Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка Задание А 1
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 г. Новый Уренгой ЯНАО Береза Галина Владимировна
Слайд 2Орфоэпические и акцентологические нормы
Орфоэпические нормы Орфоэпия – свод закономерностей нормализованного произношения. Стили произношения А) полный стиль: медленный темп речи, четкое произношение звуков и слогов (официальная, торжественная речь) Б) неполный стиль: быстрый темп речи, сильная редукция (неофициальная, бытовая речь) Ср.: сейчас, тысяча, пятьдесят, когда и под. 1 .гласные. 1)аканье. Вода, дала, столы 2)иканье: в лесу, часы, пятак 3)А в первом предударном слоге после Ш и Ж и Ц произносится обычно как А: жара, шагать, цари. Однако как Ы произносится: жалеть, лошадей, ржаной, жакет, жасмин, двадцати, тридцати.
Слайд 34 ) В позиции после предлогов на согласный и слов на твердый согласный переходит в Ы: участвовать в игре, кот и мышь 5 ) Переход Е в О под ударением. Обычно в позиции перед твердым согласным и на конце слова произносится О: береста, блекнуть, взбешенный, исчерканный, новорожденный, свекла, жернов, набеленный, никчемный, побасенка, скабрезный, сметка, щелка, белесый, желчь и желчный, заплетший, принесший, привезший и др. Е произносится: бесхребетный, бревенчатый, бытие, житие, двоеженец, иноплеменный, современный, согбенный, недоуменный, опека, хребет, зев, приведший, забредший и др. Смыслоразличительную роль играют: крестный (отец, мать) и крестный (ход, муки), истекший (кровью) и истекший. В иностранных словах закономерности отсутствуют: маневры и маневренный, виндсёрфинг, но афера, гренадер и др. 6) Произношение безударного О: в заимствованных словах А) в позиции перед гласным и после него: боа, радио, какао, адажио, видео, стерео, трио био-, гео-, нео-, хаос и др. Б) в словах редко употребляющихся: бомонд, моветон, реноме, рококо, каприччо и каприччио, и др. В) вариантно произносятся: бордо, шоссе, поэт и поэзия, форпост, досье, кредо, фойе, вето, маэстро, легато Г) имена собственные с конечным О: Джордано Бруно, Карузо и др. Д) в словах из сферы искусств в сценической речи произносится О: ноктюрн, Флобер, сонет, и др.
Слайд 42. Согласные. 1) Г произносится как звук взрывной: город, погода, герб и др. искл: бухгалтер и некот.др. Допустимо в разговорной речи произносить щелевой звук в междометиях ага! Ого! В междометии господи! 2) Г оглушается в звук К: снег, вдруг, ногти, когти, искл.: Бог. В сочетании ГК – ХК (легкий, мягкий). ГЧ – ХЧ (мягче, мягчайший, облегчить), искл: тягчайший (кч). 3) Твердость-мягкость согласного в положении перед мягким согласным. А) З и С, Д и Т перед мягкими внутри корня или перед суффиксом смягчаются: часть, здесь, гвозди, мазня, водник, пятница, спутник, одни, приставки и предлоги – мягко: разнес, стер, стянуть, из села, возник перед мягким Л – колебания: ясли, след, разлить, петли, медлить перед Б, П, В, Ф, М – колебания: четверг, ветви, Дмитрий, Людмила, змей, свежий. НО: в суффиксе –изм может смягчаться только перед мягким согласным – организм – в организме б) Н перед Т и Д произносится мягко: вентиль, бантик, стипендия перед С и З – мягко: реценьзия, претеньзия, но вариантно – бензин, вакансия, балансировать перед Ч и Щ – мягко: клянчить, кончик, барабанщик, обманщик. В) Р перед Д, Т, З, С произносится твердо: портит, форсить, кормить, перед Ч и Щ – твердо: ларчик, сборщик Г) Г перед мягким К смягчается: мягкий, легкий. Д) перед Й пере Ь свсе согласные смягчаются: скамья, бьют, шампиньон, перед Ъ приставки на –З, -С произносятся вариантно: съездил, изъять, на –Д, -Т, -Б – твердо: подъехал, отъехал, объехал
Слайд 54) Произношение сочетания ЧН. В большинстве случаев произносится как ЧН: точный, прочный, перечный, алчный, вечный, Млечный путь, отлично, античный, начну, качну, печник, ключница, ШН произносится в женских отчествах на –ична: Кузьминична, Ильинична и др. ШН обычно произносится в словах бытовой сферы: конечно, скучно, нарочно, яичница, пустячный, прачечная, скворечник, девичник, троечник, горчичный, горчичники, горчичница Возможны варианты: булочная, порядочный, Устарело ШН в словах молочный, сливочный, коричневый, бутылочный, лавочник, будочник, будничный, взяточник, яичный Смыслоразличительная роль: сердечный (клапан) – сердечный (друг), копеечная (монета) - копеечная (душа), калачный (форма) – калачный (ряд). 5) Произношение сочетания ЖЖ, ЗЖ внутри корня: произносится как долгий мягкий согласный: вожжи, дрожжи, жужжит, жжется, жжение, позже, поезжай и др. Допустимо произносить долгий твердый согласный. 6) Произношение сочетаний ЗЖ, СЖ, СШ, ЗШ на стыке приставки и корня и приставки и суффикса, а также на стыке предлога с последующим словом на Ж, Ш: всегда произносится как долгий твердый шипящий: сшить, изжарил, высший, без жалости. 7) Произношение СЧ, ЗЧ на стыке корня и суффикса обычно произносится как Щ: разносчик, подписчик, заказчик, образчик, заносчивый, привязчивый
Слайд 6На стыке приставки и корня и предлога и последующего слова произносится ЩЧ: исчахнуть, расчистит, бесчисленный, бесчестный. Но: счастье, счет, рассчитать Непроизносимые согласные: А) СТН как СН: честный, местный, лестный, областной, постный, частный, местность, окрестность, шестнадцать, прихвастнуть, хлестнуть, крестник, наместник, капустник. Но: глистный, компостный, шерстка Б) ЗДН как ЗН: поздний, праздник, уездный, наездник, звездный. Но: бездна, безвозмездный В) СТЛ как СЛ: счастливый, завистливый, совестливый, жалостливый. Но: хвастливый, костлявый, постлать. Г) СТС как СС: большевистский, пропагандистский, РГС как РС: перетербургский, оренбургский, НО: вашингтонский. Д) остальные сочетания обычно произносятся как пишутся: ирландка, астма, поездка,
Слайд 7(9. А) твердый согласный перед Е в иностранных словах возможен: в основном в словах книжных, мало освоенных русским языком: адепт, альтернатива, аннексия, аутсайдер, ацтеки, астероид, апартеид, бартер, бестсЕллер, гангстер, генетика, генезис, дедукция. Дезавуировать, декаданс, демарш, демпинг, декор, детектор, деноминация, диспансер, интеграция, капелла, кибернетика, компьютер, кортеж, критерий, лазер, латентный, лотерея, менЕстрЕль, менеджер, мистер, моветон, модель, модерн, неореализм, неофашизм, пантеон, патетика, потенциал, протеин, пейджер, полтергейст, реле, реквием, резюме, реноме, сепсис, сервис, синтез, супермен, сонет, тезис, тест, тембр, темп, тенденция, тоннель, фарватер, интенсивный, интеграл, шоссе, интервент, шатен, энергия экзистенция, экстерн, эссе и др. Б) мягкий согласный произносится: абрек, брюнет, гипотеза, дебют, дегенерат, дезинфекция, декламация, дефис, компетентный, конкретный, музей, неолит, патент, претензия, рейд, ренегат, сейф, стратег, термин, фанера, шинель, деполитизация, деструкция, референт, В) вариантно: осн. Тв.: безе, бемоль, бизнесмен, бутерброд, деградация, бандероль, депо, кратер, дезодорант, девальвация
Слайд 8Осн.мягк.: сессия, агрессия, аллитерация, артезианский, бактерия, глинтвейн, дебет, декан, демобилизация, депрессия, конгресс, корнет, крейсер, креп, либретто, прогресс, регресс, ренессанс, сентенция, термоядерный, террор, экспресс Г) г, к, х, л всегда произносятся мягко: гегемон, гейзер, генетика, генезис, полтергейст, дегенерат, кемпинг, кегельбан, кейфовать, кельнер, кельты, кентавр, брикет, турникет, хетты, трахея, левиафан, легальный, легитимный, легат, легато, леди, Искл: кеб, хеппи-энд
Слайд 9Причины орфоэпических ошибок межъязыковая интерференция. Русский язык как неродной. Возникает специфический национальный вариант русского языка. Особенно большое значение имеет взаимодействие близкородственных языков. Недостаточно мягкие губные согласные, сохранение О в безударной позиции, В вместо Ф, твердый Ч, внутриязыковая интерференция. Влияние диалектов. Щелевой Г, яканье, слишком открытый безударный А, оглушение Г в Х, влияние орфографии. Сохранение И после предлогов на согласный (участвовать в игре), произношение сочетаний свистящих с шипящими с сохранением свистящего, неразличение Е и Ё, появление свистящего перед шипящим различные фонетические процессы, обусловленные торопливой, небрежной речью: черезвычайный, друшлаг, лаболатория, переспектива, жакет Московский и петербургский варианты нормы
Слайд 10Акцентологические нормы Акцентология – раздел языкознания, изучающий закономерности системы ударений. Свойства русского ударения. разноместность – возможность разных слогов и морфем быть ударными (деревянный-глиняный). Есть языки с одноместным ударением: польский – предпоследний, чешский и немецкий – обычно первый, французский – последний. 2) подвижность – возможность его различной постановки в словоизменительной парадигме (новости-новостей, стол-столы). В сложных словах бывает основное ударение (падает на последнюю основу) и побочное (на предшествующих основах): самолет, теплоход, многоуважаемый и др. Функции ударения. разграничение омографов: брОня-бронЯ, Ирис-ирИс, Атлас-атлАс, кИрка-киркА разграничение грамматических форм: сестры, учителя, стилистическое разграничение: лАвровый-лаврОвый, шЕлковый-шелкОвый
Слайд 113. Основные закономерности ударения. 1) Имена существительные: А). в сложных словах на –провод ударение всегда ставится на последний слог: нефтепровод, газопровод. Искл.: электропровод, электропривод. Б). слова, у которых неподвижное ударение на основе: бант, берёста, верблюд, госпиталь, договор, досУг, капля, карман, лектор, лозунг, минус, очерк, проповедь, редактор, сват, свекла, средство, торт, туфля, тюль, шарф, шофер, В). слова с неподвижным ударением на окончании: багаж, графа (во мн.ч. вариантно), ломоьб, миндаль, ревЕнь, щавЕль Г). в ед.ч.- на основе, во мн.ч. – на окончании: бал, борт, веер, вензель, директор, доктор, лагерь, орден, ордер, округ, Д). все формы – на основе, а косвенные падежи мн.ч. – на окончании: ведомость, должность, камень, локоть, новость, плоскость, повесть, скатерть, скорость, Е). в ед.ч. – на окончании, во мн.ч. – на основе: вдова, десна, семья, сирота, Слова, в которых часто допускаются ошибки: Абрис, агЕнт, агронОмия, адюльтЕр, акАфист, акрОполь, алкАть, алкогОль, алфавИт, анАпест, апострОф, аргумЕнт, аристокрАтия, асбЕст, бАрмен, битА, блАговест, благоприобрЕтение, благостЫня, бОбслей, бУйволица, бУнгало, вАльдшнеп, вандАл, вероисповЕдание, вертЕп, ветеренАрия, вЕчеря, ворожеЯ, газопровОд, галА-концерт, гастрОномия, гЕнезис, грЕйпфрут, гренкИ, диоптрИя, диспансЕр, дОгмат, договОр, досУг, дремОта, ЕвАнгелие, еретИк, жалюзИ, жерлО, зАговор, знАмение, знАхарка, изЫски, Иконопись, Искра, искУс, инсУльт, испокОн, кАмбала, каталОг, кАтарсис, каучУк, квартАл, кЕта, кладовАя, коклЮш, колОсс, комбАйнЕр, кремЕнгь, корЫсть, ласО, логопЕдия, ломОта, мАркетинг, медикамЕнты, мессИя, мизЕр, немотА, недУг, некролОг, нефтепровОд, обеспЕчение
Слайд 122) Имена прилагательные. а). в кратких формах : а) ударение как в полной форме: перегрУжен, перегрУжена; обычно с суффиксами –ив-, -лив-, -чив-, -им-, -альн-, -тельн-, -ист- б) во всех формах на основе, а в ж.р. – на окончании (обычно с суффиксами –к-, -н- и непроизводные): блИзок-близкА; , прав, прАвы – правА, вЕсел, вЕселы-веселА, вАжен, важнЫ и вАжны – важнА, груб, грУбы-грубА; зАперты-запертА. В настоящее время во мн.ч. ударение все чаще передвигается на окончание: бледнЫ и блЕдны; грешнА, грешнЫ и грЕшны, прилагательные, в которых допускают ошибки: Августовский, автозавОдский, балОванный, безумОлчный, биржевой, бредовой, валовой, великовОзрастный, госпитАльный, гофрирОванный, гравирОванный, грУшевый, заворожЕнный, занятой, заплЕсневелый, заторможЕнный, зубчАтый, Иссиня-черный, кедрОвый, коротковОлновый, лубОчный, мальчикОвый, меновой, митингОвый, кУзонный, наведЕнный, незаконнорождЕнный, нЕнецкий, обЫденный, озлОбленный, оптОвый, оценЕнный, очередной, пЕрченый, перепЕрченный, пересОленный, побелЕнный, подОгнутый, подрОстковый, портОвый, пристЫженный, проторЕнный, развитОй (прил) – развитый(прич), разОгнутый, разОмкнутый, разрежЕнный, слИвовый, сметлИвый, сОгнутый, тигрОвый, трУбчатый, умЕрший, экзальтирОванный, языковой и языкОвый
Слайд 133) Глаголы: А) прошедшее время глаголов и кратких страдательных причастий (бессуфиксные). Обычно в жен.р. ударение передвигается на окончание, в остальных формах – на основе: брАл-бралА, взЯл-взялА, взятА; добЫл-добылА, нАчал-началА, начатА; прИнял-принлА, принятА, Есть глаголы с неподвижным ударением: знать, брить и др., в т.ч. у глаголов на –сть, -зть (лезть, красть, класть). У глаголов на –чь , -сти, -зти ударение во всех формах на окончании: печь, стричь, ползти, нести. Если присоединяется приставка – система ударений сохраняется: забрАл-забралА. Если присоединяется –ся, то ударение передвигается на окончание: забрАлся-забралАсь, забралОсь, забралИсь. У целого ряда глаголов ударение переходит на приставку: отдал, продал, отнял, принял, начал, пережил и др., хотя тенденция к переносу на корень – запИл, перелИл и др. Б) глаголы с ударным -ить. У них в личных формах ударение обычно переходит на основу: носить, любить, водить и др. Однако у целого ряда глаголов ударение сохраняется на окончании: звонить, углубить, облегчить, поместить, включить, приручить, усугубить, ободрить, вперить, сорить, В) у причастий на –вший, -ший, ударение обычна как в инфинитиве: начАвший, принЯвший, занЯвший, отдАвший, прибЫвший и др. Слова, в которых часты ошибки: баловАть, блокИровать, бомбардировАть, бряцАть, вперИть, гравировАть, дозИровать, закУпорить, заплЕсневеть, запрломбировАть, запорошИть, заржАветь, зачерствЕть, Индеветь, исчЕрпать, маркировАть, нормировАть, облегчИть, освЕдомиться, пЕрчить, подбодрИть, предвосхИтить, премировАть, премИнуть, присовокупИть, принУдить, прояснИть-проЯснить, увЕдомить, углубИть
Слайд 14Причины акцентологических ошибок 1) влияние диалектов. кетА, зАвидно, отдАл 2) влияние профессиональной речи: шАсси, нефтепрОвод, алкоголь 3) многоконтактность в процессе заимствования: еретик, документ, дворянин, каталог, апостроф 4)незнание ударения в языке-источнике: мизер, маркетинг 5)незнание грамматических особенностей слова: гренки, туфли
Слайд 15ЭТО СТОИТ ЗАПОМНИТЬ Часто неверно произносят сложные слова с КОРНЕМ— провОд. Это бензопровОд, воздухопровОд, газопровОд, эернопровОд, керосинопровОд, маслопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, путепровОд, трубопровОд, электропровОд. В словарях их засвидетельствовано около двух десятков. Правильно они произносятся с ударением на последнем слоге второй основы. Первая же основа имеет добавочное, побочное ударение. Чтобы не ошибиться, при произнесении этих слов, ЗАПОМНИТЕ слово «водопровОд». Чтобы правильно произносить слово «договОр» и все его формы единственного и множественного числа, ориентируйтесь на произношение слова «разговор». Разговор — договОр, разговором —договОром, разговоры — договОры, разговорами — договОрами; существительные договОр, приговОр имеют ударение на последнем слоге,а существительное зАговор сейчас произносится с ударением на приставке. Формы дОговор, прИговор сейчас даются как допустимые, однако в официальной обстановке лучше произносить договОр, приговОр, тем более что иное произношение может быть расценено собеседником как проявление низкой культуры говорящего.
Слайд 16Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: кухня- кУхонный, Август - Августовский перехОд - перехОдный УкраИна - украИнский экспЕрт - экспЕртный устАв - устАвный. Обратите внимание на произношение прилагательных козырнОй, мизЕрный. Если прилагательное имеет окончание –ой, то оно является ударным: валовОй меховОй ножевОй спиртовОй суповОй объезднОй. .
Слайд 17Прилагательные с суффиксами –ов- , -ев-, образованные от двухсложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные: бОмба- бОмбовой грУша- грУшевый слИва,- слИвовый. Многие из этих глаголов могут служить «лакмусовой бумажкой» уровня общей культуры человека. Особое внимание обратите на формы: углубИть, усугубИть, принУдить, понЯть, принЯть, баловАть, начАть, облегчИть Путаница с ударениями может поставить говорящего в нелепое и смешное положение. В Самарском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Римского-Корсакова "Царская невеста". Диктор самарского радио объявляет: "Партию ГрЯзного исполнит такой-то". Кроме того, неправильным ударением на фамилии Григория Грязного диктор на весь город объявляет о своем незнании русской истории, не говоря уж о незнании музыки. Не знать самую знаменитую русскую оперу сегодня как бы уже и не стыдно. А между тем главный герой ее, личность историческая, опричник Ивана Грозного - ГрязнОй. Значит, в родительном падеже его фамилия - ГрязнОго. (Сравните: Толстой - ТолстОго! А не ТОлстого!). В слове торт ударение является постоянным- на первом слоге: тОрта - тОрту - тОртом - (о) тОрте - тОрты - тОртов - тОр-там - тОртами - (о) тОртах