Слайд 1Антонио Гауди "Гауди либо сумасшедший, либо гений"
Слайд 2Биография
Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет родился в семье простого ремесленника в небольшом каталонском городке Реус, в 1852 году. Его слабое здоровье определило любимое дело. Не имея возможности играть и бегать с другими детьми, Антонио подолгу наблюдал за миром природы – растениями, волнами, животными. Тогда в его сердце и поселилась мечта – строить также, как строит сама природа. Он испытывал отвращение к традиционным постройкам с прямыми линиями и углами, не расцвеченные игрой цвета и света. В 1878 году он оканчивает школу архитекторов. В 1883 году, в копилке Антонио было всего два проекта – дома Висенс и Эль Каприччо. Оба были недостроенные из-за нехватки средств. Дружба с текстильным магнатом Гуелем, вылилась во все архитектурные памятники Барселоны. Это и многочисленные и прекрасные павильоны семейства Гуель, и часовня и крипт колонии Гуель. Фантастический парк Гуеля. Гауди становится известным, у него появляется масса заказов, и он самозабвенно творит дома, похожие на замки из песка, пещеры и гроты. А квинтэссенцией его таланта стал вышеописанный собор Саграда Фамилья. Смерть настигла его внезапно. В 1926 году архитектора зацепило трамваем. Прощаться с великим зодчим пришел весь город. Он был похоронен в крипте незаконченного собора.
Слайд 3По общепринятому мнению Антонио Гауди творил в стиле модерн, но внимательно рассматривая творчество выдающегося архитектора, становится ясно, что причислить творения барселонского гения к конкретному стилю не представляется возможным. Антонио Гауди-и-Корнет (1852-1926) спроектировал и построил за годы своей жизни всего 18 объектов, но каждый из них имеет право именоваться шедевром.
Слайд 41883-1888 – Дом Висенс, Барселона
Дом Висенса (Casa Vicens) — это частная резиденция, построенная по заказу промышленника Мануэля Висенса (Manuel Vicens), занимающегося производством кирпича и керамической плитки, архитектором. Сегодня это здание на улице Каролинес (Carrer de les Carolines) является украшением и яркой достопримечательностью Барселоны (Barcelona) и входит в список достопримечательностей ЮНЕСКО. Многие экскурсии включают Дом Висенса в маршрут, потому что богато декорированное строение выходит за рамки классического понимания архитектуры и поражает своей яркой красотой.
Слайд 51883-1885 – Эль Каприччо, Комильяс (Кантрабия)
Эль Каприччо – такое название носит дом плантатора Максимо Диас де Кихано в Комильясе, около города Сантандер. Издалека этот дом со своей башенкой-«минаретом» выглядит как игрушечный. А вблизи, его яркий декор убеждает в том, что это действительно изысканный архитектурный «Каприз» Беглый взгляд на гостеприимные двери может навести на мысль, будто это одноэтажное строение. Но, на самом деле, дом состоит из трех уровней, «замаскированных» благодаря умелому использованию ландшафтных особенностей местности. Цокольный этаж предназначен для хозяйственных помещений, бельэтаж состоит из спален, гостиных и обширного зала, охватывающего по своей высоте и мансарду, отведенный под служебные кабинеты. Пространство каждого из этажей распланировано по-особенному. Гостям дома может показаться, что связи и переходы между комнатами представляют собой не что иное, как лабиринт, но, на самом деле, вся планировка подчинена строгому рационализму, цель которого – комфорт обитателей диковинного дома.
Слайд 61884-1887 – Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
В 1883 году Эусеби Гуэль сделал Гауди заказ на реконструкцию загородного дома Гуэлей. Из творений Гауди без изменений сохранились главные ворота усадьбы - "ворота Дракона". Железный дракон на решетке ворот символизирует мифического дракона, охранявшего вход в волшебный сад Гесперид, в кототором, по преданию, росли золотые яблоки. Ассоциация усиливается изображенным на правой колонне апельсиновым деревом. Сохранившаяся до наших времен павильоны предназначались для привратницкой, конюшни и манежа. Но эти здания и сооружения претерпели значительные перестройки после смерти Гуэля. После открытия в 1919 года проспекта Диагональ главный дом усадьбы и сады были переданы в дар испанской королевской семье. Дом был перестроен в 1919 - 1924 годах, и сейчас там расположен Королевский дворец Педральбес. В 1950 году часть усадьбы с расположенными на ней павильонами была передана Барселонскому университету для строительства университетского городка. В 1977 году в них была открыта кафедра Гауди при Высшей архитектурной школе Политехнического университета Каталонии.
Слайд 71886-1889 – Дворец Гуэля, Барселона – Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
Первое крупное архитектурное сооружение Гауди. Он построил этот дворец на заре свое пофессиональной жизни для своего покровителя, текстильного фабриканта Эусебио де Гуэль Бачигалупи. Фасад облицован плитами серого мрамора и благодаря своей рациональной основе воспринимается гораздо более масштабным, чем в действительности. Форма обеих входных арок весьма специфична. Форма арок параболическая, поэтому гости могли свободно проезжать в обе арки на экипажах. Центр дворца занят высоким залом, распространяющимся на три этажа. Зал перекрыт куполом с множеством круглых отверстий, отчего создается впечатление небосвода с мерцающими звездами. Остальные комнаты располагаются вокруг центрального зала.Особенно примечательны потолки комнат из палисандрового дерева и дуба, украшенные накладными листьями из золота и серебра и инкрустированы слоновой костью и черепаховыми панцирями, потолочные опоры, как правило, отсутствуют. На крыше дворца находится небольшой купол. Он заканчивается заостренной башней, ее окружают восемнадцать каменных скульптур.
Слайд 81888-1894 – Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона
Для ордена Святой Терезы Авильской, Гауди завершил постройку здания школы при монастыре Святой Терезы (Collegi de les Teresianes). Над уже существовавшими этажами из бутового камня он надстроил из кирпича четвёртый этаж с узкими окнами и острыми выступами. На выступающей центральной пристройке изображён герб ордена. Параболическую форму вестибюля сохраняют и коридоры здания, которое закрыто для посетителей. Посещение только по субботам утром по предварительной записи.
Слайд 91889-1893 – Епископский дворец в г. Астрога, Кастилия (Леон)
Выполненное из светло-серого гранита здание дворца получилось внушительным, напоминающим средневековый замок. Дворец построен в неоготическом стиле и имеет целый набор элементов, заставляющих думать об оборонительной функции этого сооружения: зубчатые стены, ров. По четырем углам здания расположены цилиндрические башни, две из которых украшены гербом епископа Грау. Рядом с дворцом располагаются большие скульптуры ангелов, которые Гауди поначалу планировал установить на крыше.
Слайд 101891-1892 – Дом Ботинес, Лоен
Наблюдая за возведением Епископского дворца в Асторге, проводимого под руководством Антонио Гауди, некоторые текстильные фабриканты из Леона возжелали и себе построить столь же великолепное сооружение. Симон Фернандес и Мариано Андрес, уроженцы Каталонии, обратились к своему знаменитому земляку с просьбой о строительстве большого доходного дома в центре города. Домовладения такого типа были распространены в Европе конца XIX века. Каждый дом носил имя первого заказчика и имел свой персональный облик. Это было своеобразной архитектурной визитной карточкой владельца-застройщика здания. Дом Ботинес получил своё название по имени Жоана Ботинеса - основателя коммерческого союза, в который входили заказчики.
Слайд 111891-1926 – Храм Святого Семейства, Барселона
В первую очередь среди памятников Гауди выделяется собор Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне, расположенный недалеко от центра города. Под руководство Гауди были построены склеп, абсида и Фасад Рождества. Самым ценным в этом творении Гауди является Фасад Рождества, который включает четыре башни с оригинальными силуэтами и богатыми орнаментальными украшениями. Башни, являющиеся сегодня графическими символами Барселоны, имеют гексоидальную структуру с украшениями из витых лестниц. Храм должен был превратиться в центр католической религии. Храм Святого Семейства является местом обязательного посещения для тысяч и тысяч туристов ежегодно приезжающих в Барселону со всего мира. Гауди отдал храму 43 года жизни, а с 1910 года и вовсе занимался лишь им. Однако строительство последнего великого собора Европы продолжается по сей день.
