- «Тихий дон» - значение пейзажа

Презентация "«Тихий дон» - значение пейзажа" (11 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13

Презентацию на тему "«Тихий дон» - значение пейзажа" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Значение пейзажа в романе «Тихий дон»
Слайд 1

Значение пейзажа в романе «Тихий дон»

В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки приобретают особое идейно-эстетическое значение. Тонко и проникновенно изображает Шолохов родную природу. Все пейзажи в романе соотнесены с человеком, с течением жизни. Своей красотой они оттеняют душевный мир героев, охваченных высокими стремлениями и светлы
Слайд 2

В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки приобретают особое идейно-эстетическое значение. Тонко и проникновенно изображает Шолохов родную природу. Все пейзажи в романе соотнесены с человеком, с течением жизни. Своей красотой они оттеняют душевный мир героев, охваченных высокими стремлениями и светлыми чувствами, а также несовершенство человеческого бытия и людскую жестокость.

Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. «Люди, как реки» – утверждал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает его традиции, уподобляя и судьбу человеческую, и судьбу народную течению реки по извилистому руслу: «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множе- ство рукавов. Трудно
Слайд 3

Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны между собой. «Люди, как реки» – утверждал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает его традиции, уподобляя и судьбу человеческую, и судьбу народную течению реки по извилистому руслу: «Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множе- ство рукавов. Трудно предопределить, по какому она устремит свой вероломный и лукавый ход. Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую россыпь, – завтра идет она полноводная, богатая...» Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, по какому руслу ведет жизнь к правде? Этот вопрос не перестает тревожить душу Григория Мелехова.

Григорий видел то, что не дано видеть людям, лишенным духовного богатства. Острое восприятие мира героем автор романа передает через буйное восприятие природы, ее полногласное звучание, ликование и цветение. Здесь и свет холодного пламени месяца, и его черные переливы на ряби Дона, и вечерние вишнев
Слайд 4

Григорий видел то, что не дано видеть людям, лишенным духовного богатства. Острое восприятие мира героем автор романа передает через буйное восприятие природы, ее полногласное звучание, ликование и цветение. Здесь и свет холодного пламени месяца, и его черные переливы на ряби Дона, и вечерние вишнево-красные зори, и дивно сияющий, снежный блеск оперения лебедей. В минуты затишья Григорий «жадными глазами озирал повитую солнечной дымкой степь, синеющие на дальнем гребне сторожевые курганы», «закрывал глаза и слышал близкое и далекое пение жаворонков», «шелест ветра в молодой траве», «следил за легким покачиванием багряно-черного тюльпана, чуть колеблемого ветром, блистающего яркой девичьей красотой».

Писатель часто передает чувства героев через их восприятие окружающей природы. Ярким примером этого может служить сцена в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов
Слайд 5

Писатель часто передает чувства героев через их восприятие окружающей природы. Ярким примером этого может служить сцена в весеннем лесу. Уставшая Аксинья решила отдохнуть: «Ненасытно вдыхала многообразные запахи леса сидевшая неподвижно Аксинья, ее глаза терялись в этом чудеснейшем сплетении цветов и трав...» Томительный аромат ландыша пробуждал в Аксинье мысли о прошедшей молодости, и «словно в чистой воде лесного родника увидела вдруг Аксинья свое отражение – так много сказал ее наболевшему сердцу этот цветок, неожиданно привлекший своим грустным и сладостным запахом».

Когда после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо, она долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. «Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, з
Слайд 6

Когда после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо, она долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха. «Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями — все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем».

Картины природы в романе «Тихий Дон» точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность. Но они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренни
Слайд 7

Картины природы в романе «Тихий Дон» точные, в мельчайших подробностях передающие особенности природы Верхнего Дона, выразительные благодаря яркой метафоричности и колоритному языку, имеют самостоятельную художественную ценность. Но они всегда связаны или с сюжетным движением романа, или с внутренним состоянием героя. При изображении природы автор использовал принцип эпического параллелизма. Пограничное состояние природы, замершей в ожидании грандиозных перемен, – параллель состоянию казачьих хуторов, затаивших дыхание накануне Верхнедонского восстания. Пейзажи придают событиям романа эпический размах и вместе с тем наполнены лиризмом. Иногда лирическое начало выходит на первый план и тогда со страниц романа начинает звучать голос самого автора: «Степь родимая! <...> Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы героями становится особенно острым. Примером этого могут служить трагические эпизоды романа, в частности зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он словно впервые видит красоту весеннего леса, останавливает взгляд на
Слайд 8

Писатель подмечает моменты, когда восприятие природы героями становится особенно острым. Примером этого могут служить трагические эпизоды романа, в частности зверское убийство казаками красного командира Лихачева. Идя на смерть, он словно впервые видит красоту весеннего леса, останавливает взгляд на березке: «На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки; сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний рассвет, жизнь повторяющуюся под солнечным кругом... Лихачев совал пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходившие от мороза, посветлевшие деревья и улыбался уголком небритых губ». И человек с такой естественной привязанностью к жизни должен уйти из нее.

Пейзажи в романе – не застывшие картины, они полны динамики. Автор фиксирует изменения, происходящие в природе, переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Показательным примером этого может служить описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лог
Слайд 9

Пейзажи в романе – не застывшие картины, они полны динамики. Автор фиксирует изменения, происходящие в природе, переходы от дня к ночи, от зимы к весне. Показательным примером этого может служить описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны: «Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога занесло снегом. Падины и яры сравняло. Нет ни дорог, ни тропок. Кругом, наперекрест, прили- занная ветрами, голая белая равнина. Будто мертва степь. Изредка пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла. Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна. Но под снегом все же живет степь. Там, где, как замерзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, – там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к хрупкому чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтоб встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зеленеть в мае. И оно встанет, выждав время! Будет бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок. И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на току литые, тяжеловесные зерна.

Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью. Жухлые подходили дни. События стояли на грани». Однозначно определить общее настроение этого отрывка нелегко, так как оно несколько раз меняется. Пейзаж начинается с описания «мертвой» зимней степи: здесь нет движения (многие предложения лишены глагол
Слайд 10

Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью. Жухлые подходили дни. События стояли на грани». Однозначно определить общее настроение этого отрывка нелегко, так как оно несколько раз меняется. Пейзаж начинается с описания «мертвой» зимней степи: здесь нет движения (многие предложения лишены глаголов), нет звуков, даже полет и «стонущий клекот» ворона не оживляют картину, а делают ее еще более зловещей. Но когда взгляд писателя-художника более внимательно всматривается в эту картину и проникает в потаенную жизнь степи, возникают краски, появляется движение, едва ощутимое движение природы к весне. И, наконец, финальные строки с их почти стихотворным ритмом, создаваемые синтаксическим параллелизмом и анафорическими повторами («Будут бить в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок... будет светить ему солнце... будет баюкать его ветер...»), с выразительным рядом аллитераций звучат как торжественный гимн весне.

Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи. Последняя измена Григория
Слайд 11

Включая в повествование пейзажные зарисовки, автор как бы широко распахивает душу читателя для восприятия мира природы после нагнетания художественных средств, привлекающих все внимание к напряженным событиям. Достаточно вспомнить эпизод работы Натальи и Ильиничны в степи. Последняя измена Григория надломила Наталью, и на фоне надвигающейся грозы она проклинает его. Эта сцена предшествует смерти героини. Вначале природа вполне безразлична к тому, что должно случиться – ничто не предвещает бури, лишь на мгновение набегает тучка. Но с настроением Натальи в природе происходят заметные изменения: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыдания. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». Когда Наталья, обращаясь на восток, просила Бога, чтобы он наказал Григория там, на фронте, «черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром...». Ильинична с ужасом смотрела на Наталью: «На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной». В один момент движения природы и чувства Натальи совпадают, и проклятие Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительно. В этом эпизоде параллелизм перестает быть одним из приемов изображения пейзажа и превращается в важную особенность композиции и характерную черту авторского стиля.

О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств героев, свидетельствует пейзаж, прерывающий авторский рассказ о возвращении Григория домой на побывку. Возвращению Григория в родной дом предшествует красочная картина охоты, в которой писатель с большим мастерством передал охотничий а
Слайд 12

О том, что пейзажные зарисовки в романе служат выражением чувств героев, свидетельствует пейзаж, прерывающий авторский рассказ о возвращении Григория домой на побывку. Возвращению Григория в родной дом предшествует красочная картина охоты, в которой писатель с большим мастерством передал охотничий азарт, изобразил панораму степных далей. Безразличная на первый взгляд к Григорию природа новым светом освещает его трагедию. Судьба сбитого гуся напоминает человеческую судьбу и в особенности самого стрелка: «...один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко пошел на снижение... Гусь летел в сторону от встревоженно вскричавшей стаи, медленно снижаясь, слабея в полете, и вдруг с большой высоты камнем ринулся вниз, только белый подбой крыла ослепительно сверкнул на солнце». Образом сбитой птицы автор подчеркивает трагичность судьбы Григория.

Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы бесконечное количество раз рождать неотвратимое будущее. Чтобы ни делали люди, природа вечна и неизменна. И это прекрасно понимают герои Шолохова, умеющ
Слайд 13

Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы бесконечное количество раз рождать неотвратимое будущее. Чтобы ни делали люди, природа вечна и неизменна. И это прекрасно понимают герои Шолохова, умеющие слушать шум леса, замечать красоту простых луговых цветов, любоваться созвездиями. В самые трудные моменты жизни они припадают к земле и ищут у нее забвения.

Список похожих презентаций

«Тихий Дон» М.А. Шолохов - исторические персонажи

«Тихий Дон» М.А. Шолохов - исторические персонажи

Цели работы:. исследовать образную систему романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», выявить исторические персонажи; рассказать об их деятельности в истории, ...
«Тихий Дон» М. Шолохова - проверочная работа

«Тихий Дон» М. Шолохова - проверочная работа

1. Назовите особенности жанра романа «Тихий Дон». А) роман - повесть; Б) психологический роман; В) роман-эпопея; Г) исторический роман. 2.В романе ...
«Тихий Дон» М.А. Шолохов

«Тихий Дон» М.А. Шолохов

Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24) мая 1905, хутор Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской ...
«Тихий дон» - поэтика романа

«Тихий дон» - поэтика романа

Видение мира автора романа «Тихий Дон» содержится, прежде всего, в стиле. Писателя отличает яркость воссоздания характеров. Но герои и способ изображения ...
«Тихий Дон» М. Шолохов

«Тихий Дон» М. Шолохов

История создания романа. «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать ...
«Тихий Дон» - краткая характеристика

«Тихий Дон» - краткая характеристика

Аксинья. Аксинья – казачка, жена Степана Астахова, возлюбленная Григория Мелехова. Аксинья – воплощение порыва, страсти, инстинктов. Героине досталась ...
«Тихий Дон» - женские характеры

«Тихий Дон» - женские характеры

Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны. Михаил Александрович Шолохов, создавая «Тихий ...
«Тихий Дон» - быт казаков

«Тихий Дон» - быт казаков

Цели работы:. сопоставить содержание произведения и реально существовавший жизненный уклад казаков в конце ХIХ – начале ХХ веков; показать, что роман ...
Тема любви в романе-эпопее «Тихий Дон»

Тема любви в романе-эпопее «Тихий Дон»

Любовный треугольник в романе «Тихий Дон». Тема любви в романе связана с главным героем — Григорием Мелеховым, его женой Натальей и Аксиньей, которая ...
«Тихий Дон» М.А. Шолохов - культура казачества

«Тихий Дон» М.А. Шолохов - культура казачества

Обоснование проекта. Идея данного проекта такова: создание иллюстрированного комментария к произведению М. А. Шолохова «Тихий Дон». Актуальность проблемы: ...
Тема гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Тема гражданской войны в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение, носящее исторический характер. Здесь автор поднимает вопрос о том, что есть война в жизни простых людей. ...
«Тихий Дон» М.А. Шолохов - нобелевская премия

«Тихий Дон» М.А. Шолохов - нобелевская премия

За что М.А.Шолохов получил Нобелевскую премию? Тема урока: Изображение Верхнедонского восстания казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Цель урока: ...
Михаил Шолохов «Тихий Дон»

Михаил Шолохов «Тихий Дон»

Первые строки первого тома романа «Тихий Дон» был написаны М.Шолоховым 8 ноября 1926 г. Работа над книгой шла интенсивно. Закончив черновой вариант ...
Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» история создания, жанр и композиция

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» история создания, жанр и композиция

Создание романа. 1928 - 1-я и 2-я книга 1929 – 1932 - 3-я книга 1937 – 1940 - 4-я книга Государственная премия (1941) Нобелевская премия (1965). Одно ...
Образ Донской Земли в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Образ Донской Земли в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Н. В. Гоголь: «Архитектура- летопись мира: она говорит тогда, когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Хутор Кружилинский. Дом, где родился ...
М.А.Шолохов «Тихий Дон»

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Краткая биография. М.А.Шолохов родился 11 мая 1905 г. На Дону. Отучившись 4 года в уездной гимназии, 15-летний подросток окунулся в перипетии гражданской ...
История создания романа «Тихий Дон»

История создания романа «Тихий Дон»

Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, ...
Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»

Цели урока: Продолжить знакомство с романом М.А.Шолохова «Тихий Дон»; развивать навыки выразительного чтения; 3.уметь самостоятельно давать характеристику ...
Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Цели урока: Продолжить знакомство с романом М.А.Шолохова «Тихий Дон»; развивать навыки выразительного чтения; 3.уметь самостоятельно давать характеристику ...
Роль пейзажа в русской литературе

Роль пейзажа в русской литературе

ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении (слово пейзаж происходит от французского ...

Конспекты

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Максатихинская средняя общеобразовательная школа №1». Максатихинского района Тверской ...
Урок литературы в 6 классе: Икона Владимирской Богоматери. История появления, значение

Урок литературы в 6 классе: Икона Владимирской Богоматери. История появления, значение

Урок литературы. в 6 классе. Икона Владимирской Богоматери. История появления, значение. . . . Цели:. 1. Дать понятие об иконе, ...
Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон

Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон

Конспект урока. Тема. Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Задачи:. образовательная: показать своеобразие и роль женских ...
Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон

. Номинация «Разработка урока». Ханукова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы НОУ «Центр Искусства Воспитания», Санкт-Петербург. ...
Род Мелеховых в романе М.А Шолохова «Тихий Дон

Род Мелеховых в романе М.А Шолохова «Тихий Дон

Род Мелеховых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». (работа по опорному конспекту).  . Учитель современной школы, конечно же, хорошо знает: объемные, ...
Обобщающее значение образов помещиков

Обобщающее значение образов помещиков

Тема: Обобщающее значение образов помещиков. Цели: - выявить приемы описания характеров помещиков, помогающие постичь их характер, речь, привычки ...
Картины жизни донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон

Картины жизни донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон

Картины жизни донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». …Но и горд наш Дон, тихий Дон, наш батюшка,. Басурманину он не кланялся,. ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:13 марта 2019
Категория:Литература
Содержит:13 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации