.
Цель: определить смысловой объем концепта «труд».
1.Даны высказывания, в которых пропущены ключевые слова. О чем идет речь в каждом из высказываний?
1). … в наше время — это великое право и великая обязанность. (В.Гюго )
2). … — целительный бальзам, он — добродетели источник. (И. Гердер)
3). Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к … (С.Смайлс).
4). Способность, доблесть — все ничто, пока мы не приложим … .
(Саади)
5). Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы … был необходим. Без … не может быть чистой и радостной жизни. (А.П.Чехов)
6). Бывает … ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой … гораздо хуже праздности. Настоящий … всегда тихий, равномерный, незаметный. (Л.Н.Толстой)
2. Речь идет о труде. Судя по всему, труд занимает первостепенное место в личной картине мира каждого из авторов данных афоризмов. Насколько ценным является это понятие для вас?
- Создайте ассоциативный портрет слова «труд».
Учитель записывает ассоциации, предложенные учениками, на доске.
Комментарий учителя.
Труд тяжелый, каторжный, адский, невыполнимый, великий, общественно полезный, созидательный, почетный; физический, духовный, земной; мука, усилие, напряжение, польза, удовлетворение, удовольствие… Такие расхожие характеристики труда привычны для русской культуры. В процессе урока попробуем дать объяснение этому противоречию.
3. Слово учителя.
Эпиграфом к уроку послужат слова русского лексикографа, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», сборника «Пословицы и поговорки русского народа» В.И.Даля: «Язык есть вековой труд целого поколения».
- Как вы понимаете высказывание ученого, смыслообразующими понятиями которого являются слова «труд» и «язык»? Как связаны эти понятия? Что подразумевает автор высказывания под выражением «труд целого поколения»?
Комментарий учителя.
Язык - это часть культуры, он отображает знания, опыт, ценности, традиции, обычаи, мировоззрение народа, то есть культурную картину мира определенного языкового коллектива. Кроме того, язык формирует знания человека о мире, фиксирует их в языковой форме, а значит,
отображает языковую картину мира. Именно поэтому язык - это труд, то есть плод, результат деятельности многих поколений.
Культура того или иного народа имеет свои ключевые слова, или концепты, которые позволяют судить о культурной и языковой картине мира, системе ценностей, особенностях национального характера.
Говоря о национальном характере, мы обычно руководствуемся положительными или отрицательными стереотипами, которые формируются в результате взаимодействия народов. Традиционно немцев считают практичными и дисциплинированными, французов - сентиментальными и влюбчивыми, русских - ленивыми. Так, еще в 16 веке английский поэт и дипломат Джайлс Флетчер, описывая народный быт и нравы русских в сочинении «О государстве русском», отмечал: «Народ, хотя и способный переносить всякие труды, предается лени и пьянству, будучи стеснен и лишаем всего, что приобретает, а потому теряет всякую охоту к работе»1. Такое мнение бытует и по сей день.
Сообщение темы урока, формулирование учениками проблемы и целей урока .
Нам предстоит ответить на проблемные вопросы:
Почему отношение русских к труду неоднозначно?
Насколько достоверен стереотип непобедимой русской лени?
Что повлияло на формирование подобного стереотипа?
Почему, несмотря на противоречивое отношение русских к труду, концепт труд занимает важное место в культурной и языковой картине русских? В чем заключается ценность труда для русских?
Для этого мы обратимся к разным источникам, которые так или иначе характеризуют менталитет, национальный характер, систему ценностей русского народа: к художественной и публицистической литературе, к содержательным средствам языка (пословицам и поговоркам русского народа, словарным статьям из различных словарей, фразеологическим единицам).
-
Решение комплексных ЛКЗ (лингвокультурологических задач).
Цель: создать модель общеязыкового и художественного концепта
-
Словарный портрет слова «труд».
ЛКЗ-1. Работа в группах. Смысловое поле слова «труд».
Задание. Прочитать словарную статью, выделить ключевые слова, конкретизирующие значение понятия «труд».
1 группа.
ТРУД, -а, муж.
1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Научная организация труда. Производительность труда. Право на труд. Люди труда (трудящиеся; высок.). Общественное разделение труда. Охрана труда.
2. Работа, занятие. Тяжёлый труд. Дневные труды. Заплатить за труды.
3. Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя труд сделать что-н. Не дал себе труда подумать (не захотел подумать). С трудом уговорил кого-н. Без труда не выловишь и рыбку из пруда (посл.).
4. Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд. Список печатных трудов.
5. Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки труда. Преподаватель по труду.
Толковый словарь С.И.Ожегова
Ключевые слова: деятельность, занятие, усилие, результат деятельности, школьный предмет.
2 группа.
Труд [ муж. род ] 1) а) Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного или физического напряжения, затраты физической или умственной энергии. б) Рабочая сила, мускульная или нервная энергия, затрачиваемая на производство чего-л. 2) Усилие, старание, направленное на достижение чего-л. 3) Результат деятельности, произведение, создание. 4) Название школьного учебного предмета.
Толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой
Ключевые слова: целесообразная деятельность, работа, усилие, энергия, результат, школьный предмет.
3 группа.
ТРУД м. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. Человек рожден на труд. | Последствие работы, старанья, напряженья, сделанная вещь. Вековой труд мой спеет, печатается. | Труд, церк. стар. болезнь, боль, боли, болесть, хворь, хворость, хвороба, недуг, недужина, немощь или немочь, вообще нездоровье. Водный труд, водяная, водянка. Труд бол. говор. о длительных, затяжных болезнях. Родильница в труде, в трудах, в муках.
Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
Ключевые слова: работа, дело, старания, усилия, напряжение сил, последствия работы, болезнь, боль.
Комментарий учителя.
Смысловое поле понятия «труд»: деятельность, занятие, усилие, результат, школьный предмет. Однако В.И.Даль называет еще одно (устаревшее) значение - болезнь, боль. Объяснение подобному толкованию слова дает этимологический словарь.
Задание: выпишите эквиваленты слова «труд», приведенные в словарной статье этимологического словаря.
Происходит от праслав. формы *trudъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. трудъ «труд, работа, рвение, забота, страдание, скорбь», ст.-слав. трѹдъ (греч. πόνος, ἀγών); ср.: укр. труд, болг. труд, сербохорв. тру̑д (род. п. тру̀да), словенск. trȗd, чешск., слвц. trud, польск. trud. Родственно лит. triū̃sas м. «работа, хлопоты», triū̃sti, triūsiù «хлопотать», латышск. trau^ds «хрупкий», ср.-в.-нем. dro^ʒ м. «тяжесть, тягота, досада», готск. us-þriutan «отягощать», др.-исл. þraut ж. «испытание, беда, искушение», лат. trūdō, -еrе «толкать, теснить», ирл. trot «спор» (*trudno-), troscaim «пощусь» (*trudskō), алб. treth «обрезаю» (*treu̯dō).
Этимологический словарь М. Фасмера;
Труд
Индоевропейское – tr-eu-d (мять, жать, давить, щемить).
Общеславянское – trudъ, trudit (тяжелая ноша, досада, печаль).
Древнерусское – трудъ (работа, трудность, беспокойство, забота, страдание, скорбь, болезнь, горе).
В русском языке слово известно с XI в. В говорах часто встречается существительное «труд» в сочетании с различными прилагательными, например: «водный труд» – «водянка», «родильница в труде» – «в родах», «труд» – «длительная затяжная болезнь».
Этимологический словарь русского языка А.В.Семенова
Ключевые слова: тягота, хлопоты, страдание, горе, забота, скорбь, тяжесть, трудность, беспокойство, болезнь.
О том, что труд требует усилий, напряжения физических сил, подчас приносит печаль, досаду, свидетельствует ряд устойчивых сочетаний с понятием «труд»:
Мартышкин труд - работа, не приносящая никому пользы; напрасные старания.
Сизифов труд - ритор. тяжёлая безрезультатная работа; напрасные старания.
Геркулесов труд - требующий необыкновенных усилий труд.
Египетский труд — тяжелый, изнурительный труд.
Заметим, что и в библейской интерпретации труд является наказанием Адама и его потомков за то, что тот нарушил запрет вкушать плод: «А ты, - сказал Бог Адаму, - за то, что не послушался меня и съел запретный плод, вовеки веков будешь добывать хлеб свой в поте лица, будешь пахать землю и сеять зерно, и каждый кусок хлеба достанется тебе тяжелым трудом». Иначе говоря, в библейской интерпретации труд является последствием греха, средством его искупления. В связи с этим земной труд часто трактуется как добродетельная жизнь.
Группа 4
Труд – это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закал
ку и переходят в практические действенные установки, его мировоззренческие принципы.
Экономический словарь
Ключевые слова: формирование личности, продукт деятельности.
Группа 5
Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано прежде всего с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд – это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует поэтому планирования и контроля исполнения, он поэтому всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины.
С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии
Ключевые слова: деятельность, создание, полезный продукт, задание, обязательства.
Комментарий учителя.
Определения из экономического словаря и учебного пособия известного психолога, философа С.Л.Рубинштейна расширяют смысловое поле слова «труд»: труд - это деятельность человека, которая требует от него не только напряжения физических сил, но и ума, он формирует личность, характер, определяет взгляды на мир как отдельного человека, так и народа в целом. Таким образом, труд играет ведущую роль в системе ценностей русского народа, формирует человека как личность, является мерилом личностных качеств человека. По тому, как народ относится к труду, можно судить об особенностях национального характера.
Поскольку ценностное отношение к труду складывалось на ранних этапах формирования этноса, мы обратимся к пословицам русского народа, произведения же русской литературы 17 века и современной литературы позволят нам проследить, менялось ли отношение русских к труду и сделать вывод о том, какое место в языковой и культурной картинах мира занимает концепт «труд», подтвердить или опровергнуть стереотип русской лени.
ЛКЗ-2.
Цель: моделирование портрета русских людей на основе анализа пословиц, названий русских месяцев из древнеславянского календаря, отрывков из «Домостроя».
Даны пословицы о труде, работе, деле. Распределите их по группам. Объясните, по какому признаку вы сгруппировали языковые единицы.
Как утверждает лингвист Г.В.Токарев, слова «работа», «дело» имеют отношение к концепту труд. В чем различие понятий «труд», «дело», «работа», обозначающих трудовой процесс?
Опираясь на данный материал, определите, каково отношение русских к труду.
1). Талант без труда не стоит и гроша. 2). Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем. 3). От работы не будешь богат, а будешь горбат. 4). Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье. 5). Богу молись, а сам трудись. 6). За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать. 7). Работа - от Бога, лень - от черта. 8). Работа дураков любит. 9). Трудом праведным не наживешь палат каменных. 10). Всех работ не переработаешь. 11). Без труда день годом кажется. 12). Дерево узнают по плодам, а человека по делам. 13). Кто любит труд, того люди чтут. 13). Без труда нет добра. 14). Без труда меду не едят. 15). Труд кормит и одевает. 16). Зажиточно жить — надо труд любить. 17). Работай до поту, так и поешь в о хоту. 18). У работающего в руках дело огнем гори. 19). Работай боле — тебя и помнить будут доле. 20). Рукам работа, душе праздник. 21). Добрые люди день начинают работой. 22). Без дела жить — только небо коптить.
Комментарий учителя.
Пословицы и поговорки отражают исторический опыт, быт и культуру народа, позволяют понять его образ мыслей, характер. Данные пословицы лишний раз подтверждают одно из положений урока: труд занимает ведущее место в системе ценностей нашего народа.
Пословицы можно разделить на две группы. В первой группе паремии о необходимости труда, работы в жизни человека, согласно которым жизнь, проведенная в трудах и работе, - залог уважения в обществе, благосостояния человека, душевной гармонии. В труде, в работе заключается смысл человеческой жизни.
1 группа пословиц.
Талант без труда не стоит и гроша. Без труда день годом кажется. Без труда нет добра. Без труда меду не едят. Зажиточно жить — надо труд любить. Работай боле — тебя и помнить будут доле. Рукам работа, душе праздник. Без дела жить — только небо коптить.
Во второй группе пословицы о деле и работе, в которых выражено скептическое отношение к целесообразности труда, что объясняется социально-историческими причинами - отчуждением труда крестьянина при крепостном праве, общинным уравнительным землепользованием. Труд и работа не приносят богатства (русскому менталитету свойственно отрицание ценности богатства), лишь достаток, а иногда наносит ущерб здоровью.
2 группа пословиц.
Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем. За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать. Работа дураков любит.
Всех работ не переработаешь. От работы не будешь богат, а будешь горбат. Трудом праведным не наживешь палат каменных.
Слова «труд», «дело», «работа» здесь употреблены в значении « занятие, деятельность», т.е. являются синонимичными. Однако, согласно
словарю эпитетов русского литературного языка К.С.Горбачевича, Е.П.Хабло, труд, дело, работа могут быть изнурительными, бесцельными, полезными, благими, праведными, честными, но только работа может быть неумелой, низкокачественной, неглубокой, незначительной, заурядной, а дело - беззаконным, бесчестным, грязным, злым, кровавым, преступным, обманным, темным.
Труд выполняют по обязанности, из чувства долга, он направлен на создание чего-либо полезного для общества. Труд - это напряженная творческая работа, которая утомляет скорее эмоционально, чем физически. Труд - характеристика исключительно человеческой деятельности.
Делом называют самый важный и самый тяжелый физический труд. Дело - занятие, действие, поступок для себя, работа - на других. Работа - подневольный труд: этимологически слово восходит к древнеславянскому слову «раб», что означало «сирота, бесправный в семье член рода». Раб, крепостной крестьянин, рабочий лишены труда как радости, наслаждения жизнью. Работа - это жизненная необходимость.
Русские, как мы видим, к труду относятся неоднозначно: с одной стороны, труд
ценится, он необходим для того, чтобы добиться успеха в жизни, с другой - излишнее усердие нежелательно, пользы не приносит, лишает физического здоровья.
ЛКЗ-3.
Прочитайте отрывки из памятника русской литературы 16 века
« Домострой», в котором систематизированы сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения, и сделайте вывод о том, как в средневековой Руси относились к труду. Выпишите из текста синонимы к слову «труд».
ПОХВАЛА МУЖЬЯМ
Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.
Собрав шерсть и лен, все, что нужно, исполнит руками своими, будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богатства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук преумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на веретене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подает нищим - не беспокоится о доме своем ее муж… Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу…
КАК РУКОДЕЛЬНИЧАТЬ ВСЯКОМУ ЧЕЛОВЕКУ И ЛЮБОЕ ДЕЛО ДЕЛАТЬ, БЛАГОСЛОВЯСЬ
В домашнем хозяйстве и всюду, всякому человеку, хозяину и хозяйке, или сыну и дочери, или слугам, мужчинам и женщинам, и всякому мастеровому человеку, старому и малому, и ученикам любое дело начать и рукодельничать: или еду и питье готовить, или печь что и разные припасы
делать и всякое рукоделье и ремесло, и приготовь, очистясь от всякой грязи и руки начисто вымыв, прежде всего - святым образам поклониться трижды в землю, а если болен - только до пояса; а кто может - "Достойно есть" произнести, так, благословясь у старшего, и молитву Исусову проговорит, да, перекрестясь, и молвит: "Господи, благослови, Отче!" - с тем и начать всякое дело, тогда ему божья милость поспешествует, ангелы незримо помогают, а бесы исчезнут, и дело такое Богу в честь, а душе на пользу.
А есть и пить с благодарностью - будет сладко: что впрок сделано, то мило, делать же с молитвой и с доброй беседой или в молчании, а если во время дела какого раздастся слово праздное и непристойное, или с ропотом, или со смехом, или с кощунством грязные и блудливые речи и песни бесовские да игры,- от такого дела и от такой беседы божья милость отступит, ангелы отойдут в скорби, и возрадуются бесы, видя, что волю их исполняют безумные христиане. И приступят тут лукавые, влагая в помысл всякую злобу, вражду и ненависть, и подвигнут мысли на блуд и на гнев и на всякое кощунство и сквернословие, и на всякое прочее зло, - и вот уже дело, еда и питье, не спорятся, и каждое ремесло и всякое рукоделие не по-божьи свершается, Богу во гнев, ибо не благословенное людям не нужно, не мило, да и не прочно оно, а еда и питье не вкусны и не сладки, только дьяволу да слугам его и угодно, и радостно. А кто рукоделье не чисто исполнит, и в ремесле каком что украдет, подмешает, подменит или соврет и притом побожится ложно: не настолько сделано или не в столько стало, а он врет, - так те все дела не угодны Богу, и тогда запишут их бесы, и за это все взыщется с человека в день Страшного суда. И хозяина обманул, и людям навредил, да и впредь никто ему не поверит. А если что сотворил не по правде или приврал и выклянчил, или выторговал обманом, - не благословен подобный доход, не надежен, и милостыня с него неприятна Богу. От праведных же трудов и от честных доходов и себе надежно, и Богу достойно дать, и такая милостыня Богу приятна, а сам человек Богу угоден и людьми почтен, всякий ему во всем доверяет: и в этом мире добрыми делами Богу он угодит, и в будущей жизни во веки царствует.
КАК СОХРАНЯТЬ ПОРЯДОК ДОМАШНИЙ И ЧТО ДЕЛАТЬ. ЕСЛИ ПРИДЕТСЯ У ЛЮДЕЙ ЧЕГО ПОПРОСИТЬ ИЛИ ЛЮДЯМ СВОЕ ДАТЬ.
А для любого рукоделья и у мужа и у жены всякое бы орудие в порядке на подворье было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное; и у жены для всякого ее рукоделья и домашнего обихода всегда бы порядок был свой, и хранилось бы все то бережно, где что нужно, ибо если придется что делать - никто ничего не слыхал: в чужой двор не идешь ни за чем, все свое - без лишнего слова.
Да поварские принадлежности, хлебопекарные и пивоваренные все бы были у себя сполна: и медное, и оловянное, и железное, и деревянное,- какое найдется. Если же и придется у кого в долг взять или свое дать: женскую одежду, бусы или мониста, или свое дать: одежду мужскую, сосуд серебряный, медный, оловянный или деревянный, или какое платье, и какой-то запас, - так все пересмотреть, и новое все и ветхое: где измято или побито, или дыряво, а одежда измазана ли и продралась, и какой-то в чем-нибудь непорядок или что
не цело,- и все то сосчитать, и заметить, и записать, и тому, кто берет, и тому, кто дает - обоим то было бы ведомо.
Комментарий учителя.
Труд - дело, плоды, рукоделие, ремесло, порядок (синонимы).
В средневековой Руси труд уже не воспринимается как наказание за грехопадение, а становится неотъемлемой частью человеческого существования. Труд воспринимался нашими предками как лекарство от праздности. считался богоугодным делом, занятием, которое ведет к спасению души. Согласно «Домострою», идея труда связана с представлением о честности, добропорядочности, добросовестности, бережливости, любви к ближнему - лучшими качествами человека средневековой Руси. С принятием христианства идея труда связывалась с представлением о подвижничестве, соборном соединении усилий, любовь к труду считалась выражением духовности.
ЛКЗ-4.
Даны названия русских месяцев. Какое(ие) из названий свидетельствует об отношении русского народа к труду? (работа с этимологическим словарем)
-
Январь
Просинец, сечень, стужень
Февраль
Бокогрей, сечень, снежень
Март
Зимобор, протальник, капельник
Апрель
Брезень (березозол), снегогон, цветень
Май
Травник(травень)
Июнь
Разноцвет, червень
Июль
Страдник, липец (липень), грозник
Август
Жнивень, серпень, зарев
Сентябрь
Вересень, хмурень
Октябрь
Листопад, жёлтень
Ноябрь
Грудень, овсень
Декабрь
Студень
Комментарий учителя.
Сечень (название содержит указание на время для вырубки леса при засечном земледелии), страдник (указание на время для сенокоса, страды), жнивень и серпень ( содержат указание на пору жатвы ), вересень (содержит указание на время сбора урожая: слово образовалось от глагола врещи , т.е. «молотить»), овсень (указание на время переработки овса, льна, или конопли; в это время мяли и трепали лен, заготавливали пряжу). Остальные названия отражают сезонные явления природы, важные с точки зрения земледельца. Ученые (историки, этологи?) полагают, что отношение русских к труду складывалось в результате освоения новых земель ( лесных территорий): чтобы подготовить пашню, сначала обдирали кору с деревьев, зимой проводилась рубка леса, из срубленных деревьев возводили гигантские костры, которые передвигали, чтобы выжечь всю территорию и удобрить ее золой.
Заметим, что труд для русского человека в силу природных особенностей носил неравномерный характер: времени для земледельческого труда было немного, человек привыкал чрезмерному кратковременному труду, работать приходилось слаженно и быстро, а в течение зимы и осени оставаться без дела.
Историк, этнограф Громыко М.М. в книге «Мир русской деревни» пишет о том, что время сенокоса почиталось как праздничное событие, которое ждали с нетерпением: «При благоприятных условиях, уборка сена считается одной из приятнейших сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье после утомительного зноя. Мужчины на покос одевали ситцевые рубахи, а женщины — ситцевые сарафаны; и то и другое из покупной ткани красного цвета. Для обеда объединялись по несколько семей. После обеда старики отдыхали, а молодежь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружок»1.
Итак, вывод, к которому мы пришли, опровергает представление о непобедимой лени русских.
ЛКЗ-5. Метафорический портрет концепта «труд».
Цель: создать метафорический портрет слова «труд»
Работа в группах.
Группа1.
Прочитать отрывок стихотворения русского поэта, литературного критика начала 19 века А.Ф.Мерзлякова. Выписать из стихотворения метафоры труда. Чем необычна интерпретация образа труда в стихотворении поэта 19 века?
ТРУД
Хор грянул!.. Кто слетел в гармонии небесной?
Не вы ли, девы гор, любезных для певцов?
Как пламень, как восторг - приход ваш благовестный!
О, радость, красота превыспренних умов!
Откройте, музы, нам в день светлых вдохновений,
Царю, отечеству священноприношений,
Откройте пир духовный нам,
В завет и чадам, и отцам!
От бога песнь течет, да взыдет в лоно бога!
Всепоклоняемый! - Ты будешь! - Был! - Един!
Во славе вечностью объятого чертога,
На камени твоих незыблемых судьбин,
В высоком благости, могущества совете,
Повсюду зримый свет в непостижимом свете,
Твоя премудрость председит,
Всё зиждет, держит и хранит!
Еще в безмолвной мгле хаосных бездн лежала
Недвижимая жизнь, как море без брегов,
Как льдяный океан без вида, без начала;
Всесильная рекла - раздался тьмы покров,
Стал ангел бытия и воспалил пучины,
И тронулись стихий таинственны махины;
Движенья, числа, меры, вес
Прияли ход, и труд воскрес!
Воскрес всеобщий труд - с божественного трона
Ниспосланную мысль в себе раскрывший мир,
Вседействующа жизнь! - Единого закона,
Единой воли плод! Огнь, влага, прах, эфир,
Несчетно разное несчетных сил слиянье -
Всё царственно труда благого одеянье!
Он времени душа и цвет;
И мир, и время в нем уснет!
Кто избранны его? Где сонм его венчанный?
Святое правило, век верное себе;
Порядок, стройности ревнитель постоянный;
Терпенье, крепкое превратностей в борьбе;
Хозяйство ясное со взором всестрегущим,
И опыт, судия минувшего с грядущим,
И ты, согласье, связь вещей,
Духов небесных корифей!
От ветров четырех четыре трубны гласа
Беседуют с тобой, о смертный царь земли!
Се! лето, и весна, и осень златовласа,
И грозная зима тебе рекут: внемли!
Нощь хартию из букв горящих разлагает;
День ризой пламенной свод горний облекает,
Чтобы во славе их лица
Ты зрел творенье и творца!
Что нощь сия? Что день? Что утро, вечер красный?
Что года времена, текущие чредой?
Мечтания очей, иль силы, нам неясны,
Боготворимые от робости слепой?
Зевес ли мещет гром, иль духи бурь могучи
В пределах огненных, как рати, водят тучи,
Чтобы поля плодотворить
И мир под небом водворить?
По мановению ль дриады молчаливой
Из корня сок, взнесясь, цветка приемлет вид?
Готовое ль в горах, судьбою справедливой
Утаено сребро и блеск алмаза скрыт?
Бриарея ль тесня, Везувий мещет лавы?
Нептуну ли Нерей вьет волны седоглавы,
И Тартара ужасный царь
Приводит трусом в трепет тварь?
Деятельность! везде твои явленья дивны!
Везде присутствия всемощного черты!
Что нами зримая природа? - беспрерывный
Труд, духом вышнего живимый с высоты!
Что видимых вещей утраты, возрожденья?
Повсюду сущего труда преображенья,
И жизнь моя, скорбей сосуд,
Не есть ли духа, персти труд?
Кто тайными сопряг стихии все браздами,
Как всадник в поприще враждующих коней,
Кто тяготения нетленными цепями
Все солнцы съединил, как светлый круг детей,
С землею небеса бореньем благодатным,
И с сушею моря питанием возвратным,
И все три царства дел своих
Войною, службой, нуждой их, -
Тот настоящего в немноги влил мгновенья
Минувших дней искус, мечты грядущих лет,
Тот - вышний - дал во власть работы и терпенья
И меру наших благ, и меру наших бед;
Тот вечну прю возжег меж злом и добротою,
Тот страсти оковал взаимною борьбою,
Пороки совестью сразил,
Бессмертьем - ужасы могил!
Что радость? - робкая забота наслажденья!
Что скорбь? - с надеждою воюющий недуг!
Что страсти? - разума и воли треволненья,
Меж горним и земным работающий дух!
Труд царствует везде: чувств, мыслей воспитатель,
Он гения отец, богатств его стяжатель;
Где нет труда - огнь чувств без сил!
Высокий ум - орел без крыл!
Рвись, зависть, ковы строй - он змей попрет стопами;
Свирепствуй, нищета, - мужает он тобой!
Хлад душ! Презрение! растет, великий, вами,
И, победитель, мстит вам пользой вековой!..
Труд, в каплях падая, граниты пробивает,
Пронзает недра гор и блата иссушает,
На камнях Альпов хлеб растит
И в сердце злом добро плодит.
От слова - сонм миров вещественных согласный,
Что ж нравственны миры?.. слияния словес!
Язык - жизнь - труд умов, - повсемственный, всевластный
Орган зиждительных, всеправящих небес!
Труд в светлом образе гармонии священной,
Нисшед, собрал зверей, род, свыше отличенный,
Подвигдрева, кремень возжег, -
И встал царь тварей - человек!
Сколь сладостно труда среди семейств явленье!
Он, матери любовь, лелеет колыбель;
Он будит чувствия, дает им направленье;
Отца испытный ум, он кажет подвиг, цель!
Он здравие, он страж; он присный наш хранитель;
Он в друге верном нам советник, утешитель,
Безмездный, даровитый брат,
Делитель скорбей и отрад!
Атлант, на раменах держащий неба своды,
Не труд ли свесил груз взаимностей и нужд?
Благотворящий дух, меж власти и свободы
Посредник и судья, корысти, рабства чужд,
Дал царствам, обществам он прочность, круг, законы
И, свыше вдохновен, воздвигнул грады, троны,
Почтенный - в славе алтаря,
Великий - в образе царя!
Где первый след ума, где первый путь познаний,
И кто - измеритель вселенныя - дерзнет
Обнять поля его побед, предначинаний?
Он, сам себе чудясь, ответа не дает!
Науки смелыя мыслительное зданье
Объемлет целый мир - племен, веков собранье,
Нерукотворный храм святой!
Кто жрец твой, боже? - Труд благой!
Комментарий учителя.
Метафоры труда:
Жизнь, плод, огнь, влага, прах, эфир, времени душа,, мир, зримый свет, связь вещей, чувств и мыслей воспитатель, гения отец, хранитель, Атлант, который держит неба свод, царь.
Стихотворение А.Ф.Мерзлякова необычно тем, что образ труда вписан в космогоническую картину мира: из хаоса рождается труд, сопровождаемый ангелом. Труд подобен демиургу, ибо творит все сущее на земле, он гармонизирует пространство жизни. Труд руководит стихиями, он сам стихия. Труд помог людям высечь огонь, сделал человека человеком. В сопровождении правил, порядка, терпения, согласия, опыта труд руководит жизнью, им держится жизнь, он и есть сама жизнь.
Группа 2.
Прочитайте выдержки о труде из книг писателя, историка З.В.Душковой. Найдите в тексте метафоры труда.
«Труд является непрестанною молитвой души человеческой… Труд умножает наши жизненные токи, совершенствуя всю структуру человеческую. Не позавидуйте другому, зависть способна притянуть низшие токи, ибо созвучна им. А лучше рассмотрите те возможности, что привели того или иного человека на высоту, занимаемую им. Талант ли, трудолюбие ли, усердие иль терпеливая усидчивость высекли в нём то качество, что приглянулось вам? Можно позаимствовать и терпения, и усидчивости, и усердия, чтобы добиться того же, коль есть к тому стремление преображения. Ничто не даётся легко, ко всему должен быть приложен гигантский кропотливый труд. Лишь он даёт право развернуться в цвете, привлекая красотой бутона завистливые взоры».
«О труде особо сказать хотелось бы, ибо он основою всего является. Без него немыслимо никакое движение вперёд. Он — двигатель прогресса. Он — маг, алхимик и чародей. Он — водитель ваш высокий, способный вывести на высочайшую ступень Лестницы Эволюции. Трудом себя трансформируем и всё вокруг преображаем деяниями рук своих. Труд это та единственная возможность, которая способна из человека — Творца сотворить».
«Труд — это не только гайки крутить и сваи во чрево земли заколачивать. Труд — это песнь души, труд — это молитва, труд — это восторг сердечный! Труд, в первую очередь, радость приносить должен, и если её нет, то поколение рабов скорее вырастим, чем творцов свободных».
Комментарий учителя.
Метафоры труда:
молитва души, песнь души, восторг сердечный, двигатель прогресса, труд питает цветок души человека, маг, алхимик, чародей, водитель, который выводит на высшую ступень Лестницы Эволюции.
По мнению З. Душковой, труд - составная часть духовной жизни человека. Только в том случае, если труд рождает в душе человеческой радость, он способствует его духовному и интеллектуальному развитию, только тогда труд формирует человека-творца, а не раба.
ЛКЗ-6.
Вернемся к афоризмам о труде, предложенным в начале урока. Опираясь на материалы урока и данные афоризмы, составьте кластер, отражающий смысловое поле концепта «труд».
1). ТРУД в наше время — это великое право и великая обязанность.
(В. Гюго)
2). ТРУД — целительный бальзам, он — добродетели источник. (И. Гердер)
3). Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к ТРУДУ. (С.Смайлс)
4). ТРУД в наше время - это великое право и великая обязанность.
(В.Гюго)
5). ТРУД - это совесть. (А.Платонов)
6). ТРУД - это долг и счастье для всех. (Л.Н.Толстой)
Итак, мы убедились в том, что труд всегда занимал ведущее место в системе духовных ценностей русских людей, в культурной и языковой картине мира. Он формирует человека как личность, возвышает его
над суетой жизни, является мерилом личностных качеств человека. Это деятельность, требующая усилий, или результат усилий, источник радости и счастья. Труд физический обладает более низким статусом, нежели душевный, поскольку направлен на создание земных благ. Особенно ценным является труд на благо общества, труд-подвиг, труд-подвижничество.
Однако без труда человек ощущает бессмысленность жизни, его отсутствие ведет к порокам, он лишает человека здоровья. В русской культурной картине мира не приветствуется стремление к легкому труду, не приветствуется безделье.
Этнический стереотип русской лени - упрощенное представление о русских, предубеждение. Русским свойственно трудолюбие. Представление же о русской лени, вероятно, связано с отсутствием заинтересованности крестьянина в результате своего труда, часть которого он отдавал помещику, в невыносимых условиях труда.
-
Создание речевого произведения на основе концепта «труд» .
Цель: создание речевого произведения на основе концепта «труд».
Написать эссе на предложенные темы:
-
«Способность, доблесть — все ничто, пока мы не приложим труд»
-
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастья, его восторг». (А.П.Чехов)
Литература.
Громыко. В.В. Мир русской деревни». http://statehistory.ru/books/Marina-Gromyko_Mir-russkoy-derevni/7. 2011г.
Даль. В.И. Пословицы русского народа. Т.I-II. М., 1994. Т.I. С. 57-58.
Домострой. http://nesusvet.narod.ru/books/domostroy.htm
Душкова З.В. Труд есть жизнь. Беседа о труде. (часть 1). http://oozv.narod.ru/education/paroshina_trud1.htm. 2010г.
Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Т.3. Р-Я. Издательство АСТ, 2007, с. 914
Жуков К.А. Актуализация ценностного аспекта концепта «труд» в пословичной картине мира русского народа. Вестник Новгородского государственного университета. «47. С.65-68.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:725000 слов и 75 фразеологических выражений/Российская АН. Ин-т рус.яз.; Российский фонд культуры. –М.: Азъ LTD., 1992. – с. 842.
Платонов. О. Энциклопедический словарь Русской цивилизации. Святая Русь. http://readr.ru/o-platonov-enciklopedicheskiy-slovar-russkoy-civilizacii-svyataya-rus.html.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Спб: Издательство «Питер», 2000, с. 657.
Семенов. А.В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. Юнвес. 2013, с. 674
Токарев. Г.В. Дискурсивные лики концепта: Монография. - Тула: 2003г.
С. 65.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В4т. Т4 (Т-Я )/ Пер с нем. И доп. О.Н.Трубачева; под htl и с предисл. Б.А.Ларина. - 3-е изд., стер. - Спб.: Терра - Азбука, 1996. - с.108.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Русский язык (9 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.