Презентация "А.С. Грибоедов" (9 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Слайд 46
Слайд 47
Слайд 48
Слайд 49
Слайд 50
Слайд 51
Слайд 52
Слайд 53
Слайд 54
Слайд 55
Слайд 56
Слайд 57
Слайд 58

Презентацию на тему "А.С. Грибоедов" (9 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 58 слайд(ов).

Слайды презентации

Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)
Слайд 1

Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)

Быт и нравы старинной дворянской семьи, домашнее воспитание и образование. 1794 1803. Благородный пансион. Удивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие музыкой, любовь к литературе и истории. 1806. Московский университет. Словесное отделение философского университета, естественно
Слайд 2

Быт и нравы старинной дворянской семьи, домашнее воспитание и образование

1794 1803

Благородный пансион

Удивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие музыкой, любовь к литературе и истории

1806

Московский университет

Словесное отделение философского университета, естественно-математический и юридический факультеты, студенческая среда, увлечение освободительными идеями

Коллегия иностранных дел

Дипломатиче- ская служба в Персии

Служба в армии

Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев и будущие декабристы. «Всё в нём было необыкновенно привлекательно» (А. С. Пушкин)

1822. «Горе уму» (1823) «Горе от ума» (1824). «Лучше быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов» (А. С. Грибоедов). Секретарь по иностранным делам в штабе генерала Ермолова. Семья Чавчавадзе. 1825 1826. Политическая ссылка в Персию. «Смерть постигла его посреди смелого неравного боя» А. С. Пушки
Слайд 3

1822

«Горе уму» (1823) «Горе от ума» (1824)

«Лучше быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов» (А. С. Грибоедов)

Секретарь по иностранным делам в штабе генерала Ермолова. Семья Чавчавадзе

1825 1826

Политическая ссылка в Персию

«Смерть постигла его посреди смелого неравного боя» А. С. Пушкин

1829

Образы-портреты, типы. Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии...». Портреты становились типами. В портретах «есть черты, свойственные мн
Слайд 4

Образы-портреты, типы

Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии...». Портреты становились типами. В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь». История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».

Прототипы. в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах. «...Грибоедов писал "Горе от ума" почти при мне, но крайней мере мне первому читал каждое отдельное явлени
Слайд 5

Прототипы

в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах.

«...Грибоедов писал "Горе от ума" почти при мне, но крайней мере мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей» (Кюхельбекер)

Фамусов. Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича. «Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: "я,
Слайд 6

Фамусов

Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича. «Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: "я, брат!"». А. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон». Сохранился рассказ С. Н. Бегичева, что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю

Софья. По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи. Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был
Слайд 7

Софья

По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи. Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.

Молчалин. Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Весе
Слайд 8

Молчалин

Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».

Чацкий. Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось
Слайд 9

Чацкий

Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбе
Слайд 10

Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера»

Чацкий – Качалов. Постановка МХАТА

Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с не
Слайд 11

Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.

В роли Чацкого Олег Меншиков

Скалозуб. Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусов
Слайд 12

Скалозуб

Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой. По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова. Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева.

А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва), представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый класс подобных людей».

Хлёстова. Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обще
Слайд 13

Хлёстова

Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов.

«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья Дмитриевиа Офросимова; <...> ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: "Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!"»

Репетилов. По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимы
Слайд 14

Репетилов

По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?" — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда.

Загорецкий. В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и яро
Слайд 15

Загорецкий

В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва <...>, другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом. Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка...»

Горич. Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,-- Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам,
Слайд 16

Горич

Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,-- Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором. Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»

Домашнее задание. Выучить факты биографии А. С. Грибоедова Прочитать комедию «Горе от ума» Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина, гостей на балу, Скалозуба; положить закладки
Слайд 17

Домашнее задание

Выучить факты биографии А. С. Грибоедова Прочитать комедию «Горе от ума» Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина, гостей на балу, Скалозуба; положить закладки

Система образов комедии. Урок 2.
Слайд 18

Система образов комедии.

Урок 2.

Повторение: Какие роды литературы вы знаете? Эпос, лирика и драма Что такое драма? Это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц. Какие виды (жанры) драмы вы знаете? Комедия, драма, трагедия Из каких частей состои
Слайд 19

Повторение:

Какие роды литературы вы знаете? Эпос, лирика и драма Что такое драма? Это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц. Какие виды (жанры) драмы вы знаете? Комедия, драма, трагедия Из каких частей состоит драматическое произведение? Действия (акты), сцены (явления) Что такое авторские ремарки? Это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа

Что называется комедией? Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера Что такое сюжет? Сюжет – это цепь событий, изоб
Слайд 20

Что называется комедией? Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств. В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера Что такое сюжет? Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении

Герои классицистической комедии. Герой или героиня. Счастливый любовник. Несчастливый любовник. Обманутый отец субретка резонёр. Комедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в ту пору направления в литературе. Хотя уже главенствовал в лит
Слайд 21

Герои классицистической комедии

Герой или героиня

Счастливый любовник

Несчастливый любовник

Обманутый отец субретка резонёр

Комедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в ту пору направления в литературе. Хотя уже главенствовал в литературе романтизм и зарождался реализм. Вспомним амплуа героев классицистической комедии

Герои делятся в комедии Грибоедова делятся. Главных Второстепенных Внесценические Герои-пародии. Герои-маски, эпизодические герои. Герои, необходимые для связи Сценического действия
Слайд 22

Герои делятся в комедии Грибоедова делятся

Главных Второстепенных Внесценические Герои-пародии

Герои-маски, эпизодические герои

Герои, необходимые для связи Сценического действия

Кто является главными героями комедии? Софья Чацкий Молчалин Фамусов. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.
Слайд 23

Кто является главными героями комедии?

Софья Чацкий Молчалин Фамусов

Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Кто является второстепенными героями? Лиза Скалозуб Хлёстова Горичи. Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.
Слайд 24

Кто является второстепенными героями?

Лиза Скалозуб Хлёстова Горичи

Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Персонаж-пародия. Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.
Слайд 25

Персонаж-пародия

Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.

Герои, необходимые для связи сценического действия. В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общес
Слайд 26

Герои, необходимые для связи сценического действия

В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества. Какую роль они играют в действии комедии?

Кто эти герои?

Внесценические персонажи. те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. Кто является внесценическими персонажами? Максим Петрович Марья Алексевна Брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор Фома Фомич Дуэлист, который «шумит» в Англи
Слайд 27

Внесценические персонажи

те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. Кто является внесценическими персонажами?

Максим Петрович Марья Алексевна Брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор Фома Фомич Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец

Герои-маски. Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных ге
Слайд 28

Герои-маски

Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.

Кто они? Назовите их. Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Тугоуховские Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка

Говорящие имена. Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» Софья – мудрая Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию). Репет
Слайд 29

Говорящие имена

Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» Софья – мудрая Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).

Репетилов – повторяет Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.

Выучить теорию Заполнить таблицу:
Слайд 30

Выучить теорию Заполнить таблицу:

Сюжет и конфликт комедии. Урок 3
Слайд 31

Сюжет и конфликт комедии

Урок 3

Соответствие классицистическим канонам. Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия? Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии Какие две сюжетные линии вы может выделить?
Слайд 32

Соответствие классицистическим канонам

Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия? Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии Какие две сюжетные линии вы может выделить?

Любовный конфликт. Экспозиция Завязка Кульминация Развязка. Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи. Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине. Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого». Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина
Слайд 33

Любовный конфликт

Экспозиция Завязка Кульминация Развязка

Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи

Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине

Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого»

Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина

Социально-политический конфликт. Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологами. Объявление Чацкого сумасшедшим. Подслушанный Чацким разговор о том, что его объявили сумасшедшим
Слайд 34

Социально-политический конфликт

Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологами

Объявление Чацкого сумасшедшим

Подслушанный Чацким разговор о том, что его объявили сумасшедшим

Завязка любовного конфликта. С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении? Почему Софья находится в замешательстве? Что Чацкий вспоминает из детства? Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся? Каких внесценических персонажей он упоминает? Ка
Слайд 35

Завязка любовного конфликта

С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении? Почему Софья находится в замешательстве? Что Чацкий вспоминает из детства? Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся? Каких внесценических персонажей он упоминает? Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится? Почему он в «строгом чине»? Как воспитывали дворян в те времена? Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта? Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?

Развитие любовного конфликта. Какие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий? За что Чацкий обвиняет Молчалина? Какой смысл в слова о сумасшествии вкладывают Софья и Чацкий? Что Софья ценит в Молчалине? Какие выводы из слов Софьи о Молчалине делает Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софь
Слайд 36

Развитие любовного конфликта

Какие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий? За что Чацкий обвиняет Молчалина? Какой смысл в слова о сумасшествии вкладывают Софья и Чацкий? Что Софья ценит в Молчалине? Какие выводы из слов Софьи о Молчалине делает Чацкий? Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина?

Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам): Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера» Монолог Чацкого о Москве из 1 действия Монолог Чацкого «А судьи кто?» Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» Монолог Чацкого о французике из Бордо План ан
Слайд 37

Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам): Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера» Монолог Чацкого о Москве из 1 действия Монолог Чацкого «А судьи кто?» Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» Монолог Чацкого о французике из Бордо План анализа: Чем вызван данный монолог? Какие темы затронуты в нём? Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе? Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие детали и слова об этом говорят? Как построен монолог? Каков его пафос? Какие языковые средства в нём используются? Какой цели добивается автор, используя эти средства? С какой целью драматургом введён этот монолог?

общественный конфликт в комедии. Урок 4
Слайд 38

общественный конфликт в комедии

Урок 4

Фамусов, Скалозуб и Чацкий. Экспозиция и завязка общественного конфликта. Как Фамусов относится к Скалозубу и почему? Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речи Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб? Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи? Как Скало
Слайд 39

Фамусов, Скалозуб и Чацкий. Экспозиция и завязка общественного конфликта

Как Фамусов относится к Скалозубу и почему? Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речи Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб? Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи? Как Скалозуб сделал карьеру? Какова мечта Скалозуба? Проанализируйте монолог Фамусова о Москве?. Выпишите его правила жизни Проанализируйте монолог Чацкого «А судьи кто?» Какой порок обличает Чацкий? Какова тема его монолога? Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий? Каково отношение в высшем свете к молодым людям, занимающимся наукой и искусством?

Когда завязывается общественный конфликт? Между кем он завязывается? Почему? Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» формируется по возрастному принципу? Докажите свою позицию
Слайд 40

Когда завязывается общественный конфликт? Между кем он завязывается? Почему? Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» формируется по возрастному принципу? Докажите свою позицию

Отношение к крепостному праву. Век нынешний. Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий
Слайд 41

Отношение к крепостному праву

Век нынешний

Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ.

Век минувший

Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».

Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело.

Отношение к засилию иностранцев и иностранного. Чацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь,
Слайд 42

Отношение к засилию иностранцев и иностранного

Чацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить.

С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

Отношение к нынешней системе воспитания. А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В учёный комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс.
Слайд 43

Отношение к нынешней системе воспитания

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В учёный комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс

Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи Прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Учение – вот чума, учёность – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…» Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.
Слайд 44

Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…» Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.

Как проводят время и отношение к времяпрепровождению. Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах, Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы? Фамусовское общество не представляет жизн
Слайд 45

Как проводят время и отношение к времяпрепровождению

Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах, Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?

Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна.

Отношение к чинам и службе. Чацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому. Эти люди не служат, а проводят время на
Слайд 46

Отношение к чинам и службе

Чацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому.

Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить». Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.

Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству

Отношение к протекции и покровительству. Чацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться. В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение
Слайд 47

Отношение к протекции и покровительству

Чацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться.

В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Отношение к свободе суждений. Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?». Молчали говорит: В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь
Слайд 48

Отношение к свободе суждений

Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?»

Молчали говорит: В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь

Выучить один из монологов Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»
Слайд 49

Выучить один из монологов Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»

Семинар. Анализ монологов действующих лиц. Урок 5.
Слайд 50

Семинар. Анализ монологов действующих лиц

Урок 5.

Монолог. Что такое монолог? Монолог – это речь одного лица С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог? В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция
Слайд 51

Монолог

Что такое монолог? Монолог – это речь одного лица С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог? В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция

Монолог Фамусова. Действие 2 явление 1. Какова тема монолога? Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»? Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления? Какие черты героя проявились в этом монологе? Какую цель пресле
Слайд 52

Монолог Фамусова. Действие 2 явление 1.

Какова тема монолога? Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»? Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления? Какие черты героя проявились в этом монологе? Какую цель преследовал автор, включив монолог? Какое место занимает монолог в композиции пьесы?

Монолог Чацкого. Действие 2 явление 2. Результатом чего явился этот монолог Чацкого? Каков его пафос? Какова его тема? Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий? Какие пороки он обличает в этом монологе?
Слайд 53

Монолог Чацкого. Действие 2 явление 2.

Результатом чего явился этот монолог Чацкого? Каков его пафос? Какова его тема? Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий? Какие пороки он обличает в этом монологе?

Монолог Чацкого Действие 3 явление 21. Какова тема этого монолога? Каков его пафос? Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос Какова его основная мысль? Как этот монолог связан с предыдущим действием? Какую роль он занимает в комедии?
Слайд 54

Монолог Чацкого Действие 3 явление 21

Какова тема этого монолога? Каков его пафос? Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос Какова его основная мысль? Как этот монолог связан с предыдущим действием? Какую роль он занимает в комедии?

Монолог Репетилова Действие 4, явление 4. Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов? Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога? Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?
Слайд 55

Монолог Репетилова Действие 4, явление 4

Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов? Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога? Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?

Развязка любовного конфликта. В чём комизм и трагизм этой сцены? В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма? Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин? Почему Молчалин не любит Софью? Какие заветы он получил от отца? Какие качества в этой сцене проявляет Софья? Как вы понимаете фра
Слайд 56

Развязка любовного конфликта

В чём комизм и трагизм этой сцены? В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма? Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин? Почему Молчалин не любит Софью? Какие заветы он получил от отца? Какие качества в этой сцене проявляет Софья? Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?

Развязка обоих конфликтов. Что в этой сцене узнаёт Чацкий? Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза? Справедливо ли он обвиняет Софью? Чем он возмущён, каким качеством Софьи? Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина? В чём «мильон терзаний» Чацкого? Каков пафос (ч
Слайд 57

Развязка обоих конфликтов

Что в этой сцене узнаёт Чацкий? Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза? Справедливо ли он обвиняет Софью? Чем он возмущён, каким качеством Софьи? Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина? В чём «мильон терзаний» Чацкого? Каков пафос (чувство) его монолога?

Составить характеристики главных действующих лиц: Скалозуба Молчалина Фамусова Чацкого По плану: Кто он такой по своему социальному положению? Его предыстория Как его характеризуют другие персонажи? Как он сам себя характеризует в словах и действиях Что о нём говорит автор в ремарках? Сделайте вывод
Слайд 58

Составить характеристики главных действующих лиц: Скалозуба Молчалина Фамусова Чацкого По плану: Кто он такой по своему социальному положению? Его предыстория Как его характеризуют другие персонажи? Как он сам себя характеризует в словах и действиях Что о нём говорит автор в ремарках? Сделайте выводы о качествах характера

Список похожих презентаций

«Горе от ума» Грибоедов А.С. - герои

«Горе от ума» Грибоедов А.С. - герои

«Это — тонкая, умная, изящная комедия.  Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и ...
А.С. Грибоедов

А.С. Грибоедов

Грибоедов в юности. Мария, сестра Грибоедова. Настасья Федоровна, мать Грибоедова. Дом на Пречистенке 1792 г. Дом на Остоженке 1795г. Село Тимирово, ...
«Горе от ума» А.С. Грибоедов - синквейн

«Горе от ума» А.С. Грибоедов - синквейн

Синквейн 1 А.С.Грибоедов 2 Умный, смелый 3 Защищает, отстаивает, очаровывает 4 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» 5 Истинный гражданин ...
«Горе от ума» А.С. Грибоедов - Чацкий и Молчалин

«Горе от ума» А.С. Грибоедов - Чацкий и Молчалин

А. С. Грибоедов противопоставил «век нынешний» и «век минувший. Но Грибоедов сравнивает не только разные эпохи и поколения, но и людей одного возраста ...
«Горе от ума»  А.С. Грибоедов

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов«Горе от ума». Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. Нина Грибоедова (Чавчавадзе). Портрет А.С.Грибоедова. Написан ...
«Горе от ума» А.С. Грибоедов - анализ

«Горе от ума» А.С. Грибоедов - анализ

«Толпа характеров, обрисованных смело и резко, живая картина московских нравов…» (А. Бестужев). Тексты, внешне даже самые ясные и податливые, говорят ...
«Горе от ума»  А.С. Грибоедов

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

Вспомните! 1824 год – цензура запретила печать пьесы. Распространение в списках. Парадокс: текст пьесы не опубликован, а критические отзывы появились. ...
«Горе от ума»  А.С. Грибоедов

«Горе от ума» А.С. Грибоедов

1795-1829 гг. Традиции и новаторство. Соблюдение правил единства места и времени «говорящие» фамилии Традиционные амплуа(Чацкий-резонёр, глупый отец ...
"Горе от ума" А.С. Грибоедов

"Горе от ума" А.С. Грибоедов

«ГОРЕ ОТ УМА». Литературное творчество А.С.Грибоедова История создания комедии «Горе от ума» Традиции и новаторство произведения Жанровая специфика ...
А.С. Грибоедов - Горе от ума

А.С. Грибоедов - Горе от ума

Портрет А.С. Грибоедова работы И. Крамского. Портрет А.С. Грибоедова работы Н. Уткина. Портрет А.С. Грибоедова работы П. Каратыгина. Портрет А.С. ...
Грибоедов А.С.

Грибоедов А.С.

БИОГРАФИЯ. Грибоедов Александр Сергеевич [4(15).1.1795, Москва, — 30.1(11.2). 1829, Тегеран], русский писатель и дипломат. Родился в старинной дворянской ...
"Горе от ума" А.С. Грибоедов

"Горе от ума" А.С. Грибоедов

«Горе от ума». Иллюстрации Д. Кардовского. В роли Софьи Т.В. Доронина. В роли Чацкого С.А. Юрский. В роли Молчалина К.Ю. Лавров. Тема «Личная драма ...
"Горе от ума" А.С. Грибоедов

"Горе от ума" А.С. Грибоедов

Тексты… даже внешне даже самые ясные и податливые, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать Марк Бока. Учебные задания. Что и как меняет в названии ...
Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов 1790(95) – 1829гг. Талантливый поэт, композитор, дипломат, вошел в историю как автор знаменитой комедии «Горе от ума». ...
Грибоедов А. С.

Грибоедов А. С.

. . . . Родился 4 января 1795 года в Москве в родовитой дворянской семье. Дворянский род Грибоедовых - шляхетского происхождения. Ян Гржибовский переселился ...
Грибоедов "Горе от ума"

Грибоедов "Горе от ума"

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» – произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические ...
Грибоедов "Горе от ума"

Грибоедов "Горе от ума"

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» – произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические ...
Грибоедов - "Горе от ума"

Грибоедов - "Горе от ума"

Александр Сергеевич Грибоедов. Его называли вундеркиндом - в 13 лет он окончил Московский университет со степенью кандидата. Перед написанием своего ...
Биография А.С Пушкина

Биография А.С Пушкина

Урок-презентация в 6-ом классе. Детские годы. 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в Немецкой слободе (ныне ул.Баумана) родился А.С.Пушкин. Отец поэта, ...
Александр Сергеевич Грибоедов - человек, писатель, дипломат

Александр Сергеевич Грибоедов - человек, писатель, дипломат

Эпиграф: Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Нина Чавчавадзе Цели урока: знакомство с личностью писателя; 2. воспитание уважительного отношения ...

Конспекты

Балада А.С Пушкина «Песнь о Вещем Олеге

Балада А.С Пушкина «Песнь о Вещем Олеге

. Локотская средняя общеобразовательная школа №2. (Поэтическая картина нравов, отношений и характеров давно прошедшего ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:27 апреля 2019
Категория:Литература
Классы:
Содержит:58 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации