Слайд 1Архетипы К.Г. Юнга: Архетип Матери
Москва, 2013
ПО НИУ ВШЭ. Психология. Станко Елена
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Слайд 2Архетип Матери. Описание
«Архетип матери имеет воистину невообразимое множество аспектов. Упомяну только некоторые типичные формы: мать или бабушка конкретного человека, крестная мать или свекровь и теща, какая-либо женщина, с которой человек находится в некоторых отношениях, а также кормилица и нянька; родоначальница или представительница белой расы - в высшем, переносном смысле - богиня, особенно, мать бога, дева, София цель страстного избавления (рай, Царство Божие, Небесный Иерусалим);
Слайд 3в более широком смысле - церковь, университет, город, страна, небо, земля, лес, море и стоячая вода; материя, преисподняя, луна, в более узком смысле - как место рождения или происхождения - пашня, сады, утес, пещера, дерево, родник, глубокий источник, купель, цветок в качестве сосуда (роза или лотос); в самом узком смысле - матка, всякая полая форма (например, гайка), йони, хлебная печь, чугунок; из животных - корова, заяц, и вообще помогающие животные. Все эти символы могут иметь позитивный, благоприятный, или же некоторый негативный, смысл. Амбивалентный аспект - у богинь судьбы (Парки, Граи, Норны), нечестивый - у ведьмы, дракона (у всякого заглатывающего или обвивающего животного, как например у огромной рыбы или змеи); сюда же следует отнести могилу, саркофаг, водную пучину, смерть, ночной кошмар и детский ужас.
Слайд 4Архетип Матери. Образы в культуре Богородица
Слайд 5Архетип Матери. Образы в культуре Исида
Слайд 6Архетип Матери. Образы в культуре Дикая мать
Древняя ведающая и сильная женщина, колдунья, иногда устрашающая и опасная, но справедлива, её советы бывают крайне дельными. Она встречается в сказках под именем Бабы Яги. От неё исходят задания и испытания, но в итоге она помогает, заботится. "Кроме того, выступая в других своих воплощениях - таких, как Мать Ночь, богиня Жизни-Смерти-Жизни, старуха Баба Яга является хранительницей небесных и земных сущностей". "Баба Яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы. Посмотреть ей в лицо – значит увидеть vagina dentata, 25 кровавые глаза, безупречное новорожденное дитя и крылья ангелов – и все это сразу". Кларисса Пинкола Эстес
Слайд 7Архетип Матери. Образы в культуре
Рерих. Мать мира
Деви - прообраз всех индийских Богинь. Великая Мать Вселенной
Кали - Дурга
Слайд 8Архетип Матери.Комплекс матери
К.Г. Юнг выделяет 4 типа развития комплекса матери: Гипертрофия материнского Преувеличение Эроса Идентичность с матерью 4. Защита от матери
Слайд 9Архетип Матери. Комплекс матери Гипертрофия материнского
Гипертрофия женского начала или его атрофия Если женственность преувеличивается, то это означает усиление всех женских инстинктов, в первую очередь материнского инстинкта. Негативным аспектом последнего является женщина, единственная цель которой - рожать и рожать. собственная личность такой женщины - нечто побочное; она даже более или менее бессознательна, потому что жизнь проживается в других и через других; Эрос развился только лишь как материнская связь и не осознается в качестве личностной. Бессознательный эрос проявляется всегда как власть. Чем более бессознательной является такая мать в своей собственной личности, тем больше и могущественней ее бессознательная воля к власти. Разум остается изначально натурным, не соотносящим себя с миром и беспечным, однако он при этом является таким же истинным, а иногда даже и таким же глубоким, как природа. Однако сама женщина этого не знает и потому не может, с одной стороны, оценить остроту своего разума, а, с другой стороны, она не способна удивляться - в философском смысле - его глубине, случается, что она вовсе забывает только что сказанное.
Слайд 10Архетип Матери. Комплекс матери Идентичность с матерью
Паралич всего, что можно назвать женским. Собственная личность такой женщины - нечто побочное; она даже более или менее бессознательна, потому что жизнь проживается в других и через других; Все, что напоминает материнство, ответственность, личную привязанность и эротическое притязание, вызывает у таких женщин чувство неполноценности и принуждает их бежать прочь. Цепляется альтруистически за мать, и усердствуя при этом бессознательно, постепенно возвышается до тирана собственной матери. Она в такой мере является придатком матери, что даже совсем и не знает, что же ей, бедной, делать, если рядом оказался мужчина. И к тому же она так сильно нуждается в помощи, да к тому же, кажется, что она вообще ровным счетом ничего не знает, - что даже самый кроткий пастух становится отважным похитителем женщин, умыкая самым негодным образом беззащитную дочь у любящей матери.
Слайд 11Архетип Матери. Комплекс матери Деметра и Персефона
Деметрой на Олимпе был представлен архетип матери. Ее самыми важными ролями были роли матери (дочь – Персефона), той, кто питает (богиня плодородия), и подательницы духовной пищи (Элевсинские мистерии). Хотя и другие богини были матерями (Гера и Афродита), связь с дочерью у Деметры была самой значительной. Она также больше других богинь занималась выращиванием и воспитанием.
Персефона была единственной дочерью Деметры и Зевса. Персефона была беспечной девушкой, собиравшей цветы и игравшей со своими подругами. Затем Гадес внезапно появился на своей колеснице из разверзшейся земли, схватил вскрикнувшую девушку и умчал ее в свое подземное царство как свою невесту поневоле. Деметра не приняла эту ситуацию, покинула Олимп и в конце концов заставила Зевса позаботиться о своих желаниях.
Слайд 12Персефона и Деметра представляют единую схему "мать-дочь", в котором дочь слишком близка к матери, чтобы развивать независимое самоощущение. Девиз этих отношений – "мама знает лучше". Производимое матерью впечатление строгости и независимости нередко обманчиво. Мать может поощрять зависимость дочери для того, чтобы держать ее поближе к себе. Дочь необходима ей как расширение самой себя, используя которое она может жить по принципу замещения. Классический пример таких отношений – мать-режиссер и дочь-актриса.
Врожденная восприимчивость женщины-Персефоны делает ее очень податливой. Вначале она не сопротивляется проецированию на нее образов и ожиданий значимых для нее людей. Ее модель поведения – быть подобной хамелеону, "примерять" на себя ожидания других. Это качество предрасполагает ее быть "женщиной-анимой"; она бессознательно соответствует желаемому мужчиной образу.
Слайд 13Архетип Матери. Комплекс матери Преувеличение Эроса
Материнский инстинкт затухает. На его место заступает чрезмерный эрос. Возвышающийся эрос вызывает аномальное подчеркивание личности другого Ревность к матери и желание ее превзойти во всем Этот тип характеризуется бессознательностью, достойной всяческого удивления. Такие женщины находятся прямо-таки в ослеплении касательно своих собственных дел и побуждений
Слайд 14Архетип Матери. Комплекс матери Защита от матери
Образец негативного комплекса матери. Лейтмотив: все, что угодно, но только не как мать! Знает все, чем она не хочет быть, однако не знает чего хочет. Все ее инстинкты концентрируются в форме защиты от матери, а поэтому они неприменимы и не применяются для обустройства своей собственной жизни. В таких случаях нередко можно усмотреть во всех тонкостях основные черты архетипа матери. Сопротивление против матери проявляется часто в болезненных менструациях, трудностях зачатия, в отвращении к беременности, кровотечениях во время беременности, выкидышах, прерываниях беременности и т.п. Спонтанное развитие рассудка. Рука об руку с развитием рассудка идет также выпячивание вообще всех мужских особенностей.
Слайд 15Архетип Матери. Комплекс матери Позитивные аспекты. Мать
«Тот образ матери, который воспевался и почитался во все времена и на всех языках. Это та материнская любовь, которая принадлежит к самому что ни на есть умилительному и незабвенному воспоминанию повзрослевших седин, это - тайный корень всех начинаний и превращений, который составляет молчаливую праоснову возвращений к родному очагу и поискам пристанища на чужбине, т.е. основу всяческого начала и конца. Известная до самого нутра и чужая как природа, нежная в своей переполняющей любви и жестокая как судьба - полная радости, неутолимая дарительница жизни, мать всех скорбящих и темные, безответные врата, которые затворяются за усопшими. Мать - это материнская любовь, это мое переживание, моя тайна.»
Слайд 16Архетип Матери. Комплекс матери Позитивные аспекты. Преувеличение Эроса
Реактивное возвышение эроса у дочери нацелено на того мужчину, который лишен превосходства, присущего всему матерински-женскому. Такая женщина всегда будет инстинктивно вмешиваться в случаях, в которых бессознательность партнера по браку провоцирует ее к этому. Она нарушает столь опасную для мужской личности ленность, которую он с большой охотой считает верностью. Эта леность ведет к бессознательности собственной личности и к тому кажущемуся идеальным браку, где мужчина не что иное, как лишь "папа", а женщина - лишь "мама", и где супруги титулуют друг друга точно так же. Это - покатая дорожка, которая легко низводит супружество до бессознательной идентичности партнеров. Женщина нашего типа направляет жаркие лучи своего эроса на того мужчину, который оказался в тени материнского начала, и возбуждает тем самым моральный конфликт. Конфликт порождает пламя аффектов и эмоций и как, всякий огонь, конфликт также имеет два аспекта, а именно, аспекты сжигания и порождения света. Женщина, на роду у которой написано быть возмутительницей, деструктивна лишь исключительно в патологических случаях. В случае нормы она в качестве возмутительницы сама охвачена беспокойством, как несущая превратности она сама превращается, и сиянием огня, который она возбуждает, озаряются и освещаются все жертвы этой завязки.
Слайд 17Архетип Матери. Комплекс матери Позитивные аспекты. Защита от матери
Благодаря своей ясности, деловитости и мужественности именно женщина такого типа часто занимает высокое общественное положение, где ее, часто открытая с большим запозданием, материнская женственность под руководством холодного рассудка разворачивает благодатную деятельность. Однако редкая комбинация женственности и мужеского рассудка находит себе подтверждение не только в чем-то внешнем, но и в области душевной интимности. Она - как духовная водительница и советница мужа Все слишком-женское пугает определенный тип мужского материнского комплекса, для которого характерна большая нежность чувства. Этой женщины он не боится, потому что она наводит мосты к мужскому духу, по которому он может уверенно препровождать свое чувство на другой берег. Ее артикулированный рассудок вселяет в мужчину доверие, элемент, который нельзя недооценивать.
Слайд 18Архетип Матери в современности Представители.
Мать Тереза
Слайд 19Королева-Мать Елизавета II
Слайд 20Спасибо за внимание!