- Мысль «народная» в романе «Война и мир» Л. Толстого

Презентация "Мысль «народная» в романе «Война и мир» Л. Толстого" (10 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21

Презентацию на тему "Мысль «народная» в романе «Война и мир» Л. Толстого" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Мысль «народная» в романе Л.Толстого «Война и мир». Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Слайд 1

Мысль «народная» в романе Л.Толстого «Война и мир»

Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Цель. Определить, как выражена в романе «мысль народная». Проанализировать кульминационный эпизод Бородинского сражения. Сопоставить образы двух полководцев. Определить, как решает писатель вопрос о ходе истории.
Слайд 2

Цель

Определить, как выражена в романе «мысль народная». Проанализировать кульминационный эпизод Бородинского сражения. Сопоставить образы двух полководцев. Определить, как решает писатель вопрос о ходе истории.

«Я сам старался писать историю своего народа». Л.Толстой. Тема народа – главная в литературе 60-х годов XIX века. «Мысль народная» – одна из главных в романе.
Слайд 3

«Я сам старался писать историю своего народа». Л.Толстой

Тема народа – главная в литературе 60-х годов XIX века. «Мысль народная» – одна из главных в романе.

Ориентировочная беседа. В романе обилие массовых, народных сцен во второй половине романа (тома 3 – 4). Философские и публицистические главы писались Толстым в 1867 – 1868 годах в время сближения автора с крестьянами. Чем обусловлена данная особенность? Что же включает в себя понятие «народ» для Тол
Слайд 4

Ориентировочная беседа

В романе обилие массовых, народных сцен во второй половине романа (тома 3 – 4). Философские и публицистические главы писались Толстым в 1867 – 1868 годах в время сближения автора с крестьянами. Чем обусловлена данная особенность? Что же включает в себя понятие «народ» для Толстого. Народ центральная движущая сила исторического процесса. Именно народ является воплощение нравственного начала русской нации. Приход к народу, сближение с его духовной жизнью – это вершина духовного развития «любимых» героев Толстого.

Вопросы для беседы. Кто побеждает французскую армию? Как изображает русскую нацию Толстой?
Слайд 5

Вопросы для беседы

Кто побеждает французскую армию? Как изображает русскую нацию Толстой?

Темы для обсуждения. Народ, русская армия в войне 1805 года. Народ в войне 1812 года. Образ Платона Каратаева как квинтэссенция свойств, выработанных в патриархальном крестьянине вековой крепостной зависимостью. Партизанское движение («Дубина народной войны»).
Слайд 6

Темы для обсуждения

Народ, русская армия в войне 1805 года. Народ в войне 1812 года. Образ Платона Каратаева как квинтэссенция свойств, выработанных в патриархальном крестьянине вековой крепостной зависимостью. Партизанское движение («Дубина народной войны»).

«Мысль народная». Главная мысль романа – «мысль народная». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. По мнению Толстого, это так называемое роевое начало , дух и воля не
Слайд 7

«Мысль народная»

Главная мысль романа – «мысль народная». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, что каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. По мнению Толстого, это так называемое роевое начало , дух и воля не одного человека, а нации в целом. Войну 1812 года он представляет как столкновение духа и воли французских солда и воли и духа русского народа. Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.

В комментариях автора

Герои романа, отбросив все личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением; все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; Наташа отдает подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом. В действиях героев ро
Слайд 8

Герои романа, отбросив все личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением; все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков; Наташа отдает подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом.

В действиях героев романа

Воля к победе ярко проявляется в массовых сценах: сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит все добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – сжечь); сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи и не пили водку – для них это был священный момент); сцена боя партизан с ф
Слайд 9

Воля к победе ярко проявляется в массовых сценах: сцена сдачи Смоленска (купец Ферапонтов велит все добро раздать солдатам, а что нельзя вынести – сжечь); сцена подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи и не пили водку – для них это был священный момент); сцена боя партизан с французами ( гибель Пети Ростова, действия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова); «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

В массовых сценах

В 1805 – 1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы. Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположное нравственное состояние русской армии Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Они с
Слайд 10

В 1805 – 1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы. Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположное нравственное состояние русской армии Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем.

Война 1805 – 1807 года

Отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия – добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы. Перед нами островок нр
Слайд 11

Отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия – добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы. Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне. Шенграбен – преддверие войны 1812 года.

Шенграбенское сражение

В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, т.к. у людей не было нравственной цели. Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Сражение было проиграно еще до того, как началось. Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 181
Слайд 12

В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, т.к. у людей не было нравственной цели. Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Сражение было проиграно еще до того, как началось. Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 года, которую вели чиновники в военных мундирах. Они защищали свое положение и формальную честь империи. Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной.

Аустерлицкое сражение

Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу – они антиподы. Образы даны в субъективном восприятии. Толстого упрекали в искажении и принижении роли Наполеона. Наполеон и Кутузов
Слайд 13

Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу – они антиподы. Образы даны в субъективном восприятии. Толстого упрекали в искажении и принижении роли Наполеона.

Наполеон и Кутузов

Представлен иронично. Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «маленький ростом», обращая внимание на «круглый живот» и «жирный ляжки коротких ног». В его облике отмечены простота, обыкновенность. В нем нет ни капли актерства: живое лицо, выразительная фигура и знаменитый г
Слайд 14

Представлен иронично. Его внешность смешна: не раз повторяются определения «маленький», «маленький ростом», обращая внимание на «круглый живот» и «жирный ляжки коротких ног».

В его облике отмечены простота, обыкновенность. В нем нет ни капли актерства: живое лицо, выразительная фигура и знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый.

Наполеон Кутузов

Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчркнуты холодность, напыщенность. Он все время позирует, играет роль гения. «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Он добр, мудр, прост
Слайд 15

Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчркнуты холодность, напыщенность. Он все время позирует, играет роль гения. «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии разными людьми. Человечным и живым изображен он в беседах, на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битах.

Жесток в попытке удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч человеческих жизней. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и покоренных им государств – у него другая мера. «Нет величия там, где нет про
Слайд 16

Жесток в попытке удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч человеческих жизней. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных Наполеоном сражений и покоренных им государств – у него другая мера. «Нет величия там, где нет простоты и правды».

Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских. Он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу.

В замысле романа «наполеоновское» начало играет одну из главных ролей. Стремление навязать свою личную волю и стать «творцом» истории характерно для Сперанского. В этом характерные заблуждения Болконского и Безухова. «Маленькие наполеоны» – Долохов, Друбецкой, Берг. Формула наполеонизма – не «вместе
Слайд 17

В замысле романа «наполеоновское» начало играет одну из главных ролей. Стремление навязать свою личную волю и стать «творцом» истории характерно для Сперанского. В этом характерные заблуждения Болконского и Безухова. «Маленькие наполеоны» – Долохов, Друбецкой, Берг. Формула наполеонизма – не «вместе», а «один», формула эгоизма, презрения к людям, разобщения.

Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом. Высокое положение не отдаляет его от солдат и офицеров. Он знает многих участников сражений, помнит их подвиги, имена. Подлинно велик полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

Портрет совсем не героический. «Маленький, худой артиллерийский офицер с закушенной набок трубкой», показан глазами князя Андрея, который видит во всем его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаз
Слайд 18

Портрет совсем не героический. «Маленький, худой артиллерийский офицер с закушенной набок трубкой», показан глазами князя Андрея, который видит во всем его облике «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное», а также его большие, умные и добрые глаза. Тушин робеет перед всеми, его поведение напоминает нам земских врачей или священников. В нем много чеховского (доброго и печального) и мало громкого и героического.

Капитан Тушин

Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона). Во время сражения про батарею забыли. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищенные пушки капитана Т
Слайд 19

Батарея Тушина вела огонь по деревне Шенграбен, откуда наступали большие силы французов. Тушин принял тактическое решение поджечь деревню (чем заслужил похвалу Багратиона). Во время сражения про батарею забыли. Французы не могли догадаться, что бьют только четыре ничем не защищенные пушки капитана Тушина, и даже предполагали, что именно здесь сосредоточены главные силы русских. Батарея Тушина, успевшая сжечь Шенграбен, остановила движение французов, которые тушили пожар, тем самым дав русским время отступить.

Забытая батарея

В изображении боя В бою подчеркнуто веселое, карнавальное отношение Тушина к врагам и смерти. Выделяется его былинный жест: «…выбегал вперед и из=под маленькой ручки смотрел на французов». Подчеркнуто, что со всех сторон его окружали огромные широкоплечие богатыри. Но они смотрели на Тушина с обожан
Слайд 20

В изображении боя В бою подчеркнуто веселое, карнавальное отношение Тушина к врагам и смерти. Выделяется его былинный жест: «…выбегал вперед и из=под маленькой ручки смотрел на французов». Подчеркнуто, что со всех сторон его окружали огромные широкоплечие богатыри. Но они смотрели на Тушина с обожанием и преклонением, как дети в затруднительном положении.

В сознании капитана Толстой рисует особый мир в сознании Тушина. Неприятельские пушки – это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Видишь, пыхнул опять теперь мячик, жди». Вероятно, и сам он представляет себя таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные ядра.

Фольклорные мотивы

«Мысль народная» реализуется в романе в неразрывной связи с русскими духовными традициями, на которых строится жизнь деревенского «мира». Именно с «мыслью народной» связана реализация толстовского представления о смысле существования. Вывод
Слайд 21

«Мысль народная» реализуется в романе в неразрывной связи с русскими духовными традициями, на которых строится жизнь деревенского «мира». Именно с «мыслью народной» связана реализация толстовского представления о смысле существования.

Вывод

Список похожих презентаций

"Война и мир" Толстого

"Война и мир" Толстого

1.История создания. Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался ...
"Война и мир" Л.Н.Толстой

"Война и мир" Л.Н.Толстой

Портреты героев войны. М.Кутузов Барклай-де-Толли Багратион. Тормасов Ермолов Коновницын. Раевский Давыдов Сеславин. Дорохов Милорадович. . . . . ...
"Война и мир" Л.Н. Толстой

"Война и мир" Л.Н. Толстой

…Толстой видит мир, как человек, проникший за кулисы общественной и политической жизни, в то время, как большинство из нас подвержено всем иллюзиям ...
"Кавказский пленник" Л. Толстой - анализ

"Кавказский пленник" Л. Толстой - анализ

Загадка рассказа. Сюжет рассказа прост:попадают в плен два русских офицера,один смог убежать,другой не смог. Л.Толстой –писатель,стремящийся к простоте ...
"Война и мир" - народ и личность

"Война и мир" - народ и личность

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой. Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" отрицает теорию культа великой личности ...
"Война и мир" - Кутузов и Наполеон

"Война и мир" - Кутузов и Наполеон

Исторические взгляды Л.Н.Толстого и их отражение в романе «Война и мир». Народ (в понимании Толстого) – главная решающая сила в истории. Основной ...
"Черемуха" С. Есенин - анализ

"Черемуха" С. Есенин - анализ

Цели: Обучающие: - развитие умений анализировать идейное содержание лирического произведения, развитие навыков выразительного чтения. Развивающие: ...
"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы

"Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы

История открытия „Слова...". В начале 90-х годов XVIII столетия А. И. Мусин-Пушкин, знаток русской древности, приобрёл в Спасском монастыре Ярославля ...
"Скуки ради" М. Горький - анализ

"Скуки ради" М. Горький - анализ

Раннее творчество А.М.Горького. Реалистические произведения. Изображается жизнь, особенности эпохи, характеры людей в контексте времени. Романтические ...
"Парус" М.Ю. Лермонтов - анализ

"Парус" М.Ю. Лермонтов - анализ

Предыстория. В 1830 году начались народные волнения, Лермонтов откликается на парижские события рядом стихотворений. Это явилось главной причиной ...
"Памятник" Г.Р. Державин - анализ стихотворения

"Памятник" Г.Р. Державин - анализ стихотворения

Смысл жизни человека. 1. Найти своё место в жизни 2. Жить, принося пользу людям, стране. 3.Своими делами, поступками заслужить благодарную память ...
"Незнакомка" А. Блок - анализ

"Незнакомка" А. Блок - анализ

Методика. показать, как факты личной биографии отразились в стихотворении, дать анализ стихотворения, увидеть связь лирики и живописи. Цели урока:. ...
"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов - история и анализ

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов - история и анализ

«…Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но ни одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном ...
"Ворона и Лисица" - сравнительный анализ басен

"Ворона и Лисица" - сравнительный анализ басен

Эзоп. - прозаический текст; - много глаголов; - 1 определение – плутовка - мало прилагательных; - 3 устойчивых выражения; - 3 восклицательных предложения; ...
"Война и мир" - Бородинская битва

"Война и мир" - Бородинская битва

Кульминацией романа на мой взгляд, а также решающим моментом в жизни всей страны и многих героев произведения, является Бородинская битва, крупнейшее ...
"Silentium!" Ф.И. Тютчева - анализ

"Silentium!" Ф.И. Тютчева - анализ

Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?). Проблематика. ...

Конспекты

Алексея Толстого « Сорока

Алексея Толстого « Сорока

Конспект урока по сказке «Алексея Толстого « Сорока». Подготовила и провела. учитель начальных классов. Кулакова Наталья Ивановна. ...
Авторская позиция в романе Достоевского

Авторская позиция в романе Достоевского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа № 34 г.Тихорецка. Тихорецкого района Краснодарского края. ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:4 октября 2018
Категория:Литература
Содержит:21 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации