Конспект урока «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА» по педагогике для все классыа
Конспект урока на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»
Известные исследователи народного декоративно – прикладного искусства В.С.Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому декоративное искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Взяв за основу государственную программу, я откорректировала ее с учетом индивидуальных возможностей, личных особенностей детей и поэтому свой опыт, считаю репродуктивно-исследовательским .Технология опыта
Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
Искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе, по которой я работаю, выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.
Главным направлением моей педагогической деятельности является приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству, к его истокам.
Целью опыта является развитие художественных способностей детей через творческие задания, интегрированные занятия, посещение выставок, экскурсии.
Достижение этой цели я вижу через осуществление следующих задач:
-овладение воспитанниками знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;
- ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства «Декоративное рисование», «Художественная роспись», «Лепка», «Аппликация».
- развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;
-
воспитание интереса и любви к народному искусству.
В основу опыта положено:
- творческие принципы народного искусства, общие для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации);
- тематический принцип планирования материала с учетом интересов детей, их возрастных особенностей;
-система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
-система межпредметных связей;
- направленность содержания программы на развитие творческих способностей детей.
Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим. Мышление, интересы, отношение к жизни к труду, к семье этих будущих строителей и хозяев нашего общества складываются уже сегодня.
В каждой школе учатся не только будущие агрономы, токари, учёные, летчики. В каждой школе растут матери, отцы, учителя – будущее воспитатели новых поколений. И всё это то, что они будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать.
Прочный фундамент всего этого может быть заложен только в юные, только в школьные годы. В современных условиях искусство должно проникнуть во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни нравственных и интеллектуальных свойствах личности. Всё это требует всеобщности эстетического воспитания.
Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневной труде, в повседневных человеческих отношениях. А для этого вся жизнь школьников – классная и внеклассная – должна быть организована «по законам красоты». В этом и состоит главная воспитательная функция искусства.
3. Теоретическая основа опыта.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Художественное воспитание целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.
Увлеченные научно – технической революцией, погруженные в «мир информации», мы, вообще, стали порой считать логическое мышление единственно достойным современного человека, а эмоции чем-то лишним, второстепенным, вообще-то, и не нужным, «немодным и некрутым». Кстати, этот недостаток – отсутствие культуры чувств, способности сопереживать – в зрелые годы, наверное, невозможно восполнить даже прохождением какого-нибудь курса «хороших манер». Этот «университет» может лишь облечь дурные, примитивные чувства в маскировочное одеяние, но не изменить их. Духовно не развитый эстетически неграмотный человек без разбора потребляет всякого рода художественные суррогаты, какими бы путями они к нему не попадали. И через подобное искусство в душу проникает чужая нам, потребительская, индивидуалистическая идеология. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству.
Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.
Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему процессу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства.
Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.
Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.
Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд.
Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Внешний показатель эстетической воспитанности, базирующийся на всех вышеупомянутых, художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.
Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса.
О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.
Коллективная творческая работа воспитанников кружка способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание того, что каждый из них - это частица одного коллектива, благотворно влияют на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь.
Это обычно находит свое выражение в общественно-полезной деятельности в учреждении, в организации массовых мероприятий. Достаточно желания, интереса - и воспитанники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога. Это организация и проведение традиционных праздников (посвящение в кружковцы, творческие встречи), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок и фестивалей детского творчества. Выполняя эстетико-нравственные функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие данные, пробуждают или углубляют эстетические чувства, потребности. Так, например, районный фестиваль детского творчества объединяет большое количество творческих коллективов (до 500 участников). Фестиваль проводится по декоративно-прикладному, изобразительному, музыкально-хореографическим направлениям, где все виды искусства объединяются. Конечно, степень успехов участников подобного фестиваля различны, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности ребят.
Учреждение дополнительного образования уникально тем, что любой ребенок (одаренный или с проблемами) здесь всегда успешен. Именно успешность выступает главным результатом педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно каждого ребенка как личности.
Технология опыта.
Цель представленного опыта работы - отразить в форме модели систему развития эстетических чувств воспитанников объединения «Умелые руки», воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как работа с кожей, тестопластика, конструирование, рисование, лепка, фитодизайн.
Задачи:
-
Развивать творческий потенциал личности;
-
Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народной традиционной культуры.
В объединении «Умелые руки» занимаются 3 группы. Возраст детей от 5 до 12 лет.
Состав группы постоянный.
Набор детей по желанию. Дети зачисляются по собеседованию. Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные.
В данном опыте решаются две основные образовательно – воспитательные задачи, тесно связанные друг с другом. Одна учит творить собственными руками, а другая – познавать красоту жизни. И эти две задачи решаются от первого до пятого года обучения, рассматривая грань связи искусства с жизнью. Моя образовательная деятельность нацелена на развитие и совершенствование умений и навыков работы с кожей, бумагой, природным материалом, на воспитание интереса воспитанников к старинным промыслам.
Основной воспитательной целью является раскрепощение личности, социальная адаптация ребёнка, обогащение его духовного опыта через знакомство с видами декоративно-прикладного творчества, умение применять полученные знания и опыт в быту.
В процессе воспитания ребёнка у него вырабатывается эмоционально отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребёнок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилась правильное отношение к пороку, хамству, к хулиганству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть на них похожим.
Программа не ставит своей задачей подготовку школьников в искусствоведческие вузы, а преследует более широкую цель: общее развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей.
Личность ребёнка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл приобретают нравственные и другие ценности.
Организация творческого процесса на моих занятиях целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребенка. Предложенная мною позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако, только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой мною программы, отличие которой от других имеющихся программ по декоративно-прикладному творчеству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания работы. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно прикладной деятельности: практическую непричастность их к творчеству - процессу моделирования изделия.
Следующей особенностью моей программы является акцент на общее развитие личности. С этой целью в курс программы включены занятия по изучению основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера. В предложенной программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе моделирования изделия и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.
Дети активны, аккуратны, заинтересованы в работе, внимательны на занятиях, доброжелательны.
Для успешного обучения и воспитания детей в объединении «Умелые руки» используется специальное и относительно прочное стационарное оборудование (ножницы, иглы, нитки, шило, выжигатели), соблюдаются нормы техники безопасности.
Весь процесс обучения в объединении «Умелые руки» подчинен цели - воспитанию личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, конструирование, лепка, работа с кожей.
В процессе формирования творческой деятельности выделяю три последовательных этапа:
Первый этап обучения в объединении знакомит с основами эстетического восприятия явления окружающей жизни, а за все пять лет обучения в сознании и эмоциональном развитии ребёнка закладывается фундамент художественно – эстетических представлений, на которые он опирается в дальнейшем обучении. Без развитии чувств, без формирования радости общения с искусством собственного творения, это цель не может быть достигнута.
Выработка практических умений и навыков (1-й год обучения).
Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми
впечатлениями (2-3-й годы обучения).
Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения
накопленного опыта и применение его в творческой деятельности (4-5-й годы
обучения).
Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всем процессе. Практическая деятельность обучающихся постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера.
Занятия в объединении «Умелые руки» рассчитаны на пять лет, состоят из пяти частей, соответствующих годам обучения.
В первый год происходит знакомство детей с такими видами декоративно-прикладного искусства, как лепка, конструирование, рисование. Эти виды деятельности выбраны не случайно, так как детей можно научить конструировать из готовых форм, рисование развивает ум, фантазию, художественно-творческие способности, а лепка развивает мелкую моторику рук. Движения рук становятся более координированными и уверенными, развивается глазомер.
На втором году обучения кружковцы должны овладеть основными приёмами лепки из теста, уметь приготовить солёное тесто, знать историю этого ремесла. И как результат овладения техникой тестопластики являются выставки, где демонстрируются достижения кружковцев.
Третий год обучения включает в себя знакомство с мастера – умельцами. Дети умеют лепить мелкие орнаментальные детали, объемные лепные фигуры. Использовать в лепке специи и природные материалы.
Четвертый год обучения дети работают над тем, что составляет из лепных фигур композиционные группы, совершенствуют технику тестопластики.
Пятый год обучения отводится программой по совершенствованию уже имеющихся навыков, где дети познают законы флористики, фитодизайна, совершенствуют своё мастерство в работе с кожей.
Всё обучение детей строится от простого к сложному. В соответствии с этим ставятся цели и задачи обучения, которые усложняются к концу года. Программа направлена на общее развитие личности, умение использовать народные традиции в своей жизни.
Этот этап обучения является итоговым. Все вехи обучения сводились именно к тому, чтобы обучающийся научился создавать произведение, которое от замысла до воплощения в материале было бы выполнено самостоятельно. На этом этапе и выявляется личность творца, а не просто хорошего исполнителя. На этом этапе возрастает роль педагога, если он раньше уже и вел за собой, то теперь он вступает с воспитанником в процесс сотворчества.
Темы заданий выбираются самим ребенком, но я могу предложить детям дополнительные.
Примерные темы для творческих работ, которые предлагаются воспитанникам объединения «Умелые руки»:
-
История искусства народных промыслов.
-
Легенды о цветах.
-
Народные праздники и обычаи.
-
Куклы-обереги в народной культуре, их защитные и эстетические функции.
-
Жизнь замечательных людей своего края.
-
Мастера-умельцы народных промыслов.
-
Каждый народ-художник.
После того как учащиеся определились с выбором темы, идет наработка творческого материала. С этой целью проводятся пленэрные зарисовки, посещение выставок, музеев, просмотр слайдов, иллюстраций, фотографий, чтение специальной литературы.
Творческие работы характеризуются:
-
появлением индивидуального почерка;
-
интересным решением сюжета;
-
усовершенствованием и творческим преобразованием первоначального варианта эскиза;
-
правильным выбором цветового сочетания;
-
подчинением законам композиции;
-
организацией изобразительного центра;
-
подчинением единому образному строю;
-
равновесием, целостностью, художественной логикой.
В своих творческих работах дети идут от чувства, от своего внутреннего мира, а не от наблюдения чужих стандартов, подсказок, мешающих творческой самостоятельности.
Творческая работа «Умелые руки» сегодня - это
-
итог обучения,
-
сотворчество педагога и ученика,
-
коллективные работы,
-
серии работ, объединенные одной темой,
-
работы, гармонично сочетающиеся с интерьером, для которого изготавливаются.
Регулярно осуществляю индивидуальную работу с воспитанниками кружка. Я неслучайно использую личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Ведущей целью этой технологии является творческое развитие индивидуальности ребенка, углублении его практических занятий и умений, приобщение к миру прекрасного, совершенствование эстетического вкуса.
Творческое отношение к осуществлению индивидуальной работы имеет принципиальное значение. Данная модель развития эстетической культуры подчеркивает важность увлеченности как педагога, так и ребенка искусством для формирования у воспитанника познавательного интереса к нему и стремления к самосовершенствованию, глубокому пониманию предмета. Важно «раскрыть» ребенка, высвободить его творческую энергию, раскрепостить эмоционально.
Особое место в организации занятий кружка «Умелые руки» я отвожу игровой деятельности воспитанников (Приложение №3). Данная форма организации работы помогает мне максимально раскрыть в ребенке в процессе самопознания и саморазвития его творческие возможности, гармонично развивать его природные способности средствами всех видов искусств. Проведение народных игр помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа.
Специально организованная воспитательная работа - это не только досуговые мероприятия. Это комплекс самых разных видов деятельности социальной направленности - трудовой, общественно-полезной, культурно-творческой, организованных педагогом в таких формах как: различные коллективные творческие дела, индивидуальные поручения, детское самоуправление (Приложение №4). Именно в разнообразной деятельности ребенок пробует себя в различных ролях, приобретает социальный опыт, формирует образцы поведения, а педагог имеет возможность отслеживать свое воспитательное влияние на ребенка.
Значительную часть воспитательного процесса организовываю совместно с обучающимися и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решаем сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга.
Меня, как педагога, объединяет с родителями воспитанников общая забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Художественное начало есть в каждом ребенке. И моя задача - увидеть две стороны - социальную и нравственную и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, воспитывая эстетическую культуру, я открываю ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащаю их, подвожу к пониманию лучших образов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания - воспитания личности.
III. Результативность опыта
Поскольку образовательная деятельность является основной для педагога, то оценка его эффективности производится по уровню образовательного результата.
Ведущим показателем результативности педагога, который можно диагностировать в ребенке, является образованность личности, которая понимается как совокупность обученности и воспитанности.
При отслеживании обученности в программе деятельности кружка в каждой теме указываются: перечень конкретной информации, которую должен усвоить ребенок, показатели освоения, а также перечень умений, которые ребенок должен продемонстрировать (владение методами, операциями, технологиями).
Основным показателем воспитанности я считаю направленность личности ребенка, которая выражается в его ценностных ориентациях, взглядах, прослеживаемых в поступках и поведении. Помимо направленности «на себя», «на объект», «на других людей» показателями воспитанности являются культура поведения и отношений.
Эффективным способом, позволяющим одновременно и решать воспитательные задачи, и отслеживать уровень воспитанности детей, а также влиять на этот уровень, является специально создаваемая мной ситуация выбора, т.е. ситуация, требующая от ребенка самостоятельного принятия решения и ставящая его в позицию ответственности за свои решения. Это - ситуации - тесты, проблемные ситуации. Также способом создания ситуации выбора является коллективное творческое дело, в котором каждый ребенок выбирает определенную позицию. В процессе подготовки и проведения такого дела я решаю комплекс воспитательных задач, отслеживаю позицию каждого ребенка, и уровень развития коллектива в целом.
Для изучения уровня нравственного развития личности воспитанника младшего школьного возраста, я использую диагностическую методику Айзенка. Она проводится в начале учебного года, а в итоговый период обязательно повторяется. В ходе игры я стараюсь опираться на детскую самооценку. Закрепленные и приобретенные качества положительной направленности называются как достижения. Я сравниваю итоги игры и делаю вывод о наличии динамики присвоения детьми нравственных ценностей.
В 2008 -2009 году мною было проведено тестирование «Насколько вы воспитанный человек?». Опрос показал только 40% учащихся являются воспитанными детьми, ещё 30% показали ответы среднего уровня воспитанности, 20% детей невоспитанны и грубы. В течение года была проведена огромная работа воспитательного плана, это: беседы «Понятие об этике и эстетике», «Посмотри вокруг другими глазами», были экскурсии в местный музей, и многое другое. И в 2009-2010 году эта работа была продолжена по темам «Я - Личность», «Культура поведения». И повторно были проведёны опрос детей, анкетирование, которые показали, что дети стали воспитаннее, гуманнее относится друг к другу, стали замечать хорошее, видеть красоту мира и внутреннюю красоту человека.
Всего обследовано 40 учащихся. Возрастной диапазон от 5 до 12 лет. Учащиеся весьма однородны по ряду характеристик:
-
Общему развитию;
-
Общей увлеченности одним и тем же делом.
Такой состав испытуемых существенно позволяет с уверенностью делать выводы о влиянии объединения «Умелые руки» на эстетическое восприятие и развитие воспитанников.
Применявшиеся методики:
-
«Психологическая культура личности (Мотков О.И.)»;
-
Стиль межличностных отношений определялся с помощью «Диагностика межличностных отношений (Собчик Л.Н.)»;
-
Психологический портрет учащихся (Панина Н.В.).
Результаты показали, что у детей, занимающихся в объединении «Умелые руки» более высокий уровень психологической культуры, т.е. дети умеют конструктивно общаться, работать, развиваться, у них высокая самооценка, эти дети коммуникабельны, раскрепощены, социально адаптированы.
Уровень развития коллектива я отслеживаю также с точки зрения динамики. Особое внимание обращаю на мотивацию детей в деятельности, тенденции, которые складываются в коллективе. Уже к концу первого года обучения у меня имеется такой воспитательный результат как сформированный, действенный коллектив.
Для диагностики уровня коллектива, помимо наблюдения, коллективного планирования и коллективного анализа деятельности кружка я использую методику «Психологическая атмосфера в коллективе», которую провожу несколько раз в году и отслеживаю характер изменений.
Итог работы объединения - выставки учащихся. За последние 5 лет творческие работы воспитанников объединения «Умелые руки» участвовали в следующих районных и областных выставках:
IV. Библиографический список.
1. Арихейм Р. Искусство и визуальное восприятие — М., 1974.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник, Педагог. Школа. -М, 1984.
3. Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М., 1993.
4. Алпатов М. Немеркнущее наследие. - М., 1990.
5. Алпатов И.А.. Набойка: Русское декоративное искусство. - М., 1962
6. Барадунин В.А. и др. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М,
1986.
7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1993.
8. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - Л., 1984.
9. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. - M, 1972.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991
11. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М, 1995
12. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М., 1993.
13. Неменский Б. В. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания. М, 1981
14. Обухова Л. Ф. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л.В.
Декоративное искусство — детям. —М., 1976
15.Претте М. К., Капальдо А. Творчество и выражение. Т. 2. — М., 1985
Приложения
-
Приложение №1 Образовательная программа
-
Приложение №2 Реферат
-
Приложение №3 Открытое занятие
-
Приложение №4 Сценарии воспитательных занятий
-
Приложение №5 Фотографии
Здесь представлен конспект к уроку на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Педагогика (все классы). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.