Слайд 1Предмет: Технология Презентация по теме: Вышивка гладью
Выполнили: Иванова Таня 8А Белозерова Настя 8А Гейдрович Яна 8А
Слайд 2План:
История Инструменты и приспособления Приемы Техника безопасности Подготовка к работе Перевод на ткань Закрепление нити Швы Уход за вышивкой
Слайд 3История вышивки гладью
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа. Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.
Слайд 6Приемы вышивке гладью
Рассмотрим наиболее распространенные приемы вышивки бельевой гладью. Но помните, что какой бы вы из приемов ни выбрали, необходимо сначала перенести рисунок на ткань Рисунок вышивки по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь, этот прием называется «пышечка». Очень простой и распространенный прием называется «дырочка». Выполняется он так: штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой. Следующий способ вышивки основан на приеме «дырочка», это тоже простой, но очень симпатичный прием, который называется «цветочек». Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу. Что бы сделать «узелок», рисунок вышивки обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани. Очень важный прием для вышивки делается следующим образом: рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу. И у вас получается «листик».
Слайд 7Техника безопасности
Правила безопасной работы иглой.
1.Хранить иглы в определенном месте. 2.Не допускать потери иглы. 3.Запрещается брать иглу в рот, вкалывать её в одежду. 4.Сломанную иглу сдать учителю. 5.При шитье применять наперсток. 6.Нельзя откусывать нитку зубами.
Слайд 8Правила безопасной работы ножницами.
1.Хранить ножницы в определенном месте. 2.Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперёд. 3.Не оставлять ножницы раскрытыми. 4.Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины
Слайд 9Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы - в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку. В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе: с ножницами ручной иглой булавками
Подготовка к работе
Слайд 10Перевод вышивки на ткань
Перевод с помощью копировальной бумаги (копирки). Кальку приколоть английскими булавками к ткане, противоположный край приподнимают и вкладывают между тканью и калькой копирку. (Если копирка новая, то ее предварительно протирают ватой, чтобыотпечаток не был слишком густой.) После чего переводим рисунок. Если цвет оси вышивки красный, то и переводить рисунок лучше через красную копирку. По окончании работы - кальку приподнять и вынув копирку проверить все ли перевелось и только после этого снять булавки и кальку. На темную ткань рисунок можно перевести при помощи мыла. Возьмем кусочек обычного мыла, размочим в малом количестве теплой воды (до состояния густой сметаны). Намажем рисунок с изнаночной стороны (бумагу) и высушим. После чего положим на ткань и тупым карандашом обведем рисунок. Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги. Для этого возьмем узор, нанесенный на папиросную бумагу (кальку), закрепим на ткане, после этого ткань запялим и прошьем на машинке по контуру рисунка. Бумагу снимем, на ткане останется контур узора. На тонкие ткани рисунок можно переводить способом на просвет. На кальке с переснятой фломастером или тушью рисунком закрепляют английскими бумавками ткань. Затем ткань с калькой прикладывают к оконному стеклу, рисунок обводят карандашом, большие и сложные рисунки удобно переводить через стекло с лампой.
Слайд 11Закрепление нити
В отличие от шитья в вышивании не принято делать узелков, оставлять на изнанке длинные петли и концы ниток - изнанка вышитого изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка. При вышивании одинарной ниткой или нечетным количеством нитей закрепляют ее концы несколькими мелкими стежками в том месте, которое по ходу шитья закроется вышивкой (рис. а), или после первого прокола оставляют на изнанке конец нитки длиной 10 см и закрепляют его, пропуская иголку с ниткой под вышитыми стежками (рис. б), после того как рабочая нить закончилась. Можно закрепить конец нитки стежком «за иголку». Делают прокол иголкой с изнанки на лицевую сторону, протягивают иглу и оставляют на изнанке конец нитки длиной 10—15 мм, крепко его придерживая. Очень близко от первого прокола слева направо делают второй прокол на изнанку и выводят иглу с ниткой на лицевую сторону закрепляя ею конец нитки (рис. в). Если для вышивки берут четное число ниток, то сложенные вдвое нитки продергивают концами в отверстие иглы. Затем делают маленький стежок в месте начала работы и тянут нитку до тех пор, пока не останется кончик в виде маленькой петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают ее (рис. г). Заканчивая работу, нитку закрепляют под вышивкой с изнанки несколькими мелкими, стежками швом «вперед» или «назад иголку», а концы обрезают ножницами. Можно закрепить нитку и на лицевой стороне ткани, протаскивая ее под вышитые стежки, или сделать несколько стежков в том месте, которое позже будет закрыто вышивкой. В ажурных вышивках двойную нить сразу закрепляют петлей на невыдернутых нитях ткани (рис. д), а одинарную закрепляют в петлю с помощью маленького вертикального стежка или прошивая стежками шва «вперед иголку» (рис. е), делая место закрепления незаметным.
Слайд 12Швы
Плоская гладь — является двухсторонней, стежки плотно укладываются друг другу Гладь вприкреп. Гладь с настилом. Шов «вперёд иголку». Шов «назад иголку». Шов «узкий гладьевой валик». Плоская гладь. Владимирский шов («верхошов»). Шов «узелок». Шов «петля вприкреп». Теневая гладь - выполняется нитками разных цветов. Прорезная гладь. Стебельчатый шов Петельный шов Шов «цепочка»
Слайд 13Уход за вышивкой
Для того чтобы вышитое изделие выглядело красиво, его надо правильно выстирать и отгладить. Все вышитые вещи рекомендуется стирать отдельно от остального белья мылом, не содержащим щелочей (детское, банное). Не рекомендуется изделия тереть и выкручивать. Женские блузки, платья, ночные сорочки, вышитые шелковыми нитками, следует стирать в теплой воде (примерно 28°С) в мыльной пене, не намыливать их и не тереть, а слегка отжимать руками. Загрязненные места можно слегка потереть маленькой щеточкой. Если нитки линяют, то в мыльную пену надо добавить немного соли. Изделия, вышитые подобными нитками, нужно стирать с большой осторожностью. Если нитки полиняли, окрасив ткань, то вывести подтеки красителя на хлопчатобумажных тканях можно с помощью отбеливателя. Намотав на спичку кусочек ваты, следует нанести отбеливатель на окрашенные места ткани, не затрагивая вышивки. Затем изделие тщательно прополоскать. Очень загрязненные изделия надо простирать 2-3 раза. При полоскании в воду добавить немного уксуса (на 1 л воды 1 чайную ложку), это придаст ниткам блеск. Изделия из шелка, вышитые шелковыми нитками, не подкрахмаливают. После стирки изделие осторожно отжать руками, не выкручивая, завернуть в сухое махровое полотенце, хорошо отжать, встряхнуть и отгладить. Изделия, вышитые шелковыми нитками, не следует часто стирать, так как нитки при этом теряют блеск и цвет. Все изделия, вышитые ажурными вышивками (ришелье, вырезные сетки, мережки, прорезная гладь), надо стирать с особой осторожностью в теплой мыльной пене. Их нельзя тереть и выкручивать. Следы от копирки можно слегка потереть маленькой щеточкой. Изделия из белых хлопчатобумажных и льняных тканей, вышитые белыми хлопчатобумажными нитками или мулине, можно кипятить. Изделия из таких же тканей с цветной вышивкой нельзя замачивать, заливать горячей водой. Их следует стирать в чуть теплой мыльной воде, добавив немного соли. Пятна на столовом белье из белых тканей можно отбеливать. Для этого надо смочить ватный тампон в отбеливателе и слегка потереть пятно, не затрагивая вышивки. После этого изделие прополоскать 2-3 раза в холодной воде и подкрахмалить. Крахмал развести в холодной воде и заварить кипятком не очень густо, а затем процедить в таз с холодной водой (после отжима ткань должна быть скользкой). Затем изделие слегка отжать руками, не выкручивая, завернуть в махровое полотенце и слегка подсушить. Большие изделия (скатерти, портьеры, дорожки) можно развесить, чтобы вода стекла, затем отжать в полотенце и слегка подсушить. Гладить вышитое изделие следует влажным, подстелив под него мягкую, гладкую ткань, чтобы сохранить рельефность вышивки. Не рекомендуется гладить на узорчатых тканях, так как их рисунок может «отпечататься» на вышивке. Вышивку надо гладить только с изнаночной стороны, чтобы не расплющить рисунок утюгом. Не вышитые места желательно прогладить и на лицевой стороне. Необходимо следить, чтобы утюг не был раскаленным, так как он может оставить следы на изделии. Утюг нужно передвигать по долевой и поперечной нитям ткани в одну и другую сторону, не растягивая ткань. Особую осторожность необходимо соблюдать при глажении ажурной вышивки, чтобы носиком утюга не порвать ее. Свежевыглаженные изделия не рекомендуется сразу складывать, они должны немного полежать в развернутом виде и подсохнуть.