Конспект урока «Создание характеристики героя» по литературе для 6 класса
Урок литературы, 6 класс,
учителя русского языка и литературы
Румянцевой И.А.
Создание характеристики героя
( урок – исследование).
Введение.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова!» - писал Я.А. Каменский. Различного рода игры – хорошая форма для коллективного познания. С их помощью можно моделировать реальную научную, производственную или иную «взрослую» деятельность. Общая цель игры: формирование творческого отношения к предмету.
Как нельзя лучше эту форму урока можно использовать при изучении весьма скучной, с точки зрения учеников, темы «Создание характеристики героя».
Наличие плана-схемы характеристики, умение находить портретные особенности, объяснять поступки героев, конечно, помогает учащимся в определении характера героя, но в какой-то мере «убивает» творчество и интерес, превращая важную работу в рутинную.
Приемы ТРИЗ технологии помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления») Так как эти приемы не столь широко распространены и применяются, в представленном конспекте урока литературы мы сочли необходимым представить их краткое описание.
Ход урока.
Цель урока: создать характеристику героя.
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о главных героях повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
- прививать интерес к литературе с помощью исследовательской работы; формировать эстетический вкус учащихся при восприятии художественной литературы;
- способствовать развитию у обучающихся культуры речи, умения правильного говорения при устном выступлении, отстаивания собственной позиции.
Оборудование:
- карточки с заданием для групп (Приложение 1).
- раздаточный материал (Приложение 2), оформленный в виде старинных рукописей.
Словарная работа:
архивариус, спикер, рецензия.
Используемые приемы:
«Да-нетка», «Привлекательная цель», НИЛ (научно-исследовательская лаборатория), Синквейн.
Вступительное слово учителя.
Первый этап урока – вызов (активизация).
Ребята, мы продолжаем работу над повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и сегодняшний урок мы начнем с игры «Да-нетка». Она поможет нам определить, насколько хорошо мы узнали героев повести Н.В.Гоголя.
«Да-нетка». Этот прием ставит учащихся в активную позицию, учит
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать товарищей.
- Я загадала имя одного из героев повести и написала его с обратной стороны доски (это имя одного из главных героев, над образом которого будут работать ученики). Вы должны попытаться узнать героя, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только словами «да», «нет», «и да, и нет».
Примерные вопросы учащихся (задаются до тех пор, пока герой не будет узнан):
- Это главный герой повести?
- Он мужчина или женщина?
- Для него характерны героические поступки?
- Был влюблен?
- У него есть брат?
- В конце повести он погибает?
- Герой участвовал в осаде города?
- Он был атаманом?
- Давайте проверим, смогли ли вы угадать героя? (На этом этапе необходимо отметить и похвалить учащихся, задавших точные вопросы, а также прокомментировать вопросы, на которые невозможно ответить в рамках игры).
- А получилась ли у нас полная характеристика героя? (Нет, конечно).
- Тогда давайте постараемся определить цель нашего урока. (Ребятами формулируется цель: составить полную характеристику главных героев повести, и записывается тема урока).
Второй этап урока – осмысление (активная поисковая деятельность).
(Прием «Привлекательная цель») Давайте представим, что мы находимся в уникальном месте: хранилище старых книг. И мы архивариусы (лексическое значение слова написано на доске), в руки которых попали фрагменты уникальной рукописи повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба». Нам необходимо попытаться собрать, систематизировать и обобщить информацию о главных героях. А также довести до сведения класса результаты своих исследований.
Обучающие делятся на 4 группы (деление происходит в зависимости от уровня подготовленности, индивидуальности ребят и т.д.) Первая группа работает над созданием образа Тараса Бульбы, вторая – Остапа, третья – Андрия, четвертая представляет собой ученый совет. Каждая из групп получает задание (Приложение 1) и текстовый материал (Приложение 2), оформленный в виде старинных рукописей.
Прием НИЛ (научно – исследовательская лаборатория). В группе ребята
- исследуют, отбирают и систематизируют литературный материал (Приложение 2);
- обрабатывают результат: обсуждают план доклада, выбирают спикеров, которые будут представлять результаты классу.
По окончании групповой работы выступают спикеры групп с результатами работы, затем следует выступление ученого совета (он анализирует результаты, оценивает работу групп).
Третий этап урока – рефлексия.
Итак, мы с вами, ребята, постарались совместными усилиями создать характеристики главных героев произведения Н.В.Гоголя, проведя интересную и важную исследовательскую работу. А теперь я попрошу выразить свое отношение к полюбившимся героям повести при помощи Синквейна.
Прием «Синквейн» позволяет обнародовать собственную позицию и соотнести ее с мнением других.
-
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
-
Во второй следует описание темы в двух словах (обычно прилагательных).
-
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).
-
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
-
Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Выступления учащихся с Синквейнами.
Тарас Бульба
Великий, могучий
Борется, преодолевает, страдает
Им может гордиться все Запорожье
Гигант.
Остап
Мужественный, цельный
Сражается, мучается, погибает
Достойный сын своего отца
Патриот.
Андрий
Красивый и слабый
Храбрится, влюбляется, предает
Нельзя уважать таких людей
Предатель.
Подведение итогов урока.
Д/з дается по выбору
-
творческое задание: написать творческую работу на тему «Какие новые грани характера героя открыл я на уроке»;
-
нарисовать портрет полюбившегося героя.
Приложение №1.
Задание ученому совету.
Проанализируйте результаты работы групп, дайте небольшую рецензию на выступления архивариуса.
Задание группе №1. Тарас Бульба.
1. Выберите только те фрагменты рукописи, которые касаются вашего героя.
-
Скомпонуйте их так, чтобы получилась цельная характеристика.
-
Обработайте результат, обсудите его.
-
Выберите самого компетентного архивариуса, который доложит результат ученому совету.
Задание группе №2. Остап Бульба.
-
Выберите только те фрагменты рукописи, которые касаются вашего героя.
-
Скомпонуйте их так, чтобы получилась цельная характеристика.
-
Обработайте результат, обсудите его.
-
Выберите самого компетентного архивариуса, который доложит результат ученому совету.
Задание группе №3. Андрий Бульба.
1. Выберите только те фрагменты рукописи, которые касаются вашего героя.
-
Скомпонуйте их так, чтобы получилась цельная характеристика.
-
Обработайте результат, обсудите его.
-
Выберите самого компетентного архивариуса, который доложит результат ученому совету.
Приложение №2
Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
Был упрям страшно. Это был один из тех
характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV
век на полукочующем углу Европы.
Весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.
Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее; так и летели черные волосы из-под медной его шапки: вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.
Выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза
свои, - ничто, похожее на стон, не вырвался из уст его; не дрогнулось лицо его.
Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!
Имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата: чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания.
Казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться от нее, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Начал с того свое поприще, что в первый еще год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественно обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам.
Однако же заметно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сече, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство.
Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их хлопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам со своими казаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары не уважали в чем старшин и стояли перед ними в шапках, когда глумились над Православием и не чтили обычая предков и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства.
Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет; женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философские диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную: пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука: самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы.
Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество. Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, чтобы казак покинул в беде или продал как-нибудь своего товарища. И те и другие нам товарищи - меньше их или больше, - все равно, все товарищи, все нам дороги.
Сильный был он казак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все вынесли и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками.
Считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайне мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.
Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымется из Русской земли свой царь, и не покорилась ему!..
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Создание характеристики героя», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (6 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.