- В С Маканин Человек свиты Языковая композиция

Презентация "В С Маканин Человек свиты Языковая композиция" по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37

Презентацию на тему "В С Маканин Человек свиты Языковая композиция" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 37 слайд(ов).

Слайды презентации

Владимир Семёнович Маканин «Человек свиты». Языковая композиция. Урок литературы в 11 классе. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец.
Слайд 1

Владимир Семёнович Маканин «Человек свиты». Языковая композиция.

Урок литературы в 11 классе. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец.

Содержание. Из творческой биографии В. Маканина. Композиция. Языковая композиция. Сюжет повести «Человек свиты». Образ Мити Родионцева. Тезис. Ключевые слова. Словесный ряд «свита». Словесный ряд «Аглая Андреевна». Сравнение словесных рядов. Вывод. Эпизод со шторами. Ирония. Словесный ряд «Санин». О
Слайд 2

Содержание

Из творческой биографии В. Маканина. Композиция. Языковая композиция. Сюжет повести «Человек свиты». Образ Мити Родионцева. Тезис. Ключевые слова. Словесный ряд «свита». Словесный ряд «Аглая Андреевна». Сравнение словесных рядов. Вывод. Эпизод со шторами. Ирония. Словесный ряд «Санин». Образ Санина. «Человек середины». Словесный ряд «Митя – работник свиты». Жизнь свиты. Словесный ряд «Митя – человек». Человек. Словесные ряды разговорно-просторечной и книжной лексики. Антитеза. Тезис. Вывод.

Из творческой биографии писателя В.Маканина. Владимир Семёнович Маканин входит в круг лучших писателей России второй половины XX века – начала XXI века. Владимир Маканин родился в 1937 году. Первая повесть писателя «Прямая линия» появилась в 1965 году. В 1970-х годах вышли «Безотцовщина», «Старые кн
Слайд 3

Из творческой биографии писателя В.Маканина

Владимир Семёнович Маканин входит в круг лучших писателей России второй половины XX века – начала XXI века. Владимир Маканин родился в 1937 году. Первая повесть писателя «Прямая линия» появилась в 1965 году. В 1970-х годах вышли «Безотцовщина», «Старые книги», «Погоня», «Повесть о старом посёлке». В 1980-х годах опубликованы «Ключарёв и Алимушкин», «Антилидер», «Человек свиты», «Гражданин убегающий», «Отдушина», «Предтеча», «Голоса». Проза Маканина приобретает иное философское звучание.

Критик А.Агеев утверждал, что главная тема писателя – противоборство индивидуального и роевого, хорового начал в душе человека.(Агеев А. Истина и свобода.- Литературное обозрение, 1990, №9). В 1990-х годах выходят «Лаз», «Кавказский пленный», «Андеграунд, или Герой нашего времени» и другие. Последня
Слайд 4

Критик А.Агеев утверждал, что главная тема писателя – противоборство индивидуального и роевого, хорового начал в душе человека.(Агеев А. Истина и свобода.- Литературное обозрение, 1990, №9). В 1990-х годах выходят «Лаз», «Кавказский пленный», «Андеграунд, или Герой нашего времени» и другие. Последняя книга «Испуг» появилась в 2007 году.

Из творческой биографии писателя В.Маканина. Цитата. «В рассказах и повестях…маканинской метафорой отчуждения личности становится «самотечность жизни»…»Самотечность жизни» – это хаотическая логика повседневности, «сумасшествие буден», когда человек уже не контролирует свою жизнь, а превращается в ще
Слайд 5

Из творческой биографии писателя В.Маканина. Цитата.

«В рассказах и повестях…маканинской метафорой отчуждения личности становится «самотечность жизни»…»Самотечность жизни» – это хаотическая логика повседневности, «сумасшествие буден», когда человек уже не контролирует свою жизнь, а превращается в щепку в безличном потоке бытовых сцеплений, зависимостей, обязанностей, ритуалов, автоматических действий. «Самотечность» противоположна свободе, она стирает различия между личностями, уравнивая их в единстве функций» (Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990 годы. В 2 т.-М.,2006,. Т.2, С.627-628).

Канадский славист К.Н. Шнейдман о нём написал: «Сегодня Маканин – один из немногих русских писателей, кому удалось за пределами брежневской эры сохранить уровень художественности своей прозы… Он создаёт сюжеты, впечатляющие своей философской значительностью, которые обновляют без тривиализации обсуж
Слайд 6

Канадский славист К.Н. Шнейдман о нём написал: «Сегодня Маканин – один из немногих русских писателей, кому удалось за пределами брежневской эры сохранить уровень художественности своей прозы… Он создаёт сюжеты, впечатляющие своей философской значительностью, которые обновляют без тривиализации обсуждаемые им темы».(Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950 – 1990 – е годы. В 2-х томах. – М.,2006, т. 2, с.626).

Композиция. Композиция в самом общем плане – построение, взаимное расположение и соотношение частей какого – либо произведения. Композиция словесного произведения понимается по – разному. Знаменитый учёный В.В.Виноградов в 20-х годах XX века писал о словесной, языковой композиции. Он говорил о поним
Слайд 7

Композиция

Композиция в самом общем плане – построение, взаимное расположение и соотношение частей какого – либо произведения. Композиция словесного произведения понимается по – разному. Знаменитый учёный В.В.Виноградов в 20-х годах XX века писал о словесной, языковой композиции. Он говорил о понимании композиции художественного текста «как системы динамического развёртывания словесных рядов в сложном словесно – художественном единстве».(Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.,1963, с.141). Для Виноградова компонентами композиции художественного произведения являются словесные ряды.

Языковая композиция. Языковая композиция – это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.
Слайд 8

Языковая композиция

Языковая композиция – это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте.

Сюжет повести «Человек свиты». В центре повести 1982 года «Человек свиты» три основных героя: Дмитрий Родионцев, Вика Журавлёва, секретарша директора Аглая Андреевна. Они работают в одном из учреждений города. В каком – неважно, кем – тоже неважно. Ибо настоящая их жизнь – это жизнь свиты. Аглая Анд
Слайд 9

Сюжет повести «Человек свиты»

В центре повести 1982 года «Человек свиты» три основных героя: Дмитрий Родионцев, Вика Журавлёва, секретарша директора Аглая Андреевна. Они работают в одном из учреждений города. В каком – неважно, кем – тоже неважно. Ибо настоящая их жизнь – это жизнь свиты. Аглая Андреевна в силу своей должности играет роль могущественного лица, а Вика и Родионцев – её приближённых. Мечта Вики и Мити – как можно дольше удержаться в «солнечной приёмной» секретарши. Поразительно то, что это «солнечное местечко» не даёт им никаких материальных выгод. Они изредка ездят с директором в командировки да ежедневно пьют чай с Аглаей. Для этих героев самое главное - ощущать себя людьми свиты. Эти ощущения создают видимость полноты жизни, собственной значительности.

Образ Мити Родионцева. Читатель застаёт Митю в тот момент, когда Аглая Андреевна очень тихо и спокойно отстраняет его от свиты. Начинаются мучительные размышления героя о причинах этой отставки. В сознании Мити утрата места в свите – трагедия. Потеряв «солнечное местечко», Родионцев теряет самого се
Слайд 10

Образ Мити Родионцева

Читатель застаёт Митю в тот момент, когда Аглая Андреевна очень тихо и спокойно отстраняет его от свиты. Начинаются мучительные размышления героя о причинах этой отставки. В сознании Мити утрата места в свите – трагедия. Потеряв «солнечное местечко», Родионцев теряет самого себя.

Образ Мити Родионцева. Цитата. «Человек свиты» Митя Родионцев всегда будет стремиться примкнуть к какой-нибудь стае – в воровской ли шайке, в институтских ли междоусобицах или же в литературных группировках. Ему страшно обрести свободу, стать хоть какой-то личностью. Под крылышком у вожака всегда сп
Слайд 11

Образ Мити Родионцева. Цитата.

«Человек свиты» Митя Родионцев всегда будет стремиться примкнуть к какой-нибудь стае – в воровской ли шайке, в институтских ли междоусобицах или же в литературных группировках. Ему страшно обрести свободу, стать хоть какой-то личностью. Под крылышком у вожака всегда спокойней, даже проигрывать, даже унижаться, даже погибать. Такие , как Митя, иногда идут на большой риск во имя того, чтобы не стать личностью, чтобы не выйти из стаи, чтобы не совершить поступок…»люди свиты» отказываются от пьянящей свободы, от жуткой независимости. Они знают, что ползающего человека невозможно уронить» (Бондаренко В. «Московская школа» , или эпоха безвременья. – М., 1990, с.113 – 114).

В финале у Мити появляется мысль о свободе. Только мысль эта возникает в мозгу пьяного Родионцева, да к тому же её подсказывает совершенно посторонняя женщина.
Слайд 12

В финале у Мити появляется мысль о свободе. Только мысль эта возникает в мозгу пьяного Родионцева, да к тому же её подсказывает совершенно посторонняя женщина.

Ключевые слова. Тезис. Попытаемся обнаружить значимые словесные ряды повести. Уже в названии содержатся ключевые слова: «человек» и «свита».
Слайд 13

Ключевые слова. Тезис.

Попытаемся обнаружить значимые словесные ряды повести. Уже в названии содержатся ключевые слова: «человек» и «свита».

Словесный ряд ключевого понятия «свита». «Нам надо быть начеку», «угадать и исправить», «всегда на подхвате», «воркует», «лепечет»,»обласканная», «в опале», «судьба почему – то отвернулась», «любовь Аглаи Андреевны», «он не ропщет», «отставили», «работник свиты», «Митю заменили», «бороться за место
Слайд 14

Словесный ряд ключевого понятия «свита»

«Нам надо быть начеку», «угадать и исправить», «всегда на подхвате», «воркует», «лепечет»,»обласканная», «в опале», «судьба почему – то отвернулась», «любовь Аглаи Андреевны», «он не ропщет», «отставили», «работник свиты», «Митю заменили», «бороться за место под солнцем», «мальчик на побегушках», «прочая деловая обслуга», «причастность к власти и суете людей», «отставленный шут», «постаревший увеселитель», «человек свиты», «прилипала и ловчила», «полулакей», «живучесть и приспособляемость», «свитские люди царствуют и пылят в глаза», «солнечное местечко»(5 раз), «место под солнцем», «местечко»,»мелкота».

Словесный ряд «Аглая Андреевна». «Прекрасно владеет собой», «холодна», «молчание и неподвижность», «царственно – неприступной и одновременно доброй улыбкой», «вершина огромного муравейника», «знала и помнила всё или почти всё», «смелая на язык», «по–королевски его не пускала», «редкое самообладание»
Слайд 15

Словесный ряд «Аглая Андреевна»

«Прекрасно владеет собой», «холодна», «молчание и неподвижность», «царственно – неприступной и одновременно доброй улыбкой», «вершина огромного муравейника», «знала и помнила всё или почти всё», «смелая на язык», «по–королевски его не пускала», «редкое самообладание», «грусть и некая вечность», «она всегда держит дистанцию», «как в мифах», «небо и небожители», «солнечная приёмная», «здесь не бывает непогоды», «особенно просторна и заливаема солнцем», «как–то особенно солнечно», «в этой залитой солнцем приёмной», «солнечная приёмная», «солнечные квадраты», «солнечность приёмной».

Сравнение словесных рядов. Сравним эти два словесных ряда. Ключевые слова первого ряда: «солнечное местечко», «человек свиты», «начеку», «место под солнцем», «отставленный», «мелкота». Ключевые слова второго ряда: «солнечная приёмная», «солнце», «по–королевски», «небо», «небожители», «прекрасно влад
Слайд 16

Сравнение словесных рядов

Сравним эти два словесных ряда. Ключевые слова первого ряда: «солнечное местечко», «человек свиты», «начеку», «место под солнцем», «отставленный», «мелкота». Ключевые слова второго ряда: «солнечная приёмная», «солнце», «по–королевски», «небо», «небожители», «прекрасно владеет собой», «царственно - неприступна».

Сравнение словесных рядов. Вывод. С точки зрения Вики и Мити, Аглая Андреевна и директор – короли, цари, небожители. Попасть в солнечную приёмную, пить чай с секретаршей – это и есть счастье, солнечное местечко. Не случайно слова «солнечное» и «солнце» повторяются много раз. Работники свиты чувствую
Слайд 17

Сравнение словесных рядов. Вывод.

С точки зрения Вики и Мити, Аглая Андреевна и директор – короли, цари, небожители. Попасть в солнечную приёмную, пить чай с секретаршей – это и есть счастье, солнечное местечко. Не случайно слова «солнечное» и «солнце» повторяются много раз. Работники свиты чувствуют себя значимыми только в свите, рядом с начальством. Вне свиты они теряют себя.

Эпизод со шторами. Автор постепенно нагнетает ироническое отношение к Аглае Андреевне. Особенно ярко это проявляется в эпизоде со шторами. Ирония создаётся противопоставлением двух словесных рядов : «мужичок» и «секретарь» Словесный ряд «мужичок». «Маленький заикающийся человечек из хозобеспечения»
Слайд 18

Эпизод со шторами

Автор постепенно нагнетает ироническое отношение к Аглае Андреевне. Особенно ярко это проявляется в эпизоде со шторами. Ирония создаётся противопоставлением двух словесных рядов : «мужичок» и «секретарь» Словесный ряд «мужичок». «Маленький заикающийся человечек из хозобеспечения» (3 раза), «мужичок -де хитроват и вкрадчив» ,»гном», «коротенькие ноги», «гномик устал», «мелкого и маленького лица», «прожужжал», «со вздохами». Словесный ряд «секретарь». «Величавая как богиня Аглая Андреевна», «говорит строго», «корит», «мой чай надо ценить».

Ирония. Автор противопоставляет неприступность секретарши – «богини» и «мелкость» «гномика» из хозобеспечения. Даже выбирая шторы, Аглая Андреевна сохраняет свою царственность.
Слайд 19

Ирония

Автор противопоставляет неприступность секретарши – «богини» и «мелкость» «гномика» из хозобеспечения. Даже выбирая шторы, Аглая Андреевна сохраняет свою царственность.

Ирония. Цитата. «Маканин – монтажёр смешного и серьёзного, высокого и низкого, физиологической подробности и поэтической легенды, ужаса обыденности и смутных надежд на подлинные ценности. Ирония – как сильно действующее лекарство…он вводит легенды и притчи в жизнь, сравнивая, сталкивая, сопоставляя.
Слайд 20

Ирония. Цитата.

«Маканин – монтажёр смешного и серьёзного, высокого и низкого, физиологической подробности и поэтической легенды, ужаса обыденности и смутных надежд на подлинные ценности. Ирония – как сильно действующее лекарство…он вводит легенды и притчи в жизнь, сравнивая, сталкивая, сопоставляя. Он старается «оконфузить» не столько конкретного обыкновенного героя, сколько саму жизненную ситуацию, социальное явление» (Бондаренко В. «Московская школа», или эпоха безвременья. – М., 1990, с.132) .

Словесный ряд «Санин». Особенно насмешливо относится автор к Санину, молодому заместителю Родионцева в свите. Словесный ряд «Санин». «Ничем не приметен», «весёлое, нравящееся», «никто», «совсем зелёный», «юнец», «начинается новая жизнь», «он очень старался, был на виду», «деловит», «щенок», «нюх», «
Слайд 21

Словесный ряд «Санин»

Особенно насмешливо относится автор к Санину, молодому заместителю Родионцева в свите. Словесный ряд «Санин». «Ничем не приметен», «весёлое, нравящееся», «никто», «совсем зелёный», «юнец», «начинается новая жизнь», «он очень старался, был на виду», «деловит», «щенок», «нюх», «чуткий Санин», «новый человек», »аккуратно занял освободившееся место».

Образ Санина. В эпизоде со шторами группа слов «по – суздальски, многотрудную, работяга» создаёт ироническое авторское отношение к Санину. Этот герой прекрасно чувствует настроение начальства, оказывается в нужном месте в нужное время – заслуженно занимает место в свите. Но он ещё только начал превр
Слайд 22

Образ Санина

В эпизоде со шторами группа слов «по – суздальски, многотрудную, работяга» создаёт ироническое авторское отношение к Санину. Этот герой прекрасно чувствует настроение начальства, оказывается в нужном месте в нужное время – заслуженно занимает место в свите. Но он ещё только начал превращаться в полулакея. Хотя Санин очень хочет оказаться в солнечной приёмной, стать человеком «середины», он может в командировке напиться, встречаться с чужой женой, дарить цветы не тем, ругать за спиной Аглаю.

«Человек середины». Цитата. «Не верх, не низ. Середина. Маканин находит точный образ этой невесомой цепкости. Человек свиты. Человек тёртый, мятый, опытный, занимающий какое-то там «надцатое» место в «команде» начальника, отрабатывающий это место…Да, из-за пустого вроде бы места в этой новой реально
Слайд 23

«Человек середины». Цитата.

«Не верх, не низ. Середина. Маканин находит точный образ этой невесомой цепкости. Человек свиты. Человек тёртый, мятый, опытный, занимающий какое-то там «надцатое» место в «команде» начальника, отрабатывающий это место…Да, из-за пустого вроде бы места в этой новой реальности идёт борьба…Пустым местом, оказывается, можно кормиться, им можно жить, оно наполняется бытийной тяжестью – место в гигантской структуре, возведённой человеком в пустоте…Человек слабый безропотно отдаётся потоку» (Аннинский Л. Структура лабиринта. – В книге : Маканин В. Избранное. Рассказы и повесть. – М., 1987, с.11-12).

Митя – «человек середины». Главный герой повести, Родионцев, и является таким «серединным» человеком. Образ Мити создаётся на контрасте двух словесных рядов: «свита» и «человек».
Слайд 24

Митя – «человек середины»

Главный герой повести, Родионцев, и является таким «серединным» человеком. Образ Мити создаётся на контрасте двух словесных рядов: «свита» и «человек».

Словесный ряд «Митя – работник свиты». «Ему нужны были именно тепло и солнечность той приёмной, хотя бы крохотное, но значение», «гнущийся позвоночник», «полноценный работник свиты», «деловой человек», «лицом ещё светлый и свитский», «иллюзия знания той жизни», «он значил лишь в свите», «нашли на мо
Слайд 25

Словесный ряд «Митя – работник свиты»

«Ему нужны были именно тепло и солнечность той приёмной, хотя бы крохотное, но значение», «гнущийся позвоночник», «полноценный работник свиты», «деловой человек», «лицом ещё светлый и свитский», «иллюзия знания той жизни», «он значил лишь в свите», «нашли на моё место более юного», «человек конченый, отстрелянный патрон», «шестерит, суетится», «было солнечное местечко», «всю жизнь был аккуратен и осмотрителен».

Жизнь свиты. Жизнь свиты – это жизнь людей с «гнущимся позвоночником», людей, не способных на собственные волевые решения. Отстранённый Родионцев и сам понимает незавидность своей роли в свите, называет себя не только «референтом», но и «шутом», «увеселителем», «массовиком-затейником».
Слайд 26

Жизнь свиты

Жизнь свиты – это жизнь людей с «гнущимся позвоночником», людей, не способных на собственные волевые решения. Отстранённый Родионцев и сам понимает незавидность своей роли в свите, называет себя не только «референтом», но и «шутом», «увеселителем», «массовиком-затейником».

Митя – человек свиты. Цитата. «Не в силах справиться с обстоятельствами и Митя Родионцев…хотя его ситуация представляется трагикомической, а не драматической: Митю «удалили» из свиты директора…Родионцев (и другие герои) написаны Маканиным как подчиняющиеся быстрому течению «реки жизни» (позитивному
Слайд 27

Митя – человек свиты. Цитата.

«Не в силах справиться с обстоятельствами и Митя Родионцев…хотя его ситуация представляется трагикомической, а не драматической: Митю «удалили» из свиты директора…Родионцев (и другие герои) написаны Маканиным как подчиняющиеся быстрому течению «реки жизни» (позитивному для «везунчиков», негативному для «невезучих»)…» (Иванова Н. Точка зрения. О прозе последних лет. – М., 1988, с.220).

Словесный ряд «Родионцев – человек». «Моложавый мужчина, поджарый и быстрый для своих сорока лет», «он жил и жил», «никто его поймёт», «этим ли заниматься в сорок лет», «ему хочется поговорить по душам, но не с кем», «впервые Родионцев сам по себе, свободен», «я увидел, что я ничто и ноль», «а в ито
Слайд 28

Словесный ряд «Родионцев – человек»

«Моложавый мужчина, поджарый и быстрый для своих сорока лет», «он жил и жил», «никто его поймёт», «этим ли заниматься в сорок лет», «ему хочется поговорить по душам, но не с кем», «впервые Родионцев сам по себе, свободен», «я увидел, что я ничто и ноль», «а в итоге вспомнить мне нечего, а поезд ушёл», «я сбился»(3 раза), «мог бы и я прожить другую жизнь – совсем другую», «я человек», «тебе пойти некуда», «гулял как хотел»,»меня любили , а теперь не любят», «теперь сами по себе», «свободны», «свободен от свиты – это же замечательная мысль».

Человек. Родионцев мучительно осознаёт, что он сбился, что он человек, что он свободен. Это ему помогают понять молчаливые мужики в ресторане, пьяный юноша на улице, незнакомая женщина. В финале Митя – человек.
Слайд 29

Человек

Родионцев мучительно осознаёт, что он сбился, что он человек, что он свободен. Это ему помогают понять молчаливые мужики в ресторане, пьяный юноша на улице, незнакомая женщина. В финале Митя – человек.

Пробуждение человека. Цитата. «Переживая эту внутреннюю драму (а Маканин не опускается до иронии над своим «маленьким человеком»), Родионцев отдаляется от власти самотечности, начинает понимать её обесчеловечивающую силу и постепенно приходит к ощущению свободы как ценности…Собственно, весь рассказ
Слайд 30

Пробуждение человека. Цитата.

«Переживая эту внутреннюю драму (а Маканин не опускается до иронии над своим «маленьким человеком»), Родионцев отдаляется от власти самотечности, начинает понимать её обесчеловечивающую силу и постепенно приходит к ощущению свободы как ценности…Собственно, весь рассказ «Человек свиты» оказывается о том, как трудно пробуждается в человеке «самотечности» инстинкт свободы» (Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950 – 1990-е годы. В 2-х т. – М., 2006, т.2, с.628).

Словесный ряд разговорно – просторечной лексики. «Пригорюнились», «помаешься», «хорохорился», «лодырь», «стряпня», «кличет», «ляпнул», «замухрышка», «шляешься», «вынюхать», «идиот», «болван», «ублажить старуху», «тряпка», «заморыш», «толстуха», «шестерит», «поклянчь», «дурак».
Слайд 31

Словесный ряд разговорно – просторечной лексики

«Пригорюнились», «помаешься», «хорохорился», «лодырь», «стряпня», «кличет», «ляпнул», «замухрышка», «шляешься», «вынюхать», «идиот», «болван», «ублажить старуху», «тряпка», «заморыш», «толстуха», «шестерит», «поклянчь», «дурак».

Словесный ряд фразеологизмов. «Быть начеку», «кипели страсти», «ставит крест», «лишь бы с плеч», «по амурной части», «с глаз долой», «мальчик на побегушках», «солнечное местечко», «песня спета», «дать отставку», «не валяй дурака», «поезд ушёл», «прошедшая огонь, воду и трубы».
Слайд 32

Словесный ряд фразеологизмов

«Быть начеку», «кипели страсти», «ставит крест», «лишь бы с плеч», «по амурной части», «с глаз долой», «мальчик на побегушках», «солнечное местечко», «песня спета», «дать отставку», «не валяй дурака», «поезд ушёл», «прошедшая огонь, воду и трубы».

Ряд слов с уменьшительно – ласкательными или уничижительными суффиксами. «Чистенький», «пансионатик», «корочка», «дельце», «винцо», «молоденькая», «басок», «букетик», «простенькая», «старушка», «пьяненький», «человечек», «гномик», «голубенькие глазки»,»дурачок», «графинчик», «должностишка».
Слайд 33

Ряд слов с уменьшительно – ласкательными или уничижительными суффиксами

«Чистенький», «пансионатик», «корочка», «дельце», «винцо», «молоденькая», «басок», «букетик», «простенькая», «старушка», «пьяненький», «человечек», «гномик», «голубенькие глазки»,»дурачок», «графинчик», «должностишка».

Словесный ряд книжной лексики. «Покорился», «не ропщет», »покорность», «алчный», «вечность», «скорбный», «в опале», «боготворила», «славословия», «прозябатель», «мольбы», «судьба», «бдение», «сильные мира», «труды праведные», «величавая», «богиня», »призовут».
Слайд 34

Словесный ряд книжной лексики

«Покорился», «не ропщет», »покорность», «алчный», «вечность», «скорбный», «в опале», «боготворила», «славословия», «прозябатель», «мольбы», «судьба», «бдение», «сильные мира», «труды праведные», «величавая», «богиня», »призовут».

Антитеза. В ткани произведения выделяется словесный ряд разговорно – просторечной лексики. Также можно обнаружить и словесный ряд фразеологизмов. Заметен ряд слов с уменьшительно – ласкательными или уничижительными суффиксами. Им противопоставлен словесный ряд книжной лексики. Эта антитеза и придаёт
Слайд 35

Антитеза.

В ткани произведения выделяется словесный ряд разговорно – просторечной лексики. Также можно обнаружить и словесный ряд фразеологизмов. Заметен ряд слов с уменьшительно – ласкательными или уничижительными суффиксами. Им противопоставлен словесный ряд книжной лексики. Эта антитеза и придаёт трагикомический оттенок повести.

Тезис. Вывод. Таким образом, анализ языковой композиции подтвердил наш тезис. В повести действительно два ключевых понятия: «свита» и «человек». Автор использует противопоставление и повтор в качестве композиционных приёмов. Ирония создаётся противопоставлением книжного словесного ряда и разговорно
Слайд 36

Тезис. Вывод.

Таким образом, анализ языковой композиции подтвердил наш тезис. В повести действительно два ключевых понятия: «свита» и «человек». Автор использует противопоставление и повтор в качестве композиционных приёмов. Ирония создаётся противопоставлением книжного словесного ряда и разговорно – просторечного, ряда слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами и уменьшительно – уничижительными. Писатель тонко насмехается над всеми героями, кроме Родионцева. Это мы выяснили с помощью анализа словесных рядов.

Он – человек. Цитата. «Я знаю: ничто не меняется к лучшему в духовном составе героя…Я знаю, что серединный человек не становится при этом ни выше, ни лучше, ни счастливее. Я только чувствую мгновенным уколом боли, что он – человек. И мне достаточно» (Аннинский Л. Структура лабиринта. – В книге: Мака
Слайд 37

Он – человек. Цитата.

«Я знаю: ничто не меняется к лучшему в духовном составе героя…Я знаю, что серединный человек не становится при этом ни выше, ни лучше, ни счастливее. Я только чувствую мгновенным уколом боли, что он – человек. И мне достаточно» (Аннинский Л. Структура лабиринта. – В книге: Маканин В. Избранное. – М., 1987, с.18).

Список похожих презентаций

Человек читающий – человек успешный

Человек читающий – человек успешный

«Посредством книги я проживаю тысячу жизней, оставаясь самим собой». К.С.Льюис. Потребность к чтению относится к высшей потребности человека. Чем ...
Человек, который смеется

Человек, который смеется

Викто́р Мари́ Гюго́ (1802-1885)- ярчайший представитель драматургии 18 столетия, французский писатель, глава и теоретик романтизма в Франции, а так ...
Человек и природа в творчестве В.Н. Федорова (на примере работы с повестью "Звезда голуболикой Жаннет")

Человек и природа в творчестве В.Н. Федорова (на примере работы с повестью "Звезда голуболикой Жаннет")

Владимир Николаевич Федоров 31.03.1951. Русский поэт, прозаик, переводчик, драматург, журналист, член Союза писателей России, член Союза журналистов ...
Человек и природа в художественной литературе

Человек и природа в художественной литературе

Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики, На камнях играющего краба, Над пустыней ...
Человек и вещь в повести «Шинель»  Н.В. Гоголь

Человек и вещь в повести «Шинель» Н.В. Гоголь

Цели урока. Познакомить детей с темой «маленького человека» в русской литературе; Научить детей осознавать художественное произведение, выражать свои ...
Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX веков

Человек и природа в прозе русских писателей XIX-XX веков

Не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей. В общий социально-философский ...
Похождение Воланда и его свиты

Похождение Воланда и его свиты

Воланд. Воланд - персонаж романа Мастер и Маргарита возглавляющий мир потусторонних сил Воланд – это дьявол сатана князь тьмы дух зла и ...
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» история создания, жанр и композиция

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» история создания, жанр и композиция

Создание романа. 1928 - 1-я и 2-я книга 1929 – 1932 - 3-я книга 1937 – 1940 - 4-я книга Государственная премия (1941) Нобелевская премия (1965). Одно ...
Подготовка к сочинению "Человек и природа"

Подготовка к сочинению "Человек и природа"

1. Вступление. Как рассматривается тема природы в русской литературе? - это действующее лицо, а не фон к происходящему - натурфилософия ( не просто ...
Подготовка к сочинению в форме эссе "Человек и война"

Подготовка к сочинению в форме эссе "Человек и война"

Лицо войны Картина Сальвадора Дали «Лицо войны» написана в 1941 году. Похожая на череп голова, окруженная длинными шипящими змеями, имеет в каждом ...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Сталинградской битве

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Сталинградской битве

«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ». Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной и второй мировой войнах. В 1942 году ...
Литературно-музыкальная композиция «К 70-летию Великой Победы»

Литературно-музыкальная композиция «К 70-летию Великой Победы»

. Т. Лаврова 22 июня. Александр Твардовский Рассказ танкиста. Р. Казакова На фотографии в газете. Д. Чибисов Вечный огонь. Памятник Матери в городе ...
Литературно-музыкальная композиция

Литературно-музыкальная композиция

Кайсаров А.С. Суворов А.В. Жуковский В.А. Раевский Н.Н. Кутузов М.И. Вяземский П.А. Грибоедов А.С. Рылеев К.Ф. Крылов И.А. Давыдов Д.В. . . . . . ...
Астафьев "Васюткино озеро": Человек и природа, или уроки мудрости и доброты

Астафьев "Васюткино озеро": Человек и природа, или уроки мудрости и доброты

Цели урока:. Обучающие: формировать умение анализа художественного произведения, формирование внимания к тексту; Развивающие: Развивать навыки групповой ...
«Слова о полку Игореве» - композиция и сюжет

«Слова о полку Игореве» - композиция и сюжет

ПЛАН УРОКА:. 2. Составление плана событий по летописи. 3. Беседа по содержанию «Слова о полку Игореве» и составление плана композиции. 4. Лексическая ...

Конспекты

Человек создан для счастья...

Человек создан для счастья...

. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов п. Восточный ...
Человек славен трудом

Человек славен трудом

Конспект урока чтения во 2-м классе по теме "Человек славен трудом"Щербакова Вера Юрьевнаучитель ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы ст-цы Темиргоевской ...
Человек создан для счастья...

Человек создан для счастья...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Основная общеобразовательная школа № 5 г. Петровска Саратовской области». Мастер-класс ...
Человек сильнее всякой нечистой силы

Человек сильнее всякой нечистой силы

«Человек сильнее всякой нечистой силы». Урок русской словесности в 7 классе . Учитель Фисюк В.С. . . Школа № 9. Рекламный заголовок . « Человек ...
Человек сильнее всякой нечистой силы

Человек сильнее всякой нечистой силы

Министерство Образования Республики Казахстан. «ГУ Средняя школа № 9». Урок русской словесности в 7 классе. «Человек сильнее всякой нечистой ...
Человек стихии и интуиции

Человек стихии и интуиции

Урок №1. «Человек стихии и интуиции». Жизненный и творческий путь А. И.Куприна. Тема урока. : «Человек стихии и интуиции». . Жизненный и творческий ...
Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина

Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина

Внеклассная работа по творчеству Пушкина. «Литературно – музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина». «Великим быть желаю….». ...
Человек на часах

Человек на часах

Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах». «Любите добро ради самого добра». Тип урока: совместное изучение произведения ...
Человек на часах

Человек на часах

"Утверждаю". Заместитель директора СПБ КК МО РФ. по учебной работе. _____________ С.Б. Матюк. Открытый урок по литературе в 6 «б» классе. ...
Человек и природа в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо

Человек и природа в повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо

Урок внеклассного чтения. . по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Тема урока: «Человек и природа в повести. . Г. Троепольского ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.