- Учись видеть прекрасное в человеке, 7 класс

Классный час «Учись видеть прекрасное в человеке, 7 класс» по педагогике для 7 класса



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Мегиона ХМАО-Югры












УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ



Классный час в 7 классе







Выполнил: Сумина Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы











Тема: «УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»

Задачи: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.

Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности.

В. А. Сухомлинский.

Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо.

К. Г. Паустовский.

План-конспект занятия

1. Вступительное слово учителя (тезисы):

В жизни внешняя красота не всегда совпадает с прекрасными человеческими качествами. «Красота, грация, внешность, приятный голос облегчают жизненный путь, — писал известный польский педагог Януш Корчак. — Но не следует переоценивать красоту: не подкрепленная другими достоинствами, она может принести вред».

Внешне неприметный человек может восхищать нас своим мужеством, добротой, глубокой одухотворенностью, честностью, способностью к самопожертвованию ради великой идеи.

Вот человек — он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди,

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.


Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть — и глаз не отвести!

Сергей Орлов

Как научиться видеть все многообразие красоты человека, как распознать лицемерие, душевную черствость, эгоизм, скрывающиеся иногда за внешней красивой оболочкой? В этом поможет нам искусство. В. Г. Белинский, подчеркивая великую силу искусства, писал: «Лицо, ничем не замечательное само по себе, получает через искусство общее значение, для всех равно интересное, , и на человека, который при жизни не обращал на себя внимание, смотрят века, по милости художника, давшего ему своей кистью новую жизнь!»

(Далее учитель предлагает учащимся выполнить ряд заданий).

Задание 1. Рассмотрите изображение статуи Давида работы Микеланджело, Венеры Милосской, скульптурный портрет египетской царицы Нефертити и портреты пожилых людей на картинах Рембрандта, П. Д. Корина, А. М. Шилова и др. В чем непохожесть портретов? На чем акцентируют внимание художники в своих произведениях? Что объединяет все портреты? В чем красота изображаемых художником лиц?

Пояснение учителя: красота статуи Давида и Венеры Милосской более доступна для восприятия. Художники обращают внимание на внешнюю, физическую красоту человека, броскую и яркую, подчеркивают силу и мужественность у юноши и женственность, грациозность, гармонию форм у женщины. Портреты пожилых людей, на первый взгляд, не вызывают восторга и восхищения у людей, не подготовленных к восприятию искусства. Однако вглядитесь в эти портреты! Морщинистые лица, старческие, сухие руки... Но лица этих людей прекрасны своей одухотворенностью, мудростью.

Задание 2. Перед вами портреты Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова, академика И. П. Павлова кисти М. В. Нестерова, А. М. Горького работы П. Д. Корина. (Можно использовать и другие работы художников-портретистов). Какие черты характера в портретируемых вас привлекли? Какое качество личности желает подчеркнуть художник? Чем он хочет нас заинтересовать? На что обратить внимание? Как сам художник относится к портретируемому? Какими художественными средствами он подчеркивает прекрасные стороны человека, его характерные черты?

Пояснения учителя: научиться раскрывать прекрасные черты человека, которые мы порой не замечаем, поможет нам проникновение в глубину творческого процесса художника, постижение языка изобразительного искусства.

Вспоминая о своей работе над портретом советского физиолога, академика И. П. Павлова, художник М. В. Нестеров писал: «Лицо Льва Толстого объясняют мне великолепные портреты Крамского и Ге. Знал я Д. И. Менделеева: лицо его было характерно, незабываемо — оно было благодарным материалом для художника. Из портретов Павлова я ничего такого усмотреть не мог, это меня обескураживало, и я, не считая себя опытным портретистом, не решался браться не за свое дело ...» Однако после встречи с Павловым художник был покорен навсегда «легендарным человеком». «Целый вихрь слов, жестов понесся, опережая друг друга... более яркой особы я и представить себе не мог, — писал художник. — Он был донельзя самобытен, непосредствен. Я позабыл о том, что я не портретист, во мне... проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика ...»

Страстная динамика, внутренний напор, ясность мысли, убежденность, творческая сосредоточенность — все эти качества великого ученого мы можем увидеть в портретируемом. Большую роль в раскрытии волевого характера И. П. Павлова играют руки. Они вытянуты вперед, сжаты в кулаки — это был характерный жест для ученого. Образ И. П. Павлова дополняется лиризмом, благодаря мягкому светлому колориту, который вызывает ощущение внутренней душевной мягкости, чистоты, доброты великого ученого.

В более скупом, сдержанном колорите написан В. Г. Перовым портрет писателя Ф. М. Достоевского. Неопределенный зеленовато-коричневый цвет костюма, темный фон, отсутствие предметов — все это необходимо было художнику для того, чтобы глубже проникнуть в сущность человека, в мир его чувств и переживаний.

В характеристике портретируемого большую роль играют как изобразительные средства (жест, поза человека, его глаза, руки, лицо, особенность одежды), так и выразительные, которые помогают передать сущность изображаемого (тональность, композиция, техника рисунка: формы, линии, их ритмичность, цветовая контрастность).

Прекрасные стихи написал поэт Н. Заболоцкий о портрете А. П. Струйской работы Ф. С. Рокотова.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно...


Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач...


Задание 3. Сравните портреты Л. Н. Толстого, написанные Н. Н. Ге, И. Н. Крамским, И. Е. Репиным; портреты великой русской актрисы П. А. Стрепетовой, написанные И. Е. Репиным и Н. Я. Ярошенко. В чем проявляется творческое своеобразие художников в раскрытии характера портретируемых? В чем разница художественных решений картин? Почему художник выбрал из многих возможных именно такую трактовку образа? Как вы думаете, что могло побудить художника взяться за работу над портретом? Что хотел сказать художник своим произведением?

Пояснения учителя: художник, работая над портретом, старается не только передать внешнее сходство с моделью, но и раскрыть внутреннюю жизнь человека, причем выделить в нем самое, на его взгляд, главное, существенное. Каждый художник по-своему подходит к характеристике одного и того же человека. В портретируемом талантливый художник отражает лицо современников, утверждает высокие духовные начала красоты человека и в какой-то степени высказывает свои раздумья о мире, о человеческой судьбе.

Льва Николаевича Толстого писали многие художники. И. Н. Крамской акцентирует наше внимание на мудрости, проницательности великого писателя, мыслителя, психолога, имевшего способность улавливать «таинственнейшие движения психической жизни». Талантливо передал художник особенно выразительную черту его внешности: пристальный, пронизывающий взгляд, от которого, кажется, ничто не может скрыться.

В картине, написанной в 1887 году, И. Е. Репин передает напряженную внутреннюю жизнь писателя, работу мысли, тяжелые раздумья о судьбах простых людей.

Прежде чем приступить к работе, художники долго присматриваются к человеку, беседуют с ним, стараются проникнуть в мир его чувств, мыслей, уловить самое характерное, типичное и правдивое в облике портретируемого. Скромной, сдержанной, лиричной, больше похожей на курсистку, изобразил Н. Я. Ярошенко великую трагическую актрису П. А. Стрепетову. Такой она могла быть в жизни. И. Е. Репин изобразил актрису в домашней обстановке, в простом платье, с неубранными волосами. Художнику удалось передать великое трагическое дарование актрисы, в творчестве которой впервые нашли яркое отражение образы простых русских женщин с тяжелой, бесправной судьбой.

2. Рассказы учащихся о том, как писатели, художники, скульпторы и т. д. развивают свою наблюдательность, восприятие, творческую память (приводят примеры).

К. И. Чуковский так вспоминает об И. Е. Репине: «Едешь с ним в вагоне, в трамвае и видишь: с любопытством путешественника, впервые попавшего в нашу страну, вглядывается он в каждого сидящего перед ним человека и мысленно пишет его воображаемой кистью... . В этом смотрении была для него творческая радость».

В статье «Мое творчество» А. Н. Толстой писал: «В молодости я не был наблюдательным, во всяком случае — ниже обычного. Боролся с этим недостатком, заставлял себя наблюдать всегда — самого себя, людей, природу. Затем это вошло в привычку».

3. Рассказы учащихся о встречах с интересными людьми. Можно задать ребятам вопросы: почему эти люди кажутся вам интересными? Как проявляются нравственные и эстетические качества в их внешнем облике?

Пояснения учителя: характер человека, психологическое состояние, духовная культура отражаются на внешнем облике человека. Иногда глаза, жесты, мимика, руки могут многое сказать о том, каков человек.

Таджикский поэт, Мирзо Турсун-заде считает, что главное в человеке — это его глаза:

Глаза бывают разные. Одни

Полны злодейских чар, как западни,

Другие — ясны и чисты всегда,

Светлы, как предрассветная звезда...


Изучение творчества художников-портретистов, мастеров художественного слова позволит вам расширить представление о красоте человека, стать духовно богаче.



Использованные источники:

  1. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М. — Л.: Искусство, 1967. 295 с.

  2. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке/Сост. Т. В. Самсонова. Изд. 2-е. М.: Сов. Россия, 1981. 96 с.

  3. Эренгросс Б. А. Удивительная наука эстетика! М., 1977, с. 58 — 67.

  4. Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть. М., 1969.

- 5 -

Здесь Вы найдете материалы для классного часа на тему «Учись видеть прекрасное в человеке, 7 класс», которые можно удобно просмотреть онлайн или же бесплатно скачать. Предмет работы: Педагогика (7 класс). Также здесь Вы найдете дополнительные материалы по схожим темам и работы из той же категории, что позволит Вам еще глубже изучить вопрос, рассмотреть его под разными углами и еще лучше подготовиться к проведению классного часа.

Список похожих классных часов

Командная программа Закон и порядок, 6 класс

Командная программа Закон и порядок, 6 класс

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат. «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования». Классный ...
Все мы разные, 7 класс

Все мы разные, 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Средняя общеобразовательная школа №70. Классный час. «Все мы разные…». ...
Классный час, посвященный 75-летию основания Краснодарского края, 8 класс

Классный час, посвященный 75-летию основания Краснодарского края, 8 класс

Гончарова Людмила Владимировна. . Муниципальное автономное общеобразовательное. Учреждение средняя общеобразовательная школа № 11. . ст. Нижнебаканской ...
Твоя роль в обществе, 5 класс

Твоя роль в обществе, 5 класс

МОУ «СОШ с. Березина Речка Саратовского района. . Саратовской области». Классный час. Твоя роль в обществе. для 5 класса. по программе. ...
Учитесь властвовать собой, 7-9 класс

Учитесь властвовать собой, 7-9 класс

МОУ СОШ №12. Классный час «Учитесь властвовать собой». . . [Классный час для учащихся 7-9 классов]. . . . . Голдинова Татьяна Михайловна ...
Наши права и обязанности, 6 класс

Наши права и обязанности, 6 класс

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края. . МОУ Новоозёрская средняя общеобразовательная школа. ...
Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс. . (классный час, посвященный первоклассникам). Подготовила: учитель начальных классов Бодрова Елена Анатольевна. Цели:. ...
Классные часы 3 класс

Классные часы 3 класс

3 КЛАСС. О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Ц е л и:. повторить и закрепить знания учащихся по ПДД; отработать умение выбирать верный маршрут по ...
Классные часы 4 класс

Классные часы 4 класс

4 КЛАСС. Г. А. Фонова. ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ. Ц е л и:. показать учащимся различные способы тренировки памяти; объяснить необходимость развития ...
Итоговый классный час, 10 класс

Итоговый классный час, 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа № 27». Итоговый классный час. . 10 класс. ...
Классное собрание по планированию коллективных дел на месяц. Общий сбор классного коллектива, 5-7 класс

Классное собрание по планированию коллективных дел на месяц. Общий сбор классного коллектива, 5-7 класс

Пузырёва Марина Петровна,. учитель иностранных языковМуниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №101» города Омска. ...
Здравствуй, 6 класс

Здравствуй, 6 класс

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа №6». Города Кирова, Калужской области. ...
Здоровое питание, 5-8 класс

Здоровое питание, 5-8 класс

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя школа № 13. Оренбургской области г.Новотроицк. Классный час. . «Здоровое ...
Доброта спасёт мир, 7 класс

Доброта спасёт мир, 7 класс

Классный час в 7б классе. . Тема: «Доброта спасёт мир». Цель: поразмышлять с обучающимися о важнейших нравственных ценностях: добре, уважении, ...
Курильщик сам себе могильщик, 7 класс

Курильщик сам себе могильщик, 7 класс

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска. «Средняя общеобразовательная школа №101». Разработка классного часа о вреде табакокурения ...
Классный час "Культура общения и речевой этикет» 7 класс

Классный час "Культура общения и речевой этикет» 7 класс

Курилкина Светлана Ивановна. учитель русского языка и литературы. МКОУ СОШ с. Владимиро-Александровское Партизанского района. . Приморского ...
Мы и наш класс

Мы и наш класс

Классный час для учащихся 5 класса. «МЫ И НАШ КЛАСС». Барышенская Е.Н. МОУ «Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области». Цель:. ...
Классный час на тему: Красота внешнего облика (поговорим о моде) 6 класс

Классный час на тему: Красота внешнего облика (поговорим о моде) 6 класс

Классный час для 6 класса. . Автор: Красикова Надежда Яковлевна, учитель математики МКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном ...
Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс

3. . Уважаемые ребята! Первоклассники! . . Такое обращение в стенах школы вы слышите впервые. , т.к. именно с сегодняшнего дня вы вступаете ...
Классный час посвященный памяти В.Д. Хомяковой 1 класс

Классный час посвященный памяти В.Д. Хомяковой 1 класс

Классный час, посвященный памяти В.Д.Хомяковой. Дата проведения: 25.09.2012 г. Класс – 1 «в». Хомякова Валерия Дмитриевна. Лётчик - истребитель. ...

Информация о классном часе

Ваша оценка: Оцените тест по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:16 января 2017
Категория:Педагогика
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать документ