» » » Мир Византийской культуры

Презентация на тему Мир Византийской культуры


Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Мир Византийской культуры. Предмет презентации: МХК. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 48 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1
МИР МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРЫ
Слайд 2
2 2 Византийской империи Византийской империи  Эта цивилизация просуществовала Эта цивилизация просуществовала свыше тысячи лет свыше тысячи лет  Началом Византийской империи принято считать Началом Византийской империи принято считать 395 г 395 г ., когда император ., когда император Феодосий Феодосий I I разделил Римское государство на две части – восточную и разделил Римское государство на две части – восточную и западную западную  Столицей восточной части империи сделался Столицей восточной части империи сделался Константинополь Константинополь ( ( ныне ныне Стамбул Стамбул ) ) – такое имя получил в 330 г. старый город Византий – такое имя получил в 330 г. старый город Византий  Бизант Бизант – имя – имя древнегреческого древнегреческого героя, сына бога морей героя, сына бога морей Посейдона Посейдона . Он основал город и дал ему свое имя . Он основал город и дал ему свое имя  Всю восточную часть стали называть Византией, или Всю восточную часть стали называть Византией, или Византийской империей Византийской империей  Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе турецкого нашествия – конец могущественной державы турецкого нашествия – конец могущественной державы  Но культура Византии продолжала свою жизнь в многочисленных Но культура Византии продолжала свою жизнь в многочисленных отзвуках и влияниях, сказывавшихся на других культурах мира отзвуках и влияниях, сказывавшихся на других культурах мира  По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы  Сами византийцы называли свою империю Ромейским Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, а Константинополь – Новым Римом царством, а Константинополь – Новым Римом  Византия просуществует целое тысячелетие, вплоть до Византия просуществует целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками захвата Константинополя турками
Слайд 3
3 3 Факторы формирования византийской Факторы формирования византийской культуры культуры Благоприятными факторами формирования Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые – своеобразной византийской культуры ученые – называют следующие называют следующие : :  в Византии была языковая общность (основным языком в Византии была языковая общность (основным языком был греческий) был греческий)  Византии была характерна религиозная общность Византии была характерна религиозная общность (основной религией было христианство в форме (основной религией было христианство в форме православия) православия)  при всей многоэтничности, в Византии существовало при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое этническое ядро, состоящее из греков ядро, состоящее из греков  Византийскую империю всегда отличали устойчивая Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры
Слайд 4
4 4 Основа византийской Основа византийской культуры - феодализм культуры - феодализм Император Константин Император Константин  претворял в жизнь идею придания претворял в жизнь идею придания христианству статуса государственной христианству статуса государственной религии религии  объявил свободу разным религиозным объявил свободу разным религиозным учениям учениям  старался придать Византии значение старался придать Византии значение мирового центра мирового центра  имел неограниченную власть имел неограниченную власть
Слайд 5
5 5  О О с с н н о о в в а а в в и и з з а а н н т т и и й й с с к к о о й й к к у у л л ь ь т т у у р р ы ы - - ф ф е е о о д д а а л л и и з з м м  Императора не обожествляли, он считался смертным Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу – был человеком, но по отношению к обществу – был подобием Отца Небесного подобием Отца Небесного  Царская власть не передавалась по наследству, Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически неугодных императоров смещали, часто трагически  Обряд вступления на престол с Обряд вступления на престол с X X века - венчание на века - венчание на царство как Божьего избранника царство как Божьего избранника  Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем) (самодержцем)  Императоры называли себя верными сынами церкви, Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению своему усмотрению
Слайд 6
6 6 Основа византийской культуры - Основа византийской культуры - феодализм феодализм  Император – «Басилевс Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя также ромеев» - объявил себя также и верховным жрецом (в и верховным жрецом (в средневековье Византия средневековье Византия называлась Романией, сами называлась Романией, сами византийцы называли себя византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромеями, а свою культуру – ромейской) ромейской)  Это нашло отражение в Это нашло отражение в официальном искусстве официальном искусстве Константинополя, Константинополя, выражавшем идеи культа выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как «басилевса ромеев» как космократора (от греч. – космократора (от греч. – «держитель», повелитель «держитель», повелитель вселенной) вселенной)  С тех пор она является С тех пор она является центром гражданской и центром гражданской и духовной жизни греко- духовной жизни греко- римского мира римского мира Император Константин I Мозаика мавзолея Константины (церкви С. Констанца) в Риме 4 век
Слайд 7
7 7 Схизма Схизма  Вторая социальная сила Византии – Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х первых веков н.э. церковь – в течение 2-х первых веков н.э. развивалась в рамках христологических развивалась в рамках христологических споров споров  Между Папой Римским и патриархом Между Папой Римским и патриархом Константинопольским шла борьба за Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное первенство политическое и религиозное первенство  Противоречия между Западной Противоречия между Западной (католической) и Восточной (православной) (католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к церковью обострились крайне и к XI XI веку веку произошел раскол ( произошел раскол ( схизма схизма ) )
Слайд 8
8 Две тенденции в развитии Две тенденции в развитии Византийской культуры Византийской культуры       Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом
Слайд 9
9 Духовные доминанты культуры Духовные доминанты культуры Византии Византии
Слайд 10
10 Периоды истории византийского искусства Периоды истории византийского искусства  раннехристианский период (так называемой раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, предвизантийской культуры, I- III I- III вв.н.э.) вв.н.э.)  ранневизантийский период, «золотой век» императора ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии храма Святой Софии в в Константинополе Константинополе и равеннских мозаик (VI- и равеннских мозаик (VI- VII VII вв.) вв.)  иконоборческий период (VII-начало IX века); получил иконоборческий период (VII-начало IX века); получил название темное время – во многом по аналогии со сходным название темное время – во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы этапом развития Западной Европы  период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято считать классическим периодом византийского искусства, считать классическим периодом византийского искусства, т.к. т.к. XI XI стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из черпались из Библии Библии и из произведений древних авторов. и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счет строгой Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации регламентации  период консерватизма при императорах династии период консерватизма при императорах династии Комнинов Комнинов (1081-1185) (1081-1185)  период период Палеологовского Палеологовского Ренессанса, возрождения Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261- 1453) эллинистических традиций (1261- 1453)
Слайд 11
11 Три периода «расцвета» византийской Три периода «расцвета» византийской культуры культуры  эпоху Юстиниана принято называть «первым эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской культуры - 557 – 565 золотым веком» византийской культуры - 557 – 565 гг. гг.  период власти македонской династии и время период власти македонской династии и время царствования Комнинов считают «вторым золотым царствования Комнинов считают «вторым золотым веком» византийской культуры- 867- 1204 гг. веком» византийской культуры- 867- 1204 гг.  третий, последний расцвет Византия переживает в третий, последний расцвет Византия переживает в эпоху Палеологов – 1261 – 1453 гг. эпоху Палеологов – 1261 – 1453 гг.
Слайд 12
12 «Око Вселенной» «Око Вселенной»  В В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным перекрестком мира, этот город прозвали «Оком главным перекрестком мира, этот город прозвали «Оком Вселенной» Вселенной»  В XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным В XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным Багдадом Багдадом  В качестве основной силы, связующей разнородные начала, В качестве основной силы, связующей разнородные начала, обычно называют новую идеологию, быстро обычно называют новую идеологию, быстро распространявшуюся в связи с принятием христианства как распространявшуюся в связи с принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г. государственной религии императором Константином в 337 г.  Но еще долго после этого события не было собственно Но еще долго после этого события не было собственно «византийского искусства», единого художественного стиля, а «византийского искусства», единого художественного стиля, а существовали разные течения официального и народного, существовали разные течения официального и народного, светского и церковного искусства светского и церковного искусства  Только после V в. названием «искусство Византии» можно Только после V в. названием «искусство Византии» можно определить новое искусство, которое соединило черты определить новое искусство, которое соединило черты Античности, тенденции Востока в своеобразном Античности, тенденции Востока в своеобразном христианском искусстве, но даже и тогда это искусство не христианском искусстве, но даже и тогда это искусство не стало однородным стало однородным
Слайд 13
13 Парадоксы византийского искусства Парадоксы византийского искусства  Государственная и церковная регламентация со временем Государственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование разных сделала невозможным сосуществование разных художественных стилей, течений и индивидуальных манер художественных стилей, течений и индивидуальных манер мастеров, как было в те же годы в Западной Европе мастеров, как было в те же годы в Западной Европе  Это одна из главных особенностей «византийского Это одна из главных особенностей «византийского искусства», хотя вопрос о каноничности придворного искусства», хотя вопрос о каноничности придворного искусства в самом Константинополе остается нерешенным искусства в самом Константинополе остается нерешенным  Нормативность мышления, общая для средневекового Нормативность мышления, общая для средневекового искусства, и особенный догматизм византийского искусства, и особенный догматизм византийского православия «разбавлялись» многонациональным укладом православия «разбавлялись» многонациональным укладом константинопольской художественной школы константинопольской художественной школы  На формирование византийского стиля, искусства, наряду с На формирование византийского стиля, искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии Средней Азии  В Константинополе свободно селились, говорили на своем В Константинополе свободно селились, говорили на своем языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы
Слайд 14
14 Парадоксы византийского искусства Парадоксы византийского искусства  Идея ромейского величия в Византийской Идея ромейского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с империи парадоксально соединялась с требованиями христианского смирения требованиями христианского смирения  Это сказалось на отношении к личности Это сказалось на отношении к личности художника художника  На произведениях византийского искусства во На произведениях византийского искусства во множестве встречаются надписи, множестве встречаются надписи, рассказывающие о заказчиках и об их рассказывающие о заказчиках и об их благонравных намерениях, но никогда ничего благонравных намерениях, но никогда ничего не говорится о художниках не говорится о художниках
Слайд 15
15 Архитектура Византии Архитектура Византии Византийские Византийские храмы храмы отличались отличались величественной величественной архитектурой архитектурой и великолепием и великолепием отделки внутри отделки внутри
Слайд 16
16 Архитектура Византии Архитектура Византии Храм св. Софии Храм св. Софии
Слайд 17
17 Храм св. Софии Храм св. Софии  Непревзойденным шедевром византийского Непревзойденным шедевром византийского творчества стал творчества стал храм св. Софии храм св. Софии  Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя Константинополя  Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других человек каменщиков, плотников и других работников работников  Этот храм парил над городом, как корабль, над Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря волнами моря
Слайд 18
18 Храм св. Софии Храм св. Софии       С С о о в в с с е е й й с с т т р р а а н н ы ы в в К К о о н н с с т т а а н н т т и и н н о о п п о о л л ь ь б б ы ы л л и и п п р р и и в в е е з з е е н н ы ы м м а а с с т т е е р р а а  С С ю ю д д а а д д о о с с т т а а в в и и л л и и л л у у ч ч ш ш и и е е п п о о р р о о д д ы ы м м р р а а м м о о р р а а и и г г р р а а н н и и т т а а  Д Д л л я я у у к к р р а а ш ш е е н н и и я я х х р р а а м м а а в в ы ы л л а а м м ы ы в в а а л л и и ц ц е е л л ы ы е е ф ф р р а а г г м м е е н н т т ы ы и и з з я я з з ы ы ч ч е е с с к к и и х х х х р р а а м м о о в в  Н Н а а п п р р и и м м е е р р , , и и з з Р Р и и м м а а п п р р и и в в е е з з л л и и в в о о с с е е м м ь ь п п о о р р ф ф и и р р о о в в ы ы х х к к о о л л о о н н н н и и з з с с в в я я т т и и л л и и щ щ а а б б о о г г а а С С о о л л н н ц ц а а  В В р р е е з з у у л л ь ь т т а а т т е е г г р р а а н н д д и и о о з з н н о о й й р р а а б б о о т т ы ы , , д д л л и и в в ш ш е е й й с с я я п п я я т т ь ь л л е е т т , , а а р р х х и и т т е е к к т т о о р р ы ы и и с с т т р р о о и и т т е е л л и и н н е е т т о о л л ь ь к к о о р р е е ш ш и и л л и и с с л л о о ж ж н н е е й й ш ш и и е е к к о о н н с с т т р р у у к к т т и и в в н н ы ы е е п п р р о о б б л л е е м м ы ы , , н н о о и и с с о о з з д д а а л л и и п п р р и и н н ц ц и и п п и и а а л л ь ь н н о о н н о о в в ы ы й й о о б б р р а а з з х х р р и и с с т т и и а а н н с с к к о о г г о о х х р р а а м м а а , , с с т т а а в в ш ш и и й й э э т т а а л л о о н н о о м м д д л л я я м м н н о о г г и и х х п п о о к к о о л л е е н н и и й й з з о о д д ч ч и и х х
Слайд 19
19  Х Х р р а а м м с с в в . . С С о о ф ф и и и и           Н Н а а д д ц ц е е н н т т р р а а л л ь ь н н о о й й ч ч а а с с т т ь ь ю ю з з д д а а н н и и я я в в о о з з в в е е д д е е н н к к у у п п о о л л  К К у у п п о о л л о о п п и и р р а а е е т т с с я я н н а а м м о о щ щ н н ы ы е е ц ц и и р р к к у у л л ь ь н н ы ы е е а а р р к к и и и и н н а а п п а а р р у у с с а а ( ( п п а а р р у у с с — — ч ч а а с с т т ь ь к к у у п п о о л л ь ь н н о о г г о о с с в в о о д д а а в в в в и и д д е е в в о о г г н н у у т т о о г г о о т т р р е е у у г г о о л л ь ь н н и и к к а а ) ) . .  С С н н и и х х т т я я ж ж е е с с т т ь ь п п е е р р е е д д а а е е т т с с я я н н а а м м о о щ щ н н ы ы е е у у с с т т о о и и , , р р а а с с п п о о л л о о ж ж е е н н н н ы ы е е п п о о ч ч е е т т ы ы р р е е м м с с т т о о р р о о н н а а м м ц ц е е н н т т р р а а л л ь ь н н о о г г о о з з а а л л а а  С С в в о о с с т т о о ч ч н н о о й й и и з з а а п п а а д д н н о о й й с с т т о о р р о о н н о о н н а а д д о о п п о о л л н н и и т т е е л л ь ь н н о о п п е е р р е е р р а а с с п п р р е е д д е е л л я я л л а а с с ь ь с с п п о о м м о о щ щ ь ь ю ю к к о о н н х х н н а а у у с с т т о о и и , , р р а а с с п п о о л л о о ж ж е е н н н н ы ы е е м м е е ж ж д д у у а а п п с с и и д д а а м м и и ( ( к к о о н н х х а а — — с с в в о о д д в в в в и и д д е е п п о о л л у у к к у у п п о о л л а а ) )  С С в в н н е е ш ш н н е е й й с с т т о о р р о о н н ы ы з з д д а а н н и и е е б б ы ы л л о о у у к к р р е е п п л л е е н н о о п п о о ч ч е е т т ы ы р р е е м м с с т т о о р р о о н н а а м м м м о о щ щ н н ы ы м м и и в в е е р р т т и и к к а а л л ь ь н н ы ы м м и и в в ы ы с с т т у у п п а а м м и и — — к к о о н н т т р р ф ф о о р р с с а а м м и и . .  Т Т а а к к а а я я к к о о н н с с т т р р у у к к ц ц и и я я д д а а л л а а в в о о з з м м о о ж ж н н о о с с т т ь ь з з о о д д ч ч и и м м с с д д е е л л а а т т ь ь в в с с т т е е н н а а х х х х р р а а м м а а а а ж ж у у р р н н ы ы е е а а р р к к а а д д ы ы , , г г а а л л е е р р е е и и и и п п о о м м е е с с т т и и т т ь ь м м н н о о ж ж е е с с т т в в о о о о к к о о н н  В В о о с с н н о о в в а а н н и и и и к к у у п п о о л л а а н н а а х х о о д д я я т т с с я я с с о о р р о о к к о о к к о о н н  К К о о г г д д а а я я р р к к и и е е л л у у ч ч и и с с в в е е т т а а с с в в е е т т я я т т в в э э т т и и о о к к н н а а , , с с н н и и з з у у т т о о н н к к и и е е п п е е р р е е б б о о р р к к и и м м е е ж ж д д у у н н и и м м и и п п о о ч ч т т и и н н е е в в и и д д н н ы ы  К К у у п п о о л л с с л л о о в в н н о о п п а а р р и и т т н н а а д д х х р р а а м м о о м м , , н н е е к к а а с с а а я я с с ь ь с с т т е е н н
Слайд 20
20 Храм св. Софии Храм св. Софии  Пространство собора буквально пронизано Пространство собора буквально пронизано светом светом  Этот эффект усиливается отражением лучей от Этот эффект усиливается отражением лучей от мозаичных картин мозаичных картин  Мозаики отражали свет, мерцали, вспыхивали Мозаики отражали свет, мерцали, вспыхивали под прямыми лучами солнца под прямыми лучами солнца  Обилие света в храме не было случайным Обилие света в храме не было случайным  Оно связано с желанием дать прихожанам Оно связано с желанием дать прихожанам ощутить присутствие Господа ощутить присутствие Господа  Ведь свет с евангельских времен — это Ведь свет с евангельских времен — это определение Христа определение Христа
Слайд 21
21 Архитектура Византии Архитектура Византии     Внутреннее убранство и мозаика центрального нефа церкви Сант Аполлинаре Нуово Равенна Италия VI  в
Слайд 22
22 Архитектура Архитектура Византии Византии    Центральный неф церкви Сант Аполлинаре Нуово Равенна Италия VI  в Пол в храме выложен плиткой
Слайд 23
23 Церковь св. Виталия в Равенне Церковь св. Виталия в Равенне  Не без основания этот храм считают шедевром Не без основания этот храм считают шедевром византийской архитектуры византийской архитектуры  Она поражает изысканностью и Она поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм элегантностью архитектурных форм  Особую славу этому храму принесли его Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты императрицы Феодоры и их свиты  Лица Юстиниана и Феодоры наделены Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью свежестью
Слайд 24
24 Архитектура Византии Архитектура Византии Церковь св. Виталия в Равенне Церковь св. Виталия в Равенне      Восприятие храма как Восприятие храма как символа всего Божьего символа всего Божьего мира мира  Одним из таких храмов Одним из таких храмов была равеннская была равеннская церковь Сан-Витале церковь Сан-Витале
Слайд 25
25 Церковь св. Виталия в Равенне Церковь св. Виталия в Равенне       П П о о л л о о г г и и й й к к у у п п о о л л п п о о к к о о и и т т с с я я н н а а в в о о с с ь ь м м и и м м о о щ щ н н ы ы х х у у с с т т о о я я х х  Э Э т т и и у у с с т т о о и и с с о о е е д д и и н н е е н н ы ы а а р р о о ч ч н н ы ы м м и и п п е е р р е е к к р р ы ы т т и и я я м м и и с с о о с с т т е е н н а а м м и и  У У з з к к о о й й с с т т о о р р о о н н о о й й о о н н и и о о б б р р а а щ щ е е н н ы ы в в ц ц е е н н т т р р з з а а л л а а , , о о т т ч ч е е г г о о у у з з р р и и т т е е л л я я с с о о з з д д а а е е т т с с я я в в п п е е ч ч а а т т л л е е н н и и е е л л е е г г к к о о с с т т и и к к у у п п о о л л ь ь н н о о й й к к о о н н с с т т р р у у к к ц ц и и и и  М М е е ж ж д д у у у у с с т т о о я я м м и и п п о о с с т т а а в в л л е е н н ы ы к к о о л л о о н н н н ы ы с с п п о о з з о о л л о о ч ч е е н н н н ы ы м м и и к к а а п п и и т т е е л л я я м м и и , , у у к к р р а а ш ш е е н н н н ы ы м м и и т т о о н н к к о о й й и и р р а а з з н н о о о о б б р р а а з з н н о о й й р р е е з з ь ь б б о о й й  Ш Ш и и р р о о к к и и е е п п р р о о е е м м ы ы о о к к о о н н п п о о з з в в о о л л я я ю ю т т п п р р о о н н и и к к а а т т ь ь с с в в е е т т у у в в н н у у т т р р ь ь з з д д а а н н и и я я
Слайд 26
26  Его стены облицованы Его стены облицованы разноцветным мрамором и разноцветным мрамором и украшены драгоценной украшены драгоценной мозаикой мозаикой  Выкладывали ее из кусочков Выкладывали ее из кусочков смальты — цветных смальты — цветных стеклянных сплавов стеклянных сплавов  Смальта, отражая лучи, Смальта, отражая лучи, создает магический эффект создает магический эффект рождения света внутри рождения света внутри храма храма Императрица Феодора и её свита Мозаика из церкви Сан-Витале в Равенне, 1-я пол. VI в. Одежда из многоузорчатого шелка с пестро вышитой или вытканной отделкой
Слайд 27
27 Византийский архитектурный тип Византийский архитектурный тип  С IX  в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь византийца С IX  в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь византийца  Именно в это время стал вырабатываться новый архитектурный тип Именно в это время стал вырабатываться новый архитектурный тип здания, сохранившийся в восточнохристианском мире до здания, сохранившийся в восточнохристианском мире до сегодняшнего дня сегодняшнего дня  В основу его структуры лег план в виде креста, центральная часть В основу его структуры лег план в виде креста, центральная часть которого перекрывалась куполом на барабане которого перекрывалась куполом на барабане  Такая структура здания получила название крестово-купольной Такая структура здания получила название крестово-купольной системы системы  Общими отличительными чертами этих храмов стало уменьшение Общими отличительными чертами этих храмов стало уменьшение площади зданий, заметный рост вверх и создание единого площади зданий, заметный рост вверх и создание единого внутреннего пространства внутреннего пространства  Соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Богу Богу  В это время появляются и новые декоративные детали В это время появляются и новые декоративные детали  Фасады церквей облицовываются разноцветным камнем или Фасады церквей облицовываются разноцветным камнем или декорируются чередованием слоев белого камня с кирпичными декорируются чередованием слоев белого камня с кирпичными узорами узорами  В результате внешний вид сооружения теряет замкнутость, В результате внешний вид сооружения теряет замкнутость, становится праздничным становится праздничным
Слайд 28
28 Византийский архитектурный тип Византийский архитектурный тип  Увеличить внутренний объем здания архитекторы сумели, развивая Увеличить внутренний объем здания архитекторы сумели, развивая каркасную конструкцию каркасную конструкцию  Опоры для купольного перекрытия становятся настолько мощными, что Опоры для купольного перекрытия становятся настолько мощными, что между ними архитекторы уже не ставят ни стен, ни колонн между ними архитекторы уже не ставят ни стен, ни колонн  Поэтому человек, находящийся внутри храма, может видеть всё его Поэтому человек, находящийся внутри храма, может видеть всё его пространство пространство  Существенным новшеством в византийских храмах стала принципиально Существенным новшеством в византийских храмах стала принципиально иная, чем в античности, организация восприятия архитектурных масс в иная, чем в античности, организация восприятия архитектурных масс в интерьере интерьере  На смену принципу тектоничности (ясности и четкости членения На смену принципу тектоничности (ясности и четкости членения несомых и несущих частей) приходит система, скрадывающая реальную несомых и несущих частей) приходит система, скрадывающая реальную роль конструкций и деталей роль конструкций и деталей  Находясь внутри церковного здания, вы можете не ощущать тяжести Находясь внутри церковного здания, вы можете не ощущать тяжести купола купола  Он представляется нам вздымающимся вверх Он представляется нам вздымающимся вверх  В то же время циркульные арки создают ощущение стекания В то же время циркульные арки создают ощущение стекания архитектурных масс сверху вниз архитектурных масс сверху вниз  Это разнонаправленное движение отвечало чрезвычайно важным для Это разнонаправленное движение отвечало чрезвычайно важным для восточнохристианской догматики идеям: о постоянном нисхождении восточнохристианской догматики идеям: о постоянном нисхождении божественного в тварный мир и о возможности для человека прийти, божественного в тварный мир и о возможности для человека прийти, подняться к Богу подняться к Богу
Слайд 29
29 Византийский архитектурный тип Византийский архитектурный тип  Постепенно конструкция церкви, во внутреннем Постепенно конструкция церкви, во внутреннем пространстве которой «слияется дольнее и горнее» (Иоанн пространстве которой «слияется дольнее и горнее» (Иоанн Геометр, Х  в.), становится самой распространенной в Геометр, Х  в.), становится самой распространенной в византийской архитектуре византийской архитектуре  Создание ощущения разнонаправленного движения Создание ощущения разнонаправленного движения архитектурных масс в интерьере храма становится архитектурных масс в интерьере храма становится важнейшей особенностью православных церквей важнейшей особенностью православных церквей  Она отличала их от западнохристианских соборов, в Она отличала их от западнохристианских соборов, в которых движение архитектурных масс, как правило, было которых движение архитектурных масс, как правило, было однонаправленным (вперед, к алтарю — в романском храме; однонаправленным (вперед, к алтарю — в романском храме; вперед и вверх — в готическом) вперед и вверх — в готическом)  Повышенность объемов, множество украшений и четкость Повышенность объемов, множество украшений и четкость форм придают храму большую торжественность форм придают храму большую торжественность
Слайд 30
30  М М о о з з а а и и к к а а с с и и з з о о б б р р а а ж ж е е н н и и е е м м и и м м п п е е р р а а т т о о р р а а Ю Ю с с т т и и н н и и а а н н а а и и и и м м п п е е р р а а т т р р и и ц ц ы ы Ф Ф е е о о д д о о р р ы ы
Слайд 31
31 Византийские мозаики Византийские мозаики     Цвет воспринимался Цвет воспринимался византийцами как византийцами как материализованный материализованный свет, но в духовном, свет, но в духовном, иррациональном смысле иррациональном смысле  Ярче всего должна сиять Ярче всего должна сиять Божественная сущность Божественная сущность  В византийской В византийской живописи никогда не живописи никогда не изображается источник изображается источник света — он в ней самой света — он в ней самой
Слайд 32
32  В В и и з з а а н н т т и и й й с с к к и и е е м м о о з з а а и и к к и и         An Archangel Detail St Sophia, Istanbul • Византийские мозаики Византийские мозаики пронизаны внутренним пронизаны внутренним духовным светом, они духовным светом, они светоносны светоносны • Золотой фон означает Золотой фон означает Божественность; пурпур — Божественность; пурпур — символ духовного символ духовного озарения, Софии озарения, Софии Премудрости божией, а Премудрости божией, а также знак божественного также знак божественного императорского императорского достоинства достоинства
Слайд 33
33 Византийские Византийские мозаики мозаики  Богоматерь в знак Богоматерь в знак особого почитания особого почитания изображали в изображали в пурпурных одеждах пурпурных одеждах  Белый цвет - символ Белый цвет - символ чистоты и святости, в чистоты и святости, в белом изображаются белом изображаются души праведников души праведников  Синий и голубой — Синий и голубой — символы небесного, символы небесного, потустороннего мира потустороннего мира The Theotokos and Child Apse mosaic St Sophia, Istanbul
Слайд 34
34 Мозаики Святой Софии Константинополь Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век 11 век          Приношение даров Константином и Юстинианом Мозаика в южном вестибюле Святой Софии Константинополь 11 век
Слайд 35
35 Мозаики Святой Софии Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век Константинополь 11 век Приношение даров императором Приношение даров императором Константином IX Мономахом Константином IX Мономахом и императрицей Зоей и императрицей Зоей
Слайд 36
36 Византийские Византийские мозаики мозаики Justinian with Bishop Maximian Mosaic S. Vitale, Ravenna Justinian, detail of mosaic S. Vitale, Ravenna
Слайд 37
37 Византийские Византийские мозаики мозаики Theodora with courtiers Detail S. Vitale, Ravenna Theodora with courtiers Detail S. Vitale, Ravenna
Слайд 38
38 Византийские Византийские мозаики мозаики S. Vitale, Ravenna Apse mosaic Detail S. Vitale, Ravenna Apse mosaic Detail
Слайд 39
39 Мозаики храма Аполлинария Нуово в Мозаики храма Аполлинария Нуово в Равенне Равенне       Изображения на Изображения на византийских мозаиках и византийских мозаиках и иконах отличаются иконах отличаются статичностью, статичностью, фронтальностью, фронтальностью, иератичностъю, иератичностъю, созерцательностью созерцательностью  В них нет динамики, В них нет динамики, живой пластики, ракурсов, живой пластики, ракурсов, пространственной глубины пространственной глубины и натуралистических и натуралистических деталей деталей
Слайд 40
40 Иконы Иконы  С VI  в. всё большую роль в интерьере храмов начинают С VI  в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы играть иконы  Именно в этом виде искусства эстетические идеи Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере полной мере  Византии иконы обычно писали яичной темперой на Византии иконы обычно писали яичной темперой на деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) и — редко — на холсте и — редко — на холсте  Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, но гораздо чаще художники рисовали на иконах но гораздо чаще художники рисовали на иконах отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, архангелы, святые (само слово икона по-гречески значит архангелы, святые (само слово икона по-гречески значит образ) образ)  При этом художники писали не изменчивые лица, а лики При этом художники писали не изменчивые лица, а лики тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире
Слайд 41
41 Иконы Иконы Для христианина Для христианина иконы служат окном иконы служат окном в небесный мир, в небесный мир, помогают возводить помогают возводить ум «через телес

Другие презентации по МХК



  • Яндекс.Метрика
  • Рейтинг@Mail.ru