- Роль портрета в литературном произведении

Презентация "Роль портрета в литературном произведении" (8 класс) по литературе – проект, доклад

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17

Презентацию на тему "Роль портрета в литературном произведении" (8 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Роль портрета в литературном произведении Урок- практикум по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе». Учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ № 14 Рыжкова Надежда Михайловна
Слайд 1

Роль портрета в литературном произведении Урок- практикум по рассказу В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Учитель русского языка и литературы МОУ – СОШ № 14 Рыжкова Надежда Михайловна

Цели: дать начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа; учить определять роль портрета в литературном произведении; развивать навыки анализа литературного произведения.
Слайд 2

Цели:

дать начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа; учить определять роль портрета в литературном произведении; развивать навыки анализа литературного произведения.

Оборудование урока: В.Г. Короленко «Дети подземелья» Презентация Тетради по литературе
Слайд 3

Оборудование урока:

В.Г. Короленко «Дети подземелья» Презентация Тетради по литературе

Портрет в литературном произведении. В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность. И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздава
Слайд 4

Портрет в литературном произведении

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность. И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер.

Обратите внимание! Портрет, пейзаж и интерьер - виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них - именно описание, то есть опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречия. ПОРТРЕТ
Слайд 5

Обратите внимание!

Портрет, пейзаж и интерьер - виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них - именно описание, то есть опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречия. ПОРТРЕТ в литературном произведении - это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.

Определен6ие для работы. Портрет - изображение в литературном произведении внешности персонажа С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. Портрет может включать : Описание лица Особенности фигуры Особенности одежды Описание лица Манеры поведения Мимика Жесты
Слайд 6

Определен6ие для работы

Портрет - изображение в литературном произведении внешности персонажа С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. Портрет может включать : Описание лица Особенности фигуры Особенности одежды Описание лица Манеры поведения Мимика Жесты

Место портрета в композиции литературного произведения. с портрета может начаться знакомство читателя с героем , автор также может показать героя уже после совершения им каких-то поступков или даже в самом конце произведения ; портрет может быть монолитным, когда автор все особенности внешности геро
Слайд 7

Место портрета в композиции литературного произведения

с портрета может начаться знакомство читателя с героем , автор также может показать героя уже после совершения им каких-то поступков или даже в самом конце произведения ; портрет может быть монолитным, когда автор все особенности внешности героя привел сразу, единым "блоком" , и "разорванным", при котором портретные черты "рассеяны" по тексту ; портретные черты героя могут быть описаны автором или кем-то из персонажей; портрет может быть "парадным« , ироничным или сатирическим , может быть описано только лицо героя или вся фигура, одежда, жесты, манеры; портрет может быть фрагментарным: изображен не весь облик героя, а только характерная деталь, черта; иногда портрет включает пояснения автора о речи, мыслях, привычках героя и т.д.

Характеризуя роль портрета лучше соблюдать такую последовательность: Шаг 1. Найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя «Наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбу
Слайд 8

Характеризуя роль портрета лучше соблюдать такую последовательность:

Шаг 1. Найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя «Наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубо выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум. В то время, как на его лице сменялся целый калейдоскоп гримас, эти глаза Сохраняли постоянно одно выражение, отчего мне всегда бывало как-то безотчетно жутко смотреть на гаерство этого странного человека. Под ним как будто струилась глубокая неустанная печаль. Руки пана Тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по-мужичьи.

Сравни! «… Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц.» «…Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной
Слайд 9

Сравни!

«… Мальчик, по имени Валек, высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц.» «…Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

Продолжаем работать! В чем отличие? «…Сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами.» « Между тем девочка, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь при
Слайд 10

Продолжаем работать! В чем отличие?

«…Сзади мальчика показалось еще грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами.» « Между тем девочка, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке. Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня Удивленным и отчасти испуганным взглядом.»

«Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах, вознаграждая за конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу…». «…Это было бледное, крошечное
Слайд 11

«Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах, вознаграждая за конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу…»

«…Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно…»

« А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее
Слайд 12

« А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони..»

«…Движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице…»

«… Струя света падала на ее белокурую головку, заливала ее всю, но, несмотря на это, она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет».

«…Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время.
Слайд 13

«…Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время.

«…Мы каждый день выносили Марусю наверх, и здесь она как будто оживала; девочка смотрела вокруг широко раскрытыми глазами, на щеках ее загорался румянец; казалось, что ветер, обдававший ее своими свежими взмахами, возвращал ей частицы жизни, похищенные серыми камнями подземелья. Но это продолжалось
Слайд 14

«…Мы каждый день выносили Марусю наверх, и здесь она как будто оживала; девочка смотрела вокруг широко раскрытыми глазами, на щеках ее загорался румянец; казалось, что ветер, обдававший ее своими свежими взмахами, возвращал ей частицы жизни, похищенные серыми камнями подземелья. Но это продолжалось так недолго…»

«Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по- прежнему шлепая по полу слабыми ногами.»

Шаг 2. Объясните наличие этих особенностей в описании внешности героя Начинается ли с портрета знакомство читателя с героем? Это «монолитный» или «разорванный» портрет? Кто дает портретную характеристику автор или какой- то персонаж и почему? Портрет краткий с минимумом деталей или подробный , детал
Слайд 15

Шаг 2

Объясните наличие этих особенностей в описании внешности героя Начинается ли с портрета знакомство читателя с героем? Это «монолитный» или «разорванный» портрет? Кто дает портретную характеристику автор или какой- то персонаж и почему? Портрет краткий с минимумом деталей или подробный , детализированный? Портрет краткий с минимумом деталей или подробный , детализированный?

Шаг 3. Как портрет передает внутренний мир героя? Шаг 4 Как сотносится портретная характеристика героя с общим смыслом произведения, авторской идеей.
Слайд 16

Шаг 3

Как портрет передает внутренний мир героя? Шаг 4 Как сотносится портретная характеристика героя с общим смыслом произведения, авторской идеей.

Виды портретов в литературном произведении: Какие портреты представлены в произведении? Портрет. Портрет - описание. Портрет - сравнение. Портрет - впечатление. Перечень портретных деталей. Сравнение с другими персонажами. Отражает внутренний мир во внешнем облике
Слайд 17

Виды портретов в литературном произведении:

Какие портреты представлены в произведении?

Портрет

Портрет - описание

Портрет - сравнение

Портрет - впечатление

Перечень портретных деталей

Сравнение с другими персонажами

Отражает внутренний мир во внешнем облике

Список похожих презентаций

Портрет в литературном произведении

Портрет в литературном произведении

Филологический анализ литературного произведения предполагает взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный ...
Роль музыки в пьесах А.Н. Островского

Роль музыки в пьесах А.Н. Островского

Что такое музыка? Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков? Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью? Музыка ...
Роль литературы и искусства в обновлении советского общества

Роль литературы и искусства в обновлении советского общества

Литература и искусство. Огромную роль в обновлении советского общества сыграли литература и искусство, творческая и научная интеллигенция. Деятели ...
Роль книги в жизни человека

Роль книги в жизни человека

«Великая бывает польза от почитанiя книжнаго… се бо суть реки напояющи вселенную: се суть исходища мудрости…» Лаврентьевская летопись (год 1037). ...
Конфликт в произведении "Песня о Соколе"

Конфликт в произведении "Песня о Соколе"

Сокол Уж. Участники конфликта. ..Счастье и смысл жизни Сокол видит в полетах, для него дорого небо, завораживающее своими бескрайними просторами. ...
Русский характер в произведении А.Н. Толстого

Русский характер в произведении А.Н. Толстого

И от пуль невредим, и жарой не палим, Прохожу я по кромке огня , Видно, мать непомерным страданьем своим Откупила у смерти меня. Испытало нас время ...
Роль цветовой лексики в поэзии А.С. Ванюковой

Роль цветовой лексики в поэзии А.С. Ванюковой

Задачи работы:. Изучить научную литературу по проблеме. Использовать ранее приобретённые знания в новом виде работы – исследовании. Проследить языковые ...
Роль труда и вдохновения в творчестве А.С. Пушкина

Роль труда и вдохновения в творчестве А.С. Пушкина

Вопрос, на который мы должны ответить:. Что важнее для поэта при создании произведений - труд или вдохновение? Гипотеза: оба компонента важны. Объекты ...
Роль Бабы Яги в сказках

Роль Бабы Яги в сказках

Что мы хотим выяснить? Какая она – Баба Яга (добрая старушка или злая ведьма) ? И. Что нужно знать, чтобы «отправиться в гости к этой загадочной старушке?». ...
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка

Самый богатый стиль речи – художественный …. -Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. -Как вы понимаете, ...
Понятие о литературном направлении. Классицизм

Понятие о литературном направлении. Классицизм

Литературное направление (метод) -. основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных ...
Понятие о литературном направлении

Понятие о литературном направлении

Литературное направление (метод). Основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах ...
Образ лирического героя в произведении Брюсова «Опять сон»

Образ лирического героя в произведении Брюсова «Опять сон»

Частбушрка быюлисна приобавутка. Частушка былина прибаутка. Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924). Дебри. Гиппопотам. Критерии оценки. 1. Культура ...
Роль образа Бабы – Яги в русских народных сказках

Роль образа Бабы – Яги в русских народных сказках

Цель исследовательской работы: Исследовать , какова роль Бабы-Яги в русских народных сказках, для чего служат ее атрибуты и почему у неё костяная ...
Роль биографии писателя в изучении его творчества

Роль биографии писателя в изучении его творчества

Проникновение в творческую мастерскую писателя и тайны гения:. способствует эстетическому развитию личности читателя, формирует навыки самоактуализацииличности ...
Роль пейзажа в русской литературе

Роль пейзажа в русской литературе

ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении (слово пейзаж происходит от французского ...
Роль выразительных средств в лирике

Роль выразительных средств в лирике

Цели урока: 1. Актуализация знаний о приемах выразительности в лирических произведениях. 2. Формирование умения понимать образность, выразительность ...
Роль художественной детали

Роль художественной детали

Наши задачи. Вспомнить произведения о любви, изученные ранее; Выяснить значение художественной детали для раскрытия идеи произведения по рассказу ...
Роль диалектизмов в создании образа рассказчика

Роль диалектизмов в создании образа рассказчика

«Не угомонюсь!» П.П. Бажов. «Уральский кудесник». Лев Кассиль. Мир сказов Бажова обладает удивительной притягательностью и для детей, и для взрослых. ...
Роль языка в жизни человека

Роль языка в жизни человека

Слово ? Ассоциации. «В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно». Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). «Слово — великое оружие жизни». ...

Конспекты

Характеристика героя, его поступки и мотивы в произведении Л.Чарской «Записки гимназистки

Характеристика героя, его поступки и мотивы в произведении Л.Чарской «Записки гимназистки

Квасова Вера Анатольевна. МОУ СОШ №51 г. Волгоград. Учитель начальных классов. Литературное чтение 4 класс. Образовательная система «Школа 2100». ...
Роль сказки во всестороннем развитии детей

Роль сказки во всестороннем развитии детей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 15 «Солнышко» городского округа город Михайловка Волгоградской ...
Роль стихии в судьбах героев повести А.С. Пушкина

Роль стихии в судьбах героев повести А.С. Пушкина

"Роль стихии в судьбах героев повести А.С. Пушкина "Метель". Цели:. Обучающая:. формирование умения анализировать художественный текст,. формирование ...
Роль и функция детали в повестях Н.В.Гоголя «Невский проспект

Роль и функция детали в повестях Н.В.Гоголя «Невский проспект

. Автор - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г.Краснодара. Лесных Е.И. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ. «Роль и функция детали в повестях ...
Роль молодежи в развитии сельской местности

Роль молодежи в развитии сельской местности

Предмет: Якутская литература. Тема урока: «Роль молодежи в развитии сельской местности» ( заключительный урок по драме С.П. Ефремова «Куорат кыыьа» ...
Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита

Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита

. МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области. Конспект урока ...
портрета поколения

портрета поколения

. . Тема урока. :. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в главах « Бэла», «Максим Максимыч. ». Класс: 9. . Цели урока. ...
Переживания главного героя в произведении В.Л.Дурова «Наша Жучка

Переживания главного героя в произведении В.Л.Дурова «Наша Жучка

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. 3 КЛАСС. УМК «Школа России». ТЕМА:. «Переживания главного героя в произведении. . В.Л.Дурова «Наша Жучка». ...
Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком

Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком

Интегрированный урок литературного чтения во 2 классе. Тема:. Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком». Цель:. формирование ...
Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина

Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина

Муниципальное общеобразовательное учреждение. Бельская средняя общеобразовательная школа. Конспект урока по литературе в 8 классе. ...

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Информация о презентации

Ваша оценка: Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:11 декабря 2018
Категория:Литература
Содержит:17 слайд(ов)
Поделись с друзьями:
Скачать презентацию
Смотреть советы по подготовке презентации