» » » Языческие верования восточных славян

Презентация на тему Языческие верования восточных славян


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Языческие верования восточных славян. Предмет презентации: Окружающий мир. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 37 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
Выполнил Выполнил : : Сарский А. Г. Сарский А. Г. Головин Е. В. Головин Е. В. Группа Группа : : МА-11 МА-11
Слайд 2
Язычество Язычество  Язычество Язычество - это система первобытных - это система первобытных верований, основанных на верований, основанных на обожествлении окружающей среды и обожествлении окружающей среды и политеизме. политеизме.
Слайд 3
Характерные черты Характерные черты язычества язычества  политеизм политеизм – многобожие – многобожие  анимизм анимизм - - вера в существование духов вера в существование духов  теротеизм теротеизм (зоолатрия) - поклонение (зоолатрия) - поклонение животным животным  тотемизм тотемизм - воображаемый родственный - воображаемый родственный союз человека с тем или иным природным союз человека с тем или иным природным объектом – тотемом: животным, растением, объектом – тотемом: животным, растением, неодушевленным предметом, природным неодушевленным предметом, природным явлением. явлением.
Слайд 4
Характерные черты Характерные черты язычества язычества  фетишизм фетишизм - поклонение фетишам, т.е. - поклонение фетишам, т.е. неодушевлённым предметам, наделяемым, неодушевлённым предметам, наделяемым, сверхъестественными свойствами. сверхъестественными свойствами.  магия магия - набор обрядов и ритуальных - набор обрядов и ритуальных практик, которые основываются на вере в практик, которые основываются на вере в возможность воздействия через возможность воздействия через сверхъестественные силы на людей, сверхъестественные силы на людей, животных и явления природы. животных и явления природы.  культ предков культ предков
Слайд 5
Характерные черты Характерные черты язычества язычества  шаманизм шаманизм - совокупность представлений и - совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность действий, вызванных верой в способность особых лиц (шаманов, волхвов) быть особых лиц (шаманов, волхвов) быть посредниками между людьми и духами посредниками между людьми и духами  одушевление и олицетворение природы одушевление и олицетворение природы  цикличность сознания цикличность сознания - т.е. вера в - т.е. вера в круговорот явлений круговорот явлений
Слайд 6
Характерные черты Характерные черты язычества язычества  мифическое мировоззрение мифическое мировоззрение - воображения - воображения коллективной, общенародной или коллективной, общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде отражающее действительность в виде существ, которые преломляются в сознании существ, которые преломляются в сознании как вполне реальные. как вполне реальные.
Слайд 7
Этапы язычества Этапы язычества  1 этап 1 этап - представления об упырях и - представления об упырях и берегинях берегинях  2 этап 2 этап - культ Рода и Рожаниц (Лады и - культ Рода и Рожаниц (Лады и Лели) - земледельческий этап Лели) - земледельческий этап  3 этап 3 этап - многобожие и впоследствии - многобожие и впоследствии культ Перуна культ Перуна
Слайд 8
1 этап 1 этап  Упыри Упыри - это вампиры, фантастические - это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие существа, оборотни, олицетворявшие зло. зло.  Берегини Берегини же, связанные со словом же, связанные со словом беречь, оберегать, - добрые, беречь, оберегать, - добрые, помогающие человеку духи. помогающие человеку духи.
Слайд 9
2 2 этап этап  Культ Рода и Рожаниц, божеств плодородия, связан Культ Рода и Рожаниц, божеств плодородия, связан с земледелием. Эти божества связывались с с земледелием. Эти божества связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род понятиями брака, любви и деторождения. Род принимал участие в создании Вселенной: он принимал участие в создании Вселенной: он посылает с небес на Землю души рождающимся посылает с небес на Землю души рождающимся детям. детям.  Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. Лада считалась также матерью двенадцати Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. месяцев, на которые делится год.  Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Славяне считали, юной женственности, нежности. Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае. будущем урожае.
Слайд 10
3 этап 3 этап  Официальных культов было два: культ Официальных культов было два: культ Перуна и культ Велеса. Теперь Перун стал Перуна и культ Велеса. Теперь Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а во главе целого пантеона из шести богов, а Велес, почитание которого было Велес, почитание которого было повсеместным, в пантеон не попал. Новые повсеместным, в пантеон не попал. Новые идолы поставлены не в отдалении "на идолы поставлены не в отдалении "на холме", как стоял Перун во времена Игоря, холме", как стоял Перун во времена Игоря, а непосредственно рядом с княжеским а непосредственно рядом с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а "вне двора теремного", придворном кругу, а "вне двора теремного", в самом центре киевской крепости. в самом центре киевской крепости.
Слайд 11
Языческая реформа Языческая реформа Владимира Красное Владимира Красное Солнышко в 980 г Солнышко в 980 г  Первая религиозная реформа Владимира – Первая религиозная реформа Владимира – попытка унифицировать язычество и ввести культ попытка унифицировать язычество и ввести культ языческого бога Перуна в качестве единой языческого бога Перуна в качестве единой общегосударственной религии общегосударственной религии  Языческая реформа преследовала две цели: во- Языческая реформа преследовала две цели: во- первых, она подчеркивала суверенность молодого первых, она подчеркивала суверенность молодого русского государства по отношению к христианской русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых, она укрепляла положение Византии; во-вторых, она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, великого князя, главного военачальника державы, так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских так как во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов. успехов.
Слайд 12
Языческие праздники Языческие праздники  Коляда Коляда  Масленица Масленица  Ивана Купала Ивана Купала  В славянском календаре крупные праздники В славянском календаре крупные праздники были связаны в первую очередь с были связаны в первую очередь с круговоротом солнца. Весеннее и осеннее круговоротом солнца. Весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние символизировали солнцестояние символизировали цикличность природы и начало нового цикличность природы и начало нового периода в жизни человека. периода в жизни человека.
Слайд 13
Коляда Коляда  В день зимнего солнцестояния отмечался праздник В день зимнего солнцестояния отмечался праздник Коляда. Было принято переодеваться в звериные Коляда. Было принято переодеваться в звериные шкуры, что символизировало о связи с шкуры, что символизировало о связи с божественным началом. Людей в масках петуха и божественным началом. Людей в масках петуха и козы возглавлял человек, переодетый в медведя козы возглавлял человек, переодетый в медведя или быка, в образах которых воплощался бог или быка, в образах которых воплощался бог Велес. В эти дни на земле появлялся Велес и Велес. В эти дни на земле появлялся Велес и боролся с зимним богом Мороком, после чего боролся с зимним богом Мороком, после чего быстро наступала весна. На коляду принято было быстро наступала весна. На коляду принято было ходить по домам и за небольшие дары восхвалять ходить по домам и за небольшие дары восхвалять хозяев. Каждый хозяин открывал таким хозяев. Каждый хозяин открывал таким колядовщикам дверь, иначе весь год он мог терпеть колядовщикам дверь, иначе весь год он мог терпеть бедствия и неудачи. Колядные гуляния бедствия и неудачи. Колядные гуляния праздновались практически неделю. На колядки праздновались практически неделю. На колядки можно было гадать не только на будущий урожай, можно было гадать не только на будущий урожай, но и на суженого и свою судьбу. Считалось, что все, но и на суженого и свою судьбу. Считалось, что все, что было нагадано в этот день, сбывалось. что было нагадано в этот день, сбывалось.
Слайд 14
Масленица Масленица  До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица — это время, когда этого дня. Масленица — это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой. Главными атрибутами становится юношей Ярилой. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. масленицы являются блины и народные гуляния. Древние считали блин символом солнца, поскольку Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Последний день его тепла и могущества. Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Масленицы — прощёное воскресенье.
Слайд 15
Иван Купала Иван Купала  Народный языческий праздник, отмечаемый в дни Народный языческий праздник, отмечаемый в дни летнего солнцестояния. Иван Купала празднуется летнего солнцестояния. Иван Купала празднуется 24 июня. Главная особенность купальской ночи — 24 июня. Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. По поверьям крестьян, в очищающие костры. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая как оживает и становится особенно активной всякая нечисть. Главным героем растительного мира нечисть. Главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник. С цветком становился в Иванов день папоротник. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады. все клады.
Слайд 16
Сказочные персонажи, Сказочные персонажи, унаследованные с унаследованные с языческих времён языческих времён  Кощей бессмертный Кощей бессмертный  Баба-Яга Баба-Яга  Змей-Горыныч Змей-Горыныч  Дед Мороз Дед Мороз  Снегурочка Снегурочка
Слайд 17
Во что верили славяне Во что верили славяне Боги Боги Духи Духи Ярило Ярило Перун Перун Сварог Сварог Велес Велес Мокошь Мокошь и др. и др. Леший Леший Домовой Домовой Водяной Водяной Лихо Лихо Банник Банник и др. и др.
Слайд 18
Неведомая и нечистая Неведомая и нечистая сила сила  В нижних сферах языческой религии встречаются совсем В нижних сферах языческой религии встречаются совсем другие персонажи: в науке их часто называют существами другие персонажи: в науке их часто называют существами «низшей мифологии». Они не принадлежали ни «низшей мифологии». Они не принадлежали ни подземному миру, ни небу, место их было рядом с людьми подземному миру, ни небу, место их было рядом с людьми – в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых – в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках. постройках.  Каждое такое мифологическое существо было Каждое такое мифологическое существо было представлено, в отличие от богов, не в единственном представлено, в отличие от богов, не в единственном числе числе , , но в массовом количестве: леших на Руси было но в массовом количестве: леших на Руси было столько, сколько и лесов столько, сколько и лесов . .  Если власть богов распространялась, по языческим Если власть богов распространялась, по языческим понятиям, на весь свет, то существа «низшей мифологии» понятиям, на весь свет, то существа «низшей мифологии» хозяйничали на ограниченных участках. Домовой за хозяйничали на ограниченных участках. Домовой за пределами «своего» дома никакой силой почти не обладал; пределами «своего» дома никакой силой почти не обладал; ни леший, ни водяной не покидали своих владений. Зато в ни леший, ни водяной не покидали своих владений. Зато в этих пределах они обладали немалой властью и могли этих пределах они обладали немалой властью и могли оказывать людям поддержку или причинять им зло. оказывать людям поддержку или причинять им зло.
Слайд 19
Характеристика духов Характеристика духов
Слайд 20
Характеристика духов Характеристика духов
Слайд 21
Домовой Домовой  В этимологических словарях В этимологических словарях славянских языков к этому славянских языков к этому слову даны два основных, слову даны два основных, связанных между собою связанных между собою значения: значения:  1) «Относящийся к дому, 1) «Относящийся к дому, семье, хозяйству; семье, хозяйству;  2) «Сверхъестественное 2) «Сверхъестественное существо, добрый или злой существо, добрый или злой дух, якобы живущий в доме и дух, якобы живущий в доме и охраняющий его». Наши охраняющий его». Наши предки не могли представить предки не могли представить себе дома без чудесного себе дома без чудесного покровителя. У каждого покровителя. У каждого жилища был свой домовой. жилища был свой домовой. Каждый домовой жил сам по Каждый домовой жил сам по себе: домовые-соседи не себе: домовые-соседи не дружили, а нередко дружили, а нередко враждовали. враждовали.