Слайд 121895-1898 – Винные Погреба Гуэля, Гараффа
Слайд 131898-1904 – Дом Кальвет, Барселона
Дом Кальвет является наиболее традиционным творением Гауди, однако именно за него, а не за другие шедевры мастера, в 1900 году архитектору была присуждена муниципальная премия Барселоны за лучшее здание года. В отличие от предшествующих работ, при создании дома Кальвет Гауди избегает любых готических или средневековых аллюзий и использует барочные элементы, уже опробованные при оформлении фасада Рождества храма Святого Семейства. Стиль барокко явно заметен в декоре главного фасада и вестибюля Дома Кальвет. Оформление второго фасада здания, выходящего внутрь квартала, гораздо более характерно для Гауди, хотя оба фасада здания на удивление симметричны.
Слайд 141898-1916 – Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло
Крипта с ее алтарным обходом сохраняется как ее миниатюрное подобие и как нечто совершенное и цельное само по себе. Сумрачная, выложенная из серого камня, постройка воссоединяется с массивом холма и предстает как своего рода вторая - художественная вершина. Архитектура здесь - второе "я" окружающей природы. Это заметно и в деталях, например в очертаниях окон, столь же пестрых, как и в Бельесгуарде, но более созвучных стилистике Ар Нуво. Форма окон Крипты - абсолютное производное природы: это некие затвердевшие полупрозрачные капли, сквозь которые извне вливаются светоцветовые потоки. Крипте предназначено было стать лишь малой частью большого храма, но судьба отвела ей другую роль - самоценного архитектурного шедевра.
Слайд 151900-1902 – Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
Дом Фигерас построен на склоне горы Тибидабо, откуда открывается захватывающий вид на Барселону, на том самом, где некогда стояла летняя резиденция последнего короля Каталонии, Марти Человечного. Исчезновение каталонской династии привело к тому, что резиденция была заброшена и пришла в упадок, и, в конце концов, от нее остались лишь часть зубчатой стены и две полуразрушенные башни. Когда в 1900 году Мария Сагес заказала Гауди проект жилого дома на этом месте, архитектор почерпнул вдохновение как раз в славном историческом прошлом этого места, создав небольшой, но элегантный особняк, напоминающий по стилю средневековый замок и относящий нас ко временам каталонской готической архитектуры. Гауди без колебаний использовал развалины средневековой королевской резиденции, которые стали основой вестибюля главного входа. Строительным материалом послужил камень, в изобилии имевшийся на территории усадьбы, что обусловило гармоничное включение строения в окружающий ландшафт.
Слайд 161900-1914 – Парк Гуэль, Барселона – Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
Парк Гуэль расположен в районе Грасия, на холме пригорода Валькарка, который находился довольно далеко от центра города по тем временам. Инициатива создания парка принадлежала каталонскому промышленнику, меценату и политику, давнему покровителю Гауди Эусебио Гуэлю, чье имя и получил парк. Гуэль вдохновился идеей английских городов-садов и захотел создать что-то подобное рядом с Барселоной, для чего и выкупил 15 гектаров земли в этом месте. В будущем городе-саде планировалось построить 40 домов и вилл для состоятельных горожан, но в итоге весь проект обернулся огромным экономическим провалом, и из 40 планировавшихся зданий возвели только три, в одном из которых с 1906 года и почти что до конца жизни жил сам Гауди (сейчас там находится дом-музей великого архитектора). Город-сад не получился из-за своего расположения — ни далеко, ни близко от центра, что не особо устроило потенциальных жильцов. В итоге наследники Эусебио Гуэля продали парк городским властям, которые открыли его для посещения простым людям.
Слайд 171901-1902 – Усадьба Миральяс
В целом, спроектированные Гауди ворота являются первым вестником грядущего нового стиля в искусстве — сюрреализма. В последующем сам Антонио Гауди использовал опробованные при работе над вратами и оградой усадьбы Миральеса приёмы в своих будущих, более крупных проектах, самым масштабным из которых стала Саграда Фамилия.
Слайд 181904 – Склады кузнечной артели Бадиа
Были спроектированы склады для кузнечных мастерских Хосе и Луиса Бадиа, исполнителей значительной части замечательного железного оформления проектов Гауди.
Слайд 191905 – Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк
Предварительный проект, представленный в нескольких характерных для манеры Гауди рисунках, остался без реализации, но выглядел чрезвычайно интересным как свидетельство творческого мышления архитектора. Если бы отель был построен, он предстал бы своего рода “гостиничным храмом” высотой в 360 метров. Согласно проекту, центром комплекса должна была стать огромная веретенообразная башня в форме заостренной параболической арки; вокруг нее группировались еще несколько вытянутых купольных строений. Проект так и не был осуществлен по причине того, что он опережал свое время. Более того, сам проект не был известен до 1956 года, пока не был опубликован доклад “Новый мир под названием Гауди”.
Слайд 201904-1906 – Дом Батло «Дом костей», Барселона
Дом Батло – старомодный дом в Барселоне. Первый этаж здания потрясает своими полукруглыми, неправильной формы, окнами и как бы расплывающимися, от искусной работы резчика, камнями. Часть фасада покрывает мозаика из ломаной керамической плитки, которая начинается золотистыми оттенками, продолжается оранжевыми и завершается зелено-голубыми. Крыша дома Бальо – арочного типа и напоминает по форме хребет дракона, которых так любил Гауди, или змея. Общая концепция здания заключается в том, что крыша завершается башней и крестом, который имитирует собой меч, вонзенный святым Георгием, покровителем Каталонии, – в дракона с голубовато-зеленой керамической чешуей и костьми под ногами.
Слайд 211904-1914 – Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
Кафедральный собор в Пальма-де-Майорка - это настоящая жемчужина Средиземноморья. Данный собор строился долго (300 лет) и за время строительства неоднократно перестраивался. Гауди привнес много изменений в сам собор и в его планировку. Не затрагивая основной идеи, Гауди скрыл кованными решетками боковые алтари, чтобы они не отвлекали внимание всех входивших в Собор от главного атаря и убрал центральные хоры, которые перегораживали храм пополам и не давали возможности насладиться видом главного алтаря от входа в Собор. Уникальные деревянные сидения хора, выполненные в XV веке, Гауди спас от разрушения и передвинул к главному алтарю, Вы и сейчас сможете их там увидеть. Гауди так же добавил в Собор света - он был инициатором проведения электричества в Соборе.
Слайд 221906-1910 – Дом Мила «Каменоломня», Барселона - Мировое наследие ЮНЕСКО, 1984
Здание, которое обычно называют Каменоломня, было построено благодаря меценату из знатного рода Мила. Каменоломня – всплеск фантазии великого архитектора. Плавные изгибы фасада напоминают морские волны. Обязательно обратите внимание на кованые балконные решетки, выполненные в форме фантастических растений. Дом имеет вид огромной горы со входами-пещерами как раскрытыми ртами. В декоративном оформлении дома явно присутствует тема природы — море, морское дно с морскими пещерами. Все это присуще стилю модерн в архитектуре. В здании расположен Музей Гауди (Espai Gaudi), в котором собраны макеты, фотографии и фильмы, рассказывающие о жизни и творчестве архитектора. В доме Мила посетителей также ждет квартира-музей (El Piso). Это реконструкция интерьера жилища буржуа первой трети XX века. Здесь представлены мебель, электроприборы и домашняя утварь типичной зажиточной семьи тех лет. Также в здании имеется зал, где проводятся различные временные выставки.
Слайд 231909-1910 – Приходская школа при Соборе Святого Семейства, Барселона
Внешний облик приходской школы чем-то напоминает Дом Мила. Особенно много заимствований встречается в решениях фасада и кровли здания. Гауди не ставил перед собой цель создать очередной шедевр и большую часть времени работал не над декором, над функциональностью постройки. В строительстве приходской школы Гауди использовал свой любимый материал – кирпич. Так как здание планировалось временным, было решено строить без несущих стен. Чтобы строение получилось устойчивым Гауди решил сделать кровлю своеобразной волнистой формы, что гарантировало повышение прочности сооружения. Внутри школа состояла из трёх классных комнат, а у стен, которые разделяли их, можно было менять положение. Таким образом, Гауди удалось добиться настоящего функционального чуда.