Конспект урока «Пророк» по литературе
Сташко Наталия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
КГУ "Школа-гимназия №11" г.Усть-Каменогорск
Сопоставительный анализ лирики Л.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова и их стихотворений «Пророк» (2 часа)
Цели:
1. Развитие аналитических и сопоставительных навыков, логического мышления, монологической речи учащихся на заданную тему.
2. Нравственное, культурологическое и духовно-эстетическое воспитание учащихся.
А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов –
светила русской поэзии, из которых каждый светит своим собственным светом, не заимствуя ничего у другого.
Н.А.Некрасов
Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов.
Пушкин - поэт внутреннего чувства души.
Лермонтов - беспощадной мысли истины.
В.Г.Белинский
На предыдущем уроке мы начали разговор о замечательном русском поэте, младшем современнике А.С. Пушкина - М.Ю.Лермонтове. И, несмотря на то, что жили и творили они в разное время и в разных условиях, Лермонтов является продолжателем пушкинских идей.
Почему же лира М.Ю. Лермонтова большей частью грустна и задумчива в отличие от жизнеутверждающей, мажорной лиры А.С.Пушкина.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться ко времени жизни П. и ко времени жизни Л. Их эпохи можно сравнить с одним днем: рассвет, утренняя заря которого досталась П., а на долю Л. выпал холодный вечерний закат, дождливый и туманный.
- Какими историческими событиями наполнено время П? А Л?
Творчество П. развивается в то время, когда в России зарождаются и возникают тайные общества, кружки. Если в это время страна живет напряженной жизнью, если нарушается её спокойствие и чувствуется нарастание тайных сил, то время Л. - это упадок, это кризис душевных сил страны, «время безвременья».
Если раньше ожидалось что-то, и под этим «что-то» надо иметь в виду взрыв негодования передовой части молодой интеллигенции страны, т.е. восстания декабристов, то время Л. - это время разгула реакции, наказаний и казни декабристов. Если в 20-е годы страна оживает и прогрессивные силы вносят живую струю в сонное течение жизни, то 30-е годы - это ошеломляющий разгром декабристов. Теперь снова головы втягиваются в плечи, снова страх перед неизвестностью и крах всех надежд. Застой мысли, отказ от борьбы, уход в себя, стремление найти идеал в собственном «Я» - вот что характерно для этого периода.
10 лет - такой исторически ничтожный срок - явились разрывом между П. и Л.
П. сформировался как человек и как поэт на гребне декабристского движения.
Л. же - поэт совершенно другой эпохи, эпохи разгрома декабристов, эпохи борьбы в сфере философии.
Дети двух разных поколений, люди разных эпох, они были призваны для того, чтобы, говоря словами П., «воспеть свободу мир на тронах поразить порок»
- О чем же писали поэты? Что волновало их? Какие лирические темы разрабатывали? Есть ли совпадение интересов?
Дружбы и любви (у П. и Л.) Философская (у П. и Л.) Вольнолюбивая, гражданская (у П. и Л.) Судьба поколения 30-х гг. (у Л.)
Основные мотивы лирики П. и Л.
Назначение поэта и поэзии (у П. и Л.)
Патриотическая: т.Родины, ее истории, военная (у П. и Л.) Пейзажная (у П. и Л.)
Как видим, темы совпадают, только настроение в их стихах разное. П. больше свойственен оптимизм, a JI. - пессимизм и дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности.
Чтобы проиллюстрировать разность настроений в разработке общих тем, сравните (самостоятельно, можно по группам) некоторые стихотворения П. и Л., даты написания которых отличаются в среднем на 15 лет. Например:
ТЕМА ЛЮБВИ, РАЗЛУКИ, ВСТРЕЧИ:
П. - «Я помню чудное мгновенье»
Л. - «Из-под таинственной холодной полумаски»
ТЕМА СВОБОДЫ, МОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ:
П. - «Узник»
Л. - «Узник»
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ (восточное предание):
П. - «И путник усталый на Бога роптал»
Л. - «Три пальмы»
ПОЭТ, ПРОРОК, ИЗБРАННИК:
П.- «Пророк», «Свободы сеятель пустынный», «Поэт и толпа»
Л. - «Пророк», «Мое грядущее в тумане», «Есть речи - значенье...»
Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк»
Сегодня мы проанализируем стихотворения, тема которых не является новой в литературе. Её до П. разрабатывали Державин, Рылеев, Кюхельбекер. Но они лишь обозначили тему, открыли её. Пушкин же подхватил ИХ тему, но в её разработке пошел своим путем, а следом за П. её подхватил Л., потом Некрасов, Маяковский, Ахматова, Окуджава и другие писатели и поэты. Тема эта - НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА И ПОЭЗИИ.
ЗАДАЧА нашего урока - проследить, в чем заключается своеобразие решений этой темы Пушкиным и Лермонтовым.
Алгоритм работы над текстами стихотворений записан на доске. Планы анализа стихотворений у вас есть. Есть тетради по стилистике. Все это можно использовать в работе.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЙ
-
Прочитать текст про себя (вчитаться!)
-
Отметить непонятные слова, «расшифровать» их (выяснить их смысл)
-
Прочитать стихотворение вслух
-
Комментарий содержания (определение темы и идеи)
-
Встречалась ли эта тема в других стихотворениях поэта? Если «да», то в чем заключается своеобразие развития темы в этом стихотворении)
-
Какие художественные приёмы помогают жить лирическому сюжету?
-
Действительно ли, «Пророк» Лермонтова прямое продолжение «Пророка» Пушкина?
«Пророк» А.С.Пушкина
Комментарий содержания (4):
ТЕМА: Пушкин написал это стихотворение в 1826г., в ссылке. Оно написано под впечатлением от расправы над декабристами, однако связь с этими событиями опосредована. Это стихотворение о том, КАК РОЖДАЕТСЯ НА НАШИХ ГЛАЗАХ ПОЭТ-ПРОРОК из истосковавшегося по духовности человека и о том, КАКОВО НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭЗИИ.
Сюжет стихотворения условный, аллегорический, но Пушкин открывает при этом такие настоящие, безусловные на все времена признаки и свойства НАСТОЯЩЕЙ ПОЭЗИИ, которая стала называться ПРОРОЧЕСКОЙ
(анализ по тексту стихотворения)
-
ПРИ КАКИХ ЖЕ УСЛОВИЯХ ПОЭТ МОЖЕТ СТАТЬ ПРОРОКОМ?
-
пророком поэт может стать, если его душа томится по духовности, если она (душа) внутренне неспокойна (спокойный, всем довольный человек пророком стать не может)
-
-
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР?
-
«Это» (талант, способность к пророчеству) - от Бога. Это - Божий дар!
-
Пророк видит мир иначе, чем другие люди, принципиально НЕ ТАК. Пророк по-другому видит, слышит и чувствует мир. Он видит Вселенную.
-
ЭТОТ БОЖИЙ ДАР «БЕСПЛАТНЫЙ»?
-
За это знание мира, за пророческий дар надо платить. ЧЕМ? МУКОЙ!
(эта тема продолжается и в творчестве Лермонтова, Ахматовой и др. Например, у Л. в стихотворении «Я жить хочу ценою муки»:
… Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот,
Он покупает неба звуки,
Он даром слова не берет.
- В ЧЕМ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОРОКА?
5) Со своим ДАРОМ пророк должен идти к людям. Это назначение ПРОРОКА!
Тема высокого назначения ПОЭТА-ПРОРОКА потребовала от А.С.П. и необыкновенного слова, особой ЛЕКСИКИ!
Лексика ВЫСОКАЯ, ТОРЖЕСТВЕННАЯ, архаичная, библейская, наполненная церковно-славянизмами.
От начала текста и до конца стихотворение держится на этой торжественной, возвышенно-поэтической лексике.
Но не только лексика, но и УСТАРЕВШИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФОРМЫ придают возвышенность тексту.
А.С.П. насыщает стихотворение и возвышенным ЗВУЧАНИЕМ. Здесь есть и АЛЛИТЕРАЦИЯ (о,а,а,о,э) - созвучие гласных колокольное (почти церковное) и АССОНАНС - П. «собирает» согласные звуки (воззвал, восстань, отверстую), которые произносить непросто, но они наполняют стихотворение необыкновенной энергетикой.
В стихотворении очень много повторов: АНАФОРА - единоначалие (с И). В Библии и Евангелие этот же прием, поэтому возникает ассоциация Божественным началом, с Книгой.
Здесь есть и ИНВЕРСИЯ, которая делает высказывания возвышенными, т.о. А.С.П. нашел стиль, соответствующий теме.
Художественные средства, используемые П., разнообразны: Яркие СРАВНЕНИЯ («перстами легкими, как сон» ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ (метафоры) - «жало змеи» - мудрость; «угль, пылающий огнем» - страсть
В «Пророке» П. использует свой любимый стихотворный размер - 4-х стопный ямб. (4-х стопный ямб с пиррихием, с 5-ой усеченной стопой)
U- U- UU U-
U- U- UU U- U
UU U- UU U-
UU U- U- U- U
Встречается различный способ рифмовки:
ПЕРЕКРЕСТНАЯ абаб
КОЛЬЦЕВАЯ абба
СМЕЖНАЯ аабб
РИФМА встречается мужская и женская.
ИНТОНАЦИЯ стиха музыкальная, ЗВУЧАНИЕ легкое, напевное.
«Пророк» М.Ю.Лермонтова
«Пророк» Л., в отличие от пушкинского стихотворения, в ИНТОНАЦИОННОМ ПЛАНЕ более напряженный, хотя тоже музыкален.
Поэт у Л. - ПРОРОК УЖЕ СОСТОЯВШИЙСЯ. (Это как бы продолжение - 2 серия - пушкинского «Пророка»). Поэту Пушкина «Вечный судия» дает «всеведенье пророка» в самом конце стихотворения, когда поэт, утомленный бесполезными поисками применения своим силам, «как труп в пустыне лежал», у Лермонтова же мы видим поэта уже в самом начале стихотворения «всеведущим пророком». Все превращения, которые происходят с пророком у Пушкина на наших глазах, у Лермонтова произошли где-то раньше.
Поэт Пушкина, получив назначение пророка, идет ИЗ пустыни к людям со своим пламенным гласом. Лермонтовский же пророк убегает ОТ людей В пустыню. И поэт не просто бежит в пустыню, а посыпав пеплом голову, что обозначает, вероятнее всего, скорбь по морально погибшему поколению.
В руках пушкинского пророка огромные возможности: «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Поэт Л. «нищий», «угрюм, и худ, и бледен...», «наг и беден», и «презирают» все его.
У П. конфликт успешно разрешается - пророк встает во главе людей. У Л. конфликт между народом и поэтом не находит разрешения и поэт бежит прочь.
Несмотря на такие различия этих стихотворений, «Пророк» Л. является ни чем иным, как прямым продолжением «Пророка» П. Чтобы доказать это, можно поместить стихотворения одно под (за) другим и попытаться изложить объединено всю систему событий.
Получается следующий сюжет:
«Пророк» П. - поэт в долгих поисках своего назначения утратил уже все надежды на успех, но, разбуженный восстанием декабристов, понял всю силу слова и почувствовал себя достаточно сильным, чтобы повести за собой народ. И народ (судя по контексту) пойдет за ним.
«Пророк» Л. - Но вот наступила пора реакции, и пророк оттеснен на задний план. Толпа уже успела усомниться в его словах, которые он только готовился произнести. Поэт чувствует отчужденность от толпы. Теперь «любви и правды чистые ученья» оказались не ко времени, т.к. народ лермонтовской эпохи в страхе и отчаянии застыл в неподвижности. И каждый теперь сам за себя: какое кому дело до пророка. Более того, над ним теперь смеются, ему не верят, его презирают, и он в отчаянии бежит.
Т.о. единство народа и поэта, намечавшееся у П., в новой обстановке безжалостно распадается и приводит к трагедии одиночества лермонтовского пророка, который стал «угрюм и одинок», в отличие от пушкинского.
И хотя двух «Пророков» разделяет 15 лет, прямая связь между ними очевидна.
Если за последним четверостишием «Пророка»П. поставить стихотворение Л., то между ними не будет никакого промежутка, они сливаются в единое целое:
Пушкин: , Лермонтов:
«И обходя моря и земли «Провозглашать я стал любви
Глаголом жги сердца людей» И правды чистое ученье...»
Однако мысль Л. не закончена, прервана смертью. Надо полагать, что в дальнейшем он тоже привел бы своего пророка к более действенному концу.
Близость «Пророков» прослеживается так же в РАЗМЕРЕ стиха:
4-х стопный ямб с перрихием (хотя JI. отдавал предпочтение трехсложным размерам)
U- U- UU U-
U- U- UU U- U
U- U- U- U-
U- U- UU U- U
РИФМОВКА же у Л. только ПЕРЕКРЕСТНАЯ (абаб), кроме последней строфы, там КОЛЬЦЕВАЯ (абба).
РИФМА - мужская и женская, как у П.
ЯЗЫК СТИХОТВОРЕНИЯ - четкий, с небольшим количеством метафор:
«И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя»
Простой язык помогает глубже осмыслить всю трагичность положения поэта-пророка.
Но точка еще не поставлена. Что не успел сказать Л. (сблизить поэта с народом), сделают другие, и поэт станет, наконец, близок народу. С одной стороны, будет выражать его мысли и чувства, а с другой - будет его путеводной звездой.
«Поэт прежде всего - человек, потом - гражданин своей земли, сын своего времени», - говорил В.Г.Белинский. И, следовательно, каждое время выдвигает перед поэтом свои задачи. Так у Некрасова поэт - это прежде всего гражданин: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Д/з Проанализировать сборники стих-й Лермонтова и проследить, как развивается в других его стихах тема о назначении поэта и поэзии.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Пророк», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.