Слайд 1Презентация по дисциплине «Введение в музыкальное искусство»
Подготовлена доцентом кафедры музыки Мужчиль Мариной Дмитриевной Регистрационный номер: МП 00002-07 Рекомендовано: МСФ и МОУ
Слайд 2Цель и задачи курса
Цель курса: дать студентам понятие о сущности музыки и различных ее сторонах и моментах. Задачи курса: А) выявление основных моделей рассмотрения сущности музыки и их потенциала для процесса музыкально- эстетического воспитания; Б) определение места музыки в жизни человека и среди других видов искусства, выявление ее специфики; В) ознакомление студентов с различными видами музыкальной деятельности, понятием музыкального произведения, его содержанием, функциями, способами воплощения содержания, музыкальными жанрами и стилями.
Слайд 3Актуальность курса «Введение в музыкальное искусство»
Курс носит фундаментальный характер и дает возможность обратиться к музыке как к целостному явлению, рассмотреть все ее элементы в контексте целого. Он дает возможность ознакомиться с основными музыкальными понятиями в начале обучения, что поможет в дальнейшем лучше ориентироваться при изучении материала курсов, носящих частный характер. Курс обеспечивает более основательную подготовку к написанию дипломных и курсовых работ по методике музыкального образования. Углубленная разработка любой из тем курса может лечь в основу дипломной работы.
Слайд 4ТЕМА 1: МУЗЫКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
ВОПРОСЫ: 1.Проблема адекватного понимания сущности музыки 2.Основные модели понимания сущности музыки 3.Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического воспитания
Слайд 5ТЕМА 2: МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
ВОПРОСЫ: 1.Понятие эстетического 2. Классификации видов искусства 3.Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства 4.Взаимодействие музыки с другими видами искусства
Слайд 6Тема 3. Идея мировой музыки в истории культуры и ее значение для осмысления сущности музыки
ВОПРОСЫ: 1.Идея космической музыки в эпоху античности 2. Осмысление музыки в Средние века. 3.Осмысление сущности музыки в Новое время 4.Современные представления о мировой музыке
Слайд 7Тема 4. Проблема происхождения музыки и музыкального искусства. Статус музыки в жизни человека и общества
ВОПРОСЫ: 1. Предпосылки появления музыки 2. Место музыки в жизни древнего человека 3. Происхождение музыкального искусства 4. Значение музыки в жизни современного человека
Слайд 8Тема 5. Музыкальное произведение
ВОПРОСЫ: Формирование музыкального произведения Основные виды музыкальной деятельности Функции музыкального произведения Содержание музыкального произведения
Слайд 9Тема 6. Музыкальные жанры
ВОПРОСЫ: 1.Происхождение и развитие жанров 2.Жанровая классификация 3.Жанровый комплекс
Слайд 10Тема 7. Характеристика основных музыкальных жанров
ВОПРОСЫ: 1. Опера 2. Балет 3. Вокально-симфонические жанры 4.Симфония, соната, концерт
Слайд 11Тема 8. Музыкальный стиль
ВОПРОСЫ: 1. Понятие музыкального стиля 2.Стили старинной музыки 3.Классицизм 4.Романтизм 5.Стили современной музыки
Слайд 12
Слайд 13«Неохватная широта музыкального искусства в его длительной истории и на планетарном географическом пространстве и на синхроническом, и на диахроническом срезе повлекла за собой разноликость явлений, обозначаемых словом «музыка», неоднородность самого этого понятия…И в настоящее время, в начале ХХI столетия, при произнесении слова «музыка» непременно требуется уточнение – какая музыка: джазовая, эстрадная, академическая, традиционная восточная или иная… Разграничения видов музыки шли по самым разнообразным признакам: Запад – Восток, древность – современность, искусство и наука, культура светская и духовная, пение и инструментальная игра, индивидуальное авторское и анонимное традиционное творчество, сочинения композиторов и фольклор, искусство устной (импровизационной) и письменной традиции, музыка как произведение и как деятельность, музыка прикладная и автономная и т. д….Пожалуй, можно лишь удивляться тому, что столь великое многообразие форм мировой музыкальной культуры удается обозначить всего лишь одним термином МУЗЫКА» (Холопова В. Понятие «музыка» // Музыкальная академия. 2003. №4, с.1)
Слайд 14Значение адекватного понимания сущности музыки
В курсе «Введение в музыкальное искусство» важно не просто зафиксировать многообразие форм мировой музыкальной культуры и множество определений феномена «музыка», но попытаться найти универсальное понятие, которое отражает сущность музыки, то есть способ ее формирования.
Слайд 15Для будущего учителя музыки это вопрос первостепенной важности. Ведь от того, что разумеют под музыкой, в немалой степени зависит способ организации процесса музыкально-эстетического воспитания и обучения, постановка тех или иных целей и задач, получение разных, порой совершенно неожиданных и нежелательных результатов.
Слайд 16Основные модели понимания музыки
Первая модель Музыка – это «вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным воздействием на внутренний мир человека»(Эстетика:Словарь-М.,1989)
Слайд 17Первая модель Музыка Жизнь
Слайд 18«Вслушиваясь в музыку современных авторов, мы нередко еще больше погружаемся в пучину наших проблем и противоречий, не можем выбраться из них. Сознанию не за что ухватиться – слишком мало положительного материала». (Розин В.М. Музыка на рубеже 21 века// Музыка в школе. – 1990 - №3)
Слайд 19Вторая модель Музыка – это выражение смыслов человеческого бытия с помощью звуков, обладающих высотой и длительностью, специфическое отражение закономерностей общественной жизнедеятельности человека.
Слайд 20Музыка – это «жизнь, обернувшаяся прекрасными звуками»(В.Медушевский)
Слайд 21Вторая модель см1 ср1 исп1 р1 см 2 исп3 ср2 р2 см3 ср3 р3 Ж и з н ь М у з ы к а
См - смысл Ср – средства Исп. – исполнение Р - результат
Слайд 22Потенциал основных моделей понимания сущности музыки для процесса музыкально-эстетического воспитания
Первая модель ориентирует на осуществление музыкальной деятельности как манипулятивной, отвлеченной от жизненных смыслов самих учащихся, в процессе которой осваиваются лишь специфически музыкальные закономерности, приобретаются знания, умения и навыки в области музыки, что, конечно, необходимо, но совершенно недостаточно для их личностного становления.
Слайд 23Вторая модель задает образ музыкальной деятельности как процесса вхождения учащихся в пространство человеческой жизни, пространство проблем и смыслов человеческого существования. Освоение этого пространства - необходимое условие, контекст формирования их личностного пространства, осмысления ими собственного Я и своего места в мире, что собственно и является задачей музыкального образования.
Слайд 24
Слайд 25Понятие эстетического
Термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие). Впервые его ввел в обиход немецкий философ А. Баумгартен (1714 – 1762). Он выделял три сферы духовного мира человека: разум, волю и чувство. Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. Баумгартен уравнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой.
Слайд 26Эстетическое – это сфера собственно человеческой чувственности, сфера осмысления человеком мира с точки зрения прекрасного, безобразного, комического, трагического, возвышенного, низменного и т.д.
Слайд 27Задача эстетического воспитания – формирование человеческой чувственности, того, что И.Кант называл способностью суждения, Э.В. Ильенков - образным мышлением, фантазией, силой воображения.
Слайд 28Концентрированное выражение эстетическое находит в искусстве. Искусство существует в конкретных своих видах: живопись, скульптура, графика, архитектура, литература, поэзия, архитектура, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, прикладное и декоративное искусство.
Слайд 29Классификация видов искусства
Классификация – это выделение групп объектов по какому-либо признаку
Слайд 30Изобразительные искусства
Выразительные искусства
Изобразительные искусства обращены к внешнему, объективному миру. Это живопись, скульптура, графика. Выразительные искусства обращены к внутреннему, субъективному миру. Это музыка, поэзия.
Слайд 31Пространственные искусства
Временные искусства
Пространственные искусства воспринимаются зрением. Это живопись, скульптура, графика, архитектура. Выразительные искусства разворачиваются во времени и воспринимаются слухом. Это музыка, поэзия, литература.
Слайд 32Пространственно- временные искусства
Прост- ранствен- ные искусства
Временные искусства: поэзия, музыка
Пространствен- но-временные искусства
Пространст- венные искусства
Пространственные искусства:живопись, скульптура, графика, архитектура
Пространственно-временные искусства – результат взаимодействия пространственных и временных видов искусства. Это драма, балет, кинематограф
Слайд 33Проблема всеобщего и общего в соотношении музыки и других видов искусства
Всеобщее в соотношении различных видов искусства – это их сущностное единство. Это единство заключается в том, что все они являются формами мироотношения человека, эстетическим отражением его общественной жизнедеятельности. Музыка порождается тем же миром, который видит перед собой художник, теми же событиями и человеческими отношениями, которые осмысливает писатель, в ней воплощается тот же общий настрой жизни, который пытается передать архитектор.
Слайд 34Каждый вид искусства обладает своей спецификой, своими возможностями в воспроизведении закономерностей и характеристик человеческого бытия. Специфика музыки – в средствах, которыми она располагает – звуках, обладающих высотой и длительностью, в ее интонационной природе.
Слайд 35Интонация – с лат. «произношу нараспев, запеваю, пою первые слова» – многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкального содержания. Б.В. Асафьев определял музыку как «искусство интонируемого смысла», а интонацию называл основной формой «проявления мысли» в музыке.
Слайд 36Категория общего подразумевает наличие каких-то сходных признаков в различных явлениях.
Слайд 37Сходство музыки и поэзии, например, проявляется в интонационности, членении на фразы, ритмической организации.
Слайд 38Сходство музыки и хореографии обнаруживает себя в последовательности элементов, их чередовании на основе принципов тождества и контраста.
Слайд 39Общими у музыки и живописи, графики, скульптуры могут быть содержание (через программность) и выразительные средства (оркестровый колорит, инструментальная фактура).
Слайд 40Общность музыки и архитектуры проявляется в огромной значимости ритма, в отражении не отдельных сторон и частностей жизни, а ее сердцевины, ее духа.
Слайд 41Взаимодействие музыки и литературы
Наиболее часты и плодотворны связи музыки и литературы. Они могут вступать в прямой синтез или оказывать друг на друга влияние.
Слайд 42Прямой синтез порождает словесно - музыкальные жанры: песню и романс (лирика); кантату и ораторию (эпос); оперу, оперетту, мюзикл (драма).
Слайд 43Взаимовлияние музыки и литературы
Появление музыкальных произведений на литературные темы («Ромео и Джульетта» Чайковского, «Дон Кихот» Р.Штрауса и др.)
Слайд 44Заимствование музыкой жанров у литературы (баллада, поэма)
Слайд 45Посвящение теме музыки литературных произведений
Слайд 46Музыка становится источником жанров для литературы («Песнь о вещем Олеге» Пушкина, «Левый марш» Маяковского)
Слайд 47Проникновение музыкальной формы в литературу
Слайд 48Взаимовлияния музыки и живописи:
Произведения живописи служат темами музыкальных произведений («Картинки с выставки» Мусоргского по рисункам В.А. Гартмана, «Фрески Дионисия» Щедрина)
Слайд 49Живописные жанры проникают в музыку (портрет, пейзаж, жанровая сцена)
Слайд 50Живописцы создают портреты музыкантов, запечатлевают процесс слушания музыки на своих полотнах
Слайд 51Головин. Портрет Ф.Шаляпина в роли Бориса Годунова
Слайд 52Т. Салахов. Портрет Шостаковича
Слайд 53Известны попытки воплощения музыкальных жанров - форм в живописи (сонаты, симфонии М. Чюрлениса).
Слайд 54
Слайд 55Идея космической музыки в эпоху античности
Идея макрокосма и микрокосма – генеральная в эпоху античности
Слайд 56Слово «космос» первоначально обозначало у древних греков порядок, меру, прекрасное устройство. Большой космос, макрокосм, понимался ими как музыкально звучащее целое. В представлении древних греков каждая планета обладает своим собственным тоном, а их общее звучание образует прекрасную космическую музыку
Слайд 57Музыка поющего космоса
Слайд 58«Микрокосм не просто малая часть целого, не один из элементов вселенной, но как бы её уменьшенная и воспроизводящая реплика. Согласно идее, высказывавшейся и богословами, и поэтами, микрокосм столь же целостен и завершен в себе, как и большой мир. Микрокосм мыслился в виде человека, который может быть понят только в рамках параллелизма «малой» и «большой вселенной» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972, с. 52 ). Следовательно, музыка, творимая человеком, – это отражение музыки, порождаемой космосом.
Слайд 59Музыка для древних греков – это не просто набор приятных для слуха звучаний, она – модель мира, звуковое выражение связей, существующих в нем. Законы мира – это музыкальные законы.
Слайд 60Гармония - основное понятие античной эстетики. Гармоничен мир, космос, человек. Произведения искусства возникают не случайно, не по прихоти отдельного человека, а благодаря гармонии, пронизывающей мироздание и проявляющейся в творениях художника. С помощью музыки можно привнести гармонию мироздания во внутренний мир человека, настроить его на лад целого. Отсюда огромное внимание к музыке в эпоху античности как средству исцеления от различных душевных и телесных недугов.
Слайд 61Музыка в Древней Греции также является важнейшим средством воспитания достойного гражданина, человека мужественного и разумного. Вся жизнь граждан идеального Государства Платона пронизана «хореей», т.е. пением и танцами. Необразованным для Платона является тот, кто не умеет петь в хоре.
Слайд 62Большое внимание древние греки уделяли ладам, каждый из которых наделялся ими определенным этико – эстетическим содержанием. Аристотель отдает предпочтение дорийскому ладу, оказывающему укрепляющее, уравновешивающее воздействие своей «мужественностью» и «важностью»
Слайд 63Таким образом, в эпоху античности музыка рассматривается не как один из элементов мира, существующий наряду с другими, а как всеобщее, универсальное начало. Музыкально - прекрасное в понимании древних греков лежит не за пределами мира, в котором живет человек, а является неотъемлемым моментом этого мира, составляет его суть.
Слайд 64Осмысление сущности музыки в Средние века
Боэций(480 -525) в трактате «Наставления к музыке» говорит о трёх видах музыки: мировой, человеческой и инструментальной.
Слайд 65Мировая музыка, по Боэцию, – это выражение ритмов движения светил, смены времен года и т.д. Человеческая музыка – это выражение связей внутри человека, его разумной и чувственной частей души. Инструментальная музыка – звучания, производимые различными инструментами.
Слайд 66Представление о мире как о звучащем целом характерно не только для западной культуры, но и для восточной.
Слайд 67Средневековые арабские ученые утверждают, что музыкальные лады и ритмы имеют внутреннюю связь с небесными светилами, временами года и суток, цветами, запахами, темпераментами людей.
Слайд 68Китайскими мыслителями музыка включается в общую модель мироздания и рассматривается как проявление космических сил. Озаренный художник ощущает себя в единстве с миром. В состоянии абсолютного созвучия он словно пребывает в центре Вселенной
Слайд 69Осмысление сущности музыки в Новое время
Начиная с эпохи Возрождения мысль о мировой музыке существенно корректируется. Эпоха Возрождения – время опустошительных войн, духовных и материальных кризисов, социальной разобщенности - дает начало представлению о мире как лишенном порядка, гармонии. Музыка, звучащая в нем, тоже утратила красоту и стройность, став беспорядочной, фальшивой и дисгармоничной.
Слайд 70Эту мысль в мифологической форме выражает Джамбаттиста Марино(1569 -1625). В «Священных проповедях» он пишет о том, что мир изначально был исполнен «музыкальными соразмерностями». Но Люцифер нарушил порядок и был удален Богом из райской капеллы. Человек, «обратясь душой к пагубному примеру и приклонив свой слух к дьявольским наущениям, также покинул свою партию, потерял равным образом правильный тон и последовал фальцету лживого голоса, возносившего его высоко: «Будете, как боги, познаете добро и зло». И человек стал со всеми в разладе и раздоре. Из-за этой дисгармонии вся природа повернулась вверх дном и странным образом изменился и нарушился прекрасный порядок, который был ей дан первоначально».
Слайд 71Для романтиков музыка – это слышимый универсум, отражение порядка и гармонии Вселенной. Однако к реальному миру, в котором они живут, всё это не относится. Реальным миром романтик разочарован. Это мир пользы, пошлости и грубой прозы, где нет места красоте, где она не нужна.
Слайд 72Ситуация раздельного существования пользы и красоты ярко представлена в стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и толпа»: И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет? Напрасно ухо поражая, К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит Как своенравный чародей. Как ветер песнь его свободна, Зато как ветер и бесплодна: Какая польза нам от ней?
Слайд 73С помощью музыки художник переносится в мир иной – мир мечты, поэзии и красоты. В эпоху романтизма он стал восприниматься как необыкновенное существо, как человек «не от мира сего», как пророк, способный в минуты поэтического озарения слышать звучание иной, божественной реальности, творить собственные миры, столь же прекрасные, сколь и непохожие на реальную действительность.
Слайд 74Современные представления о мировой музыке
ХХ век порождает многочисленные и противоречивые музыкальные течения, теории. Значительное место в осмыслении феномена музыки продолжает занимать идея мировой музыки. О музыке как порождении Вселенной говорят Г. Гюрджиев, О. Мессиан, К.Сараджев, А. Лосев.
Слайд 75О музыке как звуковом воплощении существенных и необходимых связей природы пишет австрийский композитор А. Веберн: «Какой смысл любителям заниматься элементами музыки, загадками ее правил? Смысл в том, чтобы за банальностями научиться видеть бездны. Тот, кто хочет приблизиться к произведениям большого искусства, кто хочет разглядеть и созерцать их, тот должен…подходить к ним так, как следует подходить к творениям природы, т.е. с должным благоговением перед лежащей в их основе тайной, перед тем неведомым, что в них заключено. В искусстве господствует закономерность, и мы должны относиться к этим законам так же, как и к законам, которые мы приписываем природе, музыка есть воспринимаемая слухом закономерность природы».
Слайд 76Итальянский композитор Ф. Бузони утверждает, что музыка выражает вечные законы природы. Он говорит о том, что музыка «должна быть не чем иным, как самой природой, отраженной в душе человека и вновь из нее светящейся. В самом человеке она также универсальна и совершенна, как и в мировом пространстве».
Слайд 77Приведенные выше представления чрезвычайно продуктивны для понимания объективной и универсальной природы музыки. Музыка не только выражение чувств, мыслей, чаяний человека, она – специфическая модель мира. Однако при этом и А. Веберном, и Ф. Бузони совершенно не учитывается другая объективно, по своим законам существующая реальность – общественная. Общественная реальность не просто может оставить свой след на «теле» музыки в виде каких-то событий, которым та может быть посвящена (войнам, революциям, полетам в космос и т.д.). Изменение и развитие общества обусловливает собой все изменения, претерпеваемые музыкой, которая специфическим образом воспроизводит существенные и необходимые связи как природной, так и общественной реальности. Музыка – это не только отражение законов природы, она – отражение законов общественного бытия человека, законов общественно - природного целого. Разработка данной проблематики весьма перспективна для дальнейшего, более глубокого осмысления её феномена.
Слайд 78
Слайд 79Предпосылки появления музыки
Музыка – явление универсальное, являющееся непременным атрибутом жизни людей всех регионов Земли, находящихся на любой стадии исторического развития.
Слайд 80Как пишет Г.Кнеплер: «Нам неизвестно ни одно человеческое сообщество, которое обходилось бы или обходится без музыки. Она является настолько элементарной, настолько всеобщей формой выражения человеческого духа, что мы не можем и надеяться на то, чтобы понять ее сущность и ее функции без основательного изучения музыки в ее взаимосвязи с процессом становления человека в целом» (Цит. по: Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. – М.: Сов.композитор , 1988, с. 25).
Слайд 81звуки природы: пение птиц, журчание воды, шелест деревьев, раскаты грома и т.д.
Слайд 82звуки, извлекаемые из орудий труда, охоты: звон натянутой тетивы лука, удары по дереву и т.д. (первые примитивные музыкальные инструменты немногим отличаются от простых орудий труда)
Слайд 83ритмичность трудового процесса, являвшаяся необходимым условием успешности осуществления коллективной деятельности
Слайд 84подражание интонациям человеческой речи, заключающим в себе повышения и понижения голоса, паузы, акценты, ускорения и замедления, громкость и ее изменения и т.д.
Слайд 85художественный дар человека, позволивший ему не просто подражать звукам окружающей его действительности, но с помощью этих звуков выражать свои впечатления, чувства, мысли.
Слайд 86Место музыки в жизни древнего человека
В зарождающихся человеческих сообществах нет разделения на музыку и жизнь. Способность «музыкального уха» непосредственно вплетена в контекст человеческой повседневности, в процесс общения человека с миром и другими людьми.
Слайд 87Способность музыкального чувства является достоянием каждого человека, каждого члена древнего сообщества. В патриархальных обществах нет деления на творцов музыки и ее потребителей, поскольку творчество жизни здесь – подлинно коллективный процесс.
Слайд 88Конечной целью музицирования является не создание музыкального произведения, предназначенного для потребления третьими лицами, как это происходит в более поздние эпохи, а изменение самого индивида, гармонизация его душевных сил, приведение их в равновесие с окружающим миром.
Слайд 91Музыка и музыкальное искусство
Музыка – живое, актуальное состояние человека
Артельное пение А Д Г В Б
Слайд 92Особенности древней музыки
Таким образом, существование музыки на ранних этапах развития человеческого общества, обнажает ее сущностную специфику, которая выступает как творчество одной из важнейших сущностных сил человека, как формирование человеческой слуховой способности в процессе совместно осуществляемой жизнедеятельности. Первоначальная целостность общественной жизнедеятельности, коллективное, общинное устройство общественной жизни получает отражение в характере содержания музыки, выступающего как выражение и закрепление «Мы - чувства», и в способе ее функционирования, при котором человек выступает субъектом, творцом музыки, вызывающим ее к жизни своим собственным душевным усилием. В обществе, где еще не проявилось отчуждение, музыка выступает живым, актуальным состоянием каждого члена данного сообщества
Слайд 93Происхождение музыкального искусства
Происходящее в процессе развития человеческой истории расслоение общества, связанное с закреплением функций целеполагания и исполнения за разными группами индивидов, имеет следствием раскол человеческого мира на совокупность обособленных реальностей – на мир исполнительского, репродуктивного существования, мир чувственно, непосредственно данной необходимости, связанный с обеспечением физического существования, и духовный мир человеческой свободы, творческого самоопределения, находящийся за пределами повседневности и возвышающийся над ней.
Слайд 94Ранее целостная опоэтизированная жизнь дробится на частные определения, которые в своем реальном существовании вполне могут не пересекаться, - жизнь и поэзию, пользу и красоту, прозу обыденного существования и праздничный мир прекрасных грез, призванный восполнить собой красоту, уходящую из реальных человеческих отношений, все более превращающихся во внешнюю связь безразличных друг к другу обособленных индивидов, основанную на взаимовыгодных обменах и взаимном использовании
Слайд 95Эти процессы находят выражение в конституировании социального института искусства, концентрирующего в себе красоту, отчужденную от реального человеческого существования. С особой силой они проявляют себя в эпоху Нового времени, связанную с зарождением и формированием капиталистических отношений, представляющих собой усиление процессов разделения деятельности. Именно в это время музыка отделяется в самостоятельную, в самодостаточную сферу, что находит свое выражение в возникновении концертной формы музицирования, представляющего собой встречи с музыкой в особом, локализованном пространстве и времени концертного зала, слушания музыки не как формы связи с другим человеком, а ради музыки как определенной звуковой организации.
Слайд 96Музыкальное искусство – локализованный в пространстве и времени мир музыкальных произведений, созданный композиторами, в который слушатели попадают с помощью исполнителей
Публика Композитор Исполнитель
Слайд 97Почему и зачем надо слушать классическую музыку
способствует сохранению и восстановлению физического и психического здоровья
Слайд 98знание ее помогает сформировать имидж просвещенного, преуспевающего человека
Слайд 99освоение музыки усиливает интеллектуальные способности
Слайд 100способствует формированию духа и помогает прикоснуться к тайнам бытия
Слайд 101Тема 5 Музыкальное произведение
Вопросы: Формирование музыкального произведения Основные виды музыкальной деятельности Функции музыкального произведения Содержание музыкального произведения
Слайд 102Формирование музыкального произведения
- Древняя музыка всегда связана с текущей жизненной ситуацией, она носит импровизационный характер. - Разделение общественной деятельности на духовную и физическую приводит к появлению людей, не участвующих непосредственно в процессе жизнеобеспечения, имеющих возможность заниматься только музыкой. На смену импровизации приходит композиция
Слайд 103Основные виды музыкальной деятельности
К (И,С) С (И,К) П И (С,К)
Слайд 104Этапы становления музыкального произведения
Замысел композитора Фиксация замысла в виде нотного текста Создание исполнителем звучащего варианта произведения Восприятие произведения слушателем, формирующим свое представление о нем
Слайд 105Функции музыкального произведения
Удовлетворение эстетической потребности общественного человека
Эстетико-воспитательная функция
Атрибут быта
Познавательная функция
Педагогическая функция
Развлекательная функция
Терапевтическая функция
Слайд 106Стороны содержания музыкального произведения
Фабула – цепь событий, о которых повествуется в произведении
Идея произведения – чувственно воплощенная основная музыкальная мысль
Музыкальный образ – непосредственно открывающийся музыкальному чувству целостно выраженный характер, запечатление чувств и душевных состояний
Слайд 107Два подхода в передаче содержания средствами музыки
Выражение – передача чувств, настроений, разнообразия человеческих характеров
Изображение
Подражание звукам реальности (зовам кукушки, стуку колес и т.д.)
Воспроизведение беззвучных, безгласых объектов(«Бога- тырские ворота» Мусоргского, «Облака» Дебюсси)
Слайд 108Тема 6 Музыкальные жанры
Вопросы: Происхождение и развитие жанров Жанровая классификация Жанровый комплекс
Слайд 109Происхождение и развитие жанров
Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи: с различными социальными функциями музыки с определенными типами ее содержания с условиями ее исполнения и восприятия
Слайд 110Основа для развития жанров – их возникновения, исчезновения и перерождения – развитие общественной практики человека
Слайд 111Жанровая трансформация
Историческая трансформация: изменения сонаты; лирическая песня русского крестьянского быта городская песня, городской романс современная авторская песня
Детализация, расслоение: вальс – бальный, вальс-бостон, джаз – вальс; марш – игрушечный, военный и т.д.
Взаимодействие жанров: опера-оратория, опера – балет и т.д.
Слайд 112Жанровая классификация
Классификация, опирающаяся на отношение музыки и слова
Инструментальная музыка («бессловесная»)
Вокальная музыка (с «параллельным» словесным текстом
Программная музыка (программа – «словесное введение» в инструментальное Сочинение)
Слайд 113Жанры инструментальной музыки
Пьеса: танцы (гавот, вальс, полька и др.) скерцо, прелюдия, этюд, токката, ноктюрн, рондо, рапсодия, поэма, фантазия
В А Р И А Ц И И
Циклы: сюиты, сонаты (трио, квартеты, квинтеты и т.д.), симфонии
Сочетания и переплетения жанровых истоков в одном произведении (напр., пьеса с элементами вариаций)
Слайд 114Жанры вокальной музыки
Сольно- вокальные жанры: песня, романс, баллада, ария, элегия, серенада, баркарола, вокальный цикл
Хоровые жанры: хоровая миниатюра, хоровой цикл, кантата, оратория, произведения литургического характера
Слайд 115Жанры П Р О Г Р А М М Н О Й музыки
увертюра
Симфоническая поэма
Симфоническая картина
Инструментальная пьеса
С П Р О Г Р А М М О Й
Слайд 116Особые жанровые группы, где музыка вступает в синтез с другими видами искусства
Музыкально- театральные произведения: балет, опера, оперетта, мюзикл
Музыка к драматическим спектаклям, телевизионным постановкам, кинофильмам
Слайд 117Жанровая классификация О.Соколова В основе – два критерия: 1.Взаимодействие музыки и других видов искусства 2.Жизненное применение произведения
Слайд 118Классификация жанров по содержанию
Лирические жанры (запечатление чувств, переживаний, настроений): песня, романс, ноктюрн, колыбельная, поэма, серенада, элегия, пастораль, баркарола
Эпические жанры (объективное начало, повествовательность): былина, дума, гимн, баллада, рапсодия, увертюра, новеллетта, сказка, картина
Жанры, связанные с движением (моторные): танец, марш, этюд, токката, скерцо, юмореска, рerpetuum mobile
Слайд 119Жанровый комплекс – это комплекс выразительных средств, характерных для того или иного жанра
Слайд 120Жанровый комплекс некоторых жанров
Аллеманда – старинный танец, небольшое произведение, умеренный темп, четырехдольный размер, движение преимущественно ровными мелкими длительностями, общий характер – лирически смягченная моторность.
Слайд 121Куранта – старинный танец, небольшое произведение, подвижный темп, трехдольный размер, движение преимущественно ровными мелкими длительностями; общий характер – оживленно – моторный.
Слайд 122Сарабанда – старинный танец-шествие, небольшое произведение, медленный темп, трехдольный размер с акцентом на второй доле, аккордовый склад; общий характер – сосредоточенность, психологическая углубленность, лирическая модификация танцевальности.
Слайд 123Жига - старинный танец, небольшое произведение, быстрый темп, преимущественно трех- ( шести -, девяти-, двенадцати -) дольный размер, триольное движение, ритмическая упругость; общий характер – моторность, энергия, блеск.
Слайд 124Менуэт – старинный танец, небольшое произведение, умеренный темп, трехдольный размер, типичны плавность мелодии, обороты (в частности, каденционные), воспроизводящие реверансы; общий характер – грация, плавность, лирически смягченная танцевальность.
Слайд 125Скерцо – произведение небольшой или средней протяженности, быстрый темп, трех- (шести -) дольный размер, типичны ритмическая и артикуляционная (стаккато) острота, инструментальность мелодии, регистровые и тембровые переклички мотивов, фраз, неожиданные резкие сдвиги (динамические, фактурные, регистровые и др.); общий характер – неудержимое стремительное движение, жизнерадостная энергия.
Слайд 126Этюд – небольшое произведение, типичны быстрый или умеренно быстрый темп, ритмическое и фактурное единообразие, определенная инструктивно-техническая исполнительская задача
Слайд 127Токката старинная – небольшая протяженность, типична свободная композиция с чередованием пассажно – технических и напевно – декламационных разделов, резкими контрастам (в том числе и темповыми); характер местами патетический, местами – виртуозно – моторный.
Слайд 128Токката новая – небольшое произведение, типичны быстрый или умеренно – быстрый темп, ритмическое и фактурное единообразие.
Слайд 129Ноктюрн – небольшое произведение, медленный или умеренный темп, типичная фактура – певучая мелодия на фоне мягко волнистой фигурации широкого диапазона; общий характер – мечтательная, порой взволнованная лирика.
Слайд 130Рапсодия – небольшая или средняя протяженность, типичны свободная композиция, включающая несколько контрастирующих между собой (в частности, по темпу) и разнородных по материалу разделов, тематизм народно-песенного и народно-танцевального склада, виртуозная фактура; характер преимущественно блестяще – виртуозный.
Слайд 131Вальс - умеренно-подвижный темп, размер 3/4, который подчеркивается в аккомпанементе гармоническим басом на первой доле такт аккордом на второй и тем же аккордом или его обращением на третьей.
Слайд 132Марш – строго размеренный темп, четкий, пунктирный ритм, четырехдольный размер.
Слайд 133Баркарола – размер, как правило, 6/8, движение мелодии мягкое, «колеблющееся», ритмический рисунок сопровождения монотонный, характер лирический
Слайд 134Мазурка – оживленный трехдольный танец, в котором притопывания и подскоки несущихся пар сменяются плавным скольжением и кружением, часто используется пунктирный ритм на первой доле.
Слайд 135Сонатно – симфонический цикл
Симфония (исполняется симфоническим оркестром)
Соната (исполняется одним или несколькими инструментами)
Концерт (исполняется солирующим инструментом и оркестром)
Слайд 136Сонатно-симфонический цикл – это произведение, состоящее из последования нескольких (трех или четырех, реже двух) самостоятельных частей, разных по характеру и темпу, объединенных общностью художественного замысла.
Слайд 137
Слайд 138Строение сонатной формы
Экспозиция
Г.п. Св.п. П.п. З.п. Т Д Д Активная, Лири- устрем- ческая ленная
Разработка
Арена борьбы Материал экспозиции в преобразованном виде
Реприза
Г.п. Св.п. П.п. З.п. Т Т Т
Г.п. – главная партия Св.п. – связующая партия П.п. – побочная партия З.п. – заключительная партия
Слайд 139Опера
Опера – музыкально – драматическое произведение для исполнения в театре, при сценической обстановке.
Слайд 140Фрагмент из оперы Д.Шостаковича «Катерина Измайлова»
Слайд 141Опера родилась в Италии в начале 17 века в среде музыкантов, литераторов, ученых, мечтавших о возрождении греческой трагедии, представления, которое подобно античным спектаклям объединило бы драму, музыку и танец. Первая опера «Эвридика» была поставлена в 1600 году (либретто Оттавио Ринучини, музыка Якопо Пери).
Слайд 142Структура оперы: опера делится на акты (действия), а нередко, кроме того, и на картины (крупные части актов). Может иметься подразделение на сцены, то есть отрезки более короткие, намечающиеся в связи с изменением сценических ситуаций, состава действующих лиц и т. д.
Слайд 143Классификация опер по форме
Оперы, состоящие из отдельных номеров
Музыкальные драмы с более или менее непрерывным развитием музыкальной ткани и, таким образом, не делящиеся на отдельные, внутри себя законченные пьесы.
Слайд 144Формы оперы, состоящей из отдельных номеров
Речитатив – форма музыкальной речи полунапевного, полуразговорного характера; в речитативе происходит развитие действия
Слайд 145Ария – законченный сольный номер, раскрывающий душевную жизнь героя, его мысли, чувства, черты характера в обобщенном виде; ария создает известную задержку действия ради более широкого развития лирических моментов; замкнутыми формами сольного высказывания героя также являются каватина, песня, романс, баллада, серенада, канцона, куплеты и т.д.
Слайд 146Ариетта – короткая, маленькая ария
Слайд 147Монолог – сольный номер, по широте мелодии, напевности и яркости интонации примыкающий к арии, но избегающий свойственной классическим образцам сосредоточенности на одной или двух темах; тем здесь может быть столько, сколько подскажет текст
Слайд 148Ариозо - особая вокальная форма, как бы промежуточная ступень между мелодией широкого песенного типа и речитативом
Слайд 149Сцена - совокупность арии и речитатива, который ей предшествует
Слайд 150Ансамбли – номера для нескольких исполнителей, по числу участников называемые дуэтами, трио, квартетами и т. д.
Слайд 151Финал – заключительный номер действия, в котором, как правило, участвуют как солисты, так и хор
Слайд 152Увертюра - инструментальная пьеса, служащая введением ко всей опере; темы увертюры часто заимствуются из самой оперы, иногда такой тематической связи нет и увертюра вводит в круг настроений оперы лишь в самом общем смысле
Слайд 153Антракт – инструментальная пьеса, служащая вступлением к отдельному действию
Слайд 154Интермеццо – инструментальная пьеса, помещенная внутри акта; иногда инструментальный номер внутри акта носит название, отчетливо определяющее его характер, - марш, ноктюрн и т. д.
Слайд 155Балет - ряд танцев характерных или бальных, часто вводящихся в средних актах.
Слайд 156Лейтмотив (ведущий мотив) – тема, систематически проводимая в первоначальном или варьированном виде в разных местах оперы. Лейтмотив может служить характеристикой действующего лица, чувства, настроения, явления природы и т.п., вплоть до идеи отвлеченного характера.
Слайд 157Строение музыкальной драмы
Действия музыкальной драмы часто подразделяются на сцены – целые драматические эпизоды с участием нескольких действующих лиц, а иногда и хора. Внутри сцены может наблюдаться сплошная текучесть и отсутствие оформленных частей или выявляются отдельные части, относительно замкнутые. Такими частями могут быть: более или менее пространное соло (как бы ария или чаще ариозо), ансамбль, хор. В музыкальной драме достигла наибольшего развития лейтмотивная техника, обеспечивающая тематическое единство и облегчающая восприятие формы.
Слайд 158Балет
Балет принадлежит к области музыкально – театрального искусства и представляет собой сложный синтетический жанр. Поэтический сюжет в балетном спектакле воплощается средствами хореографии, музыки, декоративной живописи.
Слайд 159Фрагмент из балета «Спартак» А.Хачатуряна
Слайд 160Балет появился в Италии и Франции во второй половине 16 века. Первый балет «Цирцея и нимфы» поставлен в 1581 году итальянцем Бальтазарини в Париже.
Слайд 161Художественные деятели эпохи Возрождения мечтали о возрождении античного театра по образцу древнегреческой трагедии, в которой объединялись бы декламация, пение, пластика и драматическая игра. Результатом их совместных усилий были созданы два новых самостоятельных вида театральных представлений – балет и опера
Слайд 162М У З Ы К А В Б А Л Е Т Е
Танцы – выражение эмоций
классические характерные Адажио Аллегро
Народные и национальные
Конкретные образные танцы
Пантомимные сцены – развитие действия
«Действенный танец» - объединение «чистого танца» с драматической выразительностью
Слайд 163В И Д Ы Т А Н Ц Е В
Сольные – выходы, вариации
Ансамбли – pas de deux, pas de trois и т.д.
Массовые кордебалетные танцы
Слайд 164Для балета очень характерен сюитный принцип построения. Ряд следующих друг за другом балетных танцев, заканчиваемых общей концовкой (кодой), называется дивертисментом.
Слайд 165Симфонизация балета – это приобретение балетной, по своей природе танцевальной музыкой, самостоятельного художественного значения: лирической глубины, драматической выразительности, способности очерчивать характеры и разнообразные ситуации.
Слайд 166В «симфоническом балете» используются приемы оперной драматургии: характеристика действующих лиц, лейтмотивы, сквозное действие.