Конспект урока «Игровые приёмы на уроках музыки» по педагогике для все классыа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №2 г. Котовска
Методическая разработка
Игровые приёмы на уроках музыки
Подготовила: учитель музыки
Комбарова О. В.
Котовск, 2010 г.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ
на уроках музыки.
Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности продолжает оставаться игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся этой возрастной группы становится доступнее понимание сути какого-то научного процесса или явления. На уроках музыки игровые приемы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоемкие процессы слушания музыки или ее разучивания не оказались слишком утомительными.
Согласно словарю глагол «играть» означает «забавляться, развлекать». Но на музыкальном уроке обычно имеет место музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле специальных – музыкальных – видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их.
Предлагаю вашему вниманию несколько игровых приемов, применение которых поможет учителю музыки занимательнее и плодотворнее провести уроки в начальной школе.
Всегда эффективно, мобилизуя детское внимание, действует прием под названием «Пение про себя», когда по знаку педагога часть ранее выученного музыкального произведения исполняется как обычно, а часть – «молча», пропевается только внутренним слухом.
Одним из сигналов к введению «пения про себя» служит мимика педагога – утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «Поем про себя». Такой сигнал используется, если педагог во время исполнения классом песни или попевки играет на инструменте, аккомпанируя звучанию классного хора. Если же произведение исполняется «а капелла» или под фонограмму музыкального сопровождения, то педагог в это время руководит классным хором, дирижируя. Чтобы подать команду «Поем про себя», педагог может прекратить дирижировать во время конкретного момента – сжать пальцы в кулаки и остановить движение рук, замерев «на точке».
На начальных стадиях внедрения этого приема чередование разных манер пения – вслух и «про себя» – удобно проводить построчно. Приведу два примера того, как можно применять этот прием во время повторения распеваний.
Андрей-воробей, не гоняй голубей (вслух)
Гоняй галочек из-под палочек (про себя)
Уж как шла лиса но травке (вслух)
Нашла азбуку в канавке (про себя)
Она села на пенек (вслух)
И читала (про себя)
весь денек (вслух)
Такое исполнение является наипростейшим. По мере того, как у школьников будет накапливаться некоторый певческий опыт, реально усложнить задание, «раздробив» строчку песни. Вот как можно исполнить начало «Песни о школе» Д. Кабалевского:
Мы в счастливый (вслух),
светлый день
Поступили (про себя)
в школу (вслух)
Окончание куплета или упражнения поется вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию и понять, сумели ли они вернуться к тонике.
В дальнейшем прием пения внутренним слухом можно применить при повторении уже ранее выученных песен. Детям дается задание: «Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните первый куплет «в уме» одновременно со звучанием мелодии». Таким образом, можно помогать ученикам вспоминать мелодии и тексты – «Песни о маме», «Песни о пограничнике», попевки «Мы – второклассники» и др.
Чтобы заострить внимание школьников при прослушивании инструментальных пьес, можно обратиться к приему под названием «Прослушаем музыку с закрытыми глазами».
С этой целью педагог перед прослушиванием музыкальной пьесы объясняет ее содержание, а затем фиксирует внимание детей на каком-нибудь ярком моменте, акцентированном композитором. Задачей школьников при прослушивании музыки является фокусирование восприятия при ее звучании для того, чтобы уловить указанный конкретный момент.
Например, при знакомстве с отрывком «Ночь» из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» детям дается следующее задание: «Обратите внимание на то, что среди плавной, безмятежной музыки, рисующей ночное спокойствие, композитор вводит образ падающей с неба звезды. Чтобы вам лучше услышать это, давайте закроем глаза. А когда вы услышите, как музыка нарисует мгновение с летящей с неба звездой, посмотрите на меня».
Прием «Прослушаем музыку с закрытыми глазами» эффективен тем, что снимает возможность подсказки: каждый из учеников дает собственный «ответ» на поставленное педагогом задание, а учитель может проанализировать правильность его выполнения сразу практически у всего класса. Свою просьбу учитель может повторить и на последующих уроках, при повторном прослушивании уже знакомой пьесы: результативность приема от этого не снизится. Только тогда задание следует несколько усложнить. Например, дети, не раскрывая глаз, должны указать нужное место взмахом руки или обязаны отметить, какими изобразительными и выразительными приемами композитор пользовался, чтобы подчеркнуть выделение того или иного важного момента.
Подобное задание – «Прослушайте музыку с закрытыми глазами и посмотрите на меня (или взмахните рукой) в нужный момент» – можно использовать для изучения отрывка «Купание в котлах» из балета «Конек-Горбунок» Р. Щедрина, когда детям надо уловить появление из котла Иванушки; пьесы Э. Грига «Утро», когда взглядом надо показать момент восхода солнца, и т. д. Обычно дети достаточно успешно улавливают в контексте основной пьесы указанные педагогом моменты.
Впоследствии можно использовать этот прием, уже обогатив его более совершенной специализированной терминологией: попросить детей указать, в каком месте – в начале, середине или конце – музыкальной пьесы находится её кульминация – наиболее яркий момент развития сочинения. Кроме того, перед детьми ставится задача перечислить средства музыкальной выразительности при показе кульминации. Так, при прослушивании «Прелюдии № 7» Ф. Шопена школьники могут отметить, что в этом произведении кульминация расположена в конце и выделена высотой звучания мелодии и замедлением темпа музыки.
В более старших классах прием «Послушаем музыку с закрытыми глазами» можно несколько модифицировать. Скажем, предложить учащимся не закрывать глаза, а всего лишь несколько наклонить голову и в нужном месте «поднять глаза, посмотрев на учителя».
На каждом уроке школьников учат умению словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать об её эмоциональном восприятии. Такое умение улучшает усвоение музыки и развивает осознанность этого процесса. Следовательно, существует реальная необходимость развивать у детей практику высказываться о музыке, обогащая свой словарный запас.
Музыканты, работающие со школьниками начальных классов, обращают внимание на то, как скудна лексика детей при определении ими характера музыкального произведения. Чаще всего, отвечая на вопрос педагога о характере прозвучавшего произведения, дети используют две основные характеристики – «хорошая» и «добрая». Но лексическая ограниченность речи детей 6 - 8 лет – явление закономерное. Оно отражает общее качество, характерное для всех детей данного возраста, – неодинаковую частоту употребления ими различных частей речи. Как показывают исследования учёных-филологов, только два процента словарного запаса младших школьников составляют имена прилагательные. Поэтому необходима специальная работа по обогащению речи учащихся начальных классов разнообразными художественными эпитетами для приобретения школьниками умения рассуждать о музыке.
Работе по совершенствованию лексического состава речи можно дать условное название «Копилка музыкальных терминов».
На занятиях с учениками начальной школы можно использовать два варианта такого приема.
Первый вариант построен на том, что ученики должны подтвердить или опровергнуть мнение самого учителя о прослушанном ими музыкальном произведении.
На практике это выглядело следующим образом. Дети слушали музыкальное произведение, а затем учитель поочередно давал определения его характера. Если определение было правильным, то ученики должны были хором повторить его. Вот как проходила работа по методу «копилка» при изучении пьесы Э. Грига «Заход солнца».
Учитель. Ребята, внимательно слушайте слова, которые я вам буду называть. Если, по-вашему, слово подходит к характеру этой музыки, то вы должны повторить его. А если слово неверное, то молчите. Смотрите, не ошибитесь. Итак, я считаю, что эта музыка нежная.
Ученики (повторяют). Нежная.
Учитель. Я думаю, что эта музыка ласковая.
Ученики. Ласковая.
Учитель. А может быть, эта музыка - торжественная? (Задача детей в данном случае – заметить «ошибку» учителя и промолчать).
Класс молчит, затем слышатся возражения: «Нет. Неправильно».
Учитель. Молодцы, вы внимательно слушали музыку и не ошиблись.
Далее педагог поочередно предлагает подтвердить или опровергнуть следующие термины: задушевная, суровая, стремительная, таинственная, отрывистая, прозрачная, страшная, мягкая, грозная, плавная.
Из предложенных 10 эпитетов только пять действительно соответствуют характеру сочинения. Остальные пять (стремительная, грозная и т. д.) дети должны были выделить как неправильные.
Если школьники допускали ошибки (а этого не избежать), то в ходе работы шло обсуждение термина – верен он или нет.
По мере приобретения у учащихся навыка «интеллектуального боя» целесообразно уделять внимание накапливанию эпитетов синонимического ряда, то есть схожих по смыслу, но разных по звучанию.
Приведу примерные группы таких терминов-синонимов по отношению к разнохарактерной музыке:
Веселая – радостная, счастливая, бодрая, резвая, смешная, игривая, скачущая, солнечная, задорная, озорная, шутливая, бойкая.
Грустная – печальная, невесёлая, жалобная, задумчивая, скорбная, хмурая, обиженная, просящая.
Нежная – ласковая, плавная, осторожная, задушевная, мечтательная, светлая, прозрачная, спокойная, добрая, приветливая, неторопливая, мягкая, плавная, напевная, протяжная, сдержанная.
Сильная – чёткая, решительная, торжественная, праздничная, бодрая, важная, гордая, победная, мужественная, бесстрашная, отважная, грозная, военная, солдатская, суровая, строгая, уверенная, храбрая, смелая.
Взволнованная – тревожная, беспокойная, таинственная, сказочная, торопливая, стремительная, волшебная.
Отрывистая – легкая, острая, шутливая, колючая.
Страшная – злая, грубая, настороженная, опасливая, пугливая, сердитая, недовольная, темная.
Второй вариант приема «Копилка музыкальных терминов» заключается в том, что дети расширяют свою лексику определений, запоминая новые термины, которые называл кто-нибудь из самих учащихся. Обычно новый термин прочно закрепляется в памяти детей благодаря хоровому ответу по взмаху руки учителя.
Вот пример применения второго варианта приёма «копилка» на уроке музыки.
Школьники прослушали вступление к симфонической картине Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (условное название отрывка – «Море»).
Затем между учителем и классом произошёл следующий диалог:
Учитель. Скажите, пожалуйста, какой была эта музыка по характеру?
Олеся П. Музыка была сильная.
Света X. Веселая.
И р а Г. Сказочная.
Максим Б. Волшебная.
Учитель. Волшебная – это новое слово. Давайте повторим его вместе всем классом (взмахивает руками, класс повторяет хором: «Волшебная»). Еще раз, пожалуйста! (класс повторяет: «Волшебная»).
Максим А. Таинственная.
Учитель. И слово «таинственная» – новое для нас. Давайте повторим и его (идет двойное повторение классом слова «таинственная»).
Полученный школьниками новый уровень владения музыкально-определительным лексиконом служил базой для последующего его переноса на новые, изучаемые в дальнейшем музыкальные произведения. Дети приобретают навык давать музыкальной пьесе не одиночные определения, а целые терминологические «цепочки» близких по смыслу слов.
Всегда дает положительные результаты игровой приём, при котором подразумевается вокальное воспроизведение школьниками лейтмотивов инструментальных пьес. Ведь музыка – искусство, существующее во времени, а детям порой бывает нелегко оценить и охарактеризовать мелодию, которая уже завершилась, перестала звучать. Поэтому для лучшего запоминания основных лейтмотивов можно придумать текст, который подходит по смыслу и ритму. Для детей запоминание мелодии с текстом бывает более успешным, чем её исполнение лишь в варианте вокализа.
Такой приём можно назвать «Споём инструментальную мелодию», и его можно прокомментировать при знакомстве учащихся с пьесой П. И. Чайковского «Болезнь куклы». Первые четыре такта произведения, где мелодия проведена в партии правой руки, можно напеть на октаву ниже со словами «Я бо-ле-ю» (музыкальный пример).
Мелодия в данном случае лучше запоминается, становится легко узнаваемой и помогает сильнее прочувствовать настроение пьесы.
Реально сделать аналогичный «вокальный вариант» других инструментальных сочинений, имеющихся в школьной программе для цели прослушивания.
Скажем, мелодическое начало «Марша» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» можно легче запомнить с помощью некоторых вариантов подходящих по содержанию слов. Например:
Как праздничной ёлки хорош наряд.
Шёл сказочных воинов парад.
Все мы захотели пойти гулять,
Но нам надо ёлку наряжать.
Приведенные варианты текста нельзя считать эквивалентными гениальной музыке композитора, но в данном случае текст с успехом выполнил частную функцию, то есть помог запомнить триольное начало «Марша» и ощутить особенности его характера – «сказочность», игривость, предчувствие новогоднего праздника, которые и хотел передать композитор.
Сначала с детьми разучивается ритмический рисунок мелодии, при этом школьники помогают себе, дублируя его хлопками в ладоши. Затем на уже знакомый ритм «накладывается» выученный текст.
Наиболее ярким примером использования данного игрового приёма является вокальное исполнение мелодии «Марша деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.
В ходе урока при знакомстве с данным произведением учитель проводит целый ряд музыкально-образовательных действий: школьники сначала эту пьесу прослушивают, затем разбирают средства её художественной выразительности, маршируют под её звучание, изображая руками кукол-барабанщиков и т. д.
Но помимо качества, заявленного в заголовке произведения (марш), лейтмотивы знаменитой фортепианной миниатюры отражают главное свойство художественного дара П. И. Чайковского – мелодизм. То есть они не только быстро запоминаемы и узнаваемы, но и удобны для вокального воспроизведения. В этом легко убедиться, предложив детям напеть основные темы пьесы. Кроме того, мелодии музыки удобны для исполнения детскими голосами: лейтмотивы построены с использованием тесного звуковедения, в небольшом диапазоне, с несложными ритмическими группировками. Поэтому педагог по желанию может предложить детям для работы на уроке музыки, помимо инструментального варианта, ещё собственную вокальную обработку этого марша. В вокальной обработке следует бережно сохранить основную мелодию пьесы-первоисточника, только сделать её перенос в средний певческий регистр (изменить тональность из «ре мажора» в «соль мажор») и добавить стихотворный текст. Думается, текст, приведенный ниже, достаточно точно отражает тему музыки П.И. Чайковского: пунктирный маршевый ритм, контраст двух крайних мажорно-ярких частей с минорной средней, более приглушенной, игровое содержание.
П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
Слова И. Л. Агаповой
Раз-два! Аты-баты!
Весело солдаты
Сабли деревянные несут.
Пусть живут в коробке,
Но они не робки,
Увидали - кот ворует суп!
Пять-шесть! Аты-баты!
Выполнить команду,
Чтоб из кухни выгнать нам кота!
Брысь, кот! С нами ружья,
Воровать не нужно.
Будь, кот, честным, сдружимся тогда.
Раз-два! Аты-баты!
Весело солдаты
По ковру вдоль комнаты идут!
Пусть живут в коробке,
Но они не робки.
Службу честно здесь они несут.
Как показала практика, школьники вокализировали марш с большим желанием. В данном случае текст, с помощью которого осуществлялся воспроизводимый музыкальный эффект, оказался незаменимым педагогическим подспорьем.
Если исходить из перечня произведений, рекомендуемых общепринятой Программой по музыке для 1 - 4 классов, то можно выделить еще целый ряд инструментальных пьес с доступной для вокализирования мелодией.
Одним из игровых приемов, способствующих воспитанию у детей чуткости к миру музыкальных звуков, стало использование на занятиях предметов, которые при знакомстве с ними «обрастают» звуками, характеризующими их в различных ситуациях, а затем выступают в качестве художественного образа музыкального произведения, доступного для детского понимания. Условное название данного приема – «Сюрприз урока».
Слово «сюрприз» означает неожиданный подарок, неожиданность. Авторы рекомендуют использовать это слово для обозначения предмета, имеющего палитру собственных или окружающих его звуковых проявлений и способного выразить себя через эти звуки. Предполагалось, что «звуковое изображение» предложенного детям предмета облегчит понимание ими музыки, если данный предмет станет компонентом художественного образа.
В роли «сюрприза» могут выступать игрушки, иллюстрации, наглядные пособия, элементы карнавальных костюмов, учебные принадлежности, то есть предметы, которые отражают содержание художественного образа изучаемого музыкального произведения. Соответствующие музыкальные пьесы для каждого предмета-«сюрприза» подбирались предварительно.
Приведу примеры использования в качестве «сюрприза» различных игрушек (или их изображений) – кошки, колокольчика, часов.
Вот какой диалог произошел между учителем и классом при знакомстве с русской народной песней «Ходит Васька серенький».
Учитель (показывает игрушку или рисунок с изображением кошки). Все вы хорошо знаете это животное. Как его имя? Правильно, кошка, кот. Попробуйте-ка изобразить мне голос кошки! (Дети, не поднимая рук, вразнобой подражают голосу кошки)
Учитель. У каждой из ваших кошек получился свой голос и свой характер. А теперь прошу вас минутку подумать и выполнить первое задание. Покажите мне голос кошки, находящейся в добром настроении.
(Идут поочередные ответы детей)
Учитель. А каким станет голос у кошки, когда она расстроена? Представьте, например, что у неё кончилось молоко или убежала мышка.
(Ответы детей)
Таким образом, дети учатся не только различать разные настроения, но и передавать их посредством голоса. Все приведенные игровые приёмы способствуют сохранению интереса и внимания младших школьников на протяжении всего урока. Материал урока легко запоминается, если урок проходит в игровой форме, а дети меньше устают и получают больше удовольствия от такого урока.
Список литературы.
-
Науменко Г.М. Жаворонушки: русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. М, 1988 вып.5
-
Алпарова Н. Н., Николаев В.А. Музыкально-игровой материал для младших школьников. М, 2000
-
Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей младшего школьного возраста. М, 2000
-
Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань!: русское народное детское музыкальное творчество. М.,1988
-
Спутник учителя музыки. Сост. Т.В.Челышева. М., 1993
-
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки. М., 2000
-
Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Игровые приёмы на уроках музыки», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Педагогика (все классы). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.