- А.А. Фет Тополь Композиционный анализ поэтического текста

Презентация "А.А. Фет Тополь Композиционный анализ поэтического текста" по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Слайд 46
Слайд 47
Слайд 48
Слайд 49
Слайд 50
Слайд 51
Слайд 52
Слайд 53
Слайд 54

Презентацию на тему "А.А. Фет Тополь Композиционный анализ поэтического текста" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 54 слайд(ов).

Слайды презентации

А.А.Фет «Тополь». Композиционный анализ поэтического текста. Урок литературы в 10 классе
Слайд 1

А.А.Фет «Тополь». Композиционный анализ поэтического текста.

Урок литературы в 10 классе

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец
Слайд 2

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец

«Тополь». Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг; Последний лист разметан под ногами, Последний лучезарный день потух. Лишь ты один над мертвыми степями Таишь, мой тополь, смертный свой недуг И, трепеща по-прежнему листами, О вешних днях лепечешь мне как друг.
Слайд 3

«Тополь»

Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг; Последний лист разметан под ногами, Последний лучезарный день потух. Лишь ты один над мертвыми степями Таишь, мой тополь, смертный свой недуг И, трепеща по-прежнему листами, О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С подъятыми ты к небесам ветвями Стоишь один и помнишь теплый юг. 1859г.
Слайд 4

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С подъятыми ты к небесам ветвями Стоишь один и помнишь теплый юг. 1859г.

Содержание. Дидактический материал. Задание – 1. Ритмический рисунок текста. Задание – 2. Анализ композиции. Задание – 3. Художественные образы. Задание – 4. Анализ языковых уровней текста. Задание – 5. Тропы и фигуры. Задание – 6. Тема и идея. Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов». Задание – 8.
Слайд 5

Содержание

Дидактический материал. Задание – 1. Ритмический рисунок текста. Задание – 2. Анализ композиции. Задание – 3. Художественные образы. Задание – 4. Анализ языковых уровней текста. Задание – 5. Тропы и фигуры. Задание – 6. Тема и идея. Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов». Задание – 8. Ритм и смысл текста. Вывод. Литература.

Схема анализа поэтического текста. Ритмический рисунок (организация) Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа (последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек. Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе.
Слайд 6

Схема анализа поэтического текста

Ритмический рисунок (организация) Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа (последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек. Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе. Композиция поэтического текста Строфы и стихи. Микротема каждой части. Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды. Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж. Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы. Художественные образы и мотивы Лирический герой.

Художественное время и пространство Языковые уровни текста Фонетический уровень. Звукопись. Аллитерация на …… (согласные). Ассонанс на …. . (гласные). Морфемный уровень. Роль морфем. Лексический уровень. Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись. М
Слайд 7

Художественное время и пространство Языковые уровни текста Фонетический уровень. Звукопись. Аллитерация на …… (согласные). Ассонанс на …. . (гласные). Морфемный уровень. Роль морфем. Лексический уровень. Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись. Морфологический уровень. Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность). Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов. Роль знаков препинания. Фигуры. Языковые средства художественной изобразительности Тропы и фигуры. Тема и идея текста Связь ритма с содержанием текста

Карточка – помощница. Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)…. . Константа на …. ., анакруза …. . придают ритму стройность. Чередование …. . клаузул, …. . строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал строфы создается мужским окончанием. (Мягкий …. .
Слайд 8

Карточка – помощница

Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)…. . Константа на …. ., анакруза …. . придают ритму стройность. Чередование …. . клаузул, …. . строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал строфы создается мужским окончанием. (Мягкий …. . создается …. . окончанием). Ощущение твердости возникает за счет короткого стиха. Образ …. . создают слова …. . Словесный ряд …. . вызывает ощущение (ассоциации) …. . Композиция строится на …. словесных рядов. Автор использует композиционные приемы …. .

3. Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. . 4. Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. . 5. Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. . 6. Троп …. . и
Слайд 9

3. Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. . 4. Аллитерация на …. . создает ощущение …. . Ассонанс на …. . вызывает ассоциации …. . 5. Повторы слов …. . усиливают (подчеркивают) …. . Противопоставление слов …. . создает …. . На всех языковых уровнях мы обнаружили прием …. . 6. Троп …. . используется с целью …. . Троп …. . вызывает ощущение …. . 7. Название …. . становится символом (метафорой) …. . Анализ текста вывел нас к …. . позиции. С точки зрения поэта, …. .

«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд). Внешний сюжет Фантастика и реальность Природа и человек Мир и человек Человек
Слайд 10

«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд)

Внешний сюжет Фантастика и реальность Природа и человек Мир и человек Человек

Тропы. Эпитет Сравнение Аллегория Перифраза Эвфемизм Метафора Метонимия Ирония Сарказм Гипербола Олицетворение Синекдоха Литота Символ
Слайд 11

Тропы

Эпитет Сравнение Аллегория Перифраза Эвфемизм Метафора Метонимия Ирония Сарказм Гипербола Олицетворение Синекдоха Литота Символ

Фигуры. Анафора Антитеза Градация Оксюморон Острота Параллелизм Повторение Риторический вопрос (восклицание, обращение) Умолчание Эллипсис Эпифора Инверсия
Слайд 12

Фигуры

Анафора Антитеза Градация Оксюморон Острота Параллелизм Повторение Риторический вопрос (восклицание, обращение) Умолчание Эллипсис Эпифора Инверсия

Задание - 1. Определим ритмический рисунок текста Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все строфы). Класс скандирует вслух. Фронтальная работа. Характеристика ритмического рисунка. Сделайте вывод.
Слайд 13

Задание - 1

Определим ритмический рисунок текста Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все строфы). Класс скандирует вслух. Фронтальная работа. Характеристика ритмического рисунка. Сделайте вывод.

Ритмический рисунок. Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая
Слайд 14

Ритмический рисунок

Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная. Рифмовка в строфе перекрестная. В стихотворении 3 строфы по 4 стиха.

Вывод. Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы тве
Слайд 15

Вывод

Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.

Задание - 2. Приступим к анализу композиции Какова микротема каждой строфы? Найдем ключевые слова. Проанализируем сильные позиции текста. Проанализируем языковую композицию.
Слайд 16

Задание - 2

Приступим к анализу композиции Какова микротема каждой строфы? Найдем ключевые слова. Проанализируем сильные позиции текста. Проанализируем языковую композицию.

Микротемы. 1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (“С унынием в душе гляжу вокруг”). 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (“Лишь ты один над мертвыми степями”). 3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (“Стоишь один и помнишь те
Слайд 17

Микротемы

1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (“С унынием в душе гляжу вокруг”). 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (“Лишь ты один над мертвыми степями”). 3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (“Стоишь один и помнишь теплый юг”).

Ключевые слова. Это будут “тополь”, “осень”.
Слайд 18

Ключевые слова

Это будут “тополь”, “осень”.

Сильные позиции. Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название “Тополь” - символ ст
Слайд 19

Сильные позиции

Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название “Тополь” - символ стойкости, мужества, веры.

Языковая композиция. Построим словесные тематические ряды Работа в парах. Какие слова создают образ тополя? Какие слова создают образ осени? Сравним два этих ряда. Сделайте вывод.
Слайд 20

Языковая композиция

Построим словесные тематические ряды Работа в парах. Какие слова создают образ тополя? Какие слова создают образ осени? Сравним два этих ряда. Сделайте вывод.

Образ тополя. Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по-прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг.
Слайд 21

Образ тополя

Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по-прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг.

Образ осени. Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух.
Слайд 22

Образ осени

Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух.

Сравним. Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами”, “с унынием в душе”) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усилен
Слайд 23

Сравним

Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (“унылыми глазами”, “с унынием в душе”) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.

Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления.
Слайд 24

Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления.

Задание - 3. Художественные образы Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя и осени по строфам. Сделайте вывод.
Слайд 25

Задание - 3

Художественные образы Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя и осени по строфам. Сделайте вывод.

Художественные образы. В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности (“последний лист”, “последний день”). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость
Слайд 26

Художественные образы

В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности (“последний лист”, “последний день”). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя, который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени.

Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.
Слайд 27

Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.

Задание - 4. Анализ языковых уровней текста Фонетический уровень. Морфемный уровень. Лексический уровень. Морфологический уровень. Синтаксический уровень. Сделайте вывод.
Слайд 28

Задание - 4

Анализ языковых уровней текста Фонетический уровень. Морфемный уровень. Лексический уровень. Морфологический уровень. Синтаксический уровень. Сделайте вывод.

Фонетический уровень. Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись.
Слайд 29

Фонетический уровень

Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись.

В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах.
Слайд 30

В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста.

Морфемный уровень. Найдите в тексте сложные слова. Какова их роль?
Слайд 31

Морфемный уровень

Найдите в тексте сложные слова. Какова их роль?

Сложные слова. Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.
Слайд 32

Сложные слова

Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.

Лексический уровень. Найдем повторяющиеся слова. Какова роль повтора? Работа в парах.
Слайд 33

Лексический уровень

Найдем повторяющиеся слова. Какова роль повтора? Работа в парах.

В 1 строфе “унылыми”, “унынием”, т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово “последний” два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. “Один” во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфе “мрачней”, “мрачнее” нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе день
Слайд 34

В 1 строфе “унылыми”, “унынием”, т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово “последний” два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. “Один” во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфе “мрачней”, “мрачнее” нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе день “лучезарный”, во 2 строфе дни “вешние”, в 3 строфе дни “мрачные” - так создается контраст.

Морфологический уровень. Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает? 1 ряд – имя существительное и личные местоимения, 2 ряд – имя прилагательное, причастие, 3 ряд – глаголы, деепричастия .
Слайд 35

Морфологический уровень

Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает? 1 ряд – имя существительное и личные местоимения, 2 ряд – имя прилагательное, причастие, 3 ряд – глаголы, деепричастия .

Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и причастиям (15). Они создают предметность и описательность т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение “ты” создает диалогичность. Глаголы, деепричастия (8 слов).
Слайд 36

Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и причастиям (15). Они создают предметность и описательность т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение “ты” создает диалогичность. Глаголы, деепричастия (8 слов).

Синтаксический уровень. Охарактеризуем каждое предложение. Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во 2 и 3 строфах? Почему во 2 предложении используется точка с запятой? Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой?
Слайд 37

Синтаксический уровень

Охарактеризуем каждое предложение. Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во 2 и 3 строфах? Почему во 2 предложении используется точка с запятой? Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой?

В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное.
Слайд 38

В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное.

В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического героя.
Слайд 39

В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического героя.

Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.
Слайд 40

Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.

Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны.
Слайд 41

Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны.

Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.
Слайд 42

Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.

Задание - 5. Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры Какова их роль? Групповая работа. Сделайте вывод.
Слайд 43

Задание - 5

Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры Какова их роль? Групповая работа. Сделайте вывод.

Тропы и фигуры. Олицетворения. “Сады молчат”, тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь”. “Молчат” и “лепечешь” - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях. “Тлетворный дух” осени – страшное существо, губящее все живое. Инверсия. Необычное синтаксическое пос
Слайд 44

Тропы и фигуры

Олицетворения. “Сады молчат”, тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь”. “Молчат” и “лепечешь” - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях. “Тлетворный дух” осени – страшное существо, губящее все живое. Инверсия. Необычное синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на читателя. Символ. Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости. Анафора. В 1 строфе повтор слова “последний” создает трагическое ощущение.

Эпитеты. Глаза “унылые” - безнадежность, тоска. “Последний” лист – он еще был живым. “Последний” день – конец жизни, “лучезарный” день – солнечный, яркий, живой. “Мертвые” степи – безжизненные, “смертный свой” недуг – ведущий к смерти, ужасу, “вешние” дни – весенние, прекрасные, живые, “мрачные” дни
Слайд 45

Эпитеты. Глаза “унылые” - безнадежность, тоска. “Последний” лист – он еще был живым. “Последний” день – конец жизни, “лучезарный” день – солнечный, яркий, живой. “Мертвые” степи – безжизненные, “смертный свой” недуг – ведущий к смерти, ужасу, “вешние” дни – весенние, прекрасные, живые, “мрачные” дни – тоскливые, унылые, “тлетворный” дух осени – смертельный. Сравнение. Тополь “как друг” - надежность, верность. Метафоры. Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.

Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.
Слайд 46

Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.

Задание - 6. Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пу
Слайд 47

Задание - 6

Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (“смертный недуг”), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (“мой тополь”, “как друг”).

Тема и идея. Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно
Слайд 48

Тема и идея

Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист “под ногами”, а тополь “над мертвыми степями”, “с подъятыми к небесам ветвями”. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.

Задание - 7. Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов” 1. Внешний сюжет. Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть. 2. Фантастика и реальность. Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно
Слайд 49

Задание - 7

Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов” 1. Внешний сюжет. Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть. 2. Фантастика и реальность. Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.

«Вверх по лестнице смыслов». 3. Природа и человек. Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду. 4. Мир и человек. Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях. 5. Человек. Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Н
Слайд 50

«Вверх по лестнице смыслов»

3. Природа и человек. Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду. 4. Мир и человек. Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях. 5. Человек. Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.

Задание - 8. Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста? Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и
Слайд 51

Задание - 8

Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста? Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.

Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.
Слайд 52

Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.

Литература. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988 Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970 Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998 Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997 Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
Слайд 53

Литература

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988 Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970 Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998 Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997 Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002

Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001 Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994 Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11 Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11 Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982 Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000
Слайд 54

Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001 Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994 Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11 Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11 Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982 Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000

Список похожих презентаций

Лингвостилистический анализ поэтического текста. Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник».

Лингвостилистический анализ поэтического текста. Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (21 августа 1836г., при жизни поэта не опубликовано). Автопортрет. 1835-36 (?). Впервые стихотворение опубликовано ...
Особенности поэтического мира А.А.Фета

Особенности поэтического мира А.А.Фета

А. А. Фет (1820-1892гг.). …Крылья растут у каких-то воздушных стремлений…. И.И.Левитан Весна . Большая вода. Первый ландыш. О первый ландыш! Из-под ...
Анализ поэтического текста

Анализ поэтического текста

Методические цели проекта:. научить гимназистов проводить исследования в области литературоведения; научить учащихся оформлять собранную информацию; ...
Поэт-пейзажист А.А. Фет

Поэт-пейзажист А.А. Фет

Цель урока. познакомить с жизнью и творчеством А.А. Фета; пробудить интерес к поэзии А. А. Фета; помочь понять настроение и чувства поэта; показать ...
Основные методические процедуры анализа и правки текста

Основные методические процедуры анализа и правки текста

ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ РАБОТЫ РЕДАКТОРА. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА: ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ И ПРИЕМЫ. РЕДАКТИРОВАНИЕ (лат. redactus – приведенный в порядок) – обработка ...
Сравнительный анализ поэтических произведений Ф.И Тютчев - А.Фет

Сравнительный анализ поэтических произведений Ф.И Тютчев - А.Фет

У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер. Береза застенчива и нежна, дуб могуч, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен, наряден, ...
Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Кто наш герой? Его фамилия имеет отношение к деревянной печной кочерге. Его предки, по семейному преданию, были выходцами с уральских заводов. Его ...
Особенности поэзии А.А Фета

Особенности поэзии А.А Фета

Цель. Познакомить с особенностями лирики А.А.Фета Проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850). 1820 - 1892. Поэзия Фета ограничена ...
Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения

Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения

Методика работы с текстом. Позор. (1)Какое это мучительное чувство: испытывать Позор за свою Родину. (2) В чьих Она равнодушных или скользких руках, ...
Лингвистический анализ текста на уроках русского языка

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка

Что такое «лингвистический анализ текста» ? Лингвистический анализ текста - это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы ...
Анализ языковых особенностей текста современной прозы

Анализ языковых особенностей текста современной прозы

«В списках не значился». Автор книги Борис Львович Васильев. Борис Львович Васильев – талантливый писатель, знающий о войне не понаслышке. Он прошёл ...
"Вечер" А.А. Фет

"Вечер" А.А. Фет

Прозвучало над ясной рекою,. Прозвенело в померкшем лугу,. Прокатилось над рощей немою,. Засветилось на том берегу. Далеко в полумраке, луками Убегает ...
«Летний вечер» А.А. Блок - анализ

«Летний вечер» А.А. Блок - анализ

Александр Блок. « О, я хочу безумно жить: Всё сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить» Александр Блок 5 февраля 1914 ...
Анализ текста при подготовке к ЕГЭ

Анализ текста при подготовке к ЕГЭ

Цель:. Попытаться найти ответы на наши вопросы в тексте В. Астафьева. Применяя технологию развития критического мышления, подготовиться к написанию ...
Имманетный анализ текста

Имманетный анализ текста

Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая ...
Биография А.А. Фет

Биография А.А. Фет

«…ну скажи ради бога и всех ангелов его, и всех чертей его, откуда у тебя берутся такие елейно – чистые, такие возвышенно - идеальные юношески – благоговейные ...
Афанасий Фет

Афанасий Фет

Детство. Афанасий Фет родился в Новоселках – небольшом имении, расположенном в Мценском уезде Орловской губернии. Его родной отец – Иоганн Петр Вильгельм ...
Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет

План. 1.Биография. 2.Семья. 3.Творчество. 4.Поэзия. 5.Стихотворение «Чудная картина». 6. Стихотворение «Бабочка». 7. Стихотворение «Буря». Биография. ...
«Ионыч» А.П. Чехов - анализ

«Ионыч» А.П. Чехов - анализ

Анто́н Па́влович Че́хов (17 (29) января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 (15) июля 1904, Баденвайлер) — ...
Фет Афанасий Афанасьевич

Фет Афанасий Афанасьевич

Біографія. Афанасій Афанасійович Фет народився 23 листопада [5 грудня] 1820 р. в садибі Новоселки, Мценського повіту, Орловської губернії. Батько ...

Конспекты

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета «Два проявленья стихии одной…

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета «Два проявленья стихии одной…

Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школы п. Сланцевый Рудник». Озинского района Саратовской области. ...
Поэтический мир Ивана Бунина. Обучение анализу лирического текста

Поэтический мир Ивана Бунина. Обучение анализу лирического текста

Тема урока. Поэтический мир Ивана Бунина. Обучение анализу лирического текста. …только небо – только радость. я целый век в душе носил. . . ...
Лирика Бориса Леонидовича Пастернака. Анализ стихотворного текста

Лирика Бориса Леонидовича Пастернака. Анализ стихотворного текста

. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. . «Средняя общеобразовательная школа № 2». г. Покров. . Петушинского района Владимирской ...
Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро

Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро

Урок литературы в 6 классе по теме:. «Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Цели и задачи. :. 1.Уточнение, закрепление и приведение ...
Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка

Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка

Урок по теме. Интерпретация поэтического текста. Восприятие, истолкование, оценка. Познавательный аспект:. повторить знания о поэтической ...
Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи

Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи

. Якушина Татьяна Анатольевна Шведкова Людмила Александровна. МОУ «Начальная общеобразовательная школа №2» г. Кемерово. . . . Интегрированный ...
Сравнительный анализ сказок разных народов

Сравнительный анализ сказок разных народов

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ. Несветайло Ирина Владимировна. Учитель начальных классов. МБОУ «БСОШ №1 им. А.М.Рудого. Тема урока: ...
Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка

Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка

Урок по литературному чтению в 3 классе (УМК «ПНШ»). Учитель начальных классов МОУ «ВСОШ» : Е.В. Миронова. Тема урока:. « Сравнительный анализ сказок ...
Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок

Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ВРАЗВИТИИ ...
Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка

Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка

Класс:.  . 3 «А» Предмет - русский язык Дата: 22 декабря Урок:. . Тема:. . Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.