- Общее сравнение развития представлений о культуре в западной европе в античности и средневековье.

Презентация "Общее сравнение развития представлений о культуре в западной европе в античности и средневековье." по МХК – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18

Презентацию на тему "Общее сравнение развития представлений о культуре в западной европе в античности и средневековье." можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 18 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье.

Выполнил:

Слайд 2

Содержание

Вступление Зарождение представлений о культуре в античности Понимание культуры в период средневековья Сравнительный анализ

Слайд 3

1. ВСТУПЛЕНИЕ Понятие культуры

Основная (человекотворчесткая) – Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека. Информационная – Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителя семиотического подхода к культуре. Знания о мире, о себе. Передача знаний, коммуникация.

Функции культуры

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институционное закрепление. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации В-третьих, культура выражает высокий уровень качества развития духовных достижений..

Слайд 4

Познавательная функция – Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические форсы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире о самом себе, а так же в связи с информационной выделяется Коммуникативная функция – Коммуникация – это процесс обмена между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации. Нормативная (регулятивная или защитная функция) – является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы – юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать нормы отношений, законы, порядок. Знаковая – Знаки – вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение – семиотическая функция. Ценностная (Аксиологическая) – Культура показывает значимость и ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является. Духовно-нравственная – воспитательные роли культуры. Потребительская (релаксационная) – функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Слайд 5

2. Зарождение представлений о культуре в античности

Следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя "зачатки" культуры обнаруживаются на самых ранних этапах исторического существования людей, первые представления о ней становятся возможными на достаточно высоком уровне их общественного и духовного развития. Люди всегда жили в культуре, хотя не сразу стали осознавать это. Первоначально человек почти целиком зависел от чисто природных, еще не преобразованных трудом обстоятельств. Поэтому решающую роль в своей жизни он приписывал не себе, а этим обстоятельствам, которые превращал в предмет религиозного почитания или культа. Человек обожествлял природные силы и стихии, наделял природу человеческими свойствами - сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь по мере своего дальнейшего развития люди стали осознавать, что многое в их жизни зависит от них самих, от того, как они мыслят и действуют. С этим связаны первые, вначале неопределенные и расплывчатые, представления о культуре. Достаточно, например, было увидеть причину хорошего урожая не в милости богов, а в качестве обработки почвы, чтобы провести различие между культом как обожествлением природы и культурой как ее возделыванием и улучшением. Уже само наличие в языке слова "культура" свидетельствует о понимании человеком своей особой самостоятельной, только ему свойственной активности, не сводимой к действию как природных, так и божественных сил. Термин "культура" появился в Древнем Риме. В переводе с латинского он означал уход, улучшение, обработку, возделывание, усовершенствование. Первоначально термин "культура" означал целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработку земли, земледельческий труд. В своем первоначальном значении термин "культура" был близок к современному слову "агрокультура". Со временем его значение расширяется. Процесс культурного преобразования стал связываться не только с природой, но и с человеком, его внутренним миром.

Слайд 6

Зарождение представлений о культуре в античности

Под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, знаний, умений, навыков. Средства такого совершенствования античные мыслители видели прежде всего в философии, науке и искусстве. В этом значении термин "культура" впервые был применен Цицероном (106-34 гг.). Цицерон писал о том, что "культура души есть философия". При этом он имел в виду не столько состояние души, сколько способ ее совершенствования. Одной из своих главных жизненных целей Цицерон считал философское просвещение римлян. Таким образом, термин "культура" первоначально употребляется в сочетании с чем-то конкретным, на что был направлен процесс совершенствования, возделывания, культивирования: культура почвы, культура растений, культура ума, культура речи. Древние греки термин "культура" не применяли. У них был в чем-то сходный термин - пайдейя. Термином "пайдейя" древние греки обозначали воспитанность, образованность человека. Средоточием образованности считался город. В связи с этим горожанин как человек культурный противопоставлялся жителю деревни. Если первый был, согласно представлениям греков, носителем образованности и культуры, то последний ассоциировался у них с невежеством и дикостью, т.е. с отсутствием культуры. Следует заметить, что ценностная координата "культура-отсутствие культуры" в древней римской истории была перенесена в иную плоскость - "римлянин - неримлянин". Римлян здесь относили к культурному народу, неримляне удостаивались лишь оценки "варвары". Древние греки использовали и такой термин, как "калогатия". Он выражал такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты. Идеалом античного общества была гармонически развитая личность, в которой достигалось единство, равновесие физического и духовного начала. Греческие мыслители впервые в истории культуры выдвинули идею всесторонне развитой личности как цели культурного развития. Культурный человек, гражданин полиса, должен был обладать следующими качествами: 1. Он должен быть патриотом - защитником полиса. Поэтому от него требовались воинские умения. 2. Он должен активно участвовать в политической и общественной жизни полиса: знать его законы, уметь хорошо, красиво говорить - быть оратором, обладать навыками государственного управления. 3. Культурный человек должен быть эстетически совершенным.

Слайд 7

На формирование этих качеств была направлена вся система греческого образования и воспитания. Образование представляло единство гимнастического и мусического. Гимнастическое образование- это занятия спортом, физической культурой. Гимнастические дисциплины способствовали развитию тела. Мусическое образование- это обучение искусствам. Нужно было овладеть искусством стихосложения, основами музыкального исполнительства, знать произведения литературы, прежде всего поэмы Гомера и Гесиода, ораторским искусством, философией. Мусические дисциплины формировали душу, сознание, ум. Главными нравственными качествами, которыми должен обладать культурный человек, считались мудрость, мужество, умение владеть собой, чувство меры. По определению древнегреческого философа Аристотеля, добродетель - это мудрая середина между крайностями. Например, мужество - это середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость - середина между скупостью и мотовством. Нравственный человек во всех отношениях должен избегать крайностей, чрезмерностей, соблюдать принцип меры. "Меру во всем соблюдай!", "Ничего слишком!" - писали греки на фронтонах своих храмов. Аристотель обращал внимание на то, что если мера нарушается, добродетель может переходить в свою противоположность (доброта-в безволие, требовательность - в придирчивость, осторожность - в трусость). В период античности понятие "культура" было тесно связано с понятиями «гуманизм» и «цивилизация». Первое из них означало человеческий, человечный, второе- гражданский, общественный, государственный. Понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики общественной жизни как организованного и упорядоченного целого. Цивилизация противопоставлялась варварству как более низкой ступени культурного развития. Известный римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) в качестве главных признаков цивилизации выделяет: высокий уровень материального состояния; возникновение государства; появление письменности.

Слайд 8

Зарождение представлений о культуре в античности a

Материальная сторона является ведущей при определении цивилизации. От Тацита идет традиция понимать цивилизацию как более высокую, чем варварство, ступень общественного развития. Тацит обращает внимание и на то, что переход от варварства к цивилизации был связан не только с приобретениями, но и с потерями. Тацит показывает, что богатый и культурный Рим с высоким уровнем развития политической, правовой, инженерно - технической, художественной культуры характеризуется упадком и развращенностью нравов. В то же время, описывая образ жизни древних германцев - варваров, Тацит отмечает, что их неграмотность, примитивность их общественной и военной организации сочетается с физическим и нравственным здоровьем. Это проявляется и в воспитании юношей, и в отношениях членов семьи между собой. Таким образом, Тацит отмечает у германцев положительные черты, которые отсутствовали у римлян, находящихся на более высокой ступени культуры. Римский историк поднимает проблему противоречий культурного прогресса

Слайд 9

3. Понимание культуры в период средневековья

На смену античности приходит эпоха средневековья (5 - 14 вв. в Западной Европе). Античное общество основывалось на рабовладельческом, средневековое - на феодальном способе производства. Феодализм базировался на натуральном хозяйстве и личной зависимости крестьян от феодалов. В конце 5 в.н.э. культура античности разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается под ударами "варваров" - народов, еще не достигших стадии цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества. Частично они заимствуют культуру античности - например, язык, религию, систему римского права, но большей частью разрушают ее. Огромная империя распадается на множество варварских королевств, враждующих между собой. Единственной силой, объединяющей народы Европы, оказалась религия - христианство. Христианство возникает в начале 1 в.н.э. в одной из римских провинций - Палестине. Христианство возникает как движение, оппозиционное официальному Риму, как религия бесправных, угнетенных народов Римской империи, прежде всего римских провинций. Оно давало иллюзорное утешение - надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. В ранних христианских общинах были сильны демократические тенденции, идеи братства, равенства, справедливости, осуждение богатства. В дальнейшем христианство претерпело эволюцию. В конце 4 в.н.э. из гонимой христианство превратилось в официальную религию Римской империи. Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. Христианская церковь освящает монархическую власть и социальное неравенство. В середине века она превращается в крупного феодала, собственника земли и имущества. Церковь обладала внутри феодальной организации огромным могуществом. Духовенство в ту эпоху было единственным образованным классом.

Слайд 10

Понимание культуры в период средневековья

Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре. В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего (греч. theos - бог). Важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма (лат. providentia - провидение). Провиденциализм - это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением. Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, место понятия "культура", столь ценимого в античности, занимает понятие "культ". С точки зрения этимологической в этом понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования. Однако, основной акцент в этом понятии переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека. Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Она рассматривается лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям. Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности -вера, надежда, любовь. И здесь следует сказать об отличии христианского понимания культуры от античного. В античности культура понималась как разумное, рациональное начало. Считалось, что именно разум, "рацио" способен принести в жизнь человека и общества гармонию и порядок. Чувства уходят на второй план, они контролируются разумом. В средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало-вера. Вера ставится выше разума. Разум служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей.

Слайд 11

В христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. Античный идеал - это гармония духа и тела, физического и духовного. Христианский идеал - это победа духа над телом, аскетизм. Аскетизм- это подавление земных желаний, чувственных наслаждений. В христианстве приоритет отдается душе, духовному началу. А к телу формируется уничижительное отношение. Считалось, что тело греховно, бренно, является источником соблазнов, временным пристанищем души. А душа вечна, бессмертна, совершенна, это частица божественного начала в человеке. Человек должен заботиться в первую очередь о душе. Говоря об отличиях античного и средневекового идеалов следует обратить внимание и на такой момент. Античный идеал - гармоничная личность - был вполне осуществим, достижим, реален. Средневековый идеал, подобно горизонту, был недостижим. Потому что средневековый идеал - это бог, абсолютное совершенство (добро, благо, любовь, справедливость). Человек всегда грешен, и он лишь в той или иной мере приближается к этому идеалу. Поэтому культурное развитие человека понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, богу, абсолюту, как процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке. Наряду с теологическими в средние века существовали и светские представления о культуре и культурном человеке(такие, как учтивость, рыцарские отношения). Они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме. Особый культурный пласт в эпоху средневековья представляла языческая народная культура. Она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой. Смеховая народная культура, народные праздники и карнавалы питали еретические движения и наряду с рыцарской культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья. Однако, так же, как в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная .В средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры.

Слайд 12

4. Сравнительный анализ

Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18

Список похожих презентаций

Греция – колыбель Европейской цивилизации. культура античности

Греция – колыбель Европейской цивилизации. культура античности

Словарик!!! Анти́чность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, ...
Общее понятие о культуре. Виды искусств, их специфика.

Общее понятие о культуре. Виды искусств, их специфика.

...что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, пылающий в сосуде? Н.Заболоцкий. Вкус, в сущности, нравственная ...
Урок развития речи по картине «Друзья» Е.Н. Широкова

Урок развития речи по картине «Друзья» Е.Н. Широкова

Евгений Николаевич Широков. Евгений Николаевич родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, двенадцатилетним начал работать на всемирно ...
История развития формы Креста

История развития формы Креста

Солнечная символика в славянских украшениях ( по Ж.Дешелетту). Греческий крест. символ бога Солнца символ бога дождя символ элементов, из которых ...
Тема греха и покаяния в мировой художественной культуре

Тема греха и покаяния в мировой художественной культуре

Цели: исследование истории грехопадения от первых людей до наших дней (на примере произведений живописи и литературы); составление ряда образов; систематизация ...
Тест по культуре Индии

Тест по культуре Индии

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. 1.Как звали хана, ...
Русская тема в художественной культуре периода оттепели

Русская тема в художественной культуре периода оттепели

1956 февраль -. Доклад Хрущёва на 20 съезде КПСС «О культе личности Сталина». 1968 август-. Подавление Чехословацкой революции. Основная характеристика:. ...
Скульптура античности

Скульптура античности

АРХАИКА. Древнейшие греческие скульптуры датируются VII до н.э. По легенде первым скульптором был Дедал. КУРОС. 530 г до н.э. Курос- молодой атлет. ...
Постсоветский этап развития культуры

Постсоветский этап развития культуры

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: проблемы развития науки и образования в постсоветской России; Нобелевские премии ...
Представления о культуре к.г. юнга

Представления о культуре к.г. юнга

Содержание. Вступление Концепция Биография. 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Карл Густав Юнг (1876—1961) - представитель психоаналитического направления в изучении ...
История возникновения и развития фотографии

История возникновения и развития фотографии

Обычно полагают, что фотографию изобрел один человек. Когда в 1839 году фотографический процесс стал широко известен, то его имя было тесно связано ...
Отношение к красоте природы в японской культуре

Отношение к красоте природы в японской культуре

Кон - ни - и - ва. Я. Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом. Весной -цветением сливы, азалий, вишни. Осенью – багряной листвой горных кленов ...
Искусство в религиозной культуре

Искусство в религиозной культуре

Изображения Христа и святых в христианской культуре называются ИКОНОЙ. Икона Казанской Божьей Матери. Ислам не рекомендует изображать людей и животных. ...
Искусство в религиозной культуре

Искусство в религиозной культуре

1. Выставка детских работ . 2. Подготовка к празднику. 3. Подготовка презентации для сайта школы. Предполагаемые результаты проекта. Тема проекта:. ...
Идеал Человека в культуре народов мира

Идеал Человека в культуре народов мира

www.themegallery.com Company Logo. «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с ...
Живопись в культуре Индии, Китая и Японии

Живопись в культуре Индии, Китая и Японии

Живопись Индии. Ранней индийской живописью можно считать наскальные рисунки первобытного времени. Петроглифы были общими для всех родовых племён и ...
Жанр портрета в культуре разных времён

Жанр портрета в культуре разных времён

Портрет - (франц. portrait) - изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается ...
По мировой художественной культуре

По мировой художественной культуре

Они осмелились сломать традиционные каноны английской живописи и устояли под огнем нападок, выдержали экзамен времени. Они стремились к красоте, истинности ...
К истории возникновения и развития фотографии

К истории возникновения и развития фотографии

Цель работы - представить историю изобретения фотографии и его значение как важного этапа развития передачи информации. Задачи: Выяснить время, обстоятельства, ...
Представление о культуре во времена средневековья

Представление о культуре во времена средневековья

Эпоха Средневековья. В 330 г. император Константин переносит столицу империи в Византию. В 395 г. происходит разделение Римской империи на Восточную ...

Конспекты

Образ человека в художественной культуре Древней Греции

Образ человека в художественной культуре Древней Греции

Галкина Ольга Михайловна. Образ человека в художественной культуре Древней Греции. План – конспект урока. ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.