- Громкость и тишина в музыке

Конспект урока «Громкость и тишина в музыке»

МОУ Борисоглебская СОШ №4

«Громкость и тишина в музыке»

Урок музыки в 6 классе

Учитель предмета «Искусство»

МОУ Борисоглебской СОШ №4

Калинина Татьяна Викторовна



Тема урока: Громкость и тишина в музыке.


Цель урока: расширить знания учащихся о нюансах музыкальной динамики, формировать общую культуру учащихся, способствовать развитию эстетического вкуса на примерах лучших произведений музыкального и изобразительного искусства.


Тип урока: урок расширения знаний.

Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»


- Проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

- Что мы можем сказать о музыке?

- Имеет ли музыка развитие или она неподвижна?

- Музыка плавно течёт или бурлит и бьёт ключом?

- Что происходит в этом произведении?

(музыка появляется из тишины, набирает максимальную силу и мгновенно угасает,

звучание набирает силу и теряет её)


- Как называется изменение силы (громкости) музыкального звучания? (динамика)

- Назовите основные обозначения динамики

(форте (forte), пиано (piano), а также крещендо (crescendo) и диминуэндо (diminuendo); т.е. нарастание или спад (ослабление) динамики соответственно)


- Музыкальная динамика возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо в лесу: то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

Представим себе, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь всё громче, всё сильнее. В момент кульминации он захватывает всю крону целиком, заставляя её раскачиваться, шуметь, и лишь затем постепенно ослабляет свой напор до полного успокоения.

Такой характер музыки можно схематично изобразить музыкальными знаками «крещендо» и «диминуэндо», то есть постепенное усиление и ослабление динамики (силы звучания).

Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.


«Утро в горах». Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен»

(слушание)


Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.


На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии №6 Л.Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (литавры), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски.


«Гроза. Буря» Из Симфонии №6 Л.Бетховена. Фрагмент.

(слушание)


Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется – и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.

Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются.


- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление? (минор уступает место мажору)

- Что происходит с динамикой? (ослабевает)

- Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?


Динамика – одно из самых ярких выразительных средств музыки.

Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. И при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос. Да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем характер человека по особенностям звучания его речи.


- Как влияет на слушателя тихий голос собеседника?

- Как громкий?


- Для передачи какой информации используется динамический оттенок «пиано»?


- Какие жизненные ситуации заставляют нас переходить на «пиано»?


Подберите, пожалуйста, музыкальное подтверждение вашим словам

(«Лакримоза» Моцарта»).


- В каких случаях мы в речи можем позволить себе «форте»?

- Когда

Это относится не только к речи, но и к музыке.


Музыканты очень требовательно относятся к соблюдению мельчайших изменений громкости.

Выдающийся российский пианист и педагог Г.Нейгауз часто повторял своим ученикам: «нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f ) с Фёдором Фёдоровичем (ff ).


В музыке приняты два базовых обозначения громкости:

  • (фо́рте, итал. forte) — громко,

  • (пиа́но, итал. piano) — тихо.

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

  • (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,

  • (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

- Как, по-вашему, обозначается звучание «тихи-тихо»?

  • (форти́ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,

  • (пиани́ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука.

- Почему известный педагог так строго следил за соблюдением изменений динамических оттенков?

Обратимся к пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси.

- Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения? (пиано)

Эпиграфом к прослушиванию станут строки из стихотворения С.Маллармэ «Явление»:

Луна печалилась. Смычками в забытьи

Водили ангелы. Из трепетной груди

Виол в тиши цветов рождался плач горючий

То белых, как туман, то голубых созвучий.

Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.

Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)

Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.

- Какая картина предстала перед вами при прослушивании?

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ этой музыки.

Слушая «Лунный свет» испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.

- Каких, по-вашему?

- Только ли пиано присутствует в пьесе?

На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже «ppp».

Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.

(например, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонииfffff)


Ученик 6 класса подготовил к уроку небольшую презентацию по теме «Форте и пиано в изобразительном искусстве».

(Презентация)

- Определите, пожалуйста, динамические оттенки представленных картин, аргументируйте ответы.


- Соотнесите картины и музыкальные произведения, которые сегодня прозвучали на уроке. Определите динамический оттенок получившихся пар.


- Где, помимо музыки, проявляет себя динамика?

- Как громкостная динамика участвует в создании образа летней грозы из Симфонии №6 Л.Бетховена?

- Каким музыкальным термином, обозначающий динамику, можно охарактеризовать фрагмент «Утро в горах» из оперы Ж.Бизе «Кармен»?

- Как схематично передать динамику этого произведения?

- Какие динамические оттенки использовал К.Дебюсси для передачи тихого очарования лунной ночи?


- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что же такое музыкальная динамика?


Домашнее задание: составить схему музыкальной динамики 4 куплета песни «Баллада о солдате»

Оценки:

Литература:


    1. Учебник Музыка 6 класс по программе В.В. Алеева.,Т.И. Науменко.

    Москва. Дрофа 2010 г.

      1. Энциклопедический словарь юного музыканта.

      М. Педагогика 1985г.

      3. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя- музыканта.

      М. Владос 2000г.

      4. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса. Учебное пособие.

      ( ответственный редактор Г.П. Стулова.)

      1. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. Духовная музыка.: Россия и Запад ( программы общеобразовательных учреждений)

      М. просвещение 1994г.

      6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир

      музыкальных праздников. Москва 2006г.

      7. Диски к УМК.


      8. Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. Методика преподавания музыки в

      общеобразовательных учреждениях.

      Москва 2002г.

      Здесь представлен конспект к уроку на тему «Громкость и тишина в музыке», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (6 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

      Список похожих конспектов

      Громкость и тишина в музыке

      Громкость и тишина в музыке

      МОУ Борисоглебская СОШ №4. «Громкость и тишина в музыке». Урок музыки в 6 классе. Учитель предмета «Искусство». МОУ Борисоглебской СОШ №4. ...
      Пейзаж в музыке

      Пейзаж в музыке

      Схема конспекта урока. Аттестуемый педагог Бегунова Анна Анатольевна. Предмет - музыка. Класс - 5. Тема урока: «Пейзаж в музыке». Цель урока: ...
      Война и мир в музыке и изобразительном искусстве

      Война и мир в музыке и изобразительном искусстве

      Урок в рамках акции «Шаги Победы». «Война и мир в музыке и изобразительном искусстве». Автор – Борисова Светлана Викторовна, учитель музыки и ...
      Учите детей музыке

      Учите детей музыке

      «Учите детей музыке». . Кто музыке не носит в своем сердце,. Кто холоден к гармонии небесной,. Тот может быть предателем, лжецом…. В.Шекспир. ...
      Традиции сказок в русской музыке

      Традиции сказок в русской музыке

      Урок музыки в 7 классе. Тема урока:. . «Традиции сказок в русской музыке». . Цель урока. : познакомить учащихся со сказочными образами в музыке ...
      Сказка в музыке П.И.Чайковского

      Сказка в музыке П.И.Чайковского

      Ф.И.О.: Смаглюк Вера Петорвна. Место работы: КОУ «Специальная - (коррекционная) общеобразовательная. . школа-интернат №17» Омской области. . ...
      Русский сарафан в музыке и живописи

      Русский сарафан в музыке и живописи

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа № 34 г. Томска. Сценарий. . урока музыки. ...
      Портреты в музыке

      Портреты в музыке

      Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Основная общеобразовательная школа» № 1. Г.Чусового Пермскогокрая. «Портреты в музыке ...
      Картины природы в музыке

      Картины природы в музыке

      Урок музыки. Тема урока:. Картины природы в музыке. Тип урока:. Углубление в тему. Задачи урока:. . Образовательная:. научить воспринимать музыку ...
      Импрессионизм в музыке и живописи

      Импрессионизм в музыке и живописи

      I. Категория материала. . Учитель музыки, МХК, руководитель вокального кружка. II. Название материала. Разработка учебного занятия «Импрессионизм ...
      Импрессионизм в музыке и живописи

      Импрессионизм в музыке и живописи

      Предмет: изобразительное искусство и музыка. Класс: 5 класс. Автор УМК рабочая программа Критская Е.Д., Сергеева Г.П. «Музыка» 5 класс. Тема ...
      Зимние образы в музыке, поэзии и живописи

      Зимние образы в музыке, поэзии и живописи

      Конспект урока с использованием ИКТ, технологии развивающего обучения и здоровьесбережения. Педагог:. Донцева М.Н. Предмет:. музыка Класс. : ...
      Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи

      Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи

      План—конспект урока музыки. Тема урока:. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи. Тип урока:. изучение и первичное закрепление ...
      Героические образы в музыке русских композиторов

      Героические образы в музыке русских композиторов

      Тема:. . Героические образы в музыке русских композиторов. . Учитель музыки МБОУ «ООШ» г. Котовска, Тамбовской области Комбарова Ольга Викторовна. ...
      Писатели и поэты о музыке и музыкантах

      Писатели и поэты о музыке и музыкантах

      Технологическая карта открытого урока. Преподаватель, учитель музыки высшей категории. Хабирова Елена Насимовна. МБОУ ДМШ им. М.Хисматуллина , ...
      Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

      Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

      5 класс. . Тема урока «Колокольность в музыке и. изобразительном искусстве». Учитель:  Пушкеля Эмилия Юльевна.                           ...
      Полифония в музыке и живописи

      Полифония в музыке и живописи

      Открытый урок в 5 классе. . ФИО (полностью). . Прохорова Татьяна Григорьевна. . . . Место работы. . МБОУ - лицей №32 г. Белгорода. ...
      Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

      Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

      Добрыднева С.С., учитель музыки. МКОУ «Базовская СОШ». Урок-исследование по музыке в 5 классе. Тема:. Колокольность в музыке и изобразительном ...
      Разнообразие танцевальных ритмов в музыке П.И.Чайковского

      Разнообразие танцевальных ритмов в музыке П.И.Чайковского

      Конспект урока для 2-го класса с применением здоровьесберегающей технологии. Тема урока. : «Разнообразие танцевальных ритмов в музыке П.И.Чайковского». ...
      Лады в музыке

      Лады в музыке

      МОУ «СОШ №54 с углубленным изучением отдельных предметов». Открытый урок по фортепиано. на тему:. «Лады в музыке». Выполнила:. ...

      Информация о конспекте

      Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
      Дата добавления:25 ноября 2016
      Категория:Музыка
      Классы:
      Поделись с друзьями:
      Скачать конспект