- Русская литература 19 века в контексте мировой культуры

Презентация "Русская литература 19 века в контексте мировой культуры" по мхк – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26

Презентацию на тему "Русская литература 19 века в контексте мировой культуры" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайд(ов).

Слайды презентации

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Слайд 1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их. М Горький
Слайд 2

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их. М Горький

Как вы понимаете слова М.Горького? О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький? Задание. Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в 18 и начале 19 века. 14.12.2017
Слайд 3

Как вы понимаете слова М.Горького? О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький? Задание. Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в 18 и начале 19 века.

14.12.2017

Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подве
Слайд 4

Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.

Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе. Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция. Лучшие произведения русской литературы и
Слайд 5

Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе. Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция. Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.

Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его л
Слайд 6

Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.

Декабристы на Сенатской площади.

Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература—единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей с
Слайд 7

Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература—единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,—писал Герцен.

Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом. Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в литературе и
Слайд 8

Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом. Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом.

Э. Мане. Портрет Эмиля Золя

Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.   Отечественная война 1812 г. и связанный
Слайд 9

Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.   Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры— выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.

В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщ
Слайд 10

В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.  

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и дворян. Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во
Слайд 11

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и дворян. Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Разночинец

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные свет
Слайд 12

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно о
Слайд 13

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.

В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.  

Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общес
Слайд 14

Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.

Писатели - сотрудники журнала "Современник".

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский
Слайд 15

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник".

Литературный журнал «Современник»

Основные события 19 века
Слайд 16

Основные события 19 века

Основные темы русской литературы XIX века. 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?» А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?» И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов
Слайд 17

Основные темы русской литературы XIX века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?» А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?» И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки» 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?» Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века. Революционеры - демократы. Западники Народники Славянофилы. Выступали против: самодержавия; религии; крепостничества. Защищали: самодержавие; православие; крепостничество. Стремились: к освобождению крестьян; к введению республики. Отстаивали
Слайд 18

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Революционеры - демократы

Западники Народники Славянофилы

Выступали против: самодержавия; религии; крепостничества

Защищали: самодержавие; православие; крепостничество

Стремились: к освобождению крестьян; к введению республики

Отстаивали: - верность принципам самодержавия, но не принимали николаевскую деспотию

Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить? Спасение России только в революции. России необходимы реформы сверху, без революции
Слайд 19

Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?

Спасение России только в революции

России необходимы реформы сверху, без революции

В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений: Критический реализм «натуральная школа». «чистое искусство». «Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой). Теоретики «чистого искусств
Слайд 20

В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:

Критический реализм «натуральная школа»

«чистое искусство»

«Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой)

Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья»

Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»

Основные проблемы в литературе 19 века. добро и зло; вина и наказание; мир и война; энергия человека и его бездействие; мудрость и легкомыслие; любовь и отчуждение; деспотизм и рабство; труд и праздность; тело и душа; вера и скепсис.
Слайд 21

Основные проблемы в литературе 19 века

добро и зло; вина и наказание; мир и война; энергия человека и его бездействие; мудрость и легкомыслие; любовь и отчуждение; деспотизм и рабство; труд и праздность; тело и душа; вера и скепсис.

Основные направления в литературе 1-й половины XIX века. классицизм сентиментализм романтизм реализм предромантизм. жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский); исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь).
Слайд 22

Основные направления в литературе 1-й половины XIX века

классицизм сентиментализм романтизм реализм предромантизм

жанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский);

исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь).

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанат
Слайд 26

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.   Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Список похожих презентаций

«Золотой Век» Русской Культуры начало XIX века

«Золотой Век» Русской Культуры начало XIX века

Цель урока:. Дать представление о наиболее значительных достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры первой половины XIX столетия. План ...
Русская реалистическая живопись второй половины XIX века

Русская реалистическая живопись второй половины XIX века

Иван Айвазовский. Контрабандисты. 1884. Николай Ге. В Гефсиманском саду. 1869 год. Вариант. Константин Коровин. На террасе. 1910. Иван Крамской. Женский ...
Самостоятельная работу №8Развитие татарской культуры в начале 19 века

Самостоятельная работу №8Развитие татарской культуры в начале 19 века

Традиции строительства домов казанских татар складывались веками под влиянием религиозных, эстетических и культурных особенностей населения края. ...
Русская культура второй половины XIX века

Русская культура второй половины XIX века

План: 1.Литература 2.Живопись 3.Скульптура 4.Архитектура. Основное художественное направление-критический реализм. Это отображение реальной жизни ...
Русская храмовая живопись 17 века

Русская храмовая живопись 17 века

Русская живопись 17 века пронизана противоречиями. Противоречия в русской живописи 17 века видны как в иконописи, так и в монументальной живописи. ...
Русская культура второй половины XIX века

Русская культура второй половины XIX века

Пореформенная Россия вступила на путь быстрого капиталистического развития. Это развитие требовало большого количества высококвалифицированных технических ...
Русская культура 18 века

Русская культура 18 века

Первая половина 18 века История. Татищев Щербатов Болтин. Литература Ломоносов Сумароков Фонвизин. Живопись. Никитин. Анна Петровна. Никитин. Петр ...
Искусство в контексте культуры

Искусство в контексте культуры

Введение Цели и задачи курса. Цель курса - освоение теории и истории зарубежного искусства как феномена культуры, результата индивидуально-неповторимого ...
Русская культура в первой половине XIX века

Русская культура в первой половине XIX века

Составим таблицу. Русская культура в первой половине XIX века. Живопись. Стиль: КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Государственная Третьяковская галерея. Живопись. ...
Русская живопись 18 века

Русская живопись 18 века

Иван Никитин (1680 – 1742). Портрет напольного гетмана, 1720-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Портрет канцлера Головкина. Андрей ...
Заметный след Китая в развитии мировой культуры

Заметный след Китая в развитии мировой культуры

Цель: Исследовать художественные достижения и вклад Китая в мировую культуру. Задачи: 1. Познакомиться с художественным наследием Китая. 2. Понять, ...
Культура России в первой половине XIX века

Культура России в первой половине XIX века

План. Архитектура Живопись Театр Музыка. В начале XIX века русское зодчество развивалось в духе классицизма, особенно оно отразилось в архитектурном ...
Архитектура XX века в европейской живописи

Архитектура XX века в европейской живописи

К живописи XX века принято относить стили: Метафизическая живопись Абстракционизм Кубизм Сюрреализм Модерн (Модернизм). Метафизическая живопись. Родоначальником ...
"Серебряный век" русской культуры

"Серебряный век" русской культуры

План урока. 1.Просвещение. 2.Наука. 3.Литература. 4.Живопись. 5.Скульптура.Архитектура. 6.Музыка.Театр.Кино. Задание на урок. Докажите,что период ...
Развитие культуры на белорусских землях в IX – середина XIII в. Религиозно-просветительские деятели

Развитие культуры на белорусских землях в IX – середина XIII в. Религиозно-просветительские деятели

1. Распространение христианской веры. на белорусских землях началось с X в. В 992 г. Князь Изяслав основал в Полоцке епархию – большой церковный округ. ...
Русская архитектура XIII – XVIIвв

Русская архитектура XIII – XVIIвв

Архитектура Новгорода церковь Фёдора Стратилата на Ручью 1360 -1361г. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице ...
Начало культуры Возрождения

Начало культуры Возрождения

Образовательные: подвести учащихся к пониманию причин подъема культуры в Италии в XIV в., обеспечить усвоение учащимися понятия «Культура Возрождения»; ...
Первая половина 19 века

Первая половина 19 века

Николай Михайлович Карамзин. Связь литературы и истории. Повесть «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», «История государства Российского». Основная ...
Виды культуры

Виды культуры

План. Понятие о культуре. Виды культуры. Молодёжная субкультура и её особенности. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к ...
География культуры.  Культура и элементы культуры

География культуры. Культура и элементы культуры

Что такое культура? Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах ...

Конспекты

Русская матрешка

Русская матрешка

План-конспект урока по теме: «Русская матрешка», 5 класс. - аннотация: Данный конспект урока. . используется на уроке в 5 классе в рамках темы. ...
Русская изба как центр Вселенной

Русская изба как центр Вселенной

8 КЛАСС. Тема года. : «Поэтика русской народной культуры через изобразительное искусство». Тема урока: « Русская изба как центр Вселенной». ...
Культура России первой половины 19 века

Культура России первой половины 19 века

. План урока-экскурсии. МХК. 11класс. «Культура России первой половины 19 века». . Фундамент национальной классической музыки. М.И.Глинка. ...
Образ женщины-матери сквозь века

Образ женщины-матери сквозь века

Открытый урок. По МХК. по учебнику Г. Даниловой «Мировая художественная культура» 8 класс. Организационная информация. Тема урока. ...
В плену у повседневности - реализм XIX века

В плену у повседневности - реализм XIX века

. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. дополнительного образования детей. «Добрянская детская школа искусств». ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:13 октября 2015
Категория:МХК
Содержит:26 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации