Конспект урока «влюбленной души» по литературе для 11 класса
Литература. 11 класс
Урок 23.
Тема: Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме» А.А.Блока.
Цели: дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.
совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.
воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
А. А. Блок.
ХОД УРОКА
-
Оргмомент.
-
Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока «Незнакомка»
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Работа по теме урока.
-
Слово учителя.
В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”
Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.
Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта первого, раннего периода творчества, которые вошли в цикл «Стихи о прекрасной Даме».
В юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898г., он участвовал в любительской постановке трагедия Шекспира «Гамлет».
Блок, как обычно, проводил лето в подмосковном имении Бекетовых Шахматово, а домашний театр был оборудовал в соседнем Боблове, принадлежавшем другу деда Блока, великому ученому-химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Блок исполнял в спектакле роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь ученого. «Удивительно ли, - писала М.А.Бекетова, - что романтично настроенный и пылкий мальчик, влюбился в Офелию».
В 1903 году, Блок обвенчался с Любовью Дмитриевной. Их семейная жизнь оказалась далека от идиллии. В горькую минуту поэт писал в дневнике: «Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня… Люба на земле – страшная, посланная для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но – 1898 – 1902 годы сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее». (1910г). Воспоминание спектакля, на веки связавшим их судьбы, постоянно возникали в стихах, обращенных к жене:
Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство плети,
И в сердце – первая любовь
Жива – к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
«Я – Гамлет, холодеет кровь…», 1914г.
Главное место в духовной жизни поэта занимали непростые отношения с Любовью Дмитриевной. Именно к ней обращен первый блоковский сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Встреча с ней в этих стихах предстает как встреча с посланницей «миров иных». Обычную земную девушку поэт возвысил до недостижимого и непостижимого идеала. Все обращения к ней он писал с большой буквы, в стихах и письмах называл ее Таинственной Девой, Владычицей Вселенной, Величавой Вечной Женой.
-
Анализ стихотворения “Вступление”
Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?
2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?
3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?
4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?
Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.
В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.
В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.
Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.
-
Анализ стихотворения “Предчувствую Тебя”.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?
2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?
3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?
4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?
5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?
6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?
Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.
У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.
Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.
4. Анализ стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему.
Я примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
Ты, заслышав меня издалёка,
Свой костер разведешь ввечеру.
Стану, верный велениям Рока,
Постигать огневую игру.
И, когда среди мрака снопами
Искры станут кружиться в дыму,—
Я умчусь с огневыми кругами
И настигну Тебя в терему.
1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?
2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?
3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?
Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.
Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.
Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.
5. Анализ стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?
2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?
3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?
4. Какие цветовые символы использует автор?
Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.
Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
Она для него святая, в ней воплотился его идеал:
Но я верю: Милая - Ты.
Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.
Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.
В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.
ВЫВОД. Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?
(на основе анализов и материала учебника – стр.180-184)
Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.
6. Анализ стихотворения “Встану я в утро туманное”.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?
2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?
3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?
4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?
В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.
7. Вопросы для работы над стихотворением “Мы встречались с тобой на закате”.
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло...
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
13 мая 1902
1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?
2. Какие изменения произошли в лирическом герое?
Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.
Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.
Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.
Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.
ВЫВОД - по вопросам и проанализированным стихотворениям.
- Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?
Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.
- Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?
Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия
-
Итог урока.
-
Задание на дом: стр.180-185; подготовить устный анализ стихотворения А.Блока о России.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «влюбленной души», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (11 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.