Слайд 22
 Внешность домового описывали по- Внешность домового описывали по- разному. Чаще всего он разному. Чаще всего он изображался глубоким стариком с изображался глубоким стариком с седой бородой. На его добродушном седой бородой. На его добродушном лице выделялись фосфорическим лице выделялись фосфорическим блеском глаза. блеском глаза. Обычно домовой Обычно домовой похож на хозяина дома, и даже носит похож на хозяина дома, и даже носит хозяйскую одежду и перенимает хозяйскую одежду и перенимает хозяйские привычки. При всем том хозяйские привычки. При всем том кое-какие признаки кое-какие признаки необыкновенности проглядывают в необыкновенности проглядывают в облике домового вполне отчетливо: облике домового вполне отчетливо: отчасти это заметно по одежде отчасти это заметно по одежде , , но но главное – тело его, даже ладони и главное – тело его, даже ладони и подошвы покрыты мягкой шерстью, подошвы покрыты мягкой шерстью, он весь ею зарос, у него длинные он весь ею зарос, у него длинные торчащие уши. Самое же торчащие уши. Самое же необычайное – это способность необычайное – это способность домового менять облик: принимать домового менять облик: принимать вид кошки, собаки, зайца, медведя с вид кошки, собаки, зайца, медведя с человеческой головой, человеческой головой, превращаться в ворох сена или превращаться в ворох сена или мешок с хлебом. мешок с хлебом. Домовой Домовой
Слайд 23
 Домовой всегда живет в Домовой всегда живет в доме, его присутствие доме, его присутствие сказывается во всем, но он сказывается во всем, но он невидим. Считалось, что невидим. Считалось, что глядеть на него ни в коем глядеть на него ни в коем случае нельзя – можно случае нельзя – можно ослепнуть или вовсе ослепнуть или вовсе умереть. умереть.  Семья, перебираясь в новый Семья, перебираясь в новый дом, должна была взять с дом, должна была взять с собою и своего домового. Ни собою и своего домового. Ни в коем случае нельзя было в коем случае нельзя было допустить, чтобы в новом допустить, чтобы в новом жилище оказался другой жилище оказался другой домовой, т.к. от него, кроме домовой, т.к. от него, кроме беды, ничего ждать не беды, ничего ждать не приходилось. Чтобы приходилось. Чтобы предохранить себя от чужого, предохранить себя от чужого, над воротами втыкали ветку над воротами втыкали ветку чертополоха. чертополоха. Домовой Домовой
Слайд 24
Водяной Водяной  Водяной дедушка - хозяин вод. Водяной дедушка - хозяин вод. Командует русалками, ундинами и Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно побаловаться и затащить на дно какого какого - - нибудь зазевавшегося нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного. услужении у водяного.  Водяного представляли в виде Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. какое-нибудь животное.
Слайд 25
Леший Леший  Место жительства духа — глухая лесная Место жительства духа — глухая лесная трущоба, но иногда и пустырь. Однако трущоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а этот дух обитает в лесу не постоянно, а только в тёплое время года. «На только в тёплое время года. «На Ерофея», — считали крестьяне, — Ерофея», — считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются». В этот «лешие с лесом расстаются». В этот день дух проваливается под землю, где день дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует. По польскому норам и свирепствует. По польскому поверью леший любит сидеть на старых поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы, поэтому сухих деревьях в образе совы, поэтому крестьяне опасаются рубить такие крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший деревья. По русскому поверью леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах любит сидеть не на ветвях, а в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». либо сова, либо сам Сатана».
Слайд 26
 Шествие лешего сопровождается Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. ветром, который заметает его следы. По причине любви лешего к ветру, По причине любви лешего к ветру, люди, находясь в лесу, избегают люди, находясь в лесу, избегают свиста, чтобы не привлечь этим духа. свиста, чтобы не привлечь этим духа. Духи леса живут в малоизвестном Духи леса живут в малоизвестном лесу, представляются лесу, представляются путешественниками, часто их путешественниками, часто их сопровождают пара собак. Если Ваш сопровождают пара собак. Если Ваш пёс в лесу прячется или шугается пёс в лесу прячется или шугается других собак - как правило, двух - других собак - как правило, двух - значит, он рядом. У лешего зелёные значит, он рядом. У лешего зелёные глаза и, как правило, он стар и глаза и, как правило, он стар и рассказывает вам страшную историю, рассказывает вам страшную историю, главное - не смотреть ему долго в главное - не смотреть ему долго в глаза, они у него, как правило, глаза, они у него, как правило, зелёные! Поделитесь с ним чаем или зелёные! Поделитесь с ним чаем или сахаром. Не бойтесь его, просто не сахаром. Не бойтесь его, просто не смотрите ему в глаза, соглашайтесь. смотрите ему в глаза, соглашайтесь. Дайте, что есть, и он будет доволен, Дайте, что есть, и он будет доволен, уйдёт, не потревожит. Ваш пёс не уйдёт, не потревожит. Ваш пёс не заметит его ухода. заметит его ухода. Леший Леший
Слайд 27
Характеристика богов Характеристика богов
Слайд 28
Характеристика богов Характеристика богов
Слайд 29
Перун Перун  Перуна не без оснований Перуна не без оснований считают главным божеством считают главным божеством языческого пантеона языческого пантеона восточных славян. Его имя восточных славян. Его имя впервые встречается в впервые встречается в летописи под 907 годом. летописи под 907 годом. После победоносного похода После победоносного похода князя Олега на греков князя Олега на греков греческие цари Леон и греческие цари Леон и Александр вынуждены были Александр вынуждены были заключить с ним мир, и заключить с ним мир, и обязались уплачивать дань. обязались уплачивать дань. Договор был скреплен, по Договор был скреплен, по обычаю, клятвами обеих обычаю, клятвами обеих сторон. Греки-христиане сторон. Греки-христиане «целовали крест, а Олега с «целовали крест, а Олега с мужами его водили в клятве мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, те своим оружием и Перуном, их богом, и Волосом, богом их богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир». скота, и утвердили мир».
Слайд 30
 Перун – это, прежде всего, Перун – это, прежде всего, бог грозы. В весенней грозе бог грозы. В весенней грозе древний человек усматривал древний человек усматривал животворящий источник животворящий источник обновления земли, природы, обновления земли, природы, отсюда – первостепенная отсюда – первостепенная роль Перуна. В белорусском роль Перуна. В белорусском и украинском языках слово и украинском языках слово «Перун» означает «гром», «Перун» означает «гром», «удар грома». Если молния «удар грома». Если молния зажигала какую-то постройку, зажигала какую-то постройку, то говорили: «Перуном то говорили: «Перуном спалило». Такой пожар спалило». Такой пожар тушить было нельзя. тушить было нельзя. Известно проклятие, Известно проклятие, ходившее в народе: «Чтоб ходившее в народе: «Чтоб тебя Перун убил!» тебя Перун убил!» Перун Перун
Слайд 31
 Перун был вооружен палицей, Перун был вооружен палицей, луком со стрелами луком со стрелами , , топором. топором. Топор считался одним из Топор считался одним из главных символов бога. главных символов бога. Молния в небе Молния в небе воспринималась не только как воспринималась не только как стрела, но и как летящий стрела, но и как летящий огненный топор Перуна. огненный топор Перуна. Археологи нашли множество Археологи нашли множество миниатюрных бронзовых и миниатюрных бронзовых и железных топориков, железных топориков, датируемых датируемых X X – – XIII XIII веками: им веками: им приписывались приписывались сверхъестественные свойства сверхъестественные свойства оберегов. Орнаменты на них оберегов. Орнаменты на них имели символический смысл: имели символический смысл: зигзаги означали молнии, зигзаги означали молнии, кружок с точкой – солнце. кружок с точкой – солнце. Считалось также: гром Считалось также: гром возникал, когда Перун трет возникал, когда Перун трет один о другой два гигантских один о другой два гигантских небесных жернова. небесных жернова. Перун Перун
Слайд 32
Велес Велес  Имя этого бога встречается в Имя этого бога встречается в летописных рассказах о клятвах летописных рассказах о клятвах русских князей: Волос русских князей: Волос упоминается здесь вслед за упоминается здесь вслед за Перуном. В языческих святилищах Перуном. В языческих святилищах стояли его изваяния. стояли его изваяния.  Ключ к пониманию Волоса-Велеса Ключ к пониманию Волоса-Велеса надо искать в наименовании его надо искать в наименовании его богом скота, «скотьим богом», то богом скота, «скотьим богом», то есть покровителем домашних есть покровителем домашних животных. Именно к нему животных. Именно к нему следовало обращаться с следовало обращаться с просьбами о благополучии просьбами о благополучии скотины, об избавлении ее от скотины, об избавлении ее от болезней. Ему приносили в жертву болезней. Ему приносили в жертву коней, быков, овец. Он играл коней, быков, овец. Он играл какую-то роль в обряде сжигания какую-то роль в обряде сжигания «коровьей смерти», «коровьей смерти», совершавшемся для прекращения совершавшемся для прекращения падежа скота. падежа скота.
Слайд 33
 Однако слова «скот», «скотий» Однако слова «скот», «скотий» имели в древнем русском языке и имели в древнем русском языке и другое значение: чем больше у другое значение: чем больше у хозяина скота, тем больше хозяина скота, тем больше достатка, богатства. Волос-Велес достатка, богатства. Волос-Велес был богом богатства, был богом богатства, материального благополучия. материального благополучия. Похоже, в княжеских клятвах он Похоже, в княжеских клятвах он выступал именно в этой роли: выступал именно в этой роли: если Перун воплощал мощь если Перун воплощал мощь оружия, то Волос – силу золота. оружия, то Волос – силу золота. Отсюда понятен и смысл клятвы Отсюда понятен и смысл клятвы Святослава: если они предадут Святослава: если они предадут Перуна – пусть их посечет их же Перуна – пусть их посечет их же оружие, если предадут Волоса – оружие, если предадут Волоса – пусть пожелтеют как золото. пусть пожелтеют как золото.  А вот еще загадочная А вот еще загадочная подробность: автор «Слова о подробность: автор «Слова о полку Игореве» называет полку Игореве» называет великого слагателя песен Бояна великого слагателя песен Бояна внуком Велеса. внуком Велеса. Велес Велес
Слайд 34
 Некоторые свойства и приметы Некоторые свойства и приметы языческого Волоса позднее языческого Волоса позднее оказались у христианского оказались у христианского святого Власия. Здесь можно святого Власия. Здесь можно упомянуть упомянуть засвидетельствованный засвидетельствованный этнографами этнографами XIX XIX века на юге века на юге России обычай: перед началом России обычай: перед началом жатвы старые женщины в поле жатвы старые женщины в поле «завивали бороду Волосу», то «завивали бороду Волосу», то есть, не вырывая колосьев из есть, не вырывая колосьев из земли, сплетали их в узел и земли, сплетали их в узел и оставляли в знак надежды на оставляли в знак надежды на богатый урожай. По другим богатый урожай. По другим данным, жертвовали «Волосу данным, жертвовали «Волосу на бороздку» последнюю горсть на бороздку» последнюю горсть колосьев или последний сноп. колосьев или последний сноп. Этот обычай заставляет Этот обычай заставляет взглянуть на Волоса как на взглянуть на Волоса как на божество, связанное с божество, связанное с земледелием, с надеждами на земледелием, с надеждами на хороший урожай. хороший урожай. Велес Велес
Слайд 35
Двоеверие Двоеверие  Религиозные верования наших дней напрямую Религиозные верования наших дней напрямую восходят к прошлому. Как известно, современное восходят к прошлому. Как известно, современное православное христианство в России соседствует и православное христианство в России соседствует и переплетается с языческими поверьями и переплетается с языческими поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются людьми, обрядами, которые зачастую совершаются людьми, считающими себя истинными христианами. считающими себя истинными христианами.  Например: оставление на могиле умершего Например: оставление на могиле умершего стаканчика водки, конфет, печенья и прочего стаканчика водки, конфет, печенья и прочего съестного ассортимента, праздничный стол с съестного ассортимента, праздничный стол с обильной едой сразу после погребения человека, обильной едой сразу после погребения человека, устраиваемый его родственниками и некоторые устраиваемый его родственниками и некоторые другие обычаи настоящего времени. другие обычаи настоящего времени.  Культ Велеса был заменен культом св. Власия Культ Велеса был заменен культом св. Власия Мокошь была заменена св. Параскевой Пятницей. Мокошь была заменена св. Параскевой Пятницей.
Слайд 36
Двоеверие Двоеверие  В рамках русской православной традиции явление В рамках русской православной традиции явление «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа «двоеверия» проявляется в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой божествами (например, Илья Пророк — Перун, Святой Николай — Велес) и в языческом происхождении Николай — Велес) и в языческом происхождении некоторых признанных православием особо некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих аграрных праздников почитаемых народом языческих аграрных праздников (например, масленица). Также большое количество (например, масленица). Также большое количество чисто православных церковных праздников чисто православных церковных праздников умышленно было приурочено к основным языческим умышленно было приурочено к основным языческим славянским с целью постепенной подмены славянским с целью постепенной подмены традиционных языческих верований на христианские. традиционных языческих верований на христианские. Такая практика осуществлялась и в отношении других Такая практика осуществлялась и в отношении других объектов дохристианской культуры. В частности, объектов дохристианской культуры. В частности, православные храмы зачастую строились на местах православные храмы зачастую строились на местах бывших языческих святилищ, «святых рощ» и т. п. бывших языческих святилищ, «святых рощ» и т. п.
Слайд 37
Спасибо за просмотр Спасибо за просмотр

Другие презентации по окружающему миру



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru