- «Серебряный век» русской поэзии. Символизм

Презентация "«Серебряный век» русской поэзии. Символизм" по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17

Презентацию на тему "«Серебряный век» русской поэзии. Символизм" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Серебряный век» русской поэзии. Символизм. Творчество В.Я.Брюсова. автор: Рогожникова Надежда Викторовна место работы: МОУ Лицей «Созвездие» №131 г. о. Самара должность :учитель русского языка и литературы
Слайд 1

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Серебряный век» русской поэзии. Символизм. Творчество В.Я.Брюсова.

автор: Рогожникова Надежда Викторовна место работы: МОУ Лицей «Созвездие» №131 г. о. Самара должность :учитель русского языка и литературы

Валерий Яковлевич БРЮСОВ. (1873 - 1924)
Слайд 2

Валерий Яковлевич БРЮСОВ

(1873 - 1924)

Мне помнятся и книги эти, Как в полусне недавний день; Мы были дерзки, были дети, Нам все казалось в ярком свете... Теперь в душе и тишь и тень. Далеко первая ступень. Пять беглых лет - как пять столетий. В.Я.Брюсов 1900. Русские символисты. Символизм как явление в литературе и искусстве впервые поя
Слайд 3

Мне помнятся и книги эти, Как в полусне недавний день; Мы были дерзки, были дети, Нам все казалось в ярком свете... Теперь в душе и тишь и тень. Далеко первая ступень. Пять беглых лет - как пять столетий. В.Я.Брюсов 1900

Русские символисты

Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы. Русских символистов объединяло недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая — есть ложь» — стих русского поэта Фёдора Тютчева — предшественника русского символизма.

Символизм - одна из влиятельных литературных группировок на рубеже XIX и XX вв. В отличие от петербургской группы так называемых старших символистов (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Сологуб), склонных к пессимизму, разочарованию и безысходности, московская группа «младших» символистов, оформившаяся
Слайд 4

Символизм - одна из влиятельных литературных группировок на рубеже XIX и XX вв. В отличие от петербургской группы так называемых старших символистов (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Сологуб), склонных к пессимизму, разочарованию и безысходности, московская группа «младших» символистов, оформившаяся в первое десятилетие XX в. (К.Д. Бальмонт, Андрей Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, В.Я. Брюсов, Эллис и др.), отличалась динамично-ярким мироощущением, ритмической энергией письма, охотно оперировала знаками-символами светлых предзнаменований («солнце», «зори» и т.п.) и ожидания благих исторических перемен. Символисты основали ряд издательств («Скорпион» с альманахами «Северные цветы», «Гриф», «Мусагет»), выпускали журналы «Весы» (1904—09), «Золотое руно».

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Особо
Слайд 5

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов.

Детство и юность В.я.Брюсова

Учился в гимназии известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки.

К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появи
Слайд 6

К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», — вспоминает Брюсов

В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с 1894 по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов. В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова.

Вхождение в литературу

Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине…. Окончив в 1899 году университет, Брюсов це
Слайд 7

Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы: Тень несозданных созданий Колыхается во сне Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонкозвучной тишине…

Окончив в 1899 году университет, Брюсов целиком посвятил себя литературе. Несколько лет он проработал в журнале П. И. Бартенева «Русский архив». Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности — с К. Д. Бальмонтом, стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения (характерные стихотворения — «В дни запустений» (1899), «Словно нездешние тени» (1900)) нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году; Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы:
Слайд 8

Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения (характерные стихотворения — «В дни запустений» (1899), «Словно нездешние тени» (1900)) нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году; Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы: всё чаще поэт обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной»

Темы и настроения в творчестве

«Давно ушел я в мир, где думы, Давно познал нездешний свет. Мне странны красочные шумы, Страстям — в душе ответа нет. Могу я медлить миг мгновенный, Но ввысь иду одной тропой. Кто мне шепнул о жизни пленной? Моя звезда! я только твой» 25 января 1900

Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов. Он пользовался большим авторитетом как с
Слайд 9

Организаторская роль Брюсова в русском символизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.). Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности — был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году, стал секретарём редакции).

Лидер символизма

Брюсов и революция. В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати; с 1918 по
Слайд 10

Брюсов и революция

В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати; с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе; в 1919 году Брюсов стал членом РКП(б).

Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова).

Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю»; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923) — в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только рус
Слайд 11

Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю»; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (например, стихотворения сборника «В такие дни» (1923) — в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами», изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту» — «не живи настоящим», «поклоняйся искусству».

Валерий Яковлевич жил в этом доме (Москва, Пр. Мира,30) в 1910—1924. Сейчас там литературный музей.

Позднее творчество

Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался один
Слайд 12

Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм». В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам»;

9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких (вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам — сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину) . Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоуб
Слайд 13

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»)

Основные черты творчества Брюсова

Гармодий Даров, В. И. А. К. К. К. Л. Р. Латник М. М. П. Маслов, В. А. Москвитянин НеллиПентаур. Р. Сбирко, Д. Созонтов, К. Спасский Товарищ Герман Турист Фукс, З. Ch. Enrico L. Псевдонимы Брюсова. При работе над сборниками «Русские символисты» (1894—1895) Брюсов использовал множество псевдонимов. Фу
Слайд 14

Гармодий Даров, В. И. А. К. К. К. Л. Р. Латник М. М. П. Маслов, В. А. Москвитянин НеллиПентаур

Р. Сбирко, Д. Созонтов, К. Спасский Товарищ Герман Турист Фукс, З. Ch. Enrico L.

Псевдонимы Брюсова

При работе над сборниками «Русские символисты» (1894—1895) Брюсов использовал множество псевдонимов. Функция псевдонима здесь состоит не в сокрытии подлинной фамилии автора, а в мистификации читателя.

1) Брат — А. Я. Брюсов — профессор искусствоведения, сотрудник Исторического музея, участник поисков Янтарной комнаты. 2) В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. 3) В начале 1910-х годов Валерий Брюсов, Вяч. Иванов, Андрей Белый
Слайд 15

1) Брат — А. Я. Брюсов — профессор искусствоведения, сотрудник Исторического музея, участник поисков Янтарной комнаты. 2) В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. 3) В начале 1910-х годов Валерий Брюсов, Вяч. Иванов, Андрей Белый и А. С. Петровский составили эфемерную масонскую ложу Люцифер, учреждённую «московским центром» и упразднённую сразу после основания за связь с антропософами.

Интересные факты

Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963
Слайд 16

Почтовая марка СССР из серии «Писатели нашей Родины», посвящённая В. Я. Брюсову, 1963

Список похожих презентаций

«Серебряный век» русской поэзии. Символизм

«Серебряный век» русской поэзии. Символизм

«Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов, обозначение эпохи взлёта поэтического ...
«Серебряный век» русской поэзии

«Серебряный век» русской поэзии

Поэтические направления и представители. Символизм Выражение идей посредством символов. Поэзия намёков, иносказаний. Валерий Брюсов Андрей Белый. ...
«Серебряный век» русской культуры

«Серебряный век» русской культуры

Какие события характеризовали эпоху? 1890г. – начало эпохи экономического развития, реформы С.Ю. Витте. 1894г. –начало царствования Николая II. 1904 ...
«Серебряный век»: открытие символизма

«Серебряный век»: открытие символизма

Сравнительно небольшой период истории русской культуры принято называть «серебряным веком» или «духовно-культурным ренессансом». Его границы условны: ...
Образ солнца в русской поэзии

Образ солнца в русской поэзии

Образ солнца в русской поэзии Тема урока. Выткался на озере алый свет зари. С.Есенин. Загорелась зорька красная В небе тёмно-голубом, Полоса явилась ...
Этапы развития русской поэзии

Этапы развития русской поэзии

Стихи ни к чему недотепам и нудным, Сердце им не вылечит рифма сквозная. Поэзию любят красивые люди, Я это по личному опыту знаю… Поэзию любят красивые ...
Образ Гамлета в русской поэзии 20 века

Образ Гамлета в русской поэзии 20 века

Художественный образ. Образ – категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. (Новейший ...
Серебряный век. Течения в современной русской прозе и поэзии

Серебряный век. Течения в современной русской прозе и поэзии

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный века». Определение «Серебряный век» было введено в 1933 году Н. А. Оцупом ...
Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

Поэты серебряного века. Анненский Иннокентий • Ахматова Анна • Бальмонт Константин • Белый Андрей • Блок Александр • Брюсов Валерий • Бунин Иван • ...
Образ леса в русской поэзии

Образ леса в русской поэзии

Оглавление. Введение I. Разновидности пейзажей. II. 1. Эстетическая роль леса. II. 2. Лес как символ. III.Особенности раскрытия образа леса в стихотворениях ...
Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

АВАНГАРДИЗМ термин, которым обозначают так называемые «левые течения» в искусстве и литературе, возникшие во втором десятилетии XX века и проявившиеся ...
Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

Юго-Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Средняя образовательная ...
Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

Цель урока:. 1. Познакомить: с поэтами Серебряного века; с художественно – выразительными средствами «аллитерация» и «ассонанс». 2. Сформировать интерес ...
Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

Символизм. Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Старшие символисты. ...
Семантика цветообозначений в русской поэзии XIX и XX веков

Семантика цветообозначений в русской поэзии XIX и XX веков

Цветообозначения:. Слово, которое обозначает тот или иной цвет. Цветообозначением может быть слово любой части речи, но я в своей работе буду рассматривать ...
Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

Повторение. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература 19 века (романтизм, реализм). М.Горький писал А.П.Чехову: ...
«Маленький человек» в русской литературе

«Маленький человек» в русской литературе

Цель урока. Рассмотреть, как происходила эволюция темы «маленького человека» в русской литературе. Задачи урока:. - повторить произведения А.С.Пушкина ...
Жанр оды в русской поэзии

Жанр оды в русской поэзии

Почему же Пушкин избирает жанр высокого «штиля» - оду- для своего экзаменационного произведения. Гипотеза учебного исследования:. избранный жанр оды ...
Путешествие в мир поэзии Есенина

Путешествие в мир поэзии Есенина

Цель: помочь в восприятии есенинской лирики о природе; воспитывать чувство любви и сострадания ко всему живому в окружающем нас мире. Природа – это ...
Поучения и их роль в русской литературе

Поучения и их роль в русской литературе

Цели и задачи:. Проследить историю возникновения поучений в русской литературе, исследовать их содержание, значение. Выявить роль поучений и влияние ...

Конспекты

Образ осени в русской поэзии

Образ осени в русской поэзии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16. городского округа - город Камышин. Волгоградской ...
Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

Урок литературы в 9 «А» классе на тему:. «Серебряный век русской поэзии». Литературная гостиная кафе «Бродячая собака». Цели:. . Обучающая. ...
Природа в русской поэзии 20 века

Природа в русской поэзии 20 века

Муниципальное образовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа №31. Красноармейского района г.Волгограда. Конспект урока ...
Времена года в русской поэзии, живописи, музыке

Времена года в русской поэзии, живописи, музыке

Родина Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» г.Кирова Калужской ...
Солнце русской поэзии

Солнце русской поэзии

«. Солнце русской поэзии. ». ЦЕЛИ:. Способствовать формированию потребности чтения художественной литературы, расширению читательского кругозора ...
Природа в музыке, поэзии, живописи

Природа в музыке, поэзии, живописи

Урок развития речи по теме «Природа в музыке, поэзии, живописи». . 6 класс. Тема:. Как ты степенна, величава, моя заснеженная Русь! Цели:. Образовательная ...
Понимание нравственного идеала, его развитие от древнерусской до современной литературы. Библия как ключевой текст русской литературы

Понимание нравственного идеала, его развитие от древнерусской до современной литературы. Библия как ключевой текст русской литературы

. МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону». МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону». ...
Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк

Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. «Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида». города Чебоксары Чувашской Республики. ...
Энциклопедия о русском человеке, о русской жизни

Энциклопедия о русском человеке, о русской жизни

. МОУ Заболотовская СОШ. . Урок по литературе в 7 классе. «Энциклопедия о русском человеке, о русской жизни». (на примере рассказов И.С.Тургенева ...
Тема коррупции в русской литературе и пути решения этой проблемы

Тема коррупции в русской литературе и пути решения этой проблемы

Муниципальное автономное образовательное учреждение. . средняя общеобразовательная школа № 72 с углублённом изучением. . отдельных предметов. ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:14 сентября 2014
Категория:Литература
Автор презентации:Рогожникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы
Содержит:17 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации