- Поэзия М.В. Ломоносова

Презентация "Поэзия М.В. Ломоносова" (6 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25

Презентацию на тему "Поэзия М.В. Ломоносова" (6 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайд(ов).

Слайды презентации

Учитель русского языка и литературы Гончарова И.И. МКОУ «Морозовская СОШ» Тейковского муниципального района Ивановской области. «Поэзия М.В.Ломоносова»
Слайд 1

Учитель русского языка и литературы Гончарова И.И. МКОУ «Морозовская СОШ» Тейковского муниципального района Ивановской области

«Поэзия М.В.Ломоносова»

Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура преимущественно практическая, он был рожден реформатором и основателем. В.Г.Белинский. Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова
Слайд 2

Имя основателя и отца русской поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура преимущественно практическая, он был рожден реформатором и основателем. В.Г.Белинский

Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова

План. Творческий путь Ломоносова. 2. Заслуги Ломоносова. 3. Ломоносов – теоретик русского стихосложения. 4. Тематика поэзии Ломоносова. 5. Оды Ломоносова: - Героико-патриотическая «Ода а взятие Хотина»; - Похвальные оды: образ ПетраI, образ Елизаветы, образ Родины; - Духовные оды; 6. Научная поэзия.
Слайд 3

План

Творческий путь Ломоносова.

2. Заслуги Ломоносова.

3. Ломоносов – теоретик русского стихосложения.

4. Тематика поэзии Ломоносова.

5. Оды Ломоносова:

- Героико-патриотическая «Ода а взятие Хотина»; - Похвальные оды: образ ПетраI, образ Елизаветы, образ Родины; - Духовные оды;

6. Научная поэзия.

7. Сатирическая поэзия.

8. Переводы. Анакреонтическая поэзия

9. Значение поэзии Ломоносова.

10.Литература

Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака. В декабре 1730 г «жажда знаний» привела 19-летнего Ломоносова в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших учеников в 1736 г. был отправлен в Петербургский университет, а затем — в Германию, в Марбургский университе
Слайд 4

Родился 8 (19) ноября 1711 г. в семье поморского крестьянина-рыбака. В декабре 1730 г «жажда знаний» привела 19-летнего Ломоносова в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших учеников в 1736 г. был отправлен в Петербургский университет, а затем — в Германию, в Марбургский университет. Круг интересов Ломоносова за границей был необычайно широк, Ломоносов становится крупнейшим ученым-энциклопедистом. По возвращении в Россию в сентябре 1741 г. Ломоносов зачислен в штат Академии наук адъюнктом, а с 1745 г. — профессором. Развертывает бурную научную, организационную и литературную деятельность: за 23 года работы в Академии Ломоносов создал основы отечественной науки. Ломоносов скоропостижно скончался в самом зените славы 4 (15) апреля 1765 года. Похоронен Михаил Васильевич на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Творческий путь Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов — гениальный русский ученый, просветитель, поэт, художник.

Заслуги Ломоносова. публикует научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике создает первый в России химический кабинет проводит уникальные наблюдения прохождения планеты Венера через диск солнца исследует электрические явления разрабатывает план северного морского пути создает важнейшие
Слайд 5

Заслуги Ломоносова

публикует научные работы, делает важнейшие открытия в химии и физике создает первый в России химический кабинет проводит уникальные наблюдения прохождения планеты Венера через диск солнца исследует электрические явления разрабатывает план северного морского пути создает важнейшие труды в области культуры речи, русского литературного языка и стихосложения инициатор создания первого русского Московского университета

Поражает разносторонность научных интересов Ломоносова. Многие крупнейшие начинания середины века в области науки, искусства и просвещения связаны с именем Ломоносова:

Ломоносов показал, что тонический принцип должен быть распространен на все стихи, независимо от количества слогов. «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.). Ломоносов указал на ритмическое разнообразие русского языка и доказал необходимость введения трехсложных стоп. Определил равнопр
Слайд 6

Ломоносов показал, что тонический принцип должен быть распространен на все стихи, независимо от количества слогов

«Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.)

Ломоносов указал на ритмическое разнообразие русского языка и доказал необходимость введения трехсложных стоп

Определил равноправность в стихах мужской и женской рифм

«Письмо …» было прислано Ломоносовым вместе с одой «На взятие Хотина», Все это дало возможность Белинскому именно с этой оды вести начало русской литературы. написанной в соответствии со новыми теоретическими положениями, ямбическим стихом, наиболее удачным для оды, ибо строй этого метра «возносится
Слайд 7

«Письмо …» было прислано Ломоносовым вместе с одой «На взятие Хотина»,

Все это дало возможность Белинскому именно с этой оды вести начало русской литературы.

написанной в соответствии со новыми теоретическими положениями, ямбическим стихом, наиболее удачным для оды, ибо строй этого метра «возносится снизу вверх», создавая требуемое «великолепие», вызванное патриотическим пафосом победной героики и торжества.

Он первым открыл в поэзии - гражданственность и оптимизм, - интерес к историческому прошлому России, - веру в ее светлое будущее. Поэт-просветитель, Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Его поэтическая задача была подсказана с
Слайд 8

Он первым открыл в поэзии - гражданственность и оптимизм, - интерес к историческому прошлому России, - веру в ее светлое будущее. Поэт-просветитель, Ломоносов видел в поэтической деятельности средство гражданского воспитания, средство воздействия на общество. Его поэтическая задача была подсказана самой историей - прославить мощь русского государства, дела Петра, начертать дальнейший путь развития отечественной науки и культуры.

Тематика поэзии Ломоносова

«Для пользы общества коль радостно трудиться!» — эти слова Ломоносова раскрывают жизнеутверждающую сущность его поэзии.

Это и определило своеобразие тематики поэзии Ломоносова от легких стихотворений в духе ранней немецкой анакреонтики до гражданской поэзии больших государственных тем.

Оды Ломоносова. Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды. Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии, подраз
Слайд 9

Оды Ломоносова

Задачи гражданственности, которые ставил перед поэзией Ломоносов, требовали постановки проблем, имеющих важное государственное значение, и этому как нельзя лучше соответствовал избранный им жанр оды.

Ода – лирический жанр, пришедший в европейскую литературу из античной поэзии, подразделяется на типы: победно-патриотическая, похвальная, философская, - духовная, - анакреонтическая

— все это стало оригинальным созданием Ломоносова.

Устойчивая строфика од – 10 стихов четырехстопного ямба

Своеобразный величественный и напряженный стиль

Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», написанной в 1739 г. в Германии, сразу после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и подняла международный престиж России. В оде Ломоносова можно выдел
Слайд 10

Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», написанной в 1739 г. в Германии, сразу после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и подняла международный престиж России. В оде Ломоносова можно выделить 3 части: вступление, изображение битвы и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле, воплотившем в себе напряженность и героику батальных сцен. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как называет его автор. Над русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами. Такие исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.

Ода на взятие Хотина

Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку: Желает всяк пролить всю кровь, От грозного бодрится звуку

Похвальные оды. Образ Петра I в поэзии Ломоносова. Большая часть од Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако сод
Слайд 11

Похвальные оды. Образ Петра I в поэзии Ломоносова

Большая часть од Ломоносова была написана в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Свои торжественные оды Ломоносов писал с 1739-1764 г. и создал 20 од. Одним из главных образов похвальных од становится ПетрI. В глазах Ломоносова Петр — создатель новой России, ее национальный герой, неустанный труженик, просветитель: Он жив, во все страны взирает, Свою Россию обновляет, Полки, законы, корабли Сам строит, правит и предводит, Натуру духом превосходит — Герой в морях и на земли (Ода 1757г.) В оде 1752 г. Ломоносов говорит о том, что Петр «свет открыл России всей», в оде 1761 г.— видит в Петре «защитника, отца, героя».

Поэма "Петр Великий". Время действия относится к 1702 г. и связано с началом Северной войны. В первой песне говорится о походе Петра к Белому морю с тем, чтобы отогнать шведов от Архангельска, на который шведские войска напали с целью отвлечь русские силы от крепости Нотербург. Большое мес
Слайд 12

Поэма "Петр Великий"

Время действия относится к 1702 г. и связано с началом Северной войны. В первой песне говорится о походе Петра к Белому морю с тем, чтобы отогнать шведов от Архангельска, на который шведские войска напали с целью отвлечь русские силы от крепости Нотербург. Большое место в песне отведено рассказу Петра I о стрелецких бунтах, об анархии, в которую была ввергнута по воле царевны Софьи вся Москва. Вся эта предыстория вынесена в начало поэмы и служит контрастным фоном к эпохе просвещенного абсолютизма Петра I. Содержанием второй песни является штурм и взятие крепости Нотербург. Большое место в поэме отведено подвигу рядовых воинов. Батальные сцены перемежаются лирическими отступлениями автора, обращенными то к шведам, то к русскому войску. Таким образом, основная тема двух песен, написанных Ломоносовым, — неустанная борьба, которую ведет Петр с внешними и внутренними врагами, препятствующими грандиозным преобразованиям в стране. Наиболее сложными врагами, по мысли Ломоносова, являются враги внутренние. В поэме Ломоносов говорит и о военной мощи России как залоге процветания в стране наук и искусств.

Гимном славы Петру должна была стать эпическая поэма «Петр Великий», из которой он написал только 2 песни (задумано было двадцать четыре). Но и из написанного ясно выступает замысел поэмы и облик ее героя. Петр в поэме Ломоносова — «строитель, плаватель, в полях, морях герой».

Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Ломоносов под этим влияни
Слайд 13

Большая часть од Ломоносова была адресована Елизавете Петровне, это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца. Ломоносов под этим влиянием и создавал образ Елизаветы Петровны, идеализируя ее, изображая покровительницей наук и искусств, насадительницей просвещения: Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет; Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. И это об императрице, отличавшейся праздностью, скучавшей во время ученых бесед, которым она предпочитала развлечения, балы. С воцарением Елизаветы Петровны, писал Ломоносов, «Россия зрит конец бедам», ибо Елизавета — наследницадел Петра: Кому возможно описать Твои доброты все подробну? Как разве только указать В Петре природу в том подобну.

Образ Елизаветы в одах Ломоносова

Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной» России. Прославляя военную мощь России, необходимую для упрочения ее государственной независимости, Ломоносов осуждает «губительные брани», воспевая мир и тишину. Воспевая победы русских, поэт подчеркивает, что русские обнажили
Слайд 14

Россия в одах Ломоносова выступает в образе матери-родины, «небу равной» России. Прославляя военную мощь России, необходимую для упрочения ее государственной независимости, Ломоносов осуждает «губительные брани», воспевая мир и тишину. Воспевая победы русских, поэт подчеркивает, что русские обнажили «праведный меч», они хотят «войнами укротить войну», например в «Надписи на иллуминацию» 1748 Российска тишина пределы превосходит И льет избыток свой в окрестные страны: Воюет воинство Твое против войны; Оружие Твое Европе мир приводит. Только при «тишине» и возможно достичь расцвета в науке, культуре говорится в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» 1747года: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!

Образ России в поэзии Ломоносова

Величие России — в ее безмерных пространствах и в людях русских, о которых он пишет с наибольшей искренностью и воодушевлением. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова: … может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля ро
Слайд 15

Величие России — в ее безмерных пространствах и в людях русских, о которых он пишет с наибольшей искренностью и воодушевлением. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова: … может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. По убеждению поэта, благо и слава Родины — в развитии “божественных” наук: механики, химии, астрономии: Науки пользуют везде Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладком и в труде. Картину будущих грандиозных научных открытий начертал Ломоносов в оде 1750 г., обращаясь к молодым ученым с призывом исследовать еще не исследованное и не открытое: Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет... В этой и других его одах воплощается мечта поэта о техническом прогрессе России, ее величии и могуществе.

Важное место отводит поэт тропам: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам, - отличающимся ликующим характером. Соединение метафор переходит в аллегорию, например в оде 1748 г.: Заря багряною рукою От утренних спокойных вод Выводит с солнцем за собою Твоей державы новый год. Художественное
Слайд 16

Важное место отводит поэт тропам: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам, - отличающимся ликующим характером. Соединение метафор переходит в аллегорию, например в оде 1748 г.: Заря багряною рукою От утренних спокойных вод Выводит с солнцем за собою Твоей державы новый год.

Художественное своеобразие похвальных од

В авторскую речь обильно вводятся типично ораторские приемы — вопросы, восклицания, например, начало оды 1750 г., адресованное Елизавете Петровне: Какую радость ощущаю? Куда я ныне восхищен? Небесну пищу я вкушаю, На верьх Олимпа вознесен!

Поэт обильно использует мифологические образы: В полях кровавых Марс страшился, Свой мечь в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг

Художественное своеобразие похвальных од Ломоносова определяется их идейным содержанием

Каждая ода представляет собой вдохновенный монолог поэта в стихотворной форме.

Ломоносов проявил себя также в области духовной оды: стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием. Обращаясь к Библии, поэты находили в ней темы, близкие к собственным мыслям и настроениям. В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, кр
Слайд 17

Ломоносов проявил себя также в области духовной оды: стихотворные переложения библейских текстов с лирическим содержанием. Обращаясь к Библии, поэты находили в ней темы, близкие к собственным мыслям и настроениям. В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта. Обе темы имели свою биографическую основу. В сравнении с похвальными, духовные оды Ломоносова отличаются краткостью и простотой изложения. Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода «украшений». Пушкин считал духовные оды Ломоносова лучшими его произведениями: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему». Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами», т. е. народными песнями, и пользовались популярностью не только в XVIII, но и в XIX в.

Духовные оды

Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно разнообразный в своих проявлениях мир. Горы и равнины, реки и моря, пустыни и леса — все это должно было доказать мощь и величие творца. Ломоносову, ученому-естествоиспытателю, хорошо знакомому с грозными стихи
Слайд 18

Авторы библейских псалмов, прославляя бога, восторженно воспевали созданный им бесконечно разнообразный в своих проявлениях мир. Горы и равнины, реки и моря, пустыни и леса — все это должно было доказать мощь и величие творца. Ломоносову, ученому-естествоиспытателю, хорошо знакомому с грозными стихиями природы, была близка эта поэзия, и он охотно занимался переложением псалмов. В «Переложении псалма 103» он писал: Одеян чудной красотой, Зарей божественного света, Ты звезды распростер без счета Шатру подобно пред собой. Биографична и вторая тема, представленная в переложении 26-го и 143-го псалмов. В первом из них поэт жалуется на свое раннее сиротство и одиночество: Меня оставил мой отец И мать еще в младенстве. Затем он обращается к богу с просьбой защитить его от наглых и коварных врагов: Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных, Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных.

Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — действительно поэзия, рожденная вдохновением, здесь поэтический восторг возбуждала пытливая мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической т
Слайд 19

Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — действительно поэзия, рожденная вдохновением, здесь поэтический восторг возбуждала пытливая мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Так появились два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г. В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.

Научная поэзия

В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидет
Слайд 20

В первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца: Там огненны валы стремятся И не находят берегов; Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят. Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор научных знаний. Сложные явления он раскрывает с помощью обычных, «земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны», «горящи дожди». В «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим нам на небосводе с наступлением ночи: Лицо свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.

Сатирическая поэзия Ломоносова. В борьбе с неучами и гонителями науки Ломоносов использовал порой шутку и даже сатиру. В брошюре «Явление Венеры на солнце» он указывал на невозможность вмешательства церкви в дела науки. Поэт приводит притчу, об остроумной защите гелиоцентрической системы Коперника:
Слайд 21

Сатирическая поэзия Ломоносова

В борьбе с неучами и гонителями науки Ломоносов использовал порой шутку и даже сатиру.

В брошюре «Явление Венеры на солнце» он указывал на невозможность вмешательства церкви в дела науки. Поэт приводит притчу, об остроумной защите гелиоцентрической системы Коперника: как-то на пиру спор ученых Коперника и Птолемея решает повар: Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг круг жаркова?»

Более резко звучит «Гимн бороде», поводом к написанию которого послужили следующие обстоятельства: ученик Ломоносова Николай Поповский перевел в стихах поэму английского просветителя Александра Попа «Опыт о человеке», но Синод запретил печатать эту книгу. Ломоносов ответил на это решение «Гимном бороде», одним из самых смелых в XVIII в. антиклерикальных произведений.

Переводы. Анакреонтическая лирика. Становление молодой русской литературы XVIII в. не могло обойтись без использования опыта европейских писателей. Одной из форм были переводы как древних, так и новых авторов. Ломоносову принадлежит перевод нескольких стихотворений Анакреона. Часть из них вошла в «Р
Слайд 22

Переводы. Анакреонтическая лирика

Становление молодой русской литературы XVIII в. не могло обойтись без использования опыта европейских писателей. Одной из форм были переводы как древних, так и новых авторов. Ломоносову принадлежит перевод нескольких стихотворений Анакреона. Часть из них вошла в «Разговор с Анакреоном». Переводами Анакреона Ломоносов положил начало такому явлению в нашей литературе, как русская анакреонтика. Опыты Ломоносова отзовутся в начале XIX в. в легкой поэзии Батюшкова и лицейской лирике Пушкина. Ломоносову принадлежит также первый перевод на русский язык стихотворения Горация «Я знак бессмертия себе воздвигнул», известного под условным названием «Памятник». Перевод близок к оригиналу. Некоторые стихи этого произведения оказались созвучными жизни и деятельности Ломоносова: незнатный род поэта и заслуги в развитии отечественной поэзии. Впоследствии уже не перевод, а подражание «Памятнику» напишут Державин, Пушкин и Брюсов.

Цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном». Это своеобразное произведение написано в последние годы творчества, состоит из четырех пар стихотворений, представляющих перевод оды Анакреонта и свой стихотворный ответ, в котором нашло отражение поэтическое кредо Ломоносова: Собственная позиция Ломоносов
Слайд 23

Цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном»

Это своеобразное произведение написано в последние годы творчества, состоит из четырех пар стихотворений, представляющих перевод оды Анакреонта и свой стихотворный ответ, в котором нашло отражение поэтическое кредо Ломоносова:

Собственная позиция Ломоносова раскрывается в заключительном диалоге, где поэты просят «живописца» нарисовать портреты их «возлюбленных». Анакреон хотел бы увидеть точное подобие своей любимой. Возлюбленной Ломоносова оказывается его родина, Россия, которую он просит изобразить в виде царственной женщины, сильной, здоровой и красивой: Изобрази ей возраст зрелой И вид в довольствии веселой, Отрады ясность по челу И вознесенную главу Служение матери-Родине Ломоносов понимает как творчество, доставляющее человеку сознание своей полезности обществу.

Мне струны поневоле Звучат геройский шум. Не возмущайте боле, Любовны мысли, ум; Хоть нежности сердечной В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен

Значение Ломоносова в литературе. О роли Ломоносова в истории русской литературы Белинский писал: Сам поэт понимал свое высокое назначение и, переводя строки знаменитой оды Горация, писал: «С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим». Я знак бессмер
Слайд 24

Значение Ломоносова в литературе

О роли Ломоносова в истории русской литературы Белинский писал:

Сам поэт понимал свое высокое назначение и, переводя строки знаменитой оды Горация, писал:

«С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим».

Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный Аквилон сотреть не может Ни множество веков, ни една древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом.

Огромное влияние Ломоносова на русскую литературу и культуру отмечали Радищев и Пушкин:

Его произведения «останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему».

Литература Западав А. Отец русской поэзии. М., 1961 Литературно-критические статьи М.Ломоносова Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. М.; Л. 1959. Ломоносов М. В. Соч. М., 1957. С. 235. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 7. Русская литература и журналистика XVIII века. / Татаринова Л.Е. – М.: &quo
Слайд 25

Литература Западав А. Отец русской поэзии. М., 1961 Литературно-критические статьи М.Ломоносова Ломоносов М. В. Полн. собр. соч.: В II т. М.; Л. 1959. Ломоносов М. В. Соч. М., 1957. С. 235. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 7. Русская литература и журналистика XVIII века. / Татаринова Л.Е. – М.: "Проспект", 2006 г. Стихотворения и оды М.Ломоносова Тредиаковский В. К. Рассуждение об оде вообще // Тредиаковский В. К. Ода торжественная о сдаче города Гданьска. Интернет ресурсы. .

Список похожих презентаций

Гипертекстовая интерпретация отрывка из оды М.В. Ломоносова

Гипертекстовая интерпретация отрывка из оды М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов. О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! ...
Юбилею М.В. Ломоносова посвящается

Юбилею М.В. Ломоносова посвящается

. Биография Это интересно… Ломоносов учёный Афористика Разное 200 100 400 500 600 700 800 900. Биография – 100 Как звали родителей Ломоносова? Биография ...
«Российская грамматика» М.В. Ломоносова

«Российская грамматика» М.В. Ломоносова

М.В. Ломоносов «длЯ РОССИИ БЫЛО СЧАСТЬЕМ, ЧТО СТОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, СТОЛЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ УМ ОКАЗАЛСЯ НАПРАВЛЕН В СТОРОНУ НАУК, НАИБОЛЕЕ НУЖНЫХ В ТО ВРЕМЯ ...
Творчество М.В. Ломоносова

Творчество М.В. Ломоносова

Классицизм - литературное направление ХVlll, начала XlX веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих ...
Творчество М.В. Ломоносова

Творчество М.В. Ломоносова

Заполните кластер. Великий сын России. «Он был Петром Великим нашей литературы, …был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси» В.Г.Белинский ...
Поэзия Серебряного века и ее представители

Поэзия Серебряного века и ее представители

Александр Блок. О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Но час ...
Поэзия Серебряного века

Поэзия Серебряного века

Александр Сергеевич Пушкин. Михаил Юрьевич Лермонтов. Афанасий Афанасьевич Фет. Федор Иванович Тютчев. Николай Алексеевич Некрасов. Поэзия начала ...
Поэзия Серебряного века - проверочная работа

Поэзия Серебряного века - проверочная работа

1. Укажите временные границы Серебряного века русской поэзии. 1. Начало XX века 2. Конец XIX - начало XX века 3. Начало - середина XX века 4. Конец ...
Поэзия С. Есенина

Поэзия С. Есенина

«В голодном 21 году в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан. Приехала, чтоб основать в Советской России школу пластического танца. ...
Поэзия серебряного века

Поэзия серебряного века

Оглавление. Введение. I глава. Концепция лирического героя в творчестве русских поэтов (на примере творчества В. Маяковского, С. Есенина, М. Цветаевой) ...
Роды и жанры литературы Ломоносова

Роды и жанры литературы Ломоносова

Учение о «трёх штилях» в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке». К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского ...
Поэзия 20 века о родной природе

Поэзия 20 века о родной природе

«Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты это видишь впервые в жизни». К. Г. Паустовский. Поэзия 20 века о родной природе. ...
Поэзия в стране Литературы

Поэзия в стране Литературы

Путешествие. в поэтический уголок Литературной страны. Есенин Пастернак Рубцов Кедрин. Николай Михайлович. Дмитрий Борисович. Борис Леонидович. Сергей ...
Поэзия Великой Отечественной

Поэзия Великой Отечественной

Берггольц Ольга Федоровна родилась 3(16) мая 1910 года в Петербурге. В годы войны, находясь в осажденном Ленинграде, О. Берггольц создает свои лучшие ...
Поэзия акмеизма

Поэзия акмеизма

Акмеисты (от греческого слова “акме” - цветущая пора) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода “методологических” увлечений, от использования ...
Поэзия Анны Ахматовой

Поэзия Анны Ахматовой

тема Пушкина тема любви. тема верности России. тема сталинских репрессий. Пусть когда-нибудь имя моё Прочитают в учебнике дети. Анна Ахматова. ( Поэзия ...
Поэзия XIX века

Поэзия XIX века

Поэзия ХIХ века о родной природе. Ф.И. Тютчев (1803 – 1873 г.г.) «Весенние воды». Гонцы – те, кого посылают куда-то со срочным известием. Ими становятся ...
Поэзия 60-х годов

Поэзия 60-х годов

«Кто были мы, шестидесятники? На гребне вала пленного в двадцатом веке, как десантники из двадцать первого» Е. Евтушенко. Поэзия 60-х – поэзия «оттепели». ...
Поэзия 50-90 годов

Поэзия 50-90 годов

Я. В. Смеляков родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 год)а в Луцке (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне, где ...
Поэзия Т. Шевченко

Поэзия Т. Шевченко

Є дитинства країна в державі моїй Там – весна солов’їна, чисте небо надій. Там заквітчане літо кличе юних у путь. А усміхнені діти,мов троянди цвітуть. ...

Конспекты

Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке

Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке

. МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области. . Конспект урока ...
Поэзия, опаленная войной

Поэзия, опаленная войной

. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа № 253 Санкт-Петербурга. Государственное бюджетное ...
Поэзия родной Тамбовщины. «Звезды. Вечность. И миг моего бытия

Поэзия родной Тамбовщины. «Звезды. Вечность. И миг моего бытия

МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №1. Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе. Поэзия родной Тамбовщины. ...
Поэзия Серебряного века

Поэзия Серебряного века

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ. ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №6. Конспект открытого урока. по литературе. Тема: ...
Поэзия родной природы Стихотворения поэтов XIX века о природе

Поэзия родной природы Стихотворения поэтов XIX века о природе

. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Краснинская средняя общеобразовательная школа. Краснинского района Смоленской области. ...
Поэзия подвига

Поэзия подвига

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА КОНАКОВО. Разработка урока литературы. ...
Поэзия периода Великой Отечественной войны

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Тамбовское областное государственное общеобразовательное учреждение. . Общеобразовательная школа-интернат. С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ. ...
Поэзия в период войны

Поэзия в период войны

«Поэзия в период войны». Цели урока. :.   Образовательная. :. . обучение творческому восприятию лирического произведения;. . проследить ...
Поэзия XIX века о родной природе

Поэзия XIX века о родной природе

5 класс. Урок № 20. . . . Тема. . Поэзия XI. X века о родной природе. Цель. :. выявить художественные особенности и идеи стихотворений ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:13 мая 2019
Категория:Литература
Содержит:25 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации