- Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов

Конспект урока «Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов» по литературе для 10 класса

Урок литературы в 10 классе

«Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов».


ПЛАН

1. Антитеза — основной художественный прием в романе.

2. Антитеза в образах Обломова и Штольца:

происхождение;

жизнь родителей;

воспитание;

образование;

детали одежды, восприятие мира, характеры, идеалы;

духовность и рационализм;

отношение к службе.

3. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына.

4. Значение антитезы в разрешении основных проблем романа.


1. В романе И. А. Гончарова «Обломов» выразительно использован прием антитезы, незаменимый в тех случаях, когда автор стремится отразить всю противоречивость и сложность описываемого явления. С помощью этого приема И. А. Гончаров выявляет все стороны человеческой личности своих героев: Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны.

2. В Обломове и Штольце контрастирует практически все, вплоть до мельчайших деталей, начиная от происхождения и кончая стилем одежды. Но главным их различием, без сомнения, остается абсолютная несхожесть их характеров и идеалов. Все остальное — причина или следствие этого. Достаточно вспомнить сон Обломова, чтобы понять, что своей ленью и апатией он во многом обязан барскому происхождению и воспитанию. Представление о жизни складывалось у него из наблюдений за жизнью родителей, которые приучали сына к праздности и покою, считая их признаком счастья и высшей породы. Ему хочется что-то сделать самому, а домочадцы не разрешали даже налить себе воды из графина, что-то принести, поднять уроненную вещь, считая, что на труде вообще стоит клеймо рабства. «Захар, — как, бывало, нянька, — натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему, лежа, то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, так он поддаст Захарке ногой в нос... Потом Захарка чешет ему голову, натягивает куртку, осторожно продевая руки Ильи Ильича в рукава, чтобы не слишком беспокоить его...»

Отец Штольца, напротив, старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Энергичность и предприимчивость Андрея Штольца есть следствие необходимости самому, не полагаясь ни на кого, пробивать себе дорогу в жизни. И если Штольц — суховатый рационалист, то Обломов — воплощение мягкости и кротости. И этот рационализм Штольца подчеркивает такие отрицательные черты в характере Обломова, как лень, инертность, равнодушие к жизни. Это противопоставление усиливается за счет того, что их жизненные пути постоянно пересекаются. Причем Штольц пытается вырвать своего друга Илью Ильича из лап «обломовщины», пробудить в нем все лучшие чувства: доброту, честность, искренность, благородство, — надеясь на то, что эти чувства, развившись, сделают его жизнь цельной и гармоничной.

Но незримая борьба происходит не только между характерами Штольца и Обломова. С помощью приема антитезы Гончаров практически полностью раскрывает перед читателем внутренний мир Ильи Ильича. Грезы Обломова автор противопоставляет действительности: «...а хорошо бы, если бы вот это сделалось». «Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...» Его мечтания, порой детские и наивные, резко отличаются от действительности, что и стало самой большой жизненной трагедией Обломова. Его лень и апатия мешают ему воплотить в реальность хотя бы маленькую толику его грандиозных мечтаний.

Обломов как бы живет двойной жизнью: первая — это обыденная реальность, а вторая — это его сны и мечтания, в которых он представляет себя деятельным человеком, личностью, которая способна творить и действовать, невзирая ни на какие жизненные проблемы и внутренние противоречия. Но это сон, а не реальность. Илья Ильич спит, потому что во сне он видит себя тем, кем он хочет быть. Жизнь его — это сон. Только любовь к Ольге Ильинской смогла на некоторое время воскресить Обломова к жизни. Он почувствовал, что настоящее счастье заключается не в бесплодных размышлениях и мечтах, а в богатстве чувств. Чувство, вспыхнувшее между Обломовым и Ольгой, настолько романтично и сильно, что отодвигает проблему «обломовщины» на второй план. Ольге кажется, что с его ленью она очень легко справится. Настойчивость и упорство Ольги на время побеждают лень Обломова: она заставляет его читать книги и газеты, совершает с ним прогулки по окрестностям Петербурга, он посещает по ее просьбе музеи. Ольга добивается от Обломова физического движения, умственной работы.

Однако любовь не смогла захватить Илью Ильича — он не жертвует ради нее своим спокойствием. Мечта Ольги о перевоспитании разбивается о лень Обломова. Любовь показалась ему «претрудной школой жизни». Разрыв с Ольгой стал неизбежен. Но стоит заметить, что идеалы энергичного человека Обломова и Штольца в этот период резко отличаются друг от друга. В своих мечтах Обломов ставит цели высокие и благородные, в отличие от меркантильных интересов Штольца.

3. Женские образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницьшой тоже противопоставлены в романе. Уже в их внешнем облике много непохожего: Ольга стройная, Пшеницына толстая, хотя обе по-своему привлекательны в глазах Обломова: одна — своей грацией, другая — статностью. Эти две героини противопоставлены и по своему социальному происхождению:

Ольга — дворянка, получила хорошее образование и воспитание. Агафья Матвеевна — из народа и не отличается образованностью. Эти две женщины и любят по-разному: любовь Ольги одухотворена, но несколько эгоистична (она любит в Обломове себя, свои усилия воли и духа), а любовь Пшеницьшой самозабвенна, она держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе об Обломове.

4. Используя в произведении прием антитезы, автор, противопоставляя героев, заставляет читателей занять позицию одной из противопоставленных сторон, однако этот прием часто нацелен на то, чтобы помочь нам рассмотреть каждое явление объективно. Так, говоря об Обломове, мы можем осуждать его лень и апатию, но вместе с тем мы признаем детскую чистоту его души и неподдельную доброту. Можно восхищаться предприимчивостью Штольца, но не надо забывать о хитрости и изворотливости, качествах, необходимых для успеха. Умело используя прием антитезы, Гончаров оставил грядущим поколениям великолепный роман о тайнах и тонкостях человеческой души — самого сложного и загадочного явления прошлого, настоящего и будущего.



5. Задания по теме:


Здесь представлен конспект к уроку на тему «Прием антитезы в романе И. А. Гончарова «Обломов», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (10 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Список похожих конспектов

Авторская позиция в романе Достоевского

Авторская позиция в романе Достоевского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. средняя общеобразовательная школа № 34 г.Тихорецка. Тихорецкого района Краснодарского края. ...
А я что такое? Обломов – больше ничего

А я что такое? Обломов – больше ничего

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. НА ТЕМУ: «А я что такое? Обломов – больше ничего». Образ Обломова. Способы создания характера». Учитель:. Ерофеева Ирина ...
А счастье было так возможно, так близко…

А счастье было так возможно, так близко…

Конспект урока литературы в 9 классе. учителя русского языка Ивановой Евгении Владимировны. МБОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области. ...
А я не хочу так жить, не умею

А я не хочу так жить, не умею

. Урок литературы в 10 классе «А я не хочу так жить, не умею». Цели и задачи:. . расширить знания учащихся о творчестве В. Распутина, ...
А он встаёт над волнами забвенья…

А он встаёт над волнами забвенья…

. Подготовила. . учитель высшей категории. . русского языка и литературы. . МБОУ гимназии №7. г.Крымска Краснодарского края. . Спринская ...
А парадокс ли?

А парадокс ли?

. Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа № 8». г. Новочебоксарска Чувашской Республики. ...
А знаете ли вы сказки?

А знаете ли вы сказки?

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ с УИОП № 14». Конспект урока для 1 класса «А знаете ли ...
А ВЫ МОГЛИ БЫ?

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

1 ШЕВЛЯГИНА Н.С. ГБОУ СОШ № 119. КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ. СТИХОТВОРЕНИЕ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО «А ВЫ МОГЛИ БЫ?». Тип урока: урок ...
X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. Сказка «Снежная королева

X. К. А н д е р с е н. Слово о писателе. Сказка «Снежная королева

Чулкова Ирина Викторовна. учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова». Технологическая карта урока ...
А что есть красота….

А что есть красота….

Урок литературы в 11 классе по творчеству Н.А.Заболоцкого. . разработан Алексеевой Л.В., учителем МБОУ СОШ №5. . г. Кашина Тверской области. ...
А счастье было так возможно?

А счастье было так возможно?

Тема урока: «А счастье было так возможно?» Цели:. 1). познакомить с композицией, идейно-художественным содержанием рассказа;. 2). развивать монологическую ...
А душу можно ль рассказать?

А душу можно ль рассказать?

«А душу можно ль рассказать?». (обобщающий урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»). Поурочная разработка.  . урока литературы в 8 классе. Учитель ...

Информация о конспекте

Ваша оценка: Оцените конспект по шкале от 1 до 5 баллов
Дата добавления:23 сентября 2016
Категория:Литература
Классы:
Поделись с друзьями:
Скачать конспект