Слайд 1ВЛАДИМИР-СУЗДАЛЬ-БОГОЛЮБОВО
Слайд 2Город Владимир
Основан князем Владимиром Мономахом в 1108 г. как крепость на юго-восточной границе Суздальского княжества и Рязанской земли.
Слайд 3ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Визитная карточка города. Великий князь Андрей Боголюбский, объявив Владимир столицей Владимиро-Суздальского княжества, принялся укреплять свой столичный город. В 1158 году он обнёс город валом, а в 1164 году построил пять входных ворот. До наших дней уцелели только Золотые ворота. Дубовые створы ворот, которых сейчас нет, были окованы листами золочёной меди, ярко блестевшей на солнце, поэтому ворота и назывались Золотыми.
Слайд 4В 1238 году полчища монголо-татар, опустошив множество русских городов, подошли к Владимиру. Горожане приготовились к обороне и спрятали все ценные реликвии на тот случай, если неприятель всё же прорвётся. Задумка удалась: золочёные створки Золотых ворот не найдены до сих пор и официально внесены в реестры ЮНЕСКО как утраченные человечеством шедевры. В 1992 г. Золотые ворота были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе объекта белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Последние полвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Слайд 5Успенский собор
Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. После пожара 1185 года Всеволод Третий значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублев и Даниил Черный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в 19 веке.
Слайд 6Успенский собор включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция. Старинные фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма.
Слайд 7Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны. Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского. Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец».
ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР
Слайд 8Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно. Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд». Включен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 9ГОРОД СУЗДАЛЬ
Суздаль — город-заповедник, входит в Золотое кольцо России. Награжден орденом «Знак Почёта» (1974) за сохранение культурного наследия и развитие туризма. Первое упоминание о Суздале относится к 1024 году.
Слайд 10Суздальский кремль
Суздальский Кремль построен в X веке. Кремль расположен в излучине реки Каменка, в южной части Суздаля.На рубеже XI—XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. Земляной вал сооружен во второй половине XI века, в период, когда этим краем владел Владимир Мономах. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Сейчас Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству.
Слайд 11Спасо-Евфимиев монастырь
Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. 7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма. В 1829 году здесь скончался доведённый до сумашествия декабрист Фёдор Шаховской.В 1826 году по приказанию императора Николая I в суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. В монастыре вблизи восточной стены находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского - выдающегося русского полководца, героя борьбы с польско-литовскими войсками. Он был похороне здесь а 1642 г. Усыпальница была построена в 1885 г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933 г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 12Александровский монастырь
Александровский женский монастырь основан в 1240 году Александром Невским. В XIV в. монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли. Тогда он стал называться "Большая лавра". От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини - Мария (1362) и Агриппина (1393). Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. В 1764 году Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм. В 2006 г. возобновлён в качестве мужского монастыря.
Слайд 13Васильевский монастырь
Васильевский монастырь — расположен на восточной окраине города Суздаля. Основан в XIII первоначально как мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь. По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с князем Владимиром Красное Солнышко и датой крещения Руси. Предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря. В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных и упразднен 15 февраля 1923 года. В советское время был передан совхоззу "Пригородный". В 1955-1957 годах силами Суздальского реставрационного участка проведена реставрация монастыря. С 60-х годов в монастыре расположились областные склады. В 1995 году монастырь передан религиозной общине Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной церкви. В настоящее время мужской Васильевский монастырь возрожден.
Слайд 14Покровский монастырь
Покровский женский монастырь расположен на правом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси. Одной из первых узниц монастыря стала обвиненная в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 году под именем старицы Софии. Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская и др. В 1923 году монастырь был закрыт и разорён. В 1950—1960-е годы монастырские постройки реставрировались, в них открылись музейные экспозиции. В 1923 году монастырь был закрыт и разорён. В 1950—1960-е годы монастырские постройки реставрировались, в них открылись музейные экспозиции.
Слайд 15Ризоположенский монастырь
Ризоположенский монастырь — основан в 1207 году и является одним из древнейших монастырей Руси.История монастыря связана с известной суздальской святой – преподобной Евфросинией Суздальской. В миру она носила имя Феодулии и была дочерью Михаила Черниговского, замученного в орде. В Суздале должно было состояться ее бракосочетание с князем ФеодоромЯрославичем, братом Александра Невского, но он скончался в день свадьбы, а Феодулия осталась в Ризположенском монастыре и приняла постриг. По преданию, когда войска хана Батыя разорили Суздаль, только Ризположенский монастырь остался цел благодаря молитвам Евфросинии. В начале XIX века на территории монастыря в честь победы над Наполеоном под руководством каменщика Кузьмина была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня, самая высокая постройка Суздаля. Одними из самых заметных шедевров суздальского зодчества являются Святые ворота монастыря. Нарядные двухшатровые проездные ворота богато украшены каменной резьбой и поливными изразцами. В 1930-х гг. в здании Святых ворот был устроен крольчатник, и только после многочисленных требования в Москву здание было очищено от кроликов и приведено в порядок, но вскоре его заняло НКВД под склад горючего. Только в 1964 г. Святые ворота были отреставрированы. В 1999 году монастырь был передан русской православной церкви и возобновлён в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.
Слайд 16Музей деревянного зодчества и крестьянского быта
Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта расположен на месте, где стоял Дмитриевский монастырь (XI век) – самый первый основанный в Суздале. Ансамбль музея составляют свезенные в Суздаль из разных мест Владимирской области наиболее интересные культовые и хозяйственные деревянные постройки. Первым зданием, которое было перевезено в Музей деревянного зодчества, была церковь Преображения Господнего, датируемая серединой XVIII века, которая ранее располагалась в деревне Козлятьеве Кольчугинского районе. Второй стала церковь Воскресения из деревни Потакино Камешковского района. На территории музея деревянного зодчества расположены дома, мельницы, амбары, овины, колодцы и другие памятники исконно русской архитектуры и быта.
Слайд 17ПОСЕЛОК БОГОЛЮБОВО
бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Посёлок входит в перечень исторических городов России.
Слайд 18Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли — один из самых известных памятников древнерусского зодчества. Вокруг — только пойменные луга и озёра, а путь в 1,5 км от городка Боголюбово до храма нужно преодолеть пешком. Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы.
Слайд 19Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов. Стены храма украшены белокаменной резьбой, традиционной для владимиро-суздальской архитектуры. Центральной фигурой в композиции всех трёх фасадов выступает царь Давид-псалмопевец, восседающий на троне. Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.