Конспект урока «Он не заслужил света, он заслужил покой» по литературе
Развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решать проблему способствует проектная технология. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате ее применения формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки работе в команде.
К процессу изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Я предложила учащимся участвовать в исследовательском проекте «Проблема милосердия и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Система уроков построена таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникла необходимость прочитать роман, где каждый учащийся нашел в общей работе «свою нишу», и почувствовал свою значимость. Учащиеся самостоятельно выбрали задание по своему желанию, показали умения и открыли новые способности, а приобретенные новые знания стали для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, видеоэффекты, послужат прекрасным фоном для восприятия романа.
Тема урока: «Он не заслужил света, он заслужил покой».
( по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Тип урока: обобщение знаний по роману « Мастер и Маргарита»
Вид урока: урок – проект
Вид проекта: исследовательский
Цели урока:
Методическая: использование метода проекта на уроке литературы
Обучающие:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: « Художественный мир романа М.Булгакова « мастер и Маргарита»;
создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
Ориентированные на развитие личности учащихся:
создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;
создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Воспитательные:
воспитание и развитие личностных компетенций учащегося;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
В результате изученной темы учащиеся должны:
Знать
основные признаки разговорной речи;
особенности основных жанров художественного стиля;
основные нормы речевого этикета.
Уметь
говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;
отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
Межпредметные связи:
Основы христианства
Основы эстетки и культуры.
Материально – техническое оснащение:
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Мультимедийные презентации:
1.«Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата»
2.«Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?»
3.«Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?»
Видеофрагменты из художественного фильма «Мастер и Маргарита»
Поставлен перед учащимися основополагающий вопрос:
«Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?».
Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования. В результате работы образуются 3 группы, рассматривающие следующие темы:
«Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га – Ноцри?»
«Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки?»
«Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?»
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное со стороны обучающихся, потому что оно:
является личностно развивающим;
использует множество дидактических подходов;
самомотивируемость, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда.
Цель преподавателя при работе над проектом:
помогать учащимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
преподаватель сам является источником информации;
координировать весь процесс;
поддерживать и поощрять учащихся;
поддерживать непрерывную обратную связь, чтобы помогать продвижению учащихся в работе над проектом.
Цель учащихся при выполнении проекта:
определить цели деятельности:
определение возможных средств достижения целей и задач;
выбор образца проекта в соответствии с замыслом;
планирование деятельности.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Анна Ахматова «Он гений!»
Кого когда-то называли люди
Царем в усмешку, Богом, в самом деле,
Кто был убит – и чье орудие пытки
Согрето теплотой моей груди…
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы – старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли
Там, где когда–то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утес, -
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней - царственное Слово.
В стихотворении, посвященном памяти М.А. Булгакова, Анна Ахматова назвала его жизнь «суровой», «скорбной и высокой». Несомненно, на романе «Мастер и Маргарита» лежит печать его личной судьбы.
Пожалуйста, попытайтесь найти параллели между романом и стихотворением.
Роман «Мастер и Маргарита» - вершина творчества Булгакова. В нем нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Прежде всего, автор романа пытается ответить на вечные вопросы человеческого бытия. Что есть добро и зло? Кто правит миром и управляет человеком? Что такое преступление и каков путь к спасению? Возможно ли прощение?
Своеобразие романа состоит в том, что ответы на все эти вопросы даются не прямо, не в виде моральных проповедей, ответы возникают из событий и ситуаций. Ведь композиция романа очень необычна. Два пласта времени сплетены Булгаковым в сюжете романа: 30 – е годы XX века и 30 – е годы I века. Глубокая связь между москвичами ершалаимскими главами подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком почти в две тысячи лет.
В художественной ткани произведения своеобразно пересекаются два мира: земной, обыденный, содержащий изображение Москвы 30-х годов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.
Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем» мире – прообразе Вечности.
Действия романа, гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество, всепроникающая мысль, поиск истины. Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя нас тем самым задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности.
В течение предыдущих уроков мы анализировали роман, и перед нами возник основополагающий вопрос:«Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью» и в результате работы образовались 3 группы, которые провели определенную исследовательскую работу.
Прежде, чем приступить к защите проектов, проведем небольшой блицтурнир по роману.
Блицтурнир по роману М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита».
1. Запах, который «ненавидел прокуратор».
2. Название весеннего месяца в Ершалаиме, когда был осужден и казнен Иешуа.
3. Место гибели Иуды из Кориафа.
4. Название писательской организации, описанной в романе.
5. Жидкость, разлитая некой Аннушкой.
6. Цвет глаз Воланда.
7. Вопрос, который «испортил москвичей».
8. Алкогольный напиток, которым был заполнен бассейн на балу у Воланда.
9. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал к Воланду.
10. Изображение на набалдашнике трости Воланда.
11. Жидкость, в которой Маргарита совершила омовение перед балом.
12. Предмет, который подают Фриде в наказание за грехи.
13. Национальность отца Га–Ноцри.
Эталон ответов.
1. Запах розового масла.
2. Весенний месяц – нисан.
3. Ершалаим.
4. МАССОЛИТ-ДОМ ГРИБОЕДОВА.
5. Подсолнечное масло.
6. Правый черный, левый зеленый.
7. Квартирный вопрос.
8. Шампанское.
9. Щетка.
10. Черный набалдашник - в виде головы пуделя.
11. Окатили кровью, а затем прозрачной розовой водой.
12. Платок.
13.Сириец.
Защита 1-го проекта.
« Кто сильнее:
грозный прокуратор Иудеи или бродячий Иешуа Га-Ноцри?»
Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть
проблему милосердия и справедливости.
Задачи: сравнить образы данных героев; выяснить кто из них
духовно сильнее; проследить, как под влиянием Иешуа
меняется характер Понтия Пилита.
Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают
справедливость, истина, милосердие.
План исследования:
Описание Иешуа Га – Ноцри и Понтия Пилата.
Столкновение двух миров.
Сила убеждения Иешуа.
Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.
Позднее раскаяние.
Победа справедливости и милосердия.
Показ видеофрагмента (из фильма «Мастер и Маргарита»).
Иешуа – это воплощение, прежде всего, нравственности. Он – философ, странник, проповедник добра и любви к людям, милосердия. Это нищий бродячий проповедник. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Иешу - это сын божий, прошедший испытание в пустыне, и отвергший искушение Сатаны. Он не творить чудеса, чтобы убедить народ в правильности философии, которую он проповедует, не возьмет земную власть, потому что к истине не приходят из-под палки, по приказу и за компанию. Постижение истины - дело личное, и все, что делает Иешуа - это говорит с людьми, обращаясь к тому, что считает важнейшим началом в каждом человеке. Его единственный принцип, - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке, но кроме ученика, есть герой, который все «записывает неправильно». Иешуа никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призыв к свержению власти римлян. И «сдали» БЕЗОБИДНОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО ПРОПОВЕДНИКА ВЛАСТЯМ.
Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент библейских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь. Прокуратор – человек умный, он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.
Трусом оказывается Понтий Пилат – он пытается суетливо подсказать подсудимому: соври, откажись от своих слов. Ответ Иешуа: «Правду говорить легко и приятно», и прокуратор отступает. Он «умывает руки», показывает, что нет на нем вины, нет крови. Последняя попытка спасти обреченного на казнь – обращение к Ершалаимской еврейской власти. Понтий Пилат предлагает отпустить Иешуа по традиции. Но прокуратор получает отпор: философы способные добрым словом привести народ к неповиновению власти. Иешуа предан всеми.
Наказание для Понтия Пилата – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.
Показ видеофрагмента ( из фильма « Мастер и Маргарита»)
Вывод: «Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил «свет». Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, « более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу». Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата».
Вопросы к первой группе:
1. Назовите цель и место ссылки Иешуа?
2. В честь какого великого праздника даровали жизнь осужденному на казнь?
3. Какова жизненная философия Иешуа?
4. Что такое истина?
5. Иешуа - великий врач?
Защита 2-го проекта.
«Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки».
Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.
Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.
Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.
План исследования:
Воланд и его свита.
Кого и за что наказывает Воланд?
Какова цель « ужасных опытов» в «Варьете»?
К кому проявляет Воланд снисхождение и …милосердие?
Функция Князя Тьмы в романе.
Показ видеофрагмента (из фильма « Мастер и Маргарита»).
Воланд в романе – прежде всего, исследователь. Он изучает реальный мир, цель его – узнать, изменились ли люди в Москве. С позиции наблюдателя Воланд не вмешивается в естественный ход событий, не устраивает революции и не утверждает царства справедливости на земле. Все московские безобразия происходят объединенными усилиями многих людей, свита же Воланда лишь провоцирует их.
Воланд в романе прежде всего проясняет внутреннюю природу реального мира. Воланд в романе - не носитель всемирного зла, скорее он воздает по заслугам, верит в справедливость.
Князь Тьмы появляется в романе для подтверждения того, что благоустройство государства невозможно без опоры на « вечные» нравственные ценности, для испытания общества. Он прилетает в Москву и проводит сеанс черной магии в театре Варьете, и перед началом сеанса сам вполне определенно дает понять о цели его визита. ( Глава 12 Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита). Образ Воланда служит в романе доказательством вечности нравственных законов. Воланд всемогущ, обладая властью и на земле, и на небесах, он не может решить, когда прервать дарованный человеку и без того короткий миг, который называется жизнью, но не в силах победить добро, установить свою диктатуру, так как добро и зло находятся в романе на равных.
Вывод: «Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому по заслугам».
Вопросы ко второй группе:
1. Что заинтересовало Воланда в разговоре Берлиоза и Бездомного?
2. Что предсказал Воланд Берлиозу?
3. Почему Воланд вступил в разговор с Берлиозом и Бездомным?
Защита 3-го проекта.
«Как через образ Маргариты решается проблема
милосердия и справедливости?»
Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.
Задача: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.
Гипотеза: для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.
План исследования:
История любви Мастера и Маргариты.
Мотив соблазна.
Маргарита в борьбе за свою любовь
В чем смысл сцены прощения Фриды?
Роман «Матер и Маргарита» посвящен истории Мастера - творческой личности. История Мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. (глава 19 М. А. Булгаков « Мастер и Маргарита»)
Настоящая любовь - это любовь бескорыстная. До встречи с Мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги.
Маргарита - роковая, целеустремленная женщина, она всецело отдается любви и ради спасения Мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы. Окунается в таинственный мир черной магии. И, несмотря на то, что Маргарита совершает огромный грех, продавая душу дьяволу, она все же является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживает и Булгаков, а теперь и мы. Ведь будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как способны любить немногие. Даже Воланд по достоинству оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги на свете, - истинную любовь женщины. Маргарита действует по голосу сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком.
Показ видеофрагмента (из фильма « Мастер и Маргарита»).
Любовь - это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото, в добро. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна.
Любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа Мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастер и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду.
Вывод: «Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо. Добро и зло в мире должны быть уравновешены. Справедливость – это первая ступень Истины, а высшая ступень- милосердие, порождаемое добром».
Вопросы к 3 группе:
1. Почему Маргарита продает душу дьяволу?
2. В какой момент Маргарита почувствовала себя счастливой?
3. В чем проявляется милосердие Маргариты?
Вывод к основополагающему вопросу:
«Все будет правильно, на этом построен мир» - заверил Воланд. Иешуа считает, что милосердие превыше справедливости Справедливость, в представлении Булгакова, не сводиться к наказанию, она не может существовать без милосердия. Гармония мира заключается в соединении жестокой справедливости. Воланда и в бесконечном милосердии Иешуа. И действительно, от каждого из нас зависит, насколько гармоничен, будет этот мир.
Обратите внимание на тему урока: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Кто, по вашему мнению, заслужил покой в романе? По просьбе кого и кто дарует покой Мастеру и Маргарите? Почему Мастера не взяли, туда в свет? Ведь Булгаков писал жене – «Мне нужен абсолютный покой,- измученный обрушившимися на него друг за другом несчастья. Критики увидели сходство автора и героя и общее для обоих чувство отчаяния то работы, и, прежде всего судьба Мастера – участь многих писателей России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма. Булгаков писал свой роман, в то время, когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие становится законом жизни государства. Возвращая все эти события и говоря о них, как о несомненной реальности, писатель идет наперекор своему времени и прекрасно знает, чем это чревато. Ведь многие писатели обращались к событиям распятия и воскрешение Иисуса Христа. Такие как Н.Лесков, А.Белый, И.Тургенев. Роман «Мастер и Маргарита» - произведение и сатирическое, и фантастическое, но еще и прослеживаются библейские главы.
Групповая работа. В романе 7 главных героев, и в библии 7 православных таинств человеческого очищения (крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак, елеосвящение).
1. Поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.
2. Мастер надевает Маргарите шапочку, сшитую его руками.
3. «Вино нюхали, налили в стаканы, глядели сквозь него на исчезающий перед грозой свет в окне. Видели, как все окрашивается в цвет крови».
4. Воланд, воссоединяет Мастера и Маргариту, и закрепляет их союз благословением и подарком – золотой подковой с алмазами.
5. « Сознайся, ты великий врач?» - спросил прокуратор.
6. – Я ничего не боюсь, Марго,- вдруг ответил Мастер, потому что я все уже испытал. Но мне жалко тебя, зачем тебе ломать жизнь с больным и нищим? Вернись к себе! Жалею тебя, потому это и говорю.
7. Аннушка пролила растительное масло.
Составьте соотношение православных таинств человеческого очищения
с главными героями.
Конечно, в романе таинства изображены пародийно, что определено присутствием Воланда. Ваша задача понять истинный смысл происходящего.
Рассмотрим философскую сторону романа. Главная философская проблема романа является взаимоотношение добра и зла. Прошло 20 веков, а олицетворение добра и зла - Иисус - жив в душах людей. Ведь добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах, и в человеческих поступках.
Творческая работа. Закончите текст.
«Сотвори добро»- так гласит древняя мудрость. Это просто: достаточно поступать с другим человеком так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но как сложно порой бывает выполнить старинное правило…»
Вывод: в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя перепутать. Трусость, предательство - самые тяжкие человеческие пороки. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.
Галерея двух миров. Систематизация знаний учащихся по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Домашнее задание. Ответить на вопросы в форме эссе.
Действительно ли необходимо зло?
Кто в романе по – настоящему свободен и независим, а кто только глупо самоуверенно убежден в собственной независимости, тогда как на самом деле является игрушкой в чужих руках и не в состоянии предсказать, что с ним будет даже через 10 минут?
Что вкладывали понятие «покой» Пушкин, Лермонтов, Блок, Булгаков?
Самоанализ урока литературы по теме:
«Он не заслужил света, он заслужил покой»
( по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способа деятельности.
Это заключительное занятие в системе уроков по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках рассматривались художественные, идеологические и философские особенности произведения. Последний урок – это урок-проект над финалом с опорой на субъектный личностный опыт учеников.
Это учебное занятие представляет собой урок личностно ориентированной направленности.
Основной задачей занятия является создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития индивидуальных особенностей.
Уроки личностно ориентированной направленности:
-позволяют пополнить опыт творческой деятельности и развивают эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание, сочувствие героям в ходе чтения и анализа художественного произведения;
-обучают школьников внимательному, вдумчивому, творческому чтению через организацию процесса чтения как воображаемого диалога читателя с писателем;
-погружают каждого в атмосферу рождения мысли, выражения чувства, ощущения творческого вдохновения.
Такая форма урока способствует достижению вышеизложенных целей.
В самоанализе остановимся на следующих психолого-дидактических аспектах урока:
1. Актуализация субъективного опыта учащихся
Система уроков по роману построена таким образом, чтобы первый и последний уроки сомкнулись, образовав своеобразие «смысловое кольцо». На последнем занятии учащиеся возвращаются к вопросу, заданному при первом знакомстве с романом (ответа на него не было, как, впрочем, на любой философский вопрос); теперь этот вопрос стал темой урока.
Во время изучения романа учащимся необходимо было обратиться к дополнительной литературе (Евангелиям от Луки и от Матфея; Книге Иова «Апокалипсису» Иоанна Богослова; «Божественной комедии» Данте; «Фаусту» Гёте, а также к литературоведческим изданиям и словарям), чтобы сравнить, как в ней ставились аналогичные проблемы нравственного выбора (между Добром и Злом, Светом и Тьмой, Истиной и Ложью и др.). Это невольно заставило обратиться к личностному опыту, задуматься о том, как бы учащиеся сами поступили в данной ситуации выбора. По мере чтения романа у учащихся не могло не возникнуть вопросов для обсуждения с одноклассниками и учителем. В течение недели ребята имели возможность задать (как устно, так и письменно) любые вопросы по содержанию и художественным особенностям романа, а также вопросы, которые возникли ассоциативно и на первый взгляд не имели к произведению отношения, причём вопросы, раз за разом становились всё глубже и интереснее. Отвечали на них коллективно, а иногда возникали споры, дискуссии. Самые сложные вопросы отложили на последний урок.
Завершающий урок фактически был подготовлен самими учащимися, включая в себя проблемы, которые действительно волновали учеников, и роль учителя (очень важная!) заключалась в том, чтобы организовать занятие, создать комфортные условия для работы.
Ученикам было предложено выбрать из множества вопросов три наиболее, с их точки зрения, важных для их субъективного опыта.
Форма обсуждения вопросов (групповая, а не фронтальная) также была предложена самими учащимися.
Работа, таким образом, началась с того, что был задан тон, настрой на творчество, включение эмоциональной сферы личности, дан импульс к деятельности.
2.Введение учащихся в диалог
Урок личностно ориентированной направленности не может быть состоявшимся, если в нём не было эмоционального центрирования, которое ведёт к открытию истины, воодушевляет веру в свои силы. Такое открытие было на данном уроке: вместе и учителем ученики сделали вывод: добро и зло в мире уравнено. «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы земля выглядела, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени полу предметов и людей. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар с него все деревья и всё живое из-за твоей фантазии надменным голым светом?» После некоторой паузы, возникшей в ходе поиска ответа на вопрос, «родилась истина» - добро и зло в мире должны быть взвешены справедливостью, ибо не может существовать только («добро и зло») и только всепрощение (добро и зло).
Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому сопутствовала атмосфера сотрудничества. Ученики видели, что учителю интересно знать ответы, возникшие по прочтении романа, поэтому все высказывания были искренними.
Если учитель чувствовал, что ответ слишком «гладкий», то специально задавал «каверзный» вопрос на более глубокое, философское осмысление проблемы «Воланд – положительный герой?».
На протяжении всего урока учителю оказывалась психологическая поддержка со стороны учащихся; они подхватывали незаконченные фразы учителя, улавливали суть вопроса, понимали взгляды и жесты.
3.Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности
Заканчивается урок подведением итогов с формированием самостоятельных выводов. Этап рефлексии показал, что урок достиг своей сверхзадачи, так как рефлексивная деятельность продолжала осуществляться и после урока; искали новые вопросы; мысли учеников возвращались к роману. Интересная деталь: пред началом изучения романа проводилось анкетирование, и семь учащихся заявили, что поняли в романе абсолютно всё. Но на вопрос в конце последнего урока так уже не отвечал никто. Скорее, появилось желание перечитать ещё раз, постигая мысли автора и совершая новые открытия.
Синдеева Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Оренбурга.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Он не заслужил света, он заслужил покой», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.