- Преобразующая сила музыки

Конспект урока «Преобразующая сила музыки» по музыке для 6 класса


6 класс. 1 четверть. Шестой урок.

Тема четверти: «Преобразующая сила музыки»

Цель: учить слышать в музыке небольшую частичку жизни и понимать, что жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь через человека.

Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить знания музыкальных понятий (вспомнить термины и их определения).
2. Учить слушать – воспринимать – познавать музыкальное произведение, определять важнейшие средства музыкальной выразительности.
3. Дать понятие – фуга.
Развивающие задачи:
4. Продолжать работу по пополнению терминологии в музыкальном словаре.
5. На примере выполнения кроссворда вспомнить жанры, старинные музыкальные инструменты, фамилии известных композиторов.
6. Продолжить знакомство с лучшими образцами органной музыки.
Воспитывающие задачи:
7. Поощрять желание ребенка отстаивать свою точку зрения, иметь свое право на личное эмоциональное восприятие.
8. Воспитывать уважение к европейским музыкальным традициям, уважительно относиться к музыкальному искусству, учиться понимать и принимать его.
9. Учить слушать музыку, размышлять об услышанном музыкальном произведении, уметь высказаться и поделиться впечатлением.

Оборудование: Портрет И.С.Баха, слайд-шоу по жизни и творчеству композитора, плакат с кроссвордом, карточки с музыкальными терминами, опросные листы для учащихся.

Ход урока.
Организационный момент.
Вход в класс. Приветствие. Вступительное слово учителя.
- Ребята, несколько следующих уроков мы проведем с вами в увлекательном путешествии. Много интересного нам с вами встретится. Начнем мы путешествие с кроссворда. Именно он поможет нам с вами выяснить, что же мы с вами уже знаем? Что с вами изучали? Могут ли нам наши знания помочь открыть новое, интересное, познакомиться с новыми музыкальными произведениями.

- Подсказкой нашего путешествия послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово «Германия». Сегодня наш урок посвящен стране, которая дала миру талантливых композиторов. Внимательно прочитайте задания и впишите в горизонтальные линии музыкальные понятия.
1. - - г -
2. - е - - - - - -
3. - р - - -
4. - - м - - - - -
5. - а -
6. - - - - - н - -
7. - - - - - - и -
8. - - - - я
1. Это слово в переводе с немецкого означает «бег».
2. Автор «Лунной» сонаты.
3. Инструмент - оркестр.
4. Крупное музыкально произведение для симфонического оркестра.
5. Это имя известно каждому истинному любителю музыки - немецкий композитор.
6. Аккорды, сопровождающие мелодию.
7. Старинный струнный щипковый клавишный инструмент.
8. Старинный струнно-щипковый музыкальный инструмент.
- Ребята, а кто может теперь воспользоваться этими словами и вспомнить то, что мы с вами уже изучали, слушали, пели.

(учащиеся комментируют термины и понятия)

2. Развитие темы урока.
- Действительно, все эти слова нам уже встречались на уроках с начальной школы, с некоторыми из них мы встречались в прошлом учебном году. Вы молодцы, вспомнили величайших немецких композиторов – И.С. Баха и Л. Бетховена, вспомнили старинные музыкальные инструменты, звучание которых мы слушали в начальной школе, ну, а самым сложным, почти для всех, оказалось понятие – фуга. Именно с этим словом нам и предстоит сегодня познакомиться.
- Мы с вами говорили, что достоинством немецкой музыки стало творчество двух немецких композиторов – Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена. Именно Бетховен сказал о Бахе такие известные слова « Не ручей – морем он должен называться». Прошло уже более 250 лет, а интерес к музыке Баха не ослабевает.
(На доске вывешен портрет И.С.Баха)

- При жизни И.С.Бах не получил заслуженного признания. Только в прошлом веке в Германии была издана биография композитора, опубликовано полное собрание его произведений, стала исполняться музыка в концертных залах по всему миру. Бах никогда не уезжал за пределы своей страны, несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы из-за плохих условий. Последние 27 лет он работал в Лейпциге. Здесь И.С.Бах занял должность кантора – руководителя хора при церкви Святого Фомы. (рассказ учителя проходит на фоне слайд-шоу)

- Кто из вас помнит, чем прославился еще Бах, кроме сочинительства музыки?
- Кто из вас помнит название произведения для органа, которое мы с вами слушали?
- Прелюдия – это музыкальный жанр, в котором композитор может выразить одно настроение, одну мысль, прелюдии у Баха многоголосны.
 
- Чем привлекает нас музыка Баха?

- Ребята откройте в тетради свои музыкальные словарики и запишите определение.
- А кто нам объяснит, что это за понятие – музыкальный жанр?
- Чем музыка Баха отличается от музыки многих композиторов?
- Почему вы не спутаете музыку Баха?
- Что в ней особенного?
- Какая музыка называется многоголосной?
- Сейчас прозвучат три фрагмента прелюдий, вы должны будете в тетради, в таблице записать те буквы, которые будут соответствовать складу – многоголосному - полифония, аккордовому, гомофонно-гармоническому. Есть те, кому не совсем понятно задание?
П – полифония
А – аккордовая
Г – гомофонно-гармоническая

Музыкальный тест.

Музыкальные фрагменты даются в фортепианном исполнении.
Прелюдия № 7 Шопена
Прелюдия (ре минор) Баха
Прелюдия № 20 Шопена
- Сегодня на уроке прозвучит одна из красивейших фуг И.С. Баха. Давайте послушаем, а потом попробуем поделиться впечатлениями, что мы услышали.
Органная фуга (соль минор) И.С.Баха

- Какое настроение? Как вы думаете, какие мысли передает композитор?
- Какой прием развития использует композитор?
- Можно ли услышать в музыке динамические и ладовые контрасты?
     Главное, это обратить внимание учащихся на то, как музыка фуги от скромного звучания одного голоса непрерывно развивается до громогласной, величественной звучности в заключительных тактах.

3. Вокально-хоровая работа.
- Сегодня у нас с вами встреча со знакомым по четвертому классу вокальным произведением И.С.Баха. Кто из вас узнает его по мелодии? (учитель наигрывает мелодию).

- О чем эта песня? Как ее нужно исполнять? Вначале мы распоемся.
Певческие упражнения:
 
1. Да, дэ, ди, до, ду.
 
2. Ми-а; Ма-ми – уметь использовать слоги для распевания трезвучия и отрезков звукоряда.
3. Пение каноном «Пойду ль я, выйду ль я» - р.н.п.
- Песня - «За рекою старый дом» - старинная. Это немецкая песня в русском переводе. Работа с песней по плакату.

«За рекою старый дом» И.С.Бах

Обобщение темы урока.
- Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?
- Какие музыкальные фрагменты произведений мы услышали?
- Понравились вам эти произведения?
- Какие произведения и чем?
- С каким новым музыкальным жанром познакомились?
- Музыка какого композитора была представлена на уроке?

 4. Итоги урока.
Выставление оценок.
Выход под музыку из класса.
6 класс. 1 четверть. Седьмой урок.

Тема: «Преобразующая сила музыки»

Цель: учить слышать в музыке небольшую частичку жизни и понимать, что жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь через человека.

Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить понятие полифония на примере музыкального произведения.
2. Учить слышать главную мелодию и аккомпанемент.
3. На примере фрагментов музыки Баха и Бетховена учить разбираться и слышать полифонию и гомофонию.
Развивающие задачи:
4. На основе ранее полученного музыкального опыта учить рассуждать о музыке.
5. Продолжать работу по пополнению терминологии музыкального словаря.
6. На примере фрагментов музыкального диктанта учить сравнивать, анализировать и обобщать накопленный опыт по слушанию музыки.
7. Продолжить знакомство с лучшими образцами европейской классической музыки.
Воспитывающие задачи:
8. Поощрять желание ребенка отстаивать свою точку зрения, иметь свое право на личное эмоциональное восприятие.
9. Воспитывать уважение к европейским музыкальным традициям уважительно относиться к музыкальному искусству, учиться понимать и принимать его.
10. Учить высказываться о музыкальных произведениях на основе знаний специальной терминологии.
Оборудование: Портреты И.С.Баха и Л.Бетховена, слайд-шоу "Художественные образы композиторов в искусстве", карточки с музыкальными терминами.

Ход урока.

Организационный момент.
Вход в класс. Приветствие. Вступительное слово учителя.
- Ребята, кто из вас вспомнит, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, какую музыку слушали?
- С какими понятиями встречались, что нового узнали?
Музыкальная викторина. 
- Ребята приготовьте два вертикальных столбца. Вам нужно не только определить композитора, но и разобраться в складе произведения. Ну а если вы отметите и исполнение, то заработаете еще дополнительные очки.

1. фрагмент Прелюдии (ми минор)
2. фрагмент Менуэта (соль мажор) Бетховена

- Назовите еще одного известного всему миру композитора?
- Мы с вами в начальной школе говорили о том, что вершиной немецкой музыки 19 века стало симфоническое творчество Людвига ван Бетховена, представителя Венской классической школы.
- Кого называли венскими классиками?
- Кто помнит, что обозначает слова «классический», т.е «образцовый»? (на доске появляются знакомые таблички с понятиями)

Сонатная форма

Экспозиция Разработка Реприза

- Кто из вас начал вспоминать эти термины?
- Что такое «сонатная форма»? (такая форма, в которой есть два музыкальных образа (две контрастные темы) и развитие музыкального сюжета).
- Что могут означать слова «экспозиция» и «разработка»? - - -«Экспозиция» означает – показ, описание двух разных музыкальных героев, а «разработка»- означает – развитие или обработку двух тем экспозиции.
- Кто из вас вспомнит, с каким литературным произведением мы с вами сравнивали музыкальное произведение – симфонию?
- Чем «Сказка о золотой рыбке» А.С.Пушкина похожа с симфонией?

-В сказке Пушкин показывает двух героев – старика и старуху. В течение всей сказки развиваются события и показываются различные взаимоотношения героев (в музыке это развитие событий и отношений между темами, образами). И в конце сказки нам опять показывают героев (в музыке композитор обязательно будет повторять главные музыкальнее темы, образы).

-Сегодня мы с вами послушаем фрагмент 1 части Пятой симфонии Бетховена. Вам нужно прослушать и ответить на следующие вопросы:

1. Какой склад представлен у Бетховена, докажите.
2. Сколько музыкальных образов представлено?
3. Дайте характеристику зерну-интонации.

Фрагмент 1 части Симфонии № 5 Л.Бетховена (ответы учащихся).
Вокально-хоровая работа.

Помимо музыки для органа, для оркестра, для отдельных инструментов, Бах создал огромное количество вокальных сочинений, в том числе много песен. Сегодня мы начнем учить одну из его песен, по характеру близкой немецкой народной песне.

Певческие упражнения: 
1. Да, дэ, ди, до, ду.
 
2. Ми-а; Ма-ми – уметь использовать слоги для распевания трезвучия и отрезков звукоряда (квинта).
3. Пение каноном «Во дворе мы строим дом» - р.н.п.
4. «Весенняя песня» И. С. Бах
1. Слушание песни.
- Прослушайте и определите ее содержание и характер, отметьте особенности. Какой склад у этой песни? Полифонический или гомофония?
2. Разбор по плакату мелодии построчно в медленном темпе.
3. Разучивание мелодии и художественной отработки первого куплета.

Обобщение темы урока.
- Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?
- Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?
- Понравились вам эти произведения? Чем?
- Для чего нам на уроках нужны музыкальные викторины?
- Чем произведения Бетховена отличаются от произведений Баха (говорим только про те, которые слушались).
- Можно ли говорить о том, что произведения искусств, к примеру, музыки и литературы имеют схожие принципы построения? О чем это говорит?

 4. Итоги урока.
Выставление оценок.
Выход под музыку из класса.

6 класс. 1 четверть. Восьмой урок.

Тема четверти: «Преобразующая сила музыки»

Цель: учить слышать в музыке небольшую частичку жизни и понимать, что жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь через человека.

Задачи:
Обучающие задачи:
1. Закрепить понятие склада на примерах ранее звучавших музыкальных произведениях.
2. Учить слышать главную мелодию и аккомпанемент.
Развивающие задачи:
4. На основе ранее полученного музыкального опыта учить рассуждать о музыке, ее выразительности, фактуре, контраста, определять средства музыкальной выразительности.
5. Продолжать работу по пополнению терминологии музыкального словаря.
6. На примере муз. фрагментов учить сравнивать, анализировать и обобщать накопленный опыт по слушанию музыки.
7. На лучших примерах европейской классики доказывать, что между музыкой разных народов нет непреходящих границ.
Воспитывающие задачи:
8. Поощрять учащихся на высказывание собственного мнения, рассуждение о личном эмоциональном восприятии.
9. На примерах истории родного города доказывать значимость искусства.
10. Учить высказываться о музыкальных произведениях на основе знаний специальной терминологии.
Оборудование: плакат с «Гимном России», портреты композиторов, карточки с терминами.
Ход урока.

Организационный момент.
Вход в класс. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Вокально-хоровая работа. Певческие упражнения: 
1. Да, дэ, ди, до, ду.
 
2. Ми-а; Ма-ми – уметь использовать слоги для распевания трезвучия и отрезков звукоряда (квинта).
3. На слоги- та, на, па – пение дуолями и триолями- кварта, квинта, октава.
 
4. Пение каноном «Во дворе мы строим дом» - р.н.п.
5. Попевка - «Птичка над моим окошком…» - работа над динамическим контрастами фраз.

«Гимн России» А. Александрова

6. Слушание песни в записи.
- Прослушайте и определите ее содержание и характер, отметьте особенности. Какой склад у этой песни? Полифонический или гомофония?
7. Разбор по плакату мелодии построчно в медленном темпе.
Работа в темпе над выразительностью куплетов.

2. Развитие темы урока.

- Ребята, кто из вас вспомнит, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке, какую музыку слушали?
- Кто сможет напомнить, объяснить понятие «склад музыки»?
Есть еще такое понятие как «фактура», т.е «обработка».
- Давайте вспомним, какие бывают фактуры.
- Что означает слово «полифония»?
- С чем можно сравнить полифоническую музыку? (с разговором – беседой, нескольких человек на одну тему)
- Как не ошибиться в определении гомофонно-гармонической фактуры? (явно слышна мелодия с аккомпанементом).

- А кто может исполнять роль аккомпанемента? (и фортепиано, в фортепианном произведении и оркестр в оркестровом).
- Сейчас мы с вами проверим, легко ли определить на слух тот или иной склад в музыке – фактуру. Для этого приготовьте в тетради четыре кружочка. В каждый кружочек вы будите ставить значок – букву, обозначающую фактуру. Обсуждать ваши ответы будем после каждого прослушанного фрагмента. Надеюсь, что все примут активное участие в обсуждении.
Учащимся предлагаются такие обозначения.
• Г.г. – гомофонно-гармоническая
• А. – аккордовая
• О. – одноголосная
• П. – полифоническая
Музыкальные фрагменты:
1. О. – народная немецкая песня
2. П. – «Менуэт» И.С.Баха
3. Г.г. – «Утро» Грига
4. А. – Прелюдия № 20 Ф. Шопена

- Для того чтобы понимать и принимать музыку нужно ее слышать, слышать те изменения, которые в ней происходят. А эти изменения называются «развитием».
- Как вы это понимаете?
- Чем отличается композиторское развитие от исполнительского?
- Назови контраст в каждом элементе музыкальной речи: мелодия, лад, ритм, темп, регистр, динамика, фактура, звуковедение.

- Сегодня мы снова встречаемся с музыкой немецких композиторов. Именно музыка Баха и Бетховена оказала огромное влияние на развитие русской музыки прошлого и настоящего. Русские композиторы – Глинка, Римский – Корсаков, Чайковский, Стравинский; композиторы других стран – Лист, Шопен, Григ, Дворжак, Равель – учились на опыте этих композиторов. Их музыка до сих пор оказывает могучее воздействие на людей, стремящихся к миру, добру и культуре. 
Интересно, но факт. Именно в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде не смолкала из радиоэфира музыка немецкого композитора Бетховена, а в фашисткой Германии музыка Бетховена была запрещена.

- Как вы думаете почему?
(Рассказ учителя о герое антифашисте Юлиусе Фучике, о том, какое значение для него имела Пятая симфония Бетховена).

Сейчас в классе прозвучит первая часть этой симфонии. Послушайте мотив – интонацию из четырех нот, про который сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь».

Первая часть Пятой симфонии Л.Бетховена.

- Какое название вы могли бы дать этой симфонии? И почему?
- Дайте характеристику музыкальным образам экспозиции? Какие инструменты ведущие?
- Почем эта музыка звучала часто в блокадном Ленинграде? Чем она сильна?
- Можно ли сказать о том, что нам с вами эта музыка понятна, несмотря на то, что она немецкого композитора?

Обобщение темы урока. Итоги урока.
- Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?
- Музыку каких композиторов мы сегодня слушали?

Выставление оценок.
Выход под музыку из класса.

Автор: Шибанова Вероника Владимировна


Здесь представлен конспект к уроку на тему «Преобразующая сила музыки», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (6 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Преобразующая сила музыки

Преобразующая сила музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа № 18. . г. Абакана Республики Хакасия». . . . . . Конспект урока музыки для 5 класса ...
В чем сила музыки В.А.Моцарта?

В чем сила музыки В.А.Моцарта?

Учитель музыки. . МОУ СОШ№2 с. Октябрьское,. Пригородный район РСО-Алания. Догузова Ф. А. 2014г. Моцарт – это молодость ...
Волшебная сила музыки

Волшебная сила музыки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. КРАСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. Открытый урок по музыке. . на тему:. ...
Волшебная сила музыки

Волшебная сила музыки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. КРАСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. урок по музыке. . на тему:. ...
Для музыки разных стран нет непереходимых границ

Для музыки разных стран нет непереходимых границ

Учитель музыки 1-ой категории МОУ СОШ п. Дружба. Дятьковского района, Брянской области Новиков Алексей Александрович. Обобщающий урок музыки ...
Связь музыки и изобразительного искусства

Связь музыки и изобразительного искусства

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа. Технологическая карта урока. Предмет:. музыка. Класс:. ...
Развитие музыки

Развитие музыки

Конспект урока для 3 класса. «Развитие музыки». Класс: ЗА. Цели:. Способствовать овладению учащимися опорными знаниями о музыке: об интонации ...
Путешествие в мир музыки

Путешествие в мир музыки

Конспект урока составлен по программе Кабалевского. Использование УМК Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина. Учитель музыки Лукашенкова Елена Викторовна. ...
Путешествие в мир знакомой музыки

Путешествие в мир знакомой музыки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ. . ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. с углубленным изучением отдельных предметов №78. городского ...
Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки

Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки

МОУ «СОШ с. Терса Вольского района Саратовской области». ТЕМА. :. «Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках ...
Общность жанров инструментальной и вокальной музыки

Общность жанров инструментальной и вокальной музыки

Конспект урока по музыке для 5 класса. Тема урока:. «Общность жанров инструментальной и вокальной музыки». Тип урока:. урок ознакомления с новым ...
Мир музыки М.И.Глинки. Вальс-фантазия

Мир музыки М.И.Глинки. Вальс-фантазия

Государственное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа №604. с углубленным изучением предметов. художественно-эстетического ...
Мелодия – душа музыки

Мелодия – душа музыки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9». г. Иваново. Тема урока:. . «Мелодия – душа музыки. ...
Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы

Муниципальное образовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №6. с. Солдато-Александровского». . План-конспект. открытого занятия ...
Волшебная сила любви

Волшебная сила любви

Разработка открытого урока музыки в 7 классе. III. четверть « Музыкальная драматургия». Тема: «Волшебная сила любви». Цель урока:. сопоставить ...
Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников

Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников

Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников. Сычева Марина Николаевна. МБОУ «Средняя ...
Взаимосвязь музыки и литературы

Взаимосвязь музыки и литературы

. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа ...
Мир музыки Бетховена

Мир музыки Бетховена

Конспект урока с использованием ИКТ, технологии развивающего обучения и здоровьесбережения. Педагог:. Донцева М.Н. Предмет:. музыка. Класс:. ...
Концерт – жанр инструментальной музыки

Концерт – жанр инструментальной музыки

Урок подготовила и провела учитель музыки. . Дубровина Любовь Анатольевна. МОУ СОШ №17 г. Камышина. Тема урока:. . Концерт – жанр инструментальной ...
Мыслительная деятельность на уроках музыки

Мыслительная деятельность на уроках музыки

Аскарова Дана Жаксылыковна – учитель музыки СОШ № 22. «Мыслительная деятельность на уроках музыки». Музыка, 1 – 4 классы. Проблема развития ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:27 сентября 2016
Категория:Музыка
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект