Конспект урока «Дихотомные типологии культуры» по истории
Дихотомные типологии культуры (Восточный и Западный, патриархальный и матриархальный и др.)
Дихотомия означает противоположность, оппозицию, противопоставление друг другу двух начал, объектов, категорий. В дихотомных типологиях культуры основанием является наличие у ряда культур противоположных по своему значению характеристик или свойств. Само по себе наличие оппозиций не является предметом культурологического исследования, противоположные начала содержатся в любой культуре, их описывают этнографы, историки, социологи. Принципиально важным является то, что наличие противоположных свойств в культурах позволяет объединить их в большие группы, типы со сходными характеристиками и определить на основании сравнения, что является внутренней причиной подобия одних культур и отличия других. Проявления восточных культур в искусстве, философии, морали, поведении людей всего столетие назад были настолько отличными от европейских традиций, что казались совершенно чужеродными, воспринимались как экзотика.
Понимание «чужой» культуры возможно, если понятны внутренние, исторически сложившиеся предпосылки, те особые позиции, с которых люди другой культуры видят окружающий мир. Дихотомные типологии направлены именно на обнаружение сущностных основ тех культур, которые выглядят чуждыми, являясь в действительности только непонятными.
Деление культур на восточные и западные имеет условные территориальные основания: к западным относят культуру Европы и Америки, к восточным – культуру стран Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Однако территориальное различие не является главным, культуры Востока и Запада отличаются по многим параметрам. Выделение Востока и Запада как дихотомных типов означает, что их различия носят характер противоположностей.
Характерные противоположности замечательно просматриваются на примере социальных и культурных особенностях культур.
Социальные характеристики: для западных культур свойственно внимание к личности, защита ее прав и свобод; для восточных – подчинение личности интересам группы, государства. Для Запада характерна классовая дифференциация, установление иерархии на основе власти и денег; восточная иерархия базируется на сословных родовых, клановых, этнических отношениях.
Культурные характеристики: западная культура является рациональной, материалистической. Ее основные ценности – динамизм, прогресс, плюрализм, свобода, равенство. Познание мира здесь является преимущественно научным, объективным. Большое значение придается развитию техники и материального производства, достижению наибольшего комфорта для человека. Восточная культура иррациональна, интуитивна. В качестве ценностей на Востоке признаются религиозные принципы, подчинение, стабильность, соединение с природой, единство семьи и рода. Ценности прогресса уступают место гармоничному, медленному следованию традициям, поэтому для Востока не характерны резкие скачки, революционное развитие техники.
Американский исследователь Филмер Нортроп считает, что основу различия между Востоком и Западом составляет противоположность философских, мировоззренческих позиций. Западная философия, начиная с Нового времени, была ориентирована на научность, объективность, познание мира, как объекта, не зависящего от человеческого сознания, внешнего человеку. Восточная философия всегда была ориентирована на познание внутреннего мира человека, самопознание. Поэтому западный путь – покорение природы, создание искусственной внешней среды путем развития техники и технологий материального производства, а восточный путь – не покорение, а постижение природы мира через природу человека.
Если же рассматривать данный вопрос с точки зрения Дж. М. Стидмана, который является автором «Миф об Азии», то видно, что отвергается сам принцип дихитомного рассмотрения цивилизаций, основанного на исключении и противопоставлении. Так как эти культуры находятся в постоянном изменении и взаимодействии между собой, что способствует взаимному развитию и освоению ценности друг друга. [14, с. 260]
По мнению Стидмана противопоставление Европы и Азии имеет смысл применительно к художественным произведениям, в которых оно связано с сюжетными и структурными построениями авторов, с выдилением определенных ситуаций культурного взаимодействия или столкновения, а так же в тех случаях, когда художник или композитор стремится сознательно «ориентировать» содержание или стиль своего произведения, хотя это конкретно мешает понять мировоззрение и искусство народов того или иного региона в целом.
По своей сути книга Дж.М.Стидмана дополняет критику дихотомного подхода к сопоставлению культур П.Сорокина. Поскольку в восточной культуре масса различий из – за обширного разнообразия отличий азиатских культур и к тому же частичного сходства с Западом. Несомненно, что критика дихотомного подхода П. Сорокиным предстает в значительной степени оправданной. Тем не менее общетипологическое противопоставление культур и цивилизаций Запада и Востока не лишено оснований, если мы вернемся к указанным выше макрохарактеристикам типов социальности и учтем нормативно-аксиологические принципы, преобладающие в восточных культурах, хотя и не исчерпывающие всего их содержания. Эти принципы вновь и вновь инвариантно утверждаются в различных идеологических, философских и культуроведческих построениях. В обобщенном содержательном плане отступают на задний план различия не только между локальными, но и «высокими» культурами.
Поэтому при всей их специфичности во многом типологически сходны системы социокультурной регуляции в мусульманском, индийском, буддийском, дальневосточном регионах. В плане цивилизационном эта специфика неизменно сводится к утверждению сходных принципов солидарности в рамках каждой из цивилизаций, особой роли духовных и человеческих факторов в социальной регуляции, ограничению материализма, под которым обычно понимается бездуховное потребительство и «вещизм», лишающий человеческое бытие духовных оснований. В философском плане цивилизационным отличием Востока от Запада считается духовный универсализм, снимающий низшие уровни локального существования. В социальном плане — это принципы регуляции отношении, обеспечивающих устойчивое место каждой группе и ячейке общества, и институты, поддерживающие такие принципы. [14, с. 260]
Теперь по поводу дихотомности матриархальной и патриархальной типологий культур. Швейцарский исследователь Иоганн Якоб Бахофен (1815-1887) в работе "Материнское право" (1861) выделяет типы культуры в зависимости от преобладания женского или мужского начала: матриархальный тип культуры и патриархальный.
Согласно исследованиям И. Я. Бахофена, на заре человеческой истории кровные узы можно было проследить только по материнской линии, поэтому женщина-мать выступала правительницей и законодательницей - как в роду, так и в обществе в целом. [5, с. 171]Это проявлялось в устройстве семьи, общества, в религии. В матриархальном типе культуры ведущими ценностными основаниями выступали связь с землей и кровные узы, а важнейшей характеристикой - пассивное восприятие и отношение к природе.
Для матриархальной культуры естественно равенство людей, поскольку все они - дети матерей и дети Матери-Земли. Безусловная материнская любовь, не делающая никаких различий между детьми, несмотря на их заслуги, достижения или неудачи, является тем ценностным основанием, на котором и существует данный тип культуры. Для него нет ничего важнее, чем жизнь человека, нет иной цели, кроме счастья людей, считает И. Я. Бахофен. [5, с. 173]
Позже правящей силой в семье и обществе стали мужчины. Установился патриархальный уклад, для которого характерна моногамная семья (в основном, это касается женщин), безусловное главенство отца в семье и общественная иерархия. Для патриархального типа культуры, в отличие от матриархального, характерно деятельное начало: стремление человека прилагать усилия к изменению природного окружения, преобладание рационального мышления и приоритет подчинения законам. На смену равенству приходит принцип любимого (или старшего) сына в иерархии, важнейшей ценностью считается подчинение власти.
Немецкий этнограф Лео Фробениус (1873-1938) различал две первичные культуры: матриархальную и патриархальную. К первой относятся русские, немцы и африканские народы, ко второй - англосаксы, арабы-берберы, романские народы и др. Патриархальным народам присуще активность в покорении природы, рациональность и магия. Для мировоззрения матриархальных культур характерно единство с природой, это мировоззрение просторов и эмоций. По мнению Л. Фробениуса, в истории попеременно доминируют либо одни, либо другие. [5, c. 196]
Исследования позволяют обнаружить в самых различных культурах два неразрывно связанные между собой начала: женское и мужское. Преобладание мужского начала в культуре обусловливает приоритет власти, ценности вещей, суверенности и независимости, амбиций и представительности. Женское начало обеспечивает культуре ценности иного порядка: качество жизни, заботливость, взаимозависимость и в высшем смысле человечность.
Подводя итог можно сказать, что восточные и западные культуры в значительной степени влияют друг на друга, благодаря развитию информационных технологий, общему экономическому пространству. Но европеизация восточных культур не означает их отказ от самобытных традиционных культурных форм. Своеобразие Востока сохраняется не столько во внешних качествах – образе жизни, предметах культуры, произведениях искусства, - сколько в мировоззрении, понимании ценностей жизни. Что де касается элементов присутствия матриархата и патриархата в культурах без это никак, поскольку данная взаимозависимость неизбежна по факту.
Литература:
-
Введение в культурологию: учебное пособие /под ред. Е.В.Попова.- М.,1995.
-
Веремьев А.А. Введение в культурологию: учебное пособие для вузов.- Брянск, 2000.
-
Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие.- М.,1998.
-
Запад и Восток: традиции и современность: учебное пособие.- М.,1993.
-
Иконникова С.Н. История культурологических теорий. – СПб.: Питер, 2005
-
Культурология (2): теория и история культуры.- М.,1996.
-
Культурология: учебник для ст-тов технических вузов /под ред. Н.Г.Багдасарьян.-М.,1999.
-
Культурология: курс лекций /под ред. А.А.Радугина.- М.,1999.
-
Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.,1996.
-
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.- М.,1997.
-
Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. СПб., 2000
-
Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/Сост., ред. и вступ. ст. Б.С. Ерасов. — М.:Аспект Пресс, 1998.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Дихотомные типологии культуры», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: История Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